Дети с эмоциональной холодностью

Дети с эмоциональной холодностью

Общая психопатология

Эмоциональное огрубение — утрата высших (нравственных, эстетических, интеллектуальных и пр.) эмоций и чувств, тонких эмоциональных дифференцировок. Больные теряют присущие им ранее интересы и привязанности, способность к состраданию, заботе о близких, сдержанность, учтивость, такт, чувство собственного достоинства. В поведении преобладают примитивные эмоциональные реакции (низшие, биологически обусловленные эмоции), нацеленные на удовлетворение своих сиюминутных потребностей, больные становятся назойливыми, бесцеремонными, заносчивыми, не соблюдают элементарных приличий.

Может наблюдаться при разных заболеваниях, в том числе особенно отчетливо при различных органических заболеваниях головного мозга, зависимостях (например, как проявление личностных изменений при алкоголизме).

Например, мужчина 62 лет, слесарь, злоупотребляет алкоголем, в том числе суррогатами, на протяжении многих лет пьет практически постоянно, последние годы приобрел множество болезней, обусловленных пьянством, физически одряхлел, выражены явления алкогольного полиневрита, ходит с большим трудом. Перестал работать, получив пенсию, сразу же ее пропивает, а затем начинает требовать выпивку или отбирать деньги у жены и дочери, с которыми живет. Если те деньги ему не дают, уносит из дома ценные вещи. Нисколько не стыдится и не гнушается этого, не обращает никакого внимания на бедственное материальное положение своей семьи. Если жена пытается в чем-то спорить или возражать ему, злится, кричит на нее, может ударить своей палкой. Совершенно не стесняется в выражениях, несмотря на то что вместе с ним живут малолетние внучки, разговаривает преимущественно матом. На протяжении всей жизни часто увлекался разными женщинами, «гулял», теперь, так как круг общения из-за физической немощи сократился, больше времени стал проводить дома, и в этих условиях совершенно неуместной выглядит сексуальная тематика, шутки на сексуальные темы, которые превалируют в его речи. Но наиболее пугают родственников его попытки вести грубые разговоры на сексуальные темы со своими внучками, а при любом удобном случае — стремление трогать их или свою собственную дочь за интимные места.

Изменения эмоциональных свойств подобного рода может приводить и к жестоким преступлениям, что часто становится сюжетом хроники происшествий в телевизионных новостях. Например, из телевизионного сюжета:

В городе N возбуждено уголовное дело по факту убийства двух детей 3 и 4 лет. Их останки были найдены под крыльцом частного дома (по данным пресс-службы Следственного управления). Подозрение пало на мать малышей. По версии следствия, в феврале подозреваемая — женщина — бросила двух своих дочерей в деревянном доме и в течение 10 дней дома не появлялась, оставив их умирать от голода и холода. Все это время употребляла алкоголь с собутыльниками. Вернувшись, она обнаружила дочерей мертвыми, обнимавшими друг друга в своей предсмертной агонии. Желая уйти от наказания, спрятала тела. В течение года женщина исправно получала от отца детей алименты, а также все полагающиеся пособия и тратила их по своему усмотрению. За это время она родила еще одного ребенка.

Эмоциональная холодность — общий недостаток эмоциональности, уменьшение выраженности всех эмоций в виде ровного, равнодушного отношения ко всем происходящим событиям.

В некоторых случаях эмоциональная холодность может быть врожденной особенностью человека, в других она становится следствием различных заболеваний головного мозга — последствием органического поражения, как проявление легко и умеренно выраженного эмоционально-волевого дефекта при шизофрении.

Апатия — безразличие, полное отсутствие эмоций, при котором не возникают желания и побуждения («ноль эмоций», «бодрствующая кома»).

Утрачены или значительно снижены как высшие эмоции, так и низшие, связанные с удовлетворением своих физиологических потребностей. Больные равнодушно относятся к происходящему вокруг, утрачивают интерес к общению с близкими, своим прежним увлечениям, много времени пребывают в бездействии. Никакие внешние события не вызывают каких-либо эмоций, ни радости, ни печали. С одинаковым, ничего не выражающим видом едят и лакомства, и обычную пищу, а в случае отсутствия еды могут долго оставаться голодными. Равнодушны к своему будущему, никак не пытаются что-либо изменить в нем. Равнодушны к своему здоровью, поэтому могут не обращаться за медицинской помощью в случае возникновения соматических заболеваний. Равнодушны к своему внешнему виду, неопрятны, не следят за прической, пренебрегают гигиеническими процедурами, одеваются неряшливо, часто оказываются одетыми не по погоде.

