Дети с зпр развитие эмоций

Развитие эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР.
статья по коррекционной педагогике по теме

Статья в сборнике материалов Республиканского семинара-практикума для педагогов коррекционных ДОУ » Структурные компоненты коррекционно-педагогического процесса» на базе МБОО № 63, г. Нижнекамск.

Ребенок с ЗПР имеет ряд специфических черт, которые затрудняют процесс его общения со сверстниками и взрослыми, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на дальнейшем развитии его эмоционально-личностной сферы. Как научить ребенка понимать свои эмоции и эмоции других людей? В игре. Играя ребята научаться контролировать собственное настроение, что положительно повлияет на их взаимоотношения с окружающим миром. Представленные дидактические игры помогут развивать эмоциональную сферу дошкольников, научат: различать основные эмоциональные состояния, сравнивать эмоциональные ощущения как свои, так и других.

Скачать:

Вложение Размер
razvitie_emotsionalno-_volevoy_sfery_u_detey_s_zpr.docx 26.11 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие эмоционально-личностной сферы у детей с ЗПР.

Основными направлениями коррекционно-развивающей работы психолога с детьми с ЗПР, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются:

  • развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;
  • развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
  • формирование произвольной регуляции деятельности и поведения.

Рассмотри подробнее следующее направление:

Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков.

Ребенок с ЗПР имеет ряд специфических черт, которые затрудняют процесс его общения со сверстниками и взрослыми, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на дальнейшем развитии его эмоционально-личностной сферы. Для детей с ЗПР характерны трудности в общении, которые связаны с импульсивностью (гиперактивностью) или заторможенностью (пассивностью). Импульсивные дети отличаются крикливостью, шумностью, подвижностью. Они не умеют выслушать собеседника до конца, могут прервать его речь. Не всегда проявляют корректность. Могут нагрубить взрослым. Дети не владеют правилами, культурой общения. С заторможенным ребенком трудно общаться. От него тяжело добиться развернутого ответа. Он не возражает, не высказывает своей точки зрения. Без взаимной активности общение сводится к руководству взрослого и подчинению ребенка.

В сфере межличностных отношений у дошкольников с ЗПР также наблюдается неблагополучная ситуация. Они редко завязывают длительные и глубокие отношения со своими сверстниками. Значительное число воспитанников оказывается в группах «изолированных» или «непринятых». Дети с ЗПР имеют тягу к контакту с дошкольниками младшего возраста, которые лучше их принимают. У некоторых воспитанников существует страх перед детским коллективом, поэтому они его избегают. Опыт положительного взаимодействия со сверстниками отсутствует. Дети с ЗПР не владеют способами сотрудничества, навыками кооперации, не умеют наладить продуктивные отношения с окружающими людьми. Для общения дошкольники предпочитают сверстников своего пола. Ребенок с ЗПР не готов к внеситуативно — личностному общению. Он достигает лишь уровня ситуативно – делового общения.

Воспитанники с ЗПР не готовы к эмоционально теплым отношениям со сверстниками. Дошкольники с ЗПР не держат дистанцию со взрослыми, могут вести себя навязчиво, бесцеремонно. В процессе знакомства зачастую обследуют взрослого как неодушевленный предмет. Дети с ЗПР владеют знаниями об элементарных социальных нормах поведения, но используют их при вербальном поведении, а в реальном поведении очень часто их нарушают. Аморальные способы решения нравственной проблемы осознаются ими часто как социально приемлемые. Функционирование моральных норм зависит от характера ситуации, в которой они используются. Чем конкретнее ситуация, тем большая вероятность выполнения детьми с ЗПР моральных норм. Поведение в ситуации морального конфликта зависит от того, насколько данная ситуация приобрела для ребенка личностный смысл. Чем сильнее ситуация личностно значима для ребенка, тем чаще поведение соответствует моральным нормам общества. Соблюдение дошкольниками социальных норм зависит от контроля педагога за их поведением.

