К 75-летию со дня рождения Олега Васильевича Дашкевича
К 75-летию со Дня рождения Олега Васильевича Дашкевича
Олег Васильевич Дашкевич (12/02 1933 – 08/08 2002), заслуженный деятель науки РФ, доктор психологических наук, профессор, основатель научной школы, которую прошли более сорока его учеников, ставших докторами и кандидатами психологических наук, действительный член Международной академии высшей школы, Международной академии информатизации, Международной академии наук педагогического образования.
С именем прежде всего связаны достижения в разработке проблемы эмоциональной регуляции деятельности в экстремальных условиях. Он исходил из того, что необходимо проводить комплексные многоуровневые исследования этой проблемы с выявлением механизма эмоциональной регуляции. И только на основе научно обоснованных представлений о содержании и структуре этого механизма возможно разрабатывать, отбирать и проводить комплексацию средств и методов формирования механизма эмоциональной регуляции и приемов регулирования эмоций в экстренно возникающих сложных ситуациях.
Основные вехи жизни ученого. родился 12 февраля 1933 г. в Ленинграде в семье служащих. Его отец, Василий Никифорович из рабочей семьи. После школы он окончил Ленинградский Лесотехнический институт. Работал инженером до 60 лет, когда совершенно ослеп в результате длительной болезни – глаукомы. Однако, до конца дней своих, т. е. до 84-х лет, не терял присутствия духа и оставался требовательным и уважаемым главой семьи, заводилой на семейных вечерах, играл на гитаре, любил петь романсы. Мать родилась в семье бедного крестьянина. Очень рано потеряла родителей. Во время гражданской войны оказалась у родственников в Ленинграде, где окончила школу и вынуждена была пойти на работу в качестве санитарки. Она рано вышла замуж, родила детей, занималась их воспитанием и работала в регистратуре в поликлинике. Она была нежной, заботливой, но болезненной женщиной. По хозяйству в семье помогала ее мать – бабушка Олега Васильевича, которую он очень любил и остро пережил ее уход из жизни. Может быть, памятуя о ней, он внимательно относился к старым людям, любил слушать их рассказы о прошедшей жизни. В семье было трое детей. Олег был старшим ребенком, затем родились его брат и младшая сестренка.
Когда Олегу Васильевичу исполнилось 3 года, вся семья Дашкевичей переехала сначала в Подмосковье (в город Красногорск), а затем в Москву.
В Москве они поселились на Большой Пироговской, где долго жили в маленькой комнате в коммунальной квартире. Олег Васильевич вспоминал, что в детстве спал на столе, т. к. другого места не было. Увеличить свою площадь им удалось лишь через несколько лет за выездом из квартиры соседей, после чего они получили еще две маленькие комнаты. Свою собственную квартиру Олег Васильевич получил недалеко от родительского дома, вблизи Новодевичьего монастыря, когда ему было уже за сорок лет. Там он прожил до конца своих дней. Он очень любил свой район, хорошо знал его историю, часто совершал прогулки по территории и около Новодевичьего монастыря, по Воробьевым горам, где его всегда привлекал ключ с чистой прозрачной водой.
Путь в психологию был для него непрямым и довольно долгим. Еще учась в школе, в последние годы обучения, он завел дневник, который вел, с некоторыми перерывами, в течение всей жизни.
После окончания школы он поступил на биохимический факультет МГПИ им. (не думая, что по прошествии многих лет он будет работать в качестве профессора, заведующего кафедрой психологии в этом институте).
Однако, из дневника видно, что в то время он испытывал явное чувство неудовлетворения, и его продолжал волновать вопрос кем стать в жизни. Он писал: «Все настойчивее возникает желание осмыслить окружающее и понять свое место в жизни». Ему казалось, что он должен овладеть каким-то очень конкретным делом. «Овладение ремеслом — пишет он – раскрепощает человека, делает его независимым». Под влиянием этих мыслей он уехал из Москвы в Волгоград, на Тракторный завод, где работал в ремонтно-литейном цехе в качестве формовщика. Естественно, он понял, что это не его стезя, но там он приобрел большой жизненный опыт, испытав на себе, что такое тяжелый физический и монотонный труд, познав, что такое жизнь в общежитии с рабочими людьми самого разного возраста. Проработав полгода, он возвратился в Москву и поступил в 1953 году в 1-ый Московский медицинский институт им. Сеченова, который окончил в 1960 году.
