Детские чувства детские страхи

«Что делать, если у ребенка есть чувство страха?». Советы психолога родителям

Ткачева Татьяна
«Что делать, если у ребенка есть чувство страха?». Советы психолога родителям

СТРАНИЧКА ПСИХОЛОГА.

Детские страхи.

Каждый второй ребенок в том или ином возрасте испытывает страхи. Наиболее часто этому подвержены дети от двух до девяти лет. В этом возрасте ребенок уже многое видит и знает, но еще не все понимает, необузданная детская фантазия еще не сдерживается реальными представлениями о мире. Как и другие эмоциональные расстройства в этом возрасте, страхи скорее говорят о некотором преувеличении нормы в процессе развития, чем о чем-то аномальном.

Страх играет важную роль в процессе приспособления ребенка к его окружению. Чрезмерное оберегание формирует в нем впечатление, что он сам необыкновенно маленькое, слабое существо, а окружающий мир полон опасностей.

Также появлению чувства страха способствует и неуверенное, слишком уступчивое и нерешительное взрослое окружение, не обеспечивающее условий для развития у ребенка чувства достаточной защищенности.

Ребенок, ожидающий, что окружение должно его обезопасить, очень плохо переносит неопределенные ситуации, и при этом у него возникает ощущение опасности. Страх может быть позитивной эмоцией, если он:

Мобилизует силы ребенка для активной деятельности;

Выступает регулятором агрессивности и служит утверждением социального порядка;

Сдерживает проявления первичной биологической агрессии (страх перед наказанием);

Способствует запоминанию опасных или неприятных событий, чтобы впоследствии их избежать;

Обостряет все органы чувств, что позволяет видеть или даже чувствовать мельчайшие признаки опасности.

Однако страх может держать ребенка в постоянном напряжении, порождать неуверенность в себе, сковывать, а в выраженных случаях буквально парализовать активность; при длительном действии приобретать затяжной невротический характер.

Психологи делят страхи на две категории – возрастные и невротические.

Возрастным страхам подвержены практически все дети. Наиболее ярко они проявляются у эмоционально чувствительных дошкольников как отражение особенностей их психического и личностного развития. Причины возникновения таких страхов:

Наличие страхов у родных, большая часть которых передается неосознанно, (однако есть и внушаемые страхи: Баба Яга, гуси-лебеди и другие персонажи, которыми родители обычно запугивают детей, чтобы добиться послушания);

Тревожность в общении с ребенком;

Чрезмерное оберегание от опасности;

Большое количество запретов;

Многочисленные нереализуемые угрозы взрослых;

Психологическая травма: испуг, шок;

Нервно-психические перегрузки матери как следствие вынужденной подмены семейных ролей;

Конфликтные ситуации в семье и т. д.

Невротические страхи являются результатом длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений – нередко на фоне уже болезненного перенапряжения нервных процессов. При неврозах дети значительно чаще испытывают страхи перед одиночеством, темнотой и животными. Наличие многочисленных страхов при неврозах является признаком недостаточной уверенности в себе, отсутствия адекватной самооценки, психологической защиты.

Чтобы помочь ребенку преодолеть страх, родителям необходимо понять, что за ним кроется. Надо присмотреться к ребенку, к себе, к ситуации в доме в целом. Следует критически осмыслить свои требования к ребенку, обратив внимание на то, не превышают ли родительские запросы реальные возможности ребенка, не слишком ли часто он оказывается в ситуации «тотального неуспеха». Родители должны всеми силами повысить чувство уверенности ребенка в себе, показать, как он силен, что может, приложив усилия, справиться с любой трудностью.

Если этого не делать, существующие у ребенка страхи дадут реальную пищу для его фантазий, которые со временем начнут действовать против него. Страхи увеличатся, станут более яркими и агрессивными, приведут к поведенческим нарушениям, что будет затруднять жизнь ребенку в окружении взрослых и сверстников, создаст проблемы в межличностном общении.

