Дебрифинг стресса критических инцидентов
Цель ДСКИ — минимизировать нежелательные психологические последствия и предупредить развитие посттравматических стрессовых расстройств (см. Постравматическое стрессовое расстройство). Эта цель достигается путем обмена впечатлениями и эмоциями («вентиляции»); когнитивной организации опыта; уменьшения тревоги и напряженности; понимания универсального характера индивидуальных реакций, достигаемого в процессе интенсивного обмена чувствами в группе; мобилизации ресурсов для взаимной поддержки, усиления групповой солидарности и сплоченности; подготовки участников к правильному восприятию своего последующего состояния и использованию различных стратегий психологической помощи.
ДСКИ проводится ведущим, который может иметь помощника. Процесс дебрифинга обычно включает 5-7 обязательных фаз, через которые проходит группа численностью до 8-12 человек.
А. Вводная: представление ведущего, разъяснение целей, задач и правил, снятие тревоги у участников по поводу необычности процедуры. Основными правилами, которых придерживаются как ведущие, так и участники, являются: а) не заставлять никого из группы говорить или обсуждать то, чего они не захотят; б) соблюдать конфиденциальность: то, что происходит или обсуждается в группе, предназначено только для группы и не выносится вовне; в) не допускать критических суждений в отношении другого: никто не должен рассматривать происходящее как «разбор» или «трибунал» — для них найдется другое место; г) каждый может говорить лишь о своих переживаниях, поступках (от первого лица), а не о чужих; д) участники предупреждаются о том, что могут вновь пережить отрицательные чувства, что естественно, т.к. речь идет о весьма болезненных вещах. Однако, задача ДСКИ как раз и состоит в том, чтобы научиться справляться с реальными негативными эмоциональными состояниями;
Б. Факты: каждый рассказывает о том, что происходило с ним: что он видел, где находился и что делал. Восстанавливается полная картина происшествия и хронология событий. Согласие относительно фактов способствует когнитивной организации опыта. Выражения эмоций на этой фазе допускать не следует.
В. Мысли, эмоции, чувства: ведущий просит перейти от описания событий к рассказу о внутренних психологических реакциях на них. Очень важно припомнить самые первые впечатления, пронесшиеся в голове мысли, импульсивные поступки и эмоциональные реакции. Несмотря на то, что рассказы могут приобретать весьма драматический характер, нельзя допускать, чтобы доминировали чувства кого-либо из участников. Каждый должен получить возможность высказаться и постараться выразить свои переживания.
Г. Симптомы: обсуждаются актуальные эмоциональные, когнитивные и соматические проявления ПТСР, отмечаемые участниками изменения в восприятии своего «Я» и поведении. Каждый участник получает возможность лучше разобраться в своем состоянии, отмечая и те симптомы, о которых, в силу различных причин, он не высказался.
Д. Образование (информирование): разъяснение участникам природы постстрессовых состояний как «нормальных реакций на экстремальную ситуацию»; обсуждение вариантов и способов преодоления имеющих место и возможных в будущем отрицательных психологических последствий.
Е. «Закрытие прошлого» и новое начало: подводится своеобразный итог под тем, что было пережито. Прошлое нельзя просто забыть, оно требует активного к себе отношения с тем, чтобы найти в себе силы для новой жизни. Ритуалы «закрытия прошлого» выработаны в культуре (поминовения, годовщины, посещения мест, связанных с событиями и пр.), однако они предполагают и собственное творческое участие: например, многие из переживших катастрофу посвящают себя тому, чтобы помочь избежать новых катастроф или уменьшить их последствия, используют свой опыт при оказании помощи, участвуют в деятельности добровольных спасательных бригад и т.п. Формально процедура ДСКИ завершается вопросами участников к ведущим, советами, как себя вести в будущем. Окончание ДСКИ всегда специально акцентируется («подводится черта»). Ведущий разъясняет, что в случаях, если состояние не улучшится в ближайшие шесть недель или начнет внезапно ухудшаться, если появятся затруднения при выполнении привычной работы или понизится работоспособность следует немедленно обратиться за помощью к специалисту.
Литература: Колодзин Б. Как жить после психической травмы. — М., 1992; Черепанова Е.М. Саморегуляция и самопомощь при работе в экстремальных условиях . — М., 1995.
Энциклопедия юридической психологии. — М.: ЮНИТИ-ДАНА . Под общей редакцией профессора А. М. Столяренко . 2003 .
Источник
ОПИСАНИЕ МЕТОДА ДЕБРИФИНГА
Дебрифинг стресса критического инцидента (ДСКИ) был впервые описан Митчеллом (М1!сЬе11, 1983) как метод групповой психологической помощи для амбулаторной работы с индивидами, испытывающими травматическое воздействие во время исполнения служебных обязанностей.
ДСКИ Митчелла (М1!сЬе11, 1983) представляет собой процедуру, состоящую из 7 этапов. На вводном этапе участникам разъясняются цели и задачи дебрифинга, его суть, а также даются вводные установки. На этапе описания событий участникам предлагается рассказать о произошедшем с ними; если при этом возникают эмоции, то их выражение поощряется, однако детальный анализ эмоциональных состояний на этой фазе не производится. На следующем этапе анализа рассматриваются мысли участников во время инцидента. На этапе анализа реакций основной фокус сосредоточивается на эмоциях, испытываемых в связи с пережитым событием. Задачей этапа симптомов является помощь участникам в перемещении с чисто эмоционального реагирования на когнитивное осмысление события, обсуждаются связанные с травмой симптомы. Этап обучения вытекает из предыдущего этапа. На этой фазе руководитель дебрифинга рассказывает о типичных посттравматических симптомах и стратегиях совладания со стрессом. На контрольном этапе обсуждаются достигнутые результаты, задаются вопросы, и процедура дебрифинга заканчивается.
После описания Митчеллом ДСКИ другие авторы создали свои формы дебрифинга (Козе, 1997). Дирегров (Бугедгоу, 1989) в своем описании процедуры дебрифинга представил собственную интерпретацию техник Митчелла, особенности которой заключались в обсуждении во время дебрифинга сенсорной информации, полученной во время события.
1. Введение. Ведущий рассказывает, что целью встречи является обсуждение реакций участников на травмирующее событие, а также знакомство с методами профилактики возникновения отсроченных реакций на травму. Ведущий сообщает об обязательности соблюдения правила конфиденциальности и доводит до сведения участников следующие правила дебрифинга:
(а) участники не обязаны говорить о чем-либо, кроме как о том, почему они оказались здесь, и о своей причастности к травматическому событию;
(б) участники должны соблюдать правило конфиденциальности и не выносить за пределы группы того, что в ней происходит; (в) фокусом дискуссии являются переживания и психологические реакции участников.
2. Предсказуемость и факты. На этом этапе обсуждается травматическое событие во всех возможных деталях без специального внимания
к мыслям, чувствам, переживаниям и эмоциональным реакциям. Участников просят также сообщить, ожидали ли они это событие. (Это помогает сфокусировать участников на событии и приводит их к пониманию причин их психологических реакций. Данный аспект очень важен для определенных ситуаций, например, дети, неожиданно попавшие в зону боевых действий, могут преувеличивать интенсивность травматической ситуации.)
3. Мысли и впечатления. Когда реальные факты описаны, начинается работа над мыслями и впечатлениями с помощью вопросов типа: «О чем вы подумали, когда поняли, что ранены?» или «Что вы тогда стали делать?» С помощью этой информации: (а) конструируется целостный образ ситуации; (б) реакции индивида рассматриваются в перспективе; (в) происходит интеграция травматического опыта. Выявляются сенсорные впечатления всех пяти модальностей с помощью вопросов о том, что человек видел, слышал, осязал, какие были запахи в тот момент, ощущал ли он какой-либо привкус во рту. Целью такого расспроса является воссоздание реальной картины события.
4. Эмоциональные реакции. Это, как правило, самая длительная стадия дебрифинга. Вопросы, обсуждаемые на предыдущей стадии, касающиеся чувств и впечатлений, приводят к ответам об эмоциональных реакциях. Ведущий старается помочь участникам выразить эмоции с помощью вопросов, содержание которых отражает наиболее часто встречающиеся в момент травмы эмоции: страх, ужас, беспомощность, фрустрацию, самоупреки, агрессию, вину, тревогу и депрессию. Обсуждаются также эмоциональные реакции, возникшие после события.
5. Нормализация. После того как эмоциональные реакции выражены, ведущий старается помочь участникам в принятии их. Основной упор делается на то, что переживаемые эмоциональные реакции нормальны для таких ситуаций. Когда в дебрифинге участвует более одного человека, проявляемые одним участником эмоции будут разделены другими участниками. Это также помогает нормализации. Ведущий подчеркивает, что участники вовсе не должны переживать все эмоции, которые обычно возникают после травмы, однако эмоциональное реагирование на травматическую ситуацию является нормой. Ведущий также описывает наиболее часто встречающиеся посттравматические симптомы, с которыми участники могут столкнуться в будущем: навязчивые мысли и образы, состояние дистресса при актуализации в памяти событий прошлого, чувство отгороженности от других, потеря интереса к тому, что раньше доставляло удовольствие, тревога и депрессия, нарушения сна с ночными кошмарами, раздражительность, стыд, вина, агрессия, сверхбдительность, повышенные реакции испуга.
6. Планирование будущего/совладание. На этой стадии ведущий фокусирует группу на способах совладания с симптомами и мобилизации механизмов внутренней и внешней поддержки (семьи и друзей). Акцент делается на важности открытого обсуждения переживаний участников с членами семьи и друзьями, а также подчеркивается возможность получения от них дополнительной поддержки, если таковая понадобится.
7. Завершение. На этой стадии обсуждаются другие темы. Раздаются брошюры и листовки, описывающие обычные реакции на травму и способы совладания с ней.
Рафаэль (КарЬае1, 1986) описала процедуру психологического дебри-финга, которая менее структурирована, чем модель Митчела и Дирегрова, хотя имеет с ней много общего, включая тот факт, что модель Рафаэль в большей степени рассчитана на групповую работу с клиентами, которые повторно переживают одни и те же травмы. Автор предлагает специальные темы для обсуждения, которые могут использоваться во время дебрифинга: опыт столкновения со смертью, вина выжившего, потеря места жительства; позитивные и негативные чувства, жертвы и их проблемы, а также специфика стрессора и личного опыта. Другая модель — Модель дебрифинга множественного стресса, созданная для работы с персоналом американского Красного креста (Лгшз!гоп§ е! а1., 1991), — включает элементы других моделей дебрифинга, однако в первую очередь предназначена для профилактической работы с подвергающимися стрессу людьми, которая осуществляется до травматического воздействия. Дебрифинг состоит из четырех стадий. На первой стадии рассматриваются чувства и реакции, которые могут появиться в связи с событием. Затем обсуждаются копинг-стратегии, включая способы совладания, которые использовал индивид при взаимодействии с другими стрессовыми ситуациями. На заключительной стадии рассматриваются конкретные модели поведения после травматического события, необходимость обсуждать со значимыми другими свои опыт и чувства.
В последние годы модели ПД были модифицированы для использования в работе с группами первично травмированных индивидов сразу после травмы (НоЬЬз е! а1, 1996; Ьее е! а1, 1996). Индивидуальные модели дебрифинга, описанные в литературе, включают интервенции из 7 этапов, подобных описанным в модели Митчела.
Источник
ДЕБРИФИНГ СТРЕССА КРИТИЧЕСКИХ ИНЦИДЕНТОВ (Д.с.к.и.).
логических дебрифингов для работников ПОО, а сейчас действуют более 400 организаций, обеспечивающих различные мероприятия в области стресс-менеджмента, включая дебрифинги.
