Депрессия православие как с ней бороться

Как бороться с депрессией

К ак и всякая страсть, печаль имеет вполне естественное происхождение. Горе, скорбь, плачь – обычная эмоциональная реакция человека на некоторые тяжёлые обстоятельства жизни. Например, когда умирает близкий человек, редко кто останется безучастным к этому событию. Мы не можем оставаться равнодушными к тяжёлым потрясениям. Наши эмоции помогают нам, во-первых, пережить стресс, во-вторых, мобилизовать силы для борьбы с трудностями, они должны подвигнуть нас к каким-то действиям. Но плохо, когда эмоции берут над нами верх. Когда мы входим в затяжное состояние печали, тут уже недалеко до депрессии. Что такое страсть печали, депрессия? Это затянувшееся, болезненное состояние души. Печаль становится зависимостью, мы начинаем служить ей, и она, как и всякий идол требует жертв. Человек, который находился в депрессии, и потом смог с помощью Божией, преодолеть это состояние, с ужасом вспоминает потом о нём, как о кошмарном сне. Всё, что беспокоило его тогда, казалось чудовищной проблемой, кажется потом смешным и нелепым. И вообще говоря, печаль — это лёгкое помешательство, помрачение ума и души, во время депрессии человек не способен адекватно оценивать обстоятельства жизни, людей и себя самого. Какие мысли обычно вертятся в голове у человека, страдающего печалью: «Всё плохо, в моей жизни нет ничего хорошего, меня никто не любит, не понимает, в моей жизни нет никакого смысла». И конечно самобичевание: «Я самый несчастный, я неудачник, я глупый никчемный человек, приношу людям одни страдания». Во всём этом монологе самое тревожное и абсурдное это категорические суждения: « Всё , ничего , никто , самый » и т.д. Любому здоровому, вменяемому человеку, не находящемуся в состоянии затяжной депрессии понятно, что не может быть всё плохо. Это абсурд, бред. У каждого человека есть возможности для жизни и счастья. Просто депрессивный человек этого упорно не хочет замечать. Наверняка, есть и здоровье (в той или иной степени), руки, ноги, голова, органы чувств, есть какое-то дело, работа, есть умения, навыки, есть близкие люди, родственники и друзья, а значит, есть возможность любить и быть любимым. И любой это понимает. То есть ясно как дважды два: в человеке, страдающем печалью, говорит не его разум, а кто-то другой. Кто? Его страсть, она завладела его душой и сознанием. Но страсти не есть собственность нашей души, они приходят извне, мы их только впускаем в душу. Теперь ясно, кто нашёптывает нам мысли о бессмысленности жизни и нашей полной несостоятельности. Бес печали. И мы покорно слушаем его, принимая его «послания» за свои собственные мысли. Нужно начинать бороться с ними: не считать их своими и не допускать в дом нашей души. А если они уже здесь, гнать их поганой метлой и поскорее селить на их место другие — светлые, добрые мысли.

Опасность печали, депрессии в том, что она является страстью, а значит, действует как любая из 8 страстей. С одной стороны мучает человека (страсть – значит страдание), а с другой стороны доставляет массу приятных ощущений, иначе никто не попался бы на крючок дьявола. И страдающему печалью тоже, как не странно, в чём-то нравится сладостный плен страсти.

И поэтому очень непросто бывает выйти из этого состояния, поэтому так плохо действуют утешения близких; человек ждёт не исцеления, а приятных ощущений от утешений и саможаления, он вовсе не хочет утешаться. Печаль действительно может пьянить, как вино, как наркотик, и находиться в этом тёплом, удобном болоте для депрессивного приятно, хотя конечно такое состояние приносит страдания и ведёт к саморазрушению. К тому же, повторяю, выйти из печали непросто, это труд, и для иных легче плыть по воле волн. Вот почему очень часто депрессией, меланхолией страдают люди ленивые, не приученные к труду.

Хотя печаль может быть вызвана каким-то горем, скорбью, тяжёлые события не являются причиной печали, они только могут спровоцировать её. Причина всегда в самом человеке. В том, как он воспринимает события жизни. Потому что совершенно точно известно, это установленный факт – депрессия не зависит от обстоятельств жизни и среды обитания, причина её всегда не внешняя, а внутренняя, это болезненное состояние души. Об этом свидетельствуют данные статистики. Самый высокий процент депрессий и самоубийств не в бедных странах третьего мира, а в самых развитых и богатых, где очень высокий уровень жизни и людям уже нечего больше желать. Каждый пятый представитель «золотого миллиарда» страдает депрессией. И что самое удивительное, среди бомжей почти нет самоубийц. То есть, казалось бы, жизнь у них такая, что как говорят: «хоть в петлю лезь», а суицидов практически нет.

