Как маскируется депрессия у детей
Депрессия у детей – тема, которая в последние годы становится все более актуальной для родителей и педагогов. Она касается не только ребят, находящихся в приемных семьях и лишенных родительской заботы, но и тех, кто воспитывается в семье. Развод родителей, смерть близкого человека, конфликты, непонимание и непринятие, ощущение внутреннего одиночества, потеря смысла жизни – все это создает «благоприятную» почву для развития детской депрессии.
А может ли вообще быть депрессия у детей? Этот вопрос вызывал и вызывает жаркую дискуссию в среде профессионалов. У взрослых данное состояние имеет четкие «критерии»: ощущение тоски и печали, уход от общения, потеря интереса к работе, хобби, близким людям, физическая слабость, упадок сил.
В отличие от взрослой, детская депрессия многолика и умеет хорошо скрываться. К тому же не всегда малыш может подробно и понятно описать свое эмоциональное состояние. Так депрессивное состояние у ребенка может проявляться в виде высокой тревожности и беспокойства, различных страхов, дезадаптации в коллективе, школьной неуспеваемостью, конфликтными отношениями со сверстниками и взрослыми. По факту детская депрессия имеет ярко выраженную атипичность, то есть не соответствует основным характерным признакам заболевания.
Стоит обратить особое внимание на то, что депрессия у детей практически всегда идет рука об руку с жалобами на плохое физическое самочувствие:
- тошнота;
- боли различного происхождения;
- упадок сил, вялость («нет сил», «еле дошла»);
- нарушение сна (малыш плохо засыпает, часто просыпается, его мучают ночные кошмары и т.д.);
- учащенное сердцебиение;
- головные боли и головокружение;
- нарушение аппетита.
И это далеко не полный перечень «масок», которые может надевать на себя детская депрессия. Все эти симптомы могут стать объектом внимание педиатра, гастроэнтеролога, невролога, кардиолога, но никак не врача-психиатра. Как правило, анализы, дополнительные функциональные исследования не показывают какой-либо патологии. Однако, вышеперечисленные признаки дают повод обратить более пристальное внимание на эмоциональное состояние ребенка и вовремя оказать ему помощь.
Ирина К., 6 лет. Мама обратилась к психологу Центра им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ за помощью. Девочка категорически не хотела ходить в новой одежде, считая ее некомфортной.
Ходили на прием к неврологу, который прописал успокоительные препараты, витамины. Лечение результата не дало.
Из беседы с мамой выяснилось, что проблемы начались, когда ребенка отдали на подготовку к школе. Повышенные требования к выполнению домашних заданий, дисциплина сказались на физическом самочувствии девочки. Она стала раздражительной, плаксивой, жаловалась на головные боли и головокружение. Перед занятиями отказывалась одеваться.
Психолог предложила девочке нарисовать свой образ и одеть себя в одежду которая нравится. С мамой была проведена беседа, о том что ребенок может сам выбирать одежду в магазине и надевать, что хочет.
Признаки детской депрессии у дошкольников
В дошкольном возрасте признаки депрессии отличаются своим разнообразием. В некоторых случаях – одна, но постоянная жалоба, например, болит голова, в других – целый «букет». Наиболее часто малыши-дошколята жалуются на боли в животе, а ребята младшего школьного возраста на головокружение и головные боли. Многие из них уверены, что их заболевание неизлечимо и смертельно опасно, а разговоры взрослых о болезнях только усиливают тревожность.
У детей, склонных к депрессии, часто наблюдается повышенная тревожность, страхи, которые могут усиливаться к вечеру (ночи). Страхи также отличаются свои разнообразием:
- смерти близких, особенно матери;
- одиночества;
- темноты;
- за свое здоровье, жизнь;
- все вокруг несет угрозу и опасность (беспредметный страх).
Еще одним проявлением депрессивного расстройства у детей может быть паника или так называемое паническое расстройство, которое сопровождается болями различного происхождения, учащенным сердцебиением, тошнотой, ознобом. Паническая атака в большинстве случаев возникает вместе с чувством страха смерти, клаустрофобией (боязнью замкнутого пространства).
Как распознать детскую депрессию?
