- Особенности и коррекция эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями развития в условиях образовательных учреждений
- Особенности работы с детьми, имеющими эмоциональные нарушения статья по коррекционной педагогике (старшая группа)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности и коррекция эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями развития в условиях образовательных учреждений
Ольга Козлова
Особенности и коррекция эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями развития в условиях образовательных учреждений
Особенности и коррекция эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями развития в условиях образовательных учреждений.
Проблема детей с нарушениями развития в условиях образовательных учреждений, в последние десятилетия является очень актуальной. Как показывают данные ООН, ВОЗ о положении детей в мире, исследования Л. О. Бадаляна, В. Е. Кагана, И. А. Шашковой, М. Раттера и других специалистов, масштабы неблагополучия, порождаемого современной школой и обществом, среди детей и подростков весьма значительны.
Создание системы психологического сопровождения и коррекционно-развивающего обучения в образовательных организациях призвано решить проблемы обучающихся, испытывающих различные трудности в процессе школьного обучения.
О необходимости корригирования познавательной деятельности детей с нарушениями в развитии написано и сказано достаточно много, и, конечно же, все мы осознаем важность и необходимость в подобной работе с данной категорией детей. Основываясь на свою практическую деятельность, можно говорить, о том, что развитие эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями в развитии имеет важное значение, и не уступает по важности коррекции познавательной сферы ребенка.
Под избыточной информацией, часто негативного содержания, эмоционально-волевая сфера ребенка испытывает и подвергается сильным нагрузкам, как губка, впитывая весь негатив окружающего мира. И поэтому часто на трудности в обучении в образовательном учреждении, на проблемы в общении со сверстниками ребенок с нарушениями в развитии, может отвечать различными эмоциональными реакциями – обидой, страхом, гневом, повышенной тревожностью, что свидетельствует о незрелости эмоционально-волевой сферы. Под «эмоциональной незрелостью» понимается крайняя изменчивость и неустойчивость эмоциональных реакций.
Как показывает практика, эмоциивлияют на все компоненты познания: воображение, ощущение, память, восприятие и мышление. Ребенок с эмоциями, например, радости, интереса, все вокруг себя воспринимает положительно, а ребенок с отрицательными эмоциями (страх, тревога, раздражительность, замечает вокруг себя только негативные события и тем самым усиливает свои отрицательные эмоции. Понимание своих эмоций и чувств является важным моментом в становлении личности ребенка. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание. Однако, замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети меньше общаются со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Неумение владеть выразительными средствами тела снижает умение ребенка взаимодействовать с окружающим миром. Поэтому работа, направленная на развитие эмоционально-волевой сферы, очень актуальна и важна.
Таким образом, формирование эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями в развитии является одним из важнейших условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно обогащается. Развитию эмоциональной сферы способствуют семья, школа, вся та жизнь, которая окружает и постоянно воздействует на ребенка. Эмоционально-волевая сфера признана первичной формой психической жизни, «центральным звеном» в психическом развитии личности.
Несформированность эмоционально-волевой сферыможет проявляться на разных уровнях:
— поведенческом – в виде инфантильных черт личности, негативного самопредъявления, нарушения умения управлять своими эмоциями и адекватно выражать их;
— социальном – в виде нарушений эмоциональных контактов, низкого уровня сформированности мотивов установления и сохранения положительных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, дезадаптации;
— коммуникативном – в виде несформированности умений устанавливать и поддерживать конструктивный уровень общения, понимать и адекватно оценивать сообразно ситуации состояние и чувства собеседника;
— интеллектуальном – в виде неумения различать и определять эмоции и эмоциональные состояния людей, трудностей в понимании условности (неочевидного смысла) ситуации, трудностей в понимании взаимоотношений между людьми, сниженного уровня развития высших эмоций и интеллектуальных чувств (чувства прекрасного, радость познания и открытия, чувство юмора, а в целом в снижении социального интеллекта и компетентности.
Коррекция эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями развития это организованная система педагогических и психологических воздействий. Основным ее направлением является смягчение эмоционального дискомфорта у детей, повышение активности и самостоятельности детей, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др. Важным этапом работы с этими детьми является коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции. Поэтому во время групповых и индивидуальных занятий, педагог-психолог должен использовать разнообразные методы коррекции для формирования и развития эмоционально-волевого компонента.
