- Нездоровая история: 8 художников, у которых были проблемы с психикой
- 1. Рембрандт: депрессия
- 2. Караваджо: повышенная агрессивность
- 3. Франциско Гойя: маниакальная депрессия, галлюцинации
- 4. Ван Гог: маниакальная депрессия, биполярное расстройство
- 5. Поль Гоген: галлюцинации, депрессия
- 6. Михаил Врубель: биполярное расстройство
- 7. Эдвард Мунк: шизофрения, галлюцинации
- 8. Энди Уорхол: компульсивное переедание
- Медицинские болезни и состояния, увековеченные в произведениях искусства
Нездоровая история: 8 художников, у которых были проблемы с психикой
Принято считать, что все творческие люди — народ не вполне стабильный: якобы, именно подвижная психика, повышенная эмоциональность и глубокая эмпатия — одни из самых важных помощников в написании живых, чувственных полотен.
И все же всегда хочется спросить: что из этого — от таланта, а что — из области психиатрии? И где лежит эта грань, и есть ли она вообще? Предлагаю обсудить это в комментариях, а пока перехожу к художникам, которые действительно страдали психическими расстройствами.
1. Рембрандт: депрессия
Казалось бы, ну какая депрессия в XVII веке? И всё же признаки этого расстройства обнаружили у автора «Ночного Дозора». Знаменитый нидерландский художник страдал от клинической депрессии и меланхолии. Считается, что эти состояния у Рембрандта развились после смерти жены Саскии. Потеря любимой женщины серьезно сказалась на самочувствии художника и даже на его живописном стиле. Лишь новая влюбленность — в няню детей, Хендрикё — вернула его к жизни.
2. Караваджо: повышенная агрессивность
Микеланджело Меризи де Караваджо отличался буйным нравом, который ощущается даже в его живописной манере. Эмоции через край, вечные стычки с церковниками, постоянное непонимание и ссоры с друзьями — спутники этого художника по жизни. Ну и, разумеется, алкоголь. В общем-то, все эти факторы повлияли на то, как столь талантливый человек закончил свой жизненный путь.
После очередной ссоры и драки Микеланджело обвинили в убийстве, а сам Папа Римский объявил художника вне закона: теперь абсолютно любой мог убить его, встретив на улице. Микеланджело бежал, был в изгнании, а потом пытался вымолить прощение. По пути в Рим он и скончался. То ли убили, то ли умер сам: до сих пор нет единого мнения.
3. Франциско Гойя: маниакальная депрессия, галлюцинации
Художник, стоявший у истоков нового европейского искусства, работавший при дворе испанского короля и знавший в лицо самых властных и богатых людей Испании, имел все шансы на достойную старость. Однако, потеряв слух после продолжительной болезни, он потерял веру в себя, замкнулся и стал отшельником. Уединившись в доме, который спустя пять десятилетий после его смерти назовут «Домом глухого», Гойя начал писать мрачные, страшные картины, вызванные, по его собственному признанию, жуткими кошмарами и галлюцинациями. Тоска, страх, темные, ужасные мысли — все это в цикле «Черной живописи» испанца.
4. Ван Гог: маниакальная депрессия, биполярное расстройство
Историки искусства приписывают художнику целый список психических расстройств, среди которых, в том числе, биполярка и галлюцинации. Также говорят, что у художника были эпизоды эпилепсии и дезориентации. Боюсь, что на этом список не кончается, обязательно найдут что-нибудь еще. Тем более, что споры вокруг знаменитого эпизода с ухом и гибели художника до сих пор идут очень активные.
Про одно только ухо существует по меньшей мере три версии. Одна из них — что Ван Гог отрезал его после ссоры с Гогеном и отправил другу через знакомую проститутку. Женщины легкого поведения, алкоголь, драки и депрессия из-за того, что никто не ценит его живопись — у Ван Гога было слишком много факторов, влиявших на эмоциональную стабильность. Закончилось все самоубийством. Но это тоже лишь одна из версий.
5. Поль Гоген: галлюцинации, депрессия
Возможно, состояние Ван Гога было бы куда стабильнее, не дружи он с Гогеном. Любитель всего экзотического по версии историков страдал «обычной» депрессией. За художником числится и неудачная попытка суицида. Ну а вечные ссоры с Ван Гогом лишь доказывают, что психическое здоровье было серьезно и безвозвратно подорвано.
