Детская психология эмоции чувства

Эмоциональное развитие ребенка в семье: почему это важно

Как развивать эмоциональную сферу ребенка?

Некоторые родители даже не догадываются, что существует эмоциональное воспитание, и пускают развитие детских эмоций на самотек. Ребенку не даны от рождения нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, он не умеет самостоятельно их выражать.

Эмоция – это состояние психики, которое выражает отношение человека к себе и окружающему миру. С помощью эмоций человек откликается на все происходящее вокруг, выражает свои чувства. Эмоциональное развитие — это процесс формирования умений откликаться на явления окружающего, контролировать свои чувства и управлять их проявлениями.

Что вы чувствуете?

Кажется, простой вопрос, но он полностью связан с эмоциями. Ответьте на него. Сколько вариантов ответа вы можете дать? Оказывается, что не так много. В обиходе, как правило, несколько эмоций: радость, грусть, обида, скука, злость. Мы не умеем правильно оценивать свое состояние, поэтому делаем ошибки при планировании действий. Все начинается с эмоций.

Какие бывают эмоции

Радость

Грусть

Гнев

Стыд

Беспокойство

Восторг
Воодушевление
Гордость
Благодарность
Надежда
Нежность
Безмятежность Умиротворение
Любовь
Восхищение
Симпатия
Умиление
Ликование
Предвкушение

Печаль
Разочарование
Сочувствие

Тоска
Сожаление
Жалость

Отчаяние
Скорбь
Горе

Недовольство Возмущение Раздражение
Бешенство
Обида
Отвращение
Презрение
Злость
Досада
Злорадство
Ревность
Негодование
Зависть
Неприязнь

Волнение
Страх
Опасение
Тревога
Настороженность Ужас
Боязнь

Паника
Испуг
Трепет

Прислушайтесь к себе и попробуйте описать свои чувства. При этом одна эмоция может дополнять другую. Может быть, сейчас вы испытываете легкую печаль с нежностью, а может, обиду с беспокойством. В любом случае учитесь точно определять свое состояние. А какие эмоции знает ваш ребенок?

Как развиваются детские эмоции

Эмоциональное развитие начинается сразу после рождения. Хотя, если быть честными, то еще в утробе матери. Но тогда мы не видим детскую реакцию. Новорожденный ребенок пытается выражать свое отношение к окружающему миру с помощью плача, а чуть позже — улыбки и смеха.

Плач – это сигнал о потребностях: в еде, питье, недостатке внимания, дискомфорте. Улыбка – выражение радости. По мере развития ребенка появляются удивление, испуг, интерес. Ребенок интересуется чем-то, исследует объект, происходит познавательное развитие, которое провоцирует новый интерес. Так происходит интеллектуальное развитие ребенка.

В раннем возрасте (от года до трех) большинство эмоций также подчинены детским потребностям, однако сами потребности расширяются. У ребенка появляется привязанность к близким людям, поэтому могут возникать ревность, тоска, радость от встречи, восторг. На этом этапе ведущим видом деятельности является предметная, поэтому положительные эмоции может вызвать все новое, интересное, необычное.

Ребенок с восторгом принимает новую игрушку, радуется возможности действовать с предметами (кидать, катать, трогать, гладить и т.д.). Ребенок познает окружающий мир и при этом естественной реакцией будут удивление и восторг. Появляются первые обиды. Свое недовольство ребенок выражает плачем. При этом спектр плача очень широк: боль, обида, потребности, ревность. А еще появляется первый гнев и даже злость. Эмоции очень импульсивны. При этом очень важно давать детям проявлять свои эмоции.

Дошкольный период – очень важен для развития интеллекта и эмоций. Именно сейчас закладывается будущая личность: развивается речь, коммуникативные навыки, творческие способности, познавательные интересы. Ребенок откликается на все: музыку, литературу, произведения изобразительного искусства, природу. Он способен переживать за героев мультфильма или книги, проживает события героев спектакля, радуется встрече с друзьями, учится любить и заботиться о близких людях и домашних животных. В то же время он учится контролировать свое эмоциональное состояние, вызванное потребностями (можно потерпеть, если голоден). Эмоции уже менее импульсивны, а если это не так, то нужно работать над умением их контролировать. В дошкольном возрасте формируются устойчивые высшие чувства.