Со студенческих лет проявлял интерес к научной деятельности, глубокому изучению вопросов физиологии, интересовался психиатрией, много читал литературы по этому предмету, участвовал в психиатрическом кружке. После окончания мединститута он стал работать врачом по спортивной медицине и лечебной физкультуре, осуществляя врачебный контроль молодежи, занимающейся спортом.
Будучи по натуре исследователем, работая со спортсменами и анализируя их состояние в сложных соревновательных условиях, он стал все больше углубляться в психологический аспект их деятельности. Это привело его к тому, что в 1965 году он поступил в заочную аспирантуру при кафедре психологии Государственного центрального института физической культуры (ГЦОЛИФК), а затем в1968 году стал младшим научным сотрудником этого института на кафедре психологии.
В эти годы он разработал мотивационно-результативные методики МР-1 и МР-2, которые использовались для проведения инструментальных экспериментов с помощью разработанного и сконструированного им специального прибора.
С помощью этого прибора он провел большое количество экспериментальных исследований, результаты которых вошли в его кандидатскую диссертацию по теме «Эмоции в спорте и их регуляция», которую он защитил в 1970 году. Психология захватила его целиком и полностью. Это было его увлечением и работой на всю жизнь.
Вскоре после защиты кандидатской диссертации стал старшим научным сотрудником, а позже доцентом и профессором кафедры психологии ГЦОЛИФКа и проблемной лаборатории при этой кафедре. Ведя активную преподавательскую деятельность, продолжал научно-исследовательскую работу, углубляя и развивая интересующую его тему эмоциональной регуляции в спорте, а также, будучи заместителем заведующего кафедрой по научной работе, анализировал и обобщал научно-исследовательские работы, проводимые сотрудниками кафедры.
В 1975 году получил разрешение от Комитета по физической культуре и спорту осуществлять научное руководство подготовкой аспирантов ГЦОЛИФКа и с энтузиазмом начал работать с аспирантами. В диссертационных исследованиях аспирантов апробировались «Мотивационно-результативные методики», разработанные , выявлялись особенности эмоциональной регуляции в различных видах спортивной деятельности. Это тяжелая атлетика (), фигурное катание (), фехтование (), стрельба (), настольный теннис (), легкая атлетика (), спортивная гимнастика (), футбол (), шахматы () и др.
В этот период напряженно работал над докторской диссертацией по теме «Эмоциональная регуляция деятельности в экстремальных условиях». В ней изложена конкретно-научная методология психологических исследований по проблеме эмоциональной регуляции деятельности в экстремальных условиях. Включены разработанные и апробированные «Мотивационно-результативные методики» (МР-1, МР-2), которые позволили расширить возможности объективно-психологического исследования процессов эмоциональной регуляции деятельности и эмоционально-волевых особенностей личности — субъекта деятельности, основные закономерности и ведущие факторы, определяющие психическую устойчивость субъекта в экстремальных условиях деятельности.
Осуществлению прикладного характера диссертационных исследований способствовало то обстоятельство, что многие годы совмещал исследовательскую работу с выполнением функций психолога и врача в целом ряде сборных команд страны (по современному пятиборью, стрельбе, настольному теннису, боксу), в том числе и на олимпиаде 1980 года. Это создавало возможность для сбора обширного материала при исследовании спортсменов, достигших высшего спортивного мастерства в наиболее напряженных, ответственных ситуациях их соревновательной деятельности. Творческие связи с рядом научных коллективов АПН СССР, АН СССР, и АМН ССР позволили осуществить ряд исследовательских и прикладных разработок для медицинской практики, подготовки спец. контингента операторов, диспетчеров железнодорожного транспорта и т. п.
В 1989 году был избран по конкурсу на должность заведующего кафедрой психологии в Московский областной педагогический институт им. , ныне Московский государственный областной университет (МГОУ) и до конца жизни оставался на этой должности.
Результаты исследований эмоциональной регуляции деятельности, полученные в области спорта, успешно развивались и внедрялись в теорию и практику психической регуляции учебной деятельности и делового общения учащихся различных возрастных категорий (студентов, подростков старшего, среднего и младшего возраста) и педагогов.
