Дао полного чувствования пит уолкер
Перед началом каждого текста указывайте пожалуйста номер страницы (как в этом сообщение).
Это необходимо что бы не запутаться когда будем публиковать посты с текстом в ВДА-шках.
стр. 197
ГЛАВА 16
ИНСТРУМЕНТЫ САМОПОМОЩИ
В этой главе приведены шесть списков с инструментами для разрешения различных ситуаций, возникающих на пути к выздоровлению. Я все еще ценю эти списки как незаменимые дополнения на пути к собственному выздоровлению. Я часто раздаю эти списки клиентам в подходящие моменты их пути, а также студентам, посещающим мои занятия. Я получил много положительных отзывов о том, насколько они полезны для ускорения процесса выздоровления.
Мои друзья и клиенты, выздоровление которых протекает наиболее быстро, дополняют терапию мероприятиями самопомощи. Те, кто распечатывают эти списки и носят их с собой, или вывешивают на видном месте до тех пор, пока они не усвоились окончательно, совершают резкий скачок в выздоровлении.
Я надеюсь, что вы уйдете в эти списки с головой, и они окажут вам исцеляющую поддержку, такую же, как многие уже получили от них.
А вот стихотворение, которое я недавно увидел нацарапанным на стене. Оно было подписано «Хэнк»:
твоя жизнь — это твоя жизнь,
не позволяй ей превратиться в промозглое
существование.
будь начеку.
есть выходы.
где-то есть свет.
быть может, света не так много,
но он побеждает тьму.
стр. 198
бодрствуй.
боги предложат тебе шансы.
познай их, используй их.
ты не можешь победить смерть, но
ты можешь вытеснять смерть из жизни,
хоть иногда.
и чем чаще ты
будешь учиться делать это,
тем больше будет света.
твоя жизнь – это твоя жизнь.
знай это, пока она у тебя есть.
ты удивительный,
боги ждут, чтобы порадоватьcя за тебя.
Заключение
Итак, вы делаете успехи в выздоровлении от многоуровневой травмы КПТСР:
[1] по мере того, как повышение внимательности уменьшает ваши бессознательные реакции (бороться/ бежать/ замереть/ льстить)
[2] по мере того, как ваш критик исчезает,
[3] когда ваш разум становится дружелюбнее,
[4] когда горечь детских лишений укрепляет ваш эмоциональный интеллект,
[5] когда ваше тело расслабляется, а разум становится более спокойным,
[6] когда ваше здоровое эго формируется в здоровое ощущение себя,
[7] когда история вашей жизни становится сострадательной и уважительной к себе,
[8] когда ваша эмоциональная уязвимость создает подлинные переживания близости и
[9] как вы достигаете «достаточно хороших» безопасных отношений.
И позвольте мне еще раз подчеркнуть, что выздоровление не оценивается принципом «все или ничего». Это постепенный процесс, отмечаемый постоянным ростом в любой из этих областей, и особенно в снижении частоты, интенсивности и продолжительности повторных переживаний.
Я надеюсь и молюсь о том, чтобы вы как можно раньше испытали доступность лучиков надежды, о которых я писал в главе 4. Я надеюсь, вы почувствуете, как остановки на пути вашего развития сокращаются. Надеюсь, вы заметите возрастающую доброту к себе и гордость за чудесное ощущение
БЛОК ИНСТРУМЕНТОВ 5
БЛАГОДАРНОСТЬ САМОМУ СЕБЕ 12X12
Эта таблица является упражнением по построению самооценки, и лучший результат достигается постоянной работой над ней. Постарайтесь придумать двенадцать элементов для каждой категории. Сопротивляйтесь принципу критика «все или ничего» и перечислите что-то, если это в целом верно в отношении вас большую часть времени. Работайте над этим, когда вы не находитесь в повторном переживании. Попросите кого-нибудь, кому вы достаточно доверяете, помочь вам с этим упражнением.