Почему страсть печали, тревоги, беспокойства так распространена в современном мире? Из-за упадка веры. Запад стремительно теряет веру. В нашей стране тоже, к сожалению, наблюдается спад интереса к Церкви. Когда у человека нет настоящей веры в Бога, что и «волос с головы не пропадёт» без воли Божией» ( Лк. 21, 18 ), в его сердце появляется тревога, беспокойство, а это уже начало депрессии. Он начинает всего бояться и думать: «Что со мной случится завтра, а вдруг заболею, а на пенсию нынче не проживёшь, вдруг убьют, вон какие ужасы по телевидению показывают. Вдруг потеряю работу и умру с голода, а тут ещё экономический кризис…» Из-за страха, тревоги люди боятся доверять друг другу, создавать семьи, рожать детей. Верующий человек хорошо знает: если помогаешь другим, сам никогда не останешься без куска хлеба, – это закон духовной жизни. Ещё одно проявление безверия – утрата смысла жизни, а ведь именно это лежит в основе депрессии: «Смысла жить нет, жизнь кончена, я никому не нужен» и т.д.

У христианина всегда есть смысл жить. Этот смысл в любви к Богу и ближнему, он знает, верит как верующий человек, что Бог его никогда не оставит, с Богом он не останется один на один с бедой. Таким образом, справиться с печалью, депрессией можно только возложив надежду на Господа. Доверив Ему свои скорби и проблемы, попросив у него помощи и поддержки. Нашу тревогу за будущее, настоящее, нужно возложить на Бога. И тогда станет значительно легче справиться с тревогой и печалью.

С упадком веры связана также утрата у депрессивного человека интереса к жизни. Его всё перестаёт радовать, он ничего не ценит и мало на что обращает внимание. А ведь жизнь во всех её проявлениях – это самый главный дар Бога человеку и относиться так к ней — большой грех, вот почему печаль является смертным грехом. Человек будет счастлив только тогда, когда сам этого захочет , когда начнёт радоваться жизни. «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За всё благодарите», — говорит нам ап. Павел ( 1Фес. 5: 16 ). Именно благодарите . Через благодарность к Богу мы научаемся ценить дары жизни. А радость, счастье приносит только то, что ценится. Один священник советовал своим духовным чадам в конце каждого дня записывать не менее 50 пунктов: «За что мне благодарить Бога». Другой батюшка приехал за советом к старцу прот. Николаю Гурьянову на остров Залита. Приехал с какой-то скорбью, и вот о. Николай, выслушав его, сказал: «Радуйся!» Священник подумал, чему же тут радоваться? И о. Николай продолжил: «Радуйся, что родился, радуйся, что крестился, радуйся, что в вере православной, радуйся, что жив пока!» Впавшим в печаль, потерявшим радость и вкус жизни, можно посоветовать внимательно подходить к каждому дню. Что бы вы не делали, делайте со вниманием и смыслом. Во всём старайтесь видеть что-то хорошее, приятное, учитесь радоваться даже самой малой радости. Апостол Павел говорит: «Итак, едите ли, пьёте ли, или иное что делаете, все делайте во славу Божию» ( 1Кор. 10: 31 ). То есть всё делайте для спасения души, прославляя и благодаря Бога. Например, вкушение пищи. Мы молимся перед едой о ниспослании «хлеба насущного» и едим с благодарностью Творцу, не просто запихивая в себя пищу, а вкушая с радостью, осознавая, что это дар Божий. А.И. Солженицын описывает, как обедает заключённый лагеря особого назначения. С каким же вкусом и удовольствием он это делает! А ведь он ест еду, которая у нас, наверное, вызвала бы рвотные позывы. А для заключённого и эта пища – большая радость. И вот он ест эту баланду, с удовольствием съедает свою пайку чёрного хлеба, а потом до блеска вычищает оставшимся куском свою миску. И он помнит, что на вечер у него остался ещё один кусок, заработанный и спрятанный с большим трудом, где-то под матрасом. И действительно, человек бедный, лишённый многих удовольствий может получать от жизни гораздо больше радости, чем обеспеченный всеми земными благами.

Читайте также:  Тип темперамента тест павлова

Человеку, который хочет избавиться от печали, нужно учиться видеть смысл и радость в каждом дне, часе и минуте жизни. Идём на прогулку – стараемся на всё обращать внимание, делать наблюдения, общаемся с кем-то – стремимся увидеть в нём что-то хорошее, чему-то научиться. Читаем книгу – не просто «глотаем страницы», а вдумываемся, делаем пометки, потом анализируем. Так наша жизнь будет приобретать осмысленность и полноту.

Очень хорошо, если работа действительно по душе, приносит удовлетворение, увлекает. Но даже, если пока такой нет, любое дело можно делать с радостью, если научиться видеть в нём приятные стороны. Даже такая примитивная работа как уборка, мытьё посуды и т.д. может принести удовлетворение и удовольствие, если она сделана хорошо и на совесть.

О том, что печаль может быть вызвана скорбями, трудностями речь уже шла выше. Но одних скорби повергают в бездну уныния, а другие с честью выходят из них, страдания гнут, но не ломают их. Здесь всё дело в отношении к скорбям. Вообще, любую вещь делает плохой или хорошей наше собственное отношение.