Цель Д.с.к.и. — минимизировать нежелательные психологические последствия и предупредить развитие посттравматических стрессовых расстройств (см. Постравматические стрессовые состояния у сотрудников ПОО). Достигается она путем обмена впечатлениями и эмоциями («вентиляции»); когнитивной организации опыта; уменьшения тревоги и напряженности; понимания универсального характера индивидуальных реакций, достигаемого в процессе интенсивного обмена чувствами в группе; мобилизации ресурсов для взаимной поддержки, усиления групповой солидарности и сплоченности; подготовки участников к правильному восприятию своего последующего состояния и использованию различных стратегий психологической помощи.
Д.с.к.и. проводится ведущим, который может иметь помощника. Процесс дебрифинга обычно включает 5—7 обязательных фаз, через которые проходит группа численностью до 12 человек. Вводная: представление ведущего, разъяснение целей, задач и правил, снятие тревоги у участников по поводу необычности процедуры. Основные правила, которых придерживаются ведущие и участники: а) не заставлять никого из группы говорить или обсуждать то, чего они не хотят; б) соблюдать конфиденциальность: то, что происходит или обсуждается в группе, предназначено только для группы и не выносится вовне; в) не допускать критических суждений в отношении другого: никто не должен рассматривать происходящее как «разбор» или «трибунал» — для них найдется другое место; г) каждый может говорить лишь о своих переживаниях, поступках (от первого лица), а не о чужих; д) участники предупреждаются о том, что могут вновь пережить отрицательные чувства, что естественно, т.к.
Б. Факты: каждый рассказывает о том, что происходило с ним — что он видел, где находился и что делал. Восстанавливается полная картина происшествия и хронология событий. Согласие относительно фактов способствует когнитивной организации опыта. Выражение эмоций не допустимо. Мысли, эмоции, чувства: ведущий просит перейти от описания событий к рассказу о внутренних психологических реакциях на них. Очень важно припомнить самые первые впечатления, пронесшиеся в голове мысли, импульсивные поступки и эмоциональные реакции. Несмотря на то, что рассказы могут приобретать весьма драматический характер, нельзя допускать, чтобы доминировали чувства кого-либо из участников. Каждый должен получить возможность высказаться и постараться выразить свои переживания.
Г. Симптомы: обсуждаются актуальные эмоциональные, когнитивные и соматические проявления посттравматических стрессовых расстройств, изменения в восприятии своего «Я» и поведении. Каждый участник получает возможность лучше разобраться в своем состоянии, отмечая и те симптомы, о которых, в силу различных причин, он не высказался.
Д. Образование (информирование^: разъяснение участникам природы постстрессовых состояний как «нормальных реакций на экстремальную ситуацию»; обсуждение вариантов и способов преодоления имеющих место и возможных в будущем отрицательных психологических последствий.
Е. «Закрытие прошлого» и новое начало: подводится своеобразный итог под тем, что было пережито. Прошлое нельзя просто забыть, оно требует активного к себе отношения, чтобы найти силы для новой жизни. Ритуалы «закрытия прошлого» выработаны в культуре (поминовения, годовщины, посещения мест, связанных с событиями и пр.), однако они предполагают и собственное творческое участие: например, многие из переживших катастрофу посвящают себя тому, чтобы помочь избежать новых катастроф или уменьшить их последствия, используют свой опыт при оказании помощи, участвуют в деятельности добровольных спасательных бригад и т.п. Формально процедура Д.с.к.и. завершается вопросами участников к ведущим, советами, как вести себя в будущем. Окончание Д.с.к.и. всегда специально акцентируется («подводится черта»). Ведущий разъясняет, что, если состояние не улучшится в ближайшие шесть недель или начнет внезапно ухудшаться, если появятся затруднения при выполнении привычной работы или понизится работоспособность, следует немедленно обратиться за помощью к специалисту.
Лит.: Колодзин Б. Как жить после психической травмы. — М., 1992; Черепанова Е.Ы. Саморегуляция и самопомощь при работе в экстремальных условиях. — М., 1995.
Источник