Депрессия — одно из тех аффективных расстройств, которые в наше время неуклонно прогрессируют в количественном отношении. Данное состояние классически включает в себя триаду симптоматических признаков: гипотимию (снижение настроения), брадипсихию (замедление мышления с затрудненными ассоциативными характеристиками, порой имеется наличие чувства вины или фиксация на психотравмирующей ситуации) и снижение двигательной активности.
Согласно статистическим данным ВОЗ на данный момент депрессией страдает порядка 350 миллионов человек (причем, необходимо учитывать, что это здесь имеются в виду лишь диагностированные случаи, когда пациент обращается за помощью к врачу). Многие исследователи отмечают, что депрессия в настоящее время «молодеет» и в отдельной категории сейчас рассматривается депрессия у детей.
Тема изучения такого явления, как детская депрессия была открыта еще вначале ХХ века Крепелином, отмечавшим в частности, что 1,5% всех случаев диагностированной депрессии приходятся на первые 10 лет жизни пациентов. Впрочем, точной картины проявления детской депрессии в своих работах Крепелин не описал, а позже появились научные данные об особенностях депрессивных проявлений у детей раннего возраста ( до лет). (В.В. Ковалёв, 1985 г.).
То есть, депрессия в детском возрасте — это вполне реальное явление, наблюдаемое психиатрами во всем мире. Как правило, такие дети пассивны, вялы, не проявляют интереса к окружающему, имеют плохой аппетит, выражение лица — страдальческое, а в движениях характерны однообразные и ритмичные движения. В зарубежной литературе (Матейчек, Лангмейер, 1984 г.) нередко признаки детской депрессии /их появление/ связывается с психической депривацией ребенка, его изоляцией от матери или другого значимого взрослого, например, в силу помещения его в какое-либо специализированное учреждение или неправильное отношение к нему в семье. Следовательно, для того, чтобы вывести ребенка из депрессии, необходимо, в первую очередь, поменять его жизненную ситуацию и начать лечение как можно раньше.
Здесь необходимо отметить, что перечисленные признаки могут внешне показаться тождественными проявлениям раннего детского аутизма (РДА — это сугубо наш, отечественный термин, в мировой практике признан термин «аутизм»; данное обстоятельство связано, скорее, не с медицинскими категориями, а с тем, что существует проблема в отечественной медицине в плане классификации и определения термина аутизма по отношению ко взрослым). Итак, не стоит путать указанные выше проявления детской депрессии с аутизмом или спектром аутистических расстройств, так как здесь есть весьма значимые и четкие различия.
Лангмейер и Матейчек отмечают, что «дети, бывшие до того улыбчивыми, милыми, спонтанно активными и находившимися в дружеском, свободном общении с окружающей средой, становятся заметно плаксивыми, грустными или боязливыми, при попытке общения они отчаянно прижимаются к взрослому, требуют внимания, перестают активно играть. » Аутичный ребенок очень редко (в тяжелых случаях — никогда не настаивает на контакте даже со значимым взрослым, порой остро и негативно реагирует на тактильные (физические) прикосновения к нему, а подобные проявления нередко хорошо заметны уже в самом раннем возрасте и данное состояние у аутичного ребенка никак не бывает связано с внешними факторами воздействия, то есть причина аутизма никак не бывает вызвана разлукой с матерью, психотравмирующим переживанием и проч.
Потеря жизнерадостности, любознательности, сниженный фон настроения, плаксивость, безынициативность, печальное выражение лица, чрезмерная тревога по поводу разлуки с близкими, пугливость, кошмарные сновидения. Со стороны соматики: симптомы вегетативной дисфункции пищеварения, сердечно-сосудистой системы, терморегуляции, нарушение сна и аппетита.
Естественно, любой внимательный и ответственный родитель, наблюдая изменение поведения своего ребенка и видя нетипичные для него черты, задумается и попытается справиться с ситуацией. Если же Вы видите, что самостоятельно помочь ребенку не получается, то имеет смысл как можно раньше обратиться к квалифицированным специалистам. Проблемой детской депрессии занимаются психотерапевты, психиатры, и, как вспомогательное звено — психологи.
