Николай Заболоцкий. Некрасивая девочка
Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.
Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье, —
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то ЧТО есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
К большому сожалению, наша привычка выдёргивать из стихов цитаты, иногда служит плохую службу, когда я дохожу до конца — я внутренне скукоживаюсь из-за того, что в своё время эти слова доводилось
слышать чуть-ли не на каждом углу и может быть оттого, а ,может из-за особого склада характера люблю больше первую часть стихотворения и «младенческая грация души»
мне тоже очень нравится. Хотя и вообще весь стих очень гармоничен и красив, виноват
Заболоцкий что-ли, что его разорвут на части и цитировать начнут?! — Ну хоть не пиши вовсе! Люди не члените стихи — поэты вам этого не простят!
Другие статьи в литературном дневнике:
- 25.11.2011. Николай Заболоцкий. Некрасивая девочка
- 16.11.2011. Архив. Сергей Есенин. Цветы мне говорят — прощай!
- 07.11.2011. Сергей Алексеев Братишка Отрывки из повести
- 02.11.2011. NB!
- 01.11.2011. Архив. Арсений Тарковский Дума
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Источник
Николай Заболоцкий — Некрасивая девочка: Стих
Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.
Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Анализ стихотворения «Некрасивая девочка» Заболоцкого
Тема различий внешней и внутренней красоты поднимается в произведениях поэтов разного времени, и возможно, будет звучать еще долгое время. В своем стихотворении «Некрасивая девочка» Николай Заболоцкий описывает внешность главной героини без использования метафор и гипербол – он пишет то, что видит: «черты лица остры и некрасивы», «рот длинен, зубки кривы». Это простая маленькая девочка в дырявой рубашке, отличающаяся от своих сверстников внешностью, которую обыватель назвал бы дурной, некрасивой и отталкивающей.
Но в противовес внешней «некрасивости», автор произведения тонко подмечает ее характер, ее внутреннюю красоту, тот самый огонь, который горит внутри сосуда и тот, что есть истинная красота. Заболоцкий отмечает, что чужая радость для девочки точно так же, как и своя, она еще не делит, как взрослые, на свое и чужое все то, что ее окружает. Она чиста в своей детской наивности, и своим произведением автор как будто просит читателя все-таки обращать внимание именно на красоту внутри, а не то, что снаружи.
Размышляя о том, что же ждет девочку в будущем, автор с горечью подмечает, что со временем, подрастая, бедный ребенок поймет, что среди своих сверстниц она всего лишь «бедная дурнушка», над которой будут подшучивать или же дружить из жалости. Выделяется то, что большее внимание отводят внешности, а не душе и сердцу, что в современном даже автору мире то, что снаружи ценится гораздо больше, чем то, что внутри. И все же поэт надеется, что даже чужие насмешки не осквернит чистую душу, а грязный мир не заполнит сердце пороками и завистью. Он рассуждает на тему того, что же все-таки есть красота – пустой сосуд, или огонь, мерцающий в сосуде.
Портрет ребенка создается Заболоцким не с помощью метафорических описаний, автор прибегает к четким эпитетам: «худая рубашонка», «колечки кудрей» и т.д. Однако, размышляя на тему чувств, а затем и будущего некрасивой девочки, начинают появляться и метафоры– «охваченная счастьем бытия», «…радость так же, как своя, томит ее и вон из сердца рвется», «младенческая грация души».
Стихотворение можно отнести к жанру элегии, поскольку его автор рассуждает об одном из вечных философских вопросов – что есть истинная красота. Преобладающий настрой произведения – грустный. Размер стихотворения – пятистопный ямб. Представлены разные типы рифмы – параллельная, кольцевая, перекрестная. Встречается и женская, и мужская рифмы.
Источник
НЕКРАСИВАЯ ДЕВОЧКА
НЕКРАСИВАЯ ДЕВОЧКА
Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам ее,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про нее,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит ее и вон из сердца рвется,
И девочка ликует и смеется,
Охваченная счастьем бытия.
Ни тени зависти, ни умысла худого
Еще не знает это существо.
Ей все на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине ее горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты ее нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом ее движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Мудрость времен
Однажды поэт пустился в странствие по свету, чтобы найти красоту и постичь. В путь отправился юнцом. Поэт всю жизнь провел в пути и всю жизнь искал красоту в жизни. В пути и состарился, умер и вознесся на небеса. Встретила его там дочь Природы в облике юной девы, нежно провела руками по волосам, терпеливо выслушала старика-поэта.
— Жизнью и смертью своей заклинаю, — молил старик, — скажи мне, что есть красота? Ведь люди по-разному определяют и познают ее, по-разному прославляют и любят!
— Красота — то, к чему у тебя есть влечение в душе; то, что ты видишь и хотел бы дать, а не взять; то, что тела считают испытанием, а души благодеянием, — это союз между печалью и радостью. Красота — то, что ты видишь, хотя оно и скрыто от твоих глаз, то, что узнаешь, хотя оно и неведомо, то, что ты слышишь, хотя оно и немо.
Умер поэт в одиночестве, но душа его повторяла:
— Красота — то, что ты видишь и хотел бы дать, а не взять.
Красота — это нечто более незыблемое и не зависящее от вкусов и суждений. (Лабрюйер Ж.)
Голос красоты звучит тихо: он проникает только в самые чуткие уши. (Ницше Ф.)
Каждому свое красиво. (Цицерон)
Настоящая красота идет изнутри и не зависит от возраста. (М.Монро)
Нет некрасивых женщин — есть только женщины, не знающие, что они красивы. (Вивьен Ли)
Никакая внешняя прелесть не может быть полной, если она не оживлена внутренней красотой. Красота души разливается подобно таинственному свету по телесной красоте. (В. Гюго)
Красота разнолика, многогранна, каждый человек понимает ее по-своему, ей трудно дать определение.
Мы жалуемся на нехватку времени, мы «опускаем лапы» и прячем голову в песок рутины. И уже нет сил и желания подниматься и расти дальше. Часто случается так, что события и люди лишают нас воли и сил.
Для того, чтобы подняться и идти дальше, иногда нужно что-то, что разбудит сонный ум и согреет озябшую душу. Поэтому я делюсь здесь и сейчас важными и нужными словами, музыкой и красотой. Пусть они помогут нам двигаться и расти, сделают нас чуточку сильнее, мудрее и добрее.
Источник
Николай Заболоцкий
Из википедии
.
Русский советский поэт, переводчик; член Союза писателей СССР. В 1938 году был репрессирован. Реабилитирован посмертно 24 апреля 1963 года.
Родился: 7 мая 1903 г., Казань, Казанская губерния, Российская империя
Умер: 14 октября 1958 г. (55 лет), Москва, РСФСР, СССР
В браке с: Екатерина Васильевна Клыкова (с 1930 г.)
Родители: Алексей Агафонович Заболотский, Лидия Андреевна Заболоцкая
Дети: Наталья Николаевна Заболоцкая, Никита Николаевич Заболоцкий
Из интернета
.
fatipapa
1 год назад
Облетают последние маки
Стихотворение «Облетают последние маки. «, появившееся в 1952 году, создал Николай Алексеевич Заболоцкий. Вся жизнь и творчество этого знаменитого поэта проходили в очень трудных исторических условиях: это было время, когда мысли и чувства людей, в том числе их самовыражение находились под неусыпным контролем власти.Но несмотря на это, находилось немало людей, сумевших, не побоявшись никаких репрессий, сохранить верность своим взглядам, мыслям, душе. И Николай Алексеевич несомненно восхищался этой верностью, считал ее необходимой, важной для жизни. Я думаю, что написанное на философскую тему стихотворение «Облетают последние маки. » отражает именно эти идеи поэта. Наверняка, ему не чужда мысль о том, что доведенный до отчаяния человек, который, однако, хранит верность своему делу, может обладать завидной силой духа и хранить в душе упрямую волю и жажду творчества и любовь к жизни. Своим произведением он стремится показать, как плохо, когда человек отказывается от своей души, как этот отказ влияет на состояние человека, восприятие им мира: а эта всеохватывающая печаль — возмездие гораздо более страшное, чем наказания власти.
Нет на свете печальней измены,
Чем измена себе самому.
Это стремление определяет глубину и силу авторского воззвания. Главная вина человека, к которому обращается лирический герой — то, что он «растерял» свою душу, изменил сам себе. А следствием этому – расплата: душевная
опустошенность, усталость от жизни. Выводом, мне кажется, должна стать мысль о том, что человек и его душа должны быть в гармоничных отношениях, и это очень важно. Как много мы знаем о важности правильных отношений с друзьями, возлюбленными: но не нужно забывать и о своей душе: несомненно, что именно от того, в каких ты отношениях с самим собой, зависит очень много. Автор подчеркивает эту важность, объединяя два вопроса в один, как неразрывно связанные:
Ну а что же с тобой приключилось,
Что с душой приключилось твоей?
Заболоцкий едва ли не больше всего ценит гармонию во всех человеческих отношениях и особенно сильно это проявляется в последнем, посмертном его сборнике «Стихотворения», в который и вошло произведение «Облетают последние маки. »
За движением мыслей и чувств поэта помогает следить стройность композиции. Стихотворение делится на пять четверостиший, в каждое из которых целиком состоит из одного предложения, в результате чего создается впечатление ровного хода мыслей лирического героя: возможно, это своеобразное доказательство того, что у он, в отличие от человека, к которому обращается, находится в согласных отношениях с самим собой. Лирический герой пытается разобраться в причине печали собеседника: второе, третье и четвертое предложения являются вопросительными ив них чувствуется развитие лирического сюжета. Если в первых двух вопросах звучит непонимание (почему человек бредет куда-то, что приключилось с ним, а возможно и с его душой. ), то между третьим и четвертым четверостишием лирический герой догадывается, что человек сам отпустил свою душу «скитаться по свету».
Стихотворение написано одним размером: трехстопным анапестом, который считается подходящим для описания напряженной ситуации, чувств. Рифмовка стихотворения перекрестная; женская и мужская рифма чередуются.
С первых строк автор создает атмосферу созвучную той, что царит в душе героя стихотворения: перед нами возникает картина осени и этот образ усиливают многочисленные выразительные средства: эпитеты (маки «последние», мрак вокруг «болезненный», аллея «голая» и «пустынная», ветви растений «странные», это и не ветви, а одни обрубки, «измена себе самому» названа самой «печальной» из измен, душа «драгоценная»). олицетворения (и природа, и человеческая душа — не просто что-то несущественное, они представляются нам как будто живыми, чувствующими: «И природа в болезненном мраке не похожа сама на себя», «как посмел ты красавицу эту,/драгоценную душу твою,/отпустить, чтоб скиталась. «), метафоры («дорога уходит во тьму. «, «жизнь растений теперь затаилась. «).
Стихотворение предстает перед нами в форме обращения-монолога к неизвестному человеку, а потому в лексике используются как универсальные слова и выражения, подходящие для любого стиля речи (улетают, приключилось,измена и т.д.), так и торжественно-приподнятые, подходящие ораторской речи («Как посмел ты. «, трубя, скиталась и т.п.).
В последнем четверостишии присутствует анафора: повторяющееся два раза слово «пусть». Единоначалие концентрирует внимание читателя на итоге, выводе лирического героя:
Пусть непрочны домашние стены,
Пусть дорога уводит во тьму,-
Нет на свете печальней измены,
Чем измена себе самому.
Тема и идея, средства выразительности общее настроение стихотворения наполняют его темными, хмурыми цветами, такими, как, например, серый. Но несмотря на это, мне очень понравилось стихотворение «Облетают последние маки. «. Я согласна с изложенными в нем мыслями автора. я считаю, что это стихотворение очень красиво, неудивительно, что эти замечательные строки Заболоцкого позже были положены на музыку.
Стихи — Николай Заболоцкий.
Музыка — Андрей Петров.
Исполняет — Павел Веревкин.
Кадры из фильма — Поздняя любовь.
Облетают последние маки,
Журавли улетают, трубя,
И природа в болезненном мраке
Не похожа сама на себя.
По пустынной и голой алее
Шелестя облетевшей листвой,
Отчего ты, себя не жалея,
С непокрытой бредешь головой?
Жизнь растений теперь затаилась
В этих странных обрубках ветвей,
Ну, а что же с тобой приключилось,
Что с душой приключилось твоей?
Как посмел ты красавицу эту,
Драгоценную душу твою,
Отпустить, чтоб скиталась по свету,
Чтоб погибла в далеком краю?
Пусть непрочны домашние стены,
Пусть дорога уводит во тьму,-
Нет на свете печальней измены,
Чем измена себе самому.
Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье, —
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому
Через сугроб, через ухаб!
Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!
Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.
А ты хватай ее за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.
Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Источник