Депрессия или черта характера

Депрессия: cлабость характера или болезнь?

Мы часто сталкиваемся с понятием «депрессия», когда имеются ввиду усталость или плохое настроение. А между тем плохое настроение, расстройство или печаль далеко не всегда являются депрессией. Плохое настроение может пройти самостоятельно, с ним можно справиться или отвлечься. Депрессия же самостоятельно не пройдет. Без адекватного лечения необходимы многие и многие месяцы, чтобы вернуться к прежнему хорошему самочувствию.

Депрессия – одна из самых частых болезней на Земле. Относительно лёгкую депрессию переносит хотя бы раз в жизни каждый пятый житель планеты. В нашей стране это примерно 7 млн. человек.

Многие известные люди испытывали депрессию. Среди них писатели Л.Н. Толстой, Н.В. Гоголь и Джоан Роулинг, композиторы Людвиг Ван Бетховен и Вольфганг Амадей Моцарт, актеры Хью Лори, Джим Керри и Гвинет Пэлтроу, художник Винсент Ван Гог, музыкант Курт Кобейн, политики Авраам Линкольн и Уинстон Черчилль.

Важно помнить, что

  • Депрессия может возникнуть у любого человека вне зависимости от его возраста, пола, характера, условий жизни и «умения держать себя в руках».
  • Депрессия – это такое же заболевание, как и те, с которыми приходят к терапевту, неврологу, эндокринологу и другим специалистам. И так же как гипертоническую болезнь, сахарный диабет или простудное заболевание, депрессию необходимо лечить.
  • Депрессия не возникает из ниоткуда. Она имеет определённую биологическую природу. При депрессии нарушаются обменные процессы в головном мозге, из-за чего не хватает определенных веществ – нейромедиаторов.
  • Нейромедиаторы (серотонин, норадреналин, дофамин) играют важную роль в передаче сигналов от одной клетки головного мозга к другой. Если передача сигналов нарушена, то клетки не могут функционировать обычным образом. Это и приводит к симптомам депрессии.

Основными признаками депрессии являются:

  • Сниженное (подавленное, тоскливое) настроение
  • Утрата или снижение интересов (к общению, чтению, занятиям чем-либо и т.п.)
  • Утрата или снижение способности испытывать удовольствие от ранее приятной деятельности

Другие важные симптомы депрессии:

  • Нарушения сна (бессонница, ранние пробуждения, сонливость)
  • Сниженный или повышенный аппетит
  • Снижение или повышение веса
  • Повышенная утомляемость, слабость, раздражительность
  • Повторяющиеся мысли о нежелании жить
  • Снижение концентрации внимания и работоспособности
  • Нерешительность или колебания в принятии решений
  • Особые неприятные телесные ощущения («камень» в груди, чувство «жжения», «тяжести» и т.п.)
  • Сухость и/или бледность кожных покровов, слизистых; ломкость ногтей и волос.

В лечении депрессии наиболее эффективным оказывается комплексный подход. Он включает в себя методы психотерапии, использование лекарственных средств и правильную организацию жизни.

Из-за бытующих предубеждений не всегда просто обратиться за помощью к психотерапевту или психиатру. Однако, если имеются симптомы депрессии, стоит найти в себе силы преодолеть предубеждения и проконсультироваться с врачом. Это позволит нормализовать самочувствие и предотвратить повторение симптомов депрессии в будущем.

Источник

Депрессивная личность. Психологические механизмы депрессивных черт характера

Автор — Мария Долгополова

По материалам книги Нэнси Мак-Вильямс, «Психоаналитическая диагностика» (учебный конспект).

З.Фрейд выделял в качестве основной черты при данном типе организации личности перенаправление большей части своего негативного аффекта не на другого, а на самого себя.

Нэнси Мак-Вильямс

Автор не разделяет специально депрессию и депрессивное расстройство личности, по крайней мере, в отношении рекомендаций по психотерапии.

При горе мир переживается как уменьшившийся каким-либо значимым образом. При депрессивном состоянии то, что переживается как потерянное и разрушенное является частью самого себя.