Сложность дифференциальной диагностики данного состояния заключается в том, что часто проявления депрессии выглядят как детские капризы; в семье ребенок может вести себя грубо, становится непослушным, либо предъявляет соматические жалобы. То есть симптоматический спектр достаточно широк, проявления весьма разнообразны, а клиническая картина может быть насыщена множеством расстройств, оказывающихся часто фрагментарными и синдромально незавершенными. ( Иовчук Н.М.) Именно в этом заключается сложность постановки диагноза.
Еще больше может усугубить положение недостаточная психолого-педагогическая грамотность родителей: многие из подобных проявлений часто становятся предметами замечаний и упреков родителей, что вполне объяснимо, ведь постоянно лежащий на диване школьник, отрешенно смотрящий в экран телевизора или дошколенок, который кричит на свою мать вызывают чаще всего желание прекратить подобное поведение путем наказания, назидания или упреков, что только усугубляет ситуацию, а внутренние переживания ребенка делает просто непереносимыми.
Это обстоятельство еще больше омрачает статистика детских самоубийств, по количеству которых мы, к сожалению, уже на протяжении долгого времени лидируем среди всех стран мира. В мире очень мало стран, где уровень смертности по причине суицида детей то 5 до 14 лет превышал бы 1 на 100 тыс. детей. В России же этот показатель в 2 раза выше, то есть 2 ребенка на 100 тыс. детей. Отмечается, что больший процент из них — это дети, страдавшие именно депрессивными расстройствами.Особенно, остро эта проблема выделяется в пубертатном периоде, так как именно депрессия у подростков — нередкая причина суицидальных намерений или актов суицидального поведения.
При малейшем подозрении на наличие у ребенка депрессии обращайтесь к специалистам. Чем быстрее будет проведена диагностика и назначено лечение, тем меньше вероятность возникновения печальных последствий. Нужно помнить, что большинство вовремя диагностированных депрессивных расстройств успешно лечатся современными методами.
При этом необходимо отметить, что здесь крайне важна именно комплексная диагностика, начиная от психологического анализ семейной ситуации и определения характерологических личностных особенностей ребенка (психологические опросники, проективные методы и т. д.) до исследования работы структур мозга (ЭЭГ, МРТ, нейронный тест и проч.), а так же — консультация невролога, эндокринолога и других специалистов. Обобщенные данные результатов комплексной диагностики, слаженная работа нескольких специалистов позволяют правильно построить целостную картину развития нарушения, а так же — составить грамотный план лечения и максимально быстро и эффективно вывести ребенка из депрессии.
Зачастую лишь своевременное обращение к опытным специалистам способно сохранить здоровье и жизнь ребенка.
В нашей клинике работают врачи — детские психиатры, психотерапевты, неврологи и психологи с большим опытом работы в области лечения депрессии именно у детей. Мы прекрасно осознаем всю ответственность такой работы, а потому обеспечиваем ее качество комплексным подходом к диагностике, лечению и социально- психологической реабилитации детей, а так же психологическому и медицинскому просвещению родителей. Только таким образом можно вернуть ребенку и его семье радость и полноценною жизнь. Детская депрессия излечима. Обращайтесь!
Источник
Симптомы депрессии различаются в зависимости от возраста и уровня развития. Спитц (Spitz) описал анаклитическую депрессию у младенцев, Боулби (Bowlby) отмечал, что отделение ребенка от матери (или человека, постоянно осуществлявшего уход за ребенком) после 6-7 мес. первоначально приводит и выраженной реакции протеста (ребенок плачет и ищет мать). В конечном итоге брошенный ребенок становится замкнутым и апатичным, характерны гипотония, летаргия и печальное выражение лица. Эти младенцы часто тихо плачут и, если их берут на руки, могут прижаться к незнакомому человеку, хотя обычно они безутешны.
Клиническая картина депрессии у детей в какой-то степени аналогична таковой у взрослых, хотя у детей депрессия чаще проявляется в виде тревоги, фобий, соматических жалоб и поведенческих нарушений. Кроме упомянутой грусти у детей может наблюдаться раздражительность. Отличительным признаком психотической депрессии у детей служат галлюцинации, бред чаще встречается у подростков и взрослых.
Симптомы тяжелого депрессивного эпизода обычно развиваются не одномоментно, а в течение многих дней или недель. Продолжительность депрессивного эпизода может быть различной; без лечения симптомы депрессии нередко сохраняются в течение 7-9 мес., а в 6-10 % случаев эпизоды депрессии еще более продолжительные. По данным нескольких лонгитудинальных исследований, при появлении депрессии в детском и подростковом возрасте повышается риск депрессивных эпизодов в более старшем возрасте.
