Депрессивный бред
Депрессивный бред представляют бредовые идеи, обычно возникающие на фоне подавленного настроения.
Бред самообвинения — убеждение пациента в том, что в прошлом он совершал недостойные или даже преступные деяния, обычно не подлежащие прощению и требующие сурового наказания, либо совершает их в настоящее время. Так, пациент добивается госпитализации в психиатрическое учреждение, утверждая, что он «пьяница, алкоголик и антисоциальная личность». Больная настаивает на том, чтобы на работе ей не начисляли зарплату, поручали самую грязную и тяжёлую работу. Она обвиняет себя в том, что «сделала шесть абортов и является детоубийцей». За это, считает она, её следует судить и вынести самый суровый приговор.
Пациент обвиняет себя в том, что заражает окружающих его людей сифилисом. Он убедился в этом, наблюдая за их поведением, и уж затем пришёл к выводу, что сам страдает этим заболеванием. Пытался повеситься, но ему помешали. Не удалось ему и зарезать себя: он повредил себе только ребро, вмешались родственники. Более удачной оказалась попытка членовредительства: он отрезал себе половой член, часть мошонки и, истекая кровью, долго не давал потом жене вызвать скорую помощь.
Ещё один пациент, читая в газете уголовную хронику, понял, что это он совершил описываемое там жестокое преступление. После этого он заявил на себя в милицию, требовал расследования и высшей меры наказания. В следующем наблюдении пациент увидел сон, в котором он зарезал человека. Проснулся в уверенности, что это случилось на самом деле.
Ещё одна больная смотрела репортаж по телевизору об уголовном преступлении. На другой день она заявила на себя в милицию, требовала установить степень своей вины и определить меру наказания и т. д. Приведённые иллюстрации показывают, что бред самообвинения (и не только такой бред) возникает разными путями, в частности с нарушениями сновидений, отождествлением себя с преступником в бодрственном состоянии и др., то есть с другими психическими нарушениями. К.Ясперс считает такой бред вторичным, отделяя его от истинного бреда. Между тем в его иллюстрациях истинного бреда преобладают наблюдения вторичного бреда. Нам представляется особенно важным то обстоятельство, что в таких иллюстрациях отчётливо прослеживается связь бреда с нарушениями самоосознавания.
У верующих людей бред самообвинения нередко принимает вид бреда греховности — убеждения пациента в том, что он нарушал или нарушает каноны святости. При этом обычно выясняется, что обвинения в свой адрес являются абсолютно ложными. Одновременно с тем пациент может сильно преувеличивать степень своих реальных прегрешений прошлого, но собственно бредом это не является.
| Человек, одержимый бредом, нередко может быть опасен как для себя, так и для окружающих. В таком случае Вы можете вызвать неотложную психиатрическую помощь |
Бред самоумаления или самоуничижения — убеждение пациента в том, что он является полным ничтожеством, лишённым каких бы то ни было человеческих достоинств. Фактически данный бред является вариантом бреда отрицания, в основе которого лежит утрата способности осознавать определённые переживания, в данном случае собственные позитивные качества. В некоторых случаях бреда самоумаления пациент как бы присваивает себе негативное отношение к себе со стороны окружающих. Поведение такого пациента вполне соответствует уничтожающей самооценке: чем хуже, недостойнее он ведёт себя, тем большее удовлетворение испытывает.
Так, больная сообщает: «Учитель сказал, что я тупица. Раз я тупица, я перестала посещать школьные вечера, отказывалась отвечать на уроках, не готовила домашние задания. Я не имею права хорошо учиться, мне нравится,что я получаю двойки. Нравится, что меня ругают, дразнят, что никто не хочет со мной дружить. Я полюбила свои недостатки. Я знаю, что у меня некрасивый нос, но я люблю свой нос. Люблю свои рыжие волосы, так как из-за них надо мной издеваются. Мне не стыдно, что я грублю и ругаюсь, мне это нравится. Вообще чем хуже я что-то делаю, тем мне приятнее». В других случаях, напротив, идеи самоумаления сопровождаются чувством вины. Больная рассказывает: «У меня с детства страх не реализоваться. Я постоянно думаю, что я изгой, что ничего не могу сделать так, как хочу. И как я думаю, так всегда и получается. Я знаю, что человек я никудышный и толку от меня не будет никакого. Винить за это мне некого, я во всём виновата сама».
