Дэниел Гоулман — известный американский психолог, научный журналист.
В течение двенадцати лет писал статьи для The New York Times, специализируясь на психологии и науках о мозге. Написал более 10 книг по психологии, образованию, науке и лидерству.
Получил мировое признание после выхода книги «Эмоциональный интеллект», которая продержалась в списке бестселлеров «Нью-Йорк таймс» более полутора лет.
Гоулман имеет множество наград за свои исследования, в том числе награду за достижения в сфере журналистики от Американской психологической ассоциации. Он был избран членом Американской ассоциации содействия развитию науки в знак признания его деятельности в сфере популяризации науки. Дважды номинировался на Пулитцеровскую премию.
Вопрос, который затронут в книге , это — проблема деструктивных эмоций, т. е. «разрушающих эмоций». В книге рассмотрены две точки зрения:
Конференция не является неким экспериментом, поскольку представители обеих сторон раскрывают значимость одной и той же истины. Различные пути познания позволяют значительно расширить сознание, разные пути приводят к единому выводу. Зная причину, можно устранить и ее последствия. Деструктивные эмоции — это понятие, которое используется учеными. Монахи называют такую реакцию человека (его мозга) несколько иначе.
Науке свойственная гипотетичность, чего не скажешь о буддизме. Несостыковок достаточно. В своей книге-отчете Гоулман деструктивные эмоции раскрывает с обеих позиций. Например, сострадание. В западной культуре — это всегда сострадание к другим. «Цева» (сострадание) у монахов направлено и на самого человека: принять себя — почувствовать другого. Вообще, буддизм более конструктивно подходит к проблеме, поскольку «достает» ее из глубины. Этого нет у современных психологов Запада. Они «снимают» листву, оставляя гнилым корень. Главная уязвимость психологов в отсутствии гибкого мышления, в узкой направленности, они лечат признаки заболевания, а не его причину. Хотя их учения основаны на первоначальных моделях, созданных Платоном, Аристотелем, позже — Кантом, который утверждал, что быть хорошим и счастливым — подчас абсолютно противоположные вещи. Стремление к счастью свойственно всем людям, но какой ценой оно достигается?
Эмоция может быть полезной, нейтральной, вредной. Деструктивная эмоция вредит как самому человеку, так и остальным.
Эмоция задает направление, помогает определиться. Деструктивная эмоция — разрушает сознание, искажает восприятие реальности.
Раскрывая понятие «деструктивные эмоции», Дэниел Гоулман больше опирается на обоснования буддийских монахов.
Эксперимент был проведен во всех уголках Земли. Благодаря ему удалось выделить группу людей, которая несколько отличается от остальных.
Суть эксперимента: испытуемому на пятую долю секунды показываю фотографию человека, выражающего одну из шести эмоций. Ее-то и необходимо уловить. Те, кому это удается, наделены особыми качествами личности:
Буддийские монахи измеряют степень духовности человека не его возможностями, а умением противостоять гневу, зависти и пр. В буддизме различают 84 тысячи отрицательных эмоций. Противостоять им можно только с помощью краткой, но непрестанной молитвы. Это — основная практика. Но помимо нее используют и другие практики:
Это — одна из форм обучения, которая напоминает интеллектуальные игры. Здесь не пропадает ни одно слово! Значение имеют не только ответы, но и вопросы. Это — настоящее искусство, обучающая философия буддийских монахов.
В книги раскрывается полемика буддийских монахов по поводу человеческого «Я» — какова его природа и роль в появлении деструктивных эмоций.
Монахи утверждают, что «Я» расположено на втором уровне человеческого сознания. Всего таких уровней — три:
Тибетские монахи предлагают три способа борьбы:
Утверждают, что эти методы можно сравнить с теми способами, которые применяют при удалении ядовитого растения.
Все требует времени, освобождение от деструктивных эмоций — тоже. Любая деструктивная эмоция причиняет страдание. И в первую очередь — самому человеку. К сожалению, он осознает это только в тот момент, когда столкнулся с ней. Хорошо, если осознал и начал бороться, тогда в следующий раз у него будут силы преодолеть ее.
Медитация — это метод освоения, способность следовать за своими мыслями. Путь, позволяющий освободиться от деструктивных эмоций, т. е. стать свободным. Но медитация — это не стремление к удовольствию (мимолетному и истощающему), это — стремление к счастью, т. е. к внутренней удовлетворенности. Освобождение от деструктивных эмоций — это обретение ясности, а не инертность, равнодушие и пр. Такая свобода способствует максимальной самореализации, т. е. позволяет попробовать, что такое счастье «на вкус».
В книге описаны механизмы гнева, его разновидности, поскольку не всякий гнев является разрушающим. Есть такое понятие — праведный гнев, который побуждает мобилизовать все силы и уничтожает само разрушение, т. е. дает противоположный эффект.
Буддизм разделяет категории опыта на сенсорный и ментальный. Основная работа проводится на ментальном уровне, этот опыт является более значимым. Мышление, способность анализировать делают это опыт активным и действенным.
