Эмоциональная устойчивость школьника
статья на тему
Проблемы эмоционального неблагополучия у детей, в частности, проблема детской тревожности, несмотря на давнюю историю не теряет своей актуальности.
По данным исследований психологов в последние годы растет число детей с трудностями поведения, тревожных, эмоционально неустойчивых. Раскрыв причины возникновения тревоги и условия воспитания в семье и школе, можно не только предупредить и преодолеть тревогу ребенка, но и превратить ее из препятствия в катализатор развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emotsionalnaya_ustoychivost_shkolnika.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Эмоциональная устойчивость школьника
Проблемы эмоционального неблагополучия у детей, в частности, проблема детской тревожности, несмотря на давнюю историю не теряет своей актуальности.
Известно, что тревога может являться источником многих нарушений здоровья в физической и психической сфере. Особенно вредно ее действие, когда она возникает в детстве и препятствует гармоничному развитию и самореализации личности.
По данным исследований психологов в последние годы растет число детей с трудностями поведения, тревожных, эмоционально неустойчивых. Раскрыв причины возникновения тревоги и условия воспитания в семье и школе, можно не только предупредить и преодолеть тревогу ребенка, но и превратить ее из препятствия в катализатор развития.
Состояние тревоги в младшем школьном возрасте.
Тревогу определяют как «ощущение неконкретной, неопределенной угрозы, неясное чувство опасности. Особенностями тревожных переживаний являются ожидание надвигающейся опасности и чувство неизвестности — откуда может грозить эта опасность. В отличие от эмоции страха тревога не имеет определенного источника, охватывая человека «со всех сторон»; можно сказать, что тревога — «страх неизвестно чего».
Выделяют два основных вида тревожности. Первый из них актуальная (ситуативная или реактивная), т.е. порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может возникнуть у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений; оно не только является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль. Подобное состояние выступает своеобразным мобилизующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем.
Другой вид — личностная тревожность. Личностная тревожность характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринимать любое событие как неблагоприятное и опасное. Ребенок подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается как пугающий и враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера, эта черта приводит к формированию заниженной самооценки и мрачного пессимизма. А также может стать предвестником развития невроза.
Именно поэтому для профилактики невротических нарушений, невротически-тревожного типа развития личности, необходимо помогать детям находить адекватные, эффективные способы, с помощью которых они могли бы совладать с волнением, неуверенностью и другими проявлениями эмоциональной неустойчивости.
Не зная причин возникновения тревоги, механизмов ее развития, преобразования, превращения в другие состояния, зачастую просто невозможно разобраться в том, что происходит с младшим школьником, каковы истинные мотивы его поступков и, главное, как ему помочь.
Причины возникновения тревоги.
Причиной возникновения тревоги всегда является внутренний конфликт ребенка, его несогласие с самим собой, противоречивость его стремлений, когда одно его сильное желание противоречит другому, одна потребность мешает другой.
Наиболее частыми причинами такого внутреннего конфликта являются:
- ссора между людьми, равно близкими ребенку, когда он вынужден принимать сторону одного из них против другого;
- несовместимость разных систем требований, предъявляемых ребенку, когда, к примеру, то, что разрешают и поощряют родители, не одобряется в школе, и наоборот;
- противоречия между завышенными притязаниями, нередко внушенными родителями, с одной стороны, и реальными возможностями ребенка, с другой;
- неудовлетворение основных потребностей, таких, как потребность в любви и самостоятельности.
Что делает одного ребенка более устойчивым, а другого более ранимым по отношению к конфликтным ситуациям в семье и школе?
Нельзя исключить и влияние наследственных, конституциональных факторов. Но роль наследственности в возникновении детской тревоги не столь велика. Гораздо существеннее тот фон отношений, который окружает ребенка еще в первые месяцы его жизни. Огромную роль в становлении эмоционального мира ребенка играют впечатления первого года — первые ласки матери, первые улыбки окружающих людей. Устойчивое доброжелательное отношение создает у него прочный запас душевных сил, истощить которые вряд ли сможет рядовая конфликтная ситуация, даже если она затрагивает весьма близких и значимых людей.
Какие ситуации волнуют младших школьников? «Считается, что в дошкольном и младшем школьном возрастах мальчики более тревожны, чем девочки. В 9 — 11 лет интенсивность переживания у обоих полов выравнивается, а после 12 лет общий уровень тревожности у девочек в целом возрастает, а у мальчиков несколько снижается.
По содержанию тревога девочек отличается от тревоги мальчиков, причем чем старше дети, тем заметнее эта разница. Тревога девочек чаще бывает связана с другими детьми, их беспокоят отношение окружающих, возможность ссоры и разлуки с ними. То, что больше всего тревожит мальчиков, можно назвать одним словом: насилие. Мальчики боятся физических травм, несчастных случаев, а также наказаний, источником которых являются родители или авторитеты вне семьи: учителя, директор школы, милиционер. Если в ситуации оценки, проверки девочки боятся плохо проявить себя, не справиться с заданием, то мальчики волнуются только по поводу грядущего наказания. Такие нюансы отношений, как отвержение, стыд, чувство вины, переживания родных и близких, волнуют мальчиков значительно меньше».
Выделяют две группы признаков тревоги. Первая — внутренние, соматические, возникающие у человека под влиянием волнения, вторая — внешние, поведенческие реакции в ответ на тревожную ситуацию.
Внутренние признаки тревоги — это учащенное сердцебиение, поверхностное дыхание, сухость во рту, ком в горле, ощущение тяжести и боль в голове, чувство жара, слабость в ногах, дрожание рук, чувство собственной неловкости, неаккуратности, неуклюжести, зуд, покалывание и т.д. Эти ощущения объясняют то, почему ученик, идя к доске, тщательно трет нос, одергивает костюм, почему мел дрожит в его руке и падает на пол, почему во время контрольной кто-то запускает всю пятерню в волосы, кто-то не может прокашляться, а кто-то настойчиво просится выйти.
Если состояние тревоги повторяется, если ребенок не находит способа справиться с ним, эти внутренние проявления могут перерасти в симптомы серьезных нарушений.
Поведенческие признаки тревоги еще более разнообразны, причудливы и неожиданны, чем соматические. Отвечая у доски, девочка теребит и мнет свою одежду. Во время контрольной мальчик качается на стуле, вот-вот упадет, а сам даже не замечает этого. Иногда напряжение тревожного ожидания так велико, что человек невольно сам причиняет себе боль. Отсюда — изгрызенные ногти, исцарапанные руки, неожиданные удары, падения. Во избежание неприятностей ребенок порой прибегает к вранью, фантазиям, становится рассеянным, забывчивым. Но чаще такое поведение отражает не саму тревогу, а тщетные попытки справиться с ней.
Эмоция тревоги отличается смутностью, неопределенностью. У детей, конфликт которых носит хронический характер, это чувство неопределенности особенно сильно. Не понимая причину тревоги, ребенок не может найти выход из положения.
Страх, ритуальные действия, фантазии, односторонние увлечения, агрессивное поведение, апатия, заболевание — это ряд способов, с помощью которых дети уходят от тревожных переживаний и, таким образом, приспосабливаются к жизни в условиях хронического душевного конфликта. Главное, что объединяет эти способы, — их не конструктивность. Такие неконструктивные способы защиты от тревоги привязывают к себе человека, не дают ему освободиться, вырваться за пределы порочного круга, который он сам же начертил.
Ни один из этих способов поведения не дает настоящего освобождения от тревоги. Можно предупредить опасность ритуалом, но, обрастая страхами, ритуал засасывает человека в болото мнимых угроз и столь же воображаемых защит. Можно уйти в мир фантазий, но, в конце концов, потеря контакта с реальностью только усугубит конфликтную ситуацию. Можно создать себе отдельный безопасный мирок, но в нем не будет ни друга, ни любви, ни возможности как-то раскрыть себя. Можно противопоставить себя людям и утверждать себя силой, но, в конечном счете конфликт с обществом неизбежно приведет к еще большей тревоге.
Можно уйти от сложностей жизни с помощью таких болезненных реакций, которые облегчают конфликты ребенка с близкими людьми, но это значит обречь себя на болезнь, т.к. любое улучшение самочувствия будет означать нарастание тревоги.
Тревога и учебная деятельность.
Само многообразие школьной жизни — в ней есть и учеба, и игра, и труд, и спорт, и общение с друзьями — позволяет надеяться, что школа смогла бы стать для тревожного ребенка местом обретения себя. Практика показывает, что часто школа лишь усугубляет тот эмоциональный дискомфорт, который был создан в семье.
Чувство тревоги неизбежно сопровождает учебную деятельность ребенка в любой, даже самой идеальной школе. Вообще никакая активная познавательная деятельность человека не может не сопровождаться тревогой. Ведь сама ситуация познания чего-то нового, неизвестного, ситуация решения задачи, когда нужно приложить усилия, чтобы непонятное стало понятным, всегда таит в себе неопределенность, противоречивость, а следовательно, и повод для тревоги. Полностью снять тревогу можно, устранив все трудности познания, что невозможно, да и не нужно. И учение, и развитие личности младшего школьника наилучшим образом протекают не тогда, когда тревога близка к нулю, а когда она находится на оптимальном уровне, и когда ребенок обучен адекватным способам борьбы с нею.
Следовательно, задача учителя заключается не в том, чтобы полностью изгнать тревогу и добиться абсолютного душевного спокойствия детей, а в том, чтобы, во-первых, удержать тревогу не выше определенного уровня, а во-вторых, дать младшему школьнику средство конструктивного преодоления ее, не допуская развития примитивных форм защиты.
Пути преодоления тревоги.
Определенный уровень тревоги все же необходим для мобилизации эмоциональных, интеллектуальных и волевых ресурсов человека. Важнейшее качество, придающее тревоге конструктивность — умение анализировать тревожную ситуацию, спокойно, без паники разобраться в ней. С этим тесно связано умение анализировать и планировать собственные поступки.
«Неумение планировать собственные действия даже в простейших ситуациях — беда многих школьников. Чаще всего они приходят из таких семей, где родители контролируют каждый шаг. Как только внешнего контроля нет, эти дети оказываются совершенно беспомощными, а от этой беспомощности неадекватными, неуспешными. Не обучая детей способам саморегуляции, мы оставляем их беззащитными перед лицом не только серьезного жизненного конфликта, но и любой сколько-нибудь значительной трудности.»
Младших школьников нужно знакомить и с трудностями, и с неудачами, но самое главное — нужно знакомить их с путями преодоления этих трудностей. Тревога становиться конструктивной, если человек понимает, что любая ошибка, совершена ли она при решении школьной задачи или в реальной жизни — это не катастрофа, а стимул для дальнейшего поиска, и опыт ошибок и неудач в жизни человека играет не меньшую роль, чем опыт побед и радостных переживаний. Страшны не ошибки, страшен отказ от поиска, отказ от активности.
Чувство тревоги из препятствия может превратиться в источник их успеха. Это возможно только при прочной, надежной, не тревожной основе — глубинной уверенности в мире и в себе; при владении определенными навыками и умениями. У маленького ребенка таких навыков еще нет. Поэтому чем меньше ребенок, тем больше надо заботиться о снижении его тревоги.
Отличить конструктивную тревогу от деструктивной не так просто, здесь нельзя ориентироваться только на формальные результаты учебной деятельности. Если ребенок под влиянием тревоги начинает лучше учиться, это еще не значит, что его эмоциональные переживания конструктивны. Если тревога просто подхлестывает школьника, заставляет его напрягать все силы, то недолгий успех обернется скорым поражением. На смену эмоциональной неустойчивости придут вялость и безразличие.
Как правило, чем выше тревога, тем успешнее младшие школьники справляются с простыми заданиями, но тем труднее для них любое сколько-нибудь сложное и новое дело, требующее самостоятельности, инициативы и смекалки. Как только школьная жизнь, не говоря уже о жизни вне школы, предложит ребенку чуть более сложные задачи, его неуверенность в себе, боязнь совершить ошибку, недоверие к собственным возможностям моментально всплывут на поверхность, и его деятельность начнет катастрофически распадаться. Критерием конструктивности тревоги служат умение дать себе отчет в ее причинах, не растеряться, не впасть в отчаяние в сложной, запутанной ситуации, наметить разумные пути к выходу из положения.
Источник
Формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки у младших школьников как средство профилактики школьных трудностей
Формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки у младших школьников как средство профилактики школьных трудностей
, Региональный социопсихологический центр (МБУ СОШ№ 1, г. о.Тольятти), педагог-психолог
Какую бы психологическую проблему ученые сегодня ни называли наиважнейшей, ее решение вряд ли возможно без учета ее эмоционального аспекта. В частности, любые проблемы, с которыми сталкиваются психологи, тесно взаимосвязаны с тем, какие чувства тот или иной человек испытывает.
На протяжении многолетней истории психологических исследований эмоции пользовались самым пристальным вниманием, им отводилась одна из центральных ролей среди сил, определяющих внутреннюю жизнь и поступки человека.
Элемент самосознания, характеризующийся эмоционально насыщенными оценками самого себя как личности, собственных способностей, нравственных качеств и поступков; важный регулятор поведения — это самооценка. Она определяет взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и развитие его личности. Адекватная самооценка позволяет человеку правильно соотносить свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих. Неадекватная (завышенная или заниженная) самооценка деформирует внутренний мир личности, искажает ее мотивационную и эмоциональную сферы и тем самым препятствует гармоничному развитию.
Почему ребенок плохо учится? Этот вопрос волнует и семью, и школу.
Первые тревоги в отношении развития детей обычно возникают с началом их школьного обучения. У одних обнаруживаются трудности усвоения навыков письма, чтения, счета, у других — неумение общаться, подчиняться школьным правилам и т. д.
Неуспеваемость, особенно если она проявляется еще в начальных классах, существенно затрудняет овладением ребенком обязательной школьной программой. Именно в начальный период обучения у детей закладывается фундамент системы знаний, которые пополняются в дальнейшие годы, в то же время формируются умственные и практические операции, действия и навыки, без которых невозможно последующее учение и практическая деятельность. Отсутствие этого фундамента, начальных знаний и умений приводит к чрезмерным трудностям в усвоении программы средних классов; в результате такие дети выпадают из обучения. Подобного положения (при отсутствии грубых нарушений развития) можно избежать, оказав ребенку своевременную и адекватную его возможностям помощь, но для этого надо знать причины неуспеваемости, установить, какие из них действуют в конкретном случае, и уметь или устранить их, или коррегировать последствия. Коррекционная работа обязательно должна включать в себя все необходимые элементы полноценной формирующей среды: эмоциональный, рефлексивный, мотивационный, смыслообразующий и т. д.
Задача психолога образования в коррекционной работе с детьми, испытывающими стойкие трудности в обучении, прежде всего, состоит в создании условий для формирования новых возможностей, искомых психологических навыков и процессов, которые могут сформироваться и стать нужными ребенку.
Важнейшее практическое значение имеет вопрос о том, как повысить обучаемость, стимулировать недостаточное умственное развитие проблемных детей, создавая наиболее благоприятные условия для их развития. Всякий раз, когда при прочих равных условиях дети дают существенно разные результаты, можно говорить о разных психологических возможностях учащихся.
Учащиеся, у которых отрицательная педагогическая оценка не совпадает с собственной, испытывают негативные переживания, такая оценка убивает их веру в себя, унижает достоинство. Дети пытаются отгородиться от всего, что вызывает у них неприятные чувства. У них формируются безразличие, а иногда и отвергающее отношение к самому учителю и процессу учения. (1971) правомерно указывал на то, что роль положительного или отрицательного санкционирования чаще всего выполняется по отношению к аффектам заданным мотивом. Особенностью эмоций является то, что они всегда отражают отношения между мотивами и успехом или возможностью успешной деятельности.
В МБУ школе №1 в течение 7 лет успешно проводятся занятия по формированию эмоциональной стабильности и положительной самооценки у младших школьников по программе «Я учусь владеть собой» (автор ). По отзывам учителей, до проведения занятий учащимся в классе было тяжело общаться между собой, они проявляли излишнюю тревожность, были неуверенны в себе. В классах наблюдалась низкая дисциплинированность. Занятия по данной программе помогли объединить класс в единый дружный коллектив. Дети стали доверять своим собственным способностям, умениям и навыкам. Ребята приобрели навыки взаимодействия друг с другом. В школу они ходят с удовольствием.
Мне хочется показать несколько упражнений из программы.
Упражнение «Перейди по тонкому мостику».
На полу рисуется узкая доска через речку. Весь класс делится на пары (кто с кем хочет пройти). Первая пара подходит к концам доски. По команде ведущего начинаем идти вперед. Нужно пройти по доске к противоположной стороне и не упасть в пропасть. Кто упадет, тот проиграл. Болельщики должны кричать не в поддержку играющих ребят, а против них.
Игра-упражнение «Мусорное ведро»
Каждому участнику раздаются листочки. Нужно написать на них фразы «Мне плохо», «Мне жаль себя» и др. столько раз, сколько участники игры смогут и захотят написать. Затем читают вслух и обсуждают:
• Какие это мысли?
• Нужны ли они нам?
• Помогают ли эти мысли нам жить?
• Зачем же их читать?
• Зачем же их хранить?
Ведущий просит участников игры скомкать листочки, порвать их со словами: «Эти мысли мне мешают, они мне не нужны!» — и выбросить в мусорное ведро.
Источник