В беседе интереса не проявляют, говорят мало, ответы односложны, мимика бедная, не выражающая каких-либо эмоций. Некоторые больные формально могут говорить о своих привязанностях к близким, увлечениях, интересе к тому, что ждет их в будущем (например, о желании скорее выписаться из стационара, устроиться на работу и пр.), но обычно каких-либо реальных подтверждений в их поведении эти эмоции и стремления не имеют — стремление устроиться на работу остается только словами, увлечения оказываются уже давно в прошлом, а с родными общаются больше по привычке, никаких эмоций к ним не проявляют. Достаточно характерны затруднения при необходимости сделать какой-либо эмоциональный выбор (на вопрос: «Что тебе больше нравится — это или это?» — возникает ответ: «Не знаю, мне все равно»). Само уменьшение эмоциональности при апатии не осознается пациентом и не тяготит его.

Апатия может наблюдаться при шизофрении, органических заболеваниях головного мозга (вариант психоорганического синдрома), в старости. Апатия в сочетании с абулией, не обусловленная грубого органическим поражением головного мозга и симптомами интеллектуального снижения, составляет так называемый апато-абулический синдром — проявление выраженного дефекта эмоционально-волевой сферы, который может развиваться при шизофрении.

Читайте также:  Комедия без чувств сша

Пациент Р. 25 лет поступил в психиатрическую больницу впервые, прежде у психиатров не наблюдался. С детства отличался замкнутостью, никогда не имел друзей, к общению со сверстниками не стремился. С лет стал холодно общаться со своими родными, чурался ласки, часто грубил, появилась необъяснимая жестокость — мучил и убивал кошек, вешал птиц. В дальнейшем стал плохо справляться с учебой в школе, к занятиям не готовился, прогуливал. Большую часть времени проводил дома в бездеятельности, общался с родными по необходимости. В юношеском возрасте не смог установить личные и социальные связи, после 11 классов учебу не продолжал, никогда нигде не работал и не пробовал найти работу. Инвалидности не имел. Жил на иждивении у родителей. Дома обслуживал себя лишь элементарно, хозяйственные работы всегда избегал, поэтому их не освоил, комнату захламил, жил в антисанитарных условиях, сопротивлялся любой попытке что-либо изменить в его жизни, легко доходил до физической агрессии. Несколько лет назад на некоторое время увлекся чтением религиозной и мистической литературы, стал разговаривать без собеседника, родным говорил, что общается с духами и богами; сутками напролет писал какие-то обращения к «Богине», изобрел для этого особую тайнопись (криптография). Сохранялось грубое, жестокое отношение к родным, однако отец больного категорически возражал против обращения к психиатрам. После смерти родителей проявлял агрессию к своей сестре, которая была вынуждена обслуживать больного в связи с отсутствием у него навыков ведения хозяйства, а затем выгнал ее из дома. Был госпитализирован в психиатрический стационар, где первое время отмечалась галлюцинаторно-бредовая симптоматика (он — единственный наследник миллионов отца, талантливый ученый. Он слышит голос «Богини», восхваляющий его, считает, что должен на ней жениться, однако другие «эзотерические божества» пытаются помешать ему в этом, негативно воздействуя на его мысли, тело и пр.). Был выставлен диагноз параноидной шизофрении. В ходе лечения галлюцинаторно-бредовая симптоматика была быстро купирована и на передний план в клинической картине вышли явления эмоционально-волевого дефекта. В отделении большую часть дня лежит в постели без какого-либо дела, к общению с другими больными и персоналом не стремится, все попытки вовлечь его в какую-либо общественную жизнь, реабилитационные программы неудачны, так как сначала пассивно соглашается, но в самом общении не участвует, а затем незаметно уходит. Книг не читает, телевизор не смотрит («неинтересно»). За собой не следит, зубы не чистит, не причесывается, постель слеженная, неопрятная. Нуждается в постоянном контроле со стороны персонала — без дополнительного понуждения с его стороны постель не заправляет, может не пойти кушать в столовую и остаться голодным, лишь изредка, после длительных уговоров, выходит на прогулки на улицу. Делает это неохотно. В беседах с врачом мимика однообразная, ответы на вопросы односложные, никаких жалоб не предъявляет, настроение без заметного снижения. Интеллектуально развит достаточно хорошо, эрудирован — изредка, в ответ на случайные вопросы может, например, вспомнить своих любимых художников, объяснить, что интересного есть в творчестве того или иного живописца, и т.д. Высокого роста, физически крепок. Своим пребыванием в стационаре не тяготится. В связи с беспомощностью были оформлены документы для направления в психоневрологический интернат, относится к скорому переезду туда равнодушно. На прямой вопрос о том, понимает ли он, что будет теперь жить в интернате, видимо, всю свою оставшуюся жизнь, говорит, что понимает, при этом каких-либо эмоций, связанных с этим, не проявляет.