Ментальная область расширяет сознание, которое значительно шире сенсорного. Далай-лама объясняет этот момент на примере цветка, который человек видит. Мысли об этом цветке — значительно шире: они вмещают тот цветок, который человек видит сегодня, и тот, который видел вчера.
Таким образом Далай-лама относит сенсорную область к концептуальной когниции, а ментальную — к неконцептуальной. Но если сенсорная всегда относится только к неконцептуальной, то ментальная может приобретать разную форму, что также объясняется на примере.
Далее речь идет о ментальных загрязнениях, о двух типах этих загрязнений, которые основаны на восприятии реальности:
Все ментальные загрязнения зиждутся на извращенном мышлении. Далай-лама говорит о пути решения — разбудить рассудок. Это один из способов. Второй способ затрагивает аспект «пустоты».
Ментальные загрязнения в свою очередь делятся на две большие группы:
Вторая группа может стать весьма разрушительной, поскольку мысли множатся, как песок морской.
Ментальные загрязнения, которые являются корневыми:
Каждое корневое загрязнение имеет сопутствующее:
В тибетской школе не просто помогают нейтрализовать загрязнения, а помогают преобразовать их. Бывают состояния, которые нельзя отнести к категории эмоции, но это явно состояния ментального загрязнения.
В результате совместного рассуждения обе стороны подошли к такому выводу: Запад делает акцент на опасности деструктивных эмоций для человека на его внешнем уровне, буддизм делает акцент на духовном росте человека. Социум — только логичное дополнение.
Изучая деструктивные эмоции, исходя из своей концепции, западные психологи не всегда могут четко сформулировать — как с ними справиться.
Источник
Быть эмоциональным человеком – значит оставаться живым. Все мы в своей жизни испытываем как положительные эмоции, так и отрицательные. Но если первые помогают нам налаживать социальные связи, быть любимым и любящим человеком, помогать и благодарить, то вторые, напротив, постепенно разрушают все вышеописанное.
Однако подавлять в себе негативные эмоции тоже вредно. С ними нужно разобраться и научиться грамотно корректировать, так чтобы после их возникновения, вы точно знали, что делать дальше. В этом материале вы узнаете, какие эмоции действительно способны в перспективе испортить вам жизнь, и как себя вести, если не получилось их избежать…
Согласитесь, каждый из нас хотя бы раз в жизни злился. Да и поводов для злости может быть очень много. Однако когда недовольство перерастает в неконтролируемый гнев, с этим уже нужно что-то делать.
Вы находитесь во власти гнева, если:
Если вы заметили за собой подобное поведение и знаете, что вам всегда сложно успокоиться, когда вы на что-то или кого-то злитесь, то пора научиться управлять своим гневом. Кстати, на Западе, в частности, в США, курсы и психологические тренинги по управлению гневом очень популярны. Их даже назначают в качестве дополнительной меры при решениях различных конфликтов в суде.
Когда вы чувствуете, что злитесь, нужно не ждать накопления этой эмоции и проявления гнева, а сразу же обсуждать проблему. Садитесь за стол переговоров, рассказывайте, что вас не устраивает, предлагайте свои пути решения, достигайте компромиссов, говорите о своих чувствах.
Реакцией на неприятное событие, поступок, разговор может быть как гнев, так и обида. В первом случае вы занимаете активную позицию и открыто, в жесткой форме, проявляете свое недовольство, во втором случае – ваша позиция пассивная, вы замыкаетесь на своих неприятных чувствах и руководствуетесь, исходя из них.
Обида совсем не лучше гнева, ведь это, по сути, затаившаяся злость, которая как червь точит вас изнутри. От нее вы, прежде всего, и страдаете, ведь тот, на кого вы обиделись, может и не догадываться об этом. Как бы жестко это ни звучало, но обижаться или нет – ваш добровольный выбор, то есть это та эмоция, в плен которой вы идете абсолютно самостоятельно.
Никто не может вас обидеть, пока вы сами не разрешите это сделать. Чувствуете, что кто-то перегибает палку по отношению к вам, не обижайтесь, уходя в молчаливое игнорирование, а снова-таки начинайте разговаривать. Расскажите, почему именно для вас не приемлемо подобное поведение, чего вы ждете на самом деле, как вы видите разрешение конфликта, что каждая из сторон должна сделать, чтобы обида не возникала.
Удалось решить вопрос? Значит, обижаться уже не на что. Не удалось? Делайте выводы и принимайте соответствующие решения. Нет никакого смысла на кого-то обижаться и терпеть, портя свою жизнь притаенной злостью и продумыванием мести. Отношения, в которых вас регулярно пытаются задеть и обидеть, лучше прекратить или, если это невозможно, свести на минимум.
Не забывайте, что в мире есть люди, которые умышленно все время кого-то обижают, потому что являются разрушающими личностями и «питаются» негативными эмоциями других. Постарайтесь не стать их жертвой.
Есть люди, которых и обижать особо не надо, они итак постоянно на всех обижены. Ранимые личности – это не повзрослевшие дети, которые требуют к себе особого отношения. Если его нет, они сразу же обижаются, уходят в себя, капризничают и выставляют условия.
Быть ранимым человеком – себе дороже. Ведь, в конце концов, все устанут играть в игру «принцесса на горошине», и откажутся от общения с таким человеком. И не надо все списывать на трепетную душу и жертвенность. Пора принять мир и людей, живущих в нем, такими, какими они есть, с недостатками и ошибками.
Перестаньте реагировать на всякие мелочи, глупые шутки, провокации. Будьте выше этого и в очередной раз вспомните: нас обижают только тогда, когда мы готовы обижаться.
Бояться – не страшно и не стыдно, это вполне нормальная эмоция, если она поддается вашему контролю. Все мы чего-то боимся, но большинство из этого – иррациональный страх, то есть тот, который не подтвержден каким-то определенным случаем.
Но даже со страхами, которые подкреплены прежними травмами, неприятными ситуациями и событиями, нужно уметь бороться. В противном случае то, чего вы так боитесь, не позволит вам идти дальше, испортит жизнь, отношения с людьми, уничтожит все возможные перспективы.
Попробуйте понять, чего вы боитесь и почему. Углубитесь в свои ощущения и попытайтесь представить, что произойдет с вами, если страх когда-нибудь оправдается. Представили? Теперь подумайте, что вы можете и должны сделать в этой ситуации. Все – у вас уже готов конкретный план действий, а, значит, можно отпустить свои страхи.
И не забывайте, что бояться неизбежного – это лишь травмировать свою душу. Не думайте о плохом, пока оно не произошло.
Вряд ли, кто-то будет спорить, что зависть – это очень нехорошее чувство, с которым нужно бороться. Попытки разделить ее на белую и черную – всего-навсего нежелание принять данную эмоцию как факт.
Возникает зависть по двум причинам:
Когда вас поглощает такое чувство, вы перестаете быть искренними в отношениях, вам обидно, поэтому хочется сделать что-то плохое, как бы отомстить тому, кому вы завидуете. Вам кажется, что в вашей жизни нет того, чем стоит гордиться, поэтому вы бичуете себя мыслями о несостоятельности и укоряете близких тем, что они тоже не достигли значимости в вашей системе ценностей.
При ощущении зависти нужно просто проанализировать свою жизнь. Подумать, а лучше записать на листик, чего достигли вы, что делает вас уникальным, какими идеями, поступками и событиями вы можете гордиться.
Предположим, вам завидно, что подруга смогла построить замечательную карьеру и зарабатывает приличные деньги. А что есть у вас вместо успешной карьеры? Возможно, вы вышли замуж за любимого человека, воспитываете замечательного ребенка и состоялись как мама. Поверьте, ваша подруга тоже может вам в этом позавидовать, ведь счастье не заключается только в хорошем материальном положении.
Оценивайте себя по достоинству и тогда не придется кому-то завидовать.
То, что вы в принципе понимаете, что иногда бываете не правы, можете это признать, и вам стыдно за содеянное, — это нормально и даже похвально. Значит, вы адекватно себя оцениваете, не страдаете самодовольством и готовы к компромиссам.
Однако нужно учитывать, что порой чувство вины и стыд в вас вызывают люди только в целях вами же манипулировать. Кто-то делает из себя невинную жертву, которую вы якобы обидели, и заставляет вас в это поверить. А уже потом вы, сами того не замечая, идете на поводу у этого человека, всячески его ублажая под видом искупления вины.
Если вы видите, что кто-то вменяет вам роль обидчика, хорошенько подумайте, а так ли это на самом деле. Проанализируйте свои поступки, слова, действия: есть ли в них что-то негативное, предосудительное, неправильное, умышленное? Возможно, на вас обиделись на ровном месте или с целью манипуляции.
Осознаете, что действительно поступали неправильно? Тогда попросите у обиженного человека прощение, извинитесь и пообещайте измениться. В данном случае чувство вины уже не имеет под собой никакой почвы.
Ну, а если поняли, что вас хотят использовать, уличив в том, в чем вы, собственно, не виноваты, то тогда не надо мучить себя укорами. Стойте на своем и не позволяйте манипуляторам добиваться желаемого.
Подводя итоги, хочется сказать, что в коррекции деструктивных эмоций самое главное признать их наличие у себя. Невозможно избавить человека от того, что он сам не замечает. Проанализируйте свои чувства, выделите те из них, от которых вам хотелось бы избавиться. Оставайтесь честны с собой и стремитесь стать лучше!
Психоанализ и работу над собой нужно проводить не только для того, чтобы измениться внутренне, но и, чтобы поменяться внешне. Хотите обрести идеальную фигуру и гармонию с собой? Тогда обратите внимание на уникальную программу от Лары Серебрянской…
Благодарим за то, что уделили время на прочтение этого материала. Мы ценим ваше внимание, так как оно вдохновляет нас на подготовку новых для вас ценностей.
Если эта статья вам понравилась, то надеемся, что вы выделите еще пару секунд, чтобы поставить нам лайк. Напишите нам в комментариях, от каких деструктивных эмоций вы хотели бы избавиться?
Вас также могут заинтересовать следующие материалы:
Источник