Под руководством на кафедре, по признанию его коллег, оживилась научная работа в области возрастной и педагогической психологии.
В период его заведования кафедрой велись научные исследования по таким актуальным, масштабным по объему, сложным и глубоким по научному содержанию направлениям, как психология личности подростка; психическая регуляция общественно-полезных форм деятельности у подростков; особенности свойств личности студентов педвуза различных специальностей; психологические основы творческой личности педагога. Руководство этими темами осуществлялось в масштабе университета. Тематика НИР была одобрена, а выполнение ее контролировалось со стороны президиума АПН ().
Как руководитель группы на кафедре по формированию творческой личности педагога, он умело взаимодействовал с представителями педагогической науки (академиком РАО , профессором , и др.), опубликовав с ними ряд статей. Это позволяло ему изучать творческое развитие учителя в единстве его педагогических и психологических проявлениях, что повышало надежность полученных научных фактов, их прогностический характер и использование практики становления и развития высококвалифицированных педагогических кадров.
вел очень большую педагогическую, научно-методическую и общественную работу. Он читал лекции и вел практические занятия по курсу психодиагностики на спец. факультете практической психологии и факультете повышения квалификации. Его лекции отличались содержательностью, опорой на последние достижения науки и психологической практики, доступностью и привлекательностью формы изложения. Студенты и слушатели ФПК всегда высоко оценивали уровень его педагогического мастерства.
Большое время у него занимало руководство подготовкой и контроль результатов курсовых и дипломных работ студентов. Он предлагал студентам и слушателям в качестве тем курсовых работ написать свою биографию с проведением тестирования, анализом его результатов и заключения об особенностях своей личности. Эти автобиографии, как правило, были написаны очень искренне, с большим желанием открыться, рассказать о себе. О. В. трепетно относился к этим работам, с большим вниманием читал каждую из них, почти на каждой странице делал свои пометки и в конце давал общую развернутую оценку работы.
участвовал в работе ГЭК МПУ, был членом комиссии по собеседованию с абитуриентами факультета практической психологии, активно участвовал и организовывал работу по обновлению учебных программ основных курсов психологии, читаемых на факультетах МПУ, банка тестовых заданий, экзаменационных билетов. Он неоднократно являлся председателем ГЭК ряда вузов РФ по психолого-педагогической специализации, принимал участие в аттестационных и лицензионных экспертных комиссиях Министерства образования в ряде вузов. был членом двух специализированных советов МПУ по защите кандидатских диссертаций, причем в одном из них являлся заместителем председателя, членом докторского специализированного совета в МГПИ, членом центрального Совета общества психологов и общества «Знание». Будучи действительным членом Академии высшей школы, организовал творческую группу специалистов, работы которых были направлены на повышение качества психологической подготовки профессиональных кадров и психологического образования в целом.
Большая часть научных работ на кафедре выполнялась ее аспирантами и соискателями, отмечает в своих воспоминаниях – ученица , а ныне доцент кафедры развития психологии и профессиональной деятельности МГОУ. Их число на кафедре значительно возросло.
Коротко обобщая научные исследования учеников Дашкевича, которые проводились в период его заведования кафедрой, она выделяет в них два основных направления: изучение личности подростка и изучение творческой личности педагога.
При изучения личности подростков рассматривались и решались следующие очень важные и актуальные проблемы: — особенности психической регуляции различных видов общественно-полезной деятельности и общения подростков. Это — изучение психорегуляции учебно-трудовой и учебно-физкультурной деятельности (П. Обухов), общественно — организационной деятельности (Е. Славгородская), учебной деятельности и делового общения (А. Филатова), учебной деятельности (К. Дьяченко), нравственно-делового общения (В. Абрамова), нравственных аспектов деятель ности подростков ( Е. Соловцова); — особенности эмоционально-волевой регуляции личности подростков (М. Чумаков) и связанные с этим проблемы тревожности (С. Озерова), страхов ( Л. Уварова), — психологические особенности подростков с разным типом полоролевой ориентации ( Т. Араканцева); — развитие рефлексивности и обоснованности самооценки подростков (Л. Бортникова).