К симптомам обеднения эмоций в некотором роде феноменологически близко состояние, которое в психологической литературе называют эмоциональным выгоранием. Обычно считают, что это состояние характерно для работников «помогающих профессий» (врачей, учителей, психологов), когда со временем из-за длительного эмоционального перенапряжения, связанного с такой работой, некоторые из них оказываются не в состоянии адекватно реагировать на эмоциональные переживания обращающихся к ним людей, становятся равнодушными, бесчувственными, раздражительными, что в дальнейшем негативно отражается и на качестве их работы. Если более широко посмотреть на такие эмоциональные изменения, то можно заметить, что на самом деле они возникают во многих аспектах жизни большинства людей. Например, молодожены изначально женятся с эмоциональным подъемом, овеянные высокими чувствами, а через несколько лет во многих семьях чувства значительно тускнеют, между супругами появляется равнодушие, а иногда даже неприязнь. Родители обычно рожают детей, чтобы любить их и заботиться, но через несколько лет многие из них по незначительному поводу уже готовы накричать на своего ребенка, ударить, оскорбить его, унизить и т.д.

Эмоциональное выгорание у врачей является серьезной проблемой медицины во всех странах мира. Признаками такого выгорания могут быть:

  • Изменение целей: выбирая врачебную специальность, изначально хотел помогать «страждущим», а теперь формально выполняет работу, не заботясь о результатах.
  • Равнодушие к страданиям пациентов.
  • Утрата осознания смысла своей работы.
  • Отсутствие удовлетворения от работы.
  • Снижение работоспособности, постоянная усталость.
  • Отсутствие желания узнавать новое в своей профессии, учиться.
Читайте также:  Как чувствует себя человек после прививки от гриппа

В произведениях А.П.Чехова есть два характерных примера, которые в какой-то степени отражают варианты эмоционального выгорания врачей:

  • «Палата № 6» — главный герой доктор Рагин первоначально усердно трудится в земской больнице, но постепенно разочаровывается в работе, перестает видеть в ней смысл, начинает пропускать работу, днями лежит дома и т.д. Т.е. описано состояние, близкое к апатии.
  • «Ионыч» — главный герой доктор Старцев с годами утратил многие высшие чувства, в том числе единственную в жизни любовь, стал грубым и раздражительным, однако по-прежнему много работает ради хорошего заработка. Т.е. данное описание ближе к понятию эмоционального огрубения.

Источник

Узнаваемые симптомы и признаки детской шизофрении

Детский тип шизофрении отличается злокачественностью течения. Чем раньше проявляется расстройство, тем существеннее впоследствии патологические изменения личности.

Характерные черты

Симптомы и признаки расстройства у детей соответствуют симптомокомплексам взрослой формы, они выражаются:

  • продуктивной симптоматикой – бред, галлюцинации;
  • негативной симптоматикой – снижение интенсивности выраженности эмоций;
  • кататонией;
  • нарушением мыслительной деятельности;
  • расстройством речи.

Однако все проявления скуднее, проще, беднее, нежели у взрослых.

