Дети эмоции яркие краски

Влияние цвета на эмоциональное состояние ребёнка

Валентина Перницкая
Влияние цвета на эмоциональное состояние ребёнка

Влияние цвета на эмоциональное состояние ребёнка

«Умело подобранная гамма цветов способна благотворнее воздействовать на нервную систему, чем иные микстуры».

Цветовая среда имеет большое влияние на психологическое и физическое состояние человека, особенно ребенка. Поэтому, организуя цветовое про-странство в ДОУ, всегда нужно помнить не только о его функциональном назначении, но и о психологическом, эстетическом комфорте малышей. Свет и цвет — первые проявления действительности, на которые обращают внимание дети. Цвет воздействует на эмоциональный настрой ребенка независимо от того, ощущает ли он это сам. Чем младше ребенок, тем выше его чувствительность к цвету.

Цвет – это волны определенного рода электромагнитной энергии, которые после восприятия глазом и мозгом человека преобразуются в цветовые ощущения. Каждый цвет имеет свой волновой диапазон: фиолетовый – 380 – 436 нм, синий – 436 – 495 нм, зеленый – 495 – 566 нм, желтый – 566 – 589 нм, оранжевый – 589 – 627 нм, красный – 627 – 780 нм.

Цветовая гамма воздействует на человека через глаза и через кожу.

Воздействие цвета через глаза — основной вид воздействия на организм. Цвет воспринимается рецепторами глаза, провоцируя цепную химическую реакцию, которая в свою очередь вызывает электрические импульсы, стимулирующие нервную систему; нервное стимулирование достигает мозга, который освобождает благотворные для организма гормоны.

Воздействие цвета через кожу основано на том, что свет, являясь электромагнитным излучением, проникает через ткани человеческого тела и несет органам необходимую энергию, восстанавливая определённый биоэнергетический уровень и активизируя внутренние процессы организма.

В дошкольном учреждении ребенок сразу попадает в определенную цветовую среду, организованную взрослыми. Поэтому основная задача педагогов – создать в детском саду цветовую среду максимально комфортной для детей. Эмоциональная восприимчивость детей 3-7 лет располагается в таком порядке — цветовой тон, светлота, насыщенность. У взрослых же наоборот — светлота, насыщенность, цветовой тон.

При неспособности взрослых выстроить гармоничную цветовую среду, дети вынуждены находиться в состоянии дисгармоничности. При длительном нахождении ребенка в неблагоприятной цветовой среде возникает «цветовое привыкание», подавление эстетического восприятия цвета в мире, духовной бедности, не позволяющей ребенку раскрыться в той или иной области. Неправильно подобранная цветовая среда приводит к ухудшению не только душевного состояния, но и физического.

Если взрослые осознают силу воздействия цвета, то среда будет комфорт-ной для малыша. Ведь каждый цвет несет свою эмоциональную нагрузку, которую необходимо учитывать при оформлении помещений для детей.

Часто в оформлении детских комнат используют голубой и розовый цвета.

Розовый цвет – самый пассивный цвет в психологии. Розовый цвет успокаивает, притупляет агрессию и нервозность, снижает стресс, повышает настроение, приводит в норму сон, улучшает аппетит. Розовый цвет считается пограничным. В яркой гамме он идентичен возбуждающему красному, а в бледной читается мозгом, как синий.

Голубой цвет избавляет от усталости, утешает и успокаивает. Этот цвет незаменим при стеснительности, страхе коммуникабельности. Голубой цвет в детской, так же, как и зелёный, содействует успокоению и расслаблению. Но в отличие от последнего, он рассеивает внимание, поэтому, лучше ограничить использование этого цвета зоной отдыха.

Красный цвет возбуждает, увеличивает работоспособность и физическую активность, повышает аппетит. При длительном нахождении в окружении красного или ярко-оранжевого цвета наступает перевозбуждение, возникает раздражительность. При кратковременном созерцании красного цвета у детей повышается активность, что полезно вялым, не активным детям. Использовать красный цвет надо умеренно, так как его засилье в помещении

негативно воздействует на психику. Если ребёнок слишком живой или неспокойный от красного цвета лучше совсем отказаться, либо свести его количество к минимуму.

Оранжевый цвет стимулирует процесс общения, способствует эмоциональной открытости, помогает при состоянии подавленности и депрессии, повышает настроение и жизненный тонус, улучшает аппетит. Подходит для помещений, где происходит активное общение и творческие процессы. Оранжевый цвет настраивает все системы организма на здоровый лад. Этот цвет создаёт атмосферу праздника и ощущение тепла. Однако важно помнить, что оранжевый цвет не должен преобладать в интерьере, рядом обязательно должны быть и другие цвета, так как в больших количествах оранжевый может возбуждать и давить на психику.

Жёлтый цвет активизирует умственную деятельность, повышает настроение, способствует общению и выражению своих эмоций. При использовании в интерьере жёлтый цвет повышает жизненную энергию, но при избыточном присутствии может привести к раздражению и эмоциональной усталости. Не рекомендуется использовать жёлтый цвет в комнатах отдыха. Желтый благоприятно действует на пищеварение и нервную систему, помогает работе памяти, вызывает ощущение внутренней гармонии, тепла, стабильности.

Читайте также:  Какие вкусы чувствуется при коронавирусе

Зелёный цвет образован из слияния холодного синего и тёплого жёлтого цвета, поэтому является цветом гармонии и равновесия. Он успокаивает нервную систему и благотворно влияет на зрительное восприятие, помогает контролировать свои эмоции и побуждения. Зелёный цвет в интерьере способствует выравниванию эмоционального состояния, придаёт ощущение защищённости и стабильности, благоприятно влияет на сон. Если зеленого много, комната может показаться тоскливой и скучной.

Золотой цвет излучает тепло, благожелательность, уверенность и жизненную силу. Дарит ощущение покоя, гармонии, радости и умиротворения. Мягкий золотистый цвет успокаивает и ободряет.

Синий цвет способствует улучшению интеллектуальных процессов, позволяет снять нервное перенапряжение и улучшает сон. Синий цвет хорошо подходит для оформления детских помещений, однако большое количество синего цвета в интерьере может угнетающе действовать на эмоциональное состояние человека. Поэтому, несмотря на красоту этого цвета, основным в интерьере детской комнаты он быть не должен. Этот цвет достаточно тёмный, ребенку в синей комнате будет тоскливо и неуютно.

Сине-зелёный (бирюзовый) оттенок наследует многие черты синего и зеленого, но есть и некоторые особенности восприятия. Это цвет аккуратности и опрятности.

Фиолетовый цвет сочетает в себе эмоциональные эффекты красного и синего цветов. Этот цвет редко встречается в живой природе. Подходит для помещений, где проходят психологические занятия. Не рекомендуется маленьким детям, т. к. может вызвать подавленное состояние. У более старших стабилизирует психику, балансирует душевное равновесие, способствует творчеству, улучшает воображение и содействует мышлению. Большое количество фиолетового может унести ребенка в мир грёз, рассеивать его внимание, провоцировать чувство одиночества. В детской комнате рекомендуется использовать очень светлый оттенок фиолетового.

Сиреневый – оттенок фиолетового цвета. Избыток сиреневого может подавлять, поэтому его рекомендуется использовать в помещениях, в которых дети находятся недолго – прихожая, туалет, ванная комната.

Фиолетовые лучи содержат больше всего электрохимических лучей. Этот цвет снижает частоту сердечных сокращений, оказывает благоприятное воздействие на центральную нервную систему, помогает восстановить работу иммунной системы.

Салатовый цвет создает такое чувство как «веселое спокойствие». Салатовый нужно использовать в игровых комнатах, где происходит контакт с другими детьми, коллективные занятия.

Белый – уникальный цвет, спектральное слияние всех существующих цветов. Белый цвет отражает до 80% дневного света и за счет этого значительно повышает освещенность помещения. Он сам по себе лишен эмоциональной агрессивности, но способен создавать благоприятный фон для восприятия и действия других цветов. Белый цвет нужно использовать с осторожностью, он может усилить чувство незащищенности, что для ребенка совершенно не нужно. Белый цвет в интерьере помогает ребёнку успокоиться, улучшает его самочувствие. В отличие от ярких (красный, оранжевый, синий) цветов, он не оказывает сильного воздействия на психику и является универсальным.

Бежевый цвет по своим психологическим свойствам похож на белый.

Чёрный цвет (темно – коричневый) не рекомендуется для маленьких детей. Он отрицательно влияет на состояние ребенка, ухудшает его настроение. Немного этого цвета допускается в элементах декора. Черный цвет отрицает другие цвета и поглощает свет.

Серый цвет в интерьере успокаивает и придаёт уверенности. Так что его можно применять в детских комнатах, но делая это грамотно и обязательно разбавляя яркими красками. Серый понижает активность, что негативно отражается на малоподвижных замкнутых детях.

Серебряный цвет успокаивает ум, обостряет эмоции, восстанавливает гармонию, уменьшает волнение. Металлический оттенок светло-серого, присутствующий в серебристом цвете, создает ощущение скольжения по поверхности.

Тёплые тона коричневого, в сочетании с золотистыми оттенками создают ощущение тепла и уюта. Коричневый используют лишь сочетая с другими цветами. Светло-коричневый цвет не раздражает и даёт чувство безопасности. В чрезмерном количестве коричневый цвет вызывает чувство печали. Темно-бурый и красно-коричневый цвета успокаивают, также могут вызвать депрессию. Коричневый чаще используют в сочетании с желтым или оранжевым цветом.

Бежевый цвет, что и коричневый, но действие на людей сильно смягчено и проявляются не так отчетливо. Кремово-бежевый цвет и медовые тона во многом перенимают качества, которые ассоциируются с желтым, а розоватые оттенки бежевого ближе по настроению к розовому цвету.

В повседневной жизни ребенка должно окружать большое количество цветов, однако важно умеренно их сочетать. При цветовом оформлении детского сада потолок и верхняя часть стен должна быть белой или очень светлой. Окрашивать стены СанПин рекомендует в теплые тона с севера и прохладные — с солнечной стороны. Краски рекомендуется использовать пастельных тонов. Можно использовать и яркие элементы декора, но не более 25% от площади помещения. Следует учитывать назначение помещения, его эксплуатацию и возраст детей.

Помещение группы можно разделить на зоны (игровая, зона сна, зона учёбы) и раскрасить их по-разному. Например, в учебной зоне будут преобладать цвета, повышающие активность, а в зоне сна – успокаивающие.

Читайте также:  Эмоциональный мир социального педагога

Необходимо избегать обилия ярких красок, или наоборот, цветового и тонового однообразия. Следует учитывать цвет пола, напольного покрытия, занавесок и детской мебели. Занавески, ковровые покрытия и остальные предметы интерьера выбираются в общей цветовой гамме, но не должны быть ярче цвета игрушек.

Ребенок и цвет – вещи взаимосвязанные. При соблюдении разумного баланса цветов в детском окружении, малыши быстрее научаться ориентироваться в окружающем мире, будут расти в атмосфере радости и гармонии.

«Эмоциональное благополучие ребёнка». Консультация для родителей Учёные относят дошкольный возраст к так называемым критическим периодам в жизни ребёнка. При неблагоприятных условиях у детей возникает.

Интегрированное занятие по познавательному развитию «Эмоциональное состояние людей» для детей старшего дошкольного возраста Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Виды детской.

Конспект родительского собрания «Эмоциональное благополучие ребёнка» с родителями воспитанников средней группы Цель: создание условий для возникновения партнёрских отношений между родителями и педагогами. Задачи: привлечь родителей к активному участию.

Консультация для родителей «Как гармонизировать общее эмоциональное состояние ребенка» Эмоциональное ощущение мира ребенком мы часто можем видеть в детских работах (рисунках, аппликации, лепке). Если ребенок спокоен и счастлив,.

Консультация для родителей «Оригами и его влияние на развитие ребёнка» Сегодня я хочу предложить вам вспомнить своё детство. Наверное каждый из вас, в детстве сооружал самолётик, пилотку или кораблик из газеты.

Консультация для родителей «Влияние игр со строительным материалом на развитие ребёнка» Дошкольное детство — это короткий, но очень важный период становления личности ребёнка. Именно в эти годы ребёнок приобретает первоначальные.

Консультация для родителей «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребёнка» Известные исследователи, как А. Р. Лурия, Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, А. Валлон, Э. Г., Пилюгина, Л. А. Венгер, и др., доказали, что сенсомоторное.

Консультация для родителей «Эмоциональное благополучие ребёнка» Материал подготовила воспитатель ГБДОУ детский сад №3 Приморского района, г. Санкт – Петербург, Белоусова Л. Е. При неблагоприятных условиях.

Консультация «Влияние очередности рождения на поведение ребёнка» Консультация «Порядок появления ребенка в семье» Уважаемые коллеги! Хочется поделиться с Вами следующей информацией полученной на одном.

Консультация «Влияние домашних питомцев на эмоциональное состояние детей» Консультация «Влияние домашних питомцев на эмоциональное состояние детей» Дети должны всегда быть окружены любовью, теплом и заботой, и.

Источник

РАЗНОЦВЕТНЫЕ ЭМОЦИИ ДЕТЕЙ

ЭМОЦИИ ОСОБЫЙ КЛАСС СУБЪЕКТИВНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ

Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих отношение человека к миру, людям, к процессу и результату практической деятельности. Эмоции включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности, практически от самого рождения, сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Главная функция эмоций состоит в том, что благодаря им мы лучше понимаем друг друга. Характер основных эмоций (радости, гнева, печали, страха, отвращения, удивления) является врожденным, а способность к пониманию экспрессии обусловлена генетически.

Эмоции неотделимы от личности и связаны с потребностями. Они отражают состояние, процесс и результат удовлетворения потребности в познании, общении, самосовершенствовании. По эмоциям можно определенно судить о том, что в данный момент волнует человека, является актуальным.

Особенно ярко эмоции проявляются в художественном творчестве. Многие психокоррекционные упражнения, психодиагностические методики связаны с рисованием, цветом. Хорошо известно, что воздействие цвета может вызывать у человека как физиологический, так и психологический эффект. Мы видим мир многоцветным. Цвета радуют, тревожат, возбуждают, успокаивают или погружают в печаль – по-разному воздействуют на человеческую психику.

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ РЕБЕНКА И ВЫБОР ЦВЕТА

Свойства цвета

Свойства каждого цвета можно рассматривать на трех уровнях: универсальном, культурном и личностном.

Универсальные свойства связаны с тем, что цвет является частью видимого спектра и воздействует на живые организмы.

Культурные факторы, включая место жительства человека и социально-экономические условия его существования, определяют избирательное отношение к цветам.

Личностный уровень цветовосприятия заключает в себе определенную систему ассоциаций, которую человек формирует с каждым цветом, а также с различной степенью предпочтения разных цветов.

Характеристика цветов

Характеристика цветов включает в себя 4 основных и 4 дополнительных цвета. В основе трактовки лежит социально-историческая символика цветов.

Ночь, символом которой является синий цвет, издревле несла человеку покой, расслабление, сон. Солнце, яркость зарождающегося дня (желтый цвет) вызывали надежду, побуждали к активности. Красный цвет – окраска цветов, плодов, крови – отражал охотничьи инстинкты, стремление к обладанию благами жизни. Зеленый – цвет травы, кустарников, деревьев – мог служить символом защиты, маскировки, затаенности, серый – как отсутствие цвета – разделения, отгораживания. Черный цвет символизировал отрицание ярких красок жизни и самого бытия, коричневый – смешение цветов – стремление к комфорту, уюту. Фиолетовый – символ иррациональности, нереалистичных желаний.

Исследования последних лет внесли некоторые коррективы в историческую символику. Опыт показывает, что первый выбор цвета соответствует преобладающим тенденциям потребностной сферы, которая связана с эмоциональными переживаниями.

Читайте также:  Чувство вины за прошлые ошибки

Синий

Синий – потребность в глубокой привязанности как инструмент достижения внешней защиты, эмоционального комфорта, покоя.

Зеленый

Зеленый – потребность в отстаивании собственной позиции, оборонительности, агрессивность защитного характера.

Красный

Красный – потребность в достижении, обладании, лидировании, наступательная агрессивность «завоевателя», целенаправленность, высокая поисковая активность.

Желтый

Желтый – потребность в эмоциональной вовлеченности и защищенности в социальном плане; яркость переживаний и общение как необходимый процесс, избегание ответственности.

Эти потребности являются основой, представляют собой самые главные человеческие потребности, актуализации которых необходима для нормального существования человека.

Фиолетовый

Фиолетовый – потребность в уходе от реальной действительности, иррациональность притязаний, нереальные требования к жизни, субъективизм, индивидуалистичность, эмоциональная незрелость. (Этот цвет можно не предлагать для выбора детям, так как он сам по себе диагностирует «деткость».)

Коричневый

Коричневый – потребность в снижении тревоги, стремлении к психологическому и физическому комфорту.