Читайте также:  Учись у них у дуба у березы какие чувства

Почему важно развивать эмоции

Если не уделять достаточно внимания эмоциональному воспитанию дошкольника, он не научится правильно выражать радость или обиду, делиться своими чувствами с окружающими. А это уже серьезный коммуникативный барьер. Соответственно, малыш будет расти неуверенным в себе, не таким счастливым, как другие детки. Эмоции отражаются на характере ребенка, его поведении.

Без чувств или Почему нельзя не замечать эмоций ребенка

Информатизация современных детей не всегда под контролем. С экрана телевизора потоком льются жестокость и насилие. Простое объяснение терминами «хорошо» или «плохо» не поможет воспитать нравственного человека. Принятие или неприятие должно быть изнутри: из чувств и эмоций.

Нужно помнить, что дети учатся на примере взрослых. Взрослые не управляют эмоциями детей, а постоянно проявляют свои. Если родители живут в негативе и обиде на мир, постоянно демонстрируют гнев, злость, обиду, то их дети будут жить с таким же отношением к жизни. У тревожной испуганной неуверенной матери вырастет такая же дочь. И только счастливые родители научат своего ребенка радоваться жизни.

Последствия неправильного эмоционального воспитания

Постоянное сдерживание детских эмоций, эмоциональная холодность к детям, отсутствие эмоционального восприятия мира могут привести к серьезным последствиям.

Тревожные дети вырастают в неуверенных в себе взрослых. Они боятся взять на себя ответственность и рисковать, а, значит, неспособны побеждать. У них постоянное чувства вины, они заранее уверены в том, что есть повод, чтобы ими были недовольны окружающие. Такие люди не доверяют миру, ждут от него беды, уверены, что все вокруг желают им зла.

Ребенок, который не прислушивается к своим желаниям и чувствам, учится полностью подчиняться окружающим. Но это не осознанное послушание, а подчинение: отсутствие инициативы, желаний и вкуса к жизни. Жизнь полностью идет по чьей-то указке. Хорошо, если указания даются с добром, а если в качестве командующего возникает негативный сверстник? Страшно подумать, к чему может привести конформное поведение.

Постоянное сдерживание отрицательных эмоций может вызвать накопительный эффект, при котором негатив накапливается, а потом выходит сильным всплеском в виде агрессии к окружающим.

Техника контейнирования эмоций: справляемся с сильными детскими эмоциями за пять шагов

Правила эмоционального воспитания

Эмоциональное воспитание ребенка не требует больших физических и временных затрат. Нужно только соблюдать некоторые правила.

1. Добровольность выражения. Учите ребенка проявлять свои эмоции, называть их, понимать свои чувства. Это особенно важно для маленьких детей, которые должны выплескивать все накопленное внутри. Обсуждайте с ребѐнком его чувства, давая ему возможность самому справиться с возникшими эмоциями.

2. Сила выражения. Дети постарше должны учиться контролировать свои эмоции: смеяться тише, собраться с мыслями, сдерживать гнев, справиться с волнением. Учите детей простым навыкам самоконтроля и следите за собственным поведением.

3. Сопереживание. Дети не должны быть равнодушными. Если ваш ребенок не переживает за героев мультфильма или других людей, то эмпатии его нужно учить. Спросите у него, что он чувствует, жалко ли ему героя, хотел ли ребенок помочь. Обсуждайте с ребѐнком жизненные ситуации. Предлагайте описывать чувства и ощущения участников событий. Подумайте, как можно проявить свое участие по отношению к другому человеку: поздравить, выразить сочувствие, помочь в чем-то. Избавьте детей от зависти и злорадства с самого детства, это сделает их счастливыми.

Читайте также:  Показатель депрессии крови это

Дорогие взрослые! Учитесь радоваться жизни. Перестаньте копить негатив. Чаще улыбайтесь. Пусть эмоциональный опыт, который вы передаете своим детям, будет богат, разнообразен и позитивен.