На первых занятиях с психологом, часто у детей проявляется эмоциональная напряженность, тревожность, некоторая замкнутость, настороженность и закрытость. Поэтому в течение 2-3 занятий нужно помочь детям адаптироваться и снять данное напряженное состояние. Такое состояние можно снять, используя сочетание арт-терапии, сказкотерапии со специальными играми и упражнениями с музыкальным сопровождением или без него. Например, в начале занятия можно использовать различные игры на знакомство или упражнения для развития доверия и взаимопонимания в группе. Например, упражнения «Перышко» и «Как летит листочек», способствуют снизить напряжение, которое присутствует в начале занятия. Использование элементов арт-терапии, например, пальцевая живопись, «кляксография», которая способствует самовыражению ребенка. Возможно использование заданий «Рисование на заданную тему» («что вызывает положительные эмоции или отрицательные»). Также на занятиях можно использовать рисование по точкам, «дорисуй картинку», рисование основных геометрических фигур и используя их рисовать животных, растения или предметы (домик, котенка, дерево). На коррекционно-развивающих занятиях, также можно использовать упражнение «Нарисуй свои эмоции в цвете», то есть задавать ребенку определенное настроение (радость-грусть, веселье-печаль, гнев-счастье и т. д.) или просить детей нарисовать то состояние, которое они испытывают в начале или в конце занятия.
При коррекции эмоционально-волевого развития данной категории детей будут полезны игры и упражнения, способствующие повышению самооценки, уверенности в себе, используя при этом следующие задания, «Я очень хороший», «Мышеловка», «Смелая мышка», «Зеркало» и другие. Также упражнения для тренировки навыка распознания эмоциональных состояний «Угадай эмоции», «Собери эмоции – разрезные картинки».
Также на занятиях по коррекции эмоционально-волевой сферы корригирующий эффект дают:
• упражнения на релаксацию («Задуй свечу», «Рот на замочке», «Лимон», «Дудочка», «Бубенчик», «Насос и мяч»);
• средства библиотерапии (обсуждение рассказов В. А. Осеевой «Синие листья», «Сыновья», Л. Н. Толстого «Два товарища»);
• средства музыкотерапии (произведения Л. В. Бетховена «Соната № 14» – часть 1, П. И. Чайковского «Симфония № 5 ми-минор», «Времена года», С. В. Рахманинов «Концерт № 2» начало 2-ойчасти, Ф. Шопен «Ноктюрн фа мажор», «Ноктюрн ре-бемоль мажор» и т. д.);
• психогимнастика (этюды М. И. Чистяковой, упражнения и игры, разработанные Н. Л. Кряжевой).
При построении и проведении занятий следует учитывать утомляемость обучающихся, поэтому рекомендуется в течение занятия менять виды деятельности, а также четко соблюдать время проведения занятия. На протяжении занятия педагог-психолог помогает детям выполнять упражнения, а также сам дает эмоциональные реакции на происходящее, поэтому постепенно ребенок учится не только реагировать и отзываться на происходящее, но и становится активным участником взаимодействия. Он знает, как адекватно выразить то, что происходит с ним, начинает различать свои состояния, оценивает чувства другого человека и на основе этой оценки устанавливает эмоциональный контакт, он оказывается способным «примерить» эмоциональные состояния другого на себя. Все это позволяет ребенку регулировать свои эмоции и выражать их таким образом, чтобы укрепить эмоциональный, коммуникативный и социальный контакты с окружающими и сохранить свое внутреннее равновесие. Осознание и понимание своих эмоциональных состояний приводит к успешному саморегулированию и значительно повышает адаптивные возможности ребенка.
1. Бенилова С. Ю. Особые дети – особое общение // Ж. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2006. – № 2.
2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб. : Питер, 2008. – 400с.
3. Годовникова Л. В. Основы коррекционно-развивающейработы в массовой школе: Учеб. пособие / Под науч. ред. И. Ф. Исаева. –Белгород: Изд-во БелГУ, 2005. – 201 с.
4. Горячева Наталья. Экология души. //Школьный психолог. 2003.№23.
5. Роженко А. Коррекция эмоционально-волевой сферы ребенка// Социальное обеспечение, 2005 — №3 февраль — с. 16-17
6. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М. : АРКТИ, 2000.
7. Чистякова М. И. Психогимнастика/По ред. М. И. Буянова. -М. :Просвещение: ВЛАДОС,2000.
Дидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития у детей эмоциональной сферы. Эмоции — это своеобразный калейдоскоп впечатлений.
Фотоотчет о конкурсе по профилактике ДДТТ среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений Мы участвовали в городском конкурсе «Знают все мои друзья, знаю ПДД и я»он направлен на активизацию деятельности ДОО по обучению детей.
Игры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка. Детям с ОВЗ.
