Детская психология эмоциональные дети

Эмоциональный ребенок — правила эмоционального воспитания

Современные реалии таковы, что родители много времени проводят на работе, а дети – около экрана компьютера. Именно сегодня важно эмоциональное воспитание подрастающего поколения. Родителям нужно не только одеть, обуть, выучить ребенка, но и научить справляться с эмоциями, держать под контролем сложные переживания, эмпатию. Ведь люди, обладающие высоким эмоциональным интеллектом, уверены в себе, успешно преодолевают жизненные проблемы.

Эмоциональный ребенок, какой ребенок?

Эмоциональные дети – это дети, отличающиеся от своих сверстников состраданием, чрезвычайной добротой, чувствительностью. В этом нет ничего плохого. Но, воспитывать таких детей нужно по-другому. Они легко эмоционально перегружаются, склонны к плаксивости, беспокоятся, как бы не попасть в неприятную ситуацию, не всегда уверены в себе.

Эмоциональный ребенок беспокоится по мелочам, расстраивается по пустякам. В местах большого скопления людей, в большом магазине, в театре, он всегда держится рукой за маму, не отходит от нее. Если домой приходят малознакомые люди, то он может легко расплакаться. Нередко родители теряются, они не понимают, чем вызваны такие чувства.

Многим эмоциональным детям свойственно входить в ступор от громких звуков, ярких цветов. Они боятся большого скопления народа, любых изменений. Большинство людей воспринимает их, как застенчивых, стеснительных. На самом деле, дело не в этом. Эмоциональные дети острей других переживают чувства. Поэтому они боятся пробовать что-то новое, чтобы не допустить эмоционального расстройства. Им нередко сложно налаживать отношения со сверстниками. Порой их воспринимают, как «плакс» и «истеричек».

Как общаться с эмоциональным ребенком

Конечно, строгая дисциплина поможет детям изменить свое поведение. Но, любого рода наказания могут принести не пользу, а вред. Родителям нужно найти подходящий вариант общения с эмоциональным ребенком. Это поможет им вырасти успешным и здоровым. Порой родителям приходится набираться большого терпения. Поскольку эмоциональные дети нередко легковозбудимы и капризны.

Эмоциональное воспитание подразумевает под собой комплекс действий, благодаря которому между родителями и детьми создаются крепкие связи, основанные на чувствах. Если родители сопереживают, сочувствуют своим детям, выслушивают их, принимают их эмоции, учат управлять ими, направлять энергию, выражать свои потребности приемлемым способом в социуме, то проблем с воспитанием, общением не возникает.

Что дает эмоциональное общение

Нередко родители обувают, одевают, кормят ребенка, учат его в школе и думают, что это все. Они порой не понимают, о каком эмоциональном воспитании идет речь. Всем известно, что главная причина неадекватного поведения детей кроется в попытке привлечь таким образом внимание родителей к своим проблемам, окунуть в свой мир, ввести в свое состояние.

Родители, которые практикуют эмоциональное воспитание, обращают внимание на эмоциональные реакции ребенка еще до того, как эти реакции предстанут перед всеми «во всей красе». На самом деле это несложно. Нужно просто понаблюдать за ребенком, проявить интерес к его реакции на происходящие события, понять, что происходит в его внутреннем мире, уметь сочувствовать, сопереживать. Постепенно малыш поймет, что незачем устраивать капризы, скандалы, истерики. Мама с папой и без манипуляций внимательны и близки к нему.

Дети, которые с детства видят заинтересованность родителей, уже с раннего возраста учатся самоуспокаиваться, могут остаться спокойными в стрессовой ситуации. Не ругайте их за неприемлемое проявление эмоций. Принимайте их чувства. Следствием этого будет снижение количества конфликтов, установление глубокой эмоциональной связи. Родители и дети в последствии будут союзниками. Ведь последним не захочется разочаровывать и расстраивать близких людей.

Основные ошибки в воспитании эмоциональных детей

Если неправильно общаться с чувствительным ребенком, то ситуация только ухудшится. Основные ошибки в воспитании эмоциональных детей:

Игнорирование, замалчивание детских негативных эмоций. Поймите, не бывает плохих эмоций. Есть только эмоции. В определенных ситуациях они могут негативными, могут быть позитивными. Не стоит прятать негативные эмоции и полагать, что они пройдут сами по себе. Это заблуждение заставляет детей думать, что злиться – плохо и недопустимо. Человек, который злится, — гадкий. В итоге ребенок боится «плохих» эмоций. Если на негативные чувства обратить внимание, обсудить их, попытаться их понять, осознать, то они пройдут быстрей.

