- Чувствуют ли Ваши дети, что они любимы? Заметьте, я не спрашиваю: «Любите Вы своих детей?»
- Вот что происходит в сердце ребенка, которого не любят
- Ребёнок, которого во всём обвиняют
- Ребёнок, которого не любят
- Новое видео:
- Чувства вашего ребенка
- Как развивать положительные эмоции у детей?
- Эмоциональное развитие младенца
- Ребенком нужно гордиться
- Когда дети испытывают разочарование
- Как воспитывать в ребенке веру в себя
- Любовь к установленному порядку
- Развивайте эмоциональную связь с ребенком
Чувствуют ли Ваши дети, что они любимы? Заметьте, я не спрашиваю: «Любите Вы своих детей?»
Наталья Соболева
Чувствуют ли Ваши дети, что они любимы? Заметьте, я не спрашиваю: «Любите Вы своих детей?»
При воспитании детей принципиально важны и существенны дом и взаимоотношения родителей. По важности они превышают все другие отношения, в том числе и отношения между родителями и детьми. То, как ребенок ощущает свое место в мире и свою безопасность- зависит от отношений его родителей.
Чувствуют ли Ваши дети, что они любимы? Заметьте, я не спрашиваю: «Любите Вы своих детей?»
Конечно же большинство родителей любят своих детей, но часто дети не ощущают, что они любимы.
Настоящая любовь безоговорочна и должна проявляться во всех искренних отношениях. Именно такая безусловная, не зависимая ни от чего любовь и является фундаментом, на котором основаны надежные взаимоотношения со своими детьми.
Любить детей безусловно- значит, любить его независимо ни от чего, ни от его внешности, способностей, достоинств и недостатков, плюсов, минусов, независимо от того, что мы ждем от него в будущем. И что самое трудное — независимо от того, как он ведет себя сейчас. Мы любим ребенка, даже если его поведение вызывает у нас отвращение.
Самый главный вопрос для любого ребенка — «Вы любите меня?» Если мы любим ребенка, безусловно, он чувствует, что ответ на этот вопрос утвердительный. Если же мы любим его условно, в зависимости от его успехов, поведения и прочего – он теряет уверенность в себе, становится тревожным и напряженным.
От всего этого зависит его отношение к жизни, это принципиально значимо для его дальнейшего развития.
Ребенок обычно задает этот вопрос всем своим поведением, он показывает нам в чем он нуждается какова его эмоциональная потребность. Своим поведением мы удовлетворяем его потребности, когда наши взаимоотношения основаны на безусловной любви! На ребенка наши поступки действуют сильнее, чем наши слова.
Есть важное понятие, которое я хочу донести до вас– у каждого ребенка есть «эмоциональный сосуд любви». Существуют эмоциональные потребности. То, как они удовлетворяются (через любовь, понимание, дисциплину)определяет многое: как чувствует себя ребенок, доволен ли, зол, подавлен, полон радости и т д.Еще это определяет его поведение: послушен или непослушен, плаксив, игрив, замкнут. Чем полнее «эмоциональный сосуд ребенка, тем лучше его поведение, положительнее эмоции». А кто же отвечает за этот резервуар, чтобы он был всегда полон? Родители! Поведение ребенка является сигналом, указывающим на состояние этого резервуара, если он пуст, происходит внутренняя борьба. В подростковом возрасте этот ребенок начнет искать любви вне семьи. Это доставляет много переживаний сердцам родителей. Этого можно избежать, если научиться выражать свою любовь.
Всемирно признанные психологи – Росс Кэмпбелл и Гари Чапмэн, на чьем опыте основаны мои слова, после 20 лет исследований убедились,что существует пять основных способов выражения любви: прикосновение (физический контакт); слова одобрения; время, поведенное вместе; подарки; забота.
I.Прикосновение. Очевидная важность физического прикосновения. Ребенок успокаивается, когда родители берут его на руки, прижимают к себе и нашептывают нежные слова. С первых дней жизни ребенок чувствует себя любимым, благодаря физическим прикосновениям. Даже когда Вы просто держите своего ребенка за руку, похлопывайте по спине или боритесь с ним на полу, Вы выражайте свою любовь.