Читайте также:  Нервная система рыб органы чувств

Советы родителям:

«Что делать, если у ребенка есть чувство страха

В семье родителям необходимо поддерживать благоприятную атмосферу, не выяснять в присутствии ребенка отношения с другими членами семьи.

В условиях домашней обстановки важно обеспечить ребенку безопасную среду, соблюдать режим, находить время для общения с ним.

Если у ребенка появляются страхи, то надо попытаться разными способами помочь ему их выразить. Для этого можно поговорить о них, нарисовать их, а потом уничтожить, разорвать, выбросить, посадить под замок и т. п.

Если ребенок испытывает страхи, необходимо быть особенно внимательными к нему, стараться поддерживать его в трудную минуту.

Полезно читать книжки или сочинять истории, в которых говорится о том, как герои преодолевают трудности и избегают опасностей.

Для позитивного самоощущения ребенка, особенно перед сном, можно придумать «ритуал прощания», который необходимо постоянно поддерживать. Это может быть чтение художественной литературы, придумывание сказок, отгадывание загадок, общий расслабляющий массаж тела и т. п.

Эффективным приемом в коррекции страхов является поддержка ребенка словами: «Я знаю, что ты боишься темноты, давай оставим дверь приоткрытой. Я буду в соседней комнате, и ты всегда сможешь позвать меня».

Ни при каких обстоятельствах нельзя стыдить ребенка за его испытываемый страх.

Необходимо контролировать, какие мультфильмы и телевизионные программы смотрит ребенок, в какие компьютерные игры он играет. Старайтесь не допускать просмотра передач, в которых есть сцены насилия.

Если у ребенка что-то не получается, не следует его ругать. Нужно попробовать сделать это совместно, учитывая его возможности.

В условиях семьи надо использовать единые требования в вопросах поощрения и наказания, быть последовательными в воспитании.

«Искусствотерапия» Искусство лечит. Творчество_такая же врожденная потребность,как еда и сон. Рисуя,дети избавляются от того. что их мучает,пугает:навязчивых.

Перспективный план работы с родителям (средняя группа) №п/п Сентябрь 1. Родительское собрание «Начало путешествий в страну знаний». Обсуждение единой системы требований в детском.

Источник

Детские страхи. Какие страхи у детей, в чем причина и как их преодолеть?

Детям часто бывает страшно. В одних случаях страх выражается в легкой тревоге, в других — превращается в психосоматику и фобию. Сегодня мы обсудим, почему ребенок боится и что делать, чтобы страх ушел.

В какие-то периоды ребенок боится иррациональных вещей (например, монстров под кроватью), а в другие – вполне реальных (например, врача или то, что его потеряют родители). И чтобы понимать, как работать с детскими страхами, важно знать их причины. Разберем те, что встречаются чаще всего: психотравма, неблагоприятный психологический климат в семье, страшилки в детском саду, школе и на детской площадке. А также изучим техники и общие правила коррекции детских страхов.

Причины детских страхов

Страхи — нормальная часть развития ребенка. Он познает мир, каждый день сталкивается с чем-то новым. Например, все дети боятся темноты и чудовищ. Многие страхи проходят сами собой по мере взросления ребенка и в результате бесед с родителями. Однако в некоторых случаях страхи закрепляются и разрастаются — разберем основные причины этого.

Психотравмирующее событие

Сцепка «объект – страх» закрепляется в тот момент, когда ребенка впервые что-то напугало, но никто его не утешил. Например, ребенок на прогулке замечает собаку. Он проявляет любопытство и подходит ближе. Пес не кажется маме опасным, поэтому она спокойно отпускает малыша познакомиться. Но в ответ собака начинает громко лаять, ребенок пугается и замирает от страха.

Мама видит, что собака добрая, а ее лай – приветственный. Но для психики ребенка большое животное, которое издает громкие и пока пугающие для него звуки, почти всегда является стрессом.

Когда ребенок встречается впервые с большим объектом, громким звуком, новым действием – важно обращать внимание на его телесную реакцию, так как не все дети способны опознать свой страх и сказать о нем.