Подавление детских эмоций. Нередко родители ругают детей за эмоции, «прекрати орать», «ты не должна так чувствовать». Это большая ошибка. Если взрослый указывает, как должен чувствовать ребенок, то тот начинает ощущать недоверие к своим эмоциям. В результате появляется неуверенность, теряется самоуважение. Если же сказать, что все, что мы чувствуем – это правильно, но нужно найти другие способы выражения своих ощущений, таким образом не происходит ломка его характера, поддерживается его чувство достоинства. Ребенок успокаивается, ведь рядом с ним взрослый, который понимает его и всегда готов ему помочь.

Наказание. Это одновременно самый простой и неправильный вариант общения. Угрозы, наказание только краткосрочно заставляют себя вести хорошо. В дальнейшем они приведут еще к большим проблемам в поведении. Малыш, которого постоянно наказывают, не учится самоконтролю и умению решения проблем. Из-за наказаний дети испытывают беспомощность, обижаются на родителей. Нередко в их мыслях возникает желание мести, а не желание лучше вести себя. Угрозы и наказания учат тому, что это наилучшие способы добиться желаемого. Дети, которых часто наказывали, ведут себя агрессивно и враждебно.

Читайте также:  Дитя радость дитя горе

Любые конфликты с детьми – это не только проблема, но и возможность стать ближе к детям, научить их сопереживанию. Совместное решение проблем преподает урок управления чувствами. Не нужно считать, что детский гнев – свидетельство нашей родительской некомпетентности. Если ребенок испытывает гнев, печаль, страх, то это свидетельство того, что он нуждается в родителях. Только путем признания детских эмоций возможно их научить самоуспокоению, которому они будут пользоваться всю жизнь.

Как научить детей овладению своими эмоциями

Американский психолог Джон Готтман предложил идею эмоционального воспитания чувствительных детей. Она состоит из пяти шагов. Более подробно ознакомиться с идеей мы рекомендуем в его книге «Эмоциональный интеллект ребенка».

Шаг первый: учимся понимать переживания детей

Только родитель, который осознает свои эмоции, признает право ребенка на них, способен их разделить. Это совсем не означает, что человек, который понимает состояние других людей, не должен знать эмоциональных границ. Понять чувствительного малыша может только взрослый, который умеет разбираться в своих переживаниях, не подавлять их. Нередко взрослые не разбираются в собственных эмоциях. Причем сложней это дается мужчинам. Поскольку обычно в детстве их учат подавлять и игнорировать свои чувства. Но можно этому научиться.

Поэкспериментируйте. Попробуйте в течение дня осознать одно чувство, например, печаль, и выделить его в себе и в своем окружении. Можно завести дневник для фиксирования своих переживаний. Если вы читаете книгу, смотрите фильм, то обращайте внимание на то, какую эмоцию переживает герой. Каждый родитель способен выработать у себя эмоциональное понимание, научиться настраиваться на ощущения детей и разделять их эмоций.

Шаг второй: принимаем детские переживания, как средство сближения

Каждый родитель принимает спокойного ребенка, который находится в позитивном настроении. Если с этим проблем не бывает, то негативные детские эмоции – сложная ситуация. Поймите, что любые чувства малыша можно принимать как средство для сближения. В раннем возрасте возможно переключение крохи от негативных чувств эффектом неожиданности, игрой. С более глубокими переживаниями этот прием не работает. Можно нанести только вред на фоне игнорирования ситуации.

Если малыш испытывает тревогу, печаль, злость, то он нуждается во взрослых. Он проявляет эти чувства не потому, что хочет позлить папу и маму. Нет, он таким образом дает знать, что есть задачи, которые необходимо им решить. Признав эту позицию, можно изменить у ребенка манеру реагирования на негативные переживания. Чтобы подросший малыш научился самоуспокаиваться в течение всей жизни, родителям важно признавать его эмоции. Нельзя их запрещать. Ведь чувства реальны. Нужно научиться их выражению.

Шаг третий: сочувственное выслушивание

Проявите внимание к чувствительному малышу, понаблюдайте за его мимикой, когда он находится «не в духе». Вернитесь в детство, попробуйте представить, что ощущает сейчас ребенок. Не торопитесь начинать разговор. Попробуйте выразить его эмоции короткими фразами, «ты огорчен», «ты обижен», «тебе грустно», «тебе кажется, что это не справедливо». Не продолжайте, сделайте паузу. В психологии этот прием носит название «сочувственное слушание». Попробуйте понять, что чувствует малыш.