II. Слова одобрения. Слова родителей имеют огромное значение в формировании личности и характера ребенка. «Я люблю тебя», «Молодец, у тебя все получится», «Спасибо» –все это слова одобрения. Они поднимают у ребенка чувство уверенности, достоинства, самоуважения. Грубые, резкие несправедливые слова родителей постепенно воспитывают в детях самоуничижение, даже ненависть к себе и окружающим.
III. Время, проведенное вместе. Очень важно регулярно находить свободное от дел время, чтобы полностью уделять его ребенку. Вы можете почитать ему книжку, поиграть в какую – нибудь игру, погулять по парку и понаблюдать за окружающим миром. Если Вы решили провести время с ребенком, то должны пойти с ним туда, где ему интересно, и делать то, что ему нравится. Нам, родителям, необходимо знать интересы своих детей, чтобы иметь доступ в их мир. Для большинства детей время, проведенное вместе с родителями — абсолютное доказательство любви.
IV. Подарки. «Папа думает обо мне, вот что он мне подарил!» — такое чувство вызывают в детях подарки. Причем, не обязательно дорогие. Они могут быть очень простыми, такими, как камень, подобранный на прогулке, цветочек. Любая вещь, игрушка, подаренная Вами, скажет ребенку о вашей любви. Причем, настоящий подарок никогда не преподносится за какие – то заслуги. Ведь любовь не требует ничего взамен.
V. Забота. С первого же дня появления на свет мы начинаем ухаживать за ребенком, меняем ему пеленки, кормим, купаем. В течение последующих восемнадцати лет готовим еду, стираем одежду, чиним велосипеды и выполняем тысячи других дел. Это самый простой, необходимый и при этом неизбежный способ выражения любви к детям. И ничего, если они не замечают, вырастут — оценят.
Чтобы Ваш ребенок почувствовал себя любимым, Вы должны не просто использовать все пять способов общения, но и понять, который из них наиболее важен для него, чтобы больше уделять внимания именно ему. Говорите на языке любви вашего ребенка. Важно осознать, что не каждому человеку понятен один и тот же язык любви. То, благодаря чему один человек может почувствовать нашу любовь к нему, не обязательно вызовет у другого такое же ощущение. Так, ваш ребенок может не чувствовать вашу любовь к нему, если проявите ее таким образом, который ему не понятен.
Будьте внимательны, чтобы заметить, какой способ общения больше всего нужен вашему ребенку сейчас. Это очень просто. Если ребенок подходит и обнимает вас, то, возможно, он хочет, чтобы Вы его обняли, приласкали.
Если часто хвалит Вас, то, наверное, сам нуждается в одобрении. Когда просит поиграть с ним – ему нужно ваше безраздельное внимание.
Спрашивает Вашего мнения – значит хочет получить поддержку и одобрение. Если счастлив, когда кто-то из друзей или родственников дарит ему подарки – именно это наиболее желанный для него язык любви. Это не способ сделать детей совершенными им больше никогда не потребуется наказание, дети есть дети. Но наказание должно совершаться в любви и не порождать чувство обиды. Наказание с любовью вырабатывает характер и приводит к исправлению недостатков.
Анкета для родителей «Навыки общения» Уважаемые родители! Просим Вас принять участие в анкетировании на тему «Навыки общения» 1. На ваш взгляд, уверен ли ваш ребенок, что его.
Нетрадиционные формы работы с родителями: «Гость группы» Детский сад — первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается.
Источник
Вот что происходит в сердце ребенка, которого не любят
Ни один родитель в мире не признается в том, что он не любит своего ребёнка. Но, к сожалению, всё обстоит намного печальнее: подобная ситуация встречается намного чаще, чем можно представить.
Нелюбимых детишек видно сразу. Хотя внешне вроде бы не отличаются от остальных: накормлены, одеты, обуты. Но они – не такие… И эта разница – ужасна.
