- Чувствуют ли новорожденные запах
- Учебное видео проводящий путь тактильной чувствительности
- Обоняние у ребенка
- Что чувствует новорожденный
- Ваш малыш узнает Вас по запаху.
- Запах мамы
- Небольшие советы, с чего можно начинать развивать обоняние.
- И небольшая история, связанная с нашим обонянием.
- Грудное вскармливание и связь матери и ребенка
- Контакт кожа к коже с ребенком
- Окситоцин: необходимое условие для грудного вскармливания и формирования эмоциональной связи
- Как выглядит новорожденный
- Зрительный контакт с ребенком
- Формирование эмоциональной связи с помощью голоса
- Сила прикосновения
- Привлекательный мамин запах
Чувствуют ли новорожденные запах
Все вышесказанное свидетельствует о том, что в раннем детском возрасте можно получить только общие представления о расстройстве чувствительности.
При некоторых патологических состояниях (менингит, субарахноидальное кровоизлияние, гипертензионно-гидроцефальный синдром) у детей можно отметить гиперестезию кожных покровов. Из-за боли дети отказываются идти на руки к матери.
Снижение болевой реакции наблюдается в прекоматозном и коматозном состоянии, при тяжелых соматических заболеваниях. Описана врожденная нечувствительность к боли вследствие недоразвития чувствительных путей. Нарушение формирования реакции щекотания (ее отсутствие или запаздывание) наблюдается при органических поражениях мозга, хронических расстройствах питания, тяжелом рахите.
Учебное видео проводящий путь тактильной чувствительности
Обоняние у ребенка
Формирование периферической части обонятельного анализатора начинается на 2-м месяце внутриутробного развития и заканчивается к 7-му месяцу. Новорожденный ребенок реагирует на пахучие вещества. Корковый отдел обонятельного анализатора формируется к 2—3 годам. Однако имеются данные, указывающие на то, что еще во внутриутробный период начинается регрессивное развитие обонятельного анализатора и что грудной ребенок ощущает запахи больше, чем дети более старшего возраста и взрослые.
Дифференциация приятных и неприятных запахов возможна уже на 2—3-м месяце постнатальпой жизни, она хорошо выражена в возрасте 4 мес. Возможность дифференциации различных веществ по запаху развивается к 2—3 годам. Прежде чем исследовать обоняние, надо выяснить, нет ли у ребенка врожденных дефектов носовых ходов и перегородки, насморка. Носовые ходы должны быть чистыми и свободными.
Исследование обоняния у новорожденных и грудных детей производится путем изучения реакции на пахучие вещества. Ребенку подносят поочередно пахучие вещества, не раздражающие слизистую носа (мятные капли, настойку валерианы). При этом исследующий вначале сам нюхает эти вещества.
Новорожденные и грудные дети на запахи реагируют неудовольствием: смыкают веки, морщат лицо, кричат, у них учащается пульс и дыхание. Эта реакция становится более постоянной с 3—4 мес. При обследовании детей 2—3 лет можно просить ребенка нюхать пахучие вещества и охарактеризовать их. Для этого должен быть контакт с ребенком.
Снижение обоняния (гипосмия) может быть врожденным, особенно у детей с органическим поражением центральной нервной системы. Оно чаще одностороннее. Временное снижение обоняния обычно связано с воспалительным поражением слизистой носа при катаре верхних дыхательных путей. Постоянная потеря обоняния наблюдается при тяжелой травме головы, воспалении орбиты, опухолях, поражении периферических рецепторов или их врожденном недоразвитии.
Источник
Что чувствует новорожденный
К моменту рождения органы чувств малыша уже сформированы, однако функционируют они не полностью из-за недостаточно развитых подкорковых центров. Что чувствует малыш, едва появившись на свет?
Чувствовать боль ребенок может уже в конце первого триместра внутриутробной жизни. Правда, порог болевой чувствительности у только что родившегося малыша значительно ниже, чем у взрослых.
Тактильная чувствительность. Осязание у плода появляется уже на 5-6-й неделе внутриутробного развития. Это первые ощущения, которые испытывает зародыш. Самые восприимчивые места — зона носогубного треугольника, кожа половых органов и внутренней поверхности бедер, ладони, стопы.
Тактильная чувствительность это самые первые ощущения, с помощью которых воспринимает окружающий его мир плод и затем новорожденный.
Терморегуляция. В первые часы после рождения происходит физиологическое снижение температуры тела младенца. Новорожденный адаптируется к изменившейся температуре своего окружения. Чувствительность ребенка к охлаждению выше, чем к перегреванию, так как холодовых рецепторов почти в 10 раз больше, чем тепловых.
