- Презентация «Причины и признаки депрессивных состояний у детей и подростков» презентация к уроку по психологии по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- Эмоциональные нарушения у детей дошкольного возраста презентация на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация «Причины и признаки депрессивных состояний у детей и подростков»
презентация к уроку по психологии по теме
Презентация для общего родительского собрания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация «Причины и признаки депрессивных состояний у детей и подростков». | 1.17 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Депрессия — это психическое расстройство, характеризующееся депрессивной триадой: снижением настроения, утратой способности переживать радость, нарушениями мышления (негативные суждения, пессимистический взгляд на происходящее и т. д.) и двигательной заторможенностью. — Депрессия у детей и подростков имеет многочисленные и устойчивые симптомы, выражающиеся в ухудшении настроения, поведения, мышления, физического состояния организма, а также в негативном изменении жизненных установок. — В течение долгого времени существовало ошибочное убеждение в том, что у детей не существует депрессии, сравнимой по форме с депрессией у взрослых. — В настоящее время известно, что депрессия у детей и подростков часто встречающееся, не всегда распознаваемое тяжелое расстройство, распространенность которого постоянно увеличивается.
Существует ряд факторов, которые могут повысить вероятность развития депрессии, в том числе: Физическое, сексуальное или эмоциональное насилие может привести к депрессии в настоящем и в дальнейшей жизни. Некоторые лекарственные средства. Например, некоторые препараты для лечения высокого кровеносного давления, такие как бета-блокаторы или резерпин, могут увеличить риск развития депрессии. Конфликты. Депрессия может быть результатом личных конфликтов или споров с членами семьи или друзьями. Смерть или утрата. Грусть и печаль от смерти или потери близкого человека также могут увеличить риск развития депрессии. Генетика. Наследственная предрасположенность к депрессии увеличивает риск её развития. Возможно, депрессия передаётся от поколения к поколению, но достоверно этого не известно. Важные события. Даже хорошие события, такие как новое место учебы, места жительства, брак родителей, могут привести к депрессии. Таким же образом могут повлиять и плохая школьная успеваемость, развод родителей. Другие личные проблемы. Такие проблемы, как социальная изоляция в связи с другими психическими заболеваниями или изгнание из семейной или социальной группы, могут привести к депрессии. А так же недовольство своей внешностью, недовольство собой как личностью, развитие чувства неполноценности и неадекватности. Серьёзные заболевания. Иногда депрессия развивается в связи с развитием другого заболевания или является реакцией на него. Злоупотребления психоактивными веществами. Около 30% людей, злоупотребляющих этими веществами, имеют серьёзную клиническую депрессию.
Часто дети и подростки, страдающие депрессией, имеют заметные изменения в мышлении и поведении. Они могут не иметь мотивации и даже становиться замкнутыми, закрывая дверь спальни после школы и оставаясь в своей комнате в течение нескольких часов. Дети с депрессией могут много спать, менять предпочтения в еде, а также совершать преступления, такие как кражи в магазинах, хулиганство. Депрессия дошкольного и раннего школьного (до 10 лет) возраста наиболее трудна для диагностики. Она выражается, в основном, в соматовегетативных и двигательных нарушениях. В одних случаях преобладают вялость, пассивность, апатия, в других- тревога, беспокойство. Наблюдаются расстройства сна, аппетита, энурез, энкопрез, жалобы на неопределенные боли в разных органах. Депрессивность проявляется в страдальческом выражении лица, тихом голосе. О настроении эти дети говорят, что оно плохое, но не уточняют его, четких депрессивных высказываний нет; в семье они бывают грубы, агрессивны, непослушны, что уводит мысль от диагноза депрессии. Таким образом, сама депрессия маскируется детскими капризами и соматическими жалобами.
При депрессии наблюдается, как правило, характерная триада симптомов: угнетенное, тоскливое настроение, заторможенность мыслительных процессов, скованность двигательной сферы или двигательным возбуждением, беспокойством, ажитацией. Возможные проявления депрессии у подростков: Апатия Усталость или жалобы на боли, в том числе в голове, животе, пояснице Трудности с концентрацией Трудности с принятием решений Чрезмерные чувства вины Идеи самообвинения, самоуничтожения, неполноценности Безответственное поведение — например, опоздания, забывания, пропуски занятий Потеря интереса к пище или импульсивное переедание, что приводит к быстрым изменениям веса Потеря памяти Мысли о смерти Агрессивное поведение Печаль, тревога или чувство безнадёжности Бессонница ночью и сон в течение дня Резкое падение успеваемости Отстранение от друзей Употребление алкоголя или наркотиков, беспорядочные половые связи
Последние медицинские исследования подтверждают, что депрессию можно смягчить, а иногда и предотвратить с помощью здорового образа жизни. Правильное питание, физические упражнения, соблюдение режима дня, прогулки на свежем воздухе, поддержание в семье положительного психологического климата, а также выделение времени для любимых занятий и хобби помогают предотвратить плохое настроение.