В разном возрасте признаки депрессии проявляются по-разному. У малышей дошкольного возраста – плохой аппетит, капризы, вялые движения, незначительная прибавка в весе по сравнению с нормой.
Депрессия в дошкольном возрасте напрямую связана с состоянием физического здоровья. У ребенка в этом возрасте можно заметить и характерные для взрослой депрессии признаки, такие как: печаль, тихий голос, скудная мимика, «шаркающая» стариковская походка.
У ребят младшего школьного возраста наблюдаются: снижение или потеря интереса к играм и хобби, ощущение тоски и печали, отсутствие друзей, безразличие к окружающему миру. Типичные жалобы ребенка будут звучать примерно так: «скучно», «плохо», «мне это не интересно», «как-то мне не так». Одной из самых распространенных жалоб у детей и самым распространенным признаком депрессии бывает именно жалоба на скуку. Слово «скучно» является своеобразным маркером, указывающим на потерю интереса к жизни.
Сережа, 5 лет. Родители обратились к психологу с жалобами на повышенную тревожность и плохой сон у ребенка. Мальчик ходит в сад с 3 лет, всегда отличался эмоциональностью, тревожностью, плохим аппетитом и нарушением сна. Проблемы усугубились с началом подготовки к школе.
Психолог предложила мальчику нарисовать рисунок, показала комплекс дыхательных упражнений, направленных на саморегуляцию, а также дала специальный блок упражнений – «гимнастика для мозга».
В депрессивном состоянии отмечается повышенная слезливость. Чем младше ребенок, тем чаще он может плакать по поводу и без. Также отмечается повышенная чувствительность, жалостливость не только по отношению к себе, но и другим (случайно раздавленная букашка, надломленная ветка, сорванный цветок, бездомное животное). Дети в депрессивном состоянии могут проситься на руки, требуют, чтобы их покачали. В речи присутствуют интонации младенца.
По внешнему виду депрессивного ребенка видно невооруженным глазом. У него угрюмое, мрачное, тоскливое выражение лица. Такие ребята не верят в родительское принятие и своим поведением требуют подтверждения любви. Могут по много раз задавать один и тот же вопрос: «Вы меня любите?». Малейшее недовольство взрослых воспринимается как вызов и провоцирует истерику, плач, крики, повышенную двигательную активность. Ребенок пытается различными способами, пусть даже самыми наивными, найти подтверждение любви к нему.
Школьная дезадаптация, как признак детской депрессии
Дезадаптация в школьном коллективе проявляется сложностями в запоминании пройденного материала и, как правило, дает о себе знать постепенно. Ребята тратят много сил и времени на подготовку к занятиям, испытывают проблемы в освоении новых знаний, часто не понимают только что прочитанного материала.
Родители жалуются, что у ребенка плохая память, внимание, рассеянность, неусидчивость. Дома со взрослыми задания делает, а у доски рассказать не может. Не умеет решать самые простые математические задачи. Не может пересказать текст. Забывает дома учебники, тетради.
Дети начинают думать, что учителя их считают «бестолковыми», «тупыми», сверстники не хотят с ними общаться, а родители все свое внимание и любовь отдают братьям и сестрам. У ребенка появляется неуверенность в себе и своих силах, пропадает мотивация и интерес к занятиям, появляется социальная отчужденность. Ребенок отказывается идти в школу, не выполняет свои обещания, «убегает» в болезнь. Состояние «школьной фобии» может длиться годами.
Признаки депрессии у подростков
Депрессия у подростков отличается своей яркостью. Гормональная перестройка всего организма, меняющаяся внешность только усугубляют и так непростое состояние. К физическим изменениям добавляются душевные переживания. Появляется ощущение своей незначительности, ущербности, ненужности. Чувство вины перед самим собой («я ничего не могу», «у меня все плохо получается», «я не такой как все») и родителями («от меня все беды и несчастья», «я плохая и никчемная»). Проявляться такие переживания могут в поведении, когда подросток становится вялым и безразличным или наоборот ведет себя демонстративно грубо и вызывающе, а также в тревожных мыслях о своей внешности, здоровье.