Причин, по которым родители могут отказывать в любви детям, множество. Одна из самых распространённых – когда детишки появились «нечаянно». Их никто не планировал и не ждал. Не мечтал, в какой цвет покрасить детскую комнату и какую купить коляску. То есть – «так получилось». В душе таких родителей не было места для любви к малышу, но они всё же подарили ему жизнь. Жизнь, но не любовь…
Маленький человечек не в состоянии понять, что с ним не так, почему это случилось именно с ним: «Почему меня не любят?» Особенно, когда он – ещё совсем маленький.
Ситуация ещё более усложняется, когда родители отказываются признаться даже самим себе, что они не любят своего ребёнка. При этом они пытаются придумать кучу отговорок и объяснений своему поведению и даже эмоциональному насилию.
В основном они говорят о том, что их ребёнок – просто несносный. Он сводит их с ума своим поведением. И если они излишне строги и наказывают малыша, так это для его же блага. Чтобы он вырос достойным человеком, а не хулиганом и неудачником.
Такая «стратегия» родительского поведения приводит лишь к тому, что ребёнок просто теряется в догадках, и в конце концов приходит к выводу, что он – плохой и делает всё «не так».
Ребёнок, которого во всём обвиняют
Это правда: у многих матерей иногда вырывается фраза: «Ты меня просто выводишь из себя!» Или они говорят, что «не могут справиться со своим ребёнком».
Но не спешите обвинять их в том, что они не любят своих детей. Возможно, у них просто был плохой день. Или они устали от бесконечной домашней работы, а помочь – некому. Или у них не складываются отношения с мужем, и накрывает отчаянье.
Но совсем другое дело, когда родители постоянно ведут себя только так. Они предъявляют малышу требования, которые он просто не в состоянии выполнить. По разным причинам: либо на него возлагают уж слишком нереальные надежды, либо просто плохо объясняют детишкам, чего от них хотят, либо требуют от них навыков и логики, как у взрослого человека.
Например, хотят, чтобы ребёнок всегда сидел тихо и никому не мешал, не требовал внимания, или убирал за собой игрушки и накрывал на стол со скоростью и виртуозностью взрослого.
Если смотреть на ребёнка под таким углом зрения, как подобные родители, то естественно, что их ожидает разочарование. Причём – постоянное и доводящее до бешенства. Самое печальное состоит в том, что они тем самым калечат своего ребёнка: он чувствует себя «всегда плохим» и тоже разочарованным.
Нелюбимый ребёнок очень быстро начинает понимать жестокую истину: что бы и как он ни сделал – всё равно им будут недовольны. Какими бы ни были его успехи и таланты – родителям всегда всего будет недостаточно, чтобы принять и полюбить.
Поскольку маленькие дети ещё не способны объективно оценить сложившуюся ситуацию, их постоянно будет преследовать комплекс вины. Они будут думать о себе всегда только в негативном свете, чувствовать незащищённость и опасность.
Ведь они теперь точно знают: что бы ни сделали – результат будет всегда одинаковым. Их в который раз назовут несносными, тупыми и невоспитанными.
Ребёнок, которого не любят
Это очень больно – когда ты маленький, невинный, а тебя почему-то не любят. Сердечки у таких деток разбиты с первых лет жизни. Поскольку они не могут понять причину своих страданий и не умеют выразить словами то, что чувствуют, то проявляют крик о помощи другим способом.
Они начинают вести себя таким образом, чтобы высвободить боль и отчаянье, которые буквально разрывают.
Проявляется это следующим образом:
У нелюбимых детишек развиваются страхи и фобии. Причём самые разные. Они боятся темноты, пауков или собак, определённых ситуаций. Происходит это подсознательно. Как догадываетесь, такое поведение малышей ещё больше бесит родителей.
Нелюбимые дети, как правило, очень импульсивны. Они не могут сдержать свои гнев или ярость, слёзы или смех. Они не способны контролировать эмоции в принципе. Они всегда «на взводе», для них всё – катастрофа.
Нелюбимые дети – очень нестабильны. Сегодня они хотят одно, а завтра – совершенно другое. Складывается впечатление, что они сами не знают, чего хотят. Точно также со скоростью света меняется их поведение: ещё секунду тому они могли смеяться и радоваться, а вот уже – топают ногами и кричат. В принципе подобное поведение свойственно всем маленьким детям, но у нелюбимых оно проявляется слишком часто и остро.