Другие исследования показали, что в течение 2 лет после первого депрессивного эпизода у 40 % детей с большой депрессией возникает рецидив. У детей, как и у взрослых, депрессия должна рассматриваться как хроническое заболевание, при этом отмечается чередование периодов ухудшения с периодами нормального настроения. Тем не менее у 20-40 % подростков, госпитализированных по поводу тяжелого депрессивного эпизода, в течение 3—4 лет после госпитализации развивается маниакальный эпизод.
Выделяют три фактора, указывающих на вероятность развития маниакальных эпизодов в будущем у подростков с депрессией:
1) депрессивный эпизод характеризуется быстрым развитием, психомоторной заторможенностью и психотическими симптомами, созвучными нарушению настроения;
2) биполярные расстройства или другие аффективные нарушения в семейном анамнезе;
3) индукция гипоманиакального состояния при приеме антидепрессантов.
Клиническая картина депрессии в дальнейшем отягощается присоединением других расстройств: у 20-50 % детей с депрессией диагностируется два заболевания или более, включая тревожные расстройства (30-80 %), расстройство в виде деструктивного поведения (10-80 %), дистимию (30-80 %) или субстанционную зависимость (20-30 %).
По мнению практических врачей, большую роль в диагностике депрессии у детей и подростков играет применение следующих опросников и оценочных шкал: опросник депрессии детей, детская шкала депрессии, самооценочная шкала депрессии и шкала депрессии детей Центра эпидемиологических исследований. Однако «золотым стандартом» диагностики остается клиническое интервью с ребенком, членами семьи и другими взрослыми — знакомыми ребенка, осведомленными о его состоянии ребенка.
Биологические тесты, специфичные для депрессии, отсутствуют, несмотря на то что различные биологические маркеры находятся в процессе изучения. Например, у некоторых детей во время тяжелого депрессивного эпизода отмечается гипосекреция гормона роста в ответ на инсулининдуцированную гипогликемию, в других случаях наблюдается чрезмерно высокий пик секреции гормона роста во сне. Однако достаточно чувствительные и специфические методы исследования, имеющие диагностическую значимость для выявления депрессии, в настоящее время не разработаны.
В лечении депрессии у детей и подростков эффективны как методы психотерапии, как и фармакотерапия. Психотерапия играет особо важную роль у пациентов с многочисленными психическими расстройствами или в тех с ;учаях, когда депрессию спровоцировал развод родителей или конфликт в семье. Когнитивная поведенческая терапия (продолжительностью 12-16 нед.) наиболее хорошо изучена и эффективна приблизительно в 70 % случаев при депрессии в подростковом возрасте.
Многие исследования показали, что SSRI уменьшают симптомы депрессии примерно в 70 % случаев. Напротив, эффективность трициклических антидепрессантов была доказана только в 1 из 12 контролируемых исследований, и эти препараты, имеющие узкое терапевтическое окно и вызывающие серьезные побочные эффекты, редко назначают при депрессии у детей. Более того, поскольку депрессия ассоциируется с суицидальными мыслями и попытками, а передозировка трициклических антидепрессантов может привести к летальному исходу, педиатрам следует избегать назначения этих препаратов при депрессии у детей.
Источник
В последнее время часто сталкиваюсь с жалобами родителей на то, что ребенок стал вялым, плаксивым, отказывается от игр, все время смотрит мультики, ничего не хочет делать, жалуется на боли то в животе, то на головные боли; не хочет идти в школу или детский сад. Родители говорят, что ребенок стал неуправляемым, раздражительным, вспыльчивым даже по самому «пустяшному поводу», «он просто издевается надо мной». Так что же на самом деле происходит с ребенком?
Одной из причин подобного поведения являются депрессивные расстройства. У детей они протекают совсем по- другому, чем у взрослых. У них редко бывает классическая депрессивная триада: сниженный фон настроения, идеаторная и моторная заторможенность. Чаще депрессия у детей маскируется такими симптомами как нарушение поведения, гиперактивность, энурез, неуспеваемость в школе, соматические расстройства (бронхиальная астма, атопический дерматит, хронические запоры и т.д.). У детей школьного возраста скрытая депрессия иногда принимает форму непослушания, лени, школьники не успевают в учебе, убегают из дома, по любому поводу вступают в конфликты.