В связи с этим в работе психолога выделяются следующие наиболее важные задачи:

  • воспитание у детей интереса к окружающим людям;
  • выработка контактности и умения извлекать опыт из неудачного общения;
  • обучение произвольной регуляции своего эмоционального состояния и избеганию конфликтов.

В ряде случаев указанный дефицит сопряжен с проблемами эмоциональной регуляции. В связи с этим развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков предполагают:

  • гармонизацию аффективной сферы ребенка;
  • профилактику и устранение (смягчение) возможных агрессивных и негативистических проявлений, других отклонений в поведении;
  • предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера;
  • развитие и тренировку механизмов, обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям (в том числе снятие тревожности, робости и т.п.);
  • создание условий для развития самосознания и формирования адекватной самооценки;
  • развитие коммуникативных способностей (в том числе стимуляция коммуникативной активности, создание условий, обеспечивающих формирование полноценных эмоциональных и деловых контактов со сверстниками и взрослыми);
  • развитие социальных эмоций.

Для развития личностно-эмоциональной сферы детей с ЗПР необходима работа в следующих направлениях:

  • стимуляция интереса к себе;
  • расширение представлений о социальном окружении;
  • развитие социальных эмоций;
  • формирование способности управлять эмоциями;
  • развитие высших чувств – сочувствие, сострадание, умение понимать чувства других людей, сопереживать им;
  • формируется умения различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению (мимика, пантомимика, жесты, позы и т.д.);
  • обучение наблюдению за внешними эмоциональными проявлениями угадывать смысл поведенческих реакций и реагировать в соответствии с этим смыслом;
  • осознание своей позиции в ситуациях межличностного взаимодействия.

Большую роль в данной работе играют индивидуальные и групповые занятия с детьми театрализованной деятельностью с применением методик игротерапии и сказкотерапии. В процессе такой работы дети учатся понимать смысл и прогнозировать последствия собственного эмоционального поведения. Они осознают значение эмоциональной атмосферы добра, радости, сотрудничества для улучшения и собственного самочувствия, и отношений со сверстниками.

При всей кажущейся простоте распознание и передача эмоций достаточно сложный процесс, требующий от ребенка, определенного уровня развития. Чем лучше ребенок знает, какие бывают эмоции, тем точнее он поймет состояние другого человека и отреагирует на него.

Как научить ребенка понимать свои эмоции и эмоции других людей? В игре. Играя ребята научаться контролировать собственное настроение, что положительно повлияет на их взаимоотношения с окружающим миром. Представленные дидактические игры помогут развивать эмоциональную сферу дошкольников, научат: различать основные эмоциональные состояния, сравнивать эмоциональные ощущения как свои, так и других. Происходит развитие эмоциональной сферы дошкольников, отработка мимической реакции, передача эмоций через вхождение в образ героя — персонажа, расширение представлений об эмоциях. Развитие творческого воображения.

Деревянный кубик (длина сторон 25Х25см), на каждой грани которого изображено животное, насекомое или другие персонажи. На месте «лиц» зверей, насекомых, приклеены небольшие круглые зеркала .

Ребёнок располагает кубик таким образом, чтобы видеть отражение своего лица в зеркальце в одной из граней, и с помощью мимики передаёт различное настроение животных (например: грустный цыпленок, веселая бабочка, печальная улитка и т. д.).

Это специальное табло, на котором выкладываются определенные эмоции (это может быть картинка или схема).

Ребенок по мимике должен отобразить это состояние на своем лице или найти похожую картинку, иллюстрацию к сказке, определить, какие чувства выражены на лице героя сказки.

Куб, на каждой грани которого изображена пиктограмма эмоционального состояния. Задание: изобразить то состояние мимики, которое будет на верхней грани куба

Для работы с малышами отлично подойдёт вращающийся круг, закреплённый ниткой или проволокой посередине. Рожицы сменяют друг друга по мере вращения, а дети называют эмоции.