1. Достижения
2. Свойства характера
3. Добрые дела
4. Самые сильные впечатления
5. Удовольствия от жизни
6. Намерения
7. Хорошие привычки
8. Места работы/ должности
9. Изученные предметы
10. Преодоленные препятствия
11. Полученная помощь
12. Детские воспоминания
БЛАГОДАРНОСТИ ДРУГИМ 12X12
Эта таблица представляет собой упражнение для разрушения программы внешнего критика, что все так же опасны, как и травмирующие нас родители/ опекуны. Используйте те же рекомендации, как и к предыдущей таблице.
1. Друзья [прошлые и настоящие]
2. Вдохновляющие люди
3. Вдохновляющие авторы
4. Школьные друзья [независимо от того, поддерживаете ли вы отношения или нет]
5. Дружеские круги [прошлые и настоящие]
6. Друзья детства [не обязательно поддерживать с ними связь]
7. Учителя
8. Доброта незнакомцев
9. Домашние питомцы и животные
10. Друзья по работе [прошлые и настоящие]
11. Группы/ секции [прошлые и текущие]
12. Детские воспоминания
БЛОК ИНСТРУМЕНТОВ 6
Я заканчиваю эту книгу повторением наиболее важных принципов преодоления ПТСР. Пожалуйста, перечитайте эти шаги, чтобы закрепить их в своей психике. Обратите также внимание на то, влияют ли они на вас сильнее, чем когда вы впервые прочитали о них в главе 8.
13 ШАГОВ ПО УПРАВЛЕНИЮ ПОВТОРНЫМИ ПЕРЕЖИВАНИЯМИ
1. Скажите себе: «У меня повторное переживание». Повторные переживания переносят вас во вневременную часть психики, которая ощущается такой же беспомощной, отчаянной и окруженной опасностями, как и в детстве. Чувства и ощущения, которые вы испытываете – это воспоминания прошлого, которые не могут навредить вам сейчас.
2. Напомните себе: «Я боюсь, но мне ничего не угрожает! Теперь я в безопасности, здесь, в настоящем». Помните, что сейчас вы находитесь в безопасности настоящего, вдали от опасностей прошлого.
3. Признайте свое право/ необходимость иметь границы. Напомните себе, что вы не должны позволять никому плохо обращаться с вами; вы вправе покинуть опасные ситуации и протестовать против недобросовестного поведения.
4. Ободряюще говорите со своим Внутреннем Ребенком. Ребенку необходимо знать, что вы любите его/ ее безоговорочно — что он/ она может прийти к вам за утешением и защитой, когда чувствует себя потерянным и напуганным.
5. Разрушьте мышление вечности. В детстве страх и заброшенность казались бесконечными – более безопасное будущее было невообразимо. Помните, что это повторное переживание пройдет, как всегда.
6. Напомните себе, что вы находитесь во взрослом теле с союзниками, навыками и ресурсами для защиты, которых у вас никогда не было в детстве. [Ощущение себя маленьким и хрупким – признак повторного переживания.]
7. С легкостью вернитесь в свое тело. Страх запускает вас в состояние неистового беспокойства, оцепенения или одурманивания.
[a] Мягко попросите свое тело расслабиться: почувствуйте каждую из ваших основных групп мышц и мягко побудите их расслабиться. [Напряженные мышцы посылают в ваш мозг ложные сигналы об опасности.]
[b] Дышите глубоко и медленно. [Задержка дыхания также сигнализирует об опасности.]
[c] Замедлитесь: торопливость заставляет ваш мозг реагировать по типу «беги».
[d] Найдите безопасное место, чтобы расслабиться и успокоиться: закутайтесь в одеяло, обнимите подушку или мягкую игрушку, прилягте на кровати, или в гардеробной, или в ванне, и вздремните.
[e] Почувствуйте страх в своем теле, не реагируя на него. Страх – это просто энергия в вашем теле. Он не причинит вам вреда, если вы не убежите от него.
8. Сопротивляйтесь радикальным и катастрофическим действиям внутреннего критика.