Ипохондрический бред или бред болезни — убеждение пациента в том, что он страдает каким-то тяжёлым, неизлечимым, постыдным либо неизвестным науке заболеванием. Обычно возникает в связи со склонностью переносить на себя впечатления о болезнях других людей или присваивать постороннюю для себя информацию о заболеваниях. Пациенты с ипохондрическим бредом часто бывают физически вполне здоровыми людьми, а если чем-то и болеют, то реальной болезни могут как бы не замечать или не придавать ей серьёзного значения, будучи целиком сосредоточенными на мнимом заболевании. Ипохондрический бред может быть связан также с мнимыми болезненными ощущениями — сенестопатиями. Чаще, пожалуй, идеи болезни, если они как бы вытекают из сенестопатий, являются бредоподобным образованием, устранение сенестопатий приводит к исчезновению мыслей о болезни. Бредовые идеи болезни вначале могут быть проецированными вовне, и только позже приходит понимание, что это собственное заболевание.
Пациент сообщает, например, что он болен вот уже три года. В самом начале болезни появились головные боли, боли в других частях тела, возникли ощущения «хватания за кожу», «кожу рвало». Спустя год он почувствовал облегчение, в течение следующего года самочувствие оставалось удовлетворительным. Год тому назад он заметил, что при его появлении присутствующие люди начинают кашлять, чихать, зевать, жаловаться на головную боль, недомогание. Спящий сын, когда пациент входил в его комнату, начинал ворочаться, стонать. Постепенно пациент пришёл к выводу, что он заражает микробами людей на расстоянии до 20 метров, причём только люди с ангиной не реагируют на эти микробы. Наибольший вред микробы причиняли «нервной и сосудистой системам людей». Окончательно понял, что с самого начала и он страдал от этих микробов. Пациент много раз обследовался, но «врачи ничего не находили, отказывались лечить, говорили, чтобы я не придуривался».
В итоге он решил, что страдает не известным медицине заболеванием. Занялся самолечением, принимал антибиотики. К психиатру обратился потому, что «расшаталась нервная система, но невропатолог направил к вам». Другой много лет болеющий пациент, разочаровавшись в медицине, самостоятельно изучил многотомное руководство по гельминтологии и нашёл, что страдает редкой разновидностью гельминтоза, встречающегося в Экваториальной Африке. После этого он посещал врачей-инфекционистов с целью проверить, знают ли они что-то о его болезни. С победоносным видом говорит, что никто из них ничего о ней не слышал. На приёме у психиатра впервые. Пришёл убедиться, что у него нет психической болезни, о чём ему постоянно говорят близкие люди и знакомые.
Встречается персекуторный ипохондрический бред с убеждением пациента в том, что он болеет по чьей-то злой воле. Так, пациент шлёт тёще телеграмму угрожающего содержания: «Дорогая мамочка! Вышли 600 рублей. Внимательно читай УК, ст. 115». Он уверен, что болен сифилисом, этим же заболеванием страдают его жена и вся её родня. Его специально женили, чтобы заразить сифилисом. Дисморфомания или бред физического недостатка — убеждение пациента в том, что он имеет физический недостаток, уродующий его как в собственных глазах, так и в глазах других людей. Это могут быть неправильное строение тела, лица или какой-то его части, отталкивающий запах, дефекты кожи, гениталий, ушных раковин и многое другое. Мнимый физический недостаток переживается крайне тяжело, на реальные дефекты внешности пациенты могут при этом не обращать никакого внимания. Типично бредовое поведение со стремлением замаскировать физический дефект, устранить его посредством хирургической операции, собственных косметических манипуляций, голодания.
