Дети чувствующие равнодушие или неприязнь со стороны сверстников часто это драчуны задиры

Драчуны, задиры, или немного о детской агрессивности
статья по теме

Информация полезна как классному руководителю начальных классов, для проведения классного часа, так и родителям для проведения родительского собрания.

Скачать:

Вложение Размер
Drachuny.docx 55.08 КБ

Предварительный просмотр:

Драчуны, задиры, или немного о детской агрессивности

Агрессивность — довольно распространенное явление среди детей младшего школьного возраста. В процессе наблюдения видно, что дети 7-10 лет задирают друг друга по малейшему поводу, а то и вступают в драку. Но в отличие от дошкольного возраста, они способны демонстрировать вербальную агрессию, уничтожение соперника с помощью слов. Во всех случаях мы имеем дело с проявлением детской агрессии.

По мнению психологов, агрессивность – это черта личности, определяющее осознанное, имеющее под собой какую-либо причину деструктивного поведения, противоречащее нормам и правилам взаимодействия людей, наносящее вред объектам нападения (одушевлённым и неодушевлённым), приносящее вред людям (отрицательные переживания, страх, напряжённость и т.д.).

Агрессивность как черта характера может проявляться как у мальчиков, так и у девочек. Объектами таких детей становятся сверстники и более младшие ребята, взрослые, а также животные и птицы. Агрессия может проявиться в результате межличностных взаимоотношений, но иногда она проявляется без видимых на то причин. Но агрессия никогда не появляется на пустом месте. Всегда существуют некоторые внутренние обстоятельства, обуславливающие проявление негативных реакций. Поэтому, прежде чем пытаться корректировать агрессивное поведение, необходимо разобраться в причинах его проявления.

  1. Форма протеста против против действий и отношения к нему взрослых. Подумайте, достаточно ли вы уделяете времени своему малышу, часто ли ругаете, являетесь ли объективным, наказывая его? Подумайте и о том, как вы ведёте себя по отношению к ребёнку, часто ли кричите и наказываете его. А может быть, в вашем доме постоянно возникают ссоры? Ведь, когда вы ссоритесь с кем-то, вы тоже проявляете агрессию. «Если папа и мама так делают, то и я тоже могу так делать» — думает так ребёнок. А в детстве значительная часть его поведения основана на механизме подражания.
  2. Кроме того, научно обосновано существование связи между проявлением у ребёнка агрессии и стилем его воспитания в семье. Если родители проповедуют авторитарное воспитание, строго наказывают там, где можно обойтись замечанием, то ребёнок начинает скрывать свой гнев и вымещать его на более слабые объекты. Есть родители непоследовательные в своём отношении и требованиях к нему, мало уделяют ему внимания и родители не уверенные в себе, склонные во всём уступать и потакать своему ребёнку. Дети, в таких семьях хотят во что бы то ни стало привлечь к себе внимание взрослого и добиться выполнения своего желания.

Исходя из перечисленного, можно задать вопрос: «А не сами ли мы провоцируем у ребёнка такое поведение?» Может нужно разобраться в себе и при необходимости изменить характер взаимодействия с малышом.

Огромное значение для формирования агрессивности имеет популярность ребёнка в среде сверстников. У детей своя иерархия. Они могут быть «звёздами», «предпочитаемыми», «пренебрегаемыми» и «отверженными». Если ребёнок чувствует, что другие дети отвергают его, то он с помощью кулаков может расчистить себе «место под солнцем».

Таким образом, причины агрессивности ребенка младшего школьного возраста могут быть различны, но все они обусловлены наличием дискомфорта и противоречий во внутреннем психологическом мире ребенка, отсутствием в нем некоторой стабильности и уверенности в себе, внутренним ощущением собственной неполноценности. Безусловно, если вы все чаще стали замечать у ребенка появление вспышек гнева и агрессивное поведение, необходимо попытаться проанализировать причины этого, выявить трудности, которые испытывает ребенок в общении со сверстниками и взрослыми, а затем корректировать их, формируя недостающие коммуникативные умения и навыки.