[a] Используйте остановку мыслей, чтобы остановить бесконечное преувеличение опасности критиком и его постоянное планирование, чтобы контролировать неконтролируемое. Откажитесь от стыда, покинутости и ненависти к себе. Направьте гнев самонападок на то, чтобы сказать «НЕТ» несправедливой самокритике.
[b] Используйте Мысле-замещение и Мысле-коррекцию, чтобы заменять негативное мышление списком ваших качеств и достижений.
9. Позвольте себе горевать. Повторные переживания – это возможность высвободить старые, невыраженные чувства страха, боли и заброшенности. Признайте прошлый опыт беспомощности и безнадежности своего ребенка и успокойте его. Здоровая скорбь может превратить ваши слезы в сострадание к себе, а гнев – в самозащиту.
10. Развивайте безопасные отношения и ищите поддержки. Когда нужно, проводите время наедине с собой, но не позволяйте стыду изолировать вас. Чувство стыда не означает, что вам стыдно. Расскажите своим близким о повторных переживаниях и попросите их помочь вам поговорить и нащупать свой путь через них.
11. Научитесь определять типы триггеров, которые приводят к повторным переживаниям. Избегайте небезопасных людей, мест, занятий и психических процессов. Практикуйте профилактическую поддержку с помощью этих шагов, когда триггерные ситуации неизбежны.
12. Выясните, к чему вы возвращаетесь. Повторные переживания – это возможность обнаружить, признать и залечить свои раны от жестокого обращения и покинутости в прошлом. Они также указывают на ваши все еще неудовлетворенные потребности в развитии и могут дать вам мотивацию для их удовлетворения.
13. Будьте терпеливы к медленному процессу выздоровления. Чтобы стать менее побудимым к повторным переживаниям, требуется потратить время в настоящем, а также значительное количество времени в будущем, чтобы постепенно уменьшить их интенсивность, продолжительность и частоту. Настоящее выздоровление – это постоянно прогрессирующий процесс [часто два шага вперед и один шаг назад], а не фантазии об обретенном спасении. Не ругайте себя за повторные переживания.
Источник
Дао полного чувствования пит уолкер
Как я уже говорил, мне потребовалось десять лет, чтобы понять, что это тревожное и сбивающее с толку явление было сильнейшим эмоциональным флэшбэком. Несколько лет спустя я понял в чем природа этого типа регрессии. Я понял, что это было воспоминание о сотнях раз, когда моя мать, с абсолютно убийственным видом, своей яростью повергала меня в страх, стыд, диссоциацию и беспомощность.
***
Эмоциональные флэшбэки также сопровождаются сильным возбуждением инстинкта бей/беги, наряду с гипервозбуждением симпатической нервной системы, половины нервной системы, которая контролирует возбуждение и активацию. Когда страх является доминирующей эмоцией в воспоминании, человек чувствует крайнюю тревогу, панику или даже склонность к самоубийству. Когда преобладает отчаяние, может возникнуть чувство глубокого оцепенения, паралича и желания спрятаться.
Ощущение себя маленьким, хрупким, бессильным и беспомощным также обычно переживается в эмоциональном флэшбеке. И все эти симптомы обычно накладываются на сокрушающий токсичный стыд.
Токсичный стыд: видимость эмоционального флэшбэка
Токсичный стыд, хорошо исследованный Джоном Брэдшоу в книге «Исцеление стыда, который связывает», уничтожает самооценку пережившего КПТСР с подавляющим чувством того, что он отвратителен, уродлив, глуп или фатально ущербен. Подавляющее презрение к самому себе обычно является воспоминанием о том, что он чувствовал, когда страдал от презрения и визуального пронзения своего травмирующего родителя. Токсичный стыд также может быть вызван постоянным родительским пренебрежением и отвержением.
В начале своей карьеры я работал с Дэвидом, красивым, интеллигентным молодым человеком, который был профессиональным актером. Однажды Дэвид пришел ко мне после неудачного прослушивания. Он вышел из себя и взорвался: “я никогда никому не показывал, но я знаю, что я действительно урод. Это так глупо, что я пытаюсь быть актером, когда на меня так больно смотреть”. я никогда не забуду, как был потрясен и не верил, что такой красивый человек может чувствовать себя уродливым, но в дальнейшем продолжив исследование я понял.