Подросток утрачивает интерес к увлечениям, которые раньше доставляли радость и удовольствие. «Убивает» время перед телевизором, «зависает» в социальных сетях, уходит в компьютерную реальность, прогуливает уроки или вообще не ходит в школу. При этом может испытывать чувство вины за отсутствие силы воли. Родители бывают твердо убеждены, что это все лень и «дурной» характер, пытаются его перевоспитать, наказывают. И получают за свои действия сполна – грубость, резкость, враждебность, а иногда и физическая агрессия. В семье начинаются конфликты, ухудшается коммуникация и отношения.
Причины детской депрессии
Как и у любого заболевания, у детской депрессии есть определенные внешние и внутренние предпосылки и причины.
Самым распространенным психотравмирующим фактором у детей до 4 лет считается ранняя сепарация, когда ребенка по тем или иным обстоятельствам разлучают с матерью. Например, малыша помещают в больницу, детский сад или ясли, дом малютки.
Для малышей от 5 лет и старше – это неблагоприятная ситуация внутри семьи (смерть родителей, насилие или жестокое обращение, развод и т.д.).
Когда ребенок начинает учебу в школе на первое место выходят проблемы, связанные с обучением, отношениями со сверстниками и учителями.
Стоит обратить внимание, что депрессивное состояние может продолжаться от 1 месяца до 1 года и дольше.
Ранняя диагностика и своевременно оказанная медико-психологическая помощь – основной фактор успешного преодоления проблемы. Родителям стоит обратить серьезное внимание на эмоциональное состояние своего ребенка и на те признаки, которые были перечислены в статье. Игнорирование, избегание проблем – не выход из ситуации. Детская депрессия – это душевная болезнь, которая требует не только медицинской и психологической помощи, но и поддержки всех членов семьи. В некоторых случаях при не ярко выраженных признаках, она может со временем пройти сама и не потребует вмешательства специалиста. В более трудных ситуациях стоит обратиться к врачу, психологу, психотерапевту, ведь далеко не всегда ребенок может описать свои переживания и эмоциональные проблемы.
Фактор времени. Если ребенку «грустно, скучно, плохо» один или два дня, то это нормально, т.к. любой человек имеет право на такое состояние. Если у вашего ребенка (подростка) состояние тоски, печали длится две недели и дольше – это уже повод обратиться к специалисту. Чем раньше будет оказана помощь, тем быстрее изменится состояние и меньше будет неблагоприятных последствий.
У некоторых родителей есть страх, что врачи-психиатры сделают из ребенка «овоща», назначив антидепрессанты. Но на сегодняшний день наука ушла далеко вперед. В Центре им. Г.Е Сухаревой ДЗМ при лечении депрессии используются самые современные медикаментозные препараты с минимальными побочными эффектами. Все препараты подбираются строго индивидуально с учетом текущего состояния и анамнеза.
Как показывает опыт, залогом достижения стабильного результата служит не только медикаментозная терапия, психотерапия, но и активное вовлечение родителей, членов семьи и самого ребенка в процесс выздоровления.
Источник
Детская депрессия научные статьи
УДК 159.9
Подростковая депрессия. Причины и последствия
Teenage depression. Causes and consequences
Автор: Людмила Петровна Лобачева – Российская Федерация, г. Москва, ФКУ НИИ ФСИН России, старший научный сотрудник НИЦ-1, pirania74@mail.ru
Author: Lyudmila Petrovna Lobacheva — Russian Federation, Moscow, PKU Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Senior Researcher, SRC-1, pirania74@mail.ru
Аннотация: в статье рассматривается депрессивное состояние у подростков, как часто встречающееся явление, которое тесно связано с внутренними и внешними количественными и качественными изменениями переходного возраста.
Annotation: in the article depressive state in adolescents is considered, as a frequently occurring phenomenon, which is closely related to internal and external quantitative and qualitative changes in the transitional age.
Ключевые слова: депрессивное состояние; подростковый возраст; несовершеннолетние; социально-психологические аспекты, суицидальное поведение.
Key words: depressive state; adolescence; minors; socio-psychological aspects, suicidal behavior.