Читайте также:  Это прекрасное чувство когда чувств нет с бокалом вина

Если ребенок замер, побледнел, если его пальцы и кисти рук стали холоднее, а настроение играть пропало, то с большой вероятностью ребенка что-то напугало. Встречается и противоположная реакция — ребенок кричит. И даже если мама поспешила утешить его, — то, что напугало малыша, может навсегда остаться в его памяти как негативный триггер.

Семья

Еще одна причина детских страхов – эмоции близких людей.

Родительские ссоры, агрессивное поведение в адрес ребенка или другого члена семьи запускают механизм тревоги. Ребенку небезопасно находиться в месте, откуда самостоятельно он уйти не может. И чтобы справиться с большим объемом тревоги, он начинает бояться чего-то извне. Например, монстра в шкафу или ночных кошмаров.

Сюда же относится запугивание и чрезмерная опека родителей. Если мама боится отпускать ребенка одного на улицу и рассказывает «страшилки» о похитителях детей, то ребенок перенимает мамину тревогу и тоже начинает бояться улицы.

Детский сад, школа, игровая площадка

Пиковые дамы, страшилки и темные истории — один из витков детской культуры и развития психики. Пугаясь, дети нащупывают грань «опасно-неопасно». Поэтому, с одной стороны, они боятся мрачных историй, с другой — постоянно рассказывают их друг другу.

И что же со всем этим делать? Вот мы и подобрались к ответу на самый важный вопрос.

Коррекция страхов у детей

Ребенок боится не монстров в шкафу, а того, что они могут с ним сделать. Поэтому, чтобы справиться со страхом, важно узнать его ближе. Здесь поможет психология творчества.

  • Сочинить сказку про страх. Если это ночные страхи, придумайте вместе с ребенком биографию персонажа его кошмаров. Где он живет, почему он там живет, чем он занимается. Чаще всего дети рассказывают, что монстру одиноко и холодно, поэтому он съедает малышей, чтобы согреться. В таком случае, вы вместе можете открыть шкаф и предложить «монстру» одеяло перед сном. Для ребенка такое действие будет терапевтичным, и со временем тревога уйдет, а страх рассеется.
  • Играть. Тактильные игры и мелкая моторика снижают тревожность и успокаивают нервную систему. Игры с водой и песком, лепка, бусины, спички — не отказывайте ребенку в совместных играх с его любимыми предметами.
  • Создать домашний театр. Та же сказка, только с физическими предметами. Воспроизведите с ребенком сцену страха, но с другими героями. Пусть ребенок будет не прямым участником действия, а режиссером. Так, рядом с вами и в безопасном пространстве он получит опыт встречи со страхом, во время которой с ним не произошло ничего страшного.
  • Рисовать. Нарисуйте вместе с ребенком его страх. Этот способ особенно хорошо работает, если дети часто видят ночные кошмары. Рисование, так же как и театр, помогает встретиться с кошмаром в спокойной обстановке. Главное, покажите ребенку, что в любой момент он может оставить рисунок, а вы все равно будете рядом.

Основные правила в преодолении детских страхов

Психотерапевтические техники не дадут нужного эффекта, если в семье сложилась неблагоприятная психологическая атмосфера. Каждым словом и действием родители должны внушать ребенку чувство безопасности. Это несложно — нужно придерживаться нескольких правил.

Обозначать чувства ребенка и сверяться с ними

Если ребенок боится, то спросите его: «Тебе сейчас страшно?», «Тебе страшно, потому что…?». Так ребенок увидит, что он не остался один на один со своим страхом, что другие его поняли и приняли.

Показать, что бояться — это нормально

Расскажите, как вы в детстве тоже чего-то боялись. Ребенку важно встретить сочувствие и понять, что из-за своего страха он не перестает быть «нормальным» и любимым.

Не насмехаться над страхами

Часто родители высмеивают страх ребенка, думая, что так он перестанет бояться. Но это может дать обратный эффект. Ребенок усвоит, что единственный способ пережить неприятный опыт — это полностью его обесценить.