Дети вытягивают из — под волшебного цветка лепестки и продолжают начатую мысль. (Я люблю…. свою маму.)

«Я люблю и не люблю»

«Мне нравиться и не нравиться»

«Я умею и не умею»

«Я могу, и не получается»

«Меня хвалят и ругают за … »

Эта игра формирует положительный образ «Я», позитивную самооценку, доброжелательные отношения, умение слушать сверстников, развивает мышление, речь.

Сделаны из картона и трубочек для сока. Игра знакомит детей с разными человеческими эмоциями. Способствует развитию лучшего понимания себя и других.

Можно распечатать разные эмоции, которые дети используют при совместных обсуждениях, тем самым расширяют представления о собственных переживаниях (дают определение радости, страха).

Вариантов игры много. Она учит различать эмоции и соотносить их с поступками.

Они являются частью интерьера, и помогают ввести ребёнка в сложный мир человеческих эмоций. Все эмоции выражаются на лице человека, и ребёнок может увидеть это воочию, и даже сам может исправить мимику лица. Дети, приходя в детский сад (в группу) определяют своё настроение, глядя в зеркало, анализируют, рассказывают о причинах его изменения, знакомятся с разными эмоциями, учатся владеть навыками управления своими эмоциями .

В ходе предложенных игр, дети знакомятся с фундаментальными эмоциями, переживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников. Ценность таких игр состоит в том, что у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, они начинают глубже понимать себя и других, у них чаще возникает эмпатия по отношению к взрослым и детям. С их помощью мы способствуем развитию эмоционально-личностной сферы ребенка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В статье театрализованная игра рассматривается как деятельность, имеющая большое значение для разностороннего развития дошкольников с задержкой психического развития. Приведены реомен.

В статье театрализованная игра рассматривается как деятельность, имеющая большое значение для разностороннего развития дошкольников с задержкой психического развития. Приведены реомен.

В статье театрализованная игра рассматривается как деятельность, имеющая большое значение для разностороннего развития дошкольников с задержкой психического развития. Приведены реомен.

В статье театрализованная игра рассматривается как деятельность, имеющая большое значение для разностороннего развития дошкольников с задержкой психического развития. Приведены реомен.

В статье театрализованная игра рассматривается как деятельность, имеющая большое значение для разностороннего развития дошкольников с задержкой психического развития. Приведены реомен.

В презентации раскрыты особенности эмоционального развития детей и использование антистрессовых игрушек в процессе коррекционной работы.

Источник

Ознакомление с эмоциями детей с задержкой психического развития (из опыта работы)

Ольга Елисеева
Ознакомление с эмоциями детей с задержкой психического развития (из опыта работы)

Из опыта работы по ознакомлению с эмоциями детей с задержкой психического развития

«Учитесь властвовать собою…»

