- Радости моей нет предела..
- Радости ребёнка нет предела 🙂
- Дубликаты не найдены
- Вдумчивая молитва
- В Перми физрук заставил русских детей совершать намаз
- «Каникулы с Богом» по-белорусски
- Горят канадские церкви
- Аутизм, дцп или как изгнать дьявола
- Детская непосредственность
- Праздник непослушания
- В покоях Иннокентия III
- В Ватикане отказались благословлять однополые пары
- Ватиканская игра престолов
- Безбожникам въезд запрещён
- «Веселые старты» по-римски, или Как правильно проводить выборы
- Империя против Святого Престола. Часть 2
- Империя против Святого Престола. Часть 1
Радости моей нет предела..
«Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся»
Серафим Саровский.
У каждого до Бога тропочка спешит своя..
Но все мы занимаем место подле Бога..
Кто слева..некто справа..вера нелегка..
Сурова жизнь..достойна каждого чертога..
И колет нас и режет ленточками счастье..
Страдания смакуем, грусть по пустякам..
Cосед ослеп..малышка в коме..вот напасти!
Признать бы:я удостоен этой жизни сам..
Приятно сознавать:хоть больно,но мы живы!
Да да больны..но Бог — хирург, наш врач..
Благодари!Hачни и славь-не будешь лживым..
Нет радости предела..Бог нам не палач..
«Радости моей нет предела» преподобный Никон Оптинский
Последний Оптинский старец Никон (а было ему всего 35 лет) как мог, сопротивляясь властям, делая все, чтобы сохранить монастырь, в дневнике писал: «Умру, но не уеду». После закрытия монастыря еще год продолжал окормлять своих духовных чад, пока его не арестовали. Мучительные условия ссылки и болезни только укрепляли его силу духа и непостижимую для нас радость о любви Божией. В конце лагерного срока, уже больной тяжелой формой туберкулеза, он пишет духовным детям: «Радости моей нет предела!». Эта удивительная радость, свойственная святым людям, не нарушаемая ничем внешним, — есть радость о Царстве Небесном, которое, по слову Христову, внутри нас. Смертельно больной туберкулезом, в конце жизни гонимый людьми, но обладавший высокой степенью смирения, последний Оптинский Старец Никон не переставал за все скорби, посланные ему в жизни, с великой радостью благодарить Бога.
Какая сила духа!
И я славлю имя Твоё, Господи, за всё..
что даёшь хоть немного пострадать..
Источник
Радости ребёнка нет предела 🙂
Дубликаты не найдены
Вдумчивая молитва
На родительском форуме обсуждение на тему: «В каких песнях ваш ребенок слышит не то,что поётся на самом деле?»
Не песня, но вариант отличный!
«Отче Наш, ежа неси, но не беси».
В Перми физрук заставил русских детей совершать намаз
UPD. К новости есть вопросы: #comment_213059537
Вчера в школе №123 Перми произошёл довольно странный урок физкультуры, о котором дети рассказали своим родителям. «Мы пришли на физкультуру, немного позанимались, нам сказали сесть вот так и сказали — давайте помолимся Аллаху, чтоб он нам дал здоровья. Все стали ему молиться», – описал маме первоклассник пермской школы №123, показав типичные для намаза поклонные позы с руками ладонями вверх. По его словам, таким образом «тренирует» учащихся государственной школы работающий там физруком мужчина.
Позже в родительских чатах сообщили, что рассказ о намазе на уроке физкультуры подтвердили и другие дети.
Ответ администрации прекрасен🤣
«Я заявила, что на физкультуру к этому педагогу мои дети ходить не будут! И другие родители — тоже», — заявила мать первоклассника.
Родителям в администрации ответили следующее: «На уроке физической культуры используются методические приемы и упражнения на отработку быстроты реакции из разных исходных положений, в том числе сидя на полу, скрестив ноги. Данное упражнение не является религиозным атрибутом, а схоже с ним. В результате чего ребята трактовали ситуацию неверно. Школа всегда открыта к диалогу и любые интересующие вас вопросы можно решать, обратившись к классному руководителю, заместителю директора, записаться на прием к директору».
«Каникулы с Богом» по-белорусски
Не совсем обычные «Каникулы с Богом» получились вчера на территории костёла святой Терезы Авильской в Щучине. К ребятам в гости пришли и приехали сотрудники Щучинского РОВД: со своей техникой, амуницией и даже любимцем всех служивых – бельгийской овчаркой Юки.
— Мы хотим таким образом воспитать у подрастающего поколения уважение к нашей профессии, интерес к службе в рядах правоохранителей, на доступном языке донести до ребят правовые знания, — делится начальник инспекции по делам несовершеннолетних Щучинского РОВД Елена Белоцкая. – Впервые свою выставку спецтехники и экспонаты мы развернули на территории костёла, где на «Каникулы с Богом» собралось более полутысячи ребят. Среди них, кстати, и дети наших сотрудников. У мальчишек и девчонок горят глаза, витает дух романтики, но мы пытаемся непременно донести, какой суровой бывает наша «служба дни и ночи», как важно уважать его величество Закон.
К сожалению, тема взаимосвязи духовности и милицейской дубинки осталась нераскрытой.
Горят канадские церкви
В поселениях коренных народов на западе Канады в течение этой недели сгорели четыре католических церкви.
Поджоги церквей начались после нахождения в мае и июне 966 безымянных детских могил, расположенных на территориях интернатов, куда насильно забирали детей индейцев.
Эти интернаты были частью программы ассимиляции индейцев, действовавшей с 1863 по 1998 год. Программа была государственной, но управляли интернатами религиозные организации.
За это время власти отобрали у родителей и поместили в интернаты более 150 тысяч индейских детей. Там им запрещали говорить на родном языке и отучали от индейских традиций и образа жизни.
Индейские дети в интернатах умирали в основном из-за тяжелых условий: строения интернатов были ветхими, плохо отапливались, и в них царила антисанитария.
Аутизм, дцп или как изгнать дьявола
К сожалению есть варианты развития, когда диагностировать заболевание или расстройство невозможно сразу.
Поэтому как только родилась моя кроха, никаких патологий у неё не выявили.
Она была сильно беспокойная, спала мало и только на руках. Неврологи разводили руками и говорили что просто эмоциональный ребёнок, « а вы мамаша поздно родили и привыкли жить для себя !»
Но все равно в голове не укладывалось, спит только на руках, в лучшем случае по 20-30 минут, остальное время ОРРР. В общей сложности за сутки часов 6-7. На мой замыленный тогда взгляд нормой не казалось.
Дома организовалось куча приспособлений, фитбол, люлька качалка, но дочь замолкала только на руках в ванной, пока льётся вода из крана или шумит фен. И вот пока это есть, она могла заснуть, только я это выключала чтобы пойти положить ее в кроватку, начинался ор 😂
Мои песни и шёпот, и качания и пляски и все возможное были просто пропущены мимо ушей, хотя свои песни и я бы мимо ушей старалась бы пропускать 😂
На улицу тоже целая проблема была, пока одевала ее она орала, потом вроде более менее спускалась с ней с 5-го этажа на улицу, и только клала в коляску, начинался истерикос, и на руках тоже начинала истерить, гулять было сложно. Раз на раз не приходилось, но чаще я вся мокрая в слезах от того что не могу успокоить мелкую на улице, убегала домой.
Я помню как мы с мужем стали зомбаками, я ненавидела его за то что он мог уйти на работу и естественно ему не сильно хотелось спешить домой. Где измученная жена, и орущий ребетенок.
Моя мать педиатр, живет за 200 км от нас, она тоже считала что мы все придумываем. И вот наконец-то ко второму месяцу дочери, она приезжает на выходные 😅
Велит мне идти спать, а сама пытается уложить человеченку. На тот момент, мы активно вели переговоры с гастроэнтерологами, которые поставили мелкой лактазку, и меняли с периодичностью план по питанию. Сдавали кучу анализов, в итоге перешли на гидролизированные смеси. И велели мне с периодичностью спускать газы не только массажем, но и газоотводкой, убедив что хуже я не сделаю.
Но маман педиатр старой закалки;)
И в первые пол часа укладывания моего ребёнка через ор, я сделала массаж и хотела поставить трубку чтобы она хоть чуток поспала😂 Но моя мать дала понять что она лучше знает, и отправила менч отдыхать, что кстати было невозможно в нашем хруще. Я просто лежала, пялила в потолок, слушала такие же ужасные колыбельные из рта матери что и у меня, скрип футбола и крики дочери.
Через 30 минут я опять предложила все же поставить газоотводку, где уже достаточно в нервном тоне была послана нахрен 🤦🏼♀️
И так пол ночи, я бегала чтобы отобрать детеныша чтоб он уже поспал, но новоиспеченная бабулька педиатр, напомнила мне о своём месте и опыте.
В какой-то момент, я услышала что мать перестала петь песню, скрип фитбола продолжался и тут подключилась верующая сторона😂
4 утра, я слышу как мать читает Отче наш вместо колыбельной, я вскочила и думала в этот момент разнести ее, с психами что это уже никуда не годится. Но тут моя гаденькая сторона победила, я решила подождать пока акт экзорцизма не сработает. Через 5 минут, молитву распевали уже как колыбельную. И в этот момент я зашла и спросила «может все же трубку вместо молитвы, а то дьявол не выходит, а вот газы возможно дадут часок сна всем ?”
Мать ничего не говоря, просто всучила ребёнка и рухнула на кровати спать😂
Я размяла живот, поставила трубку, и понесла по привычке дочь в ванную под шум воды. Она уснула измученная, у меня на полу специально лежал полусдутый матрас, чтобы я могла спать сидя, с ребёнком на руках, вот туда я и отправилась на 2-х часовой передых. После, родители больше не рвались помочь с детёнышем 😂, а мы жили в этом аду почти до 4.5 месяцев.