Хотим мы этого или не хотим, но страдания неизбежны в нашей жизни. Ещё ни один человек на земле их не избежал. Страдания, болезни, смерть вошли в мир с грехопадением Адама. Изменилась человеческая природа, изменился и весь мир. Но повторю, что к страданиям, скорбям можно относиться по-разному. Во-первых, нужно помнить, что Бог никогда и никому не посылает креста выше сил. Он Отец наш и лучше нас знает, что могут понести его дети, а что нет «…верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, чтобы вы могли перенести» ( 1 Кор. 10:13 ). Во-вторых, за периодом скорбей всегда будет утешение. Если где-то у человека отнимается, значит, в другом месте прибывает.

В нашей жизни просто так ничего не случается, каждое событие имеет значение. И бессмысленно Бог страдать не попускает. Либо мы страдаем во очищение наших грехов, чтобы не страдать в жизни вечной, либо скорби посылаются нам, чтобы оградить нас от грехопадений и других опасностей. Ещё один смысл скорбей – в очистительном действии, которое они производят на нашу душу. Страдания (если мы правильно к ним относимся) делают нас лучше, чище, добрее. Заставляют по-другому взглянуть на себя, оказать помощь ближнему, начать сострадать ему. по прошествии иногда многих лет мы видим, что эти испытания были посланы не случайно, они были нужны нам. Протоиерей Николай Гурьянов много лет просидел за веру православную в лагерях. И вот он говорил, что нисколько не жалеет о годах, проведённых в тюрьме. Очень многие люди прошедшие через ад лагерей, тюрем, ссылок, потерявшие здоровье, не жалели об этом, и вспоминали потом этот период с благодарностью Богу. А иначе и быть не может, ведь если бы они имели другой подход к жизни, они бы просто не выжили в этих страшных испытаниях.

Человек сам не знает, на что способен, кто-то выносит нечеловеческие страдания, а кто-то из-за малых неприятностей впадает в тоску, отчаяние и готов уйти из жизни. Когда человек решается на самоубийство (если конечно не вызвано психическими заболеваниями), это всегда слабость, малодушие и маловерие. Самоубийца хочет уйти от временных, земных страданий, не может терпеть их, но не знает, что ждёт его там , где страсть будет мучить его вечно.

Всё, что ни делает Господь – всё к лучшему, таков должен быть наш девиз на каждый день. Очень часто нас тревожат и беспокоят не только реальные, но и предполагаемые, гипотетические скорби и испытания. Будем переживать неприятности по мере их поступления. От тревоги, волнения есть очень хорошее средство – МОЛИТВА. Не раз испытал его, переживая за детей. Каждый раз, когда я с волнением думал о них, находясь вдалеке от дома, то читал краткую молитву о их здравии и спасении, и волнение отступало.

Большинство людей, которые исповедовались мне в грехе печали и уныния, не имели постоянного занятия, работы. Очень хорошо, когда печальный найдёт дело, которое может увлечь его. Но даже, если такого занятия нет, нужно понуждать себя совершать любой простой и незамысловатый труд. Каждый час дня, и даже минуты должны быть чем-то заполнены, чтобы не оставалось места для мрачных мыслей. Человек не может думать сразу о двух вещах, поэтому нужно заменять негатив позитивом, думать о хорошем.

Какое-нибудь рукоделие, хобби или просто домашние дела – это то, чем всегда можно заполнить время, даже при отсутствии постоянной работы. Как бы тяжело не было, понудить себя к занятиям, делать это необходимо. Прочёл как-то ещё один замечательный совет: «Если вы в печали, тоске и кажется, что вас никто не любит, — окажите помощь ближнему, сделайте доброе дело, желательно тому, кому ещё хуже, чем вам». Делая это дело, мы сразу убиваем двух зайцев, отвлекаемся от тоски, и ощущаем, что нужны кому-то. Также мы поймём, что не мы нуждаемся в жалости и помощи, а ближний.

Печаль, уныние может быть вызвана грузом греховной жизни, часто неисповеданными, нераскаянными грехами. Ведь совесть, этот глас Божий говорит в каждом человеке. И если человек не знает, как избавиться от грехов, как каяться в них, он часто впадает в тоску. Тут конечно нужна подробная исповедь, желательно за всю сознательную жизнь и плоды, достойные покаяния. Впавшему в тоску, нужно стараться часто причащаться, желательно каждую неделю.

Посещения психотерапевта, антидепрессанты способны дать лишь временный эффект, по-настоящему, печаль лечится только духовной жизнью и личным трудом.

Подведём итог . Брань с печалью ведётся с помощью укрепления в себе веры в Бога и надежды на Него. Нужно научиться видеть Его бесчисленные благодеяния в своей жизни и быть благодарными за них. Печальный сам отказывается от жизни, не ценит дар Божий. И ещё, конечно, борьба с этой страстью – непрестанный труд. И труд наш личный. Потому что «спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Печаль, уныние – это расслабленность воли, а воспитывать её может только сам человек. «Бог не спасает нас без нас», Он посылает нам помощь и средства, а мы должны их использовать.

