Дети чувствуют боль родителей
В медицине принято делить беременность на триместры:
1-й триместр — с 1-го по 3-й месяц беременности, в этот период у ребенка развиваются органы и структуры тела;
2-й триместр — с 3-го по 6-й месяц, формируются сердце, легкие и головной мозг до уровня, необходимого для выживания;
3-й триместр — с 6-го по 9-й месяц, происходит подготовка к работе всех систем и органов, то есть адаптация малыша.
Все люди знают, что ребенок в животе связан с мамой пуповиной, через которое получает необходимое ему питание. Беременной женщине все советуют хорошо питаться и быть спокойной, испытывая исключительно положительные эмоции. И это совершенно правильно, ведь беременность это гормональный процесс, а все эмоциональные реакции человека связаны с гормонами. При стрессах и испугах у каждого человека в организме вырабатывается адреналин, который возбуждает нервную систему, а у беременной и нервную систему ребенка в утробе матери. При сильном стрессе огромные дозы адреналина могут привести к постоянной необходимости его получать, отсюда и рождение неспокойных возбудимых детей, которые плохо спят и едят, принося большие беспокойства родителям. Многих пап интересует вопрос, а чувствует ли ребенок что-нибудь в утробе матери и слышит ли он его речь? К концу шестого месяца или в начале третьего триместра беременности женщины малыш начинает реагировать на звуки.
К концу этого месяца вес ребенка составляет от 700 до 750 гр., а рост его всего 30 см. В это время формируются ногти на руках и веки, волосы на голове у ребенка становятся гуще, оформляются контуры лица. Также у ребенка раскрываются ноздри и начинают формироваться альвеолярные мешочки легких. Ученые пришли к выводу, что начиная с этого периода, тесное общение с родителями для ребенка очень важно. Ребенок в животе должен чувствовать прикосновение родителей через животик и слышать их голос.
Современные исследования американских ученых показали, что начиная уже с четвертого месяца беременности, ребенок в утробе матери чувствует, слышит и по-своему понимает, что происходит. Вот какие интересные факты обнаружили ученые в процессе исследований:
1. Ребенок дублирует действия и настроение матери. Он дремлет тогда, когда мать спит и пробуждается вместе с ней. Когда мать спокойна, то и ребенок ведет себя спокойно.
2. Ребенок реагирует на свет. Происходит это к концу шестого — началу седьмого месяца. Несмотря на то, что зрение почти не востребовано до рождения, в матке ребёнок видит свет. Если лампу направить на живот матери, то ребенок стремиться к бегству. Он смыкает веки и переворачивается в животе.
3. Ребенок запоминает слова и целые выражения. Он слышит звук маминого голоса и отличает его от остальных звуков. Если папа часто разговаривает с ребенком через животик, то звук его голоса он хорошо запоминает и сразу узнает после рождения. Американские ученые приводят такой факт: беременная женщина посещала курсы будущих матерей и делала гимнастику под команду «вдох-выдох», спустя два года после рождения дочери она была сильно удивлена, услышав, как дочь повторяет ту же команду: «вдох-выдох».
4. Ребенок слушает, как разговаривают родители и реагируют на интонацию их голоса. Когда к нему обращается отец или мать, он успокаиваются, ритм его сердца ровный и спокойный. Ссоры родителей заставляют сердце ребенка сильно биться. Если родители оптимисты, то и ребенок наследуют уже в утробе эти качества характера.
5. Ребенок обладает чувством вкуса и любит сладкое. Ученые установили, что после введения глюкозы в околоплодные воды у ребенка усиливаются глотательные движения, а впрыскивание йода замедляет их. От неприятного вкуса йода ребенок кривится от отвращения.
6. Ребенок реагирует на внешние раздражители. Он двигает головкой, если животик мамы погладить рукой. А если на живот матери полить холодную воду он бьет ножками, выражая свое недовольство и гнев.
7. Ребенок слышит музыку. Оказалось, дети в утробе не любят рок и им очень нравится классическая музыка. Спокойная музыка Бетховена и Вивальди усыпляет их.