Если задать вопрос «Почему ты расстроен», то ответ можно не услышать, и не из-за «вредности» малыша. Просто ему сложно разобраться в себе. Если же включить небольшие «я-сообщения», о том, что видите, затем выдержать паузу, то у ребенка произойдет внутренняя работа, анализ, связанный с переживаниями.

Шаг четвертый: выражаем эмоцию словами

Делитесь своими эмоциями в доступной форме для малыша, не перегружая его подробностями. Научите его называть свое ощущение. Это помогает успокоиться. В жизни на фоне встречи с негативными чувствами, которые вызывают порицание у окружающих, дети пугаются. Если задать вопросы «Почему ты так себя ведешь?», «Почему ты никого не слушаешься?», проблема не решится. Ответ дать малыш не в состоянии. В это время он нуждается в контакте с мамой и папой, их поддержке, участии. Если обозначить детское состояние словами «ты грустишь», «ты злишься», «ты недоволен», то он выходит из рассеянности. Его поняли. Все, что было непонятным, имеет свое название.

Получается, что ранее малыш в одиночку боролся со своими чувствами, теперь же они переросли в переживания, свойственные всем людям. Он начинает понимать, если другие с ними справляются, значит и он сможет. Без поддержки родителей дети не смогут прийти к такому выводу. Через расширение объема слов можно научиться распознать эмоцию. Если ребенок в гневе кричит маме, что он ее ненавидит, значит он запутался в своих переживаниях. После проявления эмпатии, детские истерики затихают. Как только малыш научится в речи выражать свое ощущение, он сможет самоуспокаиваться.

Шаг пятый: вводим ограничения

На последней ступени эмоционального воспитания выделяется введение ограничений:

С раннего возраста вводите запреты на определенные поступки. Объясните малышу, что проблема не в переживаниях, а в поведении. Если он в приступе гнева начинает драться, осудите не гнев, как эмоцию, а драку, как действие.

Читайте также:  Хотите улучшить свое настроение

Определите цели. После того, как малыш успокоился, узнайте, чего он хотел.

Обдумайте решение. Если ребенок уже может выражать свои эмоции словами, предложите ему мозговой штурм. Пусть предложит варианты выдачи эмоций, которые не противоречат социальным нормам. Обсудите это.

Оцените предложенное решение. Задайте детям вопросы, насколько это справедливо.

Отберите те варианты поведения, которые будут приемлемы для обоих сторон, но не навязывайте свои. Даже, если его метод будет не эффективен, он имеет право на ошибку. Затем воплощайте другое решение в жизнь.

Дайте понять малышу, что окружение не должно страдать от его эмоций. Найдите приемлемые пути решения вопроса. Возможно придется посетить психолога, чтобы он научил ребенка справляться со своими переживаниями без вреда для себя и окружающих.

Только путем взаимодействия с чувствительными детьми можно наладить с ними отношения. Если проявлять диктаторские методы, наказывать, угрожать, ситуация только ухудшится. Помогите своему ребенку, научите осознать свои эмоции. Расскажите, что любой человек имеет право на любые переживания. Таким образом он научится взаимодействовать с окружающими, не теряя своей личности и поймет, что его любят.

