- Мученик науки: как побороть образовательную депрессию
- 1. Дело вообще не в учебе
- 2. Вы изучаете не то
- 3. Вы изучаете не так
- Как перестать тревожиться из-за бесконечной учёбы и окружающей обстановки
- Что такое синдром эмоционального выгорания
- Признаки эмоционального выгорания
- Причины выгорания
- Большая учебная нагрузка
- Нереалистичные сроки и жёсткие дедлайны
- Неумение организовать своё время
- Постоянная необходимость осваивать новое
- Отсутствие мотивации
- Избыток вынужденных социальных контактов
- Отсутствие поддержки
- Как преодолеть
- Изменения
- Снижение нагрузки
- Контроль над эмоциями
- Новые впечатления
- Забота о себе
- Налаживание отношений
- Что нужно запомнить
Мученик науки: как побороть образовательную депрессию
Прежде чем искать решение, стоит прислушаться к себе и разобраться, чем именно вызвано ощущение тупика. Уже в зависимости от этого можно выбирать методы выхода из такого состояния. Вот возможные варианты.
1. Дело вообще не в учебе
В первую очередь стоит исключить возможность клинической депрессии. Для этого надо убедиться, что упадок сил и мотивации касается только занятий и не затрагивает другие стороны жизни. Если проблемы с учебой сочетаются с пониженной самооценкой, усиленной самокритикой, ухудшением сна и аппетита и общим падением энергетического тонуса, лучше проверить свое психическое состояние у специалиста.
Что делать: клиническую депрессию (если это действительно она) можно лечить антидепрессантами или психотерапией. Однако лекарства нельзя выбирать самостоятельно: их должен назначить психотерапевт или невролог. Сегодня существует множество разных препаратов, в том числе и безрецептурных, и только специалист понимает, кому и какие средства помогут.
2. Вы изучаете не то
Возможно, выбор образования навязан родителями, учителями или представлением об «идеальном себе», даже если оно не вполне соответствует реальным способностям и интересам. Например, человек изучает программирование, потому что это модно и перспективно, а не потому, что ему это действительно нравится или у него есть талант в этой области. При этом у него имеются литературные способности, но он относится к ним несерьезно и не развивает, поскольку «это непрактично». В такой ситуации мотивация вначале может быть достаточно высокой, но затем психика начнет сопротивляться.
Что делать: понять, к чему лежит душа. Иногда это можно сделать только на практике, понемногу пробуя разное (например, читая книги и проходя различные онлайн-курсы, расспрашивая студентов, которые учатся на интересных для вас факультетах). Но если вы все еще учитесь в школе и уверены, что почти все предметы — чушь, а ваша судьба — быть рок-звездой, вам, скорее всего, не повезло с учителями, и к той же «скучной» физике или «непонятной» литературе на самом деле можно подойти с другой стороны. Ведь рок-звезда, в конечном итоге, вовсе не обязана быть глупой.
3. Вы изучаете не так
Система образования несовершенна, а на уровне школы она еще и очень негибкая: мы не выбираем, с кем, как и в каком темпе учиться. При этом все люди очень разные — кто-то легко вписывается в рамки стандартной программы, а кому-то нужен индивидуальный подход. Это не повод комплексовать: многие великие ученые плохо учились в школе, а у нобелевского лауреата Бунина была двойка по литературе. Но нужно разобраться, что именно мешает получать удовольствие от учебы. Например, это может быть:
- Темп. Некоторые дети и молодые люди все схватывают на лету, и им скучно дожидаться, пока подтянутся остальные. Другие, наоборот, «слоупочат», но зато очень глубоко осмысляют все услышанное — стремительное скольжение «по верхам» может вызвать у них только раздражение. Что делать: если вы сильно опережаете ровесников, лучше перевестись в специализированный класс или другую школу (а в вузе — просить у преподавателя дополнительную литературу и задания). Если отстаете, не стоит гнаться за «пятерками» по всем предметам — лучше сделать упор на нескольких самых интересных, но зато изучать их вдумчиво. Пригодится репетитор, который будет работать в комфортном для вас темпе.