Модель направленной вовнутрь агрессии как механизм возникновения депресиивных состояний. Согласно некоторым наблюдениям депрессивные личности редко спонтанно и бесконфликтно переживают чувство гнева. Вместо него они ощущают вину. Мучительно переживают свои грехи, легко забывая свои благородные поступки. Склонны разрешать все сомнения в пользу других и стремятся сохранять отношения любой ценой.

Инкорпоративные процессы при депрессии. У таких пациентов наблюдается множество критикующих интернализованных родительских посланий. (Я эгоист. — Откуда ты знаешь? — впервые моя мама говорила мне об этом.)

Психологический механизм — бессознательная интернализация наиболее ненавистных качеств прежних объектов любви (начиная с родителей и заканчивая любовными партнерами). Их позитивные черты вспоминаются с благодарностью, а негативные переживаются как часть самого себя (М.Klein,1940).

О возможном генезе и выбранном способе защиты

Ребенок выходит из переживаний травматической или преждевременной потери, идеализируя потерянный объект, и вбирая все негативные аффекты в ощущение собственного Я. В основе сильное желание испытывать только позитивные чувства по отношению к тому, кого любишь.

Такая реакция позволяет сохранять исключительно положительные чувства к объекту любви и при этом дает ощущения контроля над ситуацией (непринятие сепарантности, отдельности и принципиальной неконтролируемости Другого; человек, особенно ребенок, готов пойти на многое, чтобы не столкнуться с собственной беспомощностью), потому что раз плохое качество во мне — значит я могу все исправить, став лучше.

В дальнейшем такие люди могут состоять в отношениях с поистине враждебными по отношению к ним людьми, с ощущением, что если они смогут преодолеть свои недостатки, нападки прекратятся. Появляется интерес справиться с собственными недостатками, индикатором успеха при этом служит благосклонность другого. Принято считать, что именно гнев и критицизм можно быть брошенным — следовательно, безопаснее их направлять на себя.

Читайте также:  Он поднимает мне настроение по английски перевод

Предиспозиция (факторы риска)

1) Переживание ранней потери или сложности возникающие в связи с сепарацией от родителя или воспитывающего взрослого (потеря может быть и символической, например, преждевременный отказ от зависимого поведения).

  • «Мать должна быть рядом, чтобы ее можно было оставить»;
  • «Стремление к независимости является таким же первичным и мощным как потребность в зависимости».
  • «Ребенок уверенно решает задачу сепарации, если он уверен в доступности «оставляемого» родителя».

Согласно Фурман, развитие по депрессивному типу имеет место тогда, когда мать чрезмерно ярко и демонстративно переживает боль в момент сепарации, заставляя испытывать чувство вины (тогда нормальное стремление к агрессивности и независимости начинает ассоциироваться с виной). Или мать контрфобически отталкивает ребенка от себя, боясь собственных переживаний по поводу того, чтобы быть оставленной — «почему ты не можешь делать то и то самостоятельно? — иди от меня и сделай все самостоятельно» (независимость начинает вызывать негативные реакции в силу фрустрированной потребности в зависимости, затем ребенок уже и сам начинает подавлять свои собственные тенденции к независимости). Результат в обоих случаях общий — часть своей личности (которая хочет сепарации и независимости) начинает восприниматься как плохая.

2) Семейная атмосфера, где есть негативное отношение к плачу, трауру. При этом моделируется отрицание горя. Переживание горя становится скрытым, и появляется убеждение, что в моменты горевания со мной происходит что-то неправильное. Могут быть также семейные мифы о том, что открытое переживание горя и другие формы самоподдержки и заботы о себе являются «эгоистическими», «потакающими своим слабостям» или выражением «жалости к самому себе» — к ним относятся как к заслуживающим презрения. Ребенок начинает скрывать любые уязвленные аспекты Я из-за идентификации с критикующим родителем. Происходит отвержение этих аспектов собственной личности (непринятие своей слабости).

3) Депрессия у родителей в ранние годы развития ребенка. Дети в этом случае довольно быстро приходят к убеждению, что их потребности изнуряют и истощают других.