6. Михаил Врубель: биполярное расстройство
Знаменитый русский художник с детства был болезненным, замкнутым ребенком. Всю жизнь его преследовали болезни. До трёх лет его считали аутистом и паралитиком: плохо и мало разговаривал, очень поздно пошел. Во взрослом возрасте переболел сифилисом, и считается, что именно он спровоцировал все остальные проблемы со здоровьем, в том числе — биполярное расстройство с галлюцинациями.
Не верится, что автор самых сказочных, самых красивых живописных сюжетов мог быть психически болен. Однако и его друзья, и, впоследствии, историки искусства, отмечали, что печать болезни лежит почти на всех полотнах начиная с «Демона сидящего». Ну а конкретно это полотно называют манифестацией болезни.
7. Эдвард Мунк: шизофрения, галлюцинации
Потерявший сестру и мать в раннем детстве, росший с фанатиком-отцом и сестрой, больной шизофренией, Мунк изначально проявлял повышенный интерес к смерти, жизни после смерти, его интересовала и пугала мистика. На смерти близких людей «радости» в жизни не закончились: взрослый мир готовил истеричную любовницу, угрожавшую суицидом, и нервный срыв из-за этих адских отношений. Мунк лег в больницу, писал там не прекращая, и вышел уже совсем другим человеком. Галлюцинации преследовали его на протяжении всей оставшейся жизни. То ему казалось, что сама смерть стучится к нему в дверь, то являлись страшные чудовища.
8. Энди Уорхол: компульсивное переедание
Икона стиля, создатель «Фабрики» и звезда американской творческой тусовки постоянно сидел на диетах. «Нью-Йоркская диета» была крайне проста: заказать в ресторане множество блюд и не есть их. В рационе Уорхола были супы-консервы, хлопья и газировки. И море сладкого, которое художник никак не мог сам себе запретить. Его современники говорили, что Уорхол мог питаться одним только сладким, запивая его газировкой, контролировать себя при этом он был не в состоянии. В результате это привело его к язве желудка, обострению и смерти.
Дорогие друзья, спасибо что дочитали! Ставьте лайк и не забудьте подписаться на канал, чтобы не пропустить новый выпуск «Очень странного искусства» 😉
Источник
Медицинские болезни и состояния, увековеченные в произведениях искусства
Великий хирург Н. И. Пирогов, автор атласа «Лицо больного», был уверен и доказывал на практике, что любое заболевание отпечатывается на лице. Зная, как выглядят эти «отпечатки», лишь по лицу можно достаточно точно определить болезнь. Подобным образом действовал знаменитый русский терапевт Г.А. Захарьин, который безошибочно ставил диагнозы, основываясь исключительно на анализе внешности пациента.
В Корее, Китае, Тибете тоже широко распространена диагностика на основании тщательного анализа лица и внешности в целом, и есть даже несколько школ, предлагающих собственные системы для такого анализа.
В самом деле, мимика, симметрия, визуализация особенностей кровоснабжения могут многое рассказать специалисту о состоянии человека, не говоря уже о серьезных патологических процессах.
Именно поэтому столь любопытно изучать наследие былых эпох: скульпторы и художники вольно или невольно передали нам целый пласт данных о заболеваниях, характерных для определенных регионов и эпох. Очень богато и ярко они нашли отражение в живописи и в меньшей степени – в скульптуре.
Мы можем делать выводы о темпах развития медицины в разных культурах и распространенных в то время болезнях. Так, на барельефах Древнего Рима и Египта находят реалистичные изображения процесса родов и родового оборудования, а на палермских фресках XV века можно увидеть больных проказой.
Питер Гюйс «Извлечение камня безумия», XVI в.
Чего не увидит на этих картинах обычный человек, но заметит медик?
Мы можем проследить, как распространялись те или иные заболевания в определенный отрезок времени. К примеру, в эпоху Возрождения появились картины, герои которых имели изменения кожи, характерные для сифилиса. В некоторых странах Восточной Европы аналогичные мотивы можно обнаружить в скульптурных композициях. В то же время и чуть позднее на многих полотнах можно увидеть лица с чертами, характерными для синдрома Дауна, из чего можно сделать вывод, что это заболевание было достаточно распространено.
Анализ работ швейцарских портретистов XV–XIX веков свидетельствует о непрекращающейся «эпидемии» зоба в тех краях и позволяет установить, что женщины страдали им почти в два раза чаще, чем мужчины. И действительно, в то время в регионе был серьезный дефицит йода.