- Отсутствие нормального диалога. Российская система образования, к сожалению, учит не столько думать cамостоятельно, сколько знать готовые ответы на определенные вопросы. Личное мнение ученика интересует далеко не всех педагогов. А если человек чувствует, что ему есть, что сказать, но его не хотят слушать, мотивация учиться падает. Ведь настоящая учеба — это не просто тупая «зубрежка», а осмысление и соотнесение всего услышанного с собственным опытом и картиной мира, возможность убедиться в справедливости полученной информации или, наоборот, поставить ее под сомнение. Без этого образовательный процесс остается чистой формальностью. Что делать: можно предложить педагогу включить в занятия больше обсуждений (в школе будет проще протолкнуть эту идею через родителей), а если это совсем не вариант, важно найти единомышленников, с которыми можно было бы поделиться соображениями о любимом предмете. Это могут быть одноклассники, другие учителя, друзья или кружок по интересам.
- Способ оценки. Если любопытный, нестандартно мыслящий, но не очень организованный ученик обнаруживает, что посещаемость и заучивание фактов и определений — самый верный путь к «пятерке», он может потерять интерес к обучению: не очень приятно видеть, как менее способных, но более «правильных» ровесников оценивают выше тебя. Что делать: попробовать выстроить альтернативную систему вознаграждения и поощрять самого себя за интересные гипотезы и открытия. А еще лучше найти того, кто оценит ваш подход к предмету — например, пообщаться с более креативным педагогом или записаться на участие в олимпиаде.
- Несоответствие уровня сложности. Слишком легкие задания расхолаживают, слишком трудные — лишают веры в свои силы. Что делать: продумывая учебную нагрузку, важно одновременно не бояться трудностей и не скатиться в перфекционизм. В идеале задания должны быть непростыми, но решаемыми без надрыва — тогда прогресс будет постепенным, и вы все время будете видеть результат, но не измотаете себя. В другом случае стоит скорректировать программу или вообще поменять учебное заведение.
- Непонимание конечной цели. Во время любого обучения важно время от времени задавать себе вопрос «А чем это поможет мне в жизни?», и если ответа на этот вопрос нет, человеку наверняка захочется переключиться с «невнятных» предметов на что-то более дельное. Подвох в том, что польза не обязательно может заключаться в прямом практическом применении. Скажем, понимание русской классики в карман не положишь, но литература развивает мышление, воображение и эмпатию — очевидно полезные навыки. А какой-нибудь «скучный» иностранный язык играет другими красками, если его знание помогает понимать тексты любимого музыканта. Что делать: тут не стоит рассчитывать на то, что вас по умолчанию замотивирует кто-то извне. Если непонятно, зачем все это, можно лишний раз поинтересоваться у педагога, за что он полюбил свой предмет. А еще лучше — у интересного и авторитетного человека, который тоже что-то находит в этой теме. Можно поискать точки соприкосновения между предметом и своими интересами: например, если вам смертельно скучен русский язык, но нравится биология и все, что связано с мозгом, стоит погуглить про нейролингвистику (наука о том, какие механизмы в мозгу связаны с языком и речью).
Источник
Как перестать тревожиться из-за бесконечной учёбы и окружающей обстановки
Учимся справляться со стрессом
В жизни современных школьников хватает стрессовых факторов: подготовка к экзаменам, домашние задания, внутренние перемены, а ещё — внешние факторы вроде новостей и окружающей обстановки. На фоне длительного и сильного стресса может возникнуть эмоциональное выгорание, которое нельзя игнорировать. От него страдает не только психика, но и физическое здоровье. Разбираемся, как справиться с выгоранием на учёбе.
Что такое синдром эмоционального выгорания
Эмоциональное выгорание — состояние умственного, физического или эмоционального истощения и тревожности, возникающее на фоне сильного стресса. Выгорание обычно связано с неизменной рутиной и постоянным перенапряжением, которые в конце концов выливаются в полное игнорирование своих обычных дел, неприятие и нежелание действовать. Выгорание — это своеобразный ответ на внешние жизненные факторы, защитная реакция организма, которая выражается в форме полного или частичного исключения эмоций.