8. Ребенок ненавидит курение. Ребенку не нравиться даже то, когда мама думает о курении. Его сердце начинает учащенно биться уже тогда, когда мама думает о том, не затянуться ли ей очередной сигаретой.
9. Уже двухмесячный ребенок в утробе матери реагирует на физические травмы матери. Если мать нечаянно удариться животом, то ребенок как бы прячется, ища спасения.
— Вернуться в оглавление раздела «Акушерство.»
Источник
Болевой синдром у детей
Болевой синдром у детей часто недооценивается или неверно трактуется. Ребенок действительно может испытвать боль, и только он ощущает, насколько она сильна.
Боль у детей
Боль — это то, что именно болит у ребенка и о чем говорит сам ребенок.
Боль — это неприятное сенсорное или эмоциональное состояние, которое связано с реальным или потенциальным повреждением тканей, или может быть описано как таковое (IASPб 1986г.)
Новорожденные не испытывают боли из-за незрелой нервной системы.
- Исследования показывают, что у новорожденных есть нейрохимическая способность испытывать ноцицептивную боль.
- Исследования в области поведения и физиологии новорожденных показывают, что даже только что рожденный ребенок реагирует на болевые стимулы (Anand and Hickey, 1987г.; Grunau and Craig, 1987г.; Levine and Gordon, 1982г.)
- Недоношенные, у которых операция была проведена с минимальной анестезией, имеют намного больший уровень стресса, осложнений и смертности, по сравнению с теми, кто получил глубокий наркоз (Williamson and Williamson, 1983г.; Anand et al., 1987г.)
Дети переносят боль легче, чем взрослые.
- Чем меньше ребенок, тем хуже у него восприятие боли. Переносимость боли повышается с возрастом.
Дети привыкают к боли.
- Каждая новая болезненная процедура приводит к усилению беспокойства и усилению восприятия болевых ощущений.
- Болевые ощущения, которые ребенок испытал в самом раннем возрасте, могут иметь долгосрочные последствия, включая низкую толерантность к боли.
Дети не способны указывать локализацию боли.
- Дети могут показывать место, где болит, нарисовать его и т.д.
Дети всегда говорят, если у них что-то болит.
- Дети могут не рассказывать о своей боли из-за боязни использования болезненных методов лечения.
- При хроническом болевом синдроме дети могут не жаловаться на боль, так как, испытывая ее все время, они думают, что ничего сделать нельзя.
- Некоторые дети думают, что если что-то болит, значит нужно ложиться в больницу — место, куда они категорически не хотят попадать. Поэтому они могут не рассказывать о боли.
- Некоторые дети не жалуются на боль, так как не хотят расстраивать своих родителей.
- Некоторые дети, особенно очень маленькие, могут испытывать трудности с описанием боли.
Поведение ребенка отражает интенсивность боли.
- Поведение не является специфическим индикатором интенсивности боли.
- Отсутствие поведенческой реакции (например, плач, двигательные реакции) не обязательно указывает на отсутствие боли.
Даже если мальнкие дети могут испытывать боль, то это не имеет долгосрочных последствий, так как у них отсутствует способность запоминать.
- Боль и стресс могут запечатлеваться в памяти, что приводит к проблемам с кормлением, со сном и т.д. (Marshall с соавт., 1980г.)
- Предварительные данные свидетельствуют о том, что болевой синдром, имевший место в раннем возрасте, может способствовать развитию структурных и функциональных нарушений со стороны развивающихся ноцицептивных проводящих путей нервной системы, что может повлиять на восприятие боли в будущем (Fitzgerald и Anand, 1993г.)
Купирование болевого синдрома у детей
Существуют общие принципы обезболивания у детей. Они включают следующие задачи:
- Изменить обратимый процесс — по возможности лечить причину, лежащую в основе.
- Определить патофизиологию боли (например, ноцицептивная или нейропатическая), чтобы подобрать максимально эффективное обезболивание.
- Использовать фармакологические и нефармакологические методы обезболивания.
- Принимать во внимание любой психосоциальный стресс у ребенка, например, беспокойство, свзязанное с разобщением.
