- Тест по русскому языку Сложносочинённое предложение 9 класс
- Вариант 1
- Вариант 2
- Русский язык
- Композиция сочинения-рассуждения
- Абзацы в сочинении. Смысловая нагрузка
- Как правильно разделить сочинение на абзацы. Алгоритм
- Алгоритм написания правильного сочинения
- Как сформулировать тезис. Определение проблемы
- Где брать аргументы. Кладовая идей
- О чем забывают при написании рассуждения. Потеря баллов
- Словарь терминов
- Поделиться уроком с друзьями:
- ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Тест по русскому языку Сложносочинённое предложение 9 класс
Тест по русскому языку Сложносочинённое предложение 9 класс с ответами. Тест включает 2 варианта, в каждом 3 части. В части А — 10 заданий, в части В — 4 задания, в части С — 1 задание.
Вариант 1
А1. Какое из утверждений неверно?
1) Сочинительные союзы делятся на три группы: соединительные, противительные, разделительные.
2) Если есть общий второстепенный член предложения, то запятая отсутствует между частями сложносочинённого предложения.
3) Простые предложения в составе сложносочинённого связаны только интонацией.
4) Части сложносочинённого предложения равноправны.
А2. Укажите сложносочинённое предложение.
1) Сорока прилетела к вечеру, когда от теплоты лёд начал оседать.
2) Ветер гнал по синему небу рыхлые тучи, и по земле неслись вперемежку то холодные тени, то солнечные пятна.
3) Конь помотал головой, подумал, потом вытянул шею и взял наконец хлеб мягкими губами.
4) Старая сорока сидела на раките и сердито трещала: должно быть, хвасталась.
А3. Укажите сложносочинённое предложение с разделительным союзом.
1) Смеркалось, и мне захотелось вернуться в тепло и уют.
2) Пошёл мелкий осенний дождь, зато воздух стал свежее.
3) Необходимо совершенствовать свои знания, или произойдёт деградация.
4) Все студенты пошли на лекцию, я тоже пошёл.
А4. Укажите предложение с составным союзом.
1) Гроза прошла, и ветка белых роз в окно мне дышит ароматом.
2) В небе первые звёзды повисли, в окнах тоже горят огоньки.
3) Не то дождь пошёл, не то воробьи пробежали по крыше веранды.
4) Ветер дул с моря и город обдавал запахом водорослей.
А5. Укажите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.
1) Туман то заволакивал вершины гор, то спускался в долину, то вдруг поднимался кверху.
2) Его добрые глаза светились ясным светом и худое лицо казалось прекрасным.
3) К вечеру небо очистилось от туч, а ночь обещала быть холодной.
4) Мальчики сидели за столом, выполняя какую-то работу, и я старался не мешать им.
А6. Укажите сочинительный соединительный союз.
1) то…то
2) и
3) но
4) будто
А7. Как надо расставить запятые в предложении?
Он очнулся (1) перестал шуметь (2) но (3) по-видимому (4) никого (5) и ничего не было.
1) 1, 3, 4, 5
2) 1, 2, 4
3) 1, 2, 5
4) 1, 2, 3, 4
А8. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Фиолетовые тучи низко ползли над притихшей землёй () и наполовину окутывали сероватой пеленой седые горы.
1) сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна
2) простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая
3) сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая
4) простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна
А9. В каком предложении надо поставить только одну запятую?
1) Тишина в природе нарушалась однообразным шумом воды да жужжанием насекомых.
2) Снег медленно падал то на лицо и руки то на рукава то на землю.
3) Гремят раскаты молодые вот дождик брызнул пыль летит.
4) Надвинулась тёмная туча и через несколько минут подул сильный ветер.
А10. Какой характеристике соответствует предложение из стихотворения Б. Пастернака?
Во льду река и мёрзлый тальник,
А поперёк, на голый лёд,
Как зеркало на подзеркальник,
Поставлен чёрный небосвод.
1) сложноподчинённое предложение
2) простое предложение с однородными членами
3) сложносочинённое предложение с противительным союзом
4) сложное бессоюзное предложение
Прочитайте текст и выполните задания В1-В4.
(1)Как быстро летело время. (2)Был уже целый ряд холодных утренников, а от инея пожелтели берёзки и покраснели осины. (3)Вода в реке потемнела, и сама река казалась больше, потому что берега оголели, береговая поросль быстро теряла листву. (4)Холодный осенний ветер обрывал листья, засыхавшие от мороза, и уносил их.
(По Д. Мамину-Сибиряку)
В1. Выпишите сочинительные союзы из предложения 2.
В2. Напишите номер сложносочинённого предложения с противительным союзом.
В3. Напишите цифрой, сколько грамматических основ в предложении 3.
В4. Укажите, простое или сложное предложение 4.
С1. Используя сложносочинённые предложения, продолжите описание осени Д. Мамина-Сибиряка.
Вариант 2
А1. Какое из утверждений неверно?
1) Части сложносочинённого предложения всегда отделяются друг от друга запятой.
2) Части сложносочинённого предложения связаны между собой союзом и интонацией.
3) Союзы однако и зато являются противительными.
4) Запятая в сложносочинённом предложении не ставится, если есть общий второстепенный член.
А2. Укажите сложносочинённое предложение.
1) Солнце неслось за прозрачной листвой деревьев, зажигая в ней ослепительные пожары.
2) Кажется, что зима не ушла, а только спряталась в леса, на дно озер.
3) Длинные дни ничем не отличались от ночей: весь этот лесной край терялся в сумерках.
4) За окном становилось тихо, и только море мыло берега с однообразным гулом.
А3. Укажите предложение с противительным союзом.
1) Прошла гроза, и небо посветлело.
2) Сумерки, но от фонарей льётся свет.
3) То падал туман, то припускал дождь.
4) День и ночь.
А4. Укажите предложение с составным союзом.
1) Воздух был душен, влажен, и очень хотелось дождя.
2) Не только птицы замолчали перед дождем, но и всё в природе притихло.
3) В синем небе поднималось солнце, но иней на прибрежной траве ещё не растаял.
4) Грибы редко попадались, зато мы вдоволь полакомились земляникой.
A5. Укажите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.
1) Пришёл жаркий июль, и мы стали ходить в лес за грибами и ягодами.
2) От лёгкого дыхания тёплого летнего ветерка колышутся, кланяются, неслышно звенят колокольчики, радостно приветствуя гостя.
3) В листве беззаботно зашумел ветер, а гибкие ветви склонились до самых колосьев.
4) Ростки травы появляются до начала спада воды и все вокруг становится сиреневым.
А6. Укажите противительный союз.
1) то…то
2) также
3) или
4) однако
А7. Как надо расставить запятые в предложении?
Над домом (1) над полем в осенней сырости (2) поднялась кровавая луна (3) и свет её казался мне зловещим и мёртвым.
1) 1, 2, 3
2) 3
3) 1, 2
4) 1, 3
А8. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Мелкий дождь перестал стучать по тесовой тёмной крыше дачного домика () и неожиданно быстро потеплело.
1) сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна
2) простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая
3) сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая
4) простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна
А9. В каком предложении надо поставить только одну запятую?
1) Всю весну погода стояла пасмурная да дождливая.
2) Всё кругом цвело и праздничное настроение охватывало душу.
3) Солнце то выглядывало из-за туч то снова пряталось то тускло пробивалось в зените.
4) Ни звука ни шороха ни шевеления не было слышно в глухом овраге.
А10. Какой характеристике соответствует предложение из стихотворения Б. Пастернака?
В те места босоногою странницей
Пробирается ночь вдоль забора,
И за ней с подоконника тянется
След подслушанного разговора.
1) сложное бессоюзное предложение
2) сложноподчинённое предложение
3) простое предложение с однородными членами
4) сложносочинённое предложение с соединительным союзом
Прочитайте текст и выполните задания В1-В4.
(1)Какое-то радостное чувство испытываем мы, когда на небе возникает удивительно красивое явление — радуга. (2)Солнечные лучи освещают завесу падающего дождя, и тогда возникает радуга. (3)Её можно увидеть и ночью после дождя, но она менее яркая. (4)Очень редко появляется радуга зимой, зато так сияет!
(По А. Муранову)
В1. Запишите цифрой, сколько грамматических основ в предложении 1.
В2. Укажите, каким является предложение 2 — сложным или простым; если сложным, то союзным или бессоюзным.
В3. Какой вид союза связывает части сложного предложения 3?
В4. Выпишите союз из предложения 4.
С1. Продолжите описание радуги (см. текст к заданиям В), используя сложносочинённые предложения.
Ответы на тест по русскому языку Сложносочинённое предложение 9 класс
Вариант 1
А1-3
А2-2
А3-3
А4-3
А5-2
А6-2
А7-4
А8-4
А9-4
А10-3
В1. а, и
В2. 2
В3. 4
В4. простое
Вариант 2
А1-1
А2-4
А3-2
А4-2
А5-4
А6-4
А7-4
А8-3
А9-2
А10-4
В1. 2
В2. сложное союзное
В3. противительный
В4. Зато
Источник
Русский язык
План урока:
Композиция сочинения-рассуждения
Каждая работа должна быть написана в соответствии с определенной структурой. Она предусмотрена кодификаторами на экзамене и строго установленными нормами. Ознакомимся с некоторыми из них.
Абзацы в сочинении. Смысловая нагрузка
Любой текст делится на абзацы, в каждом из которых раскрывается свой особый смысл. Поэтому очень важно соблюдать логику и не допускать ошибок при делении текста сочинения. Рассуждение должно обязательно делиться на три смысловые части или абзацы. Иногда для полноты раскрытия темы один абзац приходится делить на несколько.
Основные части в сочинении:
Таким образом, в каждом абзаце есть своя концепция, которую необходимо соблюдать. Можно немного отходить от плана, но эти элементы обязательно должны присутствовать в сочинении-рассуждении.
Как правильно разделить сочинение на абзацы. Алгоритм
Чтобы текст был верно поделен на смысловые части, необходимо понимать, что писать в каждой из них. Рассмотрим, как пошагово разделить сочинение на абзацы:
- определить проблему текста: данный тезис и будет составлять первый абзац рассуждения;
- подумать над аргументами, которые будут использованы в работе: поискать их либо в исходном тексте, либо в других произведениях литературы, основываясь на личном опыте. Данная информация пойдет во второй абзац сочинения-рассуждения;
- подумать над авторской оценкой происходящего и указать на свое отношение к ситуации, это можно определить как в заключение, так и во второй абзац;
- подвести читателя к единому итогу, выводу всего текста и подтверждению слов автора: данную часть нужно поместить в заключение.
Разделяя информацию таким образом, можно исключить допущение смысловых ошибок в самом сочинении-рассуждении, а его содержание будет понятно и легко читаемо.
Алгоритм написания правильного сочинения
Прежде чем приступить к составлению самого текста рассуждения, необходимо тщательно подготовиться. Рассмотрим основные моменты, о которых нельзя забывать в сочинении.
Как сформулировать тезис. Определение проблемы
Самым началом работы является анализ текста, высказывания или вопроса. Необходимо выявить главную мысль, которую пытался донести автор до читателя или слушателя. Для этого нужно обратить внимание на следующие факторы:
- актуальность проблемы: насколько сейчас она распространена во всем мире и затрагивает ли судьбы всего населения планеты;
- суть проблемы: емкое определение без воды и лишних слов, пересказ сути или цитаты не является выявлением проблемы;
- основоположники, мнение со стороны: взгляд других известных людей на проблему, которую затрагивает автор.
Если брать во внимание все эти аспекты, то тезис можно будет легко установить. Неверно указанная проблема в начале может обернуться полным отказом от проверки работы, ведь изначально мысль построена неправильно. При пересказе сути текста в первом абзаце данную работу могут не засчитать. Поэтому нужно быть очень внимательными и постараться передать суть авторской позиции.
Где брать аргументы. Кладовая идей
Аргументы входят во вторую часть сочинения. Ими нужно подтвердить тезис и дать подтверждение авторским словам. Существует несколько источников аргументации рассуждения:
- исходный текст, если такой есть;
- произведения литературы;
- художественные фильмы;
- исторические факты;
- жизненный опыт.
Иногда в задании сразу указывается, как следует аргументировать свое сочинение-рассуждение. Исходя из этого можно выбрать источник доказательств.
О чем забывают при написании рассуждения. Потеря баллов
Ученики допускают много упущений во время написания сочинений. Это серьезно сказывается на их итоговом балле. Самые распространенные недочеты:
- отсутствие связи между аргументами;
- неправильное определение проблемы;
- отсутствие позиции автора и собственного мнения;
- неверное деление на абзацы;
- орфографические, пунктуационные, смысловые, грамматические и фактические ошибки в самом тексте.
После каждого написания сочинения нужно работать над ошибками и не допускать их снова. Тогда навык письма будет совершенствоваться, а итоговый балл – увеличиваться.
Словарь терминов
Для написания сочинения на ОГЭ, а именно в задании 15.3, необходимо ответить на вопрос. В качестве ответа необходимо привести соответствующее определение. Для удобства в словаре собраны все часто встречающиеся термины на экзамене по русскому языку.
Эти несколько определений довольно часто встречаются в КИМах. Главное – верно передать суть понятия и подобрать правильный аргумент.
Пример сочинения-рассуждения 15.3
Поделиться уроком с друзьями:
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Укажите сложносочинённое предложение
1) Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан 2) Созданные Вахтангом Кикабидзе в кино образы стали легендарными, и их популярность не знает границ 3) Сквозь шум волн до них долетали не то вздохи не то ласково зовущие крики 4) День был хоть и мартовский но ветреный неприятный 5) Мороз крепчал и щипал уши лицо и руки
Укажите простое предложение
1) Умный рассудит, а глупый осудит 2) На смелого собака лает, а трусливого кусает 3) В лесу было тихо, а по вершинам деревьев уже разгуливал осенний ветер 4) Горький в статьях о языке часто высказывал своё отношение к непонятным областным словам, и его взгляды разделяют многие 5) Царь Соломон не достиг ещё среднего возраста – сорока пяти лет, а слава о его мудрости и красоте, о великолепии его жизни и пышности двора распространилась за пределами Палестины
Укажите сложносочинённое предложение, состоящее из трёх простых
1) Река чернела, зябла, и паровые струйки перебегали всюду, и потому она не замерзала 2) Черёмуха душистая, развесившись, стоит, а зелень золотистая на солнышке горит 3) С каждой избою и тучею, с громом, готовым упасть, чувствую самую жгучую, самую смертную связь 4) Каждый язык – это не только предмет для изучения, но и живая душа народа, его радость, боль, память, сокровище 5) Через десяток лет наша молодёжь будет владеть казахским, русским, английским языками, и весь мир перед нею будет открыт
Не является сложносочинённым предложение:
1) Солнце село и на небе задумчиво замерли лёгкие ещё розовые облака 2) Всё кругом чернело и утихало одни перепела изредка кричат 3) Небо стало очищаться зато ветер ещё более усилился 4) С утра бал туман но к завтраку погода разгулялась 5) Никнет трава от жалости а дерево с тоскою к земле приклонилось
Укажите сложносочинённое предложение с соединительным союзом
1) Долог летний день да коротка неделя 2) Речка была бурная порожистая однако мы скоро нашли удобную переправу 3) К сумеркам люди проголодались лошади тоже нуждались в отдыхе 4) Казаки кончили свои занятия и собрались к ужину в избе 5) Луна светила очень сильно, однако её свет с трудом пробивал туман
Укажите сложносочинённое предложение с разделительными союзами
1) Ни солнца мне не виден свет ни для корней моих простора нет 2) Особенно утомительна была дорога по открытым холмам в тени же леса было сыро и прохладно 3) Не то маячили на той стороне горы не то это только казалось 4) В такие исторические моменты само общество меняется, люди обретают новые силы 5) Глаз ждёт огонька однако каждый поворот реки обманывает наши надежды
Не является сложносочинённым предложение:
1) В мозгу людей миры летят и государства гибнут 2) Коркыт вложил свою душу в мелодии и чудесные звуки его струн прозвучали на весь мир дошли до людей захватили и пленили их 3) Солнце с зенита беспощадно обливает слепящим зноем сверкающее море пароходы набережную 4) Она мне нравилась всё больше и больше а я тоже по-видимому был симпатичен ей 5) День был пасмурный зато настроение у всех было солнечное
Укажите сложносочинённое предложение
1) Проста и застенчива природа в окрестностях Михайловского 2) Здесь краски неярки и звуки нерезки 3) Тропа выровнялась побежала вперёд миновала последний ложок и привела караван к крутому обрыву 4) От этих сосен и акаций от этой вьюги и жары я не хочу переселяться в иные чуждые миры 5) Чтобы человек искренне полюбил серьёзный труд прежде всего должно внушить ему серьёзный взгляд на жизнь
Не является сложносочинённым предложение:
1) Чувство национальной гордости выражается не только в знании государственного языка, но и преемственности всего лучшего, что является достоянием человечества 2) Мы ехали берегом Лены, а зима догоняла нас с севера 3) Гром непрестанно грохотал, и вихорь был ужасен, и человек под ним стоял испуган и безгласен 4) И поля цветут, и леса шумят, и лежат в земле груды золота 5) Дверь тихонько отворилась, и царевна очутилась в светлой горнице
Не является сложносочинённым предложение:
1) Жизнь даётся один раз и хочется прожить её бодро и осмысленно красиво 2) Её провожают берёзы и ясень встречает в пути 3) Безветрие и всё небо залито ровной синевой 4) ) Ветер охлёстывал машину швыряя в ветровое стекло пригоршни сухого снега и покрывал её тонким пузырчатым ледком 5) Цветёт жёлтая акация и начинает пахнуть сирень
Не является сложносочинённым предложение:
1) Сыпались звёзды, да иглы звенели 2) Сейчас пройдёт дождь, и всё в природе освежится и легко вздохнёт 3) Перестают покачиваться деревья, прекращается вечный шорох их листьев 4) Дубровский держал в руке открытую книгу, но глаза его были закрыты 5) Немцы окружили их на рассвете, а теперь уже солнце склонялось к вечеру
Немцы окружили их на рассвете, а теперь уже солнце склонялось к вечеру
1) За окном брезжил рассвет и кричали петухи 2) Мы прибавляем шагу чтобы успеть где-либо укрыться от проливного дождя 3) Сверху жарко палило солнце и до раскалённой кибитки невозможно было дотронуться 4) Все вскочили схватилися за ружья и пошла потеха 5) Дорога в космос трудна и опасна но ничто не может остановить человека на пути знаний и прогресса
Укажите сложносочинённое предложение, состоящее из трёх простых
1) Тучи закрыли солнце, и день был тусклый, серый 2) Ветра не было, но в саду всё падали и падали поблёкшие листья 3) Ты скучаешь, не находишь себе места, а скука и праздность заразительны 4) Не хочется уходить из леса, но уже близится вечер и все мы изрядно вымокли 5) Может быть, мы с Лёнькой уедем и я никогда уже не вернусь сюда
Укажите сложносочинённое предложение, состоящее из трёх простых
1) Может быть снова грянут морозы и затрещат окоченевшие стволы 2) После бури всё блестело и сверкало и дышалось легко 3) В ветер леса шумят великим океанским гулом и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам 4) Жизнь каждого из нас принадлежит Отечеству и не удальство а только истинная храбрость принесёт ему пользу и об этом надо думать смолоду 5) Звёзды уже начинали бледнеть и небо серело покрывающееся ночной мглой
Укажите сложносочинённое предложение, состоящее из трёх простых
1) Луна светила очень сильно однако её свет с трудом пробивал туман пеленой покрывающий 2) Мягко картавя журчал ручеёк но все эти звуки не нарушали тишины не будили застывшего воздуха а напротив вгоняли природу в дремоту 3) Луна взошла сильно багровая и хмурая точно больная а звёзды тоже хмурились 4) Пел в садах малиновых соловей-соловушка да шумели листьями в рощах тополя ронявшие белый пух 5) Слева блестит на солнце речка и прямо передо мной простор полей а вдалеке еле-еле чернеется лес
Источник