Давайте детям радость труда

Консультация для педагогов «Дайте детям радость труда»

Волова Оксана Александровна
Консультация для педагогов «Дайте детям радость труда»

Во все времена и на всех этапах развития главной заботой общества являлось воспитание в труде, так как вне труда нет ни эстетического, ни нравственного, ни физического, ни полноценного умственного развития. На протяжении многих веков вопрос о воспитании трудолюбия привлекал внимание выдающихся отечественных (К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др.) и зарубежных (Ж. -Ж. Руссо, Я. -А. Коменский, И. -Г. Песталоцци и др.) учёных и педагогов.

Проанализировав множество толкований понятия «трудолюбие старшего дошкольника» (Житко И. В., Малунова Г. С., Люблинская А. А., Асланова З. М. и др., можно выделить общее в их трактовках. Таким образом, трудолюбие – это формирующееся в процессе развития и воспитания качество личности, которое выражается в интересе и уважении к труду взрослых и сверстников, участии в различных видах деятельности без принуждения.

Отношение детей к труду во многом зависит от того, какое значение предаем этому мы взрослые. Можно помочь ребенку полюбить труд, почувствовать радость от труда, а можно и отбить желание, если использовать сухие, неинтересные для детей приемы. Воспитание трудолюбия у старших дошкольников – важнейшая задача детского сада и семьи. И начинать формировать это качество надо с раннего детства, с того периода, когда закладываются основные моральные качества ребенка. Именно мы, взрослые, можем и должны научить ребёнка трудиться, любить труд и испытывать радость от трудовой деятельности. Следует постоянно помнить, что только в тесном содружестве с семьей можно успешно решать задачу трудового воспитания дошкольников.

Какие моменты надо учитывать для того, чтобы труд приносил детям радость? Во-первых, нужно учитывать возрастные особенности и возможности ребёнка. Во-вторых, это наличие игровой мотивации как побуждение к труду. В старшем дошкольном возрасте наряду с игровой мотивацией необходимо объяснить важность предлагаемого поручения. В-третьих, это правильная, целесообразная организация рабочих моментов (распределение обязанностей, обеспечение каждого ребёнка оборудованием и инвентарём, яркой и красивой спецодеждой и др.). Это позволит избежать неприятных впечатлений и досадных ситуаций и создаст приятное ощущение от работы. В-четвёртых, важно дать детям понять, что их труд полезен для всех и уважаем. В- пятых, результаты труда ребёнка должны быть тактично оценены: похвалить за успешное выполнение поставленных задач или подбадривать, если что-то ещё не получается. В-шестых, труд нельзя преподносить ребёнку в качестве наказания за провинность и непослушание. Трудовая деятельность должна быть постоянной и постепенно усложняться, носить системный характер.

Если ребёнок получает от труда положительные эмоции, то со временем у него сформируется отношение к труду как к чему- то полезному, приятному, достойному и радостному. Давайте научим наших детей радоваться труду, а мы будем радоваться тому, что они растут умными, весёлыми, воспитанными и трудолюбивыми.

«Зимушка-зима радость и веселье детям принесла». Зимнее оформление музыкального зала Здравствуйте уважаемые форумчане! Решила поделиться с вами оформлением музыкального зала в зимний период (подходит на весь период новогодних,.

Фестиваль «Подарим детям радость» Цели: 1. Рассказать гостям детского сада о традициях ДОУ. 2. Показать знания и навыки детей в исполнении песенного и ритмического материала.

Фотоотчёт «Благотворительная акция «Радость детям» Благотворительная акция «Радость детям» 1 июня — День защиты детей. Мы с ребятами и их родителями организовали благотворительную акцию.

Конспект родительского собрания в старшей группе «Дайте детям радость труда!» Родительское собрание Подготовила: Волова Оксана Александровна, Шушкова Татьяна Григорьевна, воспитатели МДОУ «Детский сад №14» г. Новодвинск.