Источник

Детская психология эмоции чувства

Умеет ли ваш ребенок называть свои эмоции? Легко ли ему найти правильные слова, чтобы описать, что он чувствует? Авторы книги «Ты сильнее, чем ты думаешь» подготовили настоящий путеводитель по эмоциям, который поможет ребенку лучше понять себя. Подробнее расскажем в этой статье.

Чувства низкой интенсивности и высокой интенсивности

Психолог Сильван Томкинс много лет посвятил изучению человеческих чувств. Он считал, что почти все чувства подразделяются на чувства низкой интенсивности и высокой интенсивности. Вторые, как можно догадаться, сильнее. Вот типы чувств, выделенные доктором Томкинсом.

Низкая интенсивность

  • Интерес
  • Удовольствие
  • Удивление
  • Опасение
  • Огорчение
  • Злость
  • Стыд
  • Брезгливость
  • Неприязнь

Высокая интенсивность

  • Предвкушение
  • Радость
  • Испуг
  • Ужас
  • Горе
  • Ярость
  • Унижение

Учимся называть свои чувства и отличать их друг от друга

Ниже мы поделимся списком чувств с описанием каждого. Расскажите о них ребенку и предложите вместе вспомнить по одному случаю, когда вы испытывали это чувство.

Интерес

Когда ты чем-то интересуешься, этот объект вызывает у тебя любопытство. Он привлекает твое внимание. Ты концентрируешься на нем. Ты хочешь узнать о нем больше. Если ты интересуешься человеком, он очаровывает тебя. Интерес могут вызывать самые разные предметы и люди, например: видеоигра, телепередача, хорошая книга, случайно услышанный разговор, что-нибудь новое, о чем ты узнал в школе, или человек, который служит для тебя образцом поведения, возможный новый друг.

Чувства, похожие на интерес: любопытство, восхищение, энтузиазм, увлеченность, неравнодушие.

Противоположные чувства: скука, незаинтересованность, безразличие.

Предвкушение

Когда ты предвкушаешь какое-то событие, тебе трудно думать о чем-то другом. Это приятное волнение заставляет тебя считать секунды: ты даже двигаться стараешься быстрее, и мысли в голове разгоняются все сильнее. Предвкушение могут вызывать: поездка на каникулы, встреча с новыми людьми, твой день рождения, разумный риск, находка нужного предмета для одной из твоих коллекций.

Чувства, похожие на предвкушение: трепет, нетерпение, восторг, оживление, энтузиазм.

Противоположные чувства: сонливость, скука, апатия, монотонность, хандра, безразличие.

Удовольствие

Испытывая удовольствие, ты улыбаешься и чувствуешь, что тебе хорошо. Это случается, когда: ты играешь в интересную игру с друзьями; гладишь кошку или собаку; занимаешься любимым делом; смотришь хороший сериал. Удовольствие бывает вкусовым, эстетическим (например, при походе в картинную галерею), осязательным (от соприкосновения с чем-то приятным) — каким угодно!

Чувства, похожие на удовольствие: наслаждение, блаженство, довольство, удовлетворение.

Противоположные чувства: неудовлетворенность, напряжение, утомление.

Радость

Когда ты испытываешь радость, твое тело наполняется счастьем. У тебя внутри все искрится и шипит, словно газировка. Мир кажется чудесным местом. Ты, возможно, испытываешь радость, когда: у тебя день рождения, и ты получаешь все подарки, которые тебе хотелось; ты занимаешь первое место на шахматном турнире; ты летишь на самолете в солнечную страну; человек, который тебе нравится, наконец обращает на тебя внимание; ты получаешь пятерку за сочинение.

Чувства, похожие на радость: веселье, восторг, беззаботность, быть на седьмом небе, парить в облаках от счастья.

Противоположные чувства: печаль, уныние, грусть, одиночество, подавленность.

Удивление

Испытывая удивление, ты поначалу не знаешь, что делать и как быть. Ты не ожидал того, что произошло, и не очень понимаешь, как поступить. Ты можешь даже замереть и замолчать на несколько секунд. Тебе нужно время, чтобы осмыслить произошедшее. Удивление могут вызвать: электронное или бумажное письмо от друга, который давным-давно переехал в другой город; новость, что твой учитель ходил в школу вместе с твоей мамой; первый снег; похвала от человека, которого ты уважаешь.