Детская непосредственность
Наткнулся на одну историю..
Дeтcкaя нeпocрeдcтвeннocть.
Пoдрocтoк (13 лeт) нa урoкe в рeлигиoзнoй шкoлe:
— кoгдa Бoг coздaвaл Eву, ecли oн знaл o тoм кaк вce cлучитcя (змeя, яблoкo и т. д. ), тo oн пoлучaeтcя пoдcтaвил Aдaмa. A ecли нe знaл, тo oн нe вceмoгущий. Пoчeму тaк?
PS: учитeля, oни тaкиe «учитeля», вмecтo тoгo чтoбы oтвeтить или пoпытaтьcя рaзъяcнить, уcтрoили прoблeмы рeбeнку
Так все таки получается Адама подставили ?
Праздник непослушания
Автор: Никита Савчук.
Что делать, если вашу страну несправедливо отлучили от церкви, а Рождество отметить хочется?
На этот вопрос ответят венецианцы из XVII века.
У Венецианской Республики и Римской курии отношения никогда не складывались. Венеция раздражала Рим своей показной роскошью, своим богатством и свободомыслием. Прибавьте к этому постоянные торговые контакты с неверными и получите откровенную и незамутнённую ненависть.
В то время, как север Италии оставался полем для сражений и интриг между Францией и Испанией, а Европа на всех парах мчалась к Тридцатилетней Войне, в Венеции царили тишь да гладь. Битва при Лепанто, обернувшаяся сокрушительным поражением османов, хоть и не принесла Венеции каких–либо ощутимых выгод, но как минимум развеяла миф о непобедимости турецкой армии. В новый семнадцатый век Венеция вступала пусть и не столь великой, как двести лет назад, но всё ещё могущественной.
Римского папу это не могло не раздражать.
Когда дожа Венеции Марино Гримани обвинили в кальвинизме, тот философски вопрошал: «Что значит кальвинист, а что — католик? Мы такие же добрые христиане, как и сам папа, и умрём христианами, нравится это кому-то или нет».
Шли годы, в Европе семена протестантизма не только проросли, но и начали плодоносить, авторитет Святого престола колебался. Венеция же, будучи государством, которое всегда славилось своей терпимостью, не просто привечала еретиков, а даже дозволяла им проводить службы на её территории. И если бы дело ограничивалось только службами! Ни много ни мало, в Венецианской Республике было позволено издавать запрещённые церковью книги, для борьбы с пиратами нанимался отлучённый от церкви капитан, а духовенство облагалось налогами.
В таких условиях совершенно было ясно, что открытый конфликт неизбежен. Спичкой для пороховой бочки чуть не послужили сначала вопрос об административной принадлежности города Ченедо, а позднее – принципиальный отказ Венеции изъять у английского посла протестантские молитвенники и запретить ему проводить англиканские службы в его личной часовне. Но… То ли дело было в нерешительности Папы Римского, то ли Рим помнил горький урок войны Камбрейской Лиги столетней давности, но на эскалацию Рим не шёл. До поры до времени.
Павел V, Папа Римский, один из главных героев нашей истории.
Относительно миролюбивый папа Климент VIII скончался в 1605 году, следующий папа пробыл на престоле меньше месяца, а после него в Ватикане обосновался Павел V, у которого терпения было не в пример меньше, чем у предшественников, а решимости не в пример больше.
Тон Рима в посланиях к Венеции становился всё менее дипломатичным, папа не гнушался опускаться до откровенных угроз. Почему это вдруг Венеция запретила свободную постройку новых зданий и монастырей? С чего это Совет десяти также запретил отчуждать светское имущество в пользу церкви? Аргументы Венеции даже не рассматривались.
Буря не заставила себя долго ждать. Сначала умер венецианский патриарх. Традиционно его преемник выбирался в Венеции, а папа лишь давал своё согласие на новую кандидатуру. Но на этот раз Павел V потребовал, чтобы патриарх самолично явился в Ватикан для утверждения. Не то чтобы это выходило за рамки обычных мелких пакостей Рима, да и прецедент подобный уже недавно имел место, но на этот раз Венеция восприняла это как оскорбление.
И буквально сразу же в Венеции разразился крупный скандал. Два мнимых священника были обвинены в достаточно нелицеприятных преступлениях, суд Венеции, установив их вину, приговорил их к требуемым наказаниям, но тут вновь взбеленился папа. Он заявил, что оба этих подсудимых принадлежат к духовенству, а значит подлежат лишь церковному суду, а никак не светскому, к тому же, венецианскому.
Началась война дипломатов. Но на этот раз папа был настроен крайне решительно. В Венецию были отправлены два послания. Одно касалось вопросов церковной собственности, второе – двоих подсудимых. Фактически, Рим предъявил Венеции ультиматум. Либо республика отменяет недавно принятые законы и отпускает узников, либо папа отлучает Серениссиму от церкви.
Отлучение от церкви, иначе интердикт, было самым грозным оружием, которое имелось в арсенале Рима. Отлучённые от церкви люди и государства объявлялись вне закона человеческого и божьего. Одна угроза интердикта в былые времена заставляла королей трепетать. А Венецианскую республику уже трижды за её существование отлучали от церкви. Сейчас, наверное, сложно осознать, насколько страшным было это наказание. Но просто представьте себе средневековый город, в котором молчат колокола, не проводятся обряды крещения, отпевания, венчания, не празднуются Рождество и Пасха. И Венеция понимала всю серьёзность своего положения. Но идти на попятную сейчас означало опозориться в глазах своих граждан, признать свою неправоту, подчиниться несправедливым требованиям Рима. На это Серениссима пойти не могла. Ей нужен был кто–то, кто должен был перед всем миром аргументировать и защитить свою правоту. Дело было непростым, поскольку действующий папа сам имел юридическое образование и заслужил славу непревзойдённого оратора и полемиста. Венеции требовался знаток канонического права, который бы обладал обширными познаниями в богословии, диалектике, политике и истории, который смог бы сразиться с Павлом V на его поле, разгромить его логические построения и выйти победителем из словесной дуэли.
К счастью для Венеции, у неё был подобный человек. Его звали Паоло Сарпи.
Паоло Сарпи, венецианский богослов, любимец республики и зубная боль для Римской курии
Этот учёный монах, который работал с самим Галилеем и дружил с вышеупомянутым английским послом, был человеком поистине блестящего ума и энциклопедических познаний. Сарпи, теперь призванный на госслужбу, составил обстоятельные ответы на обе претензии Ватикана, но папа и слышать не хотел никаких оправданий. Объявив, что письма Паоло Сарпи «воняют ересью», Павел V не опустился до полемики с представителем презираемой им республики и дал Венеции двадцать четыре дня на выполнение его ультиматума. Иначе отлучение. Но папа и представить себе не мог реакцию Венеции.
Дож и Совет десяти решили сыграть на опережение. Они обнародовали эдикт, обращённый ко всему духовенству на территории республики. Этот эдикт гласил, что поскольку конфликт с Римом произошёл по вопросам светского характера, а дож Венеции не признаёт в светских делах высшей власти, кроме Господа Бога, то и решение папы об отлучении от Венеции от церкви является незаконным. В своём обращении к духовенству дож просил его представителей о продолжении служб независимо от распоряжений Ватикана. Это было немыслимым, о чём прямо заявили некоторые священники, но стоило дожу заявить в ответ на претензии одного из викариев, что «Святой Дух приказал Совету десяти вешать всех, кто не подчиняется его распоряжениям», как церкви вновь заработали.
По совету Паоло Сарпи из Венеции были изгнаны ордена иезуитов, театинцев, капуцинов и даже папский нунций. Но в общем и целом Венецианская Республика ясно дала понять, что их сопротивление ограничивается мирскими рамками. Венеция не оспаривает авторитет Рима в вопросах богословия или определения ереси. Она всего лишь хочет оставаться верной дочерью церкви, но если папа желает исключить Венецию из своей паствы – тем хуже для него.
Это был первый прецедент столь открытого пренебрежения распоряжениями Святого престола. В то время как в отлучённой от церкви республике пышно отмечали праздник Тела Господня, в пережившей реформацию Европе стали задаваться вопросом: а стоит ли вообще слушать папу? Вот, Венеция просто не обратила внимания на интердикт – и что он мог сделать?
Всё это время Паоло Сарпи продолжал свою работу по защите Венеции. Бесчисленные памфлеты, сочинения, письма, полемика с лучшими богословами Европы снискали ему славу и народную любовь. В то время, как в Венеции народ готов был целовать ноги своего любимца, в Риме и Мадриде его сочинения сжигались на площадях. Но папа понимал, что эту войну ему выиграть уже не получится. Самое страшное оружие Рима утратило свою мощь, и что хуже всего – об этом теперь знали все. Едва ли престиж курии мог пострадать больше.
При посредничестве Франции спустя два года Рим отменил своё распоряжение об отлучении Венеции от церкви. Папа Римский был публично унижен. Его ярость и ненависть к Паоло Сарпи были столь велики, что он опустился до будничной мести.
Через несколько месяцев после отмены интердикта на Паоло Сарпи напали убийцы, которые нанесли ему два удара в шею и один в лицо. Впрочем, Сарпи оправился от этих ран, хотя шрам от этого нападения сохранился навсегда и даже виден на его портрете. Паоло пережил ещё два покушения и умер в своей постели в 1623 году, всё также почитаемый гражданами республики.
А Ватикан больше никогда не отлучал государства от церкви.
Автор: Никита Савчук.
Подпишись, чтобы не пропустить новые интересные посты!
В покоях Иннокентия III
В Ватикане отказались благословлять однополые пары
Представители сексуальных меньшинств, заключающие однополый союз, не могут получить благословение в церкви. Об этом заявила в понедельник Конгрегация доктрины веры, распространив соответствующее пояснение.