Читайте также:  Есть ли радость во всем этом

Больше разговаривать с ребенком

На пути исцеления от страха важно создавать больше опоры для ребенка. Разговоры, объяснение жизненных событий и бытовых мелочей, рассказы — живой диалог дает ребенку чувство безопасности.

Поддержать тактильно через объятия, поглаживания

Усильте слова поддержки действиями — обнимите, поцелуйте, погладьте ребенка по плечу. Это поможет ему почувствовать еще большую безопасность.

Показывать позитивную сторону страхов

Рассказать, что страх защищает нас от неприятностей, что мы все чего-то боимся. Это даст ребенку дополнительную уверенность.

Учить преодолевать страх

Самое важное – научить ребенка встречаться со страхом и идти дальше. Поддерживайте его и хвалите, когда увидите, что он делает первые шаги в сторону преодоления страхов.

Правда в том, что мы не можем оградить детей от всего на свете, они всегда будут чего-то бояться. Но наша цель — вовремя увидеть момент, когда страхи начинают тормозить развитие ребенка и его социализацию. И именно в этот период быть рядом.

Родительская любовь и поддержка — огромный ресурс для детей, вместе с которым они сразятся с самым грозным монстром и выйдут победителями.

Комментирует Лидия Владимировна Коломейцева, практикующий психолог со стажем более 6 лет.

Коломейцева Лидия Владимировна, практикующий психолог, консультирует родителей и детей, ведет тренинги.

«Хочу добавить ещё один нюанс, который также влияет на возникновение интенсивного для ребенка переживания, как страх. Расскажу на примере из практики: ко мне обратились родители Ани, ученицы первого класса.Её страхи стали вызывать сильные неудобства в семье: она не ходила одна в туалет, мыть руки, чистить зубы, не спала одна, не оставалась одна ни на минуту в комнате, также не ходила в туалет в школе. Сдерживая себя и терпела, потому что очень боялась остаться одна. Когда стали с ней играть в кабинете и общаться, то я увидела, что после того, как Аня мне доверилась, её импульс был больше говорить не про страхи, а про взаимоотношения в школе со сверстниками. Особенно с большим воодушевлением Аня рассказывала истории, как кто-то словом или действием её обижал, например, делая замечание её внешности или поступкам. У Ани было много обиды и злости на такое отношение к себе. Но внешне она не показывала вид обидчику, реагировала молчанием и делала вид, что ничего не произошло. С Аней мы стали учиться, как можно высказывать свое недовольство и отстаивать свои границы. Постепенно этот навык из кабинета Аня стала применять и в своей жизни в школе. Страхи параллельно «удивительным» образом исчезли, хотя на прямую мы с ними и не работали. Что же произошло, спросите вы? Это называется феномен возникновения проективных страхов. Аня сдерживала свою злость, не давая ей выход держа её в себе, т.е., ретрофлексировала её. А чтобы где-то эту злость расположить, Аня придумывает монстров — «это они злые, а не я. Это они могут выражать агрессию, а не я» — вот как сработала психика Ани. А когда злость была присвоена, и Аня смогла высказывать её обидчиком, в монстрах пропал смысл».

Для родителей, которые хотят самостоятельно разобраться в том, что происходит с их детьми, эксперты АНО ДПО «Институт прикладной психологии в социальной сфере» разработали программу повышения квалификации.

В рамках курса вы узнаете об основных страхах и вариантах их проявлений у детей дошкольного возраста. Освоите методы диагностики, арт-терапевтические техники и приемы для психологической коррекции страхов. Вы поймете, почему ребенок боится, а главное — узнаете, как ему помочь.

А для тех, кто интересуется гештальт-терапией, в Институте действует программа повышения квалификации в этом направлении.

На курсе Слушатели узнают о техниках и приемах работы с детской психосоматикой методами гештальт-терапии. На практикуме научатся работать с агрессией, страхами и травмами.

Источник

Оцените статью