Признаки эмоционального выгорания
- Постоянная усталость. Даже если вы достаточно спите и отдыхаете, сил всё равно недостаточно, ощущение, что вы просыпаетесь уже усталым.
- Плохой сон. Проблемы со сном проявляются по-разному: трудности с засыпанием, бессонница, постоянные пробуждения среди ночи. Нарушение сна — один из самых серьёзных признаков выгорания.
- Частая простуда. При умственном и физическом перенапряжении страдает иммунитет. Организму становится труднее бороться с вредоносными вирусами и бактериями.
- Трудности с концентрацией на занятиях. При умственном истощении в первую очередь страдают память и внимание: вы продолжаете сидеть над учебниками, но не можете сосредоточиться и понять смысл прочитанного абзаца; начинаете решать задачу, но путаетесь в последовательности действий; пытаетесь запомнить информацию, но она не задерживается в голове.
- Снижение продуктивности. Выгорание часто проявляется ленью и нежеланием что-либо делать, при этом все попытки себя заставить оказываются бесполезными. Из-за этого страдает продуктивность — подготовка не продвигается, задания не выполняются.
- Тревожность. Попытки избежать нового опыта или своей обычной деятельности, излишняя застенчивость, постоянное ощущение переутомления и неконтролируемые и беспричинные приступы страха или даже паники тоже говорят об эмоциональном истощении.
Причины выгорания
Большая учебная нагрузка
Эта проблема чаще возникает в средних и старших классах школы, когда к обычной учёбе прибавляются дополнительные занятия, олимпиады, подготовка к ОГЭ, ЕГЭ и экзаменам в вуз. Чрезмерная ежедневная нагрузка без расслабления и отдыха приводит к истощению организма.
Нереалистичные сроки и жёсткие дедлайны
Необходимость заниматься и усваивать большие объёмы информации в сжатые сроки порождает состояние постоянного напряжения, которое выматывает не меньше самих занятий и увеличивает риск выгорания. Такое же негативное влияние оказывает постоянный страх не успеть, не подготовиться, не сдать вовремя.
Неумение организовать своё время
Ощущение, что вы ничего не успеваете и не справляетесь, может возникать не из-за реальной нехватки времени, а из-за неумения эффективно выстроить учебный процесс. Сложности возникают при большом количестве задач или из-за наличия отвлекающих факторов. Например, интернета, компьютерных игр, соцсетей, звонков и визитов друзей.
Постоянная необходимость осваивать новое
Необходимость ежедневно получать новые знания в большом объёме ускоряет истощение психики. Мозгу нужно много энергии на создание новых нейронных связей, поэтому обучение новому требует в разы больше сил, чем использование уже освоенных навыков.
Отсутствие мотивации
Одна из самых частых причин эмоционального выгорания — снижение или потеря мотивации, отсутствие конкретных целей или разочарование в выбранных. Мотивация страдает, если приходится постоянно делать то, что не хочется, потому что так сказали учителя и родители или потому что «так положено». Если мы что-то делаем с интересом и увлечением, то расходуем меньше энергии, чем когда интереса нет. Отсюда и выгорание.
Избыток вынужденных социальных контактов
Детям постоянно приходится общаться не только с близкими по духу людьми, но и со всеми, кто окружает их в школе, на дополнительных занятиях, секциях и курсах, — это требует дополнительных затрат ресурса. Кстати, перегружать может не только офлайн-, но и онлайн-общение в соцсетях, чтение новостей или других «быстрых текстов».
Отсутствие поддержки
Риск выгорания повышается, если к учебной нагрузке прибавляются ссоры и отсутствие взаимопонимания с друзьями или родителями, конфликты с одноклассниками или учителями.
Как преодолеть
Если вы заметили у себя некоторые признаки и подозреваете, что они могут быть связаны с выгоранием, действуйте на опережение. Если выгорание уже произошло, для восстановления понадобится время и комплекс мер, включающий посещение врача или психолога. Приведённые ниже советы подойдут как для профилактики эмоционального выгорания и его преодоления.