Прежде чем перейти к описанию коррекционных игр и упражнений, хотелось бы отметить, что определенная доля агрессивности присутствует в каждом человеке, в каждом из нас. Так, З. Фрейд считал, что человеческая агрессивность врожденная и полностью избавиться от нее практически невозможно, человек может только подавлять в себе проявления этих чувств. Вспышки гнева могут время от времени появляться у любого человека, и это — естественное явление. Так как же разделить естественную агрессию и агрессивность, которая становится ярко выраженной чертой личности? В этом вам поможет анкета , предложенная Е. К. Лютовой и Г. Б. Мониной.

А теперь давайте подумаем, как же лучше строить взаимодействие с агрессивным ребенком:

  1. старайтесь не проявлять при ребенке признаки агрессии, не ссориться со своими близкими и друзьями, не проявлять признаки усталости и раздражения;
  2. не кричите на ребенка, старайтесь решать все возникающие проблемы мирно, слушайте ребенка, уважайте его мнение и личное достоинство; сообщайте ребенку о своих чувствах и желаниях, при принятии решения соотносите свои и его потребности;
  3. попытайтесь понять причины агрессивности вашего ребенка. Лишь сделав это и устранив источник стресса, вы можете надеяться, что агрессивность удастся преодолеть;
  4. помните, что запрет и повышение голоса — самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Попробуйте отвлечь ребенка во время вспышки его гнева, предложите ему заняться чем-то интересным. Возможно, ваш неожиданный шаг отвлечет его и центр внимания сместится с объекта агрессии на новый предмет;
  5. если вы чувствуете, что ребенок вот-вот «взорвется», дайте ему возможность выплеснуть свою агрессию, сместить ее на другие объекты: поколотить подушку, нарисовать человека или предмет, который разозлил его. Такой способ вымещения гнева будет реально способствовать снижению агрессивности ребенка в настоящий момент и поможет ему стать более спокойным в общении с другими детьми;
  6. постарайтесь, чтобы ребенок по возможности всегда был спокоен и уравновешен. Используйте расслабляющие упражнения, которые помогут успокоить его, снять психоэмоциональное напряжение, ощутить покой и расслабленность;
  7. старайтесь предвидеть и предвосхитить события, которые могут стать причиной проявления агрессии, помогайте ребенку урегулировать свои отношения с друзьями и учителями, обсуждайте вместе с ним все возникающие проблемы и сложности;
  8. уделяйте больше внимания своему ребенку. Дайте ему возможность почувствовать, что вы всегда, несмотря ни на что, любите, цените и принимаете его. Не стесняйтесь лишний раз обнять и приласкать малыша. Пусть он видит, что он нужен вам и важен для вас.

Коррекционная работа с такими детьми традиционно ведется по нескольким направлениям. Во-первых , необходимо научить ребенка способам выражения своего гнева в приемлемой форме. Ведь если человек будет сдерживать свою агрессию, «загоняя» ее внутрь себя, гнев рано или поздно все равно вырвется наружу, причем интенсивность его выражения будет значительно выше, чем это могло было быть раньше. Помимо этого, накопление гнева может привести к развитию стресса и другим психологическим расстройствам. Во-вторых , необходимо научить ребенка некоторым способам саморегуляции, что поможет ему лучше контролировать себя в ситуациях, которые могут спровоцировать агрессию, и дать ему возможность спокойно проанализировать эту ситуацию впоследствии. В-третьих , необходимо дать ребенку возможность выплеснуть накопившуюся двигательную энергию и освободиться от усталости. И, наконец, не менее важно научить ребенка способам эффективного общения, помочь ему овладеть приемами общения, которые помогут в будущем разрешать проблемные ситуации «мирным» путем, без драк и скандалов.

Приведём несколько примеров коррекционных игр и упражнений.