Нигилистический бред или бред отрицания — убеждение пациента в том, что отсутствует какая-то часть или качество его Я, полностью исчезло его Я или нечто, так или иначе связанное с его Я. Наблюдается в разных вариантах. Это бред смерти — убеждение пациента том, что он мёртв. Пациент утверждает, например, что он труп и его надо похоронить. Одновременно с этим он считает, что мертвы и все окружающие его люди. «Вы, доктор, тоже труп, это только видимость, что вы живы» — бред смерти с транзитивизмом. Бред отсутствия внутренних органов — пациент уверен, что его внутренние органы разлагаются, гниют или полностью сгнили, сохранилась лишь внешняя оболочка тела. Бред отсутствия физиологических отправлений — пациент уверен, что у него нет стула, что он не мочится, его кишечник не переваривает пищу и т. п. Последний бред особенно типичен для пожилых пациентов.
Так, больная жалуется на отсутствие стула, хотя, по наблюдениям персонала, она регулярно ходит в туалет. Она очень обеспокоена своим мнимым недугом, боится, что кишечник переполняют каловые массы и происходит отравление организма. В беседе только об этом и говорит, часто гадает на картах, вернётся ли к ней стул.
Бред утраты Я— убеждение пациента в том, что его Я более не существует: «Моего Я нет, оно растворилось, исчезло, от него не осталось и следа».
Бред отсутствия беременности — убеждение в отсутствии беременности, несмотря на очевидные признаки последней. Так, больная на протяжении полугода не могла поверить тому, что она беременна. В этом её постоянно убеждали врачи, не раз показывали ей снимки плода, указывали на увеличение живота, отсутствие месячных, нагрубание молочных желёз и т. п. Её возражения сводились к следующему: «Беременности не может быть, мы с мужем не были вместе, когда она могла наступить» и т. п.
Бред гибели внешнего мира (синдром Котара-Сегла, меланхолическая парафрения, меланхолический бред воображения, мегаломеланхолический бред, бред громадности и отрицания) — убеждение пациента в том, что весь мир разрушается или уже превратился в первозданный хаос, исчезают или исчезли всё живое на Земле, материя, пространство и время во всей Вселенной. Из описания бреда отрицания видно, что в своём развитии он связан с утратой способности воспринимать те или иные проявления собственного Я.
Источник
Депрессивный бред
Депрессивный бред представляют бредовые идеи, обычно возникающие на фоне подавленного настроения.
Бред самообвинения — убеждение пациента в том, что в прошлом он совершал недостойные или даже преступные деяния, обычно не подлежащие прощению и требующие сурового наказания, либо совершает их в настоящее время. Так, пациент добивается госпитализации в психиатрическое учреждение, утверждая, что он «пьяница, алкоголик и антисоциальная личность». Больная настаивает на том, чтобы на работе ей не начисляли зарплату, поручали самую грязную и тяжёлую работу. Она обвиняет себя в том, что «сделала шесть абортов и является детоубийцей». За это, считает она, её следует судить и вынести самый суровый приговор.
Пациент обвиняет себя в том, что заражает окружающих его людей сифилисом. Он убедился в этом, наблюдая за их поведением, и уж затем пришёл к выводу, что сам страдает этим заболеванием. Пытался повеситься, но ему помешали. Не удалось ему и зарезать себя: он повредил себе только ребро, вмешались родственники. Более удачной оказалась попытка членовредительства: он отрезал себе половой член, часть мошонки и, истекая кровью, долго не давал потом жене вызвать скорую помощь.
Ещё один пациент, читая в газете уголовную хронику, понял, что это он совершил описываемое там жестокое преступление. После этого он заявил на себя в милицию, требовал расследования и высшей меры наказания. В следующем наблюдении пациент увидел сон, в котором он зарезал человека. Проснулся в уверенности, что это случилось на самом деле.
Ещё одна больная смотрела репортаж по телевизору об уголовном преступлении. На другой день она заявила на себя в милицию, требовала установить степень своей вины и определить меру наказания и т. д. Приведённые иллюстрации показывают, что бред самообвинения (и не только такой бред) возникает разными путями, в частности с нарушениями сновидений, отождествлением себя с преступником в бодрственном состоянии и др., то есть с другими психическими нарушениями. К.Ясперс считает такой бред вторичным, отделяя его от истинного бреда. Между тем в его иллюстрациях истинного бреда преобладают наблюдения вторичного бреда. Нам представляется особенно важным то обстоятельство, что в таких иллюстрациях отчётливо прослеживается связь бреда с нарушениями самоосознавания.
