- Диагностика чувства одиночества у подростков
- Особенности переживания чувства одиночества в юношеском возрасте
- Опросник «Одиночество» С. Г. Корчагиной
- Организация социально-педагогической деятельности в условиях реализации ФГОС
- Особенности работы с одаренными и слабоуспевающими детьми в школе
- Методика и содержание деятельности социального педагога в условиях реализации ФГОС
- Оставьте свой комментарий
- Подарочные сертификаты
Диагностика чувства одиночества у подростков
В исследовании приняли участие 20 учащихся 10-х классов МКОУ КСОШ №1.
Для достижения цели и поставленных задач мы использовали следующие методики:
- Анкета Г. Р. Шагивалеевой для выявления уровня и характера одиночества у подростков [5];
- Опросник С.Г.Корчагина, тест направлен на определение и глубины переживания одиночества, и его вида (диффузное, отчуждающее, диссоциированное ) [10].
- Методика неоконченных предложений
Основная методика, использованная в работе, имела форму анкеты. В нее было включено несколько вопросов. Первые три вопроса предназначены для выявления меры одиночества.
- «Много ли времени ты обычно проводишь среди людей?»;
- Есть ли в твоем окружении люди, с которыми ты чувствуешь себя просто и непринужденно, с которыми хочется подолгу быть вместе?»;
- «Есть ли у тебя близкие люди (близкий человек), к которым ты всегда можешь прийти и поделиться своими мыслями и переживаниями, которые тебя всегда поймут и поддержат?» Каждый из этих вопросов относится к разным видам одиночества: соответственно, коммуникативному, эмоциональному и духовному.
Следующие три вопроса, согласно автору анкеты, измеряли отношение школьников к одиночеству, независимо от того, имеется оно у них или нет.
- «Считаешь ли ты себя одиноким?»;
- «Стремишься ли ты избежать одиночества?»;
- «Как часто возникает желание остаться одному?».
Опросник Корчагиной С.Г. для определения глубины переживания одиночества, его вида представлен 30-ю вопросами. На каждый вопрос есть два варианта ответа (да или нет), нужно выбрать тот ответ, который соответствует представлению опрашиваемого на данный момент.
В методике неоконченные предложения нужно просто было дописать предложения по своему усмотрению.
- Если что-то позитивное в одиночестве …
- Причины юношеского одиночества …
- Пути преодоления одиночества …
Особенности переживания чувства одиночества в юношеском возрасте
По рис.1 можно сказать, что 60% старшеклассников подтверждают, что довольно много общаются с другими людьми, что характерно для юношеского возраста. В тоже время 40% десятиклассников признаются, что круг их общения ограничен.
По диаграмме , представленной на рис.3, можно сказать , что 65% старшеклассников имеют в своем окружении людей, с которыми у них доверительные отношения и они могут с ними поделиться чем-то личным. 35% десятиклассников признаются в отсутствии таких людей вокруг себя, что может свидетельствовать наличие переживания чувства одиночества у этой группы учащихся.
Рассмотрев ответы на вопрос: «Считаешь ли ты себя одиноким?», мы разделили школьников на тех, кто считает себя одиноким и на тех, кто не считает себя одиноким.
Рис.5. Распределение учащихся 10-х классов в зависимости от ответов на вопрос «Стремишься ли ты избежать одиночества?», в %.
Из диаграммы, представленной на рис.5, видно, что учащихся, сознательно стремящихся избежать одиночества больше, нежели учащихся, которые не пытаются избежать одиночества (30 % и 70% соответственно) Отсюда можно сделать вывод: активное избегание одиночества действительно снижает вероятность его возникновения.
Одиночество не хотят в большей степени те, кто в нем не находится. В нашем случае это 6 человек. Возможно, для них существует сама проблема, то есть они допускают возможность одиночества и стараются его избежать. Вероятно, это вызывает тревогу и страх.
Следующий вопрос анкеты: «Как часто возникает желание остаться одному?» касался индивидуальной потребности в частоте межличностных контактов. Анализ результатов привел к такому распределению ответов (Рис 6.)
