Живая палитра Дамира Кривенко
Краснодар, 27 августа – Юг Times, Рената Петрова. Персональная выставка «Ради нашего времени» художника из Анапы Дамира Кривенко этим летом с большим успехом прошла в галерее Strand — самом сердце культурного Лондона. Автор представил работы, созданные на стыке авангарда и реализма, объединенные целью популяризации искусства.
Дамир Кривенко — основатель палитризма, нового направления в живописи. Его история началась еще в конце 90-х, когда молодой художник, зачищая палитру, увидел завораживающее богатство цветовых переливов. Рисунок, создаваемый в течение нескольких месяцев рукой живописца, однако бессознательно, без его творческого замысла, оказался наполненным богатым содержанием и глубоким смыслом, способным активно передавать чувства.
— Творчество — это союз человека и Бога, — считает Дамир Кривенко. — И чем меньше в художественном произведении от человека, тем лучше.
Пока очередная палитра «зреет», художник пишет с ее помощью картины в духе реализма и романтического сюрреализма и только через несколько месяцев смотрит, что передано на рисунке через него.
Живопись мастер называет мощнейшим инструментом в борьбе с невежеством и чувствует свое призвание в сотворении пищи для человеческих душ.
На сегодняшний день одним из лучших произведений нового художественного направления искусствоведы считают «Мадонну палитризма» Дамира Кривенко.
— Лицо Мадонны написано в духе Леонардо да Винчи, в его внутреннем свечении читаются благоговение, целомудрие, строгость и нежность, — рассказывает автор. — Надписи по краям часто ставил Альбрехт Дюрер. Одежда прорисована в манере Рембрандта. А внизу полотна современный элемент — компьютерная клавиатура, на ее клавишах Ч разноцветные кусочки палитры, передающие богатую гамму человеческих чувств.
Элементы компьютерных систем, а также другие неожиданные предметы нередко присутствуют в произведениях Кривенко — картинах и инсталляциях. Художник, пользуясь универсальным языком символов, создает произведения, которые побуждают зрителя идти в глубь образной ткани, чтобы услышать себя. По мнению мастера, только поняв себя, человек становится способен сопереживать другим. В наш век, когда растет отчуждение, искусство призвано предоставить людям способ осмысления собственной жизни и быть одним из средств единения людей.
НИ ДНЯ БЕЗ ТВОРЧЕСТВА
Дамир Кривенко родился в 1970 году в Ленинграде в творческой семье выпускников Академии художеств им. И. Е. Репина. Когда ему было 3 года, родители уехали в Казахстан. Его мама — искусствовед, поэтому мальчик практически вырос в музеях, папа — художник и архитектор. Вместе Петр и Дамир Кривенко создали немало полотен. Жена Дамира Татьяна — дочь известного художника Геннадия Завизионного.
По окончании алма-атинского художественного колледжа с 1992 по 1997 год Дамир Кривенко работал в галерее «Достык» при аппарате президента Республики Казахстан. В это время его с отцом работы щедро рассеивались по миру. Нурсултан Назарбаев одаривал полотнами с подписью Кривенко глав государств и других высоких гостей.
После развала Союза Дамир с семьей уехал в Прагу, где продолжал писать и организовывать выставки, но вскоре вернулся в Санкт-Петербург, поближе к родителям и русской культуре. С 2001 года семья Кривенко-Завизионных обосновалась в Анапе. Они живут и творят в своем уютном доме в поселке Супсех. Морские пейзажи окрестностей Анапы — частая тема последних работ Кривенко.
За годы творческой биографии Дамира Кривенко состоялось несколько десятков его выставок в Алма-Ате, Праге, Будапеште, Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Новороссийске, Анапе. Но опыт, полученный в Лондоне при проведении в галерее Strand выставки «Ради нашего времени», для него бесценен.
В Великобритании развита культура проведения и посещения подобных мероприятий, лондонцы прекрасно разбираются в искусстве. Флагманом выставки Кривенко, прошедшей при спонсорской поддержке компании «Фанагория», стала картина «Геймер», символизирующая мировосприятие современного человека, с головой ушедшего в виртуальную реальность. Экспозиция имела большой успех, творчество русского художника получило высокую оценку английских критиков. Сегодня Дамир Кривенко готовится к выставке в Нью-Йорке, его картины пересекут Атлантический океан.
Часто бывает, что лучшие художники, музыканты и поэты сначала получают признание за рубежом и только потом на Родине. Сегодня Дамир Кривенко известен только в узких кругах, но, возможно, в будущем его имя у ценителей искусства во всем мире будет ассоциироваться с Россией и Анапой.
Источник
Я создаю искусство, которое делает вас богаче.
Я считаю, что искусство является важным элементом жизни не только художников, а всех людей. Однако в современном мире наметилась следующая тенденция: с первой четверти ХХ века художники заявили, что классическая школа реализма изжила себя; это спровоцировало появление огромного количества различных течений и направлений, что на первых порах породило эйфорию в стане любителей искусства, однако в дальнейшем, уход от изобразительности напугал простых ценителей и искусство стало понятно только узкому кругу профессионалов. Оно приобрело статус элитарного, однако вместе с тем, потеряло массового зрителя.
Я думаю, сейчас многие художники обеспокоены сложившейся ситуацией и ведут поиски решения этой проблемы. Присоединяясь к ним, я заявляю, что одной из главных задач современности является популяризация искусства и подключение к творческому процессу как можно большего количества людей, даже не имеющих специального художественного образования. Ведь сегодня основная проблема современного общества состоит в том, что оно десенсебилизировано. Именно поэтому прежде всего я делюсь со зрителем своими чувствами, идеями и откровениями. Я проповедую чувства и рассказываю о том, насколько они многогранны и их разнообразие просто безгранично. Их довольно легко передать через цветовые символы, концептуальную живопись, и это может быть понятно практически каждому зрителю. Поэтому каждая моя работа — это притча, у нее есть своя история и она ее рассказывает. Очень часто это истории о том, что наш эмоциональный мир наполнен чувствами, которые мы не замечаем, а также о том, что у нас всегда есть право выбора и мы несем ответственность за него, ведь он влечет за собой изменения в нашей жизни.
Моя цель — через маленькое и простое говорить о большом и сложном, и создавать интересное, понятное искусство. При этом я стараюсь отражать в своих работах проблемы современного мира, и часто прилагаю аннотации к своим картинам, чтобы сделать диалог между зрителем и художником еще более доступным.
Источник
Палитризм Дамира Кривенко
«Мы иногда путаем понятие „мастер“ с понятием „художник“ в значении „духовник“. А в каждой работе Дамира Кривенко лежит второй, глубокий слой духовности. Приведу на эту выставку своих учеников, чтобы показать, как надо трудиться, какой должна быть высокая культура живописи», — такими словами наставник начинающих новороссийских художников Владимир Сердюк предварил открытие персональной выставки Дамира Кривенко в галерее «Prima-Юг».
Приятного аппетита!
Трудно не увидеть главную работу экспозиции. Инсталляция в золоченой раме будто приглашает отведать приготовленное блюдо в виде палитры с радужным разноцветьем красок, а по бокам на нетронутом холсте, который служит фоном, лежат вилка и нож.
— Человек состоит из тела и души. Мы всю жизнь работаем на свое тело, но гораздо важнее питать душу — единственное, что мы заберем с собой из этого мира. А духовная пища — это поэзия, музыка, театр, живопись. Работа, которую я задумал как флаг палитризма, называется «Приятного аппетита!» — предложение насытить свою душу духовной пищей, — начинает экскурс Дамир Кривенко. Палитризм (от слова «палитра») — это новое направление ассоциативной живописи, где важны темы чувств и нравственности.
— Почему я заинтересовался палитризмом? Когда пишу, например, пейзажи, палитра сама по себе рождается, я над ней не работаю. Раз в полгода счищаю ее и вижу появившееся в ней богатство. Вообще творчество — это союз человека и Бога. Чем меньше человека, тем лучше, — поясняет художник.
Когда в 1990 году Дамир вернулся домой после службы в армии, отец подарил ему этюдник. Через 17 лет палитра из этого этюдника сама стала картиной, после того как художник очистил ее и увидел Вселенную со сложными цветовыми переливами. В центре мироздания художник разместил неприметную жемчужину, олицетворяющую для него Евангелие, а еще добавил изображение руки — как символ Божественной длани. И назвал работу «Сотворение». А рядом стоит инсталляция «Виват, палитра!», объясняющая суть творчества Кривенко. На постаменте в виде мраморной колонны водружена палитра с надписью на обороте: «Если смотреть на палитру — увидишь труд художника. Если смотреть в палитру, возможно, увидишь его мир».
Гамма чувств
Унижение — ядовито-зеленого цвета с черной примесью. А вот любовь у Дамира — с рыжинкой, потому что он сам рыжий и дети его тоже. В «Палитре человеческих чувств» художник объединил 70 вырезанных из своих рабочих палитр фрагментов, найдя в каждой цветовой гамме человеческое чувство или умозаключение.
— Это одна из основных работ в направлении палитризма, — поясняет Дамир.
— Как утверждают ученые, люди древних цивилизаций испытывали до 360 оттенков чувств. Задача этой работы — показать, насколько богат и разноцветен наш внутренний мир. Наивысшим чувством во всех религиях считается любовь. Но художник справедливо разделяет любовь на общественную и интимную. Любить можно жену, детей, рыбалку, футбол, даже баню. Но есть, или должно быть, очень индивидуальное, очень личное чувство благоговения. Это любовь к Богу, или к Творцу, или к Природе — кому как удобнее. Лишь имея это чувство, считает Дамир, мы можем гармонично жить на земле и гармонично перейти в иной мир. Поэтому благоговение — дверь в будущее, и этот фрагмент взят с овальным срезом палитры, за которым есть крохотное зеркало, чтобы увидеть в нем себя. Точно так же, но в другой цветовой гамме, представлено противоположное чувство — гордыня, которую не зря называют матерью греха. Это тоже дверь, но в бездну. Есть еще одна подобная работа — «Двенадцать месяцев». Создавалась она 12 лет, по фрагменту в год. Однажды, очищая палитру от старой краски, художник увидел в ней реальный осенний пейзаж. Так и стал коллекционировать палитры, подбирая гаммы по месяцам.
Сохранить невинность
Дамир рассказал, что ему с ранних лет помогает идти по жизни пословица: «Если тебе скучно наедине с собой, значит, ты в плохой компании».
Поэтому и появляются на свет великолепные полотна с подписью «Дамиръ». Такие как «Небесная флотилия». Описывать словами подобную живопись — дело неблагодарное, надо увидеть своими глазами парящие над морскими просторами бригантины и каравеллы, чтобы испытать восторг. Или «Жемчужный снег», где в серости непогоды художник уловил прелесть бытия в виде выпуклых, горящих снежных хлопьев и заставил каждого зрителя любоваться красотой, от которой просто трудно оторваться. «Творчество художника уподобляется порой миссионерской деятельности: неожиданно его работа может стать примером небольшой изобразительной проповеди», — написал автор в аннотации к картине «Невинность». Это символический натюрморт, на котором изображен стеклянный бокал в окружении стальных молотков. «Внешняя благопристойность не в силах скрыть вечный диссонанс хрупкой чистоты и грубой силы (на уровне семьи, коллектива, общества)».
— Мир вокруг нас агрессивен и направлен против нашей невинности, — добавляет художник. — А как мы можем сохранить невинность, если молотки легко могут разбить бокал? Не надо ждать до старости, чтобы оценить свою жизнь, насколько она была невинной. Каждый день — это маленькая жизнь. Каждый день мы просыпаемся с этой невинностью, но до вечера она может уцелеть, а может и нет.
Вечные ценности
На выставке Дамир Кривенко представил и самое дорогое, что у него есть — Библию, которую читал 15 лет, а теперь сделал с ней инсталляцию в раме.
Когда был устроен этот мир, были установлены и его неизменные ценности — семья, дети, работа. Но время от времени ниоткуда приходят ценности по форме вроде бы такие же, но в сущности совершенно инородные тела. Как, например, современные компьютерные технологии, из-за которых молодое поколение даже письма любимым пишет и посылает через компьютер. Но известно, что если человек не может ощутить тактильно, пощупать пальцами — разум теряет до 70 процентов информации. Так и компьютер забирает у нас наших детей. Но любые ценности даны нам во благо. Если мы знаем это, то и компьютерную плату будем использовать во благо, а если нет — то для порнографии, банковских афер, вирусов. В добрый путь!
Ему слегка за сорок — возраст самый творческий, когда уже многое пройдено и осмыслено, накоплены богатейшие наблюдения, а впереди, можно надеяться, еще такой же долгий путь. Добавьте к этому гены: родители Дамира окончили Академию художеств имени И. Репина.
В художественном училище, он познакомился с будущей супругой Татьяной, дочерью знаменитого живописца Геннадия Завизионного. Кстати, их старшие сын и дочь обучаются у деда живописи и дизайну, так что продолжат семейную династию. В 1992 году Дамир становится директором выставочного зала при Аппарате Президента Республики Казахстан, где вместе с отцом создает подарочный фонд. Полотна Петра и Дамира Кривенко есть у Папы Римского в Ватикане, экс-президента США Билла Клинтона, у президента Японии и глав многих стран мира. Семья решает осесть в родном Санкт-Петербурге, но дети Дамира часто болеют, им требуется южный климат. Так в 2001 году вся большая семья художников оседает, кажется, теперь уже навсегда, в солнечной Анапе. В Новороссийске Дамир Петрович выставляется впервые, поэтому представил разные направления своего творчества, за исключением разве что классической живописи.
— Осенью будет готова целая серия работ, и перед тем как везти ее в Нью-Йорк, я постараюсь сделать выставку в Новороссийске, — пообещал Дамир Кривенко.
Источник
Интервью с художником Дамиром Кривенко
7 марта 2019 г. в Центре современного искусства МАРС в Москве открылась выставка известного российского художника Дамира Кривенко “Искушение технологией.”
Дамир Кривенко в своих работах размышляет о месте человека в окружающем его мире, о трансформации личности в век торжества технологий. Художника тревожит замена живого общения виртуальным, что ведет к всеобщему обезличиванию. Работы Дамира позволяют зрителю увидеть необычайную красоту и бездонную пустоту технологического прорыва человечества. Мы встретились с Дамиром на выставке, чтобы более подробно узнать о работах и его взгляде на современное искусство.
Above Art:
Расскажите пару слово о себе и, о том, как вы пришли к созданию этих необычных работ для выставки?
Дамир Кривенко:
Я родился в Ленинграде в семье мамы художницы-искусствоведа и отца архитектора. В своё время они были распределены правительством в Казахстан город Алма-Ата для развития культуры в Казахстане, в их работу входила проектирование музеев, театров и дворцов, что было достаточно монументально и очень интересно. Я вырос в этой среде и впитал в себя ту атмосферу, которая окружала меня на тот момент. Поэтому к искусству и живописи я отношусь очень серьёзно, очень ценю его.
Долгое время я занимался реализмом и фэнтези. Я даже придумал новое направление — “Палитризм”, термин является производным от слова “палитра”. Я очень сильно озабочен тем, что современное искусство стало аутичным и непонятным для обывателя, именно по этой причине зритель стал уходить из музеев.
Обойдя множество галереей Лондона и даже побывав в крупнейшей галерее современного искусства Тейт, которая, пожалуй, является квинтэссенцией современного искусства, я вышел голодным, не насытившись представленными экспозициями. Сальвадор Дали, Клод Моне и небольшое количество других именитых художников были для меня глотком свежего воздуха, все остальные, к моему огромному сожалению, являлись пустотой. После сорока я почувствовал, что настало время бросить все свои занятия фэнтези и реализмом и попробовать реализовать себя в концептуальном искусстве.
«Добро пожаловать в жизнь»
Популяризация современного искусства — вот, какую задачу я ставил перед собой и я лишний раз убеждаюсь, что и сейчас это необходимо. Современное искусство требовалось сделать доступным и понятным. Искусство 20 века было бунтарским, показывающим настоящие проблемы, но художники не предлагали решения этих проблем. Я же пытаюсь сделать искусство доступным, понятным, задающим вопросы к окружающей реальности, а также даю ответы на эти вопросы.
Я говорю о проблемах и предлагаю решение. Как говорил Матисс: «Нет хорошей картины ни о чём». Это говорит о том, что должна присутствовать полнота, складывающаяся из составляющих, таких как цвет, форма, перспектива, оформление и подача мысли зрителю. Именно мысль несёт в себе то, что не стареет и уходит в вечность. Вот что вас ожидает на моей выставке «Искушение Технологией».
«Инструменты этого мира»
Above Art:
Во всех ваших работах есть составляющие современного технологического мира, например, электронные платы из компьютеров, что вы хотели сказать этим?
Дамир Кривенко:
В современном мире, при всём его техническом прогрессе, естественным образом существуют такие “Герои нашего времени” как хакеры и геймеры. В моей работе «Геймер» чётко просматривается состояние современного человека. Если посмотреть на окружающую действительность, можно увидеть совершенное обезличивание человека как индивидуума. Прогресс технологий полностью поглотил наше сознание и мысли. Все устремили свой взгляд в одну точку — в экран мобильного телефона. Посмотрите вокруг и вы это увидите. Эта работа показывает, что природа вечна, а человек меняется, благодаря всем возможностям интернета, скорости передачи информации. Также тут можно увидеть предостережение проблемы всего человечества — обезличивание. Невзирая на возраст или образование, абсолютно любой человек может увидеть в моих работах мысль, в которую я вложил все свои эмоции.
«Геймер»
Другая моя работа «Троянский конь» олицетворяет собой подарок человечеству в виде современных технологий. Здесь прослеживается интересная мысль, связанная с историей о троянском коне и вирусе «Трояне»: на данный момент мы находимся внутри процесса и мы не знаем, что будет дальше, после подаренного человечеству «Троянского коня», что произойдет с этим конём, какие беды он принесет нам. Мы сейчас общаемся с помощью мобильных телефонов, получаем из этого источника любую информацию, что очень быстро и удобно, и мы привыкаем к этому, это такой подарок.
«Троянский конь»
Above Art:
Мы действительно привыкли к современным технологиям — это дало нам возможность ранее невиданного общения с многотысячной аудиторией. Пользу от этих технологий невозможно не оценить, как вы считаете?
Дамир Кривенко:
В работе «Ценности вечные и преходящие» можно увидеть вечность, которая представлена кракелюрным фоном. За основу ценности я взял ракушку, так как и 10000 лет назад, и сегодня, и ещё через 10000 лет форма ракушки останется неизменной. Ценности этого мира — семья, жена, муж, работа, хобби и они не меняются. Но время от времени приходит новая ценность в нашу жизнь, что символизирует собой ракушка, созданная из компьютерных плат, при этом остаются прежние. Это говорит о том, что при всём технологическом развитии, невозможно отрицать обыкновенного физического контакта — он более эмоционален. При общении с людьми мы видим лицо человека, его переживания. Когда мы получаем обыкновенное письмо по почте, то самое, которое необходимо открыть, вынуть из конверта бумагу, мы испытываем волнение перед прочтением, мы видим каким шрифтом оно написано, видим помарки и чувствуем того человека, который писал нам это письмо. Всё это невозможно отрицать, это часть нашей жизни и мы имеем право выбора.
«Ценности вечные и преходящие»
Above Art:
Как вы видите развитие современного искусства в России?
Дамир Кривенко:
После насыщения своих первостепенных потребностей, человек понимает, что для полной гармонии необходимо насытить духовную составляющую. Поэтому мы сейчас видим возрождение культуры в виде появляющихся вокруг галерей. Но донести до большой массы людей идею необходимости насыщения своей души культурными событиями, не так просто. Но это необходимо для полноценного развития себя как личности. Есть пища — мы кормим ей своё тело, но так же нельзя забывать про духовную пищу, такую как музыка, поэзия, медитация, религия и конечно живопись. Проект, который я представил на обозрение публики как раз и является духовной пищей.
«Цифровой жемчуг»
Above Art:
Какие проекты будут созданы в ближайшем будущем?
Дамир Кривенко:
Я хочу дополнить уже представленный проект относительно компьютерных технологий 21 века, так как я понимаю, что публика уже готова к таким экспериментам. Буду затрагивать такие животрепещущие темы как “Apple и Ева 21 века”, “Хакер и Геймер — герои нашего времени”.
«Апполон»
Еще я хотел бы показать публике свой проект “Палитризм”. Он интересен тем, что часть работы делает автор, когда я создаю картину, а остальную часть неосознанно для себя делает публика, домысливая за меня то, что я пытался передать через свои работы.
Хотелось бы ещё создать спиритуальную выставку на тему Души. А пока эти проекты находятся на стадии развития, хочу пригласить всех вас на свою выставку “Искушение технологией”, которая закончится 7 апреля 2019 года. Будет действительно интересно.
Источник