У верующих людей бред самообвинения нередко принимает вид бреда греховности — убеждения пациента в том, что он нарушал или нарушает каноны святости. При этом обычно выясняется, что обвинения в свой адрес являются абсолютно ложными. Одновременно с тем пациент может сильно преувеличивать степень своих реальных прегрешений прошлого, но собственно бредом это не является.
| Человек, одержимый бредом, нередко может быть опасен как для себя, так и для окружающих. В таком случае Вы можете вызвать неотложную психиатрическую помощь |
Бред самоумаления или самоуничижения — убеждение пациента в том, что он является полным ничтожеством, лишённым каких бы то ни было человеческих достоинств. Фактически данный бред является вариантом бреда отрицания, в основе которого лежит утрата способности осознавать определённые переживания, в данном случае собственные позитивные качества. В некоторых случаях бреда самоумаления пациент как бы присваивает себе негативное отношение к себе со стороны окружающих. Поведение такого пациента вполне соответствует уничтожающей самооценке: чем хуже, недостойнее он ведёт себя, тем большее удовлетворение испытывает.
Так, больная сообщает: «Учитель сказал, что я тупица. Раз я тупица, я перестала посещать школьные вечера, отказывалась отвечать на уроках, не готовила домашние задания. Я не имею права хорошо учиться, мне нравится,что я получаю двойки. Нравится, что меня ругают, дразнят, что никто не хочет со мной дружить. Я полюбила свои недостатки. Я знаю, что у меня некрасивый нос, но я люблю свой нос. Люблю свои рыжие волосы, так как из-за них надо мной издеваются. Мне не стыдно, что я грублю и ругаюсь, мне это нравится. Вообще чем хуже я что-то делаю, тем мне приятнее». В других случаях, напротив, идеи самоумаления сопровождаются чувством вины. Больная рассказывает: «У меня с детства страх не реализоваться. Я постоянно думаю, что я изгой, что ничего не могу сделать так, как хочу. И как я думаю, так всегда и получается. Я знаю, что человек я никудышный и толку от меня не будет никакого. Винить за это мне некого, я во всём виновата сама».
Ипохондрический бред или бред болезни — убеждение пациента в том, что он страдает каким-то тяжёлым, неизлечимым, постыдным либо неизвестным науке заболеванием. Обычно возникает в связи со склонностью переносить на себя впечатления о болезнях других людей или присваивать постороннюю для себя информацию о заболеваниях. Пациенты с ипохондрическим бредом часто бывают физически вполне здоровыми людьми, а если чем-то и болеют, то реальной болезни могут как бы не замечать или не придавать ей серьёзного значения, будучи целиком сосредоточенными на мнимом заболевании. Ипохондрический бред может быть связан также с мнимыми болезненными ощущениями — сенестопатиями. Чаще, пожалуй, идеи болезни, если они как бы вытекают из сенестопатий, являются бредоподобным образованием, устранение сенестопатий приводит к исчезновению мыслей о болезни. Бредовые идеи болезни вначале могут быть проецированными вовне, и только позже приходит понимание, что это собственное заболевание.
Пациент сообщает, например, что он болен вот уже три года. В самом начале болезни появились головные боли, боли в других частях тела, возникли ощущения «хватания за кожу», «кожу рвало». Спустя год он почувствовал облегчение, в течение следующего года самочувствие оставалось удовлетворительным. Год тому назад он заметил, что при его появлении присутствующие люди начинают кашлять, чихать, зевать, жаловаться на головную боль, недомогание. Спящий сын, когда пациент входил в его комнату, начинал ворочаться, стонать. Постепенно пациент пришёл к выводу, что он заражает микробами людей на расстоянии до 20 метров, причём только люди с ангиной не реагируют на эти микробы. Наибольший вред микробы причиняли «нервной и сосудистой системам людей». Окончательно понял, что с самого начала и он страдал от этих микробов. Пациент много раз обследовался, но «врачи ничего не находили, отказывались лечить, говорили, чтобы я не придуривался».