Развитию и коррекции эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание. Дефектологи, воспитатели и родители направляют все свои усилия в первую очередь на развитие и коррекцию интеллекта ребенка, забывая о его чувствах и эмоциях. Л. С. Выготский и А. В. Запорожец указывали на то, что только согласованное функционирование двух систем — эмоциональной сферы и интеллекта, их единство могут обеспечить успешное выполнение различных форм деятельности. Об этом же писал К.Изард: «Эмоции энергетизируют и организуют восприятие, мышление и действие». Эмоции играют важную роль в жизни детей: они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее, и в конечном итоге определяют всю жизнь человека, его место в обществе. Эмоции и чувства – это своеобразное личностное отношение человека не только к окружающей действительности, но и к самому себе. В дошкольном возрасте необходимо знакомиться с собственными эмоциями. Это дает возможность в дальнейшем стать хозяевами своей душевной жизни и не позволять эмоциям, особенно негативным, руководить нашими словами, мыслями, поступками и чувствами и, что самое главное, искажать общение с другими людьми. Для ребенка распознавание и передача эмоций – достаточно сложный процесс, который требует от него определенных знаний, определенного уровня развития. Ведь передача эмоций – это не только выражение лица, но и определенная поза, жесты, которые соответствуют тому или иному эмоциональному состоянию. Однако дети в дошкольном возрасте не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции и чувства. Поэтому важно привлекать внимание детей к эмоциональному миру человека; обучать дошкольников выражению эмоций и их распознаванию. Детям с задержкой психического развития еще сложнее ориентироваться в мире эмоций и чувств. Это связано с их особенностями. У детей с ЗПР слабее развит познавательный интерес, бедный словарный запас, узкий кругозор. Они менее работоспособны, внимание чаще непроизвольное, неустойчивое. Особенности зрительного и слухового восприятия, мышления не позволяют им в полной мере дифференцировать свои эмоции и эмоции других людей. Слабость волевых усилий часто приводит к проявлению негативных эмоций. Поэтому актуальна и важна работа, направленная на развитие эмоциональной сферы в ее единстве с интеллектуальной сферой, с учетом индивидуальных особенностей детей. Считаю, что формирование эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны быть приоритетными направлениями в работе психолога с детьми с задержкой психического развития.

Для целенаправленной системной работы с детьми необходимо определить, что брать за основу, на какие эмоции опираться. Основываясь на изучении работ психологов, обобщив свой опыт, пришла к выводу, что в дошкольном возрасте необходимо работать над следующими эмоциями: радость, грусть, страх, обида, гнев, вина, удивление. Особенности внешнего проявления эмоциональных состояний определяются по мимике (выразительным движениям мышц лица, пантомимике (выразительным движениям всего тела) и выражению эмоций в интонации, тембре голоса. Для изучения эмоциональнойсферы ребенка использую следующие задания:

• Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций (проводится индивидуально). Ребенку предлагаются карточки с графическим изображением радости, грусти, страха, удивления, злости. Предъявляют их по одной, с вопросом «Какое это лицо?», «Какое у маски настроение?»

• Изучение особенностей использования детьми мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции (проводится индивидуально).

Для изучения эмоциональной сферы ребенка использую метод наблюдения за детьми в различных видах деятельности. При всей кажущейся простоте, распознание и передача эмоций – сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний. Ведь чем больше ребенок знает, какие бывают эмоции, тем точнее поймет собеседника. По результатам диагностики пришла к выводу, что дети точнее определяют радость, веселье, злость. Затрудняются в определении грусти и страха. Возникают сложности в дифференциации эмоций страха и удивления. При направляющей роли взрослого, обращая внимание на положение рук, всего тела, дети начинают сопоставлять указанные эмоции. Из этого следует, что дети при определении эмоционального состояния людей, прежде всего обращают внимание на выражение лица, не придавая значения пантомимике (позе, жестам).

Цель проводимой работы – научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих их людей; дать представления о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово, а также развивать умение управлять своими чувствами и эмоциями.

• Дать детям знания о некоторых базовых эмоциях — радости, грусти, удивления, обиды, вины, страха, злости, используя разные каналы восприятия.

• Учить детей различать эмоции по схематическим изображениям, сравнивать.

• Помочь детям понимать собственное эмоциональное состояние.

• Выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонацию.

• Обучить детей навыкам релаксации, саморегуляции, что создает условия для формирования у них способности управлять своим эмоциональным состоянием.

• Повышать эмоциональную устойчивость ребенка, обсуждая и «проживая» ситуации, вызывающие разнообразные чувства.

Развивать коммуникативные умения.

Для решения поставленных задач использую следующие методы и приемы:

• Ритуал приветствия и прощания.

• Слушание песни или отрывка музыкального произведения соответствующего характера.

• Чтение отрывка из литературного произведения.

• Изображение эмоций различными изобразительными способами (нарисовать, дорисовать, вылепить, выложить из деталей).

