Девятая симфония бетховена ода радости
Людвиг ван Бетховен «Симфония №9»
Девятая симфония – это идейное завещание Бетховена , пламенное обращение ко всему человечеству. Замысел для создания столь грандиозного по масштабу произведения закладывался на протяжении всей жизни композитора. Музыка дает исчерпывающий ответ на вопросы мироздания, она обладает удивительным свойством существования вне исторического времени. Уникальность претворения финала, его своеобразное решение достигается включением кантаты «Ода к радости».
Историю создания «Симфонии №9» Бетховена, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.
История создания
В 1785 году появилось произведение Шиллера «Ода к радости», призывающее людей к объединению и сплочению. Оно являлось отражением революционного времени, когда люди желали создать новое общество и сделать жизнь лучше. Сочинение несло не только общекультурную, но и социальную значимость. В последствие именно это произведение привлекло внимание одного из самых успешных композиторов современности — Людвига ван Бетховена .
С того самого времени, как он в первый раз прочел оду, творец задался задачей создания по-настоящему грандиозного произведения. Первые эскизы датируются 1809 годом. Спустя восемь лет композитор решил написать скерцо для симфонии. Работа над созданием шла медленно, Людвиг постоянно откладывал ее в сторону. Процесс сочинения ускорил поступивший заказ от Лондонского симфонического общества.
Тогда композитор был горячо любим в Англии, и даже планировал постепенно перебраться в страну туманного Альбиона. Но материальное положение не позволило ему осуществить собственные намерения. Он остался проживать в Германии. Еще в июле 1823 года Бетховен хотел создать два отдельных произведения — Девятую симфонию и произведение для хора «Ода к радости».
Но в процессе сочинения композитор понял, что необходимо объединить музыкальный материал. Синтез инструментальной и хоровой музыки в симфонической практике – это необычайная редкость для современности Бетховена. К счастью, риск был оправдан. Премьера, состоявшаяся 7 мая 1824 года в одном из фешенебельных театров Вены, прошла с оглушительным успехом. Зал рукоплескал, гул аплодисментов был нескончаемым. Жаль, что автор уже ничего не слышал. Несколько минут после того, как отзвучали последние аккорды, Бетховен не поворачивался к залу. По легенде, к нему подошла одна из хористок и показала, чтобы он повернулся к зрителям. Автор увидел, какое впечатление произвела симфония на людей. Благодарная публика кидала в воздух шляпы, некоторые плакали от счастья. Мечта Бетховена сбылась, музыка сумела объединить людей, сплотить их. Разве это не лучшая благодарность для творца?
Интересные факты
- Несмотря на то, что симфония еще раз подтвердила гениальность автора и была признана публикой, больших материальных средств она не принесла. Великий Бетховен еле сводил концы с концами. Иной раз он даже не выходил на улицу, так как его ботинки были давно изношены.
- Л.Н. Толстой не понимал творчества венского классика. В своем эссе писатель, рассуждая на тему «Что такое искусство?», назвал 9 симфонию дурным произведением, не имеющим отношения к искусству.
- Многие композиторы после Бетховена боялись браться за сочинение симфоний с номером 9. Так как существовало суеверие, что после написания симфонического произведения с номером 9, композитор вскоре должен умереть. После смерти Бетховена «проклятию» подверглись известные композиторы, а именно Франц Шуберт, Антонин Дворжак, Антон Брукнер. Считается, что данную связь между номером симфонии и окончанием пути проследил знаменитый композитор Густав Малер, который также скоропостижно покинул мир после девятой симфонии, которой дал подзаголовок «Песнь о Земле». Шёнберг считал, что те, кто пишут 9 симфонию, слишком близко подходят к черте потустороннего мира. Суеверие существует до сих пор, и многие композиторы боятся его.
- Дирижировал произведением известный в те времена дирижер и капельмейстер И. Умлацф. Бетховен стоял неподалеку и показывал темп. Оркестранты плохо разучили новое произведение, но даже небрежное отношение к новаторскому сочинению не повлияло на слушателей, они остались в восторге от премьеры.
- IV часть, а именно «Ода к радости» используется как «Гимн Евросоюза».