Черный

Черный – потребность в независимости через протест, негативизм по отношению к любимым авторитетам, давлению извне.

Серый

Серый – потребность в успокоении, отдыхе, пассивность.

Эти потребности не главные. Они выходят на первый план как вынужденная, охранительная реакция на невозможность реализации первичных потребностей и связаны с защитными механизмами, направленными на противодействие тревог, давлению извне, усталости, уход от неприемлемых отношений или ситуаций в бездействие, протест, мир фантазий.

Основные принципы цветовых выборов детей

Нельзя сделать однозначное объективное заключение о состоянии эмоциональной сферы лишь по цветовому выбору, однако некоторые предположения об актуальном состоянии человека сделать можно. Используя основные принципы цветовых выборов, можно изучать эмоциональное состояние ребенка, который часто не может сам рассказать о своих чувствах, желаниях, потребностях.

Полезными ориентирами в работе с ребенком являются цвета, выбранные для рисунка. Однако имеют значение не сами цвета как таковые, а тот контекст, в котором они используются на рисунке. Ненормальное употребление или злоупотребление цветом или цветовой комбинацией помогает глубже понять эмоциональное состояние ребенка.

В то же время при толковании символики цвета необходимо учитывать, что у детей бывают цветовые причуды, современные цветовые пристрастия, находящие отражение в их рисунках. Кроме того, цветовые предпочтения изменяются в зависимости от возраста. Дети помладше отдают предпочтение теплым тонам красного и желтого цвета, дети постарше тяготеют к использованию прохладных тонов – синего и зеленого, все меньше отдавая предпочтения желтому цвету. Красный цвет доминирует на протяжении всех стадий жизни.

И самое главное – нужно остерегаться «слепого» анализа детских рисунков. Необходимо дать ребенку возможность объяснить смысл изображенного, а общие взаимосвязи использовать в качестве возможных гипотез, но при этом не навредить.

P . S . Если Вы хотите узнать цвет настроения Вашего ребенка – поиграйте с ним в игру «Радуга». Суть ее заключается в том, что малыш должен выбрать, на какой из восьми предложенных цветов больше всего сейчас похоже его настроение.

Может быть, эта игра станет вашим утренним (вечерним, воскресным) ритуалом и поможет найти ключик к доверию Вашего ребенка.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА С РЕБЕНКОМ «РАДУГА»

Цель: активизировать внимание взрослых к эмоциональной сфере детей.

Что это может значить?

Потребность активно действовать и добиваться успеха, стремление к доминированию; противодействие; возбуждение.

Дайте возможность ребенку реализовать себя в подвижных играх, труде. Хороши соревнования как спортивные, так и интеллектуальные. Хвалите его; негативные проявления гасите, не допускайте грубости, агрессии.

Потребность в самоутверждении, признании; настойчивость, упорство, уверенность.

Самое время заняться выработкой каких-либо умений, навыков. Можно вернуться к тому, что долго не получалось. Главное – положительный эмоциональный фон и Ваша уверенность в успехе.

Желание нравиться; веселость, стремление к общению; надежды на лучшее; эмоциональная неустойчивость.

Создайте доброжелательную обстановку, поговорите с ним, поиграйте, не важно о чем и как. Вашему ребенку хорошо, и если Вы разделите его радость – он будет счастлив.

Потребность в удовлетворении, спокойствии, устойчивой положительной привязанности.

Пришло время отдохнуть от забот. Приласкайте Вашего малыша, ему хочется тепла, уюта, спокойных игр, сказок и чтобы мама был рядом.

Эмоциональная напряженность, желание уйти из неблагоприятной обстановки; потребность в отдыхе.

У Вашего малыша нет сил сопротивляться напору неприятных переживаний. Будьте внимательны – ему одному не справиться. Очень нужны Ваше сочувствие, понимание, забота.

Протест, нетерпимость к окружающим, противодействие внешнему давлению; может быть чувство безнадежности.

Необходимо тщательно проанализировать последние события, в которые был вовлечен ребенок. Ему плохо. Капризы, непослушание, агрессия не возникают на пустом месте – когда-то были брошены семена. Постарайтесь разобраться бережно, терпеливо, не повредите ростков личности.

Эта игра поможет Вам более внимательно относиться к ребенку, уважать его потребности, эмоциональное состояние, бережнее относиться к его внутреннему миру. Успехов Вам!

Источник

Оцените статью