Подростковый возраст – довольно сложный период взросления и становления ребенка как личности. Он скрывает в себе много неожиданностей, являясь эмоциональным, сложным, противоречивым и, в какой-то мере, опасным этапом взросления человека. По той причине, что в это время подростка окружают самые различные по своему наполнению события, явления, процессы, которые могут пагубно повилять на его психологическое состояние, сознание, отношение к жизни в целом, необходимо вовремя предостеречь его от ошибочных устремлений и направить деятельность и образ мысли в нужное русло. В противном же случае, если дела в школе будут идти неважно, общего языка с родителями найти не удастся, со стороны сверстников будет исходить только злоба, частые оскорбления и унижения достоинства, растет вероятность возникновения и развития депрессии в различных вариантах ее проявления.
В соответствии с толковым словарем психиатрических терминов под «депрессией» понимается синдром, для которого характерно понижение настроения (гипотимия), значительное торможение интеллектуальной и моторной деятельности, снижение жизненной активности (витальных побуждений), а также наличие пессимистичного настроя, соматоневрологических расстройств (по триаде Протопопова). Более того, для депрессивных проявлений присущи такие когнитивные свойства, как отрицательная, уничтожающая оценка самого себя, внешнего мира и ближайшего будущего. Такое определение универсально: оно подходит как взрослому человеку, так и несовершеннолетнему. Но, учитывая тот факт, что подросток – личность еще не сформировавшаяся, подвергаемая многим деформациям, депрессивные состояния для него представляются более чреватыми, чем для взрослого.
Депрессия, как и любое заболевание, имеет причины возникновения и соответствующие симптомы. Нередко депрессию рассматривают как фактор, порождающий психологическую неполноценность, а в отдельных случаях смертность. В этой связи перед психологами встает задача по своевременному выявлению и оказанию помощи, подвергнутому депрессивным проявлениям подростку.
Депрессия не может возникать на пустом месте: она имеет как субъективные, так и объективные предпосылки.
Анализ стоит начать с указания на зафиксированные клинические случаи, при которых рассматриваемое расстройство, возникающее в промежутке от 12 до 25 лет, носит наследственный характер (предрасположенность к психическим патологиям на генетическом уровне). То есть, как правило, подросток будет подвергнут депрессивному состоянию в тех случаях, когда хотя бы один из родителей страдает этим недугом и периодически проходит психотерапевтическое лечение.
Вместе с тем, необходимо сделать важное замечание и обратить пристальное внимание на институт семьи, который является базовой ячейкой общества, нацелен на создание союза между мужчиной и женщиной, вступление в брачные отношения и, что самое главное, стремление к рождению, воспитанию и социализации детей. Посему, становясь родителями, супруги имеют некоторые обязанности и несут полную ответственность за взросление, становление и адаптацию своего ребенка, создавая благоприятную атмосферу внутри семейного очага. Когда такая атмосфера отсутствует, родители часто употребляют спиртные напитки (а может и того хуже – наркотические и психотропные вещества), выясняют отношения изо дня в день, предъявляют завышенные требования к ребенку, при этом не проявляя любовь, заботу и понимание, естественно, на психику несовершеннолетнего оказывается негативное воздействие, приводящее к незамедлительному возникновению депрессии.
Вообще ювенильный возраст (юношеский возраст) напрямую соприкасается с гормональной перестройкой в процессе полового созревания. По этой причине нейромедиаторы, которые отвечают за состояние эмоциональной сферы, часто дают сбои в своей работе. В результате появляется ощутимый дефицит в определенных химических веществах, подталкивающих механизмы депрессивного поведения к активации.
В пубертатный период особенно отчётливо проявляется целый комплекс подростковых черт характера, играющих порой значительную роль в формировании депрессивного расстройства. Среди них можно выделить: сверхчувствительность к мнению окружающих людей, демонстративность в поведении и свободолюбие, желание быть всегда «на виду», стремление к признанию; совокупность самонадеянности и максимализма в суждениях и поступках; нередко чуткость существует параллельно с черствостью и малодушием; скромность зачастую сменяется развязностью; отрицание норм, непризнание авторитетов чередуется с обожествлением кумиров.
Безупречным фундаментом для возникновения психических патологий выступает низкий уровень оценки самого себя, своих поступков, намерений, взглядов, негативный окрас своей личности под гнетом мнений, исходящих от окружающих.