Нелюбимые дети всегда тревожны. Их поведение – тому подтверждение. Они не могут оставаться на месте ни на одну минуту, постоянно мечутся, всё время задают вопросы. Естественно, реакция родителей прогнозирована – они ещё больше выходят из себя.
Нелюбимым детишкам сложно концентрировать внимание на чём-то одном. По этой причине у них возникают проблемы в детском саду и в школе.
Нелюбимые дети пытаются стать «невидимыми». Чтобы их не трогали, не замечали, отстали. Им хочется исчезнуть, скрыться, «не существовать».
У нелюбимых детей часто не развиты социальные навыки. Как правило, они чувствуют себя некомфортно среди сверстников. По этой причине они могут плохо обращаться с другими детьми или взрослыми.
Нелюбимые дети становятся очень подозрительными. Они на подсознательном уровне ищут во всём подвох. Никому не доверяют, всегда растеряны и напряжены. Иногда они упрямы до безумия, иногда – безвольные и податливые.
Нелюбимых детей замечаешь с первого взгляда: они грустные, покорные и нуждаются в поддержке.
Человек не может жить без любви. Особенно – маленький. Он нуждается в объятиях, ласковых и тёплых словах. Это – сигналы, что нас любят, нас ждали, в нас – нуждаются. Другими словами – наша «эмоциональная пища».
Не бывает идеальных родителей. Мы все время от времени срываемся, незаслуженно обвиняем в чём-то детей или злимся. Но мудрые отец и мать всегда извинятся. Ведь это самый большой дар на Земле – наши дети.
Маленький человечек не виноват, что вас бросил любимый, узнав о беременности, или в том, что у вас – куча проблем и забот. Он безоговорочно любит вас больше всех на свете. Не забывайте об этом, когда в следующий раз захотите сказать, как он выводит вас из себя.
Любите своего ребёнка – и он ответит вам тем же!
Новое видео:
Источник
Чувства вашего ребенка
Как развивать положительные эмоции у детей?
Достижение эмоционального комфорта для человека не менее важно, чем удовлетворение его познавательных, физических и духовных потребностей. Любое положительное качество можно развить, если этим правильно и целенаправленно заниматься. Это относится и к «эмоциональному интеллекту» ребенка, к его стабильности и положительному восприятию себя и окружающей действительности.
Эмоциональное развитие младенца
Первые эмоции ребенок испытывает сразу же после рождения. Это переживания, связанные с физиологическими причинами. Отрицательные эмоции, выраженные в крике, плаче, выполняют защитную функцию, сигнализируя о каком-то неблагополучии малыша: голоден, болен, мокрый, хочет спать и пр. Взрослый, реагируя на них, обеспечивает благоприятные условия для жизни новорожденного.
Что такое хорошо и что такое плохо, ребенок еще только чувствует, но чувства, эмоции — это тот первый опыт, который определяет развитие общего мироощущения: положительного или отрицательного, оптимистического или настороженно-пессимистического. Эмоциональный опыт маленьких детей проявляется в их любопытстве и общительности, в их бесстрашии по отношению к предметам, в их повышенной чувствительности в отношении других людей.
Эмоции являются своеобразным ориентиром при построении поведения малыша: чем богаче мир его положительных эмоций, тем больше возможности для взаимодействия с другими. Если ребенок получает хоть чуточку положительных эмоций, то для него это так же жизненно важно, как качественное питание и свежий воздух. Кормление ребенка грудью в этом отношении — не только питание для малыша, но и воспитание в полном смысле слова, т.к. устанавливаются и развиваются такие отношения с матерью, которые в других ситуациях просто невозможны. Материнская любовь приобретает новое содержание, женщина переживает новые для неё чувства, и они переносятся на ребенка, на окружающих, формируя новые человеческие отношения, в которых и развивается личность.
После третьей недели жизни у ребенка возникает первая социальная реакция — улыбка в ответ на ласковый разговор взрослого и склоненное над малышом лицо. В 3 месяца положительные эмоции входят в состав «комплекса оживления» — специфического поведения в отношении взрослого. В 4-х месячном возрасте младенец улыбается и радостно двигается, как только услышит голос матери, громко смеётся, если взрослый приподнимает его и резко опускает. Радостное состояние малыша говорит о его хорошем самочувствии, положительно влияет на физиологические процессы, повышает общую активность, содействует сенсорному и двигательному развитию.