Консультация для педагогов «Что мы читаем нашим детям» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 60 «Заинька» Консультация для педагогов «Что мы читаем.

Консультация для педагогов «Музыкальный уголок — радость творчества островок!» Необходимое условие для формирования самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников – это создание определенной материальной среды,.

Родительское собрание «Радость совместного труда-могучая воспитательная сила» Цель: 1. Раскрепощенность, стимулирующая развитие духовного потенциала и творческой активности родителей и детей. 2. Радость от совместного.

Родительское собрание в младшей группе «Подарите детям радость!» Цель: Познакомить родителей с нетрадиционными формами рисования для детей младшего дошкольного возраста. Показать родителям, что рисование.

Снежные фигуры на радость детям Снег – это не только осадки в зимнюю пору года, снег – это красота и восторг, это радость и веселье для детворы и молодежи. Снег – это катание.

Умелые руки «Снежные фигуры на радость детям» Здравствуйте, уважаемые коллеги! В нашем коллективе был объявлен конкурс на «Лучшие снежные фигуры». К участию в конкурсе можно было привлекать.

Источник

Радость труда это — здорово! Воспитание у детей позитивного отношение к труду

Дина Коробейникова
Радость труда это — здорово! Воспитание у детей позитивного отношение к труду

Радость труда – одно из высоких человеческих чувств. Своевременно развивать это чувство у маленьких детей – это наша задача. Воспитание у дошкольников позитивного отношения к труду, развитие желания научиться, стать самостоятельным, умелым, способным справляться с возникающими затруднениями, оказывать помощь и поддержку окружающим в случае необходимости.

Условия для решения этих задач:

• Эмоциональная обстановка при организации труда детей;

• Демонстрация им своей заинтересованности;

• Участие в ней на правах партнера;

• Поощрение желания детей участвовать в трудовой деятельности.

Стадии естественного развития трудовых навыков:

1. Запечатление работающих людей.

2. Работа с помощью взрослых

3. Помощь взрослым

4. Работа рядом с взрослым

5. Работа под контролем взрослых

6. Самостоятельная работа без контроля взрослых

7. Умение самостоятельно спланировать и распределить обязанности между собой.

Читайте также:  Как внутри чувствовать себя красивой

Приобщение детей к труду начинается с ознакомления с трудом взрослых. Наблюдение, является одним из мощных факторов социализации ребенка. В своей работе начиная знакомить детей с трудом взрослых,поступали последовательно: проводили экскурсии по саду и огороду, наблюдали за работой медсестры, завхоза, повара, дворника, грузчика, заведующей.

Играя в игру «Экскурсия – интервью», дети, задавая вопросы взрослым, знакомились с их деятельностью. Расширяя представления детей о труде взрослых, провели экскурсии в парикмахерскую, в магазин. Наблюдая с детьми за работой взрослых, старались разъяснить действия труженика.Задавали вопросы:

• Что делает труженик?

• Как он это делает?

• Как он относится к своему делу?

• Какое значение имеет результат его труда?

Играя в сюжетно – ролевые игры, беседуя о профессиях родителей, читая сказки и рассказы, дети знакомились с профессиями и трудом взрослых. Дошкольники с радостью оказывали посильную помощь младшему воспитателю, дворнику, с большим интересом вовлекались в трудовой процесс. При выполнении простейших действий дети получают большую радость: причесать в парикмахерской своего товарища, продавать продукты за прилавком, послушать в стетоскоп как бьется сердце.

Особое внимание нами уделялось работе с родителями в этом направлении. Для того чтобы выяснить, какой деятельностью ребенок занят дома, мы предложили детям нарисовать рисунок «Чем я был занят в выходные дни?» Результаты такой диагностики показали, что дети большую часть времени проводят пассивно (у телевизора или компьютера, они не вовлечены в трудовую деятельность дома. После этого мы провели консультацию на родительском собрании по данной теме и показали презентацию о труде детей в детском саду «Посмотрите, это мы!» Рассказали о важности трудовых навыков в семье. Очень важно вовлекать детей в процесс труда взрослых именно в семье. Родителям важно заинтересовать ребенка тем, что они делают. Давать возможность ребенку самостоятельно выполнить, что ни будь. Детей всегда нужно поддерживать и хвалить. Тогда в ребенке сформируется инициативность.