Что касается симптоматики, то можно выявить целый спектр признаков проявления данного заболевания. Помимо того, о возникновении депрессии свидетельствует, в том числе, очевидные изменения в поведении подростка и частая смена настроения. Несовершеннолетний, охваченный психическим расстройством такого рода, обычно начинает сторониться друзей, знакомых, даже родных ему людей для того, чтобы избежать какие-либо взаимодействия и общения с ними. На первое место выходит одиночество, которое становится предпочтительным во всех планах.
Среди многочисленных симптомов депрессивного состояния можно выделить участившееся головные боли, снижение аппетита или наоборот – невероятная потребность в еде, рассеянность, отсутствие сосредоточенности, уверенности в себе и принимаемых решениях, конфликтность, раздражительность, бессонница, постоянное беспочвенное беспокойство, утрата интересов, употребление спиртного, наркотических средств, чувство настигающей тоски, ненужности, бесперспективности и др.
На самом деле, перечисленные выше признаки носят общий, универсальный характер и подходят для депрессии в целом. Однако для установления более конкретных симптомов, сопровождающих этот психологический феномен, необходима индивидуальная работа психолога и психиатра с пациентом в форме собеседований и проведения тестирований.
В ряде перечисленных выше симптомов были определены часто встречающиеся из них за исключением одного. Автор статьи посчитал необходимым выделить его. Речь идет о возникновении суицидальных мыслей и появлении аутодеструктивных наклонностей. Разумеется, подросток, находясь в депрессии, считает свои проблемы, складывающиеся в школе, дома, в компании друзей, непреодолимыми и неразрешимыми. Отсюда возникает потребность в избавлении себя от боли и неприятностей путем самоликвидации. В подобных случаях для несовершеннолетнего характерно безразличного отношения к себе, преобладают фразы «я никому не нужен», «меня никто не любит». Он теряет всякую надежду на светлое будущее, замыкаясь в себе. Интерес к учебе и ранее любимому хобби сходит на нет, учащаются беседы о смерти и желании покончить с собой. При подобном положении дел необходимо как можно скорее наладить контакт с ребенком и поспособствовать незамедлительному оказанию профессиональной помощи специалистов.
К счастью, методики лечения депрессии у подростков на сегодняшний день разработаны в достаточной степени. Они включают в себя использование фармакологических препаратов вместе с проведением психотерапевтических сеансов. Из медикаментов обычно выписывают успокоительные средства, которые губительно не влияют на организм ребенка, не вызывают сонливости и привыкания.
Когда депрессивное расстройство протекает в простой форме, не сопровождается суицидальными мыслями и попытками покончить с собой, в качестве способа лечения избирается когнитивно-поведенческая терапия. В тех случаях, когда очевидной причиной сформировавшегося недуга является неблагополучная обстановка в семье, то такая проблема вскоре преодолеваются после проведения сеанса семейной психотерапии. Психолог, работая с подростками с заниженной самооценкой, робкими, неуверенными в себе, стремится сформировать в них адекватное восприятие самого себя, активную жизненную позицию, чувство собственной важности.
В тех случаях, когда у несовершеннолетнего наблюдается острое и затяжное течение депрессии, чаще всего лечение проводится в условиях стационара. Несмотря на присмотр врачей, усиленное лечение антидепрессантами, подростку необходимо помнить, что важно не только строго соблюдать все назначения врача, но и активно стараться преодолеть депрессию самому.
Со стороны родителей, чей ребенок оказался заложником депрессивного расстройства, требуется занять правильную тактику в воспитании ребенка, которая заключается в отказе от наказаний, унижений, чрезмерной опеки, ограничении его свободы и, наряду с этим, необходимо стать ребенку лучшим другом, выслушивать его мнение, жалобы, предложения, если и поучать, то собственным примером, выражающимся в конкретных действиях.
Таким образом, депрессивное состояние у подростков – часто встречающееся явление, которое тесно связано с внутренними и внешними количественными и качественными изменениями. В период переходного возраста дети не готовы принимать новые правила, диктуемые взрослой жизнью, до конца не понимают сути отношений между людьми и не всегда могут найти свое место в обществе. Однако не стоит недооценивать или переоценивать происходящее вокруг. Развитие депрессии опасно, прежде всего, для жизни и психического здоровья подростка, так как вовремя не принятые меры и не оказанная родительская или медицинская помощь может повлечь за собой суицид как наиболее эффективный выход их сложившейся ситуации.
Источник