А теперь, проанализируем ответы на следующий вопрос анкеты: «Что ты обычно чувствуешь, когда ты одинок?» В анкете было обозначено 26 чувств и эмоций, среди которых подростки указали характерные для них переживания, без ограничения количества (рис 7).
По диаграмме, представленной на рис.7, можно увидеть, что в состоянии одиночества чаще всего старшеклассники испытывают плохое настроение (50%), тревогу(50%), скуку(40%). В свою очередь, чувство стыда и неловкости (5%) не является спутником переживания чувства одиночества.
30% учащихся в состоянии одиночества способны испытывать хорошее настроение, радость, умиротворенность, активность, сосредоточенность, увлеченность и занятость.
На вопрос «Есть ли что-то позитивное в одиночестве ?» учащиеся видят только позитивное, отвечая, что «можно подумать», «никто не мешает», «позволяет разобраться в себе», «человек может побыть сам с собой», «умиротворенность», «побыть со своими мыслями наедине».
Основными причинами юношеского одиночества учащиеся 10-х классов, выделяют такие как – «переходный возраст», «отсутствие друзей», «замкнутость ,непонимание других», «несчастная любовь», «предательство», «глупость», «не принимает общество», «нехватка общества», «что никто не понимает».
Пути преодоления одиночества старшеклассники видят в общении с друзьями, в оптимистическом настроений на жизнь, занятии любимым делом, в расширении и приобретении новых друзей.
Анализ полученных результатов по опроснику С.Г.Корчагина для определения вида одиночества показал, какой вид одиночества преобладает среди десятиклассников (рис.8).
Согласно диаграмме, представленной на рис.8,мы можем отметить, что у 25% учащихся наблюдается диффузное одиночества. А это значит, что эту группу детей отмечает подозрительность в межличностных отношениях и сочетание противоречащих личностных и поведенческих характеристик: сопротивление и приспособление в конфликтах; наличие всех уровней эмпатий; возбудимость, тревожность и эмотивность характера, коммуникативная направленность.
Человек стремится к другим людям, надеясь найти в общении с ними подтверждение собственного бытия, своей значимости. Такие люди очень остро реагируют на стрессы, выбирая стратегию поиска сочувствуя и поддержки и демонстрируют абсолютное согласие с мнениями, принципами, моралью, интересами того, с кем коммуницирует.
Стремясь к истинному человеческому общению, он действует так, что не оставляет себе не малейшего шанса осуществить данное стремление. Следствием этого, конечно, является жесточайшее переживание одиночества, наполненное страхом, разочарованием и ощущением бессмысленности своего существования.
Следующий вид одиночества (25%) – диффузное одиночество. Это те старшеклассники, которые испытывают конфликты в межличностных отношениях, стремятся к другим людям, надеясь найти в общении с ними подтверждение собственного бытия, своей значимости.
Это не удается, потому что человек не общается в собственном смысле, не делится своим, не обменивается, а лишь примеривает на себя личину другого, то есть отождествляется с ним, становясь как бы живым зеркалом. Такие люди очень остро реагируют на стрессы, выбирая стратегию поиска сочувствия и поддержки. Он демонстрирует абсолютное согласие с мнениями, принципами, моралью, интересами того, с кем коммуницирует.
У 20% десятиклассников наблюдается диссоциионированное одиночество. Диссоциированное одиночество выражается в тревожности, возбудимости и демонстративности характера, противоборстве в конфликтах, личной направленности, сочетании высокой и низкой эмпатии, эгоистичности и подчиняемости в межличностных отношениях, что, безусловно, является противоположными тенденциями. Полученные данные достаточно близки к тому состоянию, которое испытывает учащиеся в юношеском возрасте.
Последний вид одиночества – отчуждающее(15%) – представляет собой наиболее сложное состояние, как по переживаниям, так и по происхождению и проявлениям. Такое одиночество возникает у юношей и девушек в случае, когда он или она совсем не принимает или не принимается классом.