- Постоянно оценивать в динамике боль и ответ на проводимое лечение.
Источник
Что чувствует ребёнок в утробе мамы
Все будущие мамы разговаривают со своими детишками. Но слышат ли они нас?
На экране ультразвукового монитора хорошо видно: малыш прикрыл глазки и задумчиво посасывает большой пальчик. Издалека до него доносится приглушенный мамин голос, крошке уютно и спокойно. Движения его постепенно замедляются, он засыпает.
Шесть месяцев прошло с того момента, как в вас зародилась новая жизнь. Пройдёт ещё три, и ребёнок, которого вы носите сейчас под сердцем, родится на свет.
С четвертого месяца вы уже чувствуете движения своего малыша — сначала лёгкие, почти незаметные дуновения, потом — более сильные, и через пару месяцев вам уже кажется, что внутри поселился неутомимый боксер. Но крошка не только двигается, он чувствует, слышит, видит. Это совсем не досужая выдумка — современная медицина занимается исследованиями способностей ещё не родившихся малышей, открывая всё новые и новые удивительные факты.
Слышит ли ребенок в утробе мамы
Начиная со второй половины беременности, малыш уже реагирует на слуховые раздражители и отвечает на них учащением сердцебиения или изменением ритма движений. Орган слуха развивается стремительно, с 26-й недели (а по данным некоторых авторов, с 22-й недели) ребёнок уже может дифференцировать различные звуки. До рождения слух играет ведущую роль в познании малышом внешнего мира. Мозг крохи уже работает вовсю, и работа эта изначально заключается в реакции на слуховые раздражители. Но восприятие звуковой информации — сложный процесс и часто зависит от положения, которое ребёнок занимает в матке. Например, у восьмимесячного плода в головном предлежании (в этом случае малыш как бы висит вниз головой) будет больше возможностей для получения информации извне. На этом сроке его среднее ухо вполне созрело для «внешнего» пользования и реально воспринимает звуки окружающего мира. Другое дело — тазовое предлежание: из-за близости органов слуха плода к сердцу и лёгким мамы ребёнок будет, прежде всего, воспринимать их ритм, а не звуки извне.
Сейчас малыш слышит звуковые сигналы из двух миров: внешнего и внутреннего. Не думайте, что внутри матки тихо, как в банковском сейфе, — шумит кровь, бегущая по артериям, стучит сердце, работает пищеварительный тракт, а ведь мама ещё и говорит. Начиная с последнего триместра беременности, кроха может слышать голоса других людей, музыку, различные шумы. При этом у него формируются свои пристрастия: классическая музыка его успокаивает, ритмичная — вызывает желание немного помаршировать. Это неудивительно, ведь гармония произведений Моцарта и Вивальди близка к альфа-ритмам головного мозга. Кстати, некоторые учёные считают, что будущая мама, регулярно устраивая себе сеансы музыкотерапии, может не только привить малышу любовь к классическим мелодиям на всю оставшуюся жизнь, но и сформировать у него прекрасный музыкальный слух. Поэтому сядьте спокойно, расслабьтесь, настройтесь на общение с ребёнком. Положите под ноги подушечку, включите музыку и думайте о приятном.
Правда, количество звуков, доходящих до ушек разных малышей, неодинаковое. Это зависит и от того, насколько вес будущей мамы близок к идеальному (как правило, жировые излишки откладываются именно на передней брюшной стенке, создавая для крохи надёжный шумовой заслон), а также от количества околоплодных вод (чем их больше, тем глуше звуки). Понять, что именно слышит ребёнок, можно, произведя в домашних условиях нехитрый эксперимент. Нырнув в на-полненную ванну с головой, попросите кого-нибудь произнести пару слов прямо в воду. Теперь вы знаете, как воспринимает малыш мир внешних звуков.