Депрессивное собственное Я

Такие пациенты убеждены, что в своей глубине они плохи, не заслуживают любви и уважения и даже могут быть опасны для других, если не будут укрощать свои темные стороны. Они сокрушаются по поводу своих «плохих» черт и верят, что заслуживают всего плохого, что имеет место в их жизни. Они очень боятся, что их плохость разоблачат, и тогда они будут отвергнуты. «Никто не заслуживает, чтобы его оскорбляли, даже если, то в чем его обвиняют справедливо» — это формула в которую такие пацинты едва ли могут принять на эмоциональном уровне. Они часто находят облегчение от преследующего их чувства вины в том, чтобы помогать другим. Это также позволяет сохранить стабильное ощущение самоуважения и избежать депрессивных эпизодов.

Они также часто испытывают беспокойство по поводу собственной деструктивности. Значимые Другие кажутся чрезмерно ранимыми и беззащитными. («Мой голод может разрушить других»; «мое неповиновение и садизм опасны»; «мои потребности в конкуренции и достижении любви являются злом»).

Ожидания по отношению к Другому: неприятие, осуждение, мстительность за любые проявления несогласия, сочетающиеся с беззащитностью другого.

Ощущение себя: недостаточно хороший, незаслуживающий любви и уважения, опасный для окружающих при отсутствии контроля своих импульсов.

Контрперенос (о чувствах психотерапевта)

У терапевта может формироваться как нежная привязанность, так и всемогущие фантазии о спасении.

Комплементарный контрперенос на бессознательное убеждение пациента, что исцеляющей силой является безусловная любовь и полное понимание. Фантазии терапевта о себе как о Боге, хорошей матери или сензитивном принимающем родителе, которого пациент был лишен в своей жизни.

Конкордантный (согласующийся, дублирующий) контрперенос. Терапевт ощущает свою «недостаточную хорошесть», чтобы помочь пациенту.

О психотерапии

Терапевту важно создать атмосферу принятия, уважения, понимания, специально следить за тем, чтобы быть эмоционально постоянным и не осуждающим. Анализ интроектов пациента о неизбежном отвержении, о важности «стать» для этого хорошим, имеет важное место в терапии таких пациентов. Наиболее адаптивные из таких пациентов, могут «скрывать» свою депрессивную динамику, совершая постоянное сканирование Другого (на предмет неодобрения и отвержения) и являются очень чуткими в этом плане — «хроническая бдительность»; такой мониторинг приводит к снижению уровня тревоги. У нарушенных пациентов такая подозрительность в отношении осуждения является эго-синтонной, поэтому необходимо постоянное подтверждение недействительности своих наихудших страхов.

Важно исследовать и интерпретировать их реакцию на сепарацию. Короткое молчание со стороны пациента есть пример сепарации от терапевта. Длительное молчание может вызвать у пациента ощущение своей неинтересности, малоценности, безнадежности.

Важно, чтобы пациент учился выражению негативных переживаний в контакте. Не стоит поощрять рассуждения из серии «как я могу на вас злиться, вы ведь. ». Гнев не приводит к расставанию (базовый интроект). Свобода, подразумевающая допуск негативных чувств увеличивает интимность, в то время как состояние фальши и отсутствие контакта с данными чувствами приводят к изоляции.

Хвалить таких пациентов бывает довольно опасно. Пациент может трансформировать позитивную обратную связь в атаки на свой адрес: «Я плохой, потому что одурачил такого приятного человека, а значит любой поддержке с его стороны нельзя доверять, раз его так легко ввести в заблуждение». Эффективнее в таких случаях бывает не поддерживать эго, а критиковать суперэго, критический интроект («Давайте обсудим и что же такого ужасного в вашем поступке?»).

До тех пор пока терапевт в глазах клиента остается идеализированным объектом, его образ самого себя также остается искаженным (недооценка своих хороших качеств).

Сеттинг

Много внимания следует уделить процессу завершения психотерапии. По этой причине часто нежелательным может быть выбор краткосрочных курсов для таких пациентов, особенно с заранее предопределенным количеством сессий.