Вместо таких наказаний, как унижение, применение физической силы, вербальное оскорбление, за плохое поведение лучше поощряйте ребенка за хорошие поступки. Позор и наказания приводят детей к чувству бесполезности и делают их неадекватными. Если вы подозреваете, что ребенок находится в стадии депрессии, выделите время, чтобы выслушать его проблемы. Даже если вы думаете, что у проблемы нет реальных причин, имейте ввиду, что для развивающегося человека она может казаться жизненно важной. Дайте вашему ребёнку передышку. Не рассчитывайте, что он будет делать именно то, что вы говорите. Позвольте юноше или девушке совершать ошибки. Предостережение или принятие решений за них могут восприниматься как отсутствие веры в их способности. Это снижает их уверенность в себе. Не навязывайте подростку привлекательный для вас жизненный путь. Не пытайтесь вновь пережить свою молодость через деятельность своего ребёнка. Контактируйте и ненавязчиво держите связь с подростком, даже когда он уходит. Старайтесь не говорить своему ребёнку, что ему нужно делать. Вместо этого внимательно прислушивайтесь, чтобы узнать больше о причинах, вызывающих его проблемы, и совместно ищите пути решения этих проблем.
При депрессии необходимо лечение и наблюдение у врача (психиатра или психоневролога), а так же помощь психотерапевта или психолога. Бесплатную психологическую помощь можно получить по адресу: г. Воркута, ул. Дончука — 6а ГУ РК «Центр социальной помощи семье и детям» Телефон: 2-21-38 Всероссийский телефон доверия для детей, подростков и их родителей: 8-800-2000-122 Психологические консультации родителей у педагога- психолога ГС(К)ОУ «С(К)ОШ № 42 VII вида» г. Воркуты Хохловой Светланы Васильевны по пятницам с 15.55 до 16.30
Уважаемые родители! Помните, что внимательное отношение, доброжелательное и понимающее общение с ребенком снижает риск развития у него депрессивного состояния! Спасибо за внимание!
Источник
Эмоциональные нарушения у детей дошкольного возраста
презентация на тему
Повышенное внимание к эмоциональному развитию дошкольника обусловлено формированием главного психологического новообразования в этом возрасте — начала произвольности психических процессов и психологической готовности к школе.
Дело в том, что комплекс школьных нагрузок является своеобразным «толчком» к проявлению скрытых в дошкольный период отклонений в психоэмоциональной сфере. Чаще всего эти отклонения не замечаются ни родителями, ни врачами в силу их незначительности. Однако скрытая (латентная) форма развития эмоциональных расстройств в дошкольном периоде приобретает открытую форму при поступлении ребенка в школу. Именно поэтому следует рассмотреть те особенности эмоциональной сферы дошкольника, которые могут стать причиной нарушения поведения и обучения в начальной школе. Кроме того, нужно иметь в виду развитие самой эмоциональной сферы ребенка, выделение новых форм эмоций и чувств.
Эмоциональное неблагополучие вызывается многими причинами. Главной выступает неудовлетворенность ребенка общением со взрослыми, прежде всего с родителями и со сверстниками. Недостаток тепла, ласки, разлад между членами семьи, отсутствие тесных эмоциональных контактов с родителями приводит к формированию у ребенка тревожно-пессимистических личностных ожиданий. Их характеризует неуверенность малыша, чувство незащищенности, иногда страх в связи с прогнозируемым отрицательным отношением взрослого.
Такое отношение взрослого провоцирует у ребенка упрямство, нежелание подчиняться требованиям родителей, то есть является серьезным «психологическим» барьером между взрослым и детьми. Тогда как тесные, насыщенные эмоциональные контакты, при которых ребенок является объектом доброжелательного, но требовательного оценочного отношения как личность, формирует у него уверенно-оптимистические личностные ожидания. Для них характерно переживание возможного успеха, похвалы, одобрения со стороны близких взрослых.
Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении с другими детьми, может приводить к двум типам поведения. К первой группе относятся дети неуравновешенные, легко возбудимые. Безудержность эмоций у них часто становится причиной дезорганизованности их деятельности. При возникновении конфликтов со сверстниками эмоции детей часто проявляются в аффектах: вспышках гнева, обиде, нередко сопровождаемых слезами, грубостью, драками. Наблюдаются сопутствующие вегетативные изменения: покраснения кожи, усиление потоотделения и пр. Негативные эмоциональные реакции могут быть вызваны серьезными или незначительными причинами. Однако, быстро вспыхивая, они быстро угасают.