Еще до того, как младенец начинает понимать речь, он реагирует на эмоции и чувства окружающих его людей. Малыш знает, когда его мама спокойна и расслаблена, или когда она напряжена и расстроена. Он чутко реагирует на эмоциональную обстановку в своей семье, испытывая те или иные эмоции. У маленьких детей такие же чувства, как и у взрослых. Они могут не понимать слов «злой», «грустный», «веселый», «счастливый», «испуганный», но они на своем опыте знакомы с этими понятиями.
К 6-7 месяцам эмоции ребенка становятся более выразительными. Эмоциональные реакции, с помощью которых ребенок сообщает взрослому о своем состоянии — это главное средство общения в довербальный период. И другого средства у него пока нет. Если родители отвечают на эти реакции, то в дальнейшем ребенок будет использовать их для вступления в контакт. Если же взрослые будут замечать только отрицательные переживания, то малыш с их помощью будет воздействовать на взрослого, даже научившись говорить.
В течение первых месяцев жизни ребенка его эмоциональные реакции на взрослого развиваются в трех направлениях:
- от «местной» реакции — улыбки — к выражению «полной» радости, входящей в комплекс оживления;
- развитие эмоциональной реакции на лицо или голос взрослого;
- эмоции становятся избирательными.
После 8-ми месяцев младенцы начинают испытывать страх в присутствии посторонних, который при чутком отношении к малышу проходит примерно в 1,5-2 года.
Из этого следует, что переживания положительных эмоций вызваны получением впечатлений, прежде всего связанных с взрослыми. Появление у малыша новых эмоций определяется развитием у него новых способов и потребностей в общении.
Во втором полугодии жизни младенец адресует взрослому уже и отрицательные эмоции — обиду, недовольство, гнев. Но в то же время он начинает различать положительные и отрицательные оценки самого себя со стороны взрослого, реагируя на его поведение. Дети очень чувствительны к эмоциональным проявлениям. В какой атмосфере растет ребенок, таким сам и становится. Эмоции у малыша очень неустойчивы, его настроение быстро меняется. Но именно в это время у младенца формируются любовь и симпатия.
Мы поговорили о том, какие изменения претерпевают эмоции ребенка в первый год после рождения. Теперь нам хотелось бы рассказать о том, что может и должен сделать родитель для развития чувств ребенка, для того, чтобы помочь ему стать эмоционально успешной и полноценной личностью.
Ребенком нужно гордиться
Дети смотрят на родителей, как в зеркало. Они оценивают себя так, как их оценивают родители. Очень важно, чтобы ребенок видел, что родители любят его все время, даже когда они рассержены. Но одной любви недостаточно («ничего, что ты некрасивый, зато мы тебя любим»). Так же важно гордиться ребенком. Исследования в области подростковых самоубийств показали, что школьники, которые пытались покончить с собой, редко чувствовали, что родители гордятся ими. Подростки думали, что родители вообще не рады тому, что у них есть дети. Гордиться ребенком лучше начинать прямо с того момента, как вы впервые увидели друг друга.
Как ребенок может узнать, что вы его любите? Он чувствует это, когда вы улыбаетесь ему, прикасаетесь к нему, разговариваете с ним, наблюдаете за ним, слушаете то, что он вам рассказывает. Когда вы с ним и заботитесь о нем. Рассказывайте детям сказки про них самих. Это всем нравится. И никогда не говорите: «Я тебя не буду любить, если ты. » или «Я тебя буду любить, если ты. «.
Если вы сердитесь или расстроены, скажите об этом ребенку, и объясните причину. Дети чувствуют эмоции родителей и могут подумать, что они сами виноваты в том, что происходит. Если вы действительно сердитесь на ребенка, ему нужно знать об этом. Так же как и о том, что это не навсегда. Владейте собой и своими чувствами.