Изменения
Смена привычных ритуалов и уход от рутины помогают встряхнуться, отвлечься и даёт новые силы. Можно сделать перестановку в комнате, изменить порядок утренних дел или расписание занятий, например, начать ходить в другую группу на курсах или в секции.
Снижение нагрузки
Старайтесь максимально разгрузить себя. Составьте список необходимых дел и занятий и ещё раз пересмотрите его, подумайте, какие дела можно исключить или делегировать кому-то другому, о какой помощи и кого вы можете попросить. Расставьте приоритеты, пользуясь матрицей Эйзенхауэра:
КАТЕГОРИИ ДЕЛ | СРОЧНЫЕ | НЕСРОЧНЫЕ |
---|---|---|
ВАЖНЫЕ | срочные и важные | важные и несрочные |
НЕВАЖНЫЕ | неважные и срочные | неважные и несрочные |
В первую очередь делайте важные дела, в том числе те, которые обычно откладываете на потом, тогда они не будут накапливаться и вызывать истощение. Неважные дела старайтесь отменить, перенести на более удобное время или делегировать. Есть и другие методики расстановки приоритетов, помогающие равномерно распределить учебную нагрузку, например пирамида Франклина.
Контроль над эмоциями
Есть много приёмов и техник, помогающих справляться с напряжением и тревожностью: дыхательные упражнения, медитация. Для регулировки своего состояния подойдут и простейшие психологические техники, например, фрирайтинг — спонтанное изложение в письменном виде на бумаге своих сиюминутных чувств. Хорошо подходят для расслабления занятия рукоделием или творчеством: вязание, вышивание, рисование, оригами.
Новые впечатления
Очень важно даже в самые напряжённые дни находить время не только для учёбы, но и для любимых занятий. Наполняя себя позитивными эмоциями, вы приобретаете новые силы для выполнения необходимых действий.
Хорошо помогают расслабиться и отвлечься от учебных забот совместные походы с одноклассниками в кино или театр, на экскурсию или в музей, участие в школьной самодеятельности или подготовке школьных праздников. Но не превращайте и эти занятия в обязанность, посещайте их только при условии, что вам это нравится.
Забота о себе
Для профилактики и преодоления выгорания очень важно позаботиться о физическом здоровье и самочувствии. Здесь помогут правильное питание, регулярные прогулки на свежем воздухе, спорт, режим дня. Старайтесь, чтобы перекусы, снеки и фастфуд не превратились в вашу основную еду, вовремя ложитесь спать каждый день, принимайте витамины по назначению врача.
Налаживание отношений
Поддержка близких людей очень важна при профилактике выгорания, поэтому не пренебрегайте возможностью наладить контакт с родителями, не отгораживайтесь от них и не форсируйте конфликтные ситуации, особенно в те периоды, когда учебная нагрузка особенно высока. Проводите свободное время с семьёй, общайтесь и делитесь своими переживаниями или впечатлениями. Не фокусируйтесь на противоречиях, наоборот, ищите точки соприкосновения.
Что нужно запомнить
- Выгорание — состояние умственного, физического и эмоционального истощения, вызванное чрезмерной нагрузкой и стрессами.
- Признаки выгорания: усталость, плохой сон, частые простуды, проблемы с памятью, тревожность, вниманием и концентрацией, лень и хроническое нежелание что-либо делать по учёбе.
- Причины выгорания у школьников связаны в основном с большой учебной нагрузкой, нехваткой времени или снижением мотивации.
- Профилактика эмоционального выгорания состоит в разнообразии ежедневных дел и заботе о своём здоровье и самочувствии. Простыми шагами к этому могут стать смена расписания занятий, ежедневные прогулки и время для хобби, здоровое питание. Если вы уже чувствуете первые признаки выгорания, то для его преодоления стоит по возможности снизить нагрузки, попытаться найти пространство и время для новых эмоций и позитивных впечатлений.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Источник