Аффективные нарушения способны зародиться еще в младенчестве. Отличаются они следующими признаками:

  • тревожный плач;
  • беспокойный ночной сон;
  • слишком серьезный взгляд;
  • повышенное беспокойство, возбуждение днем. Сопровождается однообразными, монотонными движениями конечностями на скудном эмоциональном фоне;
  • утеря приобретенных навыков;
  • торможение психомоторного развития;
  • вялость, отсутствие двигательной активности;
  • безразличие к игрушкам, голоду;
  • эмоциональная холодность по отношению к родителям.

Особо показательным признаком детской шизофрении является повышенное двигательное возбуждение с эмоциональной скупостью, подпитываемое однообразными, регрессирующими движениями рук.

Детей, страдающих шизофренией, возрастом старше 1 года, отличает:

  • безэмоциональность;
  • двигательная инертность;
  • нежелание контактировать с окружающим миром;
  • нежелание общаться со сверстниками, родителями;
  • аутичность;
  • примитивная деятельность, привлекающая непосредственно исполнением моторных движений – перекладывание предмета, взмахи руками;
  • отсутствие сюжета игры;
  • упрощение двигательных навыков, возвращение к уровню более раннего возраста – ходьбу заменяют ползаньем;
  • отказ выполнять привычные ежедневные навыки: одеваться, кушать, умываться;
  • патологические изменения речи;
  • впоследствии нарушение развития интеллектуальной деятельности;
  • неадекватные эмоциональные реакции;
  • плохая концентрация внимания;
  • проблемы учебного процесса.

Общая картина заболевания детского возраста характеризуется частичным или полным угасанием одних навыков и заменой их более примитивными. При этом последние не соответствуют таковым на предшествующих ранних этапах развития, отличаясь незрелостью, патологичностью, деструктивностью.

Малыш, страдающий шизофреническим расстройством, выражает страх необычного характера, например, боится травы, облаков, языка. Боясь утонуть, маленький шизофреник отказывается напрочь купаться. Опасаясь отравиться, отказывается принимать пищу, хотя аппетит сохраняется. Заставить поесть ребенка невозможно: кричит, упирается, убегает.

Нередко появляются тревожные мысли вокруг собственной или чужой безопасности. Ребенок переживает, что потеряется, останется один в незнакомом месте, его забудут забрать из садика. Возникают навязчивые, беспочвенные страхи за жизнь близких: мама заболеет, младший братик умрет. Подобные мысли изматывают деток, однако избавиться от них невозможно. Маленькие больные продолжают размышлять о страшных событиях.

Шизофренические малыши четко проявляют поведенческую агрессию, негативизм. У них рождается непреодолимое желание совершить опасный поступок: выбежать на дорогу, коснуться огня, исследовать открытый люк. Детей охватывает тревога, беспокойство.

Нередко посторонние, даже близкие люди подвергаются агрессии со стороны маленького шизофреника.

Неугодных людей больные толкают, бьют, обзывают, плюются, способны помочиться, испражниться во «вражескую» обувь, прогоняют ненавистного человека, говоря: «Уходи, ты чужой» или «Уходи, ты черный».

Патологическое фантазирование

Это довольно ранний и частый симптом детского типа шизофрении. Такое явление также называют грезоподобным фантазированием, золотой порой детской лжи. Синдром сопровождает детей различных возрастов, начиная с полутора лет, однако наиболее ярко выражается у индивидов старше 5 лет.

Патологическое фантазирование проходит два уровня развития:

  • невротический;
  • психотический – бредоподобные фантазии.

Различают следующие виды патологических фантазий невротического типа:

  • сверхценные игры, увлечения;
  • игровые перевоплощения;
  • патологии влечений;
  • оговоры, самооговоры.

Фантазийные сверхценные игры, увлечения проявляются уже к 3 годам и выражаются грезами наяву. Например, маленький шизофреник представляет полет на другую планету, прогулки по облакам. Рисунки детей отображают тематику грез. Малыши составляют схемы маршрутов транспорта, присваивая остановкам фантастические названия, рисуют несуществующие города.

Интересы больных нередко противоречат возрасту: строение двигателя, человеческой клетки, схемы приборов.

Игры отличаются однообразной тематикой, сохраняясь длительное время. Носителей данного вида фантазирования сопровождают вычурные страхи, нелепости, гипомании. Впоследствии нарастает аутичность, эмоциональная тупость.