Читайте также:  Шкала бека для оценки депрессии интерпретация

Источник

Депрессия или уныние: с одним к врачу, с другим в храм

«Ну что ты ноешь, у тебя всё нор­маль­но, все здо­ро­вы, как не стыд­но!», «Совсем обле­нил­ся, не рабо­та­ешь, лежишь на диване целы­ми дня­ми!» Кто из нас не слы­шал подоб­ные репли­ки в свой адрес или в адрес кого-то дру­го­го? Ино­гда они и вправ­ду могут встрях­нуть, но в дру­гих слу­ча­ях пол­но­стью про­ти­во­по­ка­за­ны. О том, как отли­чить кли­ни­че­скую депрес­сию от обыч­но­го уны­ния, мы бесе­ду­ем с Мар­га­ри­той Изо­то­вой, стар­шим пре­по­да­ва­те­лем кафед­ры лого­па­то­ло­гии Педи­ат­ри­че­ско­го уни­вер­си­те­та, экс­пер­том ООН по кри­зис­ным ситуациям.

Мар­га­ри­та Изо­то­ва окон­чи­ла инсти­тут спе­ци­аль­ной педа­го­ги­ки и пси­хо­ло­гии име­ни Рау­ля Вал­лен­бер­га. Сей­час явля­ет­ся стар­шим пре­по­да­ва­те­лем кафед­ры лого­па­то­ло­гии педи­ат­ри­че­ско­го уни­вер­си­те­та. Тре­нер орга­ни­за­ции “роди­тель­ский мост”, кон­суль­тант по рабо­те с несо­вер­шен­но­лет­ни­ми, ока­зав­ши­ми­ся в кри­зис­ной ситу­а­ции. Участ­ник про­ек­та по ока­за­нию пси­хо­ло­ги­че­ской помо­щи детям и взрос­лым, постра­дав­шим в резуль­та­те тер­ро­ри­сти­че­ских актов, локаль­ных воен­ных кон­флик­тов. Экс­перт ООН по кри­зис­ным ситуациям.

Обленился или заболел?

— Самый частый вопрос, кото­рый воз­ни­ка­ет в повсе­днев­ной жиз­ни: как отли­чить депрес­сию от нытья и дур­но­го настроения?

— Депрес­сия име­ет целый ком­плекс симп­то­мов, он и ука­зы­ва­ет тера­пев­ту, что это имен­но депрес­сия, а не что-то иное. Неспе­ци­а­ли­сту опре­де­лить это очень труд­но. Обыч­но “про­стое нытье” крат­ко­вре­мен­но, а депрес­сия — это дол­го­вре­мен­ное состо­я­ние. Пер­вые про­яв­ле­ния депрес­сии мало чем отли­ча­ют­ся от гру­сти, уны­ния. Насто­ро­жить долж­на про­дол­жи­тель­ность пре­бы­ва­ния в пло­хом настро­е­нии, веге­та­тив­ные нару­ше­ния и асте­ни­че­ское рас­строй­ство. В таком состо­я­нии чело­ве­ка бес­по­ко­ит апа­тия, ханд­ра, нер­воз­ность, ино­гда ощу­ще­ние тре­во­ги и стра­хи. Обыч­но про­сле­жи­ва­ет­ся такая три­а­да: подав­лен­ное настро­е­ние; общая затор­мо­жен­ность, вяз­кость мыс­ли: отсут­ствие удо­воль­ствия, точ­нее, прак­ти­че­ски пол­ная невоз­мож­ность его полу­чить. Плюс могут быть чисто сома­ти­че­ские симп­то­мы — повы­ше­ние или пони­же­ние арте­ри­аль­но­го дав­ле­ния, голов­ные боли, рез­кие изме­не­ния веса в ту или иную сто­ро­ну. Кро­ме того, надо пони­мать, что у депрес­сии в любом слу­чае био­хи­ми­че­ская при­ро­да. В голов­ном моз­ге чело­ве­ка, стра­да­ю­ще­го депрес­си­ей, нару­шен обмен ней­ро­ме­ди­а­то­ров — серо­то­ни­на, норад­ре­на­ли­на, дофа­ми­на. Дефи­цит серо­то­ни­на про­во­ци­ру­ет тре­вож­ную депрес­сию: поми­мо подав­лен­но­го настро­е­ния чело­век посто­ян­но ощу­ща­ет тре­во­гу, бес­по­кой­ство по пустя­кам. Дефи­цит дофа­ми­на при­во­дит к поте­ре удо­воль­ствия: ста­но­вит­ся всё рав­но, что есть, не хочет­ся гулять и встре­чать­ся с дру­зья­ми. Недо­ста­ток норад­ре­на­ли­на — это отсут­ствие нуж­ной реак­ции, кон­цен­тра­ции, фоку­си­ров­ки, упа­док сил, утом­ля­е­мость, апа­тия. То есть это не то, что чело­век встал не с той ноги, у него уны­ние, он пес­си­мист, для него всё пло­хо. Депрес­сия, без пре­уве­ли­че­ния, одно из самых тяже­лых состо­я­ний. И это состо­я­ние не зави­сит от само­го чело­ве­ка — его нуж­но лечить с при­вле­че­ни­ем докторов.