«В некоторых церковных кругах распространяются проекты и предложения о благословении однополых пар», — отмечается в распространенном документе. «Ответ на вопрос «Обладает ли церковь полномочиями для их благословения» отрицательный», — говорится в разъяснении.
Решение обосновывается тем, что такое благословение не было бы «законным», поскольку даже постоянные однополые союзы не подпадают под определение брака — существующего между мужчиной и женщиной и «рождающего новую жизнь».
При этом не исключается благословение отдельных представителей нетрадиционной сексуальной ориентации. В Конгрегации доктрины веры, одной из старейших в Римской курии, подчеркивается, что церкви не отказывается в праве «принимать и заботиться» о людях нетрадиционной сексуальной ориентации, которые «стремятся взращивать свою веру», пока «не получат помощи в понимании воли Божьей в их жизни». Далее в документе разъясняется природа таинств и их значение . «Церковь Господа не перестанет благословлять своих детей, но не может благословлять грех. Может благословить грешника, признавая его часть своего мироздания», — говорится в разъяснении.
Ранее Папа Римский Франциск разрешил вернуть к причастию разведенных.
Ватиканская игра престолов
Автор: Михаил Сосновский.
Римские Папы ассоциируются у нас с могуществом церковной власти, способной влиять не только на многомиллионную паству, но и на глав государств в нескольких десятках стран по всему миру. Однако так было далеко не всегда. Институт папской власти за два тысячелетия своего существования знал как периоды блистательного расцвета, так и периоды тёмного упадка. О времени, вместившем в себя, пожалуй, самые вопиющие эпизоды в истории Святого Престола, и пойдет речь в данной статье.
Истории было угодно сделать так, что римские папы, в отличие от своих «коллег», патриархов в Константинополе, часто оставались один на один с внешними вызовами. Если Константинопольские Патриархи всегда имели в «напарниках» светского главу – императора Восточной Римской империи – то папы в Риме могли наблюдать постоянную борьбу за статус хозяина Вечного города (остготские короли, византийцы, лангобарды, пираты-арабы).
Неспокойные столетия во многом послужили причиной того, что папа стал чем-то большим, чем просто духовным лидером церковной общины. Вокруг первосвященника начала концентрироваться светская власть, так как зачастую только он был способен обеспечить функционирование «муниципальных органов и служб», как сказали бы сейчас. Полномочия римских епископов расширились с образованием Папской области франкским королём Пипином Коротким в 756 году.
При всех своих успехах, папам приходилось учитывать, что «кормятся» они во многом благодаря поддержке императоров Запада. Немаловажным фактором служило и то, что до 1059 года процедура выбора папы не была явно сформулирована, поэтому огромное влияние имела римская аристократия, из числа которой выходило подавляющее большинство понтификов.
На рубеже IX-X веков усилилось влияние сполетских герцогов из рода Гвидонидов. Наиболее активным и беспокойным представителем этого рода был Гвидо III. Этот феодал-авантюрист постоянно пытался стать кем-то большим, чем просто герцогом Сполето. Надо заметить, что как раз в это время прервалась прямая ветвь потомков Карла Великого, поэтому за титулы королей Франции, Германии, Италии и, главное, императора Запада, пусть и чисто формального, развернулась неиллюзорная борьба между многочисленными феодалами.
Гвидо III попытался стать королем Западно-Франкского королевства (Франции), но удачи за левым берегом Рейна он так и не нашёл. Тогда Гвидо решил попытать счастья в приобретении итальянской короны, и здесь фортуна ему улыбнулась. Он сумел разбить претендентов и в 889 году стать королём Италии. Ещё спустя 2 года Гвидо окончательно пришёл к успеху, будучи коронованным императором Запада.
Папа Формоз на изображении XVI века
В том же году новым папой стал 75-летний Формоз – выходец из римского аристократического рода, умудрённый десятилетиями интриг при папском престоле. Спустя год новый понтифик был вынужден короновать императорской короной двенадцатилетнего мальчика Ламберта – сына Гвидо, который пожелал сделать его своим соправителем. Подобный трюк объясняется тем, что в условиях, когда королём или императором мог стать практически любой феодал, имевший достаточно наглости, войска, денег и везения, формирование собственной династии было делом весьма проблематичным. Поэтому, чтобы дать сыну козырь в последующей борьбе за престол, Гвидо заставил Формоза короновать мальчика императором.
Папа не принадлежал к партии Гвидонидов, более того, все помнили старшего брата Гвидо, Ламберта II, который в 860-870-х годах постоянно ссорился с понтификами, несколько раз осаждал Рим, а один раз даже разграбил его. Понятно, что Формоз никак не желал мириться с усилением зазнавшихся феодалов, а потому в 893 году папа призвал на помощь короля Германии Арнульфа и маркграфа Фриульского Беренгара (Фриульская марка находилась на территории современной Словении).
Первая экспедиция закончилась для заказчика неудачно – Гвидо просто откупился от противников, но уже в следующем 894 году Арнульф вернулся в Италию с войском, изгнал Гвидо, который вскоре умер, и провозгласил себя итальянским королём.
Как говорится, нет худших врагов, чем обиженные лучшие друзья. Множество феодалов, включая недавнего союзника Беренгара, высказали недовольство тем, что германский король стал ещё и правителем Италии. Беренгар, совершив дипломатический кульбит, объединился с Ламбертом, сыном Гвидо, но Арнульф в феврале 896 года сумел с боем добраться до Рима, где Формоз короновал его императорской короной.
Арнульф — король Германии и император Запада
Вскоре после триумфа германского короля разбил паралич, после чего он уехал доживать свой век в Германию (германский король промучится ещё 3 года и умрёт в 899 году).
4 апреля 896 года внезапно, при не вполне ясных обстоятельствах, скончался Формоз. Через 15 дней умер и его преемник Бонифаций VI. На папский престол был избран родственник Гвидонидов Стефан VII. Из серьёзных игроков в Италии остались Ламберт и Беренгар. Они заключили между собой мир и разделили королевство. Императорская корона осталась за Ламбертом.
Политические баталии на время окончились. Ламберт желал отомстить Формозу, лично короновавшего отца и его самого, а затем предавшего и призвавшего могущественных конкурентов. Осуждение Формоза автоматически делало недействительным коронацию Арнульфа. Тот факт, что понтифик уже находился в могиле, императора не волновал. Новый папа вызвался помочь родственнику, кроме того, у него был личный мотив: в своё время Формоз назначил Стефана епископом города Ананьи, а по правилам, установленным ещё Никейским собором 325 года, запрещался переход епископов с одной кафедры на другую, соответственно, епископ другого города не мог стать епископом Рима. Таким образом, права самого Стефана на папский престол являлись весьма сомнительными. Все решения Формоза, кроме, естественно, коронации Ламберта, необходимо было объявить ничтожными.
В январе 897 года Ламберт прибыл в Рим. Тогда же по приказу Стефана VII труп Формоза эксгумировали. Полуразложившееся тело умершего за девять месяцев до этого человека было обряжено в папские одежды, посажено на трон в Латеранской базилике, после чего начался суд над мертвецом.
Картина Жан-Поля Лорана «Папа Формоз и Стефан VII», 1870 год
Мёртвому папе вменялся незаконный переход с одной кафедры на другую (Формоз перед избранием был епископом города Порто и перешёл на римскую кафедру в обход решения Никейского собора), совершение церковных таинств, не будучи священнослужителем (обвинение, отсылающее к 870-м годам, когда Формоза на время отлучили от церкви из-за подозрений в заговоре), вероломство и коронование Арнульфа при живых императорах Гвидо и Ламберте.
За спинкой трона, где сидел покойник, прятался дьякон, в обязанность которому вменялось отвечать голосом Формоза во время допроса трупа. По итогам суда бывшего папу признали виновным во всех преступлениях, в которых он обвинялся. Все его решения были объявлены ничтожными. Трупу торжественно отрубили три пальца на правой руке, которыми тот при жизни совершал церковное знамение. После этого тело протащили по улицам Рима, а после безо всяких знаков различий похоронили в общей могиле для иностранцев. Этого организаторам судилища показалось мало, поэтому вскоре останки бывшего папы были сброшены в Тибр.
Невиданное доселе зрелище возмутило римских граждан. Говорили, что во время суда в Риме произошло землетрясение, что расценивалось как проявление Божьего гнева. Появились слухи, что выловленное в Тибре тело Формоза начало совершать чудеса. Уже в августе 897 года организатор суда папа Стефан VII был заключен восставшим народом в темницу, где его задушили.
Папский престол занял представитель партии сторонников Формоза – Роман. Он успел распорядиться, чтобы выловленное из Тибра тело Формоза предали земле, но в декабре сторонники Стефана убили нового понтифика. Избранный вслед за этим Теодор II также был убит через несколько дней. Тогда формозовская партия выдвинула на престол Иоанна IX. Он избежал покушений и признал ничтожными решения Трупного синода, а также полностью реабилитировал Формоза. Император Ламберт к этому времени успел рассориться с Беренгаром, поэтому ему нужна была поддержка папы, и он не стал возражать против действий Иоанна IX.
Трупный синод стал лишь началом серьёзных испытаний для римской курии. В 904 году понтификом был избран Сергий III – представитель аристократического рода графов Тускулумских. Несмотря на то, что угрозы со стороны Гвидонидов уже не существовало (восемнадцатилетний Ламберт в 898 году погиб на охоте, тем самым прервав династию), новый папа реабилитировал Стефана и осудил Формоза, так как сам принимал участие в Трупном синоде.