Читайте также:  Можно лечиться от депрессии

Чувства, похожие на удивление: изумление, ошеломление, потрясение.

Противоположные чувства: скука, равнодушие, безразличие, незаинтересованность.

Опасение

Когда ты ожидаешь чего-то неприятного, ты испытываешь опасение. Это тянущее чувство заставляет тебя прокручивать в голове пессимистичные сценарии. Часто оно вполне объяснимо. Многие испытывают опасение, когда: остаются дома в одиночестве; впервые приходят на уроки в новую школу; думают о завтрашней контрольной по математике; сталкиваются в коридоре с главными задирами; слышат, что надвигается большая буря.

Чувства, похожие на опасение: страх, беспокойство, волнение, нервозность, тревога.

Противоположные чувства: уверенность, храбрость, бесстрашие, стойкость.

Когда страх так силен, что ты совершенно подавлен и воля не подчиняется тебе, ты испытываешь ужас. Ты ощущаешь, как это чувство парализует тебя: ты не можешь сделать ни одного движения, даже чтобы помочь самому себе. Ты, возможно, испытал бы ужас, если бы: увидел очень страшный сон; потерялся в незнакомом городе; за тобой гнались незнакомые люди; ты находился в машине во время аварии или в зоне стихийного бедствия — урагана или землетрясения.

Чувства, похожие на ужас: боязнь, оцепенение, паника.

Противоположные чувства: спокойствие, воодушевление, смелость, невозмутимость.

Огорчение

Когда ты испытываешь огорчение, тебе очень грустно, иногда до слез. Огорчение легко почувствовать, когда: ты слышишь, как родители ссорятся; лучший друг уезжает; ты узнаешь, что человек, которого ты любишь, болеет; тебя несправедливо наказывают; ты теряешь или ломаешь вещь, которая очень для тебя важна. Но обычно огорчение довольно быстро проходит — стоит только отвлечься.

Чувства, похожие на огорчение: обеспокоенность, расстройство, грусть.

Противоположные чувства: облегчение, успокоение, бодрость, довольство.

Злость

Злость может быть внезапной и бурной. Она может вспыхнуть в одно мгновение и так же быстро погаснуть. А может нарастать медленно, постепенно и не уходить очень долго. Ты можешь злиться на конкретного человека или конкретную вещь. Или на всех и все вокруг, без разбора. Некоторые люди путают злость с энергией, драйвом. Злость действительно очень сильное чувство, и многие считают, что она делает их сильнее. Но помни: внутренняя сила — это когда ты ощущаешь внутри себя спокойствие и уверенность. А злость, наоборот, проистекает от бессилия и незащищенности. Может быть, тебе приходилось испытывать злость, когда: сестра без спроса читала твой дневник; тебе не удавалось добиться своего; учительница напрасно обвиняла тебя в обмане; друг или подруга не сдержали данное тебе обещание.

Чувства, похожие на злость: бешенство, ожесточение, раздражение, возмущение, негодование.

Противоположные чувства: нежность, дружелюбие, миролюбие, покладистость.

Унижение

Унижение — это состояние, когда твое достоинство падает в глазах других людей и в твоих собственных. Ты перестаешь чувствовать себя ценным. Тебе кажется, что ты ничтожество, что ты больше никогда не сможешь смотреть никому в глаза. Унижение испытываешь, когда: человек, которому ты доверяешь, выдает другим твой секрет; родители ругают тебя при твоих друзьях; кто-то ударил тебя, а ты не можешь ответить; дети в школе придумывают для тебя ужасное прозвище.

Чувства, похожие на унижение: оцепенение, позор, ощущение поражения, отчужденность.

Противоположные чувства: достоинство, ликование, уверенность в себе.

Чувства не бывают правильными или неправильными, хорошими или плохими. Чувства просто есть. Если ребенок осознает и примет этот факт, то он научится признавать свои чувства и распознавать их. Если ребенок грустит, значит, ему действительно грустно. Если ему не хватает внимания, это не значит, что он завидует. А даже если завидует, то никто не может заставить его чувствовать по-другому.

Источник

Оцените статью