- Общее время сочинения от замысла до реализации составило примерно 15 лет.
- Сочинение посвящено королю Пруссии Фридриху-Вильгельму. Королевская особа на премьеру не явилась и самые дорогие места в концертном зале остались пустыми, поэтому исполнение симфонии не окупилось композитору, и гонорар оказался ничтожно мал.
- Компания Phillips при разработке компакт-диска специально увеличила его размер, чтобы на носитель помещалась аудиозапись симфонического цикла. Продолжительность симфонии – 74 минуты.
- По традиции в Японии в канун Нового года исполняется симфония Бетховена.
Содержание «Симфонии №9» Бетховена
Девятая симфония (d-moll) – это венец эпохи Просвещения. Классичность проявляется, прежде всего, в традиционно выверенной циклической форме, состоящей из четырех частей:
- Allegro ma non troppo, un poco maestoso (d-moll)
- Molto vivace (d-moll)
- Adagio molto e cantabile (B-dur)
- Presto (d-moll — D-dur)
Выбранные тональности не случайны. Ре минор рассматривается как олицетворение скорби и печали. Постепенно напряжение снимается появлением Си-бемоль мажора, который знаменует и символизирует Веру, Надежду и Любовь, как опору всего в этом мире. Завершается грандиозная композиция ликованием в Ре мажоре, который принято соотносить с понятиями радости, счастья и жизни.
Новаторство Бетховена заключается в введении в инструментальную композицию вокальной музыки. Так классическая симфония расширяет собственные границы, постепенно, поэтапно трансформируясь в кантату. Многие музыкальные исследователи рассматривают финальное сочинение Бетховена, как «мессу», повествующую о Ветхом Завете. Произведение сочинялось параллельно с Торжественной мессой, и связано с ним неразрывными узами.
Первая часть рисует картину сотворения мира. Неясно звучат инструменты, будто бы оркестр только начинает настраиваться. Пусто и одновременно тембрально наполненно звучат квинтовые интонации. Постепенно из вступления рождается рельефная, пунктирная тема главной партии. Достигнув вершины, она скатывается в интонационную бездну. Смутное, грозовое настроение продолжает нарастать. Происходит внутренняя борьба, тучи сгущаются, фактура уплотняется. Словно светлый луч пронзает побочная партия. Мир лирики содержит в себе будущий материал для создания темы радости. Кульминацией первой части становится утвердительная и ясная заключительная партия. Она является вариантом главной партии, но существенно преобразованной, наполненной силой преодоления, решимости. Возвышаясь, заключительная партия скатывается к стихийной и необузданной разработке. Все меняется, трансформируется. Борьба и процесс становления сопровождаются яркими кульминациями и стремительными спадами. Настроения коды неоднозначны: траурный марш на фоне нисходящей по хроматизмам гаммы, символизирующей фигуру катабасис сменяется на главную тему, которая утвердительно завершает часть.
Вторая часть представляет уникальное для творчества Бетховена скерцо. В нем чувствуется бесконечная пульсация жизни. Музыка рисует жизнь, как счастливое бытие в раю. Основой для части является жанрово-бытовой тематизм, имеющий опору на песенные и танцевальные интонации. Необычна интерпретация традиционной трехчастной формы, как сонатной. Полифоничность наиболее ярко проявляется в виде фугато. Образный мир части подготавливает появление темы радости.
Третья часть – это удивительно глубокая, задумчивая музыка. Философия медленной части открывает слушателю мир души. Здесь царит светлая, архитектурная атмосфера, которая фундаментально держится на двух просветленных темах. Бесконечной кажется первая тема. Она развивается вариационно, и каждая вариация несет особую изысканность и уточненность. Вторая тема словно парит, кружится в вальсе . Танцевальность постепенно ослабевает и уже в коде резко врывается, нарушая гармонию, фанфарное звучание. Это напоминание о том, что совершенство еще не достигнуто. Идея объединения еще не материализовалась.