«Нарисуй свой гнев»

Ребенку предлагается нарисовать на листе бумаги событие или человека, на которого он когда-либо сильно сердился. После рисования дети обсуждают, что в той ситуации произошло, что можно было бы сделать, чтобы избежать ссоры и вспышки гнева, как лучше было бы урегулировать эту ситуацию. После обсуждения детям предлагается нарисовать ту же самую ситуацию в новом виде. Далее участники группы вновь обсуждают, как изменилось отношение к ситуации, какие чувства она вызывает теперь.

«Как бы ты поступил»

Детям предлагается несколько картинок, на которых изображены два или более человека, занятые еще не оконченным разговором. В процессе игры ребенок должен предложить свой вариант окончания этого разговора, выражая точку зрения одного из его участников. Предполагается, что, «отвечая за другого», ребенок выразит свое мнение об изображенной ситуации и при этом проявит типичные для себя способы выхода из конфликтных ситуаций.
После игры ведущий проводит обсуждение, в ходе которого дети объясняют, почему они повели бы себя именно так, а не иначе. Кроме того, дети обсуждают предложенные варианты разрешения ситуации и выбирают наиболее оптимальные из них.

Беседа «Как правильно дружить». (Автор Н. А. Павлова)

В ходе этой беседы дети обсуждают приемы и правила, которые помогут им общаться без ссор и конфликтов. Эти приемы предлагаются самими детьми и оформляются в «правила дружбы», которые затем вывешиваются в классе или дома, в уголке ребенка. Некоторые из этих правил мы предложим вам ниже, а в процессе проведения беседы вы можете дополнить и расширить их.

Источник

Психология школьных задир: какие дети издеваются над сверстниками?

«Удаленка» не устранила проблему буллинга, а скорее перевела ее в онлайн-формат. Но скоро все дети вернутся в классы — и опять начнутся жалобы и конфликты. Говоря о проблеме школьной травли и издевательств, родители, учителя и психологи обычно уделяют больше внимания жертвам. При этом нередко забывают про другую часть проблемы — самих мучителей.

«Травля — это не однократное происшествие, а постоянная, систематическая агрессия по отношению к другому ребенку, который по какой-то причине обладает более низким статусом», — объясняет школьный психолог Ребекка Бранстеттер. Она подчеркивает, что травля отличается от других форм агрессии в конфликтах между детьми.

Разумеется, дети, которые травят сверстников, делают это по разным причинам. Нельзя составить единый психологический портрет школьного мучителя. Но все же у них часто встречаются определенные особенности характера, на которые полезно будет обратить внимание.

«Если мы сможем выделить общие черты таких детей — например, повышенная стыдливость, проблемы с социальным мышлением и навыками социальной коммуникации, то сможем предотвращать травлю и издевательства заранее», — утверждает Бранстеттер.

«Личность, характер, моральные принципы, представления о себе — все это в школьном возрасте еще непрочно, еще развивается. Чем раньше мы сможем помочь и агрессору и жертве с их проблемами, тем больше у них будет возможностей для примирения и личностного роста», — объясняет детский психолог Джиллиан Робертс.

Вот 10 особенностей, характерных для агрессивных детей:

Недостаток эмпатии

Агрессивные дети, которые издеваются над сверстниками, часто обладают недоразвитым эмоциональным интеллектом, у них снижена способность к эмпатии, они плохо понимают самих себя.

«Из-за недостатка эмпатии они неспособны поставить себя на место другого и спросить: а как бы я себя чувствовал, если бы меня так же дразнили?» — объясняет психолог-консультант Кэтлин Гудман. Многие считают, что эмпатия и способность к сочувствию — это врожденные качества, но на самом деле это еще и навыки, которым можно обучать. Родители и учителя могут многое изменить, обучая детей сопереживанию — в том числе и на собственном примере.

Неуверенность в себе

«Всем задирам свойственна неуверенность. Запугивая других и издеваясь над ними, они пытаются скрыть ее от окружающих», — утверждает семейный терапевт Том Керстлинг. Для детей с низкой самооценкой унижение других иногда становится нездоровым способом психологической защиты, помогающей ощущать себя уверенней.