Когда дети испытывают разочарование
Дети осваивают новые навыки, которые необходимы им для роста и развития, и в какой-то момент их попытки сделать что-то незнакомое терпят поражение. Например, у малыша не получается сделать несколько шагов самостоятельно или удержать в руке карандаш. И он испытывает такое огромное разочарование и недовольство собой, что начинает плакать, злиться и вести себя так, что родители удивляются: «Во что превратился мой ангелочек?». Имейте терпение. Как только ребенок справится с задачей, он опять станет более спокойным и покладистым.
Попытайтесь представить себе, что чувствует ребенок с той или иной ситуации, и тогда вы сможете понять, чего вам ожидать от него. Очевидно, что после долгой «прогулки» по магазинам с родителями, ребенок вернется домой измученным и перевозбужденным. Такое состояние почти наверняка выльется в слезы или вспышку раздражения. Сохраняйте спокойствие.
Помогайте детям называть их чувства словами. Например: «Я расстроен. Я злюсь. Мне обидно. Я разочарован. Я раздражен. Я боюсь. Мне грустно. Я сержусь. Я возмущен». Для маленьких детей достаточно самых простых названий чувств. С возрастом ребенок может воспринимать более тонкое различие между оттенками эмоций.
Научите детей рассказывать, что они чувствуют. С одной стороны, дети видят, что их состояние небезразлично родителям, а с другой — у всех членов семьи появляется возможность лучше понять друг друга.
Ребенку следует объяснить, что плакать не стыдно. Слезы сопровождаются эмоциональной разрядкой, и иногда бывает просто необходимо поплакать. Также имеет смысл рассказать о том, что человек может чувствовать злость, или обиду, или разочарование, но он не должен причинять вреда никому, включая себя самого.
Как воспитывать в ребенке веру в себя
Человек с нормальной самооценкой верит в себя, в свои силы. Способность детей к управлению собой, к конструктивной деятельности зависит от их самооценки. Очень важно, чтобы родители создавали среду, в которой самооценка ребенка будет расти. Как этого добиться?
Дело в том, что список дел, непосильных для ребенка, намного длиннее списка доступных ему занятий. Нужно помочь ребенку и создать для него такую среду, в которой легче добиться успеха. Например, подставьте маленькую табуреточку к раковине в ванной, чтобы малыш сам мог вымыть руки, выберите для него такие тапочки, которые он сможет надевать сам в 2 года, и т.д.
Пусть дети сделают что-то без вашей помощи! Пусть это будет не так хорошо и не так быстро, как надо, но зато они испытают ни с чем не сравнимое чувство удовлетворения от выполнения задачи. Даже если речь идет всего лишь о надевании обуви. Планируйте свои дела так, чтобы у вас был запас времени для самостоятельных действий ребенка. Если он просит помощи — конечно, помогите ему, но избегайте перехватывать инициативу.
Каждому человеку необходимо чувствовать, что он в какой-то степени может распоряжаться своей жизнью. Детям нужно позволять принимать решения, в соответствии с их возрастом. Например:
- малыш, которому еще нет и года, может отказаться есть зеленый горошек, он ему не нравится;
- двухлетний ребенок может сам выбрать, какую рубашку он наденет сегодня;
- трехлетний малыш может выбрать себе кашу на завтрак.
Во всех ситуациях, когда это возможно, позволяйте ребенку в какой-то мере самостоятельно распоряжаться собой. Конечно, не все будет гладко, но все мы учимся на собственных ошибках. Принимать правильные решения — это искусство, и дети могут научиться ему только в том случае, если будут пробовать снова и снова.
Поощряйте вашего ребенка высказываться и предлагать свою точку зрения к обсуждению. Рассматривайте его мнение серьезно. Дети могут удивить вас неожиданными идеями и способами решения проблемы! Обращайтесь с детьми так же вежливо и уважительно, как вы хотели бы, чтобы они обращались с вами. Показывая образец хороших манер, вы внушаете детям самоуважение и задаете стандарт отношений, который следует применять ко всем членам семьи.