Слух. Формирование слуха происходит с 5-й недели внутриутробной жизни, к 20-й неделе внутреннее ухо достигает того же размера, что и внутреннее ухо взрослого человека. В это время плод начинает различать частоту и интенсивность звука. У новорожденного младенца слуховые рецепторы функционируют — ребенок обладает слухом. Однако височная область коры головного мозга, которая дает возможность различать звуки, продолжается до 5-6 лет.
Уже к 3-му месяцу слух становится отчетливым, в 3-4 месяца малыш различает высоту звука в пределах от 1 до 4 октав.
Зрение. Развитие глаз начинается на 3-й неделе внутриутробного развития. У новорожденного глаза почти все время закрыты, зрачки сужены, взгляд не фиксируется. Фиксация формируется в возрасте от 5 дней до 3-5 месяцев. Мигательный рефлекс у новорожденного отсутствуе и формируется к 1,5-2 месяцам.
У новорожденного ребенка развиты слезные железы, однако плачет он без слез — еще недоразвиты соответствующих нервные центры. Слезы при плаче детей появляются лишь после 1,2-2 месяцев.
Глаза у здорового малыша ясные, роговица прозрачная, зрачки круглые, реакция на свет живая. А первые дни жизни у деток присутствует дальнозоркость (гиперметропия) до 7 диоптрий. Постепенно зрение нормализуется.
Вкусовые ощущения. На последних месяцах внутриутробного развития у ребенка формируется ощущение вкуса. После рождения вкус ребенок чувствует, полное развитие вкусовых рецепторов завершается к 4-5 месяцам. У новорожденного малыша вкусовой порог выше, чем у взрослого
Обоняние. Орган обоняния развивается на 2-7-й месяц внутриутробного развития. Новорожденный различает резкие запахи, узнает запах молока своей матери. Обоняние играет важную роль в узнавании малышом своей мамы и привязанности к ней.
Источник
Ваш малыш узнает Вас по запаху.
Запах мамы
Еще когда ребенок находится внутри своей мамы, его обоняние начинает работать задолго до его рождения. Уже с 7ми месяцев плод может распознавать запах околоплодных вод, который «окрашен» индивидуальным запахом его матери.
Самые первые запахи, которые чувствует новорожденный малыш — это запах мамы, запах маминых рук, запах первых капель грудного молока. С первых дней ребенок по запаху молока матери может отличить свою маму — он будет поворачиваться к бюстгалтерной прокладке своей мамы и игнорировать прокладки других кормящих женщин. А во время сна начинает делать сосательные движения, лишь только почувствует запах материнского молока. Этот факт объясняется выработкой феромонов специальными потовыми железами вокруг сосков (бугорками Монтгомери). Именно эта способность помогает малышу соориентироваться в нужном направлении тогда, когда возникнет чувство голода. А если Вы оставите рядом с Вашим спящим малышом вещь, которую носите постоянно, и он будет спокоен так как рядом будет «свой» запах.
Уже в возрасте нескольких дней новорожденный начинает дифферинцировать запахи. Например, когда подносишь пузырек с запахом ванили, банана, он начинает глубоко вдыхать, поворачивать голову в сторону пузырька. И наоборот, реагируют неудовольствием (смыкают веки, морщит личико, начинает плакать, и даже учащается пульс и дыхание на резкие неприятные запахи. На 4-ом месяце жизни ребенок начинает отличать приятные запахи от неприятных и отвечать на них адекватной эмоционально-двигательной реакцией.
Небольшие советы, с чего можно начинать развивать обоняние.
Оставьте в кроватке ребенка одежду или маленький платок, который вы носили. Пропитанный вашим запахом, он будет оказывать на ребенка успокаивающее действие.
Не меняйте духи, мыло или лосьон, которыми вы пользуетесь, хотя бы в первые месяцы жизни ребенка, чтобы его не волновать.
Во время прогулки, во время приготовления пищи попросите ребенка понюхать цветы, воздух, напоенный ароматами, пищу, которая вкусно пахнет. Пусть он запомнит запах свежей земляники, сирени, сдобы, свежего хлеба, грибного супа и т.п.
Некоторые игрушки (книги, карандаши) также источают запахи. Они могут заставить ребенка связать воедино содержание интересной книжки и ее запах.
И небольшая история, связанная с нашим обонянием.