Оригинально претворение финала. Бетховен словно пытается кратко воспроизвести материал предыдущих частей. Фанфары ужаса, открывающие занавес четвертой части – как символ рока, призрак вступления первой части, он продолжается скерцозными интонациями второй и приходит к сладостному звучанию адажио. Наконец-то получает развитие подготавливаемый ранее материал для темы Радости. Легкое и прозрачное звучание деревянно-духовых инструментов утверждается и постепенно переходит в более сочный и низкий тембр виолончелей . Цепь вариацией разрастается с геометрической прогрессией, приводя ее к кульминации. Но голос оборвался вторжением фанфар ужаса. Тема радости излагается в партии бас-солиста. Картина торжества подхватывается звучным хором. Особенно ярко звучит тема «Обнимитесь миллионы!», которая в процессе будет виртуозно с точки зрения полифонии объединена с темой радости.
Неслучайно введение текста в симфонию, ведь в начале было слово. Как и искусство, слово помогает объединить людей. Кантата «Ода к Радости», включенная в симфонический цикл, это масштабный гимн человеческого духа.
Музыки Симфонии №9 в кинематографе
Девятая симфония совмещает полярные аффекты. Так эмоциональный накал может сменяться спокойствием и умиротворением, героичность уступает место лирическим моментам, светская по определению музыка имеет ярко выраженные черты религиозной музыки. Многогранность музыкального материала позволяет создать атмосферу, свойственную искусству кинематографа. Это определяет и объясняет популярность 9-й симфонии в современных фильмах.
- Симпсоны (2017)
- Бумажный дом (2017)
- История призрака (2017)
- Шерлок (2017)
- Юные преступники (2016)
- Поваренная книга алхимика (2016)
- Рождество (2015)
- Ловушка для приведения (2015)
- Экспериментатор (2015)
- Сверхъестественное (2012)
- Книга жизни (2014)
- Джон Уик (2014)
- Набережная Орсе (2013)
- Песня для Марион (2012)
В юношеские годы молодой Бетховен всерьёз говорил о том, что стремится служить своим искусством человечеству. В более взрослом возрасте, когда были изучены многие философские труды, композитор пришел к выводу, что искусство объединяет. Но ему не нужны были слова, все было сказано в музыке. Девятая симфония – это послание к человечеству. Эта музыка вечна. Искусство Бетховена заключалось в служении людям. Пройдя сквозь времена, его музыка стала носителем идеальной идеи о равенстве и братстве миллионов людей.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Людвиг ван Бетховен «Симфония №9»
Источник
Девятая симфония бетховена ода радости
Ð Created using Figma
Vector Created using Figma Перемотка Created using Figma
Книги Created using Figma С Created using Figma Component 3 Created using Figma Ok Created using Figma Ok Created using Figma Ok Закрыть Created using Figma Закрыть Created using Figma Rectangle Created using Figma
Group Created using Figma
Vector Created using Figma Vector Created using Figma ��� ������� Created using Figma Eye 2 Created using Figma facebook Created using Figma Vector Created using Figma Rectangle Created using Figma facebook Created using Figma Group Created using Figma
Rectangle Created using Figma
Rectangle Created using Figma
На полный экран Created using Figma
google Created using Figma
И Created using Figma Ð˜Ð´ÐµÑ Created using Figma Vector Created using Figma
Стрелка Created using Figma Group Created using Figma
Login Created using Figma logo_black Created using Figma
Logout Created using Figma
Mail.ru Created using Figma Маркер юнита Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Развернуть лекцию Created using Figma
Громкость (выкл) Created using Figma Стрелка Created using Figma odnoklassniki Created using Figma Ð Created using Figma
Пауза Created using Figma Пауза Created using Figma
Rectangle Created using Figma Rectangle Created using Figma Плей Created using Figma
Доп эпизоды Created using Figma
Vector Created using Figma Vector Created using Figma
rss Created using Figma Свернуть экран Created using Figma Component Created using Figma Стрелка Created using Figma ШÑринг Created using Figma
Громкость Created using Figma
СкороÑть Ð¿Ñ€Ð¾Ð¸Ð³Ñ€Ñ‹Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Created using Figma
telegram Created using Figma
twitter Created using Figma
Created using Figma
И Created using Figma
vk Created using Figma vk Created using Figma Я Created using Figma
Яндекс Created using Figma youtube Created using Figma
Источник
Девятая симфония Бетховена
Девятая симфония – потрясающее произведение, которое Людвиг ван Бетховен «вынашивал» многие годы и «разродился» им, когда жизнь подходила к своему завершению. Это — не только итог его жизненного и творческого пути, но и взгляд в будущее.
Все годы он не оставлял мысли о написании такого монументального полотна, которое вобрало бы в себя всё пережитое им: любовь, юношеские страдания, несбывшиеся надежды 1ой до-мажор и 2ой ре-мажорной симфоний; героику, скорбь 3ей симфонии ми бемоль мажор — «Героической»; лирику 4ой си бемоль мажор– чистый цветок, хранящий благоухание тех дней, когда Людвиг едва не обручился с Терезой Брунсвик, озарённых светом, жаждой счастья; перенесённые им удары Судьбы 5ой симфонии до минор – одно из самых мощных по накалу страстей сочинений автора; дыхание Природы в симфонии №6 (фа мажор) «Пасторальной»; одухотворённость, тонкий лиризм 7ой (ля мажор); иронию, игривость, пародийность 8ой фа-мажорной симфонии-юморески.
Во всём этом ощущаются почти осязаемые глубина мысли, железная воля, сила страсти в радости или в страдании, величие в любви или скорби и каждодневная непрекращающаяся борьба. Этой симфонии по накалу страстей в Мире нет равных.
Бунтарский дух Бетховена проявился ещё в, полных драматического накала, увертюрах «Кориолан»(по драме В. Шекспира) и «Эгмонт» (трагедия В. Гёте), в «Героической» и 5 ой симфониях он с потрясающей силой заявил о себе, в 9 ой же он потряс Вселенную.
«Девятая симфония — это – слияние рек. В ней встретилось и смешалось множество потоков из самых отдалённых и разнообразных стран – мечты и желания людей всех возрастов». /Р.Роллан. Собр. Соч. т.12 М.1957/
Мы не ставили себе задачу проникнуть в эти видимые и невидимые потоки, оставим это для исследователей, которых было и ещё будет предостаточно,
цель этого очерка рассказать «рядовому» читателю о гениальном творении, чтобы тот, слушая его, имел бы о нём хоть какое-то представление.
Дело в том, что такая крупная форма как симфония очень сложна для понимания, Бетховенская Девятая тем более. Даже Рихарду Вагнеру, композитору, непревзойдённому мастеру оркестровки, не сразу удалось оценить её по достоинству в исполнении Лейпцигского оркестра в «Гевандхаус». И лишь через время в Париже в блестящем исполнении симфонии оркестром Гранд Опера он как будто «прозрел», или «созрел»[ В.Р.] для понимания. Ничто так не портит музыку, как посредственное исполнение. Но я не думаю, что Лейпцигский оркестр так уж плох, возможно всё дело в готовности слушателя к восприятию.
Итак, в основе этого произведения лежит ИДЕЯ создания Земного Рая, так сказать Царствия Божьего на Земле. Из бездны скорби он задумал воспеть Радость.
Чтобы оказаться в этой Райской обители, человечество должно пройти сложный путь, устранить множество препятствий, которые готовит ему Судьба. Но Бетховен готов к испытаниям и смело вступает в битву со «Злыми силами». Иной раз ловишь себя на мысли, что перед нами Дон Кихот. Да, Бетховен неисправимый романтик. Его роман с Джульеттой Гвиччарди наглядное тому подтверждение. Возникшее между ними чувство, так скоро перешедшее в физическую близость, разочаровало, чтобы не сказать оскорбило его эстетическую натуру. Как благородный рыцарь он хотел бы поклоняться своей возлюбленной, ухаживать, дарить цветы,пойти под венец. Но мечтам не суждено было сбыться. И несмотря на унижение, которое он испытал от отказа любимой на предложения руки и сердца, (ему она предпочла «это ничтожество графа Гелленберга», и в самом деле на кой ей нужен этот чудак, этот одержимый, путь даже гений), он не ожесточился. Удар, нанесённый в самое сердце, не сломил Людвига. В этом «кухаркином» дитяти оказалось больше благородства, чем у всех известных ему «графьёв» и «князьёв» вместе взятых. Когда семья его бывшей возлюбленной, по прошествии многих лет, испытывала материальные затруднения, он, не задумываясь, одолжил у друзей 600 флоринов и передал ей.
Бетховен — борец. Его девиз – «Никогда не сдаваться!» Судьба уготовила ему жестокое испытание, лишив музыканта слуха. Другой бы на его месте отступил. Но только не он.
«Нужно схватить Судьбу за глотку!», — говорил Бетховен. И в самом деле он хватал Её, как лягушонок заглатываемый цаплей, и держал, крепко сдавливая горло, не давая протолкнуть добычу в пищевод. Да, он бывал смешон, углублённый в себя чудак, которому, казалось, никакого нет дела до окружающих. И в самом деле, ведь он думал обо всём человечестве.
Девятой он подводит итог всей титанической работы, проделанной им за всю свою жизнь. Как Прометей, давший людям огонь, он мечтает подарить людям Мир, Радость и Счастье — Рай на Земле.
Симфония состоит из 4 частей, исполнение длится 1 час 15 минут (самое длинное из оркестровых произведений).
Первая часть [Allegro ma non troppo, un poco maestoso (18:29)], что означает «быстро, но не слишком, величаво», вводит нас в атмосферу библейской тайны.
«Земля …была пуста. Дух Божий носился над водами» /Библия, кН.1, гл1, ст.2й/
Начало похоже на заклинание Духов. Вступают струнные, деревянные духовые, валторны
Кажется, что музыканты настраивают инструменты, но это автор обозначает контуры поля, на котором и будет происходить действие.
Продолжительное звучание целых долей постепенно усиливается, усиливается…
Усиливается и напряжение сначала медленно, затем стремительно возрастает, пока не захватывает вас целиком и не увлекает за собой. И вдруг, как будто молния разрезает небо сверху вниз, пронзает скопище туч и гремит гром. Так Дух возвещает о себе нисходящей субдоминантой ля. Боль, отчаяние, трагизм собраны в следующем арпеджированном аккорде, похожем на крик души. И когда позже вступает главный мотив, подчиняющий укрощённую душу, это уже не мрачный ре-минор, а ре-мажор, которым и начинается героическое восхождение к свету.
Бетховен как будто с вершины горы, поднявшись над временем, заново оглядывает весь свой жизненный и творческий путь.
Здесь и ранняя смерть матери, трудное детство, когда подвыпивший отец заставлял его, маленького мальчика, по ночам заниматься музыкой, и заботы о близких также в раннем возрасте, и первые разочарования в любви, и немыслимые страдания в связи с надвигающейся глухотой.
Тема Судьбы, звучавшая в 5 симфонии, видоизменённая, звучит и в 9й, затем её ожидает цепь метаморфоз во 2й и в 4й части.
Маршеобразный ритм первой части суровый, боевой, и смысл её, — по выражению А. Н. Серова, — «борьба всего человечества с самим собой»
С первого и до последнего тактов автор держит вас в напряжении и не отпускает не на секунду. Вот как он обрисовал содержание первой части: «Это глубочайшее философское воплощение в звуках тёмных страниц истории человечества, страниц вечной борьбы, вечных сомнений, вечного уныния, вечной печали, среди которых радость, счастье мелькает мимолётным, как молния, проблеском» /А.Н.Серов. «Девятая симфония, её склад и смысл»/. В этой части Бетховен показал, что «Царство свободы и единения должно быть завоёвано» / там же/.
Вторая часть [Molto vivace, что означает очень живо (12:18)] состоит из разнообразных ритмов. Из начальной темы скерцо на шорохе струнных pianissimo зарождается «метелица» фугато. Затаённая звучность, подобно шелесту, «искорки» отрывистых удвоений у флейт и гобоев, подчёркивающие первые доли каждого такта, громовые удары – всё это создаёт сумрачный колорит. Зловеще-тревожное настроение музыки отмечают многие исследователи.
Однако главной мрачной теме в ре-минор противопоставлена побочная светлая, ясная, полная энергии тема в до-мажоре. Она предшествует «теме Радости» 4-й части. Эта мелодия носит русский характер. А.Н.Серов находил в ней сходство с «Камаринской». Прелестный подголосок усиливает впечатление пасторальности, которое вызывает тема трио.
Только единожды в средней части скерцо – (трио), как бы вскользь, в ткань мягкой лирической мелодии единственной строчкой вкраплена «Марсельеза». Может быть, из соображений конспирации автор не стал развивать революционную тему. Особый интерес вызывает и факт ввода «русской» темы. Возможно Бетховен, разочарованный и даже раздражённый коронацией Героя, которому он посвятил Третью симфонию, искренне был рад появлению русской армии в Париже, поскольку с большой любовью он развивает эту тему и неоднократно возвращается к ней.
Завершается вторая часть мощной вихревой каруселью, вовлекающей в своё движение всё большее число участников, и властвует до самого конца скерцо.
Однако не могу не заметить, что автор книги «Жизнь Бетховена» Б.Кремнев видит в финале «…грозные возгласы… зловещие удары литавр…беспощадный вихрь, непреклонный и необоримый. От мирной, счастливой жизни не осталось и следа»
В третьей части симфонии [Adagio molto e cantabile (медленно певуче)]
три основных образа:
— мелодия (кантабиле) — подражающая пению
— медленная танцевальная тема
— третий образ – призыв-сигнал
Третья часть Девятой симфонии – вершина философской лирики в музыке, считает Серов.
Первая тема адажио – широкая, неторопливая, напевная.
Вторая, приходящая ей на смену, но более оживлённая, очаровывает своей красотой.
Воображение рисует полную чудес зелёную долину, опоясанную цепью гор, со сверкающими серебром снежными вершинами, сбегающими вниз водопадами — Рай на Земле. Картина похожая на знаменитое описание Данте Алигьери Рая на Небесах.
И вот мирную тишь нарушает торжественные фанфары — глашатай возвещает
грядущий приход Радости. Снова льётся пленительная мелодия адажио, постепенно замирающая в нежном пианиссимо.
4. Presto — ‘O Freunde, nicht diese Toene!’ — Allegro assai (final chorus from Schiller’s ‘Ode to Joy’ (25:34) что означает «Быстро! «О, Друзья, не эти тона!»- (заключительный хор из Шиллера «Ода к радости»).
В заключительную часть, состоящую, по сути, из 2 частей, Бетховен (впервые в симфонической практике) вводит хор, который исполняет, написанную на слова Шиллера, «Оду к радости».
Финал венчает борьбу, которая кипела на протяжении всей симфонии. Он связывает все её части воедино.
Стихают звуки умиротворяющего адажио, и как будто страшный взрыв расколол тишину зала. Вдруг весь оркестр разразился диссонирующим аккордом. Р.Вагнер метко окрестил его «фанфарой ужаса». И сразу же все силы добра вступают в схватку с этим непрошенным гостем. Новый взрыв ярости и снова смелый и непреклонный ответ басов оркестра враждебным силам. Как воспоминание, как отзвуки прошлого, одна за другой проходят темы предыдущих 3-х частей. Их прерывают речитативы, как бы говоря, не время оглядываться назад. Кларнеты, гобои, фаготы вначале робко, пугливо, будто спотыкаясь, начинают новую песню, в которой чувствуется дыхание приближающейся весны – первый проблеск той самой темы «Радости». Услышав этот нежный мотив, басы смягчаются. А «Радость», обретя новое, более сильное звучание, спускается с Небес на Землю. Её перехватывают альты, виолончели и несут дальше. Она уже звучит октавой выше, поддержанная контрабасами и фаготами. Затем в новой (третьей вариации), подхваченная всем оркестром, она размеренно величаво проплывает над залом, преображаясь в ликующий марш.
И в этот момент раздаётся вопль той самой «фанфары ужаса». Он обрывается также внезапно, как и появился. Оркестр сразу смолкает, воцаряется тишина. Ждёшь, что этому воплю ответят басы. Но ему отвечают не они, а человеческий голос…
«Эффект, который всегда производит его появление, сразу прерывающее бурный поток симфонии, — пишет Ромен Роллан, — не имеет ничего общего с чисто физическим ощущением. Это нравственное потрясение». В своей симфонии Бетховен воплотил мысль, что Радость неотделима от Мира и Свободы.