Вообще, заболевания щитовидной железы отражены в работах многих мастеров, творивших в разное время в разных странах. Для примера приведем одну из известных картин П. Рубенса «Портрет Сюзанны Фоурмент».
А еще на этой и многих других картинах мастера можно увидеть людей, страдающих заболеваниями суставов, – подагрой, ревматоидным артритом, ревматической лихорадкой. По дошедшим до нас сведеньям, многие болезни двигательного аппарата тогда уже умели диагностировать, но далеко не все и не всегда точно, а эффективных способов борьбы с ними почти не знали.
Мастер и сам страдал от болезней суставов, из-за которых ему все труднее было творить. Те же недуги мучали и его моделей – обратите внимание на пальцы «Трех граций». Вдобавок у модели, изображенной справа, можно заподозрить рак молочной железы – она деформирована, сосок втянут и увеличены лимфоузлы под мышкой.
На фрагменте триптиха «Жертвователи» Яна Госсарта (XVI в.) и многих картинах Ван Эйка (XV в.) изображены люди с деформированными суставами, поэтому можно сделать вывод, что эпидемия ревматоидного артрита началась значительно раньше, чем принято считать.
Ян Госсарт «Жертвователи», середина XVI в.
Страдал от заболевания суставов и великий Микеланджело – деформированные конечности видны на его прижизненных портретах, в возрасте старше 60 лет. Есть основания предполагать, что причиной был остеоартроз, хотя сам мастер считал, что у него подагра. Однако на кончиках пальцев отсутствуют характерные для подагрического артрита тофусы. Скорее всего, изменения суставов носили дегенеративный характер.
По мнению некоторых медиков, знаменитый Давид (точнее, позировавший для него натурщик) Микеланджело страдал пупочной грыжей. Сейчас флорентийцы обследуют другие скульптуры мастера: если у них обнаружатся аналогичные признаки, можно будет сделать вывод, что скульптору позировал один и тот же человек. С точки зрения медицины эта информация бесполезна, а вот искусствоведы и археологи скажут флорентийским врачам огромное «Спасибо».
Как видно по предыдущим примерам, из картин и скульптур можно почерпнуть много информации, даже если мастера прошлого не задавались целью намеренно изображать какие-либо недуги или интересные медикам состояния.
Возьмем, к примеру, «Страдания Иова» Джованни Баттиста Ланджетти (XVII в.). На картине видны утолщенные ногтевые пластины, отходящие от ногтевого ложа (онихогрифоз), а на коленях, локтях, кистях и стопах – узловатые серо-розовые высыпания. Тут мы вспоминаем, что, согласно легендам, Иов страдал проказой.
На картине «Раскаянье апостола Петра» Джованни Ланфранко (XVII в.) святой изображен с пустулами на носу.
Болезни тела и…
Если говорить об автопортретах, которые многие мастера писали с определенной периодичностью, можно проследить, как прогрессировало у художников то или иное физическое или психическое заболевание.
Особенно ценны картины, выполненные в духе реализма. Так, на картине Матиаса Стомма «Поклонение младенцу» на волосистой части головы и лбу одного из пастухов визуализируется невус сальных желез Ядассона.
На портрете российского императора Павла І работы С. Щукина (XVIII в.) отчетливо виден седловидный нос.
А у персонажа картины «Косолапый мальчик» (XVII в.), которая принадлежит кисти Хусепе де Риберы, очевиден дефект развития. У этого художника немало картин, изображающих калек и людей, страдающих психическими заболеваниями.
Отличался в этом смысле и знаменитый Питер Брейгель Старший: по картинам художника можно ставить точные диагнозы его натурщикам. Только на одной его знаменитой картине «Слепые» есть и увечные люди, и страдающие лейкомой, и с атрофией глазного яблока.
На картине Э. Мунка «Наследственность» запечатлен ребенок с врожденным сифилисом
А вот картина Роберта Флери (XVIII век), изображающая приезд знаменитого доктора Пинеля в Сальпетриер, врач предстает перед нами в окружении пациентов, страдающих психическими заболеваниями. На картине Пинель «освобождает помешанных от оков» – доктор практиковал революционный в то время метод лечения, он снимал с умалишенных цепи, в которые те были закованы.
А на этих средневековых гравюрах мы можем видеть работу стоматолога и ампутацию нижней конечности с последующим прижиганием культи. На картине XVIII века изображено «врачевание копьем».