Иногда агрессоры даже завидуют своим жертвам. Тем не менее, объясняет Ребекка Бранстеттер, популярный стереотип о том, что все школьные садисты и мучители страдают от неуверенности в себе, не отражает всей полноты картины.

«На самом деле многие агрессоры и мучители популярны в классе и, по их собственным словам, самооценка у них не ниже средней или даже высокая. Однако многие из них очень подвержены стыду и ощущают свою уязвимость, боясь, что другие увидят какие-то их слабости. Поэтому, травя и высмеивая других, они переключают внимание на чужие недостатки, успешно скрывая собственные, которых очень стыдятся. Это важная деталь, которую легко упустить: мучители нередко защищают собственную самооценку, перенося свой стыд на других», — объясняет Бранстеттер.

Потребность в контроле

«Многие агрессоры стремятся контролировать все и всех, поскольку им кажется, что иначе они сами могут стать жертвами. Они стараются подчинить других, чтобы никто не мог стать сильнее и причинить им вред», — утверждает нейропсихолог Санам Хафиз.

С этим согласна и школьный психолог Рина Патель: «Дети, которым кажется, что сверстники их не любят или не поддерживают, часто начинают издеваться над другими, пытаясь обрести хоть какие-то власть и контроль. Они ошибочно считают, что, контролируя других детей, они делают их своими друзьями».

Импульсивность

Санам Хафиз утверждает, что агрессоры и мучители часто импульсивны и не умеют себя контролировать: «Они просто не думают о том, к каким последствиям приводят их поступки, как сказываются на физическом и эмоциональном состоянии другого человека».

«Импульсивность возникает по каким-то причинам. Например, из-за того, что ребенок не умеет решать возникающие задачи и проблемы и не знает, как получить желаемое», — объясняет Кэтлин Гудман.

Жажда власти и статуса

«Многие агрессоры очень хотят получить власть и высокий статус в своей группе. Из-за недостатка социальных навыков у них остается единственный способ — издевательства над другими», — объясняет клинический психолог Джон Майер. Издеваясь над другими, такой ребенок ощущает себя сильнее их, особенно если он чувствует свою неполноценность в других аспектах.

Нередко те, кому тяжело дается учеба, начинают третировать более успешных учеников из зависти. Тем не менее современные исследования опровергают многие из устоявшихся стереотипов. Например, исследование, проведенное Калифорнийским университетом в Лос-Анджелесе, показало, что в средней школе чаще всего издеваются над другими популярные в классе дети.

«Оказалось, что популярные среди сверстников дети чаще всего травят других. Им кажется, что, издеваясь над слабыми, они подчеркивают и поддерживают свой высокий статус», — объясняет клинический психолог Скотт Симингтон.

«Дети, которые популярны среди сверстников из-за стиля в одежде, внешности, уникального таланта, богатой семьи и дорогих вещей, втайне боятся, что если бы не этот единственный фактор, они никому не были бы интересны. Поэтому они травят других, чтобы поддерживать собственный статус», — говорит Ким Меткальф, педагог и детский психолог.

Симингтон уверен: очень важно научить детей, что издеваться над другими не «круто». Тогда у «крутых» и популярных детей исчезнет мотив для травли. Примерно так же работают и кампании против курения.

Тяжелое детство

«Иногда говорят, что те, кому плохо, делают плохо и другим. Это верно и для многих школьных задир. Работая школьным психологом, я повидала много таких детей. Нередко они рассказывали истории о своей жизни, от которых разрывалось сердце», — рассказывает Ребекка Бранстеттер.

Исследование ученых из Университета Южной Флориды показало, что дети, пережившие жизненные трудности (насилие, неблагополучие, финансовые проблемы в семье), более склонны к издевательствам над сверстниками. Многие из них сами раньше становились жертвами травли. Кто-то пережил физическое или сексуальное насилие со стороны родителей, опекунов, старших братьев и сестер или других детей. Они могли наблюдать похожее поведение в семье или где-то еще.