Малыш чувствует вкус в животе мамы
Да, по сравнению с мамой и папой малыш сейчас — настоящий гурман. Дело
в том, что между пятым и седьмым месяцем во рту у ребёнка имеется значительно больше особых клеточек, воспринимающих тончайшие вкусовые нюансы, чем у взрослого человека. После рождения их количество резко сократится. Чтобы объяснить этот обратный процесс, учёные предложили оригинальную гипотезу — возможно, в будущем человеку и вовсе не понадобится богатая гамма вкусовых ощущений и вкусовые рецепторы во рту просто. исчезнут. К счастью, пока до этого далеко.
Конечно, находясь в мамином животе, малыш сам ничего не ест — его питание осуществляется через пуповину и полностью лежит «на маминых плечах». Однако ребёнок активно пробует на вкус околоплодные воды, которые окружают его, начиная с 12-й недели жизни. Но кроха не только пьёт, но и. писает. В околоплодных водах определяется и присутствие мочевины. Такие пробные глоточки и выделения нужны для тренировки лёгких и почек ребёнка. В околоплодных водах содержится ещё много различных веществ, в том числе соль и сахар. Последний больше нравится малышу. Как об этом узнали? После проведения оригинального (и абсолютно безвредного как для мамы, так и для ребёнка) эксперимента: околоплодные воды искусственно насыщались слабыми растворами соли и сахара. При этом солёненькую воду крошка пробовал неохотно, а вот сладкая привела его просто в восторг. Кстати, будущие мамы, не забывайте, что ароматы некоторых пищевых продуктов (пряности, чеснок, спаржа) также проникают в околоплодные воды и вполне могут повлиять на вкусовые пристрастия малыша после рождения.
Ребенок видит в животе мамы
В полости матки, конечно, особо рассматривать нечего. Тем более что брюшная стенка маминого живота в сочетании с одеждой полностью защищает глазки малыша от света. Даже если будущая мама подставила свой живот под прямые солнечные лучи, кроха может только различить свет тёмно-красного цвета. Правда, прямой бьющий луч яркого света ему не очень нравится, на мониторе ультразвукового аппарата видно, что он отворачивается и меняет положение тела. Глазки ребёнка почти все время прикрыты, и хотя к окончанию девятого месяца этот орган чувств уже развит, понастоящему он заработает только после рождения.
Однако, начиная с 16-й недели беременности, приборы фиксируют движения глазных яблок, причём с 23-й недели эти движения становятся более интенсивными, а с 26-й недели малыш на короткое время уже приоткрывает свои крошечные веки.
Малыш осязает в утробе матери
Уже с 10-й недели беременности малыш ощущает прикосновения к самому себе. Вскоре после этого он начинает совершать первые движения и активно интересоваться своим телом. Этот процесс, достигающий пика между 12-й и 24-й неделями, можно наблюдать при проведении ультразвукового исследования: детишки дотрагиваются до своего лица, сгибают и разгибают ручки и ножки. Они также с удовольствием сосут большой пальчик руки или играют с пуповиной. А ещё растущий крошка очень любознателен. Когда во время проведения амниоцентеза на исследование берут околоплодные воды, малыш часто приближается к игле, пытаясь схватить её маленькими ручками и разобраться, что же это за предмет.
При ультразвуковых исследованиях у женщин, ожидающих двойню, на мониторе хорошо видно, что близнецы не только часто гладят друг друга по головке, но иногда и боксируют. Поэтому, если сомневаетесь в способностях малыша чувствовать, что происходит в окружающем мире, просто положите руку на свой округлившийся живот, погладьте его. Кроха тут же ответит вам метким ударом ножки или ручки (если, конечно, в этот момент он не спит).
Ребенок чувствует боль в животе мамы
Действительно, начиная с 24-й недели беременности, ребёнок уже может ощущать боль. Поэтому при проведении операций на ещё не рожденных детях (да, и такое бывает, и даже в нашей стране) им обязательно делают внутривенный наркоз, вводя препараты через сосуды пуповины.
После 40-й недели малыш рождается на свет и теперь уже может в полной мере исследовать свою маму (к обоюдному удовольствию) с помощью всех органов чувств — он слышит её голос, пробует молоко на вкус, вдыхает родной запах, внимательно вглядывается в лицо, ощущает нежные прикосновения ласковых рук. Какое же это счастье!
Источник