— А еще до док­то­ров? Допу­стим, ситу­а­ция дома: род­ствен­ник не рабо­та­ет, не учит­ся, лежит целы­ми дня­ми и ниче­го не дела­ет. Как разо­брать­ся, он про­сто обле­нил­ся или ему нуж­но к психотерапевту?

— Обыч­но это замет­но в срав­не­нии. Род­ные же видят, насколь­ко их близ­кий рань­ше был акти­вен, улы­бал­ся, общал­ся. Если он про­сто ленит­ся — ско­рее все­го, у него оста­лись актив­ные инте­ре­сы, дру­зья, обще­ние, даже если он не хочет рабо­тать или выхо­дить из сво­ей ком­на­ты. А при депрес­сии мы видим неспо­соб­ность радо­вать­ся жиз­ни, угне­та­ю­щее настро­е­ние, бес­при­чин­ную тре­во­гу и страх, апа­тию, бес­сон­ни­цу. Чув­ство ник­чем­но­сти, поте­рю надеж­ды на буду­щее и мыс­ли о смер­ти. Все это отли­ча­ет­ся от лени. Лень — неко­то­рая фор­ма сопро­тив­ле­ния. При этом при­чи­ны воз­ник­но­ве­ния лени тоже очень раз­но­об­раз­ны. Но настро­е­ние у лени­во­го чело­ве­ка может быть пре­вос­ход­ным. Несве­ду­ще­му чело­ве­ку лег­ко спу­тать депрес­сию и лень. Внеш­ние симп­то­мы могут быть оди­на­ко­вы­ми. Чело­век, стра­да­ю­щий депрес­си­ей, может, как Обло­мов, лежать в посте­ли, пере­клю­чая кана­лы и не вни­кая в содер­жа­ние пере­дач, сидеть у ком­пью­те­ра. Но если он не вза­и­мо­дей­ству­ет вооб­ще ни с кем, не выхо­дит в соци­аль­ную жизнь, у него посто­ян­но сни­жен­ный фон настро­е­ния, луч­ше обра­тить­ся к спе­ци­а­ли­сту. Хотя депрес­сии быва­ют раз­ны­ми, быва­ет, что внешне у чело­ве­ка вро­де бы всё хоро­шо. Отли­чить это может, повто­рюсь, толь­ко врач.

— Но этот услов­ный род­ствен­ник может не захо­теть нику­да идти, ни к како­му вра­чу. Сидеть про­сто за ком­пью­те­ром целы­ми дня­ми, и всё.

— Чело­век, кото­рый дово­лен собой, дово­лен жиз­нью, не будет сидеть за ком­пью­те­ром круг­лы­ми сут­ка­ми. И то, что он так сидит, — уже про­бле­ма. При­чем это может быть и не депрес­сия, а ком­пью­тер­ная зави­си­мость. В состо­я­нии депрес­сии чело­век ощу­ща­ет себя бес­ко­неч­но оди­но­ким, даже если в дей­стви­тель­но­сти он окру­жен забо­той и вни­ма­ни­ем близ­ких. Мысль, что никто не может понять и помочь, застав­ля­ет уто­пать в соб­ствен­ном бес­си­лии. Род­ствен­ни­кам важ­но понять такое состо­я­ние, а не сти­му­ли­ро­вать чело­ве­ка сове­та­ми типа «возь­ми себя в руки», «у тебя всё хоро­шо», «у дру­гих еще хуже», «не зани­май­ся дурью», «нуж­но думать о хоро­шем». Надо пока­зать близ­ко­му чело­ве­ку, что вы пони­ма­е­те его и сочув­ству­е­те, и толь­ко потом пред­ло­жить идти к вра­чу. Под­черк­ни­те, что он обя­за­тель­но будет чув­ство­вать себя после лече­ния луч­ше. Под­бад­ри­вай­те его, но тон­ко и нена­стой­чи­во. Дай­те понять, что он для вас важен. Схо­ди­те к вра­чу вместе.

— Как же лечить депрессию?

— Лече­ние депрес­сии ком­плекс­ное. Оно состо­ит из при­е­ма опре­де­лен­ных пре­па­ра­тов, кото­рые ни в коем слу­чае нель­зя выпи­сы­вать само­му себе. Да, от чело­ве­ка мно­гое зави­сит, и на началь­ных эта­пах он еще может «выско­чить» из это­го состо­я­ния, но чем даль­ше, тем боль­ше им овла­де­ва­ет упа­док сил и без­раз­ли­чие, и спра­вить­ся ему, конеч­но, очень тяже­ло. Поми­мо меди­ка­мен­тоз­но­го лече­ния есть и пси­хо­те­ра­пев­ти­че­ское: пси­хо­лог посред­ством опре­де­лен­ных мето­дик помо­га­ет спра­вить­ся с этим состо­я­ни­ем, настро­ить­ся по-дру­го­му. Для веру­ю­ще­го чело­ве­ка очень важ­но в такой ситу­а­ции полу­чить под­держ­ку свя­щен­ни­ка, кото­рый пони­ма­ет, что такое депрес­сия, зна­ет её при­ро­ду. Если в дан­ной ситу­а­ции ска­зать, что это ерун­да и «сам вино­ват», это чело­ве­ка в депрес­сии не толь­ко не под­дер­жит, но и может ухуд­шить его состояние.

