- Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.
- Bookinsider
- Деструктивные эмоции — Дэниел Гоулман. Книга в кратком изложении
- Деструктивные эмоции — Как с ними справиться?
- Дэниел Гоулман — Об авторе
- Деструктивные эмоции — Обзор книги
- Восток и Запад
- Западный взгляд на деструктивную эмоцию
- Восточный взгляд
- Необычный эксперимент
- Концепция буддийских монахов
- Полемика буддийских монахов
- «Я» и три уровня человеческого сознания
- Борьба с разрушающими эмоциями
- Медитация
- Основные понятия
Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.
В основе этого рассказа о сотрудничестве между Далай-Ламой и группой ученых, направленном на изучение деструктивных эмоций и борьбу с ними, зак.гючена решимость принять вызов, брошенный всему человечеству. Эта встреча состоялась задолго до катастрофических событий 11 сентября 2001 года. Но в силу непосредственного отношения к темным страстям, породившим невиданный разгул терроризма, такое сотрудничество приобрело неожиданную актуальность.
Из аннотации Дэниела Гоулмана
ДЭНИЕЛ ГОУЛМАН — доктор психологии, автор всемирно известных бестселлеров. Дважды номинирован на Пулитцеровскую премию за журналистскую деятельность по освещению наук о мозге и поведении в газете New York Times. В настоящее время занимает пост сопредседателя консорциума по исследованию эмоционального интеллекта при аспирантуре прикладной и профессиональной психологии Университета Рутгерса и является членом Американской ассоциации содействия прогрессу науки.
Участники
(с указанием званий и постов на момент проведения конференции)
Тензин Гьяцо, Его Святейшество 14-й Далай-Лама
Доктор Ричард Дж. Дэвидсон, профессор психологии и психиатрии кафедры Уильяма Джеймса и кафедры Вилас; директор лаборатории аффективной нейронг.уки при университете штата Висконсин в Мадисоне
Доктор Пол Экман, профессор психологии и директор лаборатории человеческого взаимодействия при медицинской школе Калифорнийского университета в Сан- Франциско
Доктор Оуэн Фланаган, профессор философии и заведующий кафедрой Джеймса Б Дьюка. член научного общества когнитивной нейронауки и внештатный профессор экспериментальной психологии университета Дьюка
Доктор Дэниель Гоулман, автор этой книги; сопредседатель консорциума по исследованию эмоционального интеллекта при аспирантуре прикладной и профессиональной психологии университета Рутгерса
Доктор Марк Гринберг, заведующий кафедрой профилактических исследований Беннета; профессор кафедры человеческого развития и семейных исследований; директор Центра профилактических исследований в области содействия человеческому развитию при университете Пенсильвании
Доктор геше Тхуптен Джинпа, президент и главный редактор проекта «Библиотека классических тибетских текстов» Института тибетского классического наследия в Монреале (Канада)
Досточтимый Аджан Маха Сомчай Кусаласитто, буддийский монах и помощник настоятеля буддийского монастыря Чандарам; лектор и проректор по внешним связям университета Махачулалонгкорнраджавидьялая (MCU), Бангкок
Доктор Маттье Рикар, соавтор этой книги; буддийский монах монастыря Шэчен в Катманду и французский переводчик Его Святейшества Далай-Ламы
Доктор Джин JI. Цай, доцент кафедры психологии в университетах Миннесоты, Миннеаполиса и св. Павла
Доктор Франеиско X. Варела, председатель Французского фонда, профессор кафедры когнитивных наук и эпистемологии Высшей политехнической школы; руководитель научно-исследовательских работ Национального центра научных исследований в Париже; заведующий отделением нейродинамики в больнице Сальпетри- ер, Париж
Доктор Алан Б. Уоллес, внештатный преподаватель факультета теологических исследований Калифорнийского университета в Санта-Барбаре
ПОСВЯЩАЕТСЯ ПАМЯТИ Франсиско Варела 07.09.1946-28.05.2001
Доброе утро, мой дорогой друг — и мой духовный брат. Невозможно выразить словами, как нам здесь тебя не хватает. Поэтому хочу выразить тебе мою глубокую, братскую благодарность за твой вклад в науку, особенно в неврологию и науку о разуме, а также в нашу работу во время этого диалога научной и буддийской мысли. Мы никогда не забудем твоих неоценимых заслуг. Я буду вспоминать о тебе до самой моей смерти.
ДАЛАЙ-ЛАМА, 22 МАЯ 2001 ГОДА,
СООБЩЕНИЕ ПО ЧАСТНОМУ ТВ-КАНАЛУ из МЭДИСОНА, ШТАТ ВИСКОНСИН, для ФРАНСИСКО ВАРЕЛА,
НАБЛЮДАВШЕЮ ЗА НАМИ со СВОЕЙ КРОВАТИ в ПАРИЖЕ,
ГДЕ ОН СКОНЧАЛСЯ ШЕСТНАДЦА ТЬЮ ДНЯМИ ПОЗЖЕ
Предисловие Далай-Ламы
Многие человеческие страдания берут свое начало в деструктивных эмоциях. Так, ненависть порождает насилие, а вожделение питает пагубные привычки. И если мы неравнодушны к судьбе ближнего, то одна из наших первоочередных задач — уменьшить цену, которую человечеству приходится платить за такие неуправляемые эмоции. Я твердо убежден в том, что и буддизм, и наука могут внести значительный вклад в достижение этой цели.
Буддизм и наука — это не противоборствующие мировоззрения, а скорее, различные подходы к решению одной задачи — поиску истины. Практика буддизма требует глубокого исследования реальности, а наука предлагает собственные способы проведения таких исследований. И хотя цели науки и цели буддизма могут отличаться, оба пути поиска истины расширяют объем нашего знания и понимания.
Диалог между наукой и буддизмом — это двусторонний разговор. Мы, буддисты, можем использовать открытия науки для уточнения нашего понимания мира, в котором мы живем. Но ученые тоже могут использовать некоторые теории буддизма. Есть много сфер познания,
где буддизм способен внести значительный вклад в развитие научного понимания, и некоторые из них стали главными темами диалогов Разума и Жизни.
Например, когда речь идет о механизмах мышления, то буддизм может предложить многовековой опыт внутренней науки, который может представлять практический интерес для исследователей, работающих в области когнитивных наук и нейронаук, а также в области изучения эмоций, поскольку это учение может в значительной мере способствовать пониманию этих механизмов. После наших дискуссий у некоторых ученых появились идеи относительно новых направлений в исследованиях.
С другой стороны, буддизм тоже может многое почерпнуть у науки. Я часто говорю, что каждый раз, когда получают научные факты, противоречащие буддийскому пониманию мира, буддизм должен поступиться некоторыми своими постулатами в соответствии с этими фактами. Мы всегда должны принимать точку зрения, которая опирается на факты. Если в результате собственных исследований мы убедимся, что научные выводы достаточно рациональны и обоснованны, то нам следует согласиться с ними. Однако необходимо провести четкое разграничение между тем, чего наука не знает, и тем, существование чего наука доказательно опровергает. Все, что признано наукой несуществующим, мы тоже должны признать несуществующим, но явления, которые просто пока не изучены, — это совсем другое дело. Взять хотя бы сознание. Несмотря на то что все чувствующие существа, в том числе и человек, пользуются сознанием с доисторических времен, мы до сих пор не знаем, что есть сознание на самом деле: какова его природа и как оно функционирует.
В современном обществе наука стала главной движущей силой человеческого и планетарного развития. С одной стороны, научные и технические новшества обес
печили стремительные темпы материального прогресса. Однако наука не может ответить на все вопросы, так же как в прошлом на них не могла ответить религия. Чем больше мы будем увлекаться погоней за материальным благосостоянием, игнорируя удовольствие, которое можно получить от внутреннего роста, тем быстрее станут исчезать из нашей жизни нравственные ценности. В конечном счете все мы испытаем горькое разочарование, потому что, когда в сердцах людей не остается места для справедливости и честности, раньше других страдают слабые. И от обид, вытекающих из подобной несправедливости, не сможет уберечься ни один человек.
Влияние науки на нашу жизнь с каждым днем возрастает, и в этих условиях религия и духовенство просто обязаны приложить все силы к тому, чтобы напомнить людям об их человечности. Мы должны уравновесить влияние научного и материального прогресса с осознанием ответственности, являющимся продуктом внутреннего развития. Вот почему я придаю такое большое значение диалогу религии с наукой, результатом которого могут стать новые открытия, способные принести неоценимую пользу человечеству.
Когда речь заходит о человеческих проблемах, вызван-» ных деструктивными эмоциями, буддизм многое может поведать науке. Главная цель буддийского вероучения заключается в том, чтобы ослабить влияние деструктивных эмоций на нашу жизнь. Для решения этой задачи буддизм предлагает широкий спектр теоретических концепций и практических методов. Если в ходе научных исследований будет доказана полезность хотя бы некоторых из них, у нас появятся все основания искать способы обучения этим методам всех людей на свете — независимо от того, интересуются они буддизмом или нет.
Одним из результатов нашего диалога стала попытка таких научных оценок. Я с большим удовольствием со
общаю вам, что дискуссия Разума и Жизни, отчет о которой изложен в этой книге, смогла перерасти в нечто большее, чем простой обмен мнениями между буддизмом и наукой. Ученые сделали шаг навстречу и приступили к реализации нескольких программ оценки отдельных буддийских методов, которые могут оказаться полезными для всех, кому приходится сталкиваться с деструктивными эмоциями.
Я приглашаю читателей принять участие в нашем исследовании причин деструктивных эмоций и способов борьбы с ними и серьезно задуматься над многими из поднятых вопросов, играющих важное значение для каждого человека. Надеюсь, этот опыт общения науки и буддизма окажется для вас таким же вдохновляющим, как и для меня.
28 АВГУСТА 2002ГОДА
Пролог
Вызов человечеству
Между мартом 2000 года, когда происходили описываемые здесь события, и осенью 2001 года, временем завершения этой книги, существует многозначительная связь. В то время когда происходил обмен мнениями, описанный здесь, мир с некоторым облегчением оставил позади ужасы двадцатого столетия, и многие из нас с надеждой вглядывались вперед, надеясь на лучшее будущее человечества. Затем произошли трагические события сентября 2001 года, и мы снова столкнулись с неопровержимыми доказательствами того, что расчетливая, крупномасштабная бесчеловечность все еще живет внутри нас.
Но эти варварские акты стали всего лишь очередным эпизодом в бесконечном потоке бездушной жестокости, где ненависть толкает людей на убийство. Из всех деструктивных эмоций именно такая безжалостная враждебность является самой опасной чертой человеческой психики. Большую часть времени эта форма варварства скрывается за кулисами, маячит на задворках нашего коллективного сознания, храня зловещее молчание в ожидании момента, когда она снова сможет появиться на сцене в свете прожекторов. Но жестокая ненависть неизбежно будет и
дальше раз за разом выходить на авансцену — до тех пор, пока мы не поймем, где ее корни, и не найдем способ держать жестокость (а вместе с ней и все остальные деструктивные эмоции) под надежным замком.
Этот извечный вызов человечеству стал главной темой данной книги, в которой описан опыт сотрудничества между Далай-Ламой и группой ученых, целью которого было изучение механизма деструктивных эмоций и поиск способов успешной борьбы с ними. Мы не ставили перед собой задачу выяснить, как деструктивные импульсы отдельного человека трансформируются в массовые акции или как несправедливость (или ее восприятие) порождает идеологию, провоцирующую нен
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Источник
Bookinsider
Лучшие книги для саморазвития в кратком изложении
Деструктивные эмоции — Дэниел Гоулман. Книга в кратком изложении
Деструктивные эмоции — Как с ними справиться?
Книга деструктивные эмоции на первый взгляд необычна и представляет собой стенографическую запись научной конференции.
Дэниел Гоулман — Об авторе
Дэниел Гоулман — известный американский психолог, научный журналист.
В течение двенадцати лет писал статьи для The New York Times, специализируясь на психологии и науках о мозге. Написал более 10 книг по психологии, образованию, науке и лидерству.
Получил мировое признание после выхода книги «Эмоциональный интеллект», которая продержалась в списке бестселлеров «Нью-Йорк таймс» более полутора лет.
Гоулман имеет множество наград за свои исследования, в том числе награду за достижения в сфере журналистики от Американской психологической ассоциации. Он был избран членом Американской ассоциации содействия развитию науки в знак признания его деятельности в сфере популяризации науки. Дважды номинировался на Пулитцеровскую премию.
Деструктивные эмоции — Обзор книги
Вопрос, который затронут в книге , это — проблема деструктивных эмоций, т. е. «разрушающих эмоций». В книге рассмотрены две точки зрения:
- Ученых,
- Буддийских монахов во главе с Далай-ламой.
Конференция не является неким экспериментом, поскольку представители обеих сторон раскрывают значимость одной и той же истины. Различные пути познания позволяют значительно расширить сознание, разные пути приводят к единому выводу. Зная причину, можно устранить и ее последствия. Деструктивные эмоции — это понятие, которое используется учеными. Монахи называют такую реакцию человека (его мозга) несколько иначе.
Восток и Запад
Науке свойственная гипотетичность, чего не скажешь о буддизме. Несостыковок достаточно. В своей книге-отчете Гоулман деструктивные эмоции раскрывает с обеих позиций. Например, сострадание. В западной культуре — это всегда сострадание к другим. «Цева» (сострадание) у монахов направлено и на самого человека: принять себя — почувствовать другого. Вообще, буддизм более конструктивно подходит к проблеме, поскольку «достает» ее из глубины. Этого нет у современных психологов Запада. Они «снимают» листву, оставляя гнилым корень. Главная уязвимость психологов в отсутствии гибкого мышления, в узкой направленности, они лечат признаки заболевания, а не его причину. Хотя их учения основаны на первоначальных моделях, созданных Платоном, Аристотелем, позже — Кантом, который утверждал, что быть хорошим и счастливым — подчас абсолютно противоположные вещи. Стремление к счастью свойственно всем людям, но какой ценой оно достигается?
Западный взгляд на деструктивную эмоцию
Эмоция может быть полезной, нейтральной, вредной. Деструктивная эмоция вредит как самому человеку, так и остальным.
Восточный взгляд
Эмоция задает направление, помогает определиться. Деструктивная эмоция — разрушает сознание, искажает восприятие реальности.
Раскрывая понятие «деструктивные эмоции», Дэниел Гоулман больше опирается на обоснования буддийских монахов.
Необычный эксперимент
Эксперимент был проведен во всех уголках Земли. Благодаря ему удалось выделить группу людей, которая несколько отличается от остальных.
Суть эксперимента: испытуемому на пятую долю секунды показываю фотографию человека, выражающего одну из шести эмоций. Ее-то и необходимо уловить. Те, кому это удается, наделены особыми качествами личности:
- Им свойственна добродетель,
- Некая доля эмпатичности,
- У одаренных людей нет разлада между личным и общественным, т. е. это личности гармоничные, что значительно отличает их от харизматичных людей,
- Им несвойственно стремление к славе,
- Они приятны в общении.
Концепция буддийских монахов
Буддийские монахи измеряют степень духовности человека не его возможностями, а умением противостоять гневу, зависти и пр. В буддизме различают 84 тысячи отрицательных эмоций. Противостоять им можно только с помощью краткой, но непрестанной молитвы. Это — основная практика. Но помимо нее используют и другие практики:
- Визуализация — создание в уме образа тибетского святого,
- Благодарность учителям, ее называют медитацией на преданность,
- Концентрация на одной точке, полное освобождение от всех вещей,
- Медитация на сопереживание, т. е. — любовь ко всему живому,
- Безмолвие — решительное отсечение всех мыслей в состоянии бодрствования,
- Медитация на бесстрашии — обретение полной уверенности в том, что все проблемы решаемы.
Полемика буддийских монахов
Это — одна из форм обучения, которая напоминает интеллектуальные игры. Здесь не пропадает ни одно слово! Значение имеют не только ответы, но и вопросы. Это — настоящее искусство, обучающая философия буддийских монахов.
«Я» и три уровня человеческого сознания
В книги раскрывается полемика буддийских монахов по поводу человеческого «Я» — какова его природа и роль в появлении деструктивных эмоций.
Монахи утверждают, что «Я» расположено на втором уровне человеческого сознания. Всего таких уровней — три:
- Грубый, ему присущи все эмоции, здесь человек взаимодействует с окружающей средой,
- Тонкий, на котором человек осознает свое «Я» и старается познать самого себя,
- Очень тонкий, ученые назвали бы его подсознанием, монахи называют абсолютным сознанием.
Борьба с разрушающими эмоциями
Тибетские монахи предлагают три способа борьбы:
- Найти противоядие: ненависть заменить любовью и т. д.,
- Разобраться в себе. Без медитации это практически невозможно. Медитация же обнажает пустоту этих эмоций,
- Третьим способом является трансформация, когда эти эмоции используют в качестве катализатора.
Утверждают, что эти методы можно сравнить с теми способами, которые применяют при удалении ядовитого растения.
Медитация
Все требует времени, освобождение от деструктивных эмоций — тоже. Любая деструктивная эмоция причиняет страдание. И в первую очередь — самому человеку. К сожалению, он осознает это только в тот момент, когда столкнулся с ней. Хорошо, если осознал и начал бороться, тогда в следующий раз у него будут силы преодолеть ее.
Медитация — это метод освоения, способность следовать за своими мыслями. Путь, позволяющий освободиться от деструктивных эмоций, т. е. стать свободным. Но медитация — это не стремление к удовольствию (мимолетному и истощающему), это — стремление к счастью, т. е. к внутренней удовлетворенности. Освобождение от деструктивных эмоций — это обретение ясности, а не инертность, равнодушие и пр. Такая свобода способствует максимальной самореализации, т. е. позволяет попробовать, что такое счастье «на вкус».
Основные понятия
В книге описаны механизмы гнева, его разновидности, поскольку не всякий гнев является разрушающим. Есть такое понятие — праведный гнев, который побуждает мобилизовать все силы и уничтожает само разрушение, т. е. дает противоположный эффект.
Буддизм разделяет категории опыта на сенсорный и ментальный. Основная работа проводится на ментальном уровне, этот опыт является более значимым. Мышление, способность анализировать делают это опыт активным и действенным.
Ментальная область расширяет сознание, которое значительно шире сенсорного. Далай-лама объясняет этот момент на примере цветка, который человек видит. Мысли об этом цветке — значительно шире: они вмещают тот цветок, который человек видит сегодня, и тот, который видел вчера.
Таким образом Далай-лама относит сенсорную область к концептуальной когниции, а ментальную — к неконцептуальной. Но если сенсорная всегда относится только к неконцептуальной, то ментальная может приобретать разную форму, что также объясняется на примере.
Далее речь идет о ментальных загрязнениях, о двух типах этих загрязнений, которые основаны на восприятии реальности:
Все ментальные загрязнения зиждутся на извращенном мышлении. Далай-лама говорит о пути решения — разбудить рассудок. Это один из способов. Второй способ затрагивает аспект «пустоты».
Ментальные загрязнения в свою очередь делятся на две большие группы:
- Первая рождается вместе с разумом,
- Вторая образуется уже в процессе мышления.
Вторая группа может стать весьма разрушительной, поскольку мысли множатся, как песок морской.
Ментальные загрязнения, которые являются корневыми:
- Вожделение,
- Гнев, сюда же относится ненависть,
- Заблуждение,
- Самомнение,
- Искаженное мнение,
- Сомнение.
Каждое корневое загрязнение имеет сопутствующее:
- Гневу сопутствуют — зависть, жестокость, ярость,
- Привязанности — тупость, скрытие пороков, жадность,
- Заблуждению — отсутствие внимания, духовная лень, забывчивость и т. д.
В тибетской школе не просто помогают нейтрализовать загрязнения, а помогают преобразовать их. Бывают состояния, которые нельзя отнести к категории эмоции, но это явно состояния ментального загрязнения.
В результате совместного рассуждения обе стороны подошли к такому выводу: Запад делает акцент на опасности деструктивных эмоций для человека на его внешнем уровне, буддизм делает акцент на духовном росте человека. Социум — только логичное дополнение.
Изучая деструктивные эмоции, исходя из своей концепции, западные психологи не всегда могут четко сформулировать — как с ними справиться.
Источник