Читайте также:  Не узнавши горе не узнаешь радость

Не стоит входить в невроз, и оберегать пациентов от эпизодов расставаний. Это является крайне важным особенно для этих пациентов опытом, что за исчезновением объекта в случае, если не происходит завершения отношений, наступает возвращение объекта.

Лучше всего, когда возможность выбрать время окончания терапии предоставляется самому пациенту. А также сказать пациенту о том, что двери остаются открытыми, если он захочет вернуться.

Источник

Депрессивный тип личности

В этой статье коснемся рассмотрения депрессивного типа личности по классификации Нэнси Мак Вильямс, которую она описала в книге «Психоаналитическая диагностика».

Как и в других статьях, которые описывают различные категории личностей, высветим основные особенности этого типа личности, чем именно они отличаются от других, по каким маркерам можно это определить.

Не психологам это будет интересно с позиции изучения собственной личности, познания самого себя, акцентирования внимания на индивидуальных различиях разных типов личности.

Характеристика депрессивных личностей

Часто бывает, что некоторые личности переживают чередование депрессивных и маниакальных состояний психики. Те из них, чье состояние соответствует психотическому уровню, описывается как депрессивно-маниакальное заболевание. Их называют биполярными. В крайних проявлениях могут присутствовать галлюцинации, отмечаются суицидальные тенденции.

Клиническими проявлениями депрессии являются такие симптомы, как непреходящая печаль, сниженная энергетика, не способность радоваться обычным удовольствиям, наличие проблем с питанием, сном, саморегуляцией.

Зигмунд Фрейд отмечал отличие переживания горя от депрессивных состояний. Он указывал на то, что во время депрессии наблюдается торможение когнитивных, сенсорных, аффективных процессов.

Драйвы, аффекты и темперамент при депрессии

Психолог Зигмунд Фрейд говорил о том, что источником развития депрессии может быть переживание преждевременной потери. Слишком раннее отнятие от груди или другая ранняя фрустрация, что повлияло на адаптацию таких детей.

Психологами отмечались оральные качества людей: депрессивные личности могут быть полными, они любят много есть, курить, пить, целоваться, получать оральные удовольствия. Они описывают свой опыт по аналогии с едой и голодом.

Люди в депрессивном состоянии часто направляют большую часть своего аффекта не на другого, а на самого себя. Такие личности не всегда объективно соотносят себя со своими объективными недостатками.

Психологи, чтобы дать ход обратному патологическому процессу, выясняли с их клиентами что именно вызывало гнев клиента. Это могли быть как собственные реакции клиента на что-то, так и проявления других людей.

Направляя агрессивные импульсы не во вне, а на себя, психологами было отмечено, что депрессивные личности чаще ощущают чувство вины.

Депрессивные личности мучительно осознают каждый совершенный ими грех. Могут игнорировать свои добрые поступки, долго переживая каждое своё эгоистическое проявление.

Печаль – еще один из аффектов людей, обладающих депрессивной психологией. Такие личности стремятся сохранить отношения любой ценой. Снижение уровня общего эмоционального состояния может быть обусловлено множеством причин, начиная от объективных и заканчивая не настолько значительными. Например, дефицит внимания у незамужней женщины может спровоцировать общее снижение настроения, а в последующем – депрессивное состояние. Психолог в сессии работает с подобными вопросами.

Защитные и адаптивные процессы при депрессии

Одним из ведущих психологических защитных механизмов депрессивной личности является интроекция. Это то, что было усвоено человеком, как правило, в момент социализации или идентификации без критической оценки. Например, клиент в кабинете психолога может говорить что-то подобное: «Я не могу отдыхать, пока не выполню все до конца!». В основе лежит убеждение клиента в том, что он не может расслабиться без каких-то внешних условий, сам себе не позволяет это делать. А его потребности могут быть совершенно другими. Разобраться с этим поможет психолог.

С клинической точки зрения именно интроекция позволяет понять депрессивных личностей. Часто психологи отмечают у депрессивных личностей идентификацию с потерянным объектом любви. Прояснить это позволит вопрос: «А откуда у тебя именно такое убеждение? Кто тебе это сказал?». Бывает так, что клиент впервые про это задумывается в кабинете психолога.