В апрельском номере британского еженедельника The Lancet (https://www.thelancet.com/journals/lancet/article/PII..) в 1989 г. появилась небольшая заметка об одном необычном клиническом случае. В клинику при Королевском колледже Лондона обратилась 44-летняя женщина с желанием осмотреть родинку на бедре. Это было образование размером 1,86 мм в диаметре. При полном клиническом обследовании была выявлена меланома (злокачественная опухоль) на самой ранней стадии. Доктора клиники были удивлены причиной по которой обратилась пациентка к ним. В течении нескольких месяцев собака хозяйки каждый день тщательно обнюхивала эту родинку и скулила. Пес был настолько одержим этой родинкой, что пару раз даже пытался откусить это ненавистное ему место. Поведение животного было необычным и женщина решила показаться врачу.
Доктора Хайвел Уильямс и Андрес Пемброук, которые вели эту женщину предположили, что клетки меланомы выделяли особый белок, который почувствовала собака, а поведение собаки — защитной реакцией, удалить возможную опасность любой ценой
На портале Vikids вы можете:
Источник
Грудное вскармливание и связь матери и ребенка
Вы много месяцев представляли себе встречу со своим малышом, и вот наконец это свершилось. Первые недели грудного вскармливания — особенное время, когда вы знакомитесь друг с другом и налаживаете эмоциональную связь.
После рождения малыша всепоглощающая любовь и желание защищать его могут буквально переполнять Вас. Однако эмоциональная связь — это индивидуальный опыт, поэтому не беспокойтесь, если она возникнет не сразу. Чтобы хорошо узнать ребенка, нужно время. Эмоциональная связь между родителями и малышом развивается и крепнет в процессе ухода за ним.
Для обоих родителей самое главное — привыкнуть ухаживать за ребенком: быть рядом с ним, разговаривать, брать на руки, прижимать к себе. Это повышает Вашу уверенность в своих родительских способностях, создает для малыша наилучшие эмоциональные, физические и психологические условия, а кроме того, способствует успешному грудному вскармливанию.
Контакт кожа к коже с ребенком
Вы наверняка слышали, как важен контакт кожа к коже, когда Вы прижимаете малыша, одетого только в подгузник, к своей обнаженной груди (если прохладно, сверху можно накинуть кофту или легкое одеяло). Ранний контакт кожа к коже, желательно в первый час после родов, способствует выработке гормонов, которые побуждают малыша найти грудь и начать сосать. 1 По данным одного исследования, у новорожденных, которые провели более 50 минут в контакте кожа к коже, вероятность того, что они начнут самостоятельно сосать грудь, выше в восемь раз. 2 Однако контакт кожа к коже важен не только в первый час жизни. Это прекрасное средство успокоить малыша в любой ситуации. Кроме того, он стимулирует выработку молока.
Контакт кожа к коже полезен для ребенка и во многих других отношениях. Он нормализует сердцебиение и дыхание, способствует поддержанию оптимальной температуры тела и здорового уровня сахара в крови. 3 Если по какой-либо причине Вы не в состоянии взять ребенка на руки сразу после родов, контакт кожа к коже может обеспечить ему Ваш партнер, чтобы малыш мог получить все перечисленные преимущества, ощущение безопасности, любви и тепла.
Окситоцин: необходимое условие для грудного вскармливания и формирования эмоциональной связи
Освоиться в новой для Вас роли матери может быть непросто, однако драгоценные мгновения в прямом контакте с ребенком благотворно воздействуют не только на него, но и на Вас.
При контакте кожа к коже в организме матери образуется мощный успокаивающий гормональный коктейль, одним из главных ингредиентов которого является окситоцин — гормон любви и объятий. Окситоцин вырабатывается при каждом контакте с новорожденным и даже тогда, когда Вы просто думаете о малыше или чувствуете его запах. Этот умный гормон помогает Вам адаптироваться к материнству. Он стимулирует «материнское поведение» — желание ласкать ребенка, смотреть ему в глаза и нежно с ним разговаривать. 4
Кроме того, окситоцин борется с чувством тревожности и подавленности, тем самым защищая Вас от послеродовой депрессии. 5 А еще считается, что выброс окситоцина вскоре после родов готовит мозг к грудному вскармливанию и стимулирует выработку молока. 6
Помимо этого в организме матери вырабатывается бета-эндорфин — гормон, побуждающий ее реагировать на потребности ребенка. Пусть всепоглощающее желание утешить плачущего ребенка Вас не удивляет — это естественный материнский инстинкт. Кроме того, бета-эндорфин формирует ощущение удовольствия и спокойствия. 3
Как выглядит новорожденный
Вы наверняка будете считать своего малыша самым красивым существом на свете, но на самом деле новорожденные обычно выглядят помятыми и сморщенными, а иногда даже покрыты синяками или имеют заостренную форму черепа, особенно если при родах использовались щипцы или вакуум для извлечения плода.
Кроме того, тело новорожденