- Фольклорный праздник Масленица как средство приобщения учащихся к культурному наследию мордовского и русского народов статья по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Воспитание посредством фольклора. Праздники и развлечения
- Народные праздники и развлечения.
- Методическая разработка. Развитие индивидуальных интересов и творческих способностей дошкольников в культурно-досуговой деятельности. методическая разработка ( группа) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Фольклорный праздник Масленица как средство приобщения учащихся к культурному наследию мордовского и русского народов
статья по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внеклассная работа | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Фольклорный праздник Масленица как средство приобщения учащихся к культурному наследию мордовского и русского народов
Вот уже стало доброй традицией каждый год отмечать праздник Масленицы в школе №22 г. Саранска. Празднование Масленицы во все времена было самым радостным, веселым, хлебосольным, запоминающимся славянским праздником. Ведь Масленица – это проводы зимы, и если не попрощаться с зимушкой как следует, то и весна вряд ли порадует своим теплом. А тот человек, кто плохо и скучно праздновал Масленицу, считали на Руси, будет неудачлив в течение всего года. Праздник Масленицы предполагает такие обряды и обычаи, как сжигание чучела Масленицы, катание с гор, взятие снежного городка, игры и соревнования на улице, поедание блинов.
Любой праздник должен создать у ребенка радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный подъем и сформировать праздничную культуру, позволяющую детям узнать о традициях праздника, о его организации. Подготовка к празднику вызывает у детей интерес, на основе которого у них формируются нравственные и эстетические качества.
При организации и проведении праздника мы ставили перед собой следующие цели и задачи:
Цель: погружение детей в мир традиционной культуры и создание социокультурной среды посредством праздника Масленицы
- знакомство учащихся с народным праздником Масленица
- формирование навыков культурного поведения
- воспитание патриотизма, основанного на народных традициях
- проведение праздника через эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщение всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы
- привитие интереса к народным традициям и фольклору
- развитие интеллектуальных и коммуникативных способностей младших школьников
Праздник. Что несет в себе это понятие?
Праздник – это день, который наполнен радостью, весельем. Это день, когда люди объединяются. Само слово «праздник» заимствовано из старославянского языка и буквально означает «не занятый делами, свободный от работы». С другой стороны, праздник – это далеко не безделье. Это деятельность, направленная на физическую или душевную разрядку.
Освоение детьми праздничного фольклорного наследия, является одним из приоритетных направлений воспитания в виду значимости осознания своих «корней» и первоисточников как исторической памяти.
В «старой» России, и у мордвы в том числе, ребенок был активным участником подготовки к празднику, он сам изготавливал простые праздничные атрибуты. Слушая речь взрослых в повседневном быту, их размышления о празднике, пословицы и поговорки, ребенок постепенно, органично проникался идеей праздника. Он принимал активное участие наряду со взрослыми во всех обычаях и обрядах.
Самые первые праздники у русских и у мордвы имели свои обычаи и традиции, свой сценарий. Своеобразие традиций зависело от идеи праздника, поэтому праздник имел свои атрибуты, песни, заговоры, специфические блюда, игры, хороводы. Праздники способствовали сближению родных и близких людей, они являлись первичной формой культуры, а сама культура праздника слагалась из культуры игры, культуры слова, культуры моды, костюма, этикета, обычая, ритуала – словом, из совокупности разных культур.
При подготовке к празднику нужно постараться затронуть сердце и душу ребенка. Знакомя детей с праздниками народного календаря, им необходимо объяснить, что это не день безделья, а день сочетание труда и веселья. Ведь Масленица – это прощание с периодом отдыха; это начало трудового периода (пахота, посев). У детей и взрослых на масленичной неделе господствует внутреннее ожидание обновления. Ведь Масленица – это прощание с зимой (холодом) и встреча весны (тепла, новой жизни). Необходимо познакомить детей с обычаем ходить к родственникам, просить прощения у родных и близких. Этот обычай вырабатывает такие качества, как уважение близких, почитание старших, укрощение гордыни (умение просить прощение). Но, с другой стороны Праздник Масленицы способствует и эстетическому развитию детей. Почитаемую особу наряжали в красивые одежды, сами крестьяне всю неделю ходили нарядными и опрятными.
Праздник Масленицы мы проводим в школе перед началом Великого поста. Для проведения праздника проводится большая подготовительная работа. В музее на фоне избы вывешиваются символ Масленицы – Солнце, плакаты с надписями по-русски и по-мордовски: Масленица – Мастя. На столах накрыты угощения: блины, пироги, сладости, чай, подготовлены сувениры.
Все дети одеты в народные костюмы: мордовские, русские, костюмы животных (животные по сценарию привозят на санках Масленицу). Каждый ребёнок не просто пассивный слушатель, а играет какую-то особую роль. На праздник приглашаются гости, родители. Они также принимают активное участие в подготовке праздника: готовят костюмы, помогают учить детям стихи, песни, шьют чучело Масленицы, пекут блины, пироги.
Масленица проходит по сценарию, где участниками являются дети разных национальностей: жители мордовской и русской деревень, ведь в жизни так и есть: мордва и русские живут по-соседству, вместе трудятся, отдыхают, встречают праздники, помогают друг другу.
На празднике много интересного дети узнают о Масленице, что означает каждый день недели, разыгрывают сценки, прибаутки, играют в народные игры, исполняют русские и мордовские народные песни, рассказывают пословицы, поговорки, отгадывают загадки, кличут весну:
А тундыне, тундыне!
Тонь тердеме кундынек!
Сака, сака, тундыне,
Сака, цецяв пацине!
Тонеть каша пидинек,
Тонеть брага теинек!
Весёло проходит ярмарка, где продают пирожки, баранки, игрушки.
Кульминацией праздника, конечно, становится сжигание чучела Масленицы, катание с гор, игры и соревнования на улице, поедание и угощение всех блинами, пирожками, сладостями, чаем.
Как же отрадно видеть огромный интерес детей к фольклорному материалу, народным обычаям и традициям. Подготовка к этому празднику непринужденно и естественно вызывает у них положительные эмоции, раскрывая творческие способности каждого ребенка.
Хотелось бы, чтобы наши ребята могли осознать мудрость народной культуры, понимали его жизненный уклад, особенности языка, ведь приобщение детей к традициям вызывает уважение к культурному наследию народа, духовно развивает, делает их более осведомленными в бытовых ситуациях, эмоционально и нравственно воспитывает, готовит их к будущей жизни.
Источник
Воспитание посредством фольклора. Праздники и развлечения
Оксана Чиркова
Воспитание посредством фольклора. Праздники и развлечения
Народные праздники и развлечения.
Фольклор на праздниках и развлечениях.
В нашем детском саду проблему нравственно- патриотического воспитания, мы рассматриваем не только на занятиях, но и на материале праздничной культуры, т. е. знакомим детей с традициями русских народных праздников. Почему мы обращаемся именно к праздникам?
Праздник- это день, наполненный радостью, весельем, день, когда все объединяются. Само слово «праздник» заимствовано из старославянского языка и буквально означает «не занятый делами, свободный от работы».
Особое значение имеет праздник для ребёнка.
К. Д. Ушинский отмечал: праздник для ребёнка совсем не то, что для нас взрослых. Он подчёркивал: ребёнок считает свои дни от праздника до праздника, как мы считаем свои годы от одного важного события нашей жизни до другого. Каким тусклым и серым было бы детство без праздника.
Первые праздники в России были связаны с земледельческим календарём. Их называли календарными или годовыми, т. к. начинались они с момента, когда «солнце поворачивалось на лето», т. е. в декабре. И продолжались практически весь год, заканчиваясь завершением сбора урожая. В основе всех праздничных событий лежали языческие представления об устройстве мира, о взаимодействии людей с космосом и природой. Праздник представлялся в образе колеса времени, которое постоянно вращается от зимнего до летнего солнцеворота- макушки лета. Считалось, что в канун праздника проявляются тёмные силы природы. От них можно уберечься, их можно перехитрить с помощью смеха, шарад, переодеваний, песен и танцев.
Праздники играли и продолжают играть большую роль в жизни людей. Они способствуют сближению членов семьи, родственников, людей, живущих в одном селе, деревне, городе. Одновременно праздник выполняет информационную функцию, т. к. люди обмениваются новостями, обсуждают события, происшедшие в стране или местности, где они проживают. Любой праздник, по определению М. М. Бахтина, является первичной формой культуры. Культура праздника действительно слагается из культуры игры, культуры слова, движения и музыкального звука, а также культуры моды, костюма, этикета, обычая, ритуала- словом, из совокупности разных культур.
Возрождая праздничные народные традиции в дошкольном учреждении, мы преследовали конкретную цель- приобщить наших воспитанников к истокам русской народной культуры через организацию детских фольклорных праздников.
Таким образом, ведущее место в процессе приобретения детьми первых этнокультурных знаний мы изначально отвели детскому фольклорному празднику. Старались создать у ребёнка радостное настроение, эмоциональный подъём и формировать праздничную культуру (знание традиций народного праздника, особенностей организации праздничного действа, правил приглашения гостей и гостевого этикета.)
Подготовка к празднику всегда вызывает у детей интерес, на основе которого формируется художественный вкус, единение детей и взрослых. Самое главное, чтобы никто не был пассивным созерцателем. Мы, взрослые, стараемся дать выход детским стремлениям, способствовать удовлетворению их желания участвовать в играх, танцах, инсценировках, в оформлении зала, группы и других помещений детского сада. Это способствует социализации ребёнка, формирует у него активную позицию и вызывает стремление сохранить традиции и обычаи русского народа.
Мы считаем, что ребёнка дошкольного возраста обязательно следует приобщать к праздничной культуре.
Нами выделены следующие виды праздников:
Народные и фольклорные (праздники народного календаря)-
Святки, Масленица, Красная горка, Праздник русской берёзки,
Православные- Рождество, Пасха, Вербное воскресенье, Покров.
Мы проводим «большие» и «маленькие» праздники, праздники, которые требуют большой подготовки и праздники, которые проводятся на основе знакомого материала с участием взрослых.
Праздник «Рождество Христово» — один из самых важных у христиан. Рождество называют днём примирения, доброты, миролюбия. Это праздник утверждения любви на земле, праздник радости и света. Всё это необходимо донести до детей, проводя с ними беседы. Можно изготовить различные подарки для родителей или малышей.
На музыкальных занятиях разучиваем рождественские песенки, колядки.
«Масленица»- самый весёлый, самый разгульный и поистине всеобщий праздник.
Готовясь к этому празднику, разучиваем с детьми песенки встречи и проводов Масленицы, хороводы. Изготавливаем Масленицу, которую после праздничного чествования в зале, выносим на празднично украшенный участок, печём блины. Праздник является общим и массовым.
«Гукание весны или сороки» — перед проведением этого праздника необходимо рассказать его историю. Он проходит 22 марта, в день весеннего равноденствия, в день сорока мучеников. В этот день пекли из теста жаворонков и звали весну. Считалось, что если её позвать, покликать, то она скорее придёт.
Мы разучиваем несколько тематических песенок, но в основном праздник проводится на знакомом материале, печём жаворонков для угощения. Можно слепить жаворонков из пластилина или теста.
На праздник «Благовещенья» в детский сад был приглашён священнослужитель, который рассказал детям об истории праздника, его значении, обрядах.
«Пасха» — когда – то она была едва ли не самым радостным и долгожданным праздником и чтобы он запомнился детям необходима предварительная работа воспитателя, муз. руководителя, родителей. Этот праздник проходит в воскресенье, и поэтому мы в детском саду уже закрепляем традиции, которые дети видели дома, углубляясь в историю.
При организации детских праздников мы стараемся соблюдать принципы, характерные для русского досуга,- это душевное просветление и возвышение, единение людей, раскрытие их творческих сил, состояние всеобщей гармонии. Считаем особенно важным, что народные праздники, обряды и обрядовая поэзия являются значимыми явлениями духовной культуры русского народа. Поэтому не только сам праздник, но и подготовка к нему имеют огромное значение для формирования основ культуры ребёнка. У него постепенно формируются навыки и умения в организации и проведении праздника. В первую очередь следует продумать его программу.
Большую роль в подготовке праздников и развлечений играет работа кружка по народному творчеству.
Итак, подводя итог, можно сказать, что на нас лежит ответственность за воспитание будущего поколения. И мы должны как можно больше обращаться к народной музыке как к роднику, которым питается вся музыкальная классика. Вспомним русскую пословицу: «Сказка – ложь, а песня – правда». В народной песне всё правдиво, искренне и просто – и мелодия и слова. Она отшлифована тысячами талантливых певцов, несёт в себе многолетнюю историю русского народа.
Таким образом, приобщая детей к истокам русской народной праздничной культуры, мы развиваем личность каждого ребёнка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности.
Народный праздник «Христос воскресе» Дошкольный возраст- благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способной возродить приемственность поколений,.
Традиции нашего детского сада Фольклорные праздники в детском садуВ каждом детском саду с годами складываются свои традиции так или иначе связанные с жизнедеятельностью.
Источник
Методическая разработка. Развитие индивидуальных интересов и творческих способностей дошкольников в культурно-досуговой деятельности.
методическая разработка ( группа) на тему
Методическая разработка отражает виды и формы культурно-досуговой и творческой деятельности дошкольников, а также опыт работы по организации праздников и развлечений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие индивидуальных интересов и творческих способностей дошкольников в культурно-досуговой деятельности.
Организация свободного времени главным образом определяется духовным и экономическим уровнями развития общества и семьи. Чем выше культура человека,чем выше его благосостояние,тем больше у него возможностей уделять внимание отдыху, самообразованию и творческой деятельности.
В основу нашей работы положен постулат о том, что досуг – это возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору. Она продиктована личными потребностями и интересами человека, а не вызвана внешними обстоятельствами, вынуждающими его заниматься такой деятельностью. Не секрет, что потому, как человек проводит свой досуг, можно судить, насколько высок его интеллектуальный уровень, какое место в обществе он занимает, каков его доход. Кроме того, можно сказать и о том, какое у него воспитание, чем он увлекается и какие у него интересы.
Теоретический анализ социально-педагогической и методической литературы, Государственного стандарта по образованию и нормативных документов органов образования позволили сделать вывод о том, что культурно-досуговая деятельность детей — это специфическая, практически основная сфера жизни детского сада, семьи, которая создает внешние и внутренние условия для освоения социокультурного опыта человечества и развития личности.
В культурно-досуговой деятельности детей можно выделить несколько психолого-педагогических принципов. Первый принцип позволяет расширить кругозор ребенка, повысить его досуговую культуру и способствует проявлению творческой активности. Следующим важным принципом является разумное сочетание индивидуальной и коллективной деятельности. Активная художественно-творческая совместная деятельность может способствовать формированию у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, умения договориться о содержании деятельности, вовремя прийти на помощь тем, кто в ней нуждается, подбодрить товарища и т.д. А по завершению совместной деятельности дети радуются результатам. Культурно-досуговая деятельность напрямую связана с нравственным и эстетическим воспитанием детей. Поэтому одним из основных принципов организации культурного досуга дошкольников должно быть нравственное и эстетическое формирование личности. Каждое из них решает свои задачи и имеет собственные средства и методы для их реализации. Таким образом, все выше перечисленные принципы, определяющие отдельные стороны процесса культурно-досуговой деятельности, взаимосвязаны и в своей совокупности лежат в основе организации детского отдыха, развлечений, праздников, самообразования ребенка и его творческой деятельности.
Виды и формы культурно-досуговой и творческой деятельности дошкольников.
Виды культурно-досуговой деятельности разнообразны и их можно классифицировать следующим образом: отдых, развлечения, праздники, самообразование и творчество.
Хочу рассказать о каждом виде культурно-досуговой деятельности отдельно,
Отдых – состояние покоя, либо такого рода досуговая деятельность, которая снимает усталость и напряжение, восстанавливает как физические, так и эмоциональные силы человека. Поэтому необходимо учить детей распределять свои силы между умственным, физическим трудом и отдыхом. Отдых можно подразделить на два вида: пассивный и активный. В активный отдых мы включаем занятия гимнастикой, работу на участке,
подвижные игры. Детям всех групп очень нравятся комплексы упражнений по программе А.Бурениной «Ритмическая мозайка». Они легко и быстро превращаются в белочек, чебурашек, путешественников…. И таким образом самовыражаются под музыку.
Эмоционально и живо проходят обрядовые подвижные игры. Дети любят наряжаться в костюмы медведя, козы, петуха…С удовольствием заучивают стихотворный текст к играм. В зависимости от времени и ситуации игры проводим на спортивной площадке, в группе или в музыкальном зале.
Существует и пассивный вид отдыха, когда мы с детьми слушаем спокойную музыку, ведем непринужденную беседу на тему, которая волнует ребенка. Детям нравятся психологические сеансы расслабления. Мы их проводим после активных, динамичных занятий. Однажды во время такого сеанса расслабления дети лежали на ковре с закрытыми глазами, звучал шум морского прибоя и я рассказывала о красивом белом корабле, который плыл по морю. Но вдруг капитан корабля увидел детей, которые загорали на берегу, и решил прокатить их. Дети с радостью поднялись по мостику на корабль и он медленно удалился от берега. Неожиданно один из мальчиков стал тихо всхлипывать. Когда мы с воспитателем спросили о причине смены настроения, то он ответил, что очень скучает по маме, которая осталась на берегу. Пришлось заканчивать сеанс возвращением на берег, где детей встречали мамы и папы. Такие мероприятия не требуют больших интеллектуальных усилий, но развивают фантазию и воображение и
одновременно способствуют развитию речи и навыков общения с окружающими людьми.
Следующий вид культурно-досуговой деятельности – это РАЗВЛЕЧЕНИЯ.
Существует три типа развлечений:
— Дети являются только слушателями или зрителями;
— Дети – непосредственные участники;
— Участниками являются и взрослые и дети.
При организации развлечений первого типа, когда дети являются только слушателями или зрителями, мы привлекаем ребят к изготовлению атрибутов или пригласительных билетов. В этом виде мероприятий культурно-досуговая деятельность дошкольников ограничена: они в основном являются зрителями и положительный эмоциональный настрой получают в процессе восприятия. Но даже во время таких развлечений дети не просто сидят и слушают, а приходят на выручку героям и участникам. То они берут в руки шумовые инструменты и прогоняют Лису, чтобы выручить Петушка, то они карточками-указателями запутывают Разбойников, путешествуя на необитаемый остров. В результате дети учатся согласовывать свои действия, у них формируется способность сочетать личные интересы с деятельностью других.
Второй тип развлечений, когда дети – непосредственные участники, дает возможность более широкого включения детей в процесс подготовки и исполнения. Они сами готовят номера для выступлений, ставят спектакли, разыгрывают роли, активно участвуют в играх. Так во время проведения « Ярмарки» дети, выполнявшие роль коробейников, зазывали гостей на праздник и предлагали купить свой товар не только участникам, но и гостям представления. А когда открывали «Осеннее кафе» посетителей кафе – это были гости и родители, встречали дети-овощи и дети-фрукты, которые долго спорили, кто из них важней и кто вкусней. Праздник закончился дегустацией фруктовых и овощных салатов.
Дети очень любят играть в концерт из готовых выученных песен, сами исполняют, добавляя выразительности. Эти концерты чаще всего проводим на участке, приглашаем зрителей. С удовольствием дошкольники включаются в театрализованные игры и сказки. Они чувствуют себя раскованно и каждый раз пополняют свои роли новыми вариантами импровизаций ( бежит голодный волк, обиженный трусливый зайчик, злая Мачеха, трудолюбивая, добрая Золушка….). Этот тип развлечения одновременно позволяет найти занятие каждому ребенку, что положительно сказывается на формировании основ культуры личности.
Третий тип развлечения – смешанный, когда участниками являются и взрослые и дети. Привлечение родителей и взрослых к этому виду культурно — досуговой деятельности является эффективной формой работы детского сада с семьей, т.к. позволяет педагогу научить родителей правильно заниматься с детьми в свободное время, содержательно и интересно организовывать домашние праздники, досуг и отдых детей. Вот уже который год в День защитника Отечества мы проводим совместное развлечение «Папа, мама, я – военная семья», где дети вместе с родителями соревнуются в знании военной техники, формы символики, а мамы быстро оказывают медицинскую помощь «раненым». Живо и весело проходит Широкая Масленица, где воспитатели и родители наряжаются героями, помогают детям преодолеть полосу препятствий на участке в поисках Масленицы. А потом все вместе угощаются традиционными блинами.
Неожиданным было появление Карлсона через окно, когда отмечали День Смеха. Вместе с Карлсоном дети выполняли шуточные задания. Очень смешной получилась игра «Передай шляпу», где нужно было придумать свой танец в шляпе, рассмешить друга. Все эти мероприятия помогают расширить общение с взрослыми, что так необходимо для развития детей.
Большое значение в культурно-досуговой деятельности имеют праздники. Праздник – это день, который наполнен радостью, весельем, день, когда люди объединяются. Взрослые и дети чувствуют эмоциональный подъем, при этом создаются условия для выражения радости, хорошего настроения. Особое значение праздник имеет для ребенка.
Праздники, которые отмечаются в детском саду, имеют свои цели и задачи. Конечно, самая первая – это создать у ребенка радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный подъем и сформировать праздничную культуру. В детском саду можно выделить следующие виды праздников:
— народные и фольклорные ( Святки, Масленица, Осенины и др.)
— государственно-гражданские ( Новый год, День Победы, День защитника Отечества, День города и др.)
— международные ( 8 Марта, День защиты детей ),
-бытовые и семейные ( День рождения, Выпуск в школу, праздники, которые специально придумываются взрослыми, с целью доставить радость детям ( праздник мыльных пузырей, праздник бантиков и др.)
Так как приоритетным направлением работы нашего детского сада является развитие творческой личности, то работа всего коллектива направлена на выявление способностей детей и создание условий для реализации их творческого потенциала.
При организации праздников мы в первую очередь продумываем программу, уточняем обязанности коллектива и выбираем ведущего. Но иногда роль ведущих выполняют дети. Так на утреннике « До свиданья, детский сад» ведущий-ребенок выполнял роль корреспондента и брал интервью у гостей и участников праздника. На празднике 8 Марта дети-администраторы подбирали маму оставшемуся без внимания ребенку. Такие перевоплощения помогают детям повысить их творческие способности, развивают правильную и грамотную речь.
Торжественно и взволнованно проходит праздник « День Победы», когда дети вместе с приглашенными ветеранами поют песни военных лет, сидя у бутафорского костра пишут домой «фронтовые письма».
Очень часто для оформления зала мы привлекаем детей, используя их рисунки и поделки. Например, ко Дню города зал был украшен рисунками-достопримечательностями нашего края. А потом дети провели своеобразную экскурсию по городу. Все это воспитывает художественный вкус, интерес к продуктивной деятельности (рисование, аппликация, конструирование). Очень активно, с творческим подъемом проходит День защиты детей. Праздник проводим на участке. К этому времени дети вместе с родителями готовят костюмы летней тематики (бабочки, стрекозы, цветы…), чтобы Фея Цветов пропустила их в свое царство. Весь день на участке звучит музыка композиторов-классиков и современных авторов, и дети выполняют движения, соответственно своему образу. Таким образом музыкальное творчество помогает раскрыть потенциал ребенка, его возможности, талант.
Творческая деятельность ребенка не обязательно приводит к творческому результату, но участие в ней не проходит для ребенка бесследно, т.к. совершенствуются его качества как творческой личности. Важно обеспечить дошкольника оптимистическим отношением к своим возможностям и способностям, сформировать уверенность и потребность в творческой деятельности.
Источник