А вот прокаженный, который подходит к воротам Иерусалима, и картина чумы, свирепствовавшей в Лондоне.
Картина «Больная водянкой» Герарда Доу (XVII в.) тоже посвящена болезни, а не запечатлена случайно: на ней врач посещает женщину, страдающую от избытка жидкости в организме, к чему обычно приводит почечная или сердечная недостаточность. Эта же картина рассказывает кое-что о диагностике, распространенной в те годы. Жидкость в колбе, которую рассматривает врач – это моча. В то время часто ставили диагнозы, основываясь на её оттенках, и лишь через много лет начали дополнительно оценивать состояние кожи, считать пульс, производить полный осмотр больного.
Мастера и ремесленники
Пристального внимания заслуживают и медицинские атласы прошлого – в XVIII–XIX веках они были столь наглядны и точны, что вполне достойны упоминания наряду с живописными работами и скульптурами известных мастеров.
Вот, к примеру, иллюстрация из атласа XIX века, которая демонстрирует, как изменилось внешность молодой женщины после заболевания холерой.
А вот иллюстрации к «Основам оспы» – трактату XVII–XVIII вв., написанному японским медиком.
И восхитительный полноцветный анатомический атлас, который был выпущен в середине XVIII ст.
Болезни, о которых раньше не знали
На известной картине «Обнаженная Батшеба» кисти Рембрандта (XVII в.) на левой груди сидящей женщины отчетливо видны изменения, характерные для опухоли либо послеродового мастита. Известно, что модель умерла через 9 лет после того, как была написана эта картина, «от серьезного истощения». Как мы знаем, рак в то время не диагностировали.
Таким же недугом, возможно, страдала и модель, с которой Микеланджело ваял «Ночь» для усыпальницы семьи Медичи. Левая грудь женщины так деформирована, что многие искусствоведы считали это скульптурным дефектом. И лишь в XX веке стало очевидно, что грудь, вероятно, инфильтрирована раком, что передано в скульптуре очень подробно, вплоть до нездоровой кожи вокруг груди.
На картине Мазаччо «Святой Петр, исцеляющий больных своей тенью», по всей видимости, изображены люди, страдающие полиомиелитом.
А на «Портрете старика с внуком» Д. Гирландайо (XV в.) видим пожилого мужчину, страдающего ринофимой.
На картине «Союз Земли и Воды» П. Рубенса можно разглядеть плоскостопие и деформацию плюсневой кости.
А вот «Спящему Амуру» Караваджо досталось «по полной», ведь цианоз ушей и губ, отечные щеки, воспаленные суставы, желтая кожа, впалая грудь и положение головы могут являться признаками ювенильного ревматоидного артрита и сердечной недостаточности.
О самих творцах и их любимых моделях
Диагносты из Джорджтаунского университета заявляют, что Рембрандт, вероятно, страдал атеросклерозом. Такой вывод они сделали, изучив его автопортрет 1659 года, на котором видна белая дужка в левом зрачке, указывающая на переизбыток холестерина в крови. Утолщенные сосуды, просматривающиеся на этом и других автопортретах, могут быть признаками атеросклеротического поражения.
А вот автопортрет К. Брюллова. На нем мы видим грустного усталого человека с бледным сероватым лицом – такой оттенок кожи характерен для пациентов, страдающих инфекционным эндокардитом. И воспоминания современников подтверждают, что у живописца было больное сердце.
Кстати, о Брюллове. Его знаменитая «Всадница», вполне вероятно, страдала митральным пороком сердца, о чем косвенно свидетельствуют точеная фигура, блестящие волосы и вишневый румянец – следствие выделение гистаминоподобных веществ.
Вероятно, не могла похвастаться хорошим здоровьем и модель, с которой писал свою «Неизвестную» Н. Крамской. Пучеглазость в сочетании с блеском и припухлостью век – признак гипертиреоза. Им же можно объяснить слишком легкую для зимы одежду, ведь болезнь вызывает повышенную потливость.
Очень интересно внимательно рассмотреть и музу С. Боттичелли – Симонетту Веспуччи, красоту которой воспевала вся Флоренция. Бледность, припухшие веки и деформированные пальцы ног, которые можно увидеть на картине «Рождение Венеры», – признаки туберкулезного артрита в начальной стадии. И действительно, Симонетта умерла в 22 года во время эпидемии туберкулеза.