Одной из масок детской депрессии является школьная дезадаптация. Она, как правило, нарастает постепенно, проявляясь в трудностях осмысления и запоминания учебного материала. Дети все больше времени тратят на приготовление домашних заданий, не понимают прочитанного. Много раз, пересказав текст дома, на другой день не могут вспомнить его у доски, не могут решить простейших задач, путают счет. Начинают плакать, причитая, что все их усилия напрасны, что “все равно будет двойка”. Становятся крайне рассеянными, забывают дома тетради, учебники, жалуются на потерю памяти: “совсем глупая стала”, “не умею учиться”, “силюсь понять и не понимаю”. Считают, что учителя их недолюбливают за тупость, сверстники презирают, стремятся обидеть, смеются над их плохой успеваемостью, что они неинтересны, неприятны, и даже родители отдают предпочтение другим детям в семье.
Дети жалуются на головные боли, головокружения, боли в животе, рассеянные боли в теле, беспричинное повышение температуры, нарушения деятельности желудочно – кишечного тракта (частые запоры, энкопрез, энурез, рвота), которые сопровождаются сниженным фоном настроения, нарушением сна в виде трудностей в засыпании, частыми пробуждениями. С этими масками дети наблюдаются у различных специалистов, проходят множество исследований, которые не выявляют патологии, получают гору лекарств. Но состояние остается без улучшения.
Депрессия может проявляться в нарушении поведения у детей и подростков. Появляются грубость, дерзость, злобность, агрессивность, оппозиционность, возбудимость, истеричность, которые сочетаются с отказом от учебы, драками, бродяжничеством, противоправными поступками, зависимым поведением. Такое поведение носит защитный характер, и обусловлено оно неосознанным стремлением подростка облегчить свое душевное состояние и снять напряжение. В том числе — с помощью приема психостимуляторов, поднимающих настроение и снижающих уровень тревоги.
Из детских историй описанных их родителями: «Не хочет и не любит школу. Его дети не принимают. Он знает больше многих, мыслит нестандартно, необычно решает задачи. Плюс импульсность, т.е. зная он не может усидеть на месте, нужно выкрикнуть, сказать, доказать, дать совет учителю. Вот сегодня опять попросили с урока в коридоре посидеть на мягком диванчике. Плюс по олимпиадам первые места. Это многих раздражает… И детей и родителей. спорт для Г. это антидепрессант. После тренировки на пару часов исключаются негативные проявления.»
Подростки с психопатоподобной депрессией могут попасть в асоциальную компанию, начать курить, выпивать, пробовать наркотики, хотя истинного удовлетворения это им не приносит. И очень важно разделять нарушения поведения, связанные с депрессивными расстройствами и формирующимся расстройством личности.
Дети становятся плаксивыми, капризными, часто жалуются на вялость, сонливость, быструю утомляемость, говорят, что у них нет сил, ничего не хочется делать, тело стало тяжелым, «кажется, что на ногах тяжелые сапоги», «руки свинцовые, тяжелые», при этом выражение лица у ребенка становится маловыразительным, с опущенными уголками рта, появляются синие круги под глазами. Такая маска принимается за тяжелое заболевание почек или крови, но часто анализы не выявляют патологии почек и крови, а ребенок остается таким же вялым и плаксивым.
Эта маска часто проявляется в появлении тревожных и страшных сновидений, которые не дают ребенку спать, появляется множество страхов (страх темноты, страх громких звуков, страх оставаться одному, «школьные страхи», когда ребенку сложно отвечать у доски). Страхи сопровождаются плохим настроением, замкнутостью, отказом от игр, общения со сверстниками.
1. Для начала перестаньте ругать его за плохие отметки, за невнимательность, за частые уходы из дома, за плаксивость и «неправильное поведение». Попробуйте услышать и увидеть, о чем вам говорит ребенок своим поведением.
2. Обратитесь за консультацией к специалисту – детскому психологу/психоаналитику. Вместе со специалистом вы сможете понять, почему появилась депрессия и помочь ребенку справиться.
Слободянюк Елена Александровна
психолог, психоаналитик, групповой аналитик
Источник