С этого, как отмечали современники, «мрачного, позорного и беспощадного правления» начался так называемый период порнократии в истории папства. В следующие 60 лет Рим находился во власти развращённых ставленников Тускулумских деспотов.
Город Тускул, расположенный в кальдере потухшего вулкана в 24 км от Вечного города, был известен со времён ранней Римской республики. Жители этого города всегда являлись союзниками Рима. Со времён поздней республики в окрестностях Тускула начали возникать многочисленные виллы богатых римлян (например, Цицерона).
Уитридж Уортингтон – «Тускулумский амфитеатр и Альбанские горы», 1860 год
Происхождение графов Тускулумских доподлинно неизвестно. Вероятно, они имели либо византийские, либо германские корни. Как бы то ни было, сенатор Теофилакт I, считающийся родоначальником династии, в 901 году стал одним из судей Рима. Как раз в это время образовался вакуум императорской власти. Ламберт погиб на охоте в 898 году, в следующем году умер парализованный Арнульф. В борьбу за императорский титул включились уже упоминавшийся Беренгар и король Нижней Бургундии Людовик III.
В 901 году Людовик короновался императором, однако следующие 4 года его занимали Беренгар и венгры, регулярно совершавшие нападения на север Италии. На этот период надёжной опоры у пап не оказалось. Ситуацией воспользовался Теофилакт, который в январе 904 года устранил папу Христофора, то ли сослав в монастырь, то ли убив вместе с его предшественником – Львом V. На римскую кафедру был возведён Сергий III – кузен Теофилакта.
Сергий III. Гравюра Нового времени
Новый понтифик щедро наградил своего покровителя, даровав тому должности папского казначея, дукса (главы военного округа) и главнокомандующего вооружёнными силами Папской области. Жена Теофилакта, Феодора, также стала хранительницей папских сокровищ. В Риме, по сути, установилась диктатура Теофилакта, при котором Сергий III был лишь послушной марионеткой.
Кроме вызывающей роскоши, коррупции и кумовства, отличительной чертой Рима времён правления Тускулумского рода была ужасающая моральная распущенность. Безусловно, стоит учитывать, что главный источник о периоде порнократии – это сочинение «Воздаяние» итальянского дипломата Лиутпранда Кремонского, который участвовал в заговоре против последнего порнократического папы, поэтому степень очернительства и всевозможных преувеличений в нём соответствующая. Однако даже от официальной католической церкви добрых слов в адрес Сергия III и последующих пап не наблюдается: «Негодяй, достойный верёвки и огня… Невозможно поверить, что такой папа мог быть законно избран» (Кардинал Цезарь Бароний, католический историк XVI века).
Согласно Лиутпранду, Сергий вступил в связь с дочерью Феодоры и Теофилакта Марозией, после чего та родила от папы сына. Сама Феодора стала любовницей Иоанна, епископа Болоньи. Этот человек в 914 году стал новым понтификом Иоанном X (Сергий умер в 911 году).
Между 924 и 925 годами умер патриарх клана Теофилакт. На его место стал претендовать законный муж Марозии Альберих I Сполетский, но почувствовавший вкус к власти Иоанн X спровоцировал народное восстание, которое заставило Альбериха бежать из Рима. Вскоре несостоявшийся тиран был убит, а Марозия поклялась отомстить папе.
В 928 году умерла вдова Теофилакта и любовница Иоанна X Феодора. Марозия и её новый муж Гвидо Тосканский организовали заговор против папы, в результате которого папскую стражу изрубили на куски, а самого Иоанна заточили в тюрьму, где он вскоре был убит.
Следующие три года римскую кафедру занимала пара «марионеточных» пап, которые были последовательно отравлены, чтобы в 931 году епископом стал двадцатиоднолетний сын Марозии и Сергия III Иоанн XI. Два следующих года Марозия продолжала оставаться абсолютной хозяйкой Вечного города.
Далее в политику вновь вмешались семейные отношения. В 932 году Марозия в третий раз официально вышла замуж. Её избранник – король Италии Гуго Арльский – настолько же безнравственный, как и его новая жена, на свадебном пиру нанёс оскорбление Альбериху II Сполетскому, сыну Марозии от первого брака. Альберих в ту же ночь призвал римлян к восстанию. Он изгнал Гуго и заточил собственную мать в крепость, где та умерла в 937 году (её сын, папа Иоанн XI, вероятнее всего, был отравлен за два года до этого). Следующие 20 лет Альберих II Сполетский правил Римом, ставя пап по собственной прихоти.
Свадьба Марозии и Гуго Арльского
Альберих II умер в 954 году. Перед смертью он собрал всю римскую знать в базилике Святого Петра и заставил поклясться, что как только папский престол освободится, на него будет возведён его сын Октавиан. Это было исполнено спустя год, когда Октавиан, которому было от восемнадцати до двадцати пяти лет, стал папой Иоанном XII. Он стал вторым римским первосвященником после Иоанна II, жившего в VI веке, который сменил своё настоящее имя при восшествии на папский престол (вероятно, новый понтифик счёл неуместным использование главой католической церкви древнеримского, а, следовательно, «языческого» имени Октавиан). Как наследник Альбериха, молодой человек унаследовал и светскую власть, соединив все нити правления в своих руках. Примечательно, что светские обязанности он исполнял под своим настоящим именем.
Приблизительное представление о том, чем занимался папа, можно составить по предвзятому, но от того не менее ценному свидетельству Лиутпранда Кремонского:
«…исповедовались, что они сами видели, как диакон был рукоположён в конюшне. Бенедикт, кардинал-диакон, с другими священниками сказал, что они знали о фактах посвящения папой епископов за взятки… они свидетельствовали о его прелюбодеяниях… он превратил священный дворец в публичный дом. Они сказали, что он ослепил своего духовника Бенедикта, и после этого Бенедикт умер; что он убил Иоанна, кардинал-иподиакона, после его кастрации…».
«Весёлые» времена порнократии подходили к концу. Теофилакт, Иоанн XI, Марозия и Альберих II, то есть люди, которым принадлежала реальная власть в указанный период, во многом были обязаны своему положению постоянным дрязгам между различными европейскими феодалами, умело играя на их противоречиях.
Более того, на передний план в европейских делах выдвинулся незаурядный правитель – король Германии Оттон I, в 955 году разгромивший кочевников-венгров в битве на реке Лех, что навсегда прекратило опустошительные набеги мадьяр на Центральную Европу и побудило их перейти к оседлому образу жизни (уже в 1001 году будет основано Венгерское королевство). Сама же битва на реке Лех часто именуется «рождением немецкой нации».
Оттон I. Лукас Кранах Старший, 1530-е годы
Начало конца эпохи порнократии можно отнести к 961 году, когда Иоанн XII призвал Оттона I в Италию, чтобы защитить Рим от притязаний короля Италии Беренгара II. При приближении оттоновской армии войско Беренгара разбежалось, и король Германии триумфально вступил в Вечный город.
В благодарность Иоанн XII 2 февраля 962 года короновал Оттона I императорской короной. Впервые с 924 года, то есть с момента убийства Беренгара I Фриульского (уже упоминавшегося в первой части повествования), в Западной Европе кто-то принял титул императора. Сам Оттон и те, кто был подле него, скорее всего воспринимали произошедшее как реставрацию империи Карла Великого, однако в историографии именно с этого момента отсчитывается начало существования уникального государственного образования, которое спустя 5,5 веков после коронации Оттона окончательно получит то название, под которым и останется в истории – Священная Римская империя германской нации.
Период согласия императора и папы длился недолго. Согласно хроникам, Оттон безуспешно пытался уговорить Иоанна отказаться от распутного образа жизни. Сам же понтифик начал опасаться усиления императорской власти. Как только Оттон покинул Рим, чтобы окончательно разгромить Беренгара, папа отправил послов к противнику императора. Однако король Италии был быстро разбит, пленён и удалён в ссылку, а его титул ликвидирован.
Летом 963 года Оттон подступил к стенам Вечного города уже не как союзник, а как противник папы. Иоанн бежал из города, при этом пригрозив, что любые попытки сместить его с кафедры обернутся отлучением от церкви. Оттон не испугался и организовал в декабре новые выборы папы, на которых был избран Лев VIII, мирянин, бывший до этого протонотарием (заведующим делопроизводством) Рима. За один день Лев последовательно прошёл все ступени священнической иерархии, чтобы быть рукоположенным в сан римского епископа.
Базилика Святого Петра, центр папской власти в Средние века. На её месте в XVI веке был выстроен грандиозный собор Святого Петра
Тем не менее, у низложенного папы оставалось множество сторонников. Как только Оттон покинул Рим, Иоанн вернулся в город (Лев VIII успел сбежать) и объявил своё низложение неканоническим. Он хотел было послать посольство к императору, но не успел. Самый фееричный папа периода порнократии скоропостижно скончался в мае 964 года, согласно Лиутпранду Кремонскому, во время любовных утех – то ли от апоплексического удара, то ли от руки обманутого мужа. Оттон восстановил на папском престоле Льва VIII, отличавшегося аскетизмом – непопулярной чертой за последние шесть десятков лет.
«Иоанн XII был достоин того, чтобы быть конкурентом Элагабала … разбойник, убийца и кровосмеситель, недостойный представлять Христа на папском престоле… Этот отвратительный священник осквернял кафедру Святого Петра в течение девяти долгих лет и заслуживает того, чтобы называться самым мерзким из пап», — писал Луи-Мари Корменен, французский памфлетист XIX века.
Нельзя сказать, что пороки и скандалы покинули Рим. Графы Тускулумские ещё несколько десятков лет будут играть важную роль в римской политике, из их рядов выйдет ещё несколько пап, правда, менее одиозных по сравнению с предшественниками. Более 30 лет, на рубеже X-XI веков, Вечным городом будут верховодить патриции из рода Кресцентиев, также склонные назначать «марионеточных» первосвященников. Вместе с тем, папы всё чаще будут противиться аристократическому давлению, опираясь на усиливающееся влияние императоров. В свою очередь, императоры также будут заинтересованы в усилении папства, видя в нём естественную опору и противовес строптивой феодальной знати.