Работы по изучению личности подростка велись в сотрудничестве с лабораторией Института психологии АПН, проводились совместные заседания, обсуждались направления исследования и их методология.
Исследования творческой личности педагога велись в направлениях: — изучения особенностей творческой личности студента педвуза (И. Га-лактионов); — формирования компонентов педагогического мышления студентов (Н. Воронова); — профессионального становления личности учителя физкультуры (О. Мысин). Всеми учениками Дашкевича применялась единая методология исследования: личностно-деятельностный подход, комплексное изучение человека во всей совокупности сфер личности. Большое количество общих используемых методик. Проводилось изучение литературы с ее глубоким анализом, наблюдения, экспертные оценки, анкетирования, тесты, эксперименты. Большинство учеников Дашкевича работало с разработанными им мотивационно-результативными экспериментальными методиками. Применялись современные математические методы обработки полученных результатов.
При изучении особенностей психорегуляции различных видов деятельности подростков выделялись «деятельностные показатели», характеризующие включенность подростка в этот вид деятельности. С помощью пакета методик, охватывающего все важнейшие сферы личности, определялись «личностные показатели», обеспечивалось всестороннее изучение личности подростков. Материал исследований обрабатывался с помощью математических методов (корреляционный, факторный и кластерный анализ), строились идеальные модели деятельности подростков и модель их личностной регуляции. Анализировались положительные и слабые звенья в цепи психорегуляции, давались рекомендации по активизации организации деятельности. Проводился формирующий эксперимент по апробации рекомендуемых новшеств в работе.
Эмоционально-волевые качества личности, нравственные аспекты, самооценка и др. — все изучалось в общей структуре личностных качеств. Выявлялась их роль в регуляции деятельности и общения. Определялись пути повышения психолого-педагогической работы с подростками.
При изучении творческой личности педагога также собирались данные о творчестве учителя или его психограмме, личностные показатели учителей и студентов. С помощью математических методов выстраивались идеальные модели, выявлялись пути повышения профессиональной подготовки или психологической помощи учителям.
Очень интересны воспоминания об Олеге Васильевиче как человеке, учителе, коллеге, зав. кафедрой. О многих чертах характера, его увлечениях можно судить по записям в дневниках, когда он был предельно откровенен. Из них видно, что он очень требовательно относился к себе, занимался самовоспитанием. Бездарно проведенные дни в житейской суете вызывали в нем внутреннюю напряженность. И, наоборот, возникало чувство удовлетворения от выполнения за день намеченных дел. Он взял за правило ежедневно вечером анализировать, просеивать события дня с тем, чтобы «выловить» те ненужные дела, на которые было зря потрачено время, отметить важные, но отложенные дела, установить причину их невыполнения. Ему необходимо было организовать себя и в научной работе и в житейских делах. А самое главное, его раздражало зря потерянное время.
Из дневника видно, как много он размышлял и насколько большим был диапазон тем его размышлений от бытовых семейных, до политических и философских. Читая его дневник, невольно приходят на память строки Б. Пастернака:
Во всем мне хочется дойти
До самой сути,
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До основанья, до корней,
До сердцевины.
Олег Васильевич любил анализировать прочитанные книги, просмотренные фильмы, увиденное в путешествиях, услышанное в разговоре с собеседником. При этом, у него было желание зафиксировать, как бы закрепить в памяти наиболее интересные впечатления и результаты анализа, сделать письменную зарисовку какой-то жизненной картинки или ситуации с участием детей или взрослых людей, которые ему показались чем-то интересны. Он неплохо рисовал. В его архиве часто встречаются его карандашные зарисовки, а портрет матери, выполненный им, всегда висел в его кабинете.
был замечательным собеседником. Он предпочитал шумным застольям, хотя всегда в них активно и с настроением участвовал, неторопливые разговоры с собеседником. Обладал удивительной способностью спокойно, ненавязчиво общаться с людьми, умел внимательно слушать и вести беседу с самыми разными людьми, как по социальному положению, так и по возрасту. Он внимательно слушал рассказы старых людей о прошлом. Его интересовали детали быта и занятия людей в дни их молодости, особенно родителей. С большим интересом слушал рассказы тещи, которая была наблюдательным человеком и хорошим рассказчиком, и, чувствуя, что ее слушают внимательно, с удивительной подробностью вспоминала очень интересные события начала прошлого века и даже, когда она повторялась в своих воспоминаниях, что свойственно старым людям, его интерес не угасал.
Умение общаться, разговаривать с людьми относилось и к работникам таких официальных учреждений, с которыми всем так или иначе приходилось сталкиваться в жизни, как БТИ, земельные комитеты, налоговые инспекции и т. п. Жена Олега Васильевича особенно это почувствовала, когда после его ухода, ей пришлось много ходить по этим организациям для оформления наследственных дел. В память об Олеге Васильевиче ей делали небольшие поблажки в виде приемов вне очереди. Служащие женщины делились своими впечатлениями о нем. «Когда он входил к нам в комнату большой, интересный, улыбающийся — говорили они — мы все к нему разворачивались. Он садился и всегда рассказывал что-нибудь интересное».
почтительно, с уважением относился к своим учителям, научным руководителям, предшественникам по заведыванию кафедрой. До конца дней своего руководителя по кандидатской диссертации он часто звонил ей, подробно расспрашивая о делах, о здоровье и навещал ее дома. Составляя историю кафедры, старался как можно полнее рассказать о заслугах прежних заведующих кафедрой психологии МОПИ. Всячески поддерживал своего предшественника по заведыванию кафедрой , который продолжал работать на кафедре в должности профессора. С уважением он относился к своим оппонентам, представителям иных школ. Коллеги, придерживающиеся отличной от позиции по вопросу мотивации, отмечают, что он в своих рецензиях и отзывах на научные статьи, книги, на защитах диссертационных работ часто поддерживал их. Делал он это как настоящий ученый, заглядывая в будущее, стремясь к истине и радея о развитии своей любимой науки психологии. Некоторые коллеги отмечали, что именно в ходе бесед с уточнили свои позиции по поводу сущности мотивации. Доктор психологических наук Р. Пилоян сказал, что благодаря , позже, после ухода его из жизни, они вместе со своими учениками включили в структуру мотивации спортсменов такие показатели как индивидуализм и коллективизм. Они знали, что эти свойства личности успешно в спорте первым стал изучать с помощью инструментального метода, позволяющего получить количественные оценки важных показателей. Дашкевича отмечают, что он был всегда открыт для диалога, для обсуждения и решения психолого-педагогических проблем. Он был демократичен, удивительно тактично мог делать упреки своим коллегам, так, что они не обижались.
Типично городской житель очень любил природу. Но только после 40 лет он стал иметь возможность проводить время на природе на дачном участке под Москвой и в деревне в Липецкой области. Он с большим удовольствием занимался сельскими работами: копал, косил, выпалывал сорняки, сажал фруктовые деревья и кусты. В деревне ему иногда помогал его знакомый профессор Липецкого педагогического института В. Н. доктор психологических наук Кошелев. Работу на участке они чередовали с прогулками по красивейшим окрестностям, ведя неторопливые беседы на психолого-филосовские темы.
Олег Васильевич был домашним человеком. Он очень любил свою скромную квартиру. У него была богатая библиотека, которую он постоянно пополнял. Возвращаясь с работы, особенно после получки, он проходил, как он говорил, по «малому или большому кольцу» книжных магазинов с богатыми букинистическими отделами. Именно в домашних условиях он мог спокойно читать, писать, анализировать работы своих учеников, внимательно читать статьи, книги, диссертационные работы, переданные ему для оппонирования или рецензирования. За этим занятием он проводил почти все свое время вне Института. Иногда, в качестве отдыха, он уходил на кухню и начинал что-нибудь готовить. Особенно он любил готовить супы, при этом казалось, что он целиком погружался в процесс варки, а затем с удовольствием угощал своей едой.