Случаи заболевания чахоткой довольно широко представлены на полотнах живописцев разных веков. Так, например, на автопортрете Амедео Модильяни отчетливо виден специфический румянец и утончившиеся черты лица. Художник действительно страдал туберкулезом, от которого он и умер.
То же самое можно сказать об «Автопортрете с Саскией на коленях» Рембрандта – яркий румянец женщины может быть признаком туберкулеза. Возможен также митральный порок сердца.
А вот портрет писателя Писемского кисти И. Репина. Хотя на первый взгляд он выглядит бодро, при внимательном рассмотрении видно, что под глазами у него мешки, лицо обрюзгло, уголки рта опущены, волосы на лбу влажные. Сидит человек грузно, напряженно. И в самом деле – Писемский страдал депрессиями, был очень впечатлителен и с годами даже стал галлюцинировать. Его неврастения прекрасно визуализируется на этом портрете.
И несколько слов о портрете, вокруг которого споры не утихнут никогда, – о «Моне Лизе» Леонардо да Винчи. На правой кисти красавицы отчетливо видна липома, а в уголке глаза заметна ксантелазма.
«Ставят диагнозы» и моделям, позировавшим для современных художников. Весьма известное полотно Э. Уайетта «Мир Кристины», написанное в середине XX века, позволяет предположить, что модель, жена художника, перенесла когда-то полиомиелит, хотя в документах нет информации о таком диагнозе. Правда, теперь специалисты склоняются к тому, что у женщины была наследственная моторно-сенсорная нейропатия.
Интересно, что по картинам мы можем делать выводы о состоянии самих художников, даже если это не автопортреты. Так, Э. Мунк создал четыре варианта «Крика» как раз в тот период, когда оказался на пороге психиатрической лечебницы.
А по полотнам П. Ренуара можно проследить, как мастера одолевал артрит. В последние годы он писал, не держа кисть в руках, а привязывая её, потому что пальцы отказывались ему служить.
П. Ренуар «Девушки за фортепьяно», 1892 год
П. Ренуар «Прогулка», 1906 год
А М. Врубель, по всей видимости, был дальтоником – так объясняют искусствоведы и врачи отсутствие ярко-зеленого и ярко-красного оттенков в цветовой гамме, которую он использовал. Утверждение, конечно, спорное, но им же можно объяснить, к примеру, немного потустороннее сочетание оттенков в его картинах «Сирень» и «Пан».
Основатель импрессионизма Клод Моне после операций по поводу катаракты стал видеть одним глазом ультрафиолет, и это немедленно нашло отражение в его картинах. Для примера возьмем известнейшие «Водяные линии» – именно так, с оттенками лилового, видел эти цветы мастер.
О скульптурах и не только
На интересные мысли наводит скульптура известного художника XVIII–XIX веков Луиса Давида (автор – Ф. Рюд). Известно, что его лицо пострадало от удара меча и повреждения лицевого нерва. Однако изучение этой скульптуры и биографии художника позволяет предположить неврому либо гранулему. Возможно, художник придумал историю с ранением – она звучала «мужественно» и вызывала уважение, а вот признание в нервном недуге могло испортить репутацию.
Сегодня при медицинском колледже Нью-Йорка работает целая «исследовательская клиника» под началом профессора Вейсмана. Он собрал огромное количество изображений глиняных фигурок, которые майя и ацтеки клали в могилы. По ним ученый делает выводы о физических недостатках и болезнях, которыми страдали люди в то время. Археологи предполагают, что эти фигурки играли роль современного медицинского заключения о причине смерти.
Например, мать, которая держит на руках ребенка. У малыша открыт рот, что наводит на мысль о высокой температуре и связанном с ней воспалении. У женской фигурки скрючены ноги – можно предположить, что причина кроется в недостатке кальция, вызвавшем размягчение костей. Фигурка мужчины с распухшим животом, человек со сломанной рукой, мальчик с изогнутым хребтом…
Руки на многих скульптурах О. Родена тоже наводят на мысли о различных повреждениях и деформациях. Так, правая «Сжатая рука» имеет несколько болезненную позицию, которая может быть проявлением болезни Шарко-Мари-Тута, а у модели левой руки в прошлом, возможно, были переломы пястных костей.
Как видим, в картинах и скульптурах до нас через века дошла уникальная информация, и с развитием науки это наследие оказывается всё более интересным и многогранным. Чем больше развивается человечество, тем осознанней и глубже оно может всматриваться в прошлое. Это значит, что со временем нас ждет еще больше неожиданных и важных открытий
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источник