Подростковый возраст подобных детей знаменуется реально существующими увлечениями – музыкой, рисованием, приобретающих вычурный характер.

Фантазийные игровые перевоплощения детей 2–4 лет характеризуются склонностью сопоставления с различными предметами, живыми существами. Детки подражают поведению, свойственному определенному животному. Если речь идет о кошке, маленький шизофреник ползает на четвереньках, мяукает, крепит веревку на пояс, имитирующую хвост, трется о ноги «хозяев», требуя погладить или почесать за ушком, ест на полу из блюдца. Нередко малыши глубоко захватываются образом, теряя связь с реальностью.

5–7-летние детки отождествляют собственную личность со сказочными персонажами, часто не соответствующие их полу, придерживаются соответствующих элементов одежды любимого персонажа, называются их именем, подражают поведению. Некоторые копируют неживые предметы, становятся ручками, дверями, столами, вагонами поезда.

Старшие дети копируют агрессивных персонажей. Подобная тенденция присуща мальчикам. Перевоплощения девочек носят сексуальный характер: они воображают себя невестой принца, придумывают вымышленного друга мужского пола. Фантазии сопровождаются манией величия, особой значимости.

Читайте также:  Что необходимо предпринять для нейтрализации стрессов

Патологические фантазийные влечения затрагивают младенческий возраст. Груднички проявляют извращенные способы акта дефекации, мочеиспускания, осуществляют манипуляции каловыми массами.

3-летний возраст характеризуется эмоциональными изменениями. Отчетливо выражается холодность к близким людям, бесчувствие. Характерной особенностью является жестокое отношение к животным, особенно мелким, а также младшим, более слабым, детям. Игры сопровождаются садистскими наклонностями: отрывают куклам, игрушечным животным конечности, головы, вспарывают живот.

Маленьких шизофреников привлекают грязные, заброшенные местности – свалки, мусорки. Особое наслаждение они получают, пачкая собственную одежду.

6–7 лет является возрастом наибольшего проявления болезненных влечений, обладающих агрессивно-садистическим характером. Больные красочно представляют насильственные сцены различной тематики: пытки, смертные казни, поедание животными людей. Представляют себя в роли палача, убийцы. Описывают, как снимают человеку скальп, сжигают на костре или подвергают пыткам в газовой камере, протыкают железным штырем, топят в пруду. Способны приписывать подобные действия выдуманным персонажам.

Фантазии подкрепляются извращенными действиями, сопровождаемыми актами дефекации, мочеиспусканием. Характерны болезненные влечения к бродяжничеству, поджогам, клептомании. Особо показательными являются игры с погребением, самоповешаньем.

Фантазийные оговоры часто проявляются утверждениями о неродных родителях. Дети заявляют о жестоком отношении со стороны близких, обвиняют их в избиении, отсутствии должного ухода (забывают кормить, купать, отказываются покупать новую одежду). Говорят, что родители хотят их убить, сексуально домогаются.

Смена невротических фантазий бредоподобными является показателем ухудшения патологического процесса. Бредоподобные фантазии сопровождаются манией величия, могущества, стремлением реализовать собственные болезненные идеи. Дети становятся одержимыми, не поддаются разубеждению нереальности своих замыслов.

Например, мальчик придумал собственную страну Зинидию. Нарисовал карту, распределил города, каждому придумав название. Создал собственный язык. Назначил себя правителем страны. Руководил военными действиями, разрабатывал стратегию войны, пытал военнопленных.

Дети живут двумя жизнями. Бредовые фантазии полностью поглощают их сознание. Больные приобретают образ вымышленного героя: надевают соответствующую одежду, рисуют растительность на лице, снаряжаются соответствующими атрибутами. Ходят подобным образом на улице. Поведение больных полностью отображает характер действий придуманного персонажа.

Мысли шизофреников занимают порой извращенные идеи (мечтают стать мусорщиками, похитителями маленьких детей), носят агрессивный характер.

Девочка 13 лет, поглощенная собственными фантазиями, выкрала грудного ребенка, затем выбросила малыша с балкона 5 этажа.

Довольно часто маленькие шизофреники подвергаются извращенным фантазиям сексуального характера.