«Важно помнить, что если ребенок издевается над сверстниками, он, вероятнее всего, где-то этому научился. Если он унижает других, чтобы почувствовать себя лучше, возможно, он вырос в среде, которая разрушила его самооценку», — объясняет Джиллиан Робертс.

Ранний опыт насилия

Дети, применяющие физическое насилие к сверстникам, вероятно, с раннего детства наблюдали примеры подобного насилия. Возможно, они видели его по телевизору, в компьютерных играх или в семье. «Многие агрессивные дети положительно относятся к физическому насилию, для них это форма развлечения, способ удовлетворения своих потребностей. Нередко это происходит из-за того, что их родители активно применяли физические или другие жестокие наказания», — объясняет Санам Хафиз.

Сложные отношения с родителями

Даже если родители не обращаются с детьми откровенно жестоко, в семье могут быть нездоровые отношения, которые часто способствуют агрессии. «У школьных садистов редко бывают любящие и заботливые родители, активно участвующие в жизни детей», — говорит Рина Патель. Какие-то родители просто не интересуются детьми, а иногда ребенок воспитывается родителем-одиночкой, который вечно устает на работе.

«В некоторых случаях дети становятся агрессивными и безжалостными потому, что родители требуют от них быть лучше других во всем — в спорте, учебе, по социальному статусу», — добавляет Патель.

Агрессор боится потерять контроль — в том числе и контроль над собственными эмоциями

Разные психологические теории по-разному объясняют причины травли. «Теория привязанности говорит, что склонность к издевательствам возникает из-за отсутствия надежной привязанности к родителям в раннем возрасте. Теория семейных систем рассматривает шаблоны поведения и динамику отношений внутри семьи, из нее следует, что дети, пережившие или наблюдавшие насилие в семье, чаще склонны издеваться над сверстниками. Они усвоили, что агрессия — это способ разрешения конфликтов», — объясняет Кэтлин Гудман.

Склонность к агрессии

«Большинство детей пробуют проявлять агрессию, но вскоре отказываются от нее по мере развития речи и социальных навыков. Но у школьных задир этот процесс словно останавливается. В конфликтных ситуациях они полагаются прежде всего на агрессию, а не на просоциальное поведение — обсуждение и совместное решение проблемы», — объясняет Скотт Симингтон.

Эти дети не умеют управлять своим гневом и другими эмоциями. «Агрессор боится потерять контроль — в том числе и контроль над собственными эмоциями. Такие дети часто нетерпеливы и раздражительны. Некоторые из них постоянно находятся в состоянии стресса или эмоционально нестабильны, и из-за этого у них часто случаются вспышки агрессии», — объясняет Санам Хафиз.

Непоследовательность в воспитании

Многих агрессивных детей родители воспитывают непоследовательно и пренебрегают дисциплиной. Такие родители не объясняют детям, где проходят границы допустимого, и не заставляют нести ответственность за плохое поведение.

«Если детям не дают четких правил поведения и пренебрегают их воспитанием, они нередко начинают пытаться контролировать своих сверстников. Слишком мягкие родители не ограничивают ребенка, который в результате считает, что ему все дозволено. Дети хотят, чтобы родители установили для них правила поведения и распорядок жизни, они воспринимают это как проявление заботы. Излишняя родительская мягкость может показаться ребенку безразличием», — объясняет Хафиз.

Во многих случаях родители не готовы признать, что их ребенок издевается над сверстниками — особенно если раньше он был «примерным», а агрессия проявилась лишь позже. Многие родители и другие взрослые неосознанно потакают издевательствам и травле, относясь к проблеме несерьезно («да мальчишки просто балуются») или вообще ее игнорируя. Очень важно признать реальность происходящего, серьезно поговорить с детьми, четко обозначить недопустимость травли и издевательств и своим примером показывать уважительное отношение к окружающим.

Источник

Читайте также:  Как скрыть свои эмоции от людей
Оцените статью