Бесплодие и неврозы
Бесплодие – проблема современности. Связь со стрессом и расстройствами психоэмоционального спектра.
Рождение ребенка и продолжение рода с точки зрения процесса эволюции являются приоритетом семейных отношений между мужчиной женщиной. Отсутствие наследников зачастую является источником тяжелых эмоциональных переживаний бездетных пар и нередко ассоциируется с наказанием, имеющим природные корни, или же воспринимается, как кара с Небес.
На сегодняшний день развитие медицины, инновационных технологий, молекулярной и генетической диагностики позволили выделить основные причины бездетного брака и разграничить степень ответственности между мужчиной и женщиной. И тем не менее в 30-50% случаев бесплодие носит идиопатический характер, т. к. этиологический фактор остается неизвестным. Бесплодный брак является важной медико-социальной проблемой мирового масштаба. По данным ВОЗ за последние 50 лет отмечена четкая тенденция к снижению рождаемости с 33,3% до 16,4-12,3%. И рост бездетности продолжается до сих пор. Статистика показывает, что, если в 70-х годах число бесплодных пар в мире составляло около 5%, то на данный момент эта цифра приближается к 15% населения земного шара.
Нужно отметить, что лидирующие позиции в распространённости бесплодного брака занимают развитые страны с высоким уровнем образования, культуры и качеством жизни. По данным литературы, обращаемость семейных пар за профессиональной помощью по поводу отсутствия детей в Европе составляет 10%, в США — 14, а в Великобритании – 22%. В России по разным данным количество бесплодных пар составляет от 12 до 20%. При этом, показатель 15% является демографически опасным, что признает бесплодие значимой проблемой в структуре мирового здравоохранения.
Возникает вопрос — может быть это осознанная бездетность?
Мы живем в эпоху, когда происходит переоценка социальных приоритетов и жизненных ценностей. Если раньше большая семья была залогом благополучия, то в настоящее время – молодые люди предпочитают получить образование, продвинуться по служебной лестнице, получить материальные блага, нередко принося в жертву свою молодость и здоровье. При этом известно, что, начиная с 25 до 35 лет, фертильный потенциал женщины снижается на 50%, а к 38 и 40 годам он составляет около 25 и 5%, соответственно. Таким образом, в социуме искусственно создалась модель малодетной и даже бездетной семьи.
За несколько десятилетий накопилось огромное число научных трудов, доказывающих сложность системы регуляции репродуктивной функции, включая гистоиммунный, генетический, гормональный и медиаторные компоненты. Именно многогранность и сложность патогенеза бесплодия обуславливает трудности его диагностики и лечения. Успех терапии напрямую зависит от точного понимания патологических механизмов, приводящих к бесплодному браку в каждом конкретном случае.
К сожалению, в условиях урбанизации нам приходится испытывать негативные воздействия шума, повышенного радиационного фона, электромагнитных излучений технических приборов, загрязнений воздуха, воды, почвы токсичными продуктами. Непрерывная рабочая деятельность с постоянной погоней за социальными благами является причиной развития так называемого «синдрома менеджера». Следствием становится истощение иммунной системы, создаются стрессовые условия для функционирования организма.
Режим сна и отдыха имеет большое значение — ведь истощенный организм намного хуже выполняет все функции, в том числе и репродуктивную. В условиях эмоционального стресса и хронической усталости репродуктивная система входит в защищенный режим гипофункции, препятствуя, таким образом, размножению индивида.
Не секрет, что в бесплодном браке женщина чаще проявляет большую настойчивость и комплаентность к лечению, нежели мужчина. С одной стороны, это можно связать с физиологическими особенностями психологической составляющей женского организма и генетической закладкой, ориентирующей на функцию размножения. С другой — многие мужчины, априори, не желают признавать и чувствовать себя неполноценными, неспособными иметь детей и, как результат, закрываются от проблемы. Однако, как правило, это не спасает от эмоциональных стрессов и нередко приводит к потере драгоценного периода, когда вовремя проведённое лечение позволяет рассчитывать на зачатие естественным путем.
Исследования показывают, что бесплодие приводит к стрессу, и, в свою очередь, стресс признан причиной патоспермии. Диагноз «бесплодие» уже в себе несет фактор депрессивного состояния. Формируется патологический замкнутый круг!
Один из наиболее волнующих вопросов – будет ли лечeние успешным? Непрeрывная сдача анализов, диагностические и лечебные процедуры, многочисленные попытки зачать, ожидания, разочарования нередко вводят или наслаиваются на уже имеющиеся психоэмоциональные расстройства.
Нервно-психический фактор как причина, усугубляющая бесплодие, является общепризнанным среди специалистов различных клинических направлений.
В Итальянском исследовании, выполненном в 2011 году, в группе из 1000 бесплодных пар, обратившихся для лечения методами вспомогательных репродуктивных технологий, у 7,4% мужчин были выявлены депрессивные и тревожные симптомы.
Иранские ученые, проанализировав частоту встречаемости депрессии у 114 бесплодных мужчин, что составило 43% общей выборки, выявили, что курильщики и лица с низким уровнем образования имеют больший риск развития депрессивных симптомов (2010 г.) По данным ретроспективного анализа (2012 г.), выполненного на базе клиники неврозов им. Соловьева, в группе из 5340 человек активного репродуктивного возраста у 465 были выявлены расстройства невротического спектра на фоне бесплодия. Bhongade MB и соавторы в 2014 г. опубликовали работу, которая продемонстрировала взаимосвязь между уровнем половых гормонов, параметрами спермограммы и степенью выраженности симптомов тревоги и депрессии по шкале HADS (Hospital Anxiety and Depression Score). Из семидесяти наблюдаемых мужчин, состоящих в бесплодном браке, 19 (27%) имели депрессивно-тревожные расстройства. При этом, у пациентов с наибольшими значениями по шкале HADS были зафиксированы более низкий уровень общего тестостерона и высокие — ФСГ и ЛГ в сыворотке крови, по сравнению с лицами без симптомов депрессии. Количественные и качественные параметры спермограммы также отрицательно коррелировали со значениями шкалы депрессии и тревоги. Авторы пришли к выводу, что психологический стресс в первую очередь снижает сывороточный уровень общего тестостерона с вторичным повышением сывороточного ЛГ и уровня ФСГ, изменяющих качество спермы. Исследование показало, что управление стрессом является оправданным в случаях бесплодия у мужчин.
Таким образом, пациенты в бесплодном браке часто испытывают расстройства депрессивного характера, приводящие к социальной и личностной дезадаптации, семейным конфликтам, а нередко — к разрывам, что в свою очередь усугубляет тяжесть депрессии. При этом депрессия может иметь, как первичный характер, так быть следствием неврастении на фоне бесплодия. В этой связи, в бесплодном браке большое значение имеет характер взаимоотношений партнеров и внутрисемейный климат. Если результаты обследования показывают, что оба супруга в той или иной степени ответственны за отсутствие детей, то это известие должно их сплотить. Забота и внимательное отношение друг к другу, бесспорно, увеличивает шансы на положительный исход решения проблемы. С другой стороны — консультирование больных бесплодием требует междисциплинарного подхода и, в ряде случаев, привлечения психолога или психиатра для исключения депрессивных расстройств и своевременной коррекции имеющихся нарушений.
Источник
Депрессия у подростков
Депрессия у подростков – это часто встречающееся состояние. 11% подростков до 18 лет страдают депрессивными расстройствами. Девочки страдают депрессией чаще, чем мальчики. Если игнорировать проявления депрессии и не оказать своевременную помощь, данное состояние может привести к трагическому исходу, например, суициду.
Причины подростковой депрессии
В переходном возрасте происходит бурный рост организма, который сопровождается гормональным сдвигом, перестройкой в жизнедеятельности всего организма. Также подростки испытывают стресс из-за учебной нагрузки, возрастающей ответственности, сложностями взаимодействия со сверстниками, взрослыми. Вышеперечисленные моменты делают ребенка крайне уязвимым. Причинами развития депрессии могут быть как внешние причины (стресс, плохая успеваемость в школе, проблемы в отношениях в семье, со сверстниками, тяжелые заболевания), так и внутренние причины, связанные с нарушением биохимических процессов в головном мозге.
Симптомы депрессии у подростков
Диагностика депрессии в подростковом возрасте вызывает некоторые трудности, так как типичная картина депрессии проявляется у детей не всегда. Пубертатный возраст накладывает отпечаток на картину симптомов депрессии, определяет своеобразие болезненных переживаний. Гораздо чаще депрессия у подростков проявляется в виде нарушений поведения, интереса к алкоголю, наркотикам, постоянной скуки. Отмечается снижение успехов в учебе, обилие соматических жалоб на здоровье и т.д. Важно обращать внимание на изменения в поведении у ребенка, которые могут скрывать под собой симптомы депрессии, чтобы не упустить время и в нужный момент обратиться к врачу-психиатру, психотерапевту, психологу за помощью.
«Маски» депрессии у ребенка
Депрессия у подростков может скрываться за «масками», когда типичные проявления депрессии не являются первым, бросающимся в глаза компонентом. Условно выделяют несколько «масок» или, так называемых, эквивалентов депрессий у подростков.
Девиантный эквивалент. Этот эквивалент проявляется внезапно начавшимися, не свойственными ранее, нарушениями поведения. Подросток начинает испытывать тягу к «дурным» компаниям, прогуливать школу, сбегать из дома, проявлять интерес к алкоголю, воровству. Имеет место самоповреждающее поведение (ребята наносят себе порезы, ожоги, ввязываются в драки). Однако в отличие от истинного девиантного поведения, на состоянии ребенка лежит отпечаток отчаяния, и истинного удовольствия от своих поступков он не получает.
Употребление алкоголя и наркотических веществ связано с тем, что подросток хочет облегчить свое эмоциональное состояние. Как правило, подростки скрывают свои внутренние переживания от взрослых, но в голове у них могут скрываться довольно мрачные мысли о собственной несостоятельности, отсутствии смысла жизни, перспектив.