Для того чтобы родители знали, какие навыки мы прививаем в детском саду выпустили газету «Что мы умеем и чему научились», чтобы родители закрепили их дома. Через некоторое время мы вновь провели диагностику с помощью рисунка. Новые результаты показали, что в трудовой деятельности дома дети стали участвовать больше. На рисунках появились изображения совместной деятельности детей (уборка квартиры, уход за домашними питомцами, готовка домашних блюд). Такие результаты радовали не только нас, но и детей с родителями, ведь в совместной деятельности дети получают радость общения и позитив к труду.

На этом мы не останавливаемся, а продолжаем работу в этом направлении, разрабатывая, долгосрочный проект «Красота спасет мир!»

Мы поняли, что дети как бы подзаряжаются от контакта взрослых и спокойно выполняют только что освоенные операции.

Проект «Быть здоровым — это здорово!» для детей старшего дошкольного возраста Проект «Быть здоровым – это здорово!» БДОУ г. Омска «Детский сад № 204 комбинированного вида» Гуленко Нина Ивановна – старший воспитатель.

Методическая разработка «Игра — это здорово» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Родничок» «Игра — это здорово!» Подвижные игры для подготовительной.

Фотоотчет «Веселые старты — это здорово!» «Веселые старты — это здорово!». «…Физическое воспитание-это то, что обеспечивает здоровье и доставляет радость». Солнечным днём на спортивном.

Воспитание у дошкольников позитивного отношения к трудовой деятельности Воспитание у дошкольников позитивного отношения к трудовой деятельности. Радость труда- одно из высоких чувств. Своевременно развить это.

Фотоотчёт «Презентации — это здорово» Презентации – это здорово. Родители нашей подготовительной группы, что в детском саду «Золотая рыбка» в г. Петрозаводск,откликнулись на.

Конспект родительского собрания в старшей группе «Дайте детям радость труда» 1. Возрастная группа: старшая 2. Тема: «Дайте детям радость труда!» 3. Цель: познакомить родителей с особой ролью семьи в воспитании у детей.

Консультация «Танцы — это здорово!» Консультация «Танцы -это здорово!» На неделе у нас в Аскизе прошел конкурсный набор на кружок хореографии при районном Доме Творчества.

Спортивный праздник «Здоровье — это здорово!» Сценарий спортивного праздника «Здоровье — это здорово!» Автор: Иванова Ирина Владимировна инструктор по физической культуре МБДОУ Детский.

«Зима снежная — это здорово». Фотоотчет Закончилась осень, а за ней, как в песне «зима, зима». Зима вступила в свои права со снегом. Давно в нашем краю такой зимы не было. Ждали,.

Источник

Сухомлинский В.А. Дайте ребенку радость умственного труда, радость успеха в учении

В. А. СУХОМЛИНСКИЙ

ДАЙТЕ РЕБЕНКУ РАДОСТЬ УМСТВЕННОГО ТРУДА, РАДОСТЬ УСПЕХА В УЧЕНИИ

Умственный труд ученика, успехи и неудачи в учении — это его духовная жизнь, его внутренний мир, игнорирование которого может привести к печальным результатам. Ребенок не только узнает что-то, усваивает материал, но и переживает свой труд, высказывает глубоко личное отношение к тому, что ему удается и не удается.

Учитель для маленького ребенка — живое воплощение справедливости. Посмотрите в глаза ученику I класса, получившему неудовлетворительную оценку. Ребенок не только чувствует себя несчастным, но и испытывает чувство неприязни, а нередко и вражды к учителю. Учитель, ставящий двойку, по существу, за то, что ребенок чего-то не понял, представляется детям несправедливым человеком.