В итоге он решил, что страдает не известным медицине заболеванием. Занялся самолечением, принимал антибиотики. К психиатру обратился потому, что «расшаталась нервная система, но невропатолог направил к вам». Другой много лет болеющий пациент, разочаровавшись в медицине, самостоятельно изучил многотомное руководство по гельминтологии и нашёл, что страдает редкой разновидностью гельминтоза, встречающегося в Экваториальной Африке. После этого он посещал врачей-инфекционистов с целью проверить, знают ли они что-то о его болезни. С победоносным видом говорит, что никто из них ничего о ней не слышал. На приёме у психиатра впервые. Пришёл убедиться, что у него нет психической болезни, о чём ему постоянно говорят близкие люди и знакомые.
Встречается персекуторный ипохондрический бред с убеждением пациента в том, что он болеет по чьей-то злой воле. Так, пациент шлёт тёще телеграмму угрожающего содержания: «Дорогая мамочка! Вышли 600 рублей. Внимательно читай УК, ст. 115». Он уверен, что болен сифилисом, этим же заболеванием страдают его жена и вся её родня. Его специально женили, чтобы заразить сифилисом. Дисморфомания или бред физического недостатка — убеждение пациента в том, что он имеет физический недостаток, уродующий его как в собственных глазах, так и в глазах других людей. Это могут быть неправильное строение тела, лица или какой-то его части, отталкивающий запах, дефекты кожи, гениталий, ушных раковин и многое другое. Мнимый физический недостаток переживается крайне тяжело, на реальные дефекты внешности пациенты могут при этом не обращать никакого внимания. Типично бредовое поведение со стремлением замаскировать физический дефект, устранить его посредством хирургической операции, собственных косметических манипуляций, голодания.
Нигилистический бред или бред отрицания — убеждение пациента в том, что отсутствует какая-то часть или качество его Я, полностью исчезло его Я или нечто, так или иначе связанное с его Я. Наблюдается в разных вариантах. Это бред смерти — убеждение пациента том, что он мёртв. Пациент утверждает, например, что он труп и его надо похоронить. Одновременно с этим он считает, что мертвы и все окружающие его люди. «Вы, доктор, тоже труп, это только видимость, что вы живы» — бред смерти с транзитивизмом. Бред отсутствия внутренних органов — пациент уверен, что его внутренние органы разлагаются, гниют или полностью сгнили, сохранилась лишь внешняя оболочка тела. Бред отсутствия физиологических отправлений — пациент уверен, что у него нет стула, что он не мочится, его кишечник не переваривает пищу и т. п. Последний бред особенно типичен для пожилых пациентов.
Так, больная жалуется на отсутствие стула, хотя, по наблюдениям персонала, она регулярно ходит в туалет. Она очень обеспокоена своим мнимым недугом, боится, что кишечник переполняют каловые массы и происходит отравление организма. В беседе только об этом и говорит, часто гадает на картах, вернётся ли к ней стул.
Бред утраты Я— убеждение пациента в том, что его Я более не существует: «Моего Я нет, оно растворилось, исчезло, от него не осталось и следа».
Бред отсутствия беременности — убеждение в отсутствии беременности, несмотря на очевидные признаки последней. Так, больная на протяжении полугода не могла поверить тому, что она беременна. В этом её постоянно убеждали врачи, не раз показывали ей снимки плода, указывали на увеличение живота, отсутствие месячных, нагрубание молочных желёз и т. п. Её возражения сводились к следующему: «Беременности не может быть, мы с мужем не были вместе, когда она могла наступить» и т. п.
Бред гибели внешнего мира (синдром Котара-Сегла, меланхолическая парафрения, меланхолический бред воображения, мегаломеланхолический бред, бред громадности и отрицания) — убеждение пациента в том, что весь мир разрушается или уже превратился в первозданный хаос, исчезают или исчезли всё живое на Земле, материя, пространство и время во всей Вселенной. Из описания бреда отрицания видно, что в своём развитии он связан с утратой способности воспринимать те или иные проявления собственного Я.
Источник