Этот взаимовыгодный союз продолжится до середины XI века. Папский престол усилится настолько, что сможет бросить вызов императорской власти за право назначения епископов. Начнётся период «борьбы за инвеституру», во многом предопределивший степень влияния церкви на европейскую политику в следующие несколько веков.
Перенесено силами сообщества Сat_cat с сайта fakel-history.ru с разрешения.
Автор: Михаил Сосновский.
Безбожникам въезд запрещён
Ну или просто заплати.
«Веселые старты» по-римски, или Как правильно проводить выборы
«В сентябре 1159 года предположительно тридцать кардиналов должны были выбрать достойную кандидатуру на папский престол, вакантный после смерти Адриана IV. То есть сначала их было тридцать, а к моменту голосования один отправился пожрать в местную столовую. Его, конечно, хватали за мантию, когда он между рядами пробирался, шипели: «Сядь на место! У нас тут конклав!» На что этот гордый представитель высшего духовенства решительно отвечал: «Конклав конклавом, а обед по расписанию!» И ушел. Надо было его папой выбрать: с таким практичным товарищем нигде не пропадешь.
Но выбрали, к сожалению, не его, а некого Орландо (Роландо) Бандинелли, главу антиимператорской фракции кардиналов. Такой был политический расклад в конклаве: почти все кардиналы, за исключением трех, негативно относились к императорским ставленникам. А кардинал Орландо — тот вообще отмороженный был: в свое время прямо в физиономию императору Фридриху Барбароссе заявлял, что у того вся власть от Рима и поэтому пусть не выеживается. Папе Адриану даже пришлось потом примирительное письмо императору писать: мол, это наш новый сотрудник, он у нас недавно работает, погорячился, не обращайте на него внимания, мы его квартальной премии лишим. Но оказалась, что позиция Орландо очень даже близка церковным иерархам.
Выбор собратьев по партийной работе чрезвычайно обидел кардинала Оттавиано ди Монтичелли, на которого свои надежды возлагал сам Барбаросса. Когда объявляли имя нового папы, Оттавиано еще как-то держался. Зато когда принесли церемониальную алую мантию и Орландо, по традиции сначала отказавшись, а потом согласившись, готовился надеть ее на себя, к нему молнией метнулся обиженный Оттавиано и ловким движением вырвал мантию у него из рук. И попытался напялить ее на себя. Участники конклава, конечно, офонарели от такого хамства и демонстративного пренебрежения их свободным волеизъявлением, но через несколько секунд вновь обрели способность двигаться и общими усилиями вытряхнули нахала из незаконно приватизированного папского атрибута. И, видимо, пригрозили «начистить рыло лично энтим кулаком» (Л. Филатов), если такое еще раз повторится.
Повторилось оно в следующую же секунду. Скорее всего, вся эта суматоха была не импровизацией, а заранее спланированной акцией. Потому что подбежал капеллан кардинала ди Монтичелли и подал своему господину точно такую же мантию, запасную. Оттавиано в нее быстренько облачился. Правда, надел ее задом наперед — а русская народная примета, между прочим, так прямо и указывает: наденешь одежду задом наперед — битым будешь. «Может быть, даже ногами» (с) Несмотря на то, что в мероприятии участвовали римские кардиналы, русская народная примета подтвердилась, пусть и не на все сто процентов. Кардиналы погнались за своим ненормальным коллегой с целью отобрать у него мантию. Кто-то тянул за край, ткань обмоталась вокруг шеи Оттавиано, а он, не обращая на это внимания и рискуя удавиться прямо в двух шагах от власти, рвался к папскому престолу. И таки дорвался. Взгромоздился на престол и стал оттуда кричать, что он в домике папа Виктор IV, разрешите представиться. Видимо, по принципу «Кто первый встал сел, того и тапки папские туфли».
Потом, поняв, что сейчас, наверное, подбежавшие кардиналы будут с престола стаскивать за ноги, самопровозглашенной папа таким же веселым огоньком метнулся в противоположный конец зала, по дороге, как утверждает Норвич, успев потребовать у группы перепуганных клириков быстренько официально провозгласить его папой. А тут и группа поддержки подоспела: толпа накачанных вооруженных мужиков с недобрыми лицами и на раз-два угадываемыми намерениями. Они, вероятно, специально за дверью дожидались удобного момента, а теперь вошли и дали понять всем сомневавшимся: Витек — наш папа. И ваш тоже. А кто не согласен, с тем будет разговор особый, но короткий. Орландо и его сторонники почли за лучшее по стеночке выбраться из зала и укрыться в башне Святого Петра. А на новоявленного Виктора IV под внимательным взглядом накачанных парней персонал собора нахлобучил папские атрибуты. От греха подальше.
Правда, римлянам почему-то не понравился инновационный способ выборов нового понтифика. Они выходили на митинги и требовали освободить кардинала Орландо из башни, а когда так называемый папа Виктор неосторожно проезжал по улицам, местное население его радостно встречало нецензурной бранью и издевательским свистом. Наконец, тонкая душевная организация Виктора не выдержала такого неодобрения, и однажды темной ночью он бежал из Рима. Орландо быстренько перебрался во дворец и прошел обряд инаугурации, назвавшись Александром III. И первым делом, конечно, отлучил от церкви своего зарвавшегося соперника. Тот ответил строго симметрично: отлучил Александра.
Потом долгие годы уважаемые взаимно отлученные понтифики разбирались, кто из них папа, а кто антипапа. Было много всего интересного: и жизнь в изгнании обоих пап, и отлучение Барбароссы, и взаимоотношения с различными европейскими государями, и возвращение Александра в Рим после смерти Виктора в изгнании (хотя Барбаросса был резко против). Потом опять изгнания и возвращения. Нескучная, полная приключений жизнь была у папы Александра. А ведь началось все сразу после избрания. Как говорится, как в должность вступишь, так весь срок полномочий и проведешь.
Вот как люди раньше за божью благодать бились: весело, задорно, спортивно. Прятки, догонялки, драки и прочие «Веселые старты» по-ватикански. Есть что вспомнить. А сейчас что? Скукотень.
Папа Франциск призывает к миру во всем мире, к взаимной терпимости, к дружбе и сотрудничеству, к пониманию и прощению, а также к позитивным изменениям в католической церкви. Говорит тихо, без крика и надрыва. Что сказать, интеллигентный человек. И кардиналы вокруг него все как на подбор интеллигентные, воспитанные люди. Правильный имидж католической церкви создают. Правильный, но какой-то незажигательный. Вот если бы кто-то из них с ноги заехал другому, или там мантии бросились друг на друге рвать прямо на площади Святого Петра… Тогда да, была бы преемственность традиций со времен средневековья. И это означало бы, что со времен средневековья церковь так ничему и не научилась.»
(С) besshardwick (Мария Гаранина)
Империя против Святого Престола. Часть 2
Автор: Владимир Герасименко.
В предыдущих сериях:
Снятие отлучения с Генриха IV, мало повлияло на решимость противников лишить его короны и 15 марта 1077 года в Форхайме князья оппозиционеры избрали антикороля Рудольфа. Основой поддержки нового антикороля стала, внезапно, Саксония, в то время как Генрих опирался на князей церкви, города и мелкопоместное рыцарство. Два следующих года война шла не очень успешно для Генриха, но разобщенность антиимператорской оппозиции позволяла ему сосредоточиться на борьбе с саксонцами и Рудольфом. Папа Григорий, наблюдавший из Рима и выжидавший, в январе 1080 года, после очередного поражения императора, решил, что победитель таки определился и встал на сторону Рудольфа. Более того, на Священном Синоде он провозгласил, что теперь права инвеституры лишались все светские владыки на любом уровне, а также назначил новый порядок их назначения. Мало этого, так Папа Григорий, считая себя уже победившим, стал ставить своих людей на уже занятые имперские кафедры, что противоречило всем церковным законам.
Имперские князья церкви вновь устроили бугурт, созвали собор в Бриксене, куда был приглашён и император Генрих, и отлучили Папу Григория от церкви, избрав своего антипапу Климента III — равеннского архиепископа Виберта, по совместительству главу антигригорианской оппозиции. Новое отлучение вызвало недоумение и у светских князей Империи и её жителей, так как император не нарушал никаких договоренностей с папством. Поэтому, когда в октябре того же года антикороль Рудольф проиграл Генриху сражение и, не пережив позора и отсечения руки, умер, оппозиция развалилась и почти год занималась внутренней грызней, так как нового сильного лидера у неё не было. Карта Папы была бита, а у Генриха оказались развязаны руки.
Пока враги собирались с мыслями, Генрих решал, что делать с Папой Римским — в условиях все еще продолжавшейся гражданки он хотел примирения с Папой. Даже после выбора имперского антипапы Генрих предлагал Григорию взаимный отказ от всех претензий в обмен на помазание имперской короной в Риме, но наместник бога на земле был упёрт в своем выборе. Поэтому Генрих понял, что стоит снова лично явиться к Григорию и поговорить, но на этот раз, взяв с собой армию — доброе слово и имперская армия, убеждают лучше, чем просто доброе слово. В апреле 1081 года войска Империи перевалила через Альпы и начали продвижение к Риму. Папа Григорий надеялся, что имперцы завязнут в кампании по подчинению местных владык, поддерживающих папство, но Генрих появился под стенами города уже в мае. Так как армия была недостаточно сильна для осады или штурма города, император начал кнутом и пряником переманивать местных правителей на свою сторону, вел переговоры с Римским клиром и представителями горожан, стоявших на стороне Григория. Император убеждал, что пришел только для отстаивания своих прав, которые попрал Папа Григорий своим незаконным отлучением, не имеет зла на итальянцев, ибо они введены в заблуждение злочинным Хильдебрандом (Григорием VII), а добрым гражданам стоит обратить внимание, что у антикороля Рудольфа была отсечена в сражении та рука, которой он принес клятву этому самому Григорию. Приведенные доводы выглядели довольно убедительно, поэтому позиции Папы Римского начали резко слабеть. Видя это, Григорий психанул и начал отлучать всех, кто смел вести переговоры с императором, чем еще более усилил позиции Генриха.