Одна из важнейших воспитательных задач состоит в том, чтобы в процессе овладения знаниями каждый ребенок переживал человеческое достоинство, чувство гордости. Учитель не только открывает мир перед учеником, но и утверждает ребенка в окружающем мире как активного творца, созидателя, испытывающего

чувство гордости за свои успехи. Обучение происходит в коллективе, но каждый свой шаг на пути познания дети делают самостоятельно; умственный труд — это глубоко индивидуальный процесс, зависящий не только от способностей, но и от характера ребенка и от многих других условий, часто не всегда заметных.

Дети приходят в школу с открытой душой, с искренним желанием хорошо учиться. Малыша пугает даже мысль о том, что на него могут смотреть как на лодыря или неудачника. Желание хорошо учиться — красивое человеческое желание — кажется мне ярким огоньком, озаряющим весь смысл детской жизни, мир детских радостей. Этот огонек, слабый и беззащитный, ребенок несет вам, учителю, с безграничной доверчивостью, и если вы не замечаете детского желания, значит, вам недоступно волнующее чувство ответственности за настоящее и будущее своих воспитанников. Этот огонек легко потушить неосторожным прикосновением к детскому сердцу — резким словом, вызвавшим обиду, или же равнодушием. Живительным воздухом для слабенького огонька жажды знаний является только успех ребенка в учении, только гордое осознание и переживание той мысли, что я делаю шаг вперед, поднимаюсь по крутой тропинке познания.

Читайте также:  Смешанные чувства рейтинг кинопоиск

Напрасный, безрезультатный труд и для взрослого становится постылым, отупляющим, бессмысленным, а ведь мы же имеем дело с детьми. Если ребенок не видит успехов в своем труде, огонек жажды знаний гаснет, в детском сердце образуется льдинка, которую не растопить никакими стараниями до тех пор, пока огонек опять не загорится (а зажечь его вторично — ой как трудно!); ребенок теряет веру в свои силы, застегивается, образно говоря, на все пуговицы, становится настороженным, ощетинивается, отвечает дерзостью на советы и замечания учителя. Или еще хуже: чувство собственного достоинства у него притупляется, он свыкается с мыслью, что ни к чему не имеет способностей. Сердце охватывает гнев и возмущение, когда видишь такого равнодушного, безропотного ребенка, готового терпеливо слушать хоть целый час назидания учителя, абсолютно безразличного к словам товарищей: ты отстающий, ты останешься на второй год. Что может быть безнравственнее, чем подавить в человеке его чувство собственного достоинства!

От того, как ученик относится в годы детства и отрочества к самому себе, каким он видит себя в мире труда, в огромной мере зависит его моральный облик. К.Ушинский писал, что ребенок от природы не имеет душевной лености, он любит самостоятельную деятельность, хочет все делать сам. Надо научить детей трудиться, научить думать, наблюдать, понимать, что такое умственный труд, что значит хорошо трудиться — и лишь потом можно ставить оценки за успехи. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности

преодолены, — это несчастный человек. Несчастный человек -большая беда для нашего общества, несчастный ребенок — во сто крат большая беда. Я далек от умиления детством; мне не дает покоя то, что уже в годы детства человек нередко становится лодырем, который ненавидит труд, с презрением относится даже к мысли о том, чтобы трудиться в полную меру своих сил. Но почему ребенок становится лодырем? Потому, дорогие товарищи педагоги, что он не знает счастья труда. Дайте ему это счастье, научите дорожить им — и он будет дорожить своей честью, будет любить труд.

Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства — это первая заповедь воспитания. В наших школах не должно быть несчастных детей — детей, душу которых гложет мысль, что они ни на что не способны. Успех в учении — единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желание учиться.