Наглядные средства и пособия для развития эмоциональной сферы детей Важную роль в полноценном личностном развитии ребёнка играет развитие его эмоциональной сферы. Недаром в настоящее время постепенно отходят.
Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Рассматривая методы работы с детьми,.
Положение о проведении городской военно-спортивной игры «Зарничка» среди детей дошкольных образовательных учреждений ПОЛОЖЕНИЕ о проведении городской военно-спортивной игры «Зарничка» среди детей дошкольных образовательных учреждений I. Общие положения.
Конспект урока геометрии в 11 классе «Понятие сферы и шара. Уравнение сферы. Расположение сферы и плоскости» ТЕМА: Сфера и шар. ТИП УРОКА: Изучение нового материала. ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: Мастерская. ЦЕЛИ УРОКА: 1. Обучающая: ввести понятие сферы, шара.
Рабочая программа для дошкольных образовательных учреждений «Умелые ручки» для работы с детьми 5–7 лет Пояснительная записка «Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая.
Сценарий конкурса чтецов «В гостях у зимы» среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений Сценарий конкурса чтецов «В гостях у зимы» среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений Подготовили и провели: Кичигина Л. И.
Смотр-конкурс чтецов, посвящённый Дню матери, среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений (фотоотчёт) Ежегодно в нашем городе в ноябре месяце проводится городской смотр-конкурс, посвящённый Дню матери. Цель: повышение качества работы с дошкольниками.
Источник
Особенности работы с детьми, имеющими эмоциональные нарушения
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)
В старшем дошкольном возрасте дети отличаются чрезмерной впечатлительностью, склонностью к страхам, причем у одних преобладают повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, двигательная расторможенность, у других робость, застенчивость, заторможенность. Чаще всего отмечаются сочетания повышенной эмоциональной лабильности с инертностью эмоциональных реакций, в некоторых случаях с элементами насильственности. Так, начав плакать или смеяться, ребенок не может остановиться, и эмоции как бы приобретают насильственный характер. Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакциями протеста и отказа, которые значительно усиливаются в новой для ребенка обстановке, а также при утомлении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_raboty_s_detmi.docx | 16.12 КБ |
Предварительный просмотр:
«Особенности работы с детьми, имеющими эмоциональные нарушения».
Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, как утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоционально-выразительные движения человека — мимика, жесты, пантомимика — выполняют функцию общения, т.е. сообщение человеку информации о состоянии говорящего и его отношении к тому, что в данный момент происходит, а также функцию воздействия — оказания определенного влияния на того, кто является субъектом восприятия эмоционально — выразительных движений.
Нарушения эмоционально-волевой сферы чаще всего проявляются повышенной эмоциональной возбудимостью в сочетании с выраженной неустойчивостью вегетативных функций, общей гиперестезией, повышенной истощаемостью нервной системы.
В старшем дошкольном возрасте дети отличаются чрезмерной впечатлительностью, склонностью к страхам, причем у одних преобладают повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, двигательная расторможенность, у других робость, застенчивость, заторможенность. Чаще всего отмечаются сочетания повышенной эмоциональной лабильности с инертностью эмоциональных реакций, в некоторых случаях с элементами насильственности. Так, начав плакать или смеяться, ребенок не может остановиться, и эмоции как бы приобретают насильственный характер. Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакциями протеста и отказа, которые значительно усиливаются в новой для ребенка обстановке, а также при утомлении.
Условно можно выделить три наиболее выраженные группы так называемых трудных детей, имеющих проблемы в эмоциональной сфере:
1. Агрессивные дети.
2. Эмоционально — расторможенные дети. Эти дети на все реагируют слишком бурно: если они выражают восторг, то в результате своего экспрессивного поведения заводят всю группу, если они страдают — их плач и стоны будут слишком громкими и вызывающими.
3. Тревожные дети.
Хотелось бы рассмотреть более подробно на практике эмоционально-расторможенных детей в условии их нахождения в группе с детьми с ОНР.
Когда ребенок с ЭР попадает в группу с детьми, у которых нет такой особенности, возникает вопрос, а как проводить обучение, когда очень много времени уходит на дисциплинирование данного ребенка, попытки уговорить заниматься со всеми и проч. Конечно, первое время возникает непонимание, как не выходить за временные и концептуальные рамки образовательного процесса, обеспечив при этом обучение всех детей.
Для того чтобы понять правильную тактику поведения, необходимо уделить больше времени этому ребенку (будем обозначать его Д.) в свободное время. Сначала это небольшой шок, потому что нарушены привычные рамки адекватности поведения, но по личному опыту могу сказать, что мне помогло справиться (пока не в полном объеме) с данной проблемой отключив модель поведения «воспитатель-воспитанник».