Ребенок, если проживает потерю близкого человека, выходит из переживания травматической ситуации, вбирая все негативные его характеристики в ощущение собственного «Я». Это создает глубинные переживания собственной «плохости».

Если ребенок пережил болезненную сепарацию (отсоединение от родителей), то он стремится испытывать только позитивные чувства по отношению к тому, кто его любит.

Часто наблюдается сопротивление депрессивных людей собственной, вполне естественной, враждебности. Такие клиенты считают, что если бы они были бы достаточно хорошими, то плохое обращение с ними партнера прекратилось бы.

Обращение против себя является последствием интроективной динамики. Такие люди считают себя виноватыми, не хорошими, в силу каких-то причин.

Чтобы почувствовать себя целостными, депрессивные личности вбирают характеристики другого объекта в себя. Обращением против себя достигается снижение тревоги, особенно тревоги сепарации. Они считают, что если «плохость во мне», то я могу изменить эту ситуацию.

Дети могут считать, что источником всего негативного, что с ними происходит, являются они сами. Считают, что, изменив себя, они изменят внешнюю ситуацию.

У депрессивного типа личности отмечается психологический защитный механизм личности — идеализация. Их самооценка снижается. А восхищение, с которым они воспринимают других, повышают их самооценку.

Наблюдая других на пике успеха, они сравнивают себя с ними, переживают сравнение, ищут идеализированные объекты для компенсации, считая себя ниже этих объектов. Это, в отличие от нарциссических личностей, организуется вокруг морали, а не статуса. Например, депрессивные типы личности могут считать себя недостойными в сравнении с кем-то.

Межличностные отношения при депрессии

На отношения между людьми у депрессивных личностей оказывает большое влияние ранняя или повторная потеря.

Сепарация доступна тем детям, которые уверены в доступности родителя. А если они боятся, что те исчезнут, вцепляются в них мертвой хваткой.

Читайте также:  Статья как контролировать свои эмоции

Дети могут ощущать боль матери при сепарации, когда она цепляется за ребенка, транслируя ему чувство вины: «Мне будет так одиноко без тебя!». При этом дети сталкиваются с чувством и пониманием того, что желание быть агрессивными и независимыми причиняет боль.

Или наоборот, контрфобически отталкивает ребенка от себя: «Почему ты не можешь играть самостоятельно?!». При этом дети учатся ненавидеть свои естественные стремления к независимости.

В обоих случаях часть собственной личности переживается как плохая.

Ребенок очень мал, чтобы понять, почему происходит разрыв отношений между взрослыми, может чувствовать, что виноват именно он. Попытки родителей объяснить развод не всегда будут успешными.

Также важно отметить пренебрежение к потребностям детей взрослых, поглощенных своими трудностями. Психологи отмечают, что при разводе важно объяснять ребенку, учитывая его возраст, то, что было неправильным в браке его родителей.

В семье может быть негативное отношение к трауру, плачу. Родители, которые отрицают горе или придерживаются мифа, что будет лучше без потерянного объекта, вынуждают ребенка подтвердить, что он не чувствует боли, переживания. Это уходит в глубь и принимает форму убеждения о том, что в собственном «Я» что-то не правильно.

Иногда ребенок может переживать давление со стороны родителя, пытающегося уберечь его от дальнейшего переживания горя, так как признание печали равноценно распаду.

В некоторых семьях открытое переживание горя воспринимается как потакание себе, эгоистичные проявления, слабость или выражение жалости к самому себе. Как будто такие действия заслуживают презрение. Происходи индукция вины. Призывы родителей — перестать хныкать и взять себя в руки — заставляют переводить внутрь уязвленные аспекты «Я», идентификации с критикующим родителем и отрицания этих аспектов в себе. Родители могли обзывать детей, которые, по их мнению, проявляли слабость. Став взрослыми, такие люди могли сами причинять себе вред.

Гневные реакции на эмоциональные проявления родителя переживаются ребенком, испытавшим отвержение, как слишком опасные.