Источник

Эмоциональные и психологические расстройства в детском и подростковом возрасте

Поведе́ние — способность человека изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов, это любая реакция в ответ на внешний стимул, посредством которой индивид приспосабливается к внешней среде. Поведение человека — совокупность действий, в которых выражается его отношение к обществу, другим людям, к предметному миру. Поведение –феномен свойственный не только человеку, а любому живому существу, однако и по сей день для психологической науки на первом месте стоит изучение феномена человеческого поведения. Поведение как предмет изучения психологии прошёл долгий путь: от исследований отечественных физиологов И. М. Сеченова и И. П. Павлова до современных исследований в области психологической науки, и не только психологической. На данном этапе все чаще теории поведения фигурируют в маркетинговых исследованиях, в социологии, политике и пожалуй наверное в любой науке которая так или иначе касается человека и социума, от классических учений о рефлексах до изучения сложных форм группового взаимодействия, и психотерапии. Поведение не раз ставилось предметом изучения психологии, и не реже отодвигалось исследователями за кулисы психологической науки и практики, но на данном этапе очевидно, что нет такого направления в «науке о душе» (психологии) которое так или иначе не касалось феномена поведения. Изучение поведения не менее важно для решения фундаментальных вопросов возрастной психологии и педагогики. Возрастная психология (психология развития) как дисциплина изучающая психологические изменения человека по мере взросления, как ни одна другая психологическая дисциплина апеллирует к детскому возрасту, изучая психику ребёнка во все возрастные периоды и на всех стадиях, исследует поведение. На сегодняшний день одной из центральных проблем возрастной психологии, является проблема различных нарушений поведения в детском и подростковом возрасте и изучение факторов приводящих к данным расстройствам. Распространённость нарушений поведения различного происхождения, у детей на сегодняшний день довольно высока. По данным различных источников показатели колеблются в пределах от 12% до 25% от общего детского населения. Такой большой разброс количественных показателей в первую очередь обусловлен различиями в используемых методиках разных исследователей. Но достоверно установлено, что мальчиков нарушения поведения выявляются чаще, чем у девочек (85% и 15% соответственно, по мнению разных источников). Нарушения поведения могут выражаться по разному, например, как отклонения от принятых в данном обществе социальных и нравственных норм, как повторяющиеся устойчивые действия или поступки, включающие главным образом агрессивность, асоциальность, и социальную пассивность. Так же к нарушениям поведения стоит отнести расстройства описанные в МКБ 10 как «Эмоциональные расстройства и расстройства поведения в начинающиеся в детском и подростковом возрасте» (МКБ 10 F 90 – 98), но не зависимо от происхождения нарушенного поведения, как характерную черту всех поведенческих расстройств можно выделить дезадаптацию (нарушения механизма приспособления) и не просто нарушения механизма приспособления, а нарастающую дезадаптацию. которая неблагоприятной форме течения, может затрагивать, всю сферу социального функционирования подростка или ребёнка.

На современном этапе исследований, нарушения поведения в детском и подростковом возрасте, по причине происхождения можно разделить на две обширные группы:

1. Расстройства поведения которые вызваны различного рода психологическими и социальными проблемами.

2. Расстройства поведения, которые обусловлены психическими и психофизиологическими расстройствами (заболеваниями), а также различного рода органическими дисфункциями ЦНС в детском возрасте.

К первой группе можно отнести такие распространённые факторы как: расстройства детско-родительских отношений, различного рода нарушения процесса воспитания в семье, характерологические особенности ребёнка, особенности эмоционально волевой сферы ребёнка, особенности личности ребёнка, особенности пубертатного возраста. Характерно в этом случае, то что нарушения поведения не имеют под собой «биологической почвы» и обусловлены как правило рядом «конфликтов», как межличностных (чаше всего внутрисемейных) так и внутри личностных (диссоциаций).

В группе психогенных (обусловленных психологическими и социальными причинами) расстройств поведения, можно выделить несколько закономерных направленностей данных расстройств.

Несоциализированное расстройство поведения (МКБ 10 F 91.1)

Характеризуется сочетанием упорного конфликтного или агрессивного поведения со значительным общим нарушением взаимоотношений ребёнка с другими детьми и взрослыми, часто сочетается с лёгкими эмоциональными расстройствами. Как правило ребёнок не может эффективно интегрироваться в группе сверстников, по этому признаку важно дифференцировать данное расстройство от «социализированных» нарушений поведения которое будет описано ниже.

Читайте также:  Как научиться жить чувствами

Социализированное расстройство поведения (МКБ 10 F91.2)

Характеризуется стойким конфликтным или агрессивным поведением, включая групповую делинквентность (криминальную направленность поведения), у детей и подростков, хорошо интегрированных в группу сверстников. Эмоциональные расстройства в этом случае обычно минимальны. Данная группа расстройств поведения соответствует принятому в отечественной психиатрии понятию непатологических форм девиантного (отклоняющегося от принятых норм) поведения.

Вызывающее оппозиционное расстройство (МКБ 10 F91.3)

Этот тип расстройств поведения характерен для детей в возрасте до 10 лет. Определяется наличием стойкого негативистического, враждебного, вызывающего, провокационного поведения и отсутствием более тяжёлых конфликтных или агрессивных действий. Негативистичность является нормативной чертой детского поведения, особенно в возрасте 1,5 — 2 лет. Она становится патологической, если становится устойчивой в процессе взросления ребёнка Расстройство может быть диагностировано после 3 лет, но обычно обращает но как правило проявляется при поступлении ребёнка в школу.