Уныние — грех, а депрессия?

— Свя­то­оте­че­ская лите­ра­ту­ра опре­де­ля­ет уны­ние как гре­хов­ное состо­я­ние, в кото­рое может впасть чело­век. Как опре­де­лить: я в гре­хов­ном состо­я­нии либо уже пора к док­то­ру? Обле­нил­ся или заболел?

— Уны­ние крат­ко­вре­мен­но, и при уны­нии не меня­ют­ся воле­вые и интел­лек­ту­аль­ные свой­ства лич­но­сти. Напри­мер, сего­дня вы не выспа­лись, пого­да пло­хая, день не сло­жил­ся — и ста­ло груст­но, всё в чер­ном цве­те. Но это доволь­но быст­ро про­хо­дит. А депрес­сия, во-пер­вых, дли­тель­ная, а во-вто­рых, вли­я­ет на волю, мыш­ле­ние, вни­ма­ние. Еще отли­чия: если чело­век в уны­нии, то обыч­но он руга­ет какие-то сто­ро­ны жизнь. А чело­век в депрес­сии недо­во­лен и собой, и жиз­нью как тако­вой, и не видит смыс­ла ни в чем. Он жизнь не то что руга­ет, он её не ценит. В этом боль­шая раз­ни­ца. Чело­век в уны­нии может взять себя в руки, чело­век в депрессии—нет.

— Может ли помочь в депрес­сии обра­ще­ние к цер­ков­ным таин­ствам, духов­ный совет?

— Конеч­но, как я уже гово­ри­ла, это целый ком­плекс лече­ния. Пси­хо­те­ра­пев­ты часто обра­ща­ют­ся к како­му-либо допол­ни­тель­но­му источ­ни­ку. Обще­из­вест­но, насколь­ко вера и Цер­ковь могут помочь, явля­ют­ся ресур­сом для чело­ве­ка, помо­га­ют верить, что дур­ное состо­я­ние конеч­но. Ужас депрес­сии в том, что чело­век в это не верит. Ему кажет­ся, что так пло­хо будет все­гда. И цер­ков­ные таин­ства, и под­держ­ка свя­щен­ни­ка, и сло­ва окру­жа­ю­щих — всё может помочь.

“Не всё в наших силах, но мы дей­стви­тель­но можем обра­щать вни­ма­ние на про­фи­лак­ти­ку пси­хи­че­ско­го здо­ро­вья. Здо­ро­вый образ жиз­ни, сон. про­гул­ки на при­ро­де, живое, а не интер­нет-обще­ние, опти­мизм, пони­ма­ние того, что ты мно­гое можешь. Осмыс­ле­ние, раз­мыш­ле­ние — что тебе важ­но, каков смысл тво­е­го суще­ство­ва­ния. Свое­вре­мен­ное обра­ще­ние к вра­чу. Всё это может стать кир­пи­чи­ка­ми, кото­рые будут закла­ды­вать­ся в фун­да­мент наше­го «пси­хи­че­ско­го иммунитета»

Но на мой взгляд,— если при этом чело­век все-таки будет лечить­ся. И если воз­ни­ка­ет ситу­а­ция, когда чело­век не хочет идти к вра­чу, тут как раз сло­во свя­щен­ни­ка сде­ла­ет свое дело. Чело­век может послу­шать батюш­ку и пой­ти к спе­ци­а­ли­сту. Ведь на фоне депрес­сии быва­ет мно­го суи­ци­дов. И им как раз под­вер­же­ны люди, кото­рые не хотят идти к вра­чу — не верят ему или уже так глу­бо­ко погру­зи­лись в депрес­сию, что про­сто физи­че­ски не могут нику­да пойти.

Читайте также:  Лицо депрессии как выглядят

— А если свя­щен­ник не рас­по­зна­ет депрес­сив­ное состо­я­ние? А наобо­рот, ска­жет; ну что ты уны­ва­ешь, у тебя всё нор­маль­но, посмот­ри, инва­ли­ды живут и раду­ют­ся. Еще и епи­ти­мью назна­чит — “раз ты всё вре­мя жалу­ешь­ся, пора­бо­тай пять дней в хосписе”.

