Дети недостатками эмоционально личностными отношениями

Эмоционально-личностные проблемы, трудности поведения и характера
консультация на тему

Эмоционально-личностные проблемы, трудности поведения и характера

Скачать:

Вложение Размер
emotsionalno-lichnostnye_problemy.docx 18.79 КБ

Предварительный просмотр:

Упрямство, капризы, непослушание, дух противоречия

1. Как только ребенок начинает капризничать, обнимите его, уверьте в своей любви и постарайтесь отвлечь от каприза.

2. Если не удалось это сделать, оставьте его в покое, не обращайте на него внимания, не принимайте в этой сцене участия. Сохраняйте спокойствие и равнодушие, что бы ребенок ни делал.

3. Если ребенку когда-то удалось добиться своего с помощью каприза, он будет прибегать к этому способу все чаще и чаще.

4. Когда ребенок успокоится, ласково поговорите с ним. Скажите ему, как вас огорчило его поведение, выразите уверенность, что в дальнейшем он будет вести себя лучше.

5. Дети не умеют управлять ни своим возмущением, ни чувством вины. Поэтому нельзя проявлять после истерики ребенка недовольство, ругать и упрекать его, грозить наказанием, а лучше сказать ему, что он уже достаточно наказал самого себя, и показать, что, несмотря ни на что, вы его любите.

6. Ребенок гораздо охотнее примет указания, советы и будет следовать им, если будет совершенно уверен в том, что его любят безусловной любовью, если поверит в доброе отношение к себе.

7. Постарайтесь поменьше читать мораль, устанавливать запреты, указывать, наказывать, давить и побольше проявляйте тепла, доброжелательности, спокойствия, терпения, ласки, снисходительности, даже ценой некоторых компромиссов.

Негативисгпическая демонстративностъ поведения

Подобное поведение обусловлено нарушением отношений со взрослыми. Для таких детей характерна демонстративность в сочетании с переживанием дефицита общения, внимания, высоких оценок. Рекомендуется четкое распределение, регуляция родительского и воспитательского внимания к ребенку по формуле: «уделять ему внимание не тогда, когда он «плохой», а когда он хороший». Главное — замечать ребенка именно в те минуты, когда он незаметен, когда не выкидывает никаких «фокусов», чтобы привлечь к себе внимание. А в случае «фокусов» —свести все замечания к минимуму, и в первую очередь свести к минимуму эмоциональность реакций на его поведение, так как именно эмоциональности ребенок и добивается от взрослых своими выходками. Основная рекомендация: открытое, доверительное общение в те минуты, когда ребенок спокоен, уравновешен, делает то, что надо (или, по крайней мере, то, что можно).

Лучший способ избежать чрезмерной агрессивности в ребенке — проявлять к нему любовь. Нет ребенка, который, чувствуя себя любимым, был бы агрессивным.

Агрессивная реакция — это реакция борьбы. Она складывается из неудовлетворенности, протеста, возникает при попытке ребенка изменить положение вещей. Досаду, раздражение, сожаление, нетерпение, отчаяние взрослые выражают куда более драматично и убедительно, нежели любовь, поэтому, если ребенок видит во взрослых людей, которые более или менее регулярно подавляют его, он непременно становится злым и агрессивным.

Свою агрессию ребенок может проявлять не обязательно к объекту недовольства, а к людям, животным, совершенно неповинным и безобидным. Если ребенок был чересчур избалован или заласкан в первые 3-4 года жизни, то его психическое развитие замедляется, и тогда всякое изменение отношения к нему вызывает агрессивные действия.

Одно лишь ласковое слово может снять озлобление ребенка. Нужно, чтобы он чувствовал себя принятым и любимым, нужно понять причины протеста и сопротивления и исключить их. Необходимо снять тревожность, чему способствует теплая эмоциональная атмосфера дома и в группе, так как за агрессией стоит ощущение небезопасности, угрозы внешнего мира.

Очень важно давать выход агрессии. Для этого существуют несложные приемы: позволить ребенку яростно рвать бумагу, резать пластилин, совершать безобидные разрушительные действия, которые в приступе агрессии ребенок может делать долго и с наслаждением. После этого полезны успокаивающие занятия типа игры с песком, водой и (или) релаксация.

Если возмущение ребенка постоянно подавляется, то оно накапливается и проявляется часто лишь в зрелом возрасте, когда невозможно докопаться до причин, потому что агрессивность уже выливается в другие формы.

Повышенная двигательная возбудимость (гиперактивность)

Если ребенок чрезмерно подвижен, если у него часто меняется настроение, если он страдает энурезом, грызет ногти, сосет палец, плохо спит — все это признаки нервного напряжения. Причины: О неблагоприятная обстановка в семье, чрезмерная требовательность, строгость, принципиальность родителей или других взрослых, их грубость или непоследовательность поведения;

О грубые родовспомогательные процедуры, родовая травма, раннее повреждение головного мозга;

П реакция детей на запреты бегать, лазить, прыгать, переходящая в тревожное состояние, раздражительность, безобразное поведение. Окрики, одергивания, недовольство и раздражение взрослых в такие минуты, попытки утихомирить ребенка дают прямо противоположный эффект, так как это как раз те меры, которые вызывают у ребенка желание двигаться еще больше. Лучший способ — срочно найти какое-нибудь занятие, связанное с движением, игру, требующую больших физических усилий, так как чрезмерной подвижностью ребенок пытается разрядить нервное напряжение.

В общении с такими детьми сочетайте твердость и последовательность с теплотой и доброжелательностью.

Робость, тревожность, отгороженность, барьеры в общении

Найдите любую область реальных успехов, подчеркнуто выделяйте в качестве чрезвычайно значимой и ценимой такую деятельность, в которой ребенок успешен, может самореализоваться, самоутверждаться, переживать успех и связанные с ним положительные эмоции, обрести утраченную веру в себя.

Введите максимально щадящий оценочный режим в сферах неуспеха. Не раздражайтесь на медлительность (такие дети в силу тревожности, робости заторможены, что проявляется в замедленности моторики, психических реакций).

Не делайте за ребенка то, что он в силах сделать сам. Привлекайте его к играм, развивающим движения, сноровку, ловкость, быстроту реакции. Особое внимание уделяйте воспитанию у ребенка самостоятельности и инициативы, так как его активность невысока и он склонен делать то, что ему предложат. С этой целью используйте коллективные игры, почаще предлагая ребенку выполнение ролей, требующих принятия каких-либо решений, активного речевого общения с другими детьми (например, роль капитана корабля, врача и т. п.). Приобщайте ребенка к частым выступлениям перед детской и взрослой аудиторией (чтение стихов, роли в спектакле, танцевальные игры).

Для развития крупных движений добивайтесь повышения двигательной активности ребенка. При этом не нужно привлекать его к участию в соревновательных спортивных занятиях: неудачи могут отпугнуть его о г физкультуры. Полезны физическая зарядка, шуточные, подвижные игры.

За тревожностью может стоять недостаток эмоциональной поддержи 1! со стороны окружающих. Поэтому в первую очередь необходимо создать дома и в группе атмосферу непосредственно-эмоционального общения. взаимопонимания, доверительности, которая снимет у ребенка чувство тревоги перед взрослыми и детьми и позволит ему свободно проявлять свое собственное «Я». Очень много зависит от родителей: если ребенок будет уверен в их любви и поддержке, если дом будет для него безопасным островом, а родители, независимо от его успехов, будут продолжат:, верить в него — он почувствует себя спокойнее и с другими людьми.

Эгоизм обычно связывают с избалованностью детей. Но это далеко не единственная причина. Эгоистичными растут не только избалованные дети, но и дети, лишенные любви, заботы. Жестокость или равнодушие к ребенку приводят к тому, что у него вырабатывается враждебное, недоверчивое, оборонительное отношение к людям и окружающему миру: он замыкается в себе, растет тревожным, агрессивным, трудным в общении. Ребенок будет неверно рас’ценивать обладание вещами и станет эгоистом в том случае, когда его уверенности в себе будет угрожать потеря родительской любви. Он может иметь бесконечное множество игрушек и быть при этом недоверчивым эгоистом. Его неумение поделиться чем-то с другими может быть истолковано как знак недоверия, потому что вырос он только внешне, окружая себя игрушками как суррогатом теплых чувств, которых у,него не было или было мало.

В перевоспитании эгоистичных детей нужно руководствоваться «историей болезни». Одно дело — избалованные дети, дети-потребители. Нужно учить их считаться с другими людьми и их нуждами, воспитывать в них доброту и отзывчивость. Не ставьте ребенка в исключительные условия, учите его делиться всем, что у него есть, делите все поровну между всеми членами семьи. Совсем другое дело — ребенок травмированный, тревожный, ожесточенный, лишенный ласки и любви. Такому ребенку нужно открыть мир добрых отношений, любви и уважения, ему необходимо пережить успех, получить одобрение.

Когда в детскую коллекцию каких-либо вещей, игрушек взрослые добавят свое время и самих себя, то окажутся в этой коллекции самой большой ценностью, значение же остальных вещей померкнет, и ребенок постепенно станет все более великодушным и все менее эгоистичным.

Внимание и любовь необходимы всем детям так же, как свет и тепло солнца для всего, что живет и развивается. Но любовь не должна быть слепа, она требует разумности, мудрости, которая проявляется в сочетании уважения, доброты и требовательности, ласки и строгости.

Ребенок говорит неправду

Дети лгут, чтобы:

О произвести впечатление и упрочить собственное хорошее представление о себе, добиться похвалы или проявления любви; П1 скрыть свою вину, избежать наказания; П выразить свою враждебность.

Дети ненавидят вопросы-ловушки, которые заставляют их выбирать между ложью и горькой правдой. Если вы знаете ответ, не задавайте вопросов. Не провоцируйте новую ложь. Иногда сам характер вопроса заставляет ребенка лгать, а это наносит лишний удар по его самолюбию. Лучше сказать, что вам все известно, и объяснить ребенку, что надо было сделать вместо того, что сделал он.

Из всех способов пресечь ложь самый бесполезный — пытаться запугать детей. Бурная негативная реакция на ложь ребенка лишь усилит его потребность лгать. Он почувствует себя еще более неуверенно и будет еще больше стараться найти возможность заслужить похвалу, избежать

наказаний, упреков. В то же время враждебность лишь усилится из-

за того, что с ним обошлись грубо.

Кроме того, взрослые то и дело путают представления ребенка, прибегая к так называемой «невинной лжи». Ребенок понимает, что в каких-то случаях взрослые говорят неправду, и легко находит себе оправдание, когда сам лжет.

Чем лучше ребенок будет чувствовать себя в обществе родителей, воспитателей, чем чаще его поощряют за хорошие поступки, тем более хорошее представление у него сложится о себе самом и тем реже у него будет возникать потребность говорить неправду.

Источник

Недостатки характера у детей дошкольного возраста, обусловленные развитием эмоционально-волевой сферы, и их устранение

Ирина Моторина
Недостатки характера у детей дошкольного возраста, обусловленные развитием эмоционально-волевой сферы, и их устранение

Современные немецкие психиатры, во главе с Кречмером, говорят, что в природе не существует чётких границ типов личности по характеру. Они смешивают нормальный и ненормальный тип.

ШИЗОТЕМИЯ – нормальный тип.

ШИЗОИДИЯ – нормальный выраженный тип.

ШИЗОФРЕНИЯ – интенсивно выраженная форма шизотемического типа.

Шизотемический и циклотемические типы являются основными среди нормальных людей. Границы между нормальными и ненормальными состоит в том, что психические черты, у нормальных, являются случайным признаком, от которых он сможет легко отделаться, если сделает волевое усилие. Нервные дети психопаты не могут сделать этого волевого усилия. Когда врач называет ребёнка ПСИХОСТЕНИКОМ, в сущности, он определяет не болезнь, а его характер.

Детей, по недостаткам характера, Кречмер делит на два типа:

Недостатки 1типа преимущественно эмоционально — обусловленные. Это :

1. Неустойчивость, противоречивость.

2. Повышенная возбудимость аффектов.

3. Сильная сторона симпатий и антипатий к людям.

4. Импульсивность поступков.

5. Иступленный гнев.

6. Пугливость и болезненные страхи.

7. Пессимизм, чрезмерная весёлость.

8. Равнодушие, безучастность.

9. Нечистоплотность, педантизм.

10. Страстное чтение.

Недостатки характера обусловленные преимущественно активно –волевыми моментами.

1. Болезненно – выраженная активность.

2. Интенсивная болтливость.

3. Постоянная жажда наслаждений.

4. Отсутствие определённой цели.

7. Бесцельная ложь.