Любовь к установленному порядку
Дети чувствуют себя уверенно и спокойно, когда все идет по заведенному порядку изо дня в день. Когда вам предстоит сделать что-то незнакомое, например, в первый раз в сознательном возрасте отвести ребенка к зубному врачу, поговорите об этом и познакомьте ребенка с тем, что будет с ним происходить. Попробуйте разыграть с куклами сценку на тему предстоящего визита, или прочтите ребенку про доброго доктора Айболита, к которому пришли лечиться и корова, и волчица.
Предупреждайте ребенка заранее об изменениях в привычном распорядке. Например: «Завтра мы не пойдем гулять на детскую площадку, а поедем в гости». Полезно внутри обычного распорядка напоминать ребенку, «что мы будем делать дальше». Дети с самого раннего возраста лучше себя чувствуют, если представляют, чего им ожидать.
Развивайте эмоциональную связь с ребенком
Важно установить с ребенком прочную связь при помощи полноценного общения и качественно проведенного времени. Детский психолог М.Эйнсворт выделяет несколько признаков того, что между родителями и детьми существует крепкая эмоциональная связь. Если речь идет о грудных детях, то такие родители:
- чаще и быстрее реагируют на плач ребенка;
- правильно угадывают, чего хочет ребенок;
- показывают ребенку свое хорошее отношение;
- проводят больше времени, общаясь с ним.
Сочувствуйте ребенку. Для этого мы должны не только разобраться в его эмоциях, но и испытать их вместе с ним. Если малыш счастлив — будьте счастливы за него, если он горюет, разделите с ним его чувство.
К примеру, четырехлетний ребенок утром проснулся в слезах. Мама подошла к нему и взяла его на руки: «Почему ты плачешь? Что случилось? Ты испугался?». Но малыш плакал и ничего не отвечал. Мама сказала ему: «Я вижу, что тебе грустно. Я с тобой». Она подержала его на руках, пока он не успокоился и не попросил дать ему завтрак.
Почему мама вела себя правильно? Она признала чувства ребенка. Вместо того, чтобы сказать: «Перестань плакать», она объяснила, какие эмоции испытывает малыш, и признала право на их существование. Ребенок увидел, что он не сделал ничего плохого, понял, что и в следующий раз за испуг и слезы его не будут ругать, и успокоился.
Другой пример. Тот же самый малыш сидел у телевизора и дожидался начала своего любимого мультсериала. Вот раздались первые звуки заглавной песенки, ребенок от радости сделал звук телевизора намного громче, чем это было принято в семье, вскочил с места и стал петь и плясать. Мама услышала шум, пришла с кухни… и стала танцевать вместе с сыном. Когда песенка закончилась, она обняла его, убавила звук телевизора и вернулась на кухню.
Как вела себя мама? Она могла бы с порога отругать сына за громкую музыку. Или вообще не обратить на происходящее никакого внимания. Вместо этого она признала восторг сына и разделила это чувство с ним. Этот короткий эпизод общения укрепил связь между матерью и ребенком. Сын почувствовал, что его любят и понимают.
Еще одна ситуация. Сережа и Никита играют на детской площадке. Никита сталкивает Сережу с велосипеда, а тот толкается в ответ. Сережина мама подходит и говорит своему сыну: «Нельзя бить Никиту. Ему будет больно». «Но он первый начал», оправдывается Сережа. Тогда мама делает то же самое замечание Никите. Потом она отводит своего сына в сторону и говорит: «Сережа, я знаю, что ты злишься. Ты обиделся на Никиту, потому что он сталкивал тебя с велосипеда. В следующий раз скажи ему, что так делать нельзя, потому что это больно».
Что здесь произошло? Мама показала сыну, что она заметила его неправильное поведение, и признала его право испытывать отрицательные эмоции. Она дала ему понять, что испытывать чувства можно, но причинять вред другим нельзя.
На своем примере демонстрируйте ребенку правильное, на ваш взгляд, внешнее выражение чувств. Дети копируют нас даже в мелочах. Научите ребенка справляться с отрицательными эмоциями. Это не получается само собой, нужно развивать этот навык. Детям нужно показывать, как конструктивно справляться с поражением, конфликтом или чувством раздражения. Если это умение развить в детстве, взрослому впоследствии будет легче преодолевать трудности в общении.
Источник