Девочка фантазировала, что вступает в интимную связь с женщиной, затем с мужчиной.

Бредоподобное фантазирование является крайней степенью развития патологических фантазий детей, страдающих шизофренией. Оно полностью поглощает детскую изначальную личность, выключает сознание малыша.

Шизофренический бред детской шизофрении подкрепляется слуховыми галлюцинациями – весьма показательным симптомом расстройства. Голоса разговаривают с малышом или между собой. Детки принимают возникшие слуховые галлюцинации за голос родителей, прочих близких людей, сказочных, мультяшных, персонажей. Нередко владельцами голосового сопровождения становятся герои фильмов ужасов. Встречаются также императивные галлюцинации, побуждающие маленького шизофреника действовать, склоняют к агрессивным, насильственным актам.

Виды детского шизофренического расстройства

Шизофрения детского возраста отличается тяжелым течением, влекущим значительные личностные изменения. Различают следующие варианты течения заболевания:

  • непрерывно текущий;
  • приступообразно-прогредиентный;
  • рекуррентный.

Непрерывно текущий тип шизофрении ярко проявляется к 2–3 годам. Клиническая картина характеризуется постепенной аутизацией, отсутствием природного интереса и любознательности, свойственной данному возрасту. Дети отличаются особым упрямством, раздражительностью. Типичным является наличие страхов разнообразного происхождения. Закономерна изменчивость настроения: приступы подавленности сменяются периодами дурашливости, приподнятого настроя.

Обострения болезни сопровождаются неярко выраженными галлюцинациями, интенсифицированием эмоциональных расстройств. Постепенно наступают речевые нарушения, задержка развития психических функций.

Приступообразно-прогредиентная форма характеризуется повторяющимися приступами с тенденцией прогрессирования деструктивных изменений. Впервые заболевание способно проявиться в грудном возрасте. Сопровождается сильным, пронзительным плачем, отличающимся монотонностью. Нередко подобный звук несопоставим с нормальным детским плачем. Характерна резкая смена вялости неестественной жизнерадостностью, активностью. Выражены страхи: людей, посторонних звуков. Далее наблюдается задержка речевого, психомоторного развития, освоения элементарных навыков.

Характерны кататонические нарушения. Периоды сильнейшего возбуждения сочетаются с бездействием. Возбуждение проявляется бесцельными, монотонными движениями: хождение кругами, раскачивание, беспорядочный бег. Такое состояние сохраняется часами. Сопровождается безудержными приступами плача, смеха, агрессии. Детки становятся неконтролируемыми, игнорируют обращенную к ним речь, оклики.

Изменяется походка, приобретает нескоординированные, размашистые черты. Теряется ритмичность, содружественность движений. Наблюдается тенденция многочасовых хождений без признаков утомления. При попытке взрослых остановить такие блуждания, вырываются, идя дальше. Выражение лица – отрешенное.

Импульсивность внезапно сменяется вялостью, адинамией. Маленькие больные долго лежат бездействуя. Принимают вычурные положения тела. Сон нарушается. Просыпаются посреди ночи, долго не засыпают. Малышей сложно уговорить поесть, пойти погулять.

Приступно-прогредиентная шизофрения наделяет деток депрессивно-бредовыми нарушениями, слуховыми, зрительными галлюцинациями.

Рекуррентный вид заболевания детского возраста встречается редко. Он определяется чередованием приступных периодов с ремиссией. Вызывает незначительные личностные изменения. Приступы провоцируются инфекциями, травмами, стрессами.

Рекуррентная шизофрения часто сопровождается усиленным чувством беспочвенного страха, осложняющегося галлюцинациями, бредом. Присоединяется возбуждение, изначально возникающее исключительно вечером, впоследствии оно принимает более выраженную форму, достигающую степени гебефрении – безудержного веселья. Каждое повторное обострение расстройства сопровождается более сильными патопсихологическими симптомами.

Детская шизофрения опасна не только болезненными изменениями, но и нарушением формирования незрелой детской личности. Играет роль возрастной период дебюта болезни, тяжесть течения. Просматривается закономерность: раннее проявление расстройства вызывает более грубое, тотальное недоразвитие личности ребенка, нарушая формирование важнейших элементов мозга, процессов и свойств психики.

Источник

Оцените статью