8. Бессмысленное воровство.

9. Мучительство животных.

12. Чрезмерная нерадивость.

Исправление характера детей достигается комбинированными мерами:

4. физического оздоровления.

Обще педагогические методы исправления характера и поведения ребёнка.

Коррекция активно – волевых дефектов.

Под волей мы понимаем социально экономически и биологически обусловленные поступки человека.

1. Создавать и вырабатывать в ребёнке мотивы ожидаемых от него поступков.

2. Воспитатель должен сам быть с твёрдой волей, так как воля передаётся (индуицируется).

3. Развивать внимание. Центрировать склонности к чему либо.

4. Побуждать желание что ни будь сделать, довести до конца начатую работу, получить удовольствие в труде.

5. Слабовольных детей создаёт единообразие школы.

6. Дети подражательны и внушаемы. Если вокруг себя ребёнок видит детей настойчивых, решительных, он невольно сам усвоит эти черты характера.

7. Дайте насытится любимым делом, тогда он выполнит и нелюбимое.

8. Необходима дозировка всякой работы. Нужно постепенное увеличение нагрузки на детей с недостатками волевого усилия.

9. Физическое воспитание очень хорошо помогает в воспитании воли.

10. Воспитывать потребность к труду, особенно через коллективные формы.

Метод игнорирования.

Не замечать дефекты характера истеричных детей.

Метод культуры здорового смеха.

Чувство радости, смех действуют освежающе на утомлённый мозг, подвергая его своеобразному массажу. Смехом, шутками можно разрядить и напряжённую обстановку, назревающий конфликт.

Действия при сильном возбуждении ребёнка:

1. Строгий режим дня и обязательный дневной сон.

2. Действовать примером, а не словом. Слово – карлик, пример – великан!

3. Просто умыть ребёнка или дайте попить воды. «Водная ванна» сменяет раздражитель, отвлекает и ребёнок успокаивается.

4. В длительном приступе – уложить в постель, сделать вид, что вы относитесь к нему, как к больному (поставьте градусник, дайте воды, лекарство).

5. Детей — истериков лучше не замечать, но не оставлять без надзора (могут быть попытки самоистязания и суицида). Наказывать нельзя. Могут быть психическая немота, паралич.

6. После того, как успокоится – побеседовать. В это время он более открыт.

Коррекция рассеянности.

При коррекции устраняются причины рассеянности.

2. Интенсивная сосредоточенность.

3. Переживание страхов.

4. Сексуальные ненормальности (половое созревание).

5. Физическое заболевание, недомогание, слабость.

Коррекция застенчивости.

Нужно тренировать застенчивость в общении с детьми, так как застенчивость вызывают только люди.

1. Передать какую либо вещь незнакомым людям.

2. Передать что — либо на словах (это задание намного сложнее первого).

3. Дать задание: сходить в магазин, на почту…

4. Завоевать его доверие.

Метод индивидуального воздействия на трудного ребёнка (профессор П. Г Бельский).

1. Установить дружественную, эмоциональную связь.

2. Катарсис – очищение в ходе бесед, сознательный отказ от прежнего поведения.

3. Постепенный переход эмоциональной энергии, после катарсиса, на новые социально полезные цели, на основе закона трансформации эмоций:

— Перевод эмоций на смежную с ней эмоцию:

А) азарт — игра, спорт;

Б) мазохизм – поэзия;

В) нарциссизм (самолюбование) – драмкружок

— Изменение целевой установки агрессивных эмоций:

Б) ответственные должности,

В) в самоуправление.

— Обращение эмоций в её противоположность:

А) садизм, агрессивность – в нежное и доброе отношение.

— «Раскрутка» интровертных эмоций :

А) уважать всех вокруг, а не только своих родных, мать, сестру.

4. Постепенный отрыв ребёнка от педагога, от его индивидуальной связи и полное направление его положительной эмоциональной энергии на детский коллектив.

Питание детей весной Правильное питание обеспечивает нормальный рост и развитие ребёнка,повышает сопротивляемость организма к заболеваниям, в том числе инфекционным,.

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста при ознакомлении с природой «Человек, в сущности, не думает о том, что у него под ногами. Всегда мчится… и – самое большое – взглянет, как прекрасны облака у него.

Источник

Читайте также:  Препараты снимающие стресс быстро
Оцените статью