Политические и военные усилия императора позволили за первую половину 1082 год окружить Рим союзными землями, по факту взяв его в осаду без выдвижения войск непосредственно к стенам города. Более того, ему удалось заручиться и поддержкой норманнов Роберта Гвискара, захвативших Сицилию и часть южной Италии, и из-за этого закусившихся, как с базилевсом из далекого Константинополя, так и с Папой Григорием из более близкого Рима. Не получив решительного превосходства, Генрих в конце 1082 — начале 1083 года начал полноценную осаду вечного города, обстреливая его из осадных машин и моря население голодом. Настроения внутри Рима были самыми безрадостными, как отмечает хронист “снаружи города война, внутри страх”. Генрих продолжал посылать парламентёров к Григорию, клиру и горожанам с предложением снять осаду в обмен на помазание, и если Папа Римский был непреклонен, то горожане и часть кардиналов перешли на сторону императора. Дальнейшие события путаны: то ли горожане сами сдали одни из ворот имперской армии, то ли осажденные были настолько утомлены, что не заметили ночного штурма, есть и сведения, что римлян обманули, выманив из стен города в полевое сражение, но это видится маловероятным. Так или иначе в 1084 году Генрих торжественно вступил в Рим, где сначала интронизировали антипапу Климента, а сам Климент на Пасху короновал имперской короной Генриха. Но победа была неполной — Григорий заперся в замке Святого Ангела и отказался оттуда выходить. Хуже того, в обмен на признание законными претензий Роберта Гвискара на земли южной Италии, он добился помощи от норманнов, чья армия выступила в поход на Рим.
Защитник святой церкви Роберт Гвискар
Ослабленная имперская армия в мае вынуждена была отступить из Рима, так как силы норманнов превосходили их численно, а император не собирался попадаться в ловушку в городе. Гвискар, поднявший на знамя похода освобождение истинного Папы из заточения, объявил всех горожан мятежниками, недостойными милости. Горожане Рима хорошо понимали, что их ждет и оставались верны своим новым клятвам верности, но тем не менее без имперской армии их сопротивление было обречено на провал. Ворвавшиеся в город норманны устроили такой разгул грабежа и насилия, закономерно переросший в пожар, которого Рим по мнению, как наблюдателей, так и историков не знал за всю историю — город выгорел почти целиком. Уцелевшие в этом “акте благочестия” жители не испытывали к Гвискару, норманнам и их союзнику Папе Григорию ничего кроме ненависти. Поэтому он предпочел убраться из города вместе с отступившими с горами награбленного добра норманнами. Антипапа Климент снова возвратился в Рим, где и осел до 1094 года, периодически выбиваемый оттуда, но обязательно возвращавшийся. На протяжении следующих 16 лет в мире было два Папы — имперский антипапа Климент и находящийся большую часть времени где угодно, но не в Риме римский (Папа Урбан II поэтому и объявлял первый крестовый поход в Клермоне, так как на тот момент не контролировал Рим).
Средневековая гравюра. Верх: император Генрих IV и антипапа Климент III выгоняют Григория VII, низ: прелаты церкви решают как быть и кончина Григория VII в Салерно. Сожжение города норманнами, союзными Папе Григорию, тактично опущено.
Казалось бы, конфликт решен — союзный Генриху Папа сидит в Риме, сам Генрих возвращается в Германию для окончательного наведения порядка, но Григорий VII всё еще не лишился поддержки и крепко держался на юге полуострова. Вернувшись в Германию, император сумел подавить последние очаги восстания, воспользовавшись правом инвеституры назначил верных ему прелатов церкви и даже женился на дочери киевского князя Всеволода. Жизнь явно налаживалась, но в 1090 году ему снова пришлось вернуться в Италию, чтобы выгнать из Рима Папу Урбана II и вернуть на апостольский престол Климента. А тут еще двое противников Генриха — Матильда Тосканская (последовательная союзница папства) и сын баварского герцога Вельфа (последовательный враг Генриха) сыграли свадьбу. Их объединенные армии перекрыли альпийские проходы и на 3 года (до 1096) заперли Генриха в Италии, не способного влиять на ситуацию в стране, где все катилось по наклонной. Наследник Генриха — Конрад под влиянием оппозиционных князей встал на сторону Папы Урбана в обмен на обещание имперской короны, отрекся от отца и стал распространять слухи, что тот сектант и с Папой борется из-за ненависти к истинному христианству. Но в 1096 году вместе с браком распался союз Матильды и Вельфа, благодаря чему Генрих смог помириться с мятежным герцогом, вернуться в Германию и лишить всех престолов мятежного сына, провозгласив своим наследником 12-летнего Генриха. Мира правда это не прибавило, так как вялотекущая гражданка и не думала прекращаться.
Новый Папа Римский Пасхалий II, желающий довести до логического конца борьбу с Генрихом, начал рассылать своих эмиссаров князьям СРИ, в том числе и наследнику престола — Генриху. Обещая пряник — свою поддержку молодому наследнику в обретении имперской короны в обмен на признание папской инвеституры, Пасхалий показывал и кнут — отлучил в 1102 году Генриха IV от церкви, намекнув его наследнику, что у сына трижды отлученного без поддержки Папы гарантий занятия престола вообще никаких. И в 1104 году все переговоры дали свои плоды — Генрих сбежал от своего отца в, внезапно, Саксонию, готовую принять любого мятежника против центральной власти (потом, когда Генрих станет правителем будут ведь против него сражаться, но враг моего врага мой друг), где, как король Германии, официально стал именовать себя Генрихом V. В течение года шли политические и военные манёвры, завершившиеся созывом Рейхстага в Майнце, где отец и сын должны были представить князьям доводы, почему именно он должен править. Генрих V, не дожидаясь Рейхстага, сумел обманом поймать отца и заточить в крепости, где вынудил того отдать императорские инсигнии и подписать отречение от престола. Правда выйдя из заточения Генрих IV ту же отказался от отречения и устроил очередную гражданку, но неожиданно умер через год, тем и разрешив конфликт.
Казалось бы, вот теперь-то победа папства в длительной борьбе, но, более-менее укрепившись на троне, Генрих V отказался следовать решениям соборов и своим собственным обещаниям и отказался признавать право папства на инвеституру, так как оно противоречило интересам Империи. Пасхалий пытался вразумить молодого короля, но тот решил в стиле отца отправиться в Италию, дабы добрым словом убедить Пасхалия в том, что он не прав, а заодно, чтобы дважды не ходить, короноваться в Риме. Когда Генрих V в сопровождении армии двинулся на юг, Папа Римский, вспомнивший чем закончился приход в Италию его отца, решил по-быстрому договориться (кроме того не последнюю роль сыграл и тот факт, что пока длилось противостояние имперское рыцарство практически не участвовало в крестоносном движении). Посланные к императору легаты предложили тому за отказ от инвеституры отказ прелатов церкви от ленных владений и, связанных с ними привилегий, и, естественно, коронацию в Риме. Такое предложение в полной мере устраивало Генриха и в Сутри был заключен соответствующий договор. И вот опять казалось, что наконец-то конфликт разрешён, но, когда во время церемонии помазания на царство был зачитан текст договора, в соборе воцарилась суматоха — кардиналы и епископы стали громко выражать свое неудовольство его пунктами. Пасхалий, видимо, посчитавший это счастливой возможностью добиться уступок от Генриха, прекратил церемонию, но не рассчитал решительности императора. Генрих пришел в ярость от такого нарушения договорённостей и приказал арестовать Папу и кардиналов, после чего вывести их из города, где они могли рассчитывать на поддержку народа.
Генрих V отдает приказ об аресте папы Пасхалия
Два месяца высшее католическое духовенство томилось в плену у Генриха V, пока не согласились полностью отказаться от прав на инвеституру и никогда не отлучать его от церкви. Сын учел ошибки отца, но вы ведь понимаете, что это ровным счетом ничего не изменило.
Довольный Генрих удалился в Германию, а католический клир, после того как последний имперский солдат покинул территорию Италии, потребовал от Пасхалия разрыва позорного договора. Пасхалий, не желавший снова испытывать гостеприимство Генриха, прикинулся ветошью и “разрешил” очередному Латеранскому собору самому решить вопрос о разрыве договора в Сутри и отлучении Генриха. Оба вопроса были решены собором положительно, естественно спровоцировав целую серию восстаний по всей Империи (в том числе и в Саксонии, кто бы сомневался), в подавлении которых Генрих завяз на следующие 5 лет. В 1118 году Генриха на Соборе в присутствии имперских князей церкви (назначенных во время ослабления контроля императора за инвеститурой) Генриха вторично отлучили от церкви, видимо надеясь, что так его Сатана точно приберет к себе. Но разделавшийся на время с оппозицией Генрих, решил, что “хватит это терпеть” и снова отправился в Италию. В отличии от отца, Генрих действовал не только решительно, но и быстро: пройдя бодрым маршем, захватил Рим, выгнав оттуда Пасхалия, который не выдержал унижения и умер.