Все наши замыслы, поиски и построения превращаются в прах, в безжизненную мумию, если нет детского желания учиться. Оно приходит только вместе с успехом в учении. Получается как будто парадокс: для того чтобы ребенок успевал, надо чтобы он не отставал. Но это не парадокс, а диалектическое единство процесса умственного труда. Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями; без вдохновения учение превращается для детей в тягость. Усидчивость я бы назвал вдохновением, помноженным на уверенность ребенка в том, что он достигнет успеха.

Такое, на первый взгляд, простое дело, как оценка знаний учащихся, — это умение учителя найти правильный подход к каждому ребенку, умение лелеять в его душе огонек жажды познания. В течение 4 лет обучения детей в начальных классах я никогда не ставил неудовлетворительных оценок — ни за письменные работы, ни за устные ответы. Дети учатся читать, писать, решать задачи. Один ребенок уже достиг положительных результатов в своем умственном труде, другой пока еще нет. У одного уже получается то, чему его хочет научить учитель, у другого еще не получается, но это не значит, что он не хочет учиться. Я оценивал умственный труд лишь тогда, когда он приносил ребенку положительные результаты. Если ученик еще не достиг тех результатов, к которым он стремится в процессе труда, я ему не ставлю никакой отметки. Ребенок должен подумать, собраться с мыслями, еще раз переделать свою работу.

В I классе я поставил первые оценки через 4 месяца после начала учебного года. Здесь важно прежде всего то, чтобы ребенок понял, что такое усидчивый, прилежный труд. Малыш плохо выполняет работу не потому, что не хочет, а потому, что не имеет

представления о том, что такое хорошо и что такое плохо, — за что же ему ставить оценку? Я добивался, чтобы ребенок, несколько раз выполнив одно и то же задание, убедился на собственном опыте, что он может выполнить его значительно лучше, чем выполнил вначале. Это имеет большое воспитательное значение: ученик как бы открывает в себе творческие силы; он радуется, видя свой успех, стремится работать все лучше. Сравнивая свою более совершенную работу с менее совершенной, ребенок переживает чувство вдохновенья.

Наблюдая за работой I класса, я видел, что дети неодинаково думают, по-разному оценивают свой труд. Вот они написали слово оса. У Лиды, Сережи, Кати, Сани, Павла — буквы красивые, ровные. У Юры они выходят за линии, получаются кособокие; Коля и Толя не пишут, а рисуют, буквы у них такие же, как в книге-картинке, где они составляют свои первые сочинения о природе. В тетради Петрика какие-то крючки. Я не перехожу к следующему упражнению. Дети еще несколько раз пишут то же слово. Каждое новое повторение того же дела становится как бы новой ступенькой, на которую поднимается ребенок, — и для тех, кто написал плохо, и для тех, кто справился с работой хорошо. Ребенок рад, счастлив, что дело у него идет лучше, чем шло вначале.

Читайте также:  Как вернуть чувство обоняния при простуде

В этой радости и рождается чувство гордости, собственного достоинства. Ребенок, много раз переживший это чувство, не ищет легкого пути, не пользуется результатами чужого труда. Лишь тогда, когда ребята научились переделывать работу и пережили в связи с этим чувство радости, собственного достоинства, я начал ставить им оценки — конечно, только за положительные результаты. Одни дети стали получать отметки через 4, другие через 6 месяцев после начала школьных занятий. Петрик и Миша получили первые оценки только в начале второго учебного года. С ними я проводил дополнительную работу, добиваясь того, чтобы дети сегодня работали хоть немножко лучше, чем вчера, не теряли веры в свои силы.

Учение — не механическая передача знаний от учителя к ребенку, а прежде всего человеческие отношения. Отношение ребенка к знаниям, к учению в огромной мере зависит от того, как он относится к учителю. Если ученик почувствовал несправедливость, он потрясен. А неудовлетворительную оценку маленькие дети всегда считают несправедливостью и глубоко переживают ее, потому что почти никогда не бывает так, чтобы ребенок не хотел учиться. Ему хочется учиться, но он не умеет, у него еще нет способности сосредоточиться, заставить себя работать.

Если же дитя переживает несправедливость и сегодня, и завтра, и так в течение всего года, его нервная система вначале возбуждается, затем наступает торможение — угнетенность, ослабленность, апатия. Резкие скачки — возбуждение и торможение — приводят к

тому, что ребенок заболевает. Это странные, с первого взгляда, заболевания — школьные неврозы, или дидактогении. Парадоксальность дидактогении заключается в том, что они бывают только в школе — в том священном месте, где гуманность должна стать важнейшей чертой, определяющей взаимоотношения между детьми и учителем. Дидактогении — детище несправедливости. Несправедливое отношение родителей или учителя к ребенку имеет множество оттенков. Это прежде всего равнодушие. Нет ничего опаснее для становления нравственных и волевых сил ребенка, чем безразличие учителя к его успеваемости. Затем — окрик, угроза, раздраженность, а у людей, не обладающих педагогической культурой, — даже злорадство: вот ты не знаешь, давай сюда дневник, я тебе поставлю двойку, пусть родители полюбуются, какой у них сын.

Я в течение нескольких лет изучаю школьные неврозы. Болезненная реакция нервной системы на несправедливость учителя у одних детей приобретает характер взвинченности, у других — это мания несправедливых обид и преследований, у третьих — озлобленность, у четвертых — напускная (деланная) беззаботность, у пятых — безучастность, крайняя угнетенность, у шестых — страх перед наказанием, перед учителем, перед школой, у седьмых -кривлянье и паясничанье, у восьмых — ожесточенность, принимающая иногда (очень редко, но этого нельзя игнорировать) патологические проявления. Предупреждение дидактогении зависит от педагогической культуры родителя и учителя. Самой главной чертой педагогической культуры должно быть чувствование духовного мира каждого ребенка, способность уделить каждому столько внимания и духовных сил, сколько необходимо для того, чтобы ребенок почувствовал, что о нем не забывают, его горе, его обиды и страдания разделяют.

Для ребенка наибольшей несправедливостью со стороны учителя является то, что учитель, поставив несправедливо, по его глубокому убеждению, неудовлетворительную оценку, стремится еще и к тому, чтобы за эту оценку его наказали родители. Если ребенок увидел, что учитель обязательно хочет сообщить родителям о двойке, он ожесточается и против учителя, и против школы. Умственный труд становится для него ненавистным. Огрубение чувств переносится на отношения с другими людьми и, прежде всего, с родителями.

Трудно представить что-либо другое, в большей мере уродующее душу ребенка, чем эмоциональная толстокожесть, порожденная несправедливостью. Испытывая безразличное к себе отношение, ребенок теряет чуткость к добру и злу. Он не может разобраться, что в окружающих его людях доброе и что злое. В его сердце поселяется подозрительность, неверие в людей, а это — самый главный источник озлобленности.

В среде педагогов сейчас можно нередко услышать разговоры о поощрении и наказании. Рождаются и умирают, как однодневные мотыльки, заманчивые теории. А между тем самое главное поощрение и самое сильное (но не всегда действенное) наказание в педагогическом труде — это оценка. Это наиболее острый инструмент, использование которого требует огромного умения и культуры.

Чтобы иметь право пользоваться этим инструментом, надо прежде всего любить ребенка. Не говорить ему о своей любви, а выражать любовь в заботе о нем. «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам, он — совершенный учитель», писал Л. Толстой.

Душевная чуткость — это качество, которое невозможно достигнуть только обучением. В основе человеческой чуткости педагога лежит общая интеллектуальная, нравственная, эстетическая и эмоциональная культура в их органическом единстве, а это единство достигается и образованностью, и общественным опытом нравственных отношений в коллективе. Учитель должен знать и чувствовать, что на его совести — судьба каждого ребенка, что от его духовной культуры и идейного богатства зависят разум, здоровье, счастье человека, которого воспитывает школа.

Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. —
Киев, 1974.-С. 166-172.

Источник

Оцените статью