Дашкевич отключался от житейских и рабочих дел только во время непродолжительного отдыха летом. Он был членом Московского дома ученых и любил отдыхать на его турбазах. Это были очень скромные условия, подчас жизнь в палатках. Однако Олега Васильевича это не смущало, он был очень неприхотлив к житейским условиям, зато это были, как правило, красивейшие места, а, самое главное, очень интересные люди. В одну из таких поездок он познакомился со своей женой, тоже членом Дома ученых, кандидатом технических наук, а впоследствии лауреатом премии Президента Татьяной Тимофеевной Новиковой. Они оба в молодости имели небольшой опыт семейной жизни, и после полутора лет брака, Олег Васильевич разошелся с женой, а Татьяна Тимофеевна – с мужем. В течение долгих десяти лет ни он, ни она не решались заводить семью. Встретившись на турбазе Дома ученых, они сразу потянулись друг к другу. У них было очень много общих интересов, да и просто было хорошо вдвоем. Через несколько месяцев они расписались и счастливо прожили очень интересную жизнь до самого ухода Олега Васильевича.
Огромное место в исследовательской и педагогической работе занимали занятия с аспирантами. Его ученики, как правило, видели его в первый раз, читающим лекции или выступающим на каких-либо конференциях. По их воспоминаниям он производил впечатление на слушателей взвешенностью и основательностью суждений, яркими и интересными примерами из литературы или из жизни. Слушателей курсов повышения квалификации, особенно подкупало то, что в отличие от других преподавателей, он относился к ним как-то заинтересованно, заботливо, спрашивал, откуда они приехали, как устроились в Москве, может ли он чем-то им помочь. Видя в группе молодых начинающих преподавателей на ФПК, рассказывал о возможности серьезной научно-методической работы в аспирантуре. Олег Васильевич, будучи очень увлеченным своим делом, вольно или невольно втягивал в круг своих интересов окружающих его людей, начиная с домочадцев. Его жене, работавшей в области атомной энергетики, он предлагал читать книги по психологии, писать рефераты, ходить на курсы. Добился того, что она несколько лет довольно успешно работала школьным психологом. И, конечно же, слушателей, подходивших к нему во время перерыва или после лекций, он буквально заражал своей любовью к психологии. Благодаря ему, многие из них определили свое место в жизни и научную судьбу, которую сам Олег Васильевич искал долгие годы.
Ученики отмечают особенности учебно-воспитательной работы , специфику его общения с ними. Он часто работал с аспирантами и докторантами в неформальной обстановке, у себя дома, за столом, освещенным настольной лампой, за чашкой чая.
Всегда интересовался личными делами и проблемами, чтобы понять состояние ученика, оценить возможность его активной работы. Он знал многое о жизни своих учеников, об их семьях, интересах и увлечениях. Часто становился близким человеком в их семьях, искренне участвуя, сочувствуя и помогая в их жизни и профессиональном становлении. При наличии серьезных проблем давал возможность ученикам отключиться на время от диссертационной работы с тем, чтобы решить эти проблемы. Всегда звонил, узнавал состояние дел и возвращал к научно-исследовательской работе. Он знал о своих учениках подчас гораздо больше, чем их родители, поэтому ученики вспоминают о нем, как о втором отце. Его ученица А. Филатова никогда не забудет поддержки Олега Васильевича после смерти своих родителей. Он написал ей очень теплое письмо о том, что нельзя поникать, отчаиваться, нужно всеми силами стараться оправдать надежды родителей. «Ваше сердце – писал он – бьется для жизни, счастья и успехов».
Неоценимую помощь Олег Васильевич оказал одному из первых своих учеников, который, после защиты кандидатской диссертации, уехал в г. Набережные челны и поступил на работу в Педагогический институт на кафедру психологии. Ему предоставили место в общежитии, поэтому семья не могла к нему переехать. Обещание ректората предоставить нормальное жилье не выполнялось, и он не знал, как ему поступать дальше. Узнав об этом, Олег Васильевич стал писать многочисленные письма во всевозможные инстанции. Он так убедительно излагал свои мысли о том, что молодому, талантливому, перспективному специалисту для успешной работы в Институте, а также, чтобы сохранить его семью необходимо дать нормальное жилье, что, в конце концов, ему предоставили 4-х комнатную квартиру ректора Института за его выездом в другой город.