Кардиналы попытались тайно от императора избрать нового папу, но сторонники Генриха узнали об этом, вынесли ворота церкви, где проходил конклав, и после избиения ногами недостойного лжепапы Геласия II заключили его в тюрьму. Правда томиться в темнице ему пришлось недолго — сторонники Папы во главе с городским префектом уже на следующий день освободили Геласия. Узнав об этом цирке, Генрих вернулся с севера Италии в Рим и предложил Геласию компромисс — повторное рукоположение Папы в присутствии императора и, соответственно, его легализацию. Но Геласий, драпанувший из города в направлении Франции, где были сильны позиции реформаторов, отказался, поэтому Генрих организовал выборы своего антипапы Григория VIII (знатно потроллив папистов, выбором интронизационного имени в честь много насолившего его отцу Григория VII). Все эти события подорвали здоровье Геласия и, не добравшись всего ничего до аббатства Клюни, он отдал Богу душу, перед этим успев для надёжности отлучить в третий раз Генриха.
Новый Папа Каликст II видел бесперспективность всей этой борьбы и попытался через французского короля организовать переговоры с императором, которые должны были пройти близ Реймса. Каликст предлагал в обмен на отказ от инвеституры императором, принятие прелатами церкви всех обязанностей и привилегий, связанных с владением лена в Империи. Это предложение в принципе устраивало обе стороны, но Папа Римский на встречу не явился, опасаясь, что 30-тысячная армия, которую Генрих привел с собой, тут не к добру. Обвинив императора в срыве переговоров, Собор в Реймсе отлучил и антипапу Григория VIII и, чтобы уж наверняка, в четвертый раз Генриха V, чем, о ирония, он превзошел своего папку по общему количеству отлучений, а по количеству одновременных и вовсе стал абсолютным чемпионом. Не смотря на это, позиции Генриха “четырежды отлученного” внутри Империи были довольно твердыми — в отличии от отца, опиравшегося в основном на князей церкви и городское население, его безоговорочно поддерживала большая часть швабских землевладельцев, ставших ядром поддержки императора, а также многие светские князья, видевшие в амбициях папства угрозу влиянию не только Империи, но и их личному. Не добившись примирения, Генрих вернулся в Германию, где снова пришлось раздавать целительных поджопников, поднявшим мятеж, князьям северной Германии и, вы таки не поверите, Саксонии. Но вечная гражданская война, а она длилась по факту уже 50 лет и воевали уже внуки тех, кто её зачинал, порядком всем надоела и встретившиеся имперская армия и саксонцы, после дефелирования друг перед другом, отступили, а император и князья собрались для решения всех проблем на съезд.
Пока Генрих занимался внутреимперскими делами, Каликст, заручившись поддержкой норманнов с юга Италии, сумел захватить и Рим, и антипапу Григория, поэтому на съезде князей в Вюрцбурге, прибывшие легаты Папы, действовали с сильной позиции. Общие условия мира были аналогичны предложенным в Реймсе, но еще год ушел на взаимную утряску пунктов соглашения. Итогом стало заключение в Вормсе конкордата между папством и императором, по которому последний отказывался от права инвеституры — наделение духовным саном теперь осуществлялось исключительно Папой Римским, но наделение леном было исключительно в руках императора, при этом князья церкви сохраняли все вассальные обязательства перед Империей. Естественно заключение конкордата снимало с императора отлучение.
В целом, компромисс устроил обе стороны, так как церковь не получала абсолютного контроля над имперскими князьями церкви, но и император больше не мог вмешиваться в дела папского престола. Церковь наконец получила окончательную (как ей казалось) независимость от мирских владык и теперь (опять же, как казалось) должна была сделать следующий шаг к исполнению мечты Григория VII о примате духовной власти над мирской. Идея же христианской универсальной Империи, как внутренней сути СРИ, её миссии, и так уже сильно потрепанная, окончательно потерпела поражение.
Автор: Владимир Герасименко (@Woolfen).
Личный хештег автора в ВК — #Герасименко@catx2, а это наш Архив постов. Январь 2020
Империя против Святого Престола. Часть 1
Автор: Владимир Герасименко.
Привет, Cat_cat! 25 января 1077 года жители итальянского города Каносса могли наблюдать странную, интригующую и пугающую картину — у ворот города в одном рубище стоял отлученный от церкви император Священной Римской Империи Генрих IV, молился, каялся и просил впустить его в город. А его не пускали. Целых 3 дня. Папа Римский Григорий VII показал императору и всему миру цену непослушания приказам матери-церкви. Творилось доселе немыслимое — мирской владыка признавал власть духовного. Но это было только начало длительной борьбы между папством и империей за право назначать епископов на кафедры. О том, как империя дошла до жизни такой и какой путь проделали Григорий и Генрих прежде, чем оказаться на судьбоносной встрече в Каноссе, будет первая часть статьи.
X век закончился для римской католической церкви (РКЦ) не самым удачным образом. Вот вроде и проблему 1000 года человеки пережили (нет, с проблемой 2000 года и сбоем дат в некоторых ОС из-за использования для обозначения года только двух цифр это никак не связано — компьютеров то не было). Хотя нет, нет, а находились безумные пророки, вещающие в стиле фриков-адептов конца света по майянскому календарю в 2012, что “Дата-то ненастоящая!”, мол ошиблись господа ученые церковники в её вычислении и “Конец близок!”. Но народ в мудрости своей решил, что конец миновал, ибо люди усердно молились Господу богу, а потому, чтобы и впредь конец света не наступал, надо усилить накал молитв. Повысившийся градус религиозности требовал выхода, но в самой матери-церкви творился лютый де пиздес. РКЦ, как будто предчувствуя близкий конец в IX веке пошла во все тяжкие — симония, коррупция, разврат и падение нравов. Все это было и до, но с избранием в 904 году под влиянием могущественного рода Теофилактов, владевших властью в Риме, Папы Сергия III папство пошло в разнос. Следующие 12 Пап, избиравшихся исключительно по воле Теофилактов, иногда еще и в династическом порядке (а чего такого в том, что сын занял место отца?), и были просто образцами святости — местоблюстители трона Святого Петра разве что в некрофилии не были замечены. Период этот за буйство разврата и декадентства среди высшего духовенства запада получил название Порнократии. Причем, сгнила к этому моменту уже не только голова РКЦ, но пованивало и от всего тельца. И церковники это осознавали. Поэтому в среде монахов бенедиктинцев из французского аббатства Клюни зародилось движение реформ. ЧСХ движение было поддержано папой Иоанном XI, тоже порнократом, но без особых извращений, просто тряпкой и маменькиным сынком, избранным на должность Папы Римского его матушкой.
Иоанн XI с матушкой размышляет над глубиной морального падения церкви
Но, калейдоскоп Пап, один другого хуже, да еще и зависимых от местных князьков в конце концов задолбал Оттона I — в будущем первого настоящего императора Священной Римской Империи германской нации, а пока просто короля Германии (формально императором становились только после коронации в Риме, но по факту король Германии получал императорские инсигнии, наследованные от Карла Великого, а значит и власть императора). Тот вспомнил, что Папа возлагая на Карла Великого корону Императора Запада, делал это в обмен на защиту со стороны Империи, де юре оставаясь свободным владетелем Папской области, но де факто принимая власть и покровительство императора. В пылу борьбы за куски Франкской Империи наследникам Карла было не до идеи универсальной империи, объединяющей всех христиан, а значит и не до контроля над папством, но Оттон, установив контроль над Германией, желал легитимировать свое новообретённое положение, поэтому обратил свой взор на юг. В 962 году Оттон прибыл в Рим, по дороге раздав целительных поджопников всем несогласным, впервые за 100 лет короновался императором в Риме, а потом выпнул на мороз Папу Иоанна XII, сговорившегося с его врагами. Напомнив всем прелатам церкви, кто в доме хозяин, Оттон заставил их выбрать верного ему папу Льва VIII. Новый владыка церкви закрепил в буллах фактическую власть Императора над землями папства и его право, как римского патриция, принимать участие в конклаве по выбору новых Пап Римских. Оттон, закрепив положение папства в структуре Империи, благополучно отбыл в Германию, а анал-карнавал в Риме продолжился, только теперь в нем участвовал и Император. Римские патриции считали себя ничем не обязанными немцам, а потому постоянно пытались протолкнуть своих кандидатур на престол святого Петра, что вызывало постоянные конфликты внутри Италии. Какое тут дело до реформ церкви и борьбы за моральный облик, если на кону стоит под кого сегодня выгоднее лечь?
Да и структура самой церкви сильно замедляла этот процесс — она была скорее современной франшизой, нежели корпоративной структурой, как в веке XV. Папа, как глава франшизы определял отдельные организационные вопросы и осуществлял теологическую поддержку филиалов, но прямого управления над ними не имел. Государства и местные церкви существовали в симбиозе — государь обеспечивал церковнослужителей леном земли, для извлечения прибыли на её же функционирование, в обмен на вассальную зависимость и помощь церкви в управлении государством, обеспечивая тем самым государство образованными кадрами для администрации. В таких условиях каждый князь церкви (епископ и архиепископ) был сам себе голова и более зависел от воли князя/короля/императора, нежели Папы из далекого Рима: и во Франции, и в СРИ, как и в их прародителе Франкской Империи, правом инвеституры (назначения прелатов церкви, она сопровождалась двумя актами: вручением посоха и кольца, символизирующих духовную власть, и передачей скипетра — символа светской власти) владел государь. В то же время выбором папы римского занимался совет исключительно из итальянских кардиналов и патрициев Рима, поэтому князья церкви в СРИ поддержали Оттона в установлении контроля над папством, так как это открывало возможность и немецким епископам влиять на общецерковные дела. Но только к середине XI века императоры СРИ смогли установить плотный контроль над папством, продавив введение в совет кардиналов неитальянцев и обеспечивая выбор Папами родственников императора. При этом при наследниках Оттона сложилась благоприятная возможность для проведения реформ — император Генрих III поддержал клюнийскую реформу церкви, так как терпеть и дальше бардак не было сил уже ни у кого, а клюнийцы предлагали способ очистить церковь от мимокрокодилов. Хотя выведение монастырей из подчинения светских властей в руки Папы и снижало контроль и доход с владений, создавая при этом базу для роста мирской власти Пап, но так как империя имела контроль над их назначением, то это не имело особой роли. И всё было хорошо, пока император крепко держал власть, но стоило ей немного ослабнуть, как из-за конфедеративной сути германской монархии все начинало катиться к гражданке, а на папский престол мог пролезть кто-нибудь нехороший. Генриху III видимо на эти соображения было плевать, так как ну кто же думал-то, что уже его сыну — Генриху под номером 4 придется нарваться именно на такой случай.