Звучит песнь, написанная Бетховеном на стихи Ф.Шиллера «Ода к радости» в исполнении хора. В инструментальном произведении это применено впервые.
А вот как характеризует это произведение` С.И. Танеев:
«если бы на земле появились жители других планет, которым следовало за один лишь час дать представление о человечестве, то лучше всего было бы исполнить для них Девятую симфонию Бетховена, которая красноречивее речей и докладов напоминает о высших идеалах и о пути к их осуществлению»
Эта «Ода к Радости» станет впоследствии гимном Европейского военно-политического союза.
«Обнимитесь миллионы», — пели натовские люфтваффе, швыряя бомбы на Белград, —
«слейтесь в радости людской» — заходились в восторге они, проделывая то же в Ираке, Ливии, Сирии и т.д. Где будет остановка? Да и будет ли она?
Ода к радости. Ф.Шиллер:
Радость, пламя неземное,
Райский дух, слетевший к нам,
Опьяненные тобою,
Мы вошли в твой светлый храм.
Ты сближаешь без усилья
Всех разрозненных враждой,
где ты раскинешь крылья,
Люди – братья меж собой.
Хор
Обнимитесь, миллионы!
Слейтесь в радости одной!
Там, над звёздною страной, —
Бог, в любви пресуществлённый!
Кто сберёг в житейской вьюге
Дружбу друга своего,
Верен был своей подруге, —
Влейся в наше торжество!
Кто презрел в земной юдоли
Теплоту душевных уз,
Тот в слезах, по доброй воле,
Пусть покинет наш союз!
Хор
Всё, что в мире обитает,
Вечной дружбе присягай!
Путь её в надзвездный край,
Где Неведомый витает.
Мать-природа всё живое
Соком радости поит,
Всем даёт своей рукою
Долю счастья без обид.
Нам лозу и взор любимой,
Друга верного в бою,
Видеть Бога херувиму,
Сладострастие червю.
Хор
Ниц простерлись вы в смиренье?
Мир! Ты видишь Божество?
Выше звёзд ищи Его;
В небесах Его селенья.
Радость двигает колёса
Вечных мировых часов.
Свет рождает из хаоса,
Плод рождает из цветов.
С мировым круговоротом
Состязаясь в быстроте,
Видит солнца в звездочётам
Недоступной высоте.
Хор
Как светила по орбите,
Как герой на смертный бой,
Братья, в путь идите свой,
Смело, с радостью идите!
С ней мудрец читает сферы,
Пишет правды письмена,
На крутых высотах веры
Страстотерпца ждёт она.
Там парят её знамёна
Средь сияющих светил,
Здесь стоит она склонённой
У разверзшихся могил.
Хор
Выше огненных созвездий,
Братья, есть блаженный мир,
Претерпи, кто слаб и сир, —
Там награда и возмездье!
Не нужны богам рыданья!
Будем равны им в одном:
К общей чаше ликованья
Всех скорбящих созовём.
Прочь и распри и угрозы!
Не считай врагу обид!
Пусть его не душат слёзы
И печаль не тяготит.
Хор
В пламя, книга долговая!
Мир и радость – путь из тьмы.
Братья, как судили мы,
Судит Бог в надзвёздном крае.
Радость льётся по бокалам,
Золотая кровь лозы,
Дарит кротость каннибалам,
Робким силу в час грозы.
Братья, встаньте, — пусть, играя,
Брызжет пена выше звёзд!
Выше, чаша круговая!
Духу света этот тост!
Хор
Вознесём Ему хваленья
С хором ангелов и звёзд.
Духу света этот тост!
Ввысь, в надзвездные селенья!
Стойкость в муке нестерпимой,
Помощь тем, кто угнетён,
Сила клятвы нерушимой –
Вот священный наш закон!
Гордость пред лицом тирана
(Пусть то жизни стоит нам),
Смерть служителям обмана,
Слава праведным делам!
Хор
Братья, в тесный круг сомкнитесь
И над чашею с вином
Слово соблюдать во всём
Звёздным Судиёй клянитесь!
Источник