Обычно у таких людей наблюдается недоверие, подозрительность, приписывание другим плохих намерений, тоску, депрессию, реже – тревогу. Это неудивительно, если понять, что человек находится в состоянии одиночества осознанного, не имея возможности с кем-то поделиться, потому что рядом, по его представлениям, нет никого, способного выслушать и понять. Осознание невозможности быть выслушанным, понятым, принятым зачастую приводит к убеждению в собственной ненужности, не интересности. Жизнь становится бессмысленной и пустой. Могут возникать мысли о суициде.
Из полученных данных видно, что преобладающий вид одиночества (40%) в нашей выборке это состояние одиночества без определенной вида (смешанное, субъективно-позитивный), характеризуемое как управляемое одиночество. Этот вид одиночества предполагает осознаваемое человеком уединение для возможности побыть с самим с собой, а также рассматривается как одно из проявлений психологической устойчивости личности относительно воздействия социума.
Таким образом, можно сказать, что четвертая часть всех обследованных старшеклассников хорошо знакома с проблемой одиночества. Переживание чувства одиночества у данной выборки учащихся десятых классов у большей части принимает вид управляемого одиночества. Из этого следует, что одиночество юношами и девушками может быть использовано как уединение, как возможность побыть наедине с самим собой, осмыслить свои действия и поступки. В тоже время среди старшеклассников есть те, которые испытывают одиночество и нуждаются в помощи.
Источник
Опросник «Одиночество» С. Г. Корчагиной
«Одиночество» опросник С. Г. Корчагиной
Опросник позволяет диагностировать глубину переживания одиночества.
Вам предлагается 12 вопросов и 4 варианта ответов на них. Выберите тот,
который наиболее соответствует вашему представлению о себе.
1. Бывает ли так, что Вы не находите понимания у близких (друзей)?
2. Возникает ли у Вас мысль, что по-настоящему Вы никому не нужны?
3. Бывает ли у Вас ощущение собственной заброшенности, покинутости в мире?
4. Испытываете ли Вы недостаток в дружеском общении?
5. Бывает ли у Вас чувство острой тоски по чему-то безвозвратно ушедшему, потерянному
6. Чувствуете ли Вы перегруженность поверхностными социальными контактами, не
дающими возможность истинного человеческого общения?
7. Присутствует ли у Вас ощущение собственной зависимости от других людей?
8. Способны ли Вы сейчас к истинному сопереживанию горя другого человека?
9. Можете ли Вы выразить человеку свое сопереживание, понимание, сочувствие?
10. Бывает ли так, что успех или везение другого человека вызывает у Вас чувство своей
ущемленности, сожаление по поводу собственных неудач?
11. Проявляете ли Вы свою самостоятельность в решении сложных жизненных ситуаций?
12. Чувствуете ли Вы в себе достаточный резерв возможностей для того, чтобы
самостоятельно решать жизненные задачи?
Обработка результатов и интерпретация
Этот опросник обрабатывается достаточно просто. Ответам испытуемого приписываются
следующие баллы: всегда – 4, часто – 3, иногда – 2, никогда – 1.
Ключ для измерения выраженности одиночества
12-16 баллов – человек не переживает сейчас одиночество;
17-27 баллов – неглубокое переживание возможного одиночества;
28-38 – глубокое переживание актуального одиночества;
39-48 – очень глубокое переживание одиночества, погруженность в это
Курс профессиональной переподготовки
Организация социально-педагогической деятельности в условиях реализации ФГОС
Курс повышения квалификации
Особенности работы с одаренными и слабоуспевающими детьми в школе
Курс повышения квалификации
Методика и содержание деятельности социального педагога в условиях реализации ФГОС
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Номер материала: ДБ-1156084
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Путин призвал наполнить аграрное образование современным содержанием
Время чтения: 1 минута
Названа победительница конкурса «Директор года России — 2021»
Время чтения: 1 минута
В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов
Время чтения: 2 минуты
В Москве подписан Меморандум о развитии и поддержке классного руководства
Время чтения: 1 минута
В России пройдет эксперимент с электронными аттестатами
Время чтения: 1 минута
С кем чаще работают школьные психологи
Время чтения: 3 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник