Задание по русскому языку на тему «Типы придаточных предложений»
Описание разработки
Вариант 1. Типы придаточных предложений по значению.
А) изъяснительное В) определительное С) обстоятельственное
1) Он пополнел и неохотно ходил пешком, так как страдал отдышкой.
2) Я уже кучеру сказал, чтобы ковром покрыл сани.
3) Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие.
4) Из-за скалистого холма, где тёк ручеёк, возвышался другой холм.
5) Впереди, где осталась роща, возвышались берёзы.
6) Он очнулся, когда солнце стояло уже высоко.
7) Куда ушла она, никто не мог сказать.
8) Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт.
9) В приемной комиссии меня спросили, где я теперь работаю.
10) Меня лечил полковой цирюльник, ибо в крепости другого лекаря не было.
11) Он взглянул на меня так, что я вздрогнул.
12) Дети чувствуют, кто их любит.
13) Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.
14) И через силу скачет конь туда, где светится огонь.
15) Раз посеял просо, не жди бобов.
16) Зимой мы часто встречались в чайных и кидали медяки в пузо горласты органов, чтобы музыка заглушала разговоры.
17) Гимназия, где я учился, располагалась на Акбулаке, напротив Евразийского национального университета.
18) Мест, где не ступала бы нога человека, теперь не найдешь.
19) Ей снится, будто бы она идет по снеговой поляне.
20) Везде, где солнце светит, товарищи у нас.
21) Ты рада, что ты дома?
22) Куда река пошла, там и русло будет.
23) Аэродром, где приземлился самолет, был недалеко от центра.
24) Вскоре он понял, где он находится.
25) Иди, куда влечет тебя свободный ум.
Полную информацию смотрите в файле.
Содержимое разработки
Вариант 1. Типы придаточных предложений по значению.
А) изъяснительное В) определительное С) обстоятельственное
1) Он пополнел и неохотно ходил пешком, так как страдал отдышкой.
2) Я уже кучеру сказал, чтобы ковром покрыл сани.
3) Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие.
4) Из-за скалистого холма, где тёк ручеёк, возвышался другой холм.
5) Впереди, где осталась роща, возвышались берёзы.
6) Он очнулся, когда солнце стояло уже высоко.
7) Куда ушла она, никто не мог сказать.
8) Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт.
9) В приемной комиссии меня спросили, где я теперь работаю.
10) Меня лечил полковой цирюльник, ибо в крепости другого лекаря не было.
11) Он взглянул на меня так, что я вздрогнул.
12) Дети чувствуют, кто их любит.
13) Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.
14) И через силу скачет конь туда, где светится огонь.
15) Раз посеял просо, не жди бобов.
16) Зимой мы часто встречались в чайных и кидали медяки в пузо горласты органов, чтобы музыка заглушала разговоры.
17) Гимназия, где я учился, располагалась на Акбулаке, напротив Евразийского национального университета.
18) Мест, где не ступала бы нога человека, теперь не найдешь.
19) Ей снится, будто бы она идет по снеговой поляне.
20) Везде, где солнце светит, товарищи у нас.
21) Ты рада, что ты дома?
22) Куда река пошла, там и русло будет.
23) Аэродром, где приземлился самолет, был недалеко от центра.
24) Вскоре он понял, где он находится.
25)Иди, куда влечет тебя свободный ум.
Вариант 2. Типы придаточных предложений по значению.
А) изъяснительное В) определительное С) обстоятельственное
1) Он шагал, заботясь, чтобы щебень не скрипел под ногами.
2) Проснувшись, я увидел, что уже два часа дня.
3) Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов.
4) Когда я подъехал к перевозу, уже вечерело.
5) Если ты что-нибудь делаешь, делай хорошо.
6) Когда читаешь книгу, обращайся с ней аккуратно.
7) Яхта изменила курс, так как попала в туман.
8) Когда директор вызывал меня, я замирал от страха.
9) Я помню время, когда ты был еще ребенком.
10) Мать спрашивала о том, когда же мы наконец приедем.
11) Там, где был родник, мы сделали привал.
12) На поляну, где рос дуб, мы вышли под вечер.
13) Я знаю, где растут грибы, и летом поеду туда.
14) Я помню тот день, когда впервые побывал в театре.
15) Он счастлив, что видит тебя.
16) Этот слепой не так слеп, как это кажется.
17) Я сказал, что люблю осенний лес.
18) Как только он вошёл в сени, его охватила свежесть ночи.
19) Надо дать жизнь такой книге, которая бы звучала и жила долго.
20) Я стал припоминать, когда мы могли встретиться.
21) Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад.
22) Мы узнали, когда был создан роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
23) Я помню тот день, когда впервые побывал в театре.
24) Впервые я услышал, как шелестит лист, падающий поздней осенью с дерева.
25) Река, на которой осталась Серая Шейка, весело катилась в горах, покрытых густым лесом.
Сложноподчиненные предложения. Типы придаточных предложений по значению.
Источник
Дети чувствуют кто их любит тип придаточного
1. [Он пополнел и неохотно ходил пешком], → почему? → (так как страдал отдышкой).
Придаточное обстоятельственное причины.
2. [Я уже кучеру сказал], → что? → (чтобы ковром покрыл сани).
3. [Я пригласил вас, господа, с тем], → для чего?→ (чтобы сообщить вам пренеприятное известие).
Придаточное обстоятельственное цели.
4. [Из-за скалистого холма, → какого? → (где тёк ручеёк), возвышался другой холм].
5. [Впереди, (где осталась роща), ← где? ← возвышались берёзы].
Придаточное обстоятельственное места.
6. [Он очнулся], (когда солнце стояло уже высоко).
Придаточное обстоятельственное времени.
7. (Куда ушла она), ← не мог сказать что? ← [никто не мог сказать].
8. (Когда в товарищах согласья нет), ← при каком условии? ← [на лад их дело не пойдёт].
Придаточное обстоятельственное условия.
9. [В приемной комиссии меня спросили], → о чём?→ (где я теперь работаю).
10. [Меня лечил полковой цирюльник], → почему? → (ибо в крепости другого лекаря не было).
Придаточное обстоятельственное причины.
11. [Он взглянул на меня так], → как? → (что я вздрогнул).
Придаточное обстоятельственное образа действий.
12. [Дети чувствуют], → что? → (кто их любит).
13. [Деревня, → какая? → (где скучал Евгений), была прелестный уголок].
14. [И через силу скачет конь туда], → куда? → (где светится огонь).
Придаточное обстоятельственное места.
15. (Раз посеял просо), ← при каком условии? ← [не жди бобов].
Источник
Сложноподчиненные предложения
Сложноподчиненными называются предложения, состоящие из двух или более грамматически неравноправных частей, связанных подчинительными союзами или союзными словами: Берегись всего того, что не одобряется твоей совестью. (Л.Толстой); Ум нередко умолкает, когда говорит сердце. (Г.Плеханов).
Придаточная часть может пояснять какое-либо одно слово в главной (нерасчленённые конструкции) или же всю главную часть (расчленённые конструкции): Мне припомнилась нынче собака, что была моей юности друг.(С.Есенин) — придаточная часть поясняет существительное собака в главной части – предложение нерасчленённое; Человек перестаёт осуждать других, как только победит самого себя. (Л.Толстой) — придаточная часть поясняет всю главную часть — расчленённое.
Части сложноподчиненного предложения связываются подчинительными союзами (когда, как, что, потому что, если, чтобы, ибо, хотя, так как и др.) и союзными словами (который, какой, чей, кто, что, где, куда, откуда). В роли союзных слов выступают относительные местоимения (кто, что, который, какой, чей) и местоименные наречия (когда, где, куда, откуда, как, зачем, почему).
Союзные слова в отличие от союзов не только связывают придаточную и главную части, но и сами являются членами предложения, на них всегда падает логическое ударение, они могут быть заменены какими-то значимыми словами.