Вторую группу составляют дети с устойчивым негативным отношением к общению. Как правило, обида, недовольство, неприязнь и т. д. надолго сохраняются в их памяти, но при их проявлении дети более сдержанны. Такие дети характеризуются обособленностью, избегают общения. Эмоциональное неблагополучие часто сопряжено с нежеланием посещать детский сад, с неудовлетворенностью отношениями с воспитателем или сверстниками. Острая восприимчивость ребенка, его чрезмерная впечатлительность могут привести к виутриличностному конфликту.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emotsionalnye_narusheniya_detey-doshkolnikov.ppt | 2.66 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Эмоциональные нарушения у детей дошкольного возраста
Проблема эмоционального самочувствия детей в семье и дошкольном учреждении является одной из самых актуальных, так как положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности. Высокая эмоциональность ребенка, которая окрашивает его психическую жизнь и практический опыт, составляет характерную особенность дошкольного детства. Внутренним, субъективным отношением ребенка к миру, к людям, к самому факту собственного существования является эмоциональное мироощущение. В одних случаях – это радость, полнота жизни, согласие с миром и самим собой, отсутствие аффективности и уходов в себя; в других – чрезмерная напряженность взаимодействия, состояние подавленности, сниженное настроение или, наоборот, выраженная агрессия.
Таким образом, эмоциональное мироощущение дошкольника – это «выражение субъективного переживания, его интенсивности и глубины, зрелости эмоций и чувств в целом». Эмоциональный опыт ребенка, то есть опыт его переживаний, может иметь как позитивную, так и негативную окрашенность, что оказывает непосредственное влияние на его актуальное самочувствие. Современные научные данные убедительно показывают, что результат положительно-направленного детского опыта: доверие к миру, открытость, готовность к сотрудничеству обеспечивает основу для позитивной самореализации растущей личности. Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Нарушение эмоционального баланса способствует возникновению эмоциональных расстройств, приводящих к отклонению в развитии личности ребенка, к нарушению у него социальных контактов.
В эмоциях имеются три составные части: АФФЕКТ (эмоциональное напряжение, возбуждение); КОГНИЦИЯ (осознание своего состояния, обозначение его словом); ЭКСПРЕССИЯ (внешнее выражение в телесной моторике или поведении).
Различают: первичные (основные) эмоции: радость, печаль, тревога, гнев, отвращение, стыд, удивление; вторичные (сложные): смещение первичных эмоций, а также эмоций и их узких интерпретаций.
Группы нарушений в развитии эмоциональной сферы Выделяются три группы нарушений в развитии эмоциональной сферы дошкольника: – расстройства настроения; – расстройства поведения; – нарушения психомоторики. I ) . Расстройства настроения можно условно разделить на 2 вида: с усилением эмоциональности и ее понижением. К 1-й группе относятся такие состояния, как эйфория, дисфория, депрессия, тревожный синдром, страхи. Ко 2-й группе относятся апатия, эмоциональная тупость, паратимии. II ) . К расстройствам повед ения можно отнести гиперактивность и агрессивное поведение: нормативно-инструментальную агрессию, пассивно – агрессивное поведение, инфантильную агрессивность, защитную агрессию, демонстративную агрессию, целенаправленно враждебную агрессию.
1. Биологические: -Генетические (депрессии у родителей, потом у детей); -Соматическая ослабленность из-за частых болезней;
2. Психологические — тип нервной системы ; — нарушение адекватности реагирования на воздействия извне; — недоразвитие самоконтроля поведения
3. Социально – психологические Дисгармоничный стиль воспитания: внутрисемейные проблемы, конфликты Отношение воспитателя, учителя; — Отношения окружающих.
Эмоциональное неблагополучие, как отклонение в развитии личности, возникает при потере согласия со своими чувствами, и невозможностью самореализоваться.
Еще одной из причин эмоциональных расстройств являются неадекватные поощрения и наказания взрослых.
Основой невроза является ПТ – психотравма, это внешний раздражитель, оказывающий патологическое, болезненное воздействие на индивида. ПТ бывают двух видов: 1) ситуационная 2) пролонгированная
Самое опасное влияние на личность ребенка оказывают пролонгированные психотравмы как в школе, так и в семье
Условно можно выделить 3 группы детей , имеющих проблемы в эмоциональной сфере: 1) агрессивные дети(с длительными аффективными поведенческими реакциями)
. 2) эмоционально- расторможенные дети, которые реагируют на все слишком бурно, «заводят других детей», слишком громко и вызывающе кричат, плачут…
3) слишком застенчивые, ранимые, тревожные, обидчивые, робкие дети. Они стесняются громко и явно выражать свои чувства и эмоции. Тихо переживают свои проблемы.
Характер проявления эмоциональных реакций зависит от типа НД – темперамента. Дети, относящиеся ко 2 группе – холерики, а к 3 – меланхолики или флегматики. Однако можно встретить детей агрессивных с ранимой, нежной душой, где агрессия играет защитный, компенсаторный характер.
Существуют 4 типа наиболее распространенного деструктивного семейного воспитания, приводящие к эмоциональным расстройствам детей: 1. Неприятие ( явное или скрытое)
Явное неприятие , когда рождение ребенка было нежелательным, или вместо желаемого мальчика родилась девочка. Скрытое , когда внешне все выглядит благополучно ,но нет душевного контакта с ребенком. Неприятие порождает в характере ребенка негативизм, агрессию, либо неверие в свои силы.
2 . Гиперсоциоальное воспитание –чрезмерное дисциплинирование и исполнительность, где «надо» произведено в абсолют, что подавляет эмоции ребенка, и приводит к аутоагрессии, либо к замкнутости,отгороженности, эмоциональной холодности.
3 . Тревожно – мнительное воспитание, когда с рождением ребенка возникает постоянная тревога за него, за его здоровье и благополучие. В результате ребенок вырастает робким, тревожным, несамостоятельным, мучительно неуверенным в себе.
4 . Эгоцентрический тип воспитания. Ребенку навязывается представление о себе, как о сверхценности: он «кумир», смысл жизни родителей. При этом интересы окружающих игнорируются… В результате он не переносит никакие лишения, капризен, расторможен, агрессивно воспринимает любые преграды .
К социально – психологическим факторам эмоциональных нарушений относятся дидактогении ,то есть негативные психические c остояния вызванные неправильным отношением учителя; школьными фобиями, страхом отвечать у доски .
Коррекция эмоциональных нарушений Ведущим методом педагогической коррекции эмоциональных нарушений в дошкольном возрасте является имитация детьми различных эмоциональных состояний. Значимость данного метода обусловлена рядом особенностей: 1) активные мимические и пантомимические проявления помогают предотвращать перерастание некоторых эмоций в патологию; 2) благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций;
3) у детей при произвольном воспроизведении выразительных движений происходит оживление соответствующих эмоций и могут возникать яркие воспоминания о неотреагарованных ранее переживаниях, что позволяет, в ряде случаев, найти первопричину нервного напряжения ребенка и нивелировать его реальные страхи; 4) имитация осуществляет функцию «начальной, исходной ориентировки развивающегося субъекта в проблемных областях, наиболее значимых на данной конкретной ступени онтогенеза».
5) имитация эмоциональных состояний позволяет не только расширить представления детей об эмоциях, умение их дифференцировать и понимать, но и активизировать эмоциональный словарь дошкольников, так как при освоении значения слов, обозначающих эмоции, дети выделяют не существенные признаки, на основе которых формируются видовые обобщения, а ситуацию, в которой эта эмоция возникла, свои действия в ней, эмоциональные переживания; 6) имитация эмоциональных состояний способствует развитию устойчивости, концентрации, переключаемости внимания, позволяет произвольно изменять мышечный тонус, что формирует у детей произвольную регуляцию поведения;
7) имитация выполняет важную функцию в социально-эмоциональном развитии дошкольника: с помощью имитации строится образ другого лица и, одновременно, строится и углубляется представление ребенка о самом себе. В теории социального научения имитация рассматривается как «ключевой процесс социализации, как способ приобретения ребенком поведения, принятого, одобряемого в его социальном окружении».
Основными направлениями коррекции эмоциональных нарушений являются: — смягчение эмоционального дискомфорта у детей; — повышение их активности и самостоятельности; коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и c аморегуляции…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Построение диагностического обследования согласно предложенному плану позволяет : -дать объективную оценку состояния эмоционально-волевой сферы детей, -организовать коррекционную р.
Психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным благополучием. Однако среди типичных детских эмоций нередко существенное место занимают не только положительные, но и отрицательные эмоции, .
Эмоциональное развитие дошкольника является одним из существенных условий обеспечивающих эффективность процесса обучения и воспитания, его различных сторон. По данному вопросу можно много говорить. Я .
«Легкая мелодия – самый лучший утешитель длявозбужденной фантазии и лекарство для мозга».В. ШекспирВ последнее время отмечается резкий рост числа детей с разными формами нарушений психо-эмоциональной .
Представленный опыт описывает комплекс мероприятий, объединенных одной целью: социально-психологическая профилактика эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста через создание единого п.
laquo;Коррекция эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста».
ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ СРЕДСТВАМИ СКАЗКОТЕРАПИИВ статье рассматривается вопрос развития эмоционального интеллекта и профилактики эмоциональных.
Источник