— Не помо­жет это в депрес­сии, хоть пять дней в хос­пи­се, хоть десять. Более того, если свя­щен­ник, к кото­ро­му боль­ной чело­век при­шел за под­держ­кой, скажет:
“да ты про­сто дурью маешь­ся”, то ему ста­нет зна­чи­тель­но хуже. Вера— колос­саль­ный ресурс, а если боля­щий пой­мет, что в Цер­ковь после такой бесе­ды ему боль­ше не хочет­ся… это очень груст­но. Ведь если чело­век обра­тил­ся к свя­щен­ни­ку, зна­чит, он ищет какой-то помо­щи. И то, что он её ищет, уже очень хоро­шо. На мой взгляд, свя­щен­ник дол­жен знать опре­де­лен­ные Мар­ке­ры, кото­рые помо­гут пред­по­ло­жить, что чело­ве­ку нуж­на помощь. Я ни в коем слу­чае не хочу ска­зать, что свя­щен­ник дол­жен отли­чать болезнь от небо­лез­ни: он не спе­ци­а­лист и не может это­го сде­лать. Но на уровне духов­но­го пас­тыр­ства он может запо­до­зрить что-то нелад­ное и подо­брать те сло­ва, кото­рые поспо­соб­ству­ют похо­ду к вра­чу. Поэто­му так важ­но, что­бы свя­щен­ни­ки зна­ли и мог­ли рас­по­знать симп­то­мы депрессии.

— По вашим наблю­де­ние, веру­ю­щие реже под­вер­же­ны депрес­сии или наобо­рот? Есть ли какие-то специфические«православные депрессии»?

— Таких иссле­до­ва­ний не чита­ла и по прак­ти­ке не могу это­го ска­зать. Меха­низ­мы у пра­во­слав­ных те же, что и у непра­во­слав­ных. Ника­ких спе­ци­фи­че­ских форм я тут не вижу. Как чело­век пра­во­слав­ный разо­ча­ро­вы­ва­ет­ся в вере и теря­ет смысл жиз­ни, так чело­век непра­во­слав­ный может разо­ча­ро­вать­ся в чем-то сво­ем и поте­рять смысл жиз­ни. Кто-то разо­ча­ро­вал­ся в Церк­ви, кто-то — в нау­ке. Уче­ный разо­ча­ро­вал­ся в сво­ей дея­тель­но­сти, веру­ю­щий —в сво­ей Церк­ви. Депрес­сия может слу­чить­ся с любым чело­ве­ком, любо­го воз­рас­та, любо­го соци­аль­но­го ста­ту­са. Меха­низ­мы похо­жие. И лече­ние такое же. Но для части людей вера явля­ет­ся ресур­сом, с кото­рым воз­вра­ще­ние к обыч­ной жиз­ни про­ис­хо­дит быстрее.

— Есть мне­ние, что депрес­сия ста­ла мод­ным неду­гом, при всей абсурд­но­сти этой фор­му­ли­ров­ки. Или, как гово­рит наше стар­шее поко­ле­ние: «Мы рань­ше не зна­ли, что такое депрес­сия, поэто­му у нас её и не было». Как вы это прокомментируете?

— То, что мы не зна­ли про депрес­сию, не зна­чит, что её не было. Она была. Но её при­ни­ма­ли за глу­пость, за ерун­ду, чело­век не знал, куда обра­тить­ся, он мог зали­вать её алко­го­лем, что повсе­мест­но и про­ис­хо­ди­ло. Он не мог рабо­тать, и его мог­ли даже отпра­вить в коло­нию за туне­яд­ство. И суи­ци­ды были, и наси­лие в семье, про­сто рань­ше об этом боль­ше мол­ча­ли, а сей­час вез­де гово­рят. Кро­ме того, депрес­сия ста­ла более рас­про­стра­нен­ным забо­ле­ва­ни­ем, пото­му что реа­лии жиз­ни изме­ни­лись. Мир тре­во­жен, неустой­чив. В совет­ское вре­мя всё было чет­ко, чело­век имел какие-то иде­а­лы и понят­ные цели, знал, что вот он окан­чи­ва­ет инсти­тут, идет рабо­тать и так далее. Сей­час это­го нет, чело­век более сво­бо­ден во всём — в сво­ей вере, в сво­ем выбо­ре, в сво­их стра­хах. И сам стресс, кото­ро­му под­вер­жен совре­мен­ный мир, в том чис­ле и инфор­ма­ци­он­ный стресс,— без­услов­но, спо­соб­ству­ет раз­ви­тию депрес­сии. Но в чем-то вы пра­вы: это ста­ло мод­ным «диа­гно­зом», и к депрес­сии порой отно­сят то, что ею не явля­ет­ся. Во мно­гих слу­ча­ях чело­век ста­вит себе диа­гноз сам. Он про­чи­тал в интер­не­те симп­то­мы депрес­сии. поста­вил себе диа­гноз, через зна­ко­мо­го вра­ча полу­чил таб­лет­ки и пьет их года­ми. Сей­час мно­гие обра­ща­ют­ся к нам, в общем-то, прак­ти­че­ски нахо­дясь в зави­си­мо­сти от этих таблеток.

— У вас есть опыт помо­щи при ката­стро­фах, вы были в Беслане. Ска­жи­те, что может помочь чело­ве­ку, когда он впал в состо­я­ние ана­би­о­за или, напро­тив, агрес­сии после боль­шо­го потрясения?