В зависимости от значения и структуры различают сложноподчинённые предложения с придаточной частью: 1) определительной; 2) изъяснительной; 3) обстоятельственной.
Обстоятельственные придаточные части делятся на: а) придаточную места; б) времени; в) причины; г) следствия; д) цели; е) образа действия; ж) меры и степени; з) сравнительную; и) условную; к) уступительную.
Тип придаточной части определяется по вопросу, поставленному от главной части к придаточной.
Придаточная определительная часть отвечает на вопрос какой?, поясняет слово с предметным значением или местоимение (тот, такой, таков) в главной части и присоединяется к главной при помощи союзных слов который, какой, что, кто, где, куда, откуда, когда: Но в то время, о котором теперь идёт речь, я любил не роль в себе, а себя в роли. (К.Станиславский); Солнце успело опуститься и коснулось отдалённого кудрявого леса, что вырос на пригорке. (В.Солоухин).
Придаточная определительная часть иногда может присоединяться к главной при помощи союзов чтобы, как будто, будто, точно: Но не такой был дед Щукарь, чтобы одной репликой можно было смирить его или привести в смущение. (М.Шолохов).
Придаточная изъяснительная часть отвечает на вопросы косвенных падежей и поясняет глагол (причастие, деепричастие), существительное со значением речи или мысли (слова, разговор, высказывание, мысль и др.), краткое прилагательное или предикативное наречие (счастлив, согласен, жаль,надо, видно) в главной части, а также раскрывает смысл местоимений то, все: Я звал тебя и рад, что вижу.(А.Пушкин);Я вспомнил дочь старого смотрителя и обрадовался при мысли, что увижу ее снова.(А.Пушкин); Ото всего, что сердцу мило, тогда я сердце оторвал. (А.Пушкин)
Придаточная изъяснительная часть присоединяется к главной союзными словами кто, что, какой, который, чей, сколько, насколько, где, куда, откуда, когда, как, почему, зачем и союзами что, чтобы, будто, ли: Дети чувствуют, кто их любит. (И.Тургенев); Оба они достаточно хорошо знали, какая эта война. (К.Симонов); Трудно угадать, где на войне человек уцелеет. (К.Симонов).
Типы придаточных обстоятельственных частей представлены в таблице.
Источник
Русский язык в 9 классе
Страницы
Сложноподчиненные предложения
- если глагол-сказуемое в придаточной части стоит в будущем времени или в условном наклонении.
- Если перед словом КОТОРЫЙ стоит предлог или какое-нибудь другое слово
- Если слово КОТОРЫЙ стоит не в ИМ. или Вин падеже.
- Если в главной части есть указательное слово (ту, та, такой, тот, этот….) при существительном, к которому относится придаточная часть.
Сложноподчиненные с придаточными изъяснительными
- Я думал, что Коновалов изменился от бродячей жизни.
- Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо.
- Я выглянул в окошко и увидел, как в открытые ворота въехала колонна машин.
- Дети чувствуют, кто их любит.
- Особенно было страшно то, что над огнем в дыму летали голуби.
- Задумал я узнать, прекрасна ли земля.
- Я очень рада, что это вам доставляет удовольствие.
- Распространился слух, что в районе появилось до тысячи партизан.
Сложноподчиненные с придаточными образа действия и степени и меры
- Дедушка поёт так, как поёт простой народ.
- Она похудела так, что стала похожа на шестнадцатилетнюю девочку.
- Он столько занимался спортом, сколько требовал тренер.
- Машина мчалась так быстро, чтобы успеть к отправлению самолета.
Сложноподчиненные с придаточными места
- Никогда не надо возвращаться туда, где был счастливым.
- Медведь остановился там, где только что стоял лось.
- Куда река пошла, там и русло будет.
Сложноподчиненные с придаточными времени
- Когда я открыл окно, моя комната наполнилась ароматом цветов.
- Пока не взошло солнце, дышать было легко.
- В то время как товарищ мой остановился, перед моими глазами мелькнула бабочка.
Сложноподчиненные с придаточными условными
Источник