• Игры и упражнения с использованием интонации, тембра.

• Рассматривание фотографий, пиктограмм, сюжетных картинок с непрорисованным лицом.

• Выкладывание эмоций из кубиков и плоскостных деталей.

• Анализ заданных ситуаций.

• Рассказы психолога и рассказы детей.

• Упражнения подражательного и творческого характера на мышечную релаксацию.

Учитывая особенности детей с ЗПР, занятия по ознакомлению эмоциями строятся по определенному алгоритму. В процессе занятий задействованы зрительный, слуховой, кинестетический, тактильный каналы восприятия, что облегчает усвоение предложенного материала. Приемы и количество упражнений, заданий можно варьировать в зависимости от состава подгруппы, возраста и индивидуальных особенностей детей.

Алгоритм занятий на примере знакомства с чувством радости.

Занятие №1 Радость.

• Ритуал приветствия. Дети здороваются друг с другом разными, знакомыми им способами.

• Чтение рассказа «А просто так». Обсуждение настроения песика и лисенка.

• Слушание песни «Вместе весело шагать». Какое настроение было у вас, когда слушали песню? Что хочется делать под эту музыку?

• Рассматривание веселой картинки (нелепицы). Что вас развеселило? Почему стало весело?

• Игра «Солнечный зайчик». Снятие напряжения мышц лица.

• Рассматривание фотографий, на которых изображено чувство радости.

• Игра «Фотограф». Дети на «фотографии» изображают радостное настроение.

Занятие №2 Радость

• Слушание песни «Чунга-Чанга». О чем вы думали, когда слушали песню? Что чувствовали? Что хочется делать под эту песню?

• Рассматривание пиктограммы «радость». Каждому ребенку раздается пиктограмма.

• Упражнение «Зеркало». Детям предлагается посмотреть в зеркало и порадоваться.

• Определение что такое радость? Это веселое чувство, когда хочется смеяться, хлопать в ладоши, танцевать.

Закончи предложение: «Я радуюсь, когда…», «Мама (папа) радуется, когда…», «Кошка (собака) радуется, когда…».

• Нарисуем (вылепим) веселое лицо.

Занятие №3 Радость

• Рассматривание картинки «Веселый клоун». Какие у клоуна глаза, ротик, брови? Почему он такой веселый?

• Складывание лица веселого человечка из кубиков. Почему твой человечек веселый, чему он радуется?

• Игра «Море волнуется раз…» Изобразить фигуру радости.

«Мне подарили игрушку». Учимся интонационно передавать чувство радости.

«Что забыл нарисовать художник?» Определить настроение дорисовать (вылепить) лицо.

• Игра «Обезьянки». Копирование мимики, пантомимики чувства радости.

Занятие №4 Радость

• Рассматривание сюжетных картинок, на которых изображено чувство радости. Чему радуются люди?

• Этюд «Радостная встреча» (с мамой, бабушкой, другом).

• Рассматривание картинок из лото «Азбука настроения». Обсуждение чему радуются кошка, рыбка, мышка, птичка. Покажи, как они радуются.

• Игра «Четвертый лишний». Выбрать картинку, которая не подходит к заданной пиктограмме.

«Превращение в волшебников». Пожелания, чтобы все люди были веселыми и радостными.

• Создание галереи детских рисунков «Как мне было весело».

Тема занятия Количество занятий

Закрепление знаний об эмоциях 4

Педагог-психолог ГБДОУ №58 Елисеева О. А.

Диагностическая карта мониторинга среды группы Диагностическая карта мониторинга среды группы дошкольного образовательного учреждения с позиции эмоционального развития детей старшего.

Развитие творческой активности детей посредством театрализованной деятельности Большое внимание я уделяла развитию эмоций, так как именно расширение эмоциональной сферы является одним из направлений работы по развитию.

Источник

Читайте также:  Когда чувствуешь что заболеваешь какие таблетки лучше выпить
Оцените статью