В данном случае с Д. решение стать ему другом, по моему мнению, стало более правильным, нежели пытаться его сломить статусностью своего положения. Но попасть в доверие к таким детям тоже не очень просто. Они очень тщательно проверяют тебя, реакцию на их действия или бездействия. В нашем случае была очень неоднозначная реакция на приезд театральной труппы в детский сад: сначала это были крики, прятанье под столом и категорический отказ от похода на спектакль. Первая попытка успехом не увенчалась. После этого неудачного похода, мы с Д. поговорили, было рассказано, что такое театр, что это очень интересно и безопасно. Была договоренность, что в следующий раз мы идем вместе, садимся у выхода из зала, он садится на коленки, и в некомфортный для него момент мы выходим их зала.
Так мы и сделали. Во второй раз спектакль был просмотрен полностью, сидя в обнимку на коленях. Самое интересное, что в этот момент и у меня было реальное ощущение стертости границ «воспитатель-воспитанник». Это очень чувствительные дети, тактильные дети, и когда они раскрывают свою душу, возникает так называемое слияние аур, вот тогда ты понимаешь, что ключик найден. Зачастую они этим начинают в дальнейшем пользоваться сверх меры, но опять же на уровне биополей можно показать, что тебе это не нравится.
Этот ребенок выбирает комфортного для себя человека, если сам воспитатель готов идти на такую связь. Постепенно связующую ниточку стоит удлинять. В нашем случае с походами в театр мы стали сидеть частично на коленках, частично на стульчике, позже Д. сидел самостоятельно. Но всегда ему надо держать зрительный контроль над твоим положением в пространстве.
С занятиями также изначально были большие сложности. Схема действия была похожая. Если другие дети выполняли задания, сидя на своих местах, то Д. работал сидя со мной. Это также было по схеме «коленки — рядом — на своем месте». К концу учебного года практически не было проблем с организацией образовательной деятельности.
Общение со сверстниками складываются чуть сложнее в связи с тем, что партнерами являются тоже дети и им сложнее понять и применить правильную тактику поведения и отношения. Также было замечено, что Д. может занять себя и самостоятельно, что не маловажно для анализа возрастного развития ребенка.
Периодически появляются моменты проявления агрессии. По продолжительности они кратковременны и легко погашаемы. По наблюдениям за учебный год было отмечено, что агрессия возникает как ответная реакция на действия и поступки других детей.
Вообще такие дети очень чуткие, ранимые, искренние и честные касательно своих чувств и эмоций по отношению к окружающим людям. Именно поэтому им очень важен психологически-эмоциональный контакт со взрослым человеком, и этот контакт должен быть несколько уровнем выше, чем в стандартном понимании этого термина.
По большей части такие дети страдают СДВГ, именно поэтому они пытаются привлечь внимание к себе нетипичным поведением. Тут также необходима работа с родителями. Но важным фактором продуктивности такой совместной работы является открытость и готовность родителя общаться, рассказывать достаточно личные моменты. Ведь только так можно определить проблему такого поведения ребенка и, следовательно, избрать правильный путь работы и подхода для получения результативности такой работы.
Так как большую часть времени ребенок проводит в детском саду, то для положительного эмоционально-волевого воспитания детей воспитателю необходимо заботиться о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания; обеспечивать эмоциональной насыщенностью игровую и самостоятельную деятельность детей, объединяющих сохранение и развитие положительных эмоций ребенка; создавать специальные ситуации самопознания, самовоспитания; целенаправленно работать по воспитанию волевых качеств дошкольника; использовать в педагогическом процессе игровые формы. А также не забывать, что самое важное в установлении доверительных отношений – это быть другом!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Затронута работа как в группах воспитанников с нарушениями речи, развивать особенности вокально-хоровой работы.
Основной контингент нашего детского сада составляют дети с задержкой психического развития. У некоторых наших воспитанников процесс компенсации проблем развития осложняется наличием сочетанных деф.
В статье освещены рекомендации по работе с детьми, имеющими речевые нарушения.
Рекомендации и основные методы работы дефектолога, для воспитателей и учителей начальных классов для работы с детьми с ОВЗ.
Музыка, музыкальное воспитание может оказать большую помощь в коррекционной работе.
laquo;Особенности вокально-хоровой работы с детьми,имеющими речевые нарушения».
Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка с нарушением речи является создание психологических условий для нормального развития и успешного обучения ребенка. Приоритетными задачами.
Источник