Психологи объясняют подобное поведение тем, что ребенок намеренно ищет наказания, так как думает о себе как о «плохом».
Случай из практики. Мальчик Р., будучи в младшей школе примерным ребенком, состоятельным в учебе, любимцем учителей, в подростковом возрасте внезапно начал употреблять наркотики, обманывать взрослых, воровать, наносить себе повреждения. Учителя, родители списывали изменения поведения на подростковый возраст и отнеслись к состоянию ребенка серьезно только после незавершенной суицидальной попытки. Впоследствии мальчик признавался врачам в том, что на протяжении длительного времени находился в подавленном состоянии, видел свое будущее в мрачном свете, считал себя бесполезным, думал, что он ничего не добьется, только подведет всех. После обращения к врачу и прохождения курса лечения, психотерапии мальчик вернулся к нормальной жизни, снова появилась заинтересованность в учебе, планы на будущее, отношения в семье стали более доверительными.
Апатический эквивалент. Характеризуется трудностями в учебе. Дети жалуются на быструю утомляемость, снижение концентрации внимания, ухудшение памяти, постоянную скуку. Часто подростки говорят о том, что они стали «как будто глупее». Вышеперечисленные проблемы приводят к снижению успеваемости. Дети начинают прогуливать школу, сидят дома, теряют интерес к общению, забрасывают хобби, кружки, пренебрегают личной гигиеной. Изменяется digital-активность подростка, например, на смену социальным сетям приходят однотипные игры или просмотр роликов в интернете, которые не несут смысловой нагрузки. При таком состоянии часто появляются мысли о «нежелании жить», так как подростки начинают корить себя за свою несостоятельность. Нередко взрослые списывают состояние подростка на лень, ругают ребенка, тем самым усугубляют тяжесть его состояния, создавая «порочный круг».
Случай из практики. Подросток В., после смерти отца перестала посещать школу, спортивные кружки, стала жаловаться на ухудшение памяти, быструю истощаемость, не могла сконцентрироваться на сюжете фильма или книги, потеряла контакт с друзьями, со временем практически перестала вставать с постели. После обращения к психиатру и подбора терапии девочка стала активнее, инициативнее, вновь начала общаться со сверстниками, вернулась в школу, успешно закончила 10 класс. Психотерапия помогла ей принять потерю близкого человека. Впоследствии девочка стала большой поддержкой для своей мамы.
Ипохондрический эквивалент. Этот вариант «маски депрессии» встречается реже, чем первые два. Он проявляется многочисленными жалобами на здоровье, желанием постоянно обследоваться у врачей. Ссылаясь на слабое здоровье, такие подростки пропускают школу. При этом они не обманывают родителей, а на самом деле испытывают различные физические недомогания (головокружение, тошноту, может отмечаться подъем температуры до 38 градусов).
Случай из практики. Пациентка К., постоянно предъявляла различные жалобы на головные боли, боли в животе, ломоту в конечностях, головокружение, тошноту, просила обследовать ее, читала о заболеваниях в интернете. Полное обследование исключило наличие какого-либо заболевания, что ненадолго успокоило девочку. Спустя непродолжительное время она вновь находила у себя симптомы тяжелых заболеваний. По собственной инициативе девочка посетила психиатра. После подбора лечения постепенно пропали соматические жалобы, а после работы с психотерапевтом она выяснила причину своей депрессии и смогла ее побороть.
«Будто тяжелый металл закачали внутрь меня»
Помимо депрессивных «масок» в старшем подростковом возрасте могут встречаться и более классические депрессивные картины. Юноши и девушки жалуются на тоску, угнетенное настроение, плаксивость, тревогу. Голос становится тихим, речь замедляется, мимика оскудевает.
Для классической депрессии характерна бессонница с ночными и ранними утренними пробуждениями, снижение аппетита. Пища становится «как трава» на вкус, любимые прежде блюда не приносят удовольствия. Появляются идеи самообвинения, физические недостатки преувеличиваются, начинают казаться «уродствами». Периодически подростки очень красочно описывают свои переживания. Например, одна девушка так описывала свое состояние: «Будто тяжелый металл закачивают внутрь, и он разливается по всему телу. В груди камень. Мысли взяли и перевернули через мясорубку. В голове каша».
Как справиться с подростковой депрессией
Родителям необходимо обращать внимание на подобные изменения в поведении ребенка и вовремя обращаться за помощью к психиатру, психологу. Также в этот сложный период крайне важна поддержка семьи, окружения. В лечении депрессии у подростков чаще всего применяется комплексный подход (лекарственная терапия, индивидуальная психотерапия, семейная психотерапия, другие реабилитационные мероприятия). Однако, каждый случай депрессии уникален. Для оптимального подбора лечения необходимо рассматривать ситуацию в индивидуальном порядке. При наличии симптомов депрессии у ребенка важно не отворачиваться от него, не бояться вовремя обратиться за помощью, чтобы вернуть сыну или дочке улыбку и радость жизни.
Источник