Ко второй группе можно отнести такие факторы как: наличие у ребёнка серьёзных психических расстройств, пограничные эмоциональные нарушения, сложное взаимодействие биологического фактора с резидуально-органической церебральной недостаточностью и социальными факторами. Стоит отметить, что у данной группы расстройств, поведенческие нарушения выступают скорее как следствие, и требуют особо тщательной оценки факторов воздействия, т.к. от правильной оценки этих факторов во многом зависит адекватность коррекционных мероприятий, а в отдельных случаях и возможность медикаментозного лечения. По разным данным численность детей с нарушениями подобного генеза неустанно растёт В практике педагога психолога, довольно часто можно услащать жалобы от учителей и родителей, на неусидчивость ребёнка, излишнюю расторможенность и возбудимость, невнимательность на уроках. Часто следствием данных симптомов, становиться плохая успеваемость, дезадаптация. Не редко на данную категорию детей навешиваются ярлыки, «троечников», хронически «неуспевающих», «слабых» учеников которые «не слушаются». Данная категория детей часто являются жертвами, «невнимания» и непонимания со стороны родителей и педагогов. Так же стоит отметить, что своевременно проведённая диагностическая, коррекционная работа и дальнейшая поддержка, в известной мере способны снизить степень последствий данной группы расстройств, а зачастую и свести их на нет.

К описанной нарушений можно отнести группу гиперкинетических расстройств. (МКБ 10. F90).

Нарушение активности внимания (МКБ 10. F90.0)

Одним из симптомов гипердинамического синдрома является нарушение активности внимания. Клиническая картина нарушенного внимания проявляется либо в форме полного отсутствия целенаправленного внимания, невозможности привлечь ребёнка к необходимой деятельности, либо представляется кратковременными (от 1 — 2 до 10 — 15 минут) эпизодами, с наступающей затем неспособностью концентрации внимания, истощаемостью и резко усиливающимися гиперкинетическими проявлениями.

Гиперкинетическое расстройство поведения (МКБ 10. F90.1)

Гиперкинетический синдром часто проявляется в виде чрезмерной подвижности, суетливости, возбудимости. Движения при этом размашистые, плохо скоординированные и не целенаправленные, отмечаются нарушения письма, среди этих детей распространён травматизм. Синдром встречается в возрасте от 1,5 до 15 лет, наиболее отчётливо проявляется в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Отдельно стоит отметить подростковый возраст. Данный период развития личности ребёнка, по мнению многих авторов является кризисным. Пубертатный период происходит «генеральная» перестройка личности ребёнка, стихийный переход от детского самосознания к неминуемому взрослению. Именно на стадии пубертатного кризиса (примерно 14-15 лет) заканчивают своё формирование те отделы коры больших полушарий, которые отвечают за различные формы поведения и саморегуляцию. На сегодняшний день девиантное (отклоняющееся) поведение все чаще ассоциируется именно с подростковым возрастом. В подростковом возрасте поведенческие нарушения очень распространены, и причины их происхождения как правило носят полифакторный характер. Поведенческие расстройства обусловлены неоднозначностью и противоречивостью развития детей на данном возрастном этапе. В этом возрасте наиболее чётко проступают все особенности психической сферы ребёнка и проявляются результаты родительского воспитания.

Девиантным (отклоняющимся) поведением называют поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм. При этом различают отклонения корыстного, агрессивного и социально-пассивного типа. К социальным отклонениям корыстной направленности относят правонарушения и проступки, связанные со стремлением незаконным путём получить материальную, денежную и имущественную выгоду (хищение, взятки, кражи, мошенничество и т.д. Социальные отклонения агрессивной ориентации проявляются в действиях, направленных против личности (оскорбления, хулиганство, побои, изнасилование, убийство), социальные отклонения корыстного и агрессивного типа могут носить как вербальный (оскорбление словом), так и невербальный характер (физическое воздействие) Большой оборот набирают отклонения социально-пассивного характера. Чаше всего данные отклонения выражаются в отказе от активной жизненной позиции, уклонения от работы, учёбы, стойкое нежелание решать личностные и социальные проблемы. Эпидемиологический характер носят социально-пассивные отклонения, в форме употребления наркотиками, алкоголем, и прочими ПАВ, среди подростков. [Змановская Е.В. Актуальные проблемы девиантологии].

Известно, что в качестве первого социального института общества выступает семья, чьё влияние является самым длительным и системным. На современном этапе социально-экономического развития нашего общества роль семьи, взаимоотношений ребёнка с родителями приобретают ещё большее значение, чем прежде. К сожалению, в последние десятилетия отмечается значительный рост неполных семей. В условиях целенаправленного нравственного воспитания процесс формирования социальных установок личности подростка или ребёнка принимает стихийный характер. Именно в семье у ребёнка формируется представления о самом себе и обществе в целом, способы межличностных взаимодействий, и стратегии существования в социальной среде, которые он в процессе социализации выносит из микросреды в общество.

Источник

Оцените статью