Вместе с тем был строгим и требовательным руководителем. Случалось и быть наказанными, не приготовив в срок «связный и внятный раздел диссертации» – вспоминают они — одних восклицательных знаков наставит с десяток! А уж замечаний напестрит где только можно – «стыд и срам»! Только внимай, соображай и исправляй. Тщательная проверка, проработка мелочей – норма его научного руководства. Случались и слезы. Некоторые аспиранты считали, что Олег Васильевич слишком придирчив и строг, что диссертационная работа уже готова к защите, а он все еще требует доработки. И только выходя на защиту или после нее, они понимали, как он был глубоко прав в своей требовательности. В устном договоре с каждым из аспирантов у Олега Васильевича было такое правило: «Никогда не забывай, что ты — в аспирантуре. Напоминай себе об этом каждый день. Каждый день думай о своей диссертации. И через каждые 10 дней приходи ко мне (предварительно позвонив) и отчитайся – что ты сделал за прошедшие дни». И это очень дисциплинировало аспирантов. Некоторые действительно старались работать над диссертацией каждый день и через 10 дней спокойно шли к Олегу Васильевичу с наработками. Другим же не удавалось так организовать себя, они могли на несколько дней забросить работу, но на 8-10 день все равно спохватывались и, сумев собраться, активизироваться проделывали определенную работу, совершая некоторые подвижки в своей работе. А тех, у которых ни первый, ни второй способ не получался, отлучал от себя, иногда отчислял, но с правом восстановления после выполнения определенного задания по диссертационной работе. Ближе к защите Олег Васильевич работал с аспирантами почти каждый день, устраивая у себя дома репетицию предзащиты, приглашая, при этом, своих учеников, особенно тех, у кого диссертация была близка к завершению. Аспирантам заочного отделения он уделял все свое время для работы с ними в дни их приезда в Москву. Работая с учениками, он совместно с ними выстраивал систему, как единственно возможный способ решения проблемы, помогал анализировать полученные аспирантами экспериментальные материалы. Вроде бы из трудно объяснимых цифр и корреляционных связей он выстраивал систему, в которую укладывалось все трудно доступное вначале пониманию.
считал, что аспиранты — члены кафедры психологии, требовал их присутствия на заседаниях кафедры, часто проводил на них не только итоговые, но и промежуточные обсуждения их научно-исследовательской работы, поощрял участие аспирантов в делах кафедры. Например, многие аспиранты вели и оформляли протоколы заседаний кафедры, помогали при оформлении документов, участвовали в кафедральных «посиделках», заменяли заболевших преподавателей на занятиях со студентами, а, при возможности, и вели самостоятельную преподавательскую работу. Это помогало лучше узнать не только личностные, но и профессиональные качества аспирантов.
Несмотря на требовательность и строгость Олега Васильевича, он запомнился ученикам как умный, интеллигентный, порядочный, добрый и внимательный человек. Они вспоминают о нем с огромной благодарностью. Они говорят и пишут, что не всем в научном мире так повезло, как им, его аспирантам и докторантам, благодарят судьбу за то, что он встретился им в жизни, посвящают ему свои научные работы.
Отдавая все свои силы и время на научную и преподавательскую деятельность, воспитанию молодежи и подготовке молодых кандидатов и докторов психологических наук предполагал написать монографию с обобщением полученных им теоретических и практических результатов, как в области спортивной, так и возрастной и педагогической психологии. Однако судьба распорядилась по иному, и он не успел осуществить свой замысел.
Им опубликовано более 300 различных научных работ, учебных пособий, методических рекомендаций, программ обучения, практикумов, статей и т. д. Под его руководством было защищено около 40 кандидатских и 2 докторских диссертации. Несомненно, обладал научным талантом, нестандартным мышлением, целеустремленностью, организаторскими способностями (умел гасить конфликты среди сотрудников и что особенно ценно предупреждать их), трудолюбием и высокой культурой.
Высокий научный и культурный уровень был признан не только молодыми учеными, но и маститыми, такими, как , , и др.)
В настоящее время ученики успешно используют тот теоретический багаж и практические навыки исследования, почти все применяют в своих исследованиях методики МР-1и МР-2. они реализовывались с помощью прибора, который он сам разработал. Его учениками разработана компьютерная версия методики МР-1. Разработанная компьютерная программа существенно упрощает использование методики и сокращает время исследований. Некоторые из его учеников остались в МГОУ и успешно преподают, продолжая научно-исследовательскую работу, становятся докторантами, а некоторые уже стали докторами психологических наук. Дашкевича успешно продолжают его дело.
Источник