В детстве Дэвида страдал от различных форм жестокого обращения и пренебрежения. Он был последний и нежеланный ребенок из многодетной семьи, и его отец-алкоголик неоднократно нападал на него и смотрел на него с отвращением. Что еще хуже, его семья подражала его отцу и часто унижала его с большой мерой презрения. Любимая насмешка его старшего брата, сопровождаемая тошнотворной гримасой, была: “я не могу видеть тебя. меня тошнит от тебя!”
***
Токсичный стыд может уничтожить вашу самооценку в мгновение ока. В эмоциональном флэшбэке вы можете мгновенно регрессировать в чувство стыда и думать, что вы такой же никчемный и презренный, каким вас воспринимала ваша семья. Когда вы застряли в воспоминаниях, токсичный стыд превращается в интенсивное болезненное чувство отчужденности, покинутости — катящееся в болото стыда, страха и депрессии.
Меланж покинутости-это страх и токсичный стыд, которые окружают депрессию и взаимодействуют с ней. Депрессия покинутости сама по себе является омертвевшим чувством беспомощности и безнадежности, от которых страдают травмированные дети.
***
Токсичный стыд также мешает нам искать утешения и поддержки. Возвращаясь в детскую покинутость, мы часто изолируем себя и беспомощно отдаемся всепоглощающему чувству унижения.
Если вы застряли, рассматривая себя как бесполезного, неполноценного или презренного, вы, вероятно, находитесь в эмоциональном флешбеке. Это обычно также верно, когда вы находитесь в ненависти к себе и токсичной самокритике. Непосредственную помощь в управлении эмоциональными флэшбэками можно найти в начале главы 8, где перечислены 13 практических шагов по разрешению флэшбэков.
***
Многочисленные клиенты и респонденты моего сайта утверждают, что концепция эмоционального флэшбэка приносит им огромное облегчение. Они сообщают, что впервые в жизни им удается найти какой-то смысл в своей беспокойной жизни. Распространенным комментарием было: “теперь я понимаю, почему все психологические и духовные подходы, которые я использовал, имели так мало ответов для меня”. Многие также отмечают чувство освобождения от позорного списка неправильных диагнозов, которые были даны им самими или другими людьми. Это, в свою очередь, помогло им избавиться от саморазрушения. Привычки накапливать доказательства собственной ущербности или сумасшествия. Многие также сообщают о квантовом скачке в их мотивации бросить вызов усвоенным привычкам ненависти и отвращения к себе.
Список распространенных симптомов ПТСР.
Пережившие ПТСР могут не испытать всех симптомов. Часто встречаются различные комбинации. Факторы, влияющие на это, — это ваш тип 4F и ваш паттерн жестокого обращения/пренебрежения в детстве.
Эмоциональные Воспоминания
Тиранический внутренний и/или внешний критик
Токсичный Стыд
Самоотречение
Социальная тревожность
Жалкое чувство одиночества и покинутости
Хрупкая самооценка
Расстройство привязанности
Задержки в развитии
Трудности в отношениях
Радикальные колебания настроения [например, псевдоциклотимия: см. Главу 12]
Диссоциация через отвлекающие действия или умственные процессы
Неадекватная реакция на бой/беги
Повышенная чувствительность к стрессовым ситуациям
Суицидальные Мысли
Суицидальные мысли — обычное явление при КПТСР, особенно во время интенсивных или длительных флэшбэков. Суицидальные идеи -это подавленные мысли или фантазии о желании умереть. Они могут варьироваться от активной суицидальности до пассивной суицидальности.
Пассивная суицидальность гораздо чаще встречается у тех, кто пережил КПТСР, и она варьируется от желания умереть до фантазий о том, как покончить с собой. Потерявшись в суицидальных мыслях переживший КПТСР может даже молиться или фантазировать об избавлении от этой жизни. Быть захваченным каким-то злосчастным актом судьбы.