Родители могли «навешивать на ребенка ярлыки» слишком чувствительных, что развивало чувство неполноценности.

Депрессия у родителей, особенно в ранние периоды развития ребенка, может послужить причиной развития депрессивного ядра. Дети могут чувствовать, что их потребности изнуряют и истощают других.

Депрессивное собственное «Я»

Люди с депрессивной психологией считают, что они плохие. Они считают нормальные проявления злости, негодования, как опасные.

Депрессивные люди проходят через опыт неоплаканных потерь. И в новых отношениях, спустя время, эти незавершенные и неотреагированные травмы проявляются.

Факт, что они были отвергнуты, трансформируется в бессознательное утверждение, что они сами в этом виноваты. Считают, что именно их недостатки вызвали отвержение. В связи с этим они стараются быть хорошими и боятся быть разоблаченными в своих грехах, как недостойные.

Депрессивные личности обладают большим самомнением, когда считают, что то или иное бедствие могло быть вызвано их греховностью.

От депрессивных личностей часто можно услышать примерно такое послание: «Плохое случается со мной, так как я это заслужил!». И при этом они очень ранимы.

В любых сообщениях от других видят исключительно негативные части.

У таких людей можно отметить филонтропические реакции (помощь другим) способствуют тому, чтобы они противостояли своей вине.

Перенос и контрперенос с депрессивными клиентами

Такие клиенты быстро привязываются к психологу, приписывая его целям благожелательность. Усердно работают в сессии, ценят любые, даже небольшие, инсайты.

Идеализируют психолога как хорошего, в противовес себе, плохому. Стараются не быть обременительными.

Проецируют на психолога собственных внутренних критиков.

Могут быть убеждены в том, что уважение психолога к ним исчезнет, как только специалист узнает о них что-то плохое. Ожидают осуждения.

Контрперенос психолога может быть, когда специалист воспринимает себя в качестве того, кого не было в жизни клиента.

Терапевтическое применение диагноза «депрессия»

Депрессивные клиенты слишком тревожны, чтобы говорить свободно и прямо. Психологу потребуется много времени, чтобы клиент усвоил принятие.

Важно исследовать вместе с клиентами их реакции на сепарацию, в том числе, от психолога. Например, длительное молчание может восприниматься такими клиентами как отвержение, как доказательство его негативных свойств.

Депрессивные личности демонстрируют, что им требуется непрерывная забота. Важно продемонстрировать таким клиентам, что прерывание сессий, например, в период отпуска психолога, не является реакцией на клиентов и не разрывает отношений.

Депрессивный тип личности во время психологической сессии избегает выражений гнева на психолога: «Как я могу гневаться на того, кто мне так необходим?». Задачей психолога будет не поддерживать эти убеждения. Проверить, действительно ли гнев приводит к расставанию с людьми? А если не выражать подобные чувства, то это приводит к фальши.

Дифференциальный диагноз

Мазохистическую или нарциссическую личность могут рассматривать, как депрессивную.

Склонные к депрессивной динамике психологи могут проецировать собственную динамику на недепрессивные личности.

Люди с мазохистической и нарциссической динамикой могут обладать признаками клинической депрессии.

Депрессивная личность в сравнении с нарциссической: внутренний мир нарциссических личностей составляют пустота, бессмысленность, скука, ощущение вины, личного несовершенства, ненависть к себе. Нарциссически организованным людям не достает ощущения собственного «Я», в то время, как депрессивные личности, обладают вполне четким ощущением собственного «Я».

Нарциссически-депрессивные люди имеют склонность к self– объектным переносам, а депрессивные индивиды склонны к объектным переносам.

Поддерживающие реакции психолога служат поддержкой для нарциссически организованной личности в отличии от депрессивных клиентов. Атаки против себя не являются частью нарциссической динамики. Нарциссическая личность пуста, а депрессивная наполнена агрессивными переживаниями.

Депрессивная личность в сравнении с мазохистической: и депрессия, и мазохизм являются адаптациями к бессознательной вине.

Источник

Оцените статью