Генрих III, которому на момент рождения сына было 35 лет, хорошо понимал, что он может не дожить до его совершеннолетия и правильной передачи короны. Поэтому в 1053 году на сейме князей Империи в Требуре Генрих убедил избрать королем Германии Генриха младшего (самому отцу оставалась имперская корона), правда так как ребенок был еще слишком мал, князья приняли решение, но с оговоркой, что служить ему будут только, если он покажет себя хорошим правителем. Не обладая возможностью силой навязать свою волю Генрих вынужден был смириться с этим. В 1056 уже на пороге смерти Генрих заставил князей еще раз принести клятвы своему сыну, а для обеспечения гладкой передачи престола, отдал сына под защиту Папы Римского Виктора II, который для этой цели приехал в Германию. Папа провел в Аахене еще одну коронацию малолетнего Генриха IV, добился еще одной клятвы верности от вассалов и поспособствовал установления регентства матери Генриха — Агнессы Пуатье. Вот только сама Агнесса имела прескверный талант правителя — не смогла обеспечить выбора нужного СРИ Папы Римского, пыталась обеспечить поддержку вассалов, раздавая ленные владения и отдавая приближенным на откуп вопросы политики, но только усиливала видимость слабости её власти и центробежные настроения. В 1061 году она вообще устала от обязанностей и удалилась вместе с сыном отдохнуть в монастырь. Местоблюстителем престола стал архиепископ Кёльна Анно, который склонив на свою сторону ряд князей, в том числе и духовного звания, убедил, что Империю надо спасать, для чего требовалось отнять власть у Агнессы.
Проблема заключалась лишь в том, что хотя регентша и удалилась от дел по управлению государством, отдавать императорские инсигнии она не собиралась, а, значит и положение того же Анно было чрезвычайно шатким. Поэтому архиепископ захватил Генриха, на минуточку своего будущего короля, и обменял его у матери на инсигнии. Анно и другие заговорщики позволили Агнессе с сыном удалиться, не решившись покушаться на законного владыку, но Генрих ничего не забыл. И, когда в 1065 году он был посвящен в рыцари, только заступничество матери спасло Анно от укорачивания амбиций путем усекновения головы, в то время как часть союзников Анно быстро смекнули куда дует ветер и встали на сторону короля.
Регентство заметно подкосило императорскую власть и Генрих, после занятия престола, вынужден был начать собирать обратно, розданные в лен владения в Саксонии, заселяя эти земли швабами. Высокие налоги, явное вытеснение саксонских баронов, да и населения в целом, этнически отличными “более немецкими” швабами и отъем земель Генрихом привели в 1073 году к восстанию. Надо заметить, что привести к согласию саксонцев пытался ещё Карл Великий аж целых три раза, а потом все правители государств правоприемников, примерно с одинаковым результатом — интегрироваться не хотят, власть королей и императоров терпят только пока зализывают раны, в итоге всегда огребают, но считают это не поражением, а временным перемирием. Короче, своеобразные шотландцы континентальной Европы. Внутренние дела полностью поглощают юного монарха, который не заботится о восстановлении контроля над выбором Папы Римского, а зря.
Император СРИ Генрих IV
Причём начались проблемы ещё в 1059 году, когда на Латеранском соборе, клюнийцы-реформаторы провели решение об изменении механизма выбора пап — теперь их мог выбирать только конклав из кардиналов в Риме. Это был хорошо рассчитанный удар в первую очередь по Империи — император лишался прямого влияния на выборы, но оставался зависим от папства в помазании на имперский трон. Регент Агнесса Пуатье такого поворота событий не предвидела и поэтому не смогла как-либо предотвратить. Запоздалая реакция Империи в виде попытки выбора имперскими епископами своего Папы Гонория II закончилась провалом — Гонорий собрал армию и сумел захватить часть Рима, сделав своей резиденцией Замок Святого Ангела, откуда слал буллы и проклятия Папе Римскому Александру II, сидевшему в Латеранском дворце, пока не был изгнан оттуда в Парму, где, покинутый почти всеми сторонниками (в том числе и Агнессой Пуатье, подружившейся снова с папой римским), дожил до 1072 года. Реформа была разработана архидиаконом Хильдебрандом — ярым клюнийцем и сторонником идеи примата власти папства над властью земных государей. Поражение Империи и победа папства в этом маленьком противостоянии невероятно возвысили авторитет Хильдебранда, так что на выборах 1073 года его чуть ли не единогласно провозгласили Папой Римским — Григорием VII.
Заклятый друг Генриха IV папа римский Григорий VII
В марте 1075 году Григорий начал активную борьбу с симонией — отлучил от церкви заподозренных и издал “Папский диктат” о том, что только Папа может назначать епископов, неисполнение которого грозило отлучением от церкви. Но, немецкие прелаты церкви, по которым и ударило это решение, были против, так как император мог спокойно передать ленное владение епископа его сыну или родственнику, что есть симония с одной стороны, но нормальная феодальная практика с другой, а тут Рим ломает сложившиеся веками обычаи. И, естественно, против был и, пока еще только король Германии, Генрих IV. Но если Оттон I, державший вассалов в ежовых руковицах, спокойно игнорировал отлучение от Иоанна XII, то Генрих, в условиях продолжавшегося мятежа, в Саксонии мог в случае отлучения потерять лояльность верных вассалов и получить гражданскую войну ещё и в тылу. Молодой король вынужден был искать компромисс и даже обещал Папе перестать поддерживать отлученных князей, но в июне мятежу в Саксонии окончательно переломили хребет и у Империи развязались руки. Взор Генриха тут же обратился на север Италии, куда были направлены имперские войска для возвращения в лоно СРИ отложившихся от неё государств. Захватив Милан, Генрих привычно для Империи назначил местного епископа, чем вызвал шитшторм в Риме — Григорий в письме императору написал, что больше подобного не допустит и Генрих может поплатиться за ослушание не только отлучением, но и потерять корону.
Реакция Генриха и его окружения на дерзкое письмо из Рима была решительной — император в январе 1076 собрал в Вормсе рейхстаг, где присутствовали и отлученные папой прелаты, которые воспользовались старым правом императора СРИ избирать Папу и признали Григория нелегитимным. Кроме того, было составлено и ответное послание (не иначе в стиле казаков, пишущих послание турецкому султану), где доходчиво разъяснялось, почему Хильдебранд не прав и должен уйти (заканчивалось оно лаконичным “Уходи, уходи!”). Григорий VII, получив письмо о*уел еще больше и на Латеранском соборе 1076 года отлучил от церкви Генриха. Имперские князья, видя все это, тоже знатно прифигели и в октябре собрались в Требуре с целью решения животрепещущего вопроса — а по-божески ли подчиняться отлученному императору? Папский легат помог в принятии правильного решения — что не по-божески. Сейм решил, что если до февраля конфликт не будет исчерпан, то выберут нового императора. В СРИ сложилась презабавная ситуация: император, защищая свои права назначения имперских князей духовного звания, теперь поддерживался только этими же князьями (и то не всеми), в то время как светские князья или дистанцировались от него или и вовсе ушли в глухую оппозицию.
Генрих оказался в ситуации цугцванга и аксиомы Эскобара одновременно — не признать поражения значило гражданскую войну, признать, значило ослабить собственную власть и Империю в целом, с перспективой получить гражданку, но чуть позже. Выбирая между гарантированным проигрышем и проигрышем с возможностью отыграться, Генрих выбрал второе и отправился вместе с ближайшими сподвижниками в Италию на встречу с Папой. Григорий, узнав, что император двинулся в Италию, но не зная точно, не прихватил ли он с собой армию, на всякий случай съехал в крепость в Каноссе, где и стал ждать последнего. После пересечения Альп Генрих снял с себя мирскую одежду, облачился во власяницу и босиком со смирением отправился в дальнейший путь. Просто представьте себе картину, открывавшуюся жителям Италии — сильнейший правитель мира, в их понимании, шёл зимой босяком, истязая себя постом, чтобы преклонить колени и просить прощения у Папы Римского. Мощное зрелище, после которого действительно поверишь в папский примат. 25 января Генрих достиг Каноссы, но ворота крепости перед ним не открыли, заставив того прождать три дня, которые он провел в посте и молитвах.
Генрих перед вратами Каноссы
Только после этого Григорий разрешил императору войти в крепость, где принял покаяние Генриха, его клятву подчинения решениям Папы и снял с него отлучение.
Генрих IV кается перед наместником Бога на земле Григорием VII
Каносса или «хождение в Каноссу» было настолько значимым событием, что на долгие годы стало синонимом покорности и покаяния во многих европейских языках. Император потерпел поражение, папа Григорий торжествовал, но борьба за инвеституру только начиналась, ибо на кону стоял престиж Империи.
Автор: Владимир Герасименко (@Woolfen).
Личный хештег автора в ВК — #Герасименко@catx2, а это наш Архив постов. Январь 2020
Источник