Он может думать о том, чтобы встать перед машиной или спрыгнуть со здания. Однако фантазия обычно заканчивается без серьезного намерения убить себя.
Это противоположно активной суицидальности, когда человек активно движется в направлении самоубийства. Говоря о пассивной суицидальности стоит отметить, что она не заслуживает такой же тревоги, как активная суицидальность. Пассивная суицидальность, как правило, является воспоминанием о раннем детстве. Когда наше одиночество было настолько глубоким, что для нас было естественным желать, чтобы Бог или кто-то или что-то просто положили конец всему этому.
Когда переживший КПТСР поймает себя на суицидальной задумчивости, ему будет полезно видеть в ней одновременно символ того, как сильно он страдает, и знак особенно интенсивного воспоминания. Это затем может направить его на использование шагов управления флэшбэком, указанных в главе 8.
Однако если управление флэшбэками не помогает и суицидальность становится все более активной, пожалуйста, позвоните на национальную горячую линию самоубийц [1-800-273-8255] или посетите сайт www.suicidepreventionlifeline.org. Потому что это флэшбэк, с которым вам может понадобиться помощь в управлении, и там вы получите хорошую помощь.
Квалифицированные терапевты и воспитатели учатся различать активные и пассивные суицидальные идеи и не впадать в панику. Вместо этого консультант предлагает потерпевшему исследовать его суицидальные мысли и чувства, зная, что в большинстве случаев словесная вентиляция боли воспоминаний деконструирует суицидальность.
В гораздо менее распространенном сценарии активной суицидальности проведение вербальной вентиляции поможет терапевту или помощнику определить, действительно ли существует реальный риск и нужно ли предпринимать какие-либо действия для защиты пережившего КПТСР.
Если Вам был поставлен неправильный диагноз
Я как-то слышал, как известный травматолог Джон Бриер язвительно заметил, что если бы КПТСР когда — нибудь было отдано должное, DSM [Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам], используемое всеми специалистами в области психического здоровья, уменьшилось бы от своего словаря до размера тонкой брошюры. Другими словами, роль травмированного детства в большинстве психологических расстройств взрослых огромна.
Я был свидетелем того, как многим пациентам с КПТСР ошибочно диагностировали различные тревожные и депрессивные расстройства. Более того, многие из них также несправедливо и неточно помечены как биполярные, нарциссические, созависимые, аутистического спектра и пограничные расстройства. [Это не означает, что КПТСР не сочетается с этими расстройствами.]
Дальнейшая путаница также возникает в случае СДВГ [дефицит внимания гиперактивного расстройства], а также обсессивно-компульсивное расстройство, оба из которых иногда более точно описываются как реакции бегства на травму [см. 4F ниже]. Это тоже верно из СДВ [синдрома дефицита внимания] и некоторых депрессивных и диссоциативных расстройств, которые аналогичным образом можно более точно описать как реакции замораживания на травму.
Кроме того, это не означает, что у людей с таким ошибочным диагнозом нет проблем, сходных и коррелирующих с вышеупомянутыми расстройствами. Ключевым моментом является то, что эти ярлыки являются неполными и неоправданно стыдными описаниями того, чем на самом деле страдает переживший КПТСР.
Сведение КПТСР к “паническому расстройству” — это все равно что назвать пищевую аллергию хронически зудящими глазами. Сосредоточение лечения на симптомах паники в первом случае и здоровье глаз во втором мало помогает разобраться в первопричинах. Чувство паники или зуда в глазах можно замаскировать с помощью лекарства, но все сопутствующие проблемы, которые вызывают эти симптомы, останутся без лечения. Более того, большинство диагнозов, упомянутых выше, обычно трактуются как врожденные дефекты, а не как приобретенные дезадаптации к стрессу – адаптации, которые пережившие КПТСР были вынуждены изучать в детских травмах. И, что самое важное, поскольку эти адаптации были усвоены, они могут быть значительно уменьшены и заменены более функциональными адаптациями к стрессу.