— Слож­но дать уни­вер­саль­ный рецепт: все люди раз­ные, всё зави­сит от кон­крет­но­го чело­ве­ка. Рабо­та с горем — это целые эта­пы в пси­хо­те­ра­пии. Но оче­вид­но, что ему нуж­на под­держ­ка, что с ним нуж­но раз­го­ва­ри­вать, дать ему воз­мож­ность рас­ска­зы­вать об этом собы­тии, о погиб­шем чело­ве­ке. И ни в коем слу­чае не остав­лять его одно­го. Дать ему про­пла­кать­ся, про­кри­чать­ся. Не надо гово­рить: «давай зай­мись чем-то дру­гим, отвле­кись». Пла­чет — и пусть пла­чет, это хоро­шо, что чело­век пла­чет. Пус­кай гово­рит, вспо­ми­на­ет. Пус­кай зани­ма­ет­ся чем-то, что-то пере­би­ра­ет, скла­ды­ва­ет. Когда было зем­ле­тря­се­ние, людям помо­га­ло раз­би­рать зава­лы. Это важ­но — чув­ство­вать свою полез­ность и быть не в оди­но­че­стве. И агрес­сия тоже адек­ват­на в этой ситу­а­ции. Сама ситу­а­ция ненор­маль­ная, а гнев или шок после тако­го потря­се­ния вполне нормальны.

Если хочешь быть здоров — закаляйся

— Может ли склон­ность к депрес­сии быть зало­же­на гене­ти­че­ски? То есть может ли чело­век быть депрес­сив­ным от при­ро­ды? И есть ли люди, кото­рым депрес­сия вооб­ще не грозит?

— Нет, чело­век не рож­да­ет­ся депрес­сив­ным. Этио­ло­гия депрес­сии неиз­вест­на. Да, может быть некая пред­рас­по­ло­жен­ность, но она может про­явить­ся, а может не про­явить­ся. Депрес­сия быва­ет и на фоне гор­мо­наль­ных пере­па­дов — после родов, в кли­мак­се, в под­рост­ко­вом воз­расте. Но может воз­ник­нуть и про­сто в тече­ние жиз­ни, по при­чине сло­жив­ших­ся обсто­я­тельств и усво­ен­ных уста­но­вок. Раз­ли­ча­ют реак­тив­ные депрес­сии — про­ис­хо­дя­щие вслед­ствие внеш­них обсто­я­тельств, вызван­ные боль­шим пси­хо­трав­ми­ру­ю­щим собы­ти­ем. Напри­мер, смер­тью близ­ко­го чело­ве­ка, тяже­лой болез­нью. Или поте­рей рабо­ты в непод­хо­дя­щее вре­мя, когда взя­та круп­ная ипо­те­ка. И есть эндо­ген­ные депрес­сии, воз­ни­ка­ю­щие без внеш­них при­чин. Конеч­но, у них могут быть более глу­бо­кие пред­по­сыл­ки, имен­но их и ста­ра­ет­ся выяс­нить спе­ци­а­лист во вре­мя лече­ния. Это может быть дет­ская пси­хо­ло­ги­че­ская трав­ма, что-то такое, чего мы даже и не пом­ним, инфор­ма­ци­он­ный стресс. Но я хочу под­черк­нуть: нель­зя ска­зать, что депрес­сия быва­ет толь­ко у людей сла­бых. Или у кото­рых не хва­та­ет веры. Это всё рав­но что ска­зать: «Грип­пом боле­ют толь­ко сла­бые. А вот у тебя не хва­ти­ло силы воли, что­бы не забо­леть гриппом».

— Если про­во­дить парал­лель с грип­пом, полу­ча­ет­ся так: чело­век при оди­на­ко­вых ввод­ных — иммун­ная систе­ма, окру­жа­ю­щая сре­да, нали­чие боля­щих рядом — может забо­леть грип­пом, а может и не забо­леть. Так же и с депрессией?

— Не столь при­ми­тив­но, но, тем не менее, да.

— Какая тогда может быть про­фи­лак­ти­ка? Под­держ­ка род­ных, улыб­ки, люби­мое дело?

— Да, но пой­ми­те: никто же не гаран­ти­ро­вал, что у нас не слу­чит­ся что-то от нас не зави­ся­щее — гор­мо­наль­ный спад, что-то еще. Не всё в наших силах, но мы дей­стви­тель­но можем обра­щать вни­ма­ние на про­фи­лак­ти­ку пси­хи­че­ско­го здо­ро­вья. Здо­ро­вый образ жиз­ни, сон, про­гул­ки на при­ро­де, живое, а не интер­нет-обще­ние, опти­мизм, пони­ма­ние того, что ты мно­гое можешь. Осмыс­ле­ние, раз­мыш­ле­ние — что тебе важ­но, каков смысл тво­е­го суще­ство­ва­ния. Свое­вре­мен­ное обра­ще­ние к вра­чу. Всё это может стать кир­пи­чи­ка­ми, кото­рые будут закла­ды­вать­ся в фун­да­мент наше­го “пси­хи­че­ско­го иммунитета”.

Источник

Оцените статью