В этом ключе я считаю, что многие субстанциальные и технологические зависимости также начинаются как ошибочные, дезадаптации к жестокому обращению со стороны родителей и отказу от них. Это ранние адаптации, которые являются попытками успокоить и отвлечь от умственной, эмоциональной и физической боли КПТСР.
Как у травмированных и/или покинутых детей развивается КПТСР?
Хотя происхождение КПТСР чаще всего связано с длительными периодами физического и/или сексуального насилия в детстве, мои наблюдения говорят, что его также вызывает продолжающееся эмоциональное насилие.
Многие неблагополучные родители презрительно реагируют на жалобный призыв ребенка к соединению и привязанности. Презрение крайне травмирует ребенка и так же вредно для взрослого.
Презрение-это ядовитый коктейль из словесных и эмоциональных оскорблений. Гремучая смесь клеветы, гнева и отвращения. Гнев порождает страх, а отвращение порождает стыд в ребенке таким образом , что вскоре он приучается не кричать, не просить внимания. Вскоре ребенок перестает искать какой-либо помощи или связи вообще. Стремление ребенка к единению и приятию срывается, и он остается страдать в испуганном отчаянии от того, что его бросили.
Особенно жестокие родители усугубляют травму покинутости, связывая телесные наказания с презрением. Рабовладельцы и тюремные надзиратели обычно используют презрение и этим разрушают самооценку своих жертв. Рабы, заключенные и дети, которых заставляют чувствовать себя никчемными и беспомощными, превращаются в покорных, и ими можно управлять с гораздо меньшей энергией и вниманием.
Лидеры культов также используют презрение, чтобы сжать своих последователей до абсолютного подчинения после того, как заманили их короткими фазами фальшивой безусловной любви.
***
Кроме того, КПТСР может быть вызван только эмоциональным пренебрежением. Эта ключевая тема подробно рассматривается в главе 5. Если вы заметили, что ваша травма кажется незначительной по сравнению с описанными, пожалуйста, пропустите эту главу и продолжите чтение далее.
Эмоциональное пренебрежение обычно лежит в основе большинства травм, которые являются более очевидными. Родители, которые игнорируют или отворачиваются от призывов ребенка к вниманию, связи или помощи, оставляют своего ребенка в неуправляемом страхе. В конце концов ребенок впадает в депрессивное чувство беспомощности и безнадежности.
Эти типы отвержения одновременно усиливают страх ребенка и в конечном итоге добавляют к нему покров стыда. Со временем этот страх и стыд порождают токсичного внутреннего критика, который держит ребенка, а затем и взрослого, полностью ответственным за то, что родители отвергли его. До тех пор, пока он не станет своим собственным злейшим врагом и не спустится в недра КПТСР.
Подробнее о травме
Травма возникает, когда атака или оставление вызывает реакцию бей/беги настолько интенсивно, что человек не может отключить ее, как только угроза миновала. Он застревает в адреналиновом состоянии. Его симпатическая нервная система заблокирована, и он не может переключиться на релаксационную функцию парасимпатической нервной системы.
Один из распространенных примеров этого происходит, когда ребенок подвергается нападению хулигана после школы. Он может оставаться в напряженном, боязливом состоянии до тех пор, пока кто-то не предпримет действия, гарантирующие освобождение от травмы в его нервной системе.
Если ребенок на собственном опыте узнал, что он может прийти хотя бы к одному из своих родителей, когда ему больно, страшно или нужна помощь, он расскажет об этом маме или папе. Вместе с ними он будет оплакивать временную потерю своего чувства безопасности в мире, часто дыша, плача и сердясь по этому поводу [глава 11 расширяет эти процессы скорби].
Более того, его родитель сообщит об этом хулигану и примет меры к тому, чтобы этого не произошло снова, и ребенок, как правило, будет освобожден от травмы. Он естественным образом расслабится и вернется к безопасному функционированию парасимпатической нервной системы.
“Простые”, однократные травмы часто могут быть разрешены относительно легко, если КПТСР еще не присутствует.
Однако, если издевательства происходят неоднократно и ребенок не обращается за помощью, или если ребенок живет в настолько опасной среде, что родитель бессилен обеспечить хоть какую-то безопасность, может потребоваться больше, чем родительское утешение, чтобы освободить травму. Если травма не слишком продолжительна по времени, короткий курс терапии может быть всем, что необходимо для устранения травмы, при условии,что опасность в окружающей среде эффективно устранена.
Однако, когда травма повторяется и продолжается, а помощь не оказывается, ребенок может настолько застыть в травме, что начинают проявляться симптомы “простого” ПТСР. Это может также произойти во время длительной травмы, полученной в бою или в результате вовлечения в культ или бытовое насилие.
Однако, если человек также страдает от продолжающегося семейного насилия или глубокого эмоционального расстройства, травма проявится как особенно сильный эмоциональный флэшбэк, потому что у него уже есть КПТСР. Это особенно верно, когда родитель тоже хулиган.
Четыре буквы «F»: борьба, бегство, замораживание и подстраиваете.
Ранее я упоминал о реакции «бей/беги», которая является врожденной автоматической реакцией на опасность у всех людей. Более полное и точное описание этого инстинкта-реакция «бей/беги/замри/подстраивание». Сложная проводка нервной системы этой реакции позволяет человеку, находящемуся в опасности, реагировать четырьмя различными способами.
Реакция борьбы срабатывает, когда человек внезапно агрессивно реагирует на что-то угрожающее. Реакция бегства срабатывает, когда человек реагирует на воспринимаемую угрозу с помощью бега, или символически, впадая в гиперактивность. Реакция замораживания срабатывает, когда человек, понимая, что сопротивление бесполезно, сдается, впадает в диссоциацию и/или падает, как будто принимая неизбежность причинения боли. Реакция фаун срабатывает, когда человек реагирует на угрозу, пытаясь быть приятным или полезным, чтобы успокоить и предупредить нападающего. Этот четырехкратный потенциал отклика называется 4F.
Травмированные дети часто чрезмерно тяготеют к одному из этих паттернов реагирования, чтобы выжить, и с течением времени эти четыре модуса развиваются в укоренившиеся защитные структуры, которые похожи на нарциссические [борьба], навязчивые/компульсивные [бегство], диссоциативные [замораживание] или созависимые[фаун] защиты.
Эти структуры помогают детям пережить их ужасное детство, но оставляют их очень ограниченными и узкими в том, как они реагируют на жизнь. Еще хуже то, что они остаются запертыми в этих паттернах во взрослой жизни, когда им больше не нужно так сильно полагаться на один основной паттерн реагирования.
Важно понимать, что различия в паттернах жестокого обращения/пренебрежения в детстве, порядке рождения и генетической предрасположенности приводят к тому, что люди поляризуются к своему конкретному типу 4F.
В следующем разделе мы рассмотрим примеры того, как травмирующие родители загоняют детей в эти защитные зоны. Четыре ребенка в виньетке ниже соответствуют четырем основным типам выживших после травм:
4F находится в семействе, индуцирующем КПТСР
Кэрол была козлом отпущения в своей семье. Нарциссические и пограничные родители обычно выбирают по крайней мере одного ребенка в качестве назначенного семейного козла отпущения.
Козел отпущения-это процесс, с помощью которого хулиган разгружает и экстернализирует свою боль, стресс и разочарование, нападая на менее сильного человека. Как правило, козел отпущения приносит хулигану некоторое мгновенное облегчение. Однако это не приводит к эффективному усвоению или освобождению его боли, и козел отпущения вскоре возобновляется, когда внутренний дискомфорт хулигана вновь появляется.
Вильгельм Райх в своей блестящей книге «Психология фашизма» объясняет, как козел отпущения происходит на континууме, который простирается от преследования ребенка запугивающим родителем до ужасного козла отпущения евреев нацистами. В особенно неблагополучных семьях, таких как семья Кэрол, родители-козлы отпущения часто организуют остальную часть семьи, чтобы также объединиться против козла отпущения.
Кэрол многое узнала о своем раннем детстве, посмотрев домашнее видео. Ее родители были настолько самовлюбленными, что беззастенчиво записывали множество случаев вербального и эмоционального насилия по отношению к Кэрол. Обычно это происходило на фоне записей выступлений их любимого ребенка, ее старшего брата.
Крайне самовлюбленные родители редко бывают смущены своим агрессивным поведением. Они считают себя вправе наказывать ребенка за все, что им не нравится, каким бы неразумным это ни казалось беспристрастному наблюдателю.
Родители Кэрол начали с того, что презрительно обвинили ее в том, что она испачкала подгузник еще до того, как ей исполнился год. К тому времени, когда ей исполнилось три года, ее так часто наказывали за то, что она шумела, разговаривая и игриво исследуя свой дом, что ее постоянное состояние страха породило в ней СДВГ-подобное состояние. Большой задний двор Кэрол был ее убежищем, где она играла с большим удовольствием — лазала, бегала, скакала, строила и грабила деревни, которые она делала из своих игрушек и листьев, травы, палок и камней. Она была занята с завтрака до ужина, часто забывая прийти к обеду. Тогда она думала, что это облегчит жизнь ее матери, которая никогда не звала ее поесть.
Одно семейное видео из этого времени стало той соломинкой, которая сломала верблюжью спину отрицания Кэрол, что ее семья была жестокой. Он показал ей игру, в которой она постоянно сильно хлопала себя по руке и называла себя плохой девочкой, когда она шаталась по гостиной, касаясь различных безделушек. Там было значительное количество кадров, где братья и сестры ревут с издевательским восторгом на заднем плане.
Когда презрение заменяет молоко человеческой доброты в раннем возрасте, ребенок чувствует себя униженным и подавленным. Слишком беспомощный, чтобы протестовать или даже понять несправедливость насилия, ребенок в конце концов убеждается, что он неполноценен и фатально ущербен. Часто он приходит к убеждению, что заслуживает преследования своих родителей.
Когда Кэрол было четыре года, она “случайно” выпала из окна второго этажа. Несколько лет спустя она вышла на улицу перед машиной и была сбита с ног. Как взрослый, она была убеждена, что обе травмы способствовали ее чрезвычайно болезненному, рано начавшемуся сколиозу. Она также верила, что она бессознательно пытается покончить с собой.
К счастью для Кэрол, школа в конце концов дала ей проблеск отсрочки. Добрая учительница третьего класса оценила ее ум и похвалила настолько, что вскоре она стала отличной ученицей. К сожалению, ужасная тревога, с которой она жила 24/7, вскоре превратилась в навязчивый/компульсивный подход к школьной работе. Это, в свою очередь, позже проявилось в порче жизни- перфекционизм и трудоголизм.
Старший брат Кэрол, Боб, любимец и герой ее родителей, не был вылеплен из страха и отвержения, как Кэрол. Боб, реципиент нарциссических ожиданий родителей, был сформирован в многомерного человека, добивающегося успеха, в результате их отказа от одобрения менее совершенных действий. Затем ему были даны лакомые кусочки похвалы за выдающиеся достижения, которые положительно отразятся на его родителях. Он также был завербован для дальнейшего козла отпущения Кэрол, и со временем превзошел своих родителей в том, чтобы мучить ее.
Я считаю, что имеется масса примеров жестокого обращения с братьями и сестрами, которая поражает многие неблагополучные семьи. Братья и сестры в таких семьях могут травмировать жертву-козла отпущения так же сильно, как и родители. В семьях с проверенными, незаинтересованными родителями они могут фактически быть главными источниками травмы. Это особенно верно в нашей культуре, где эмоциональное пренебрежение детьми является безудержным и где родители обычно советуют детям “решить это самостоятельно.” Но как ребенок, у которого есть половина силы его старшего брата, справится с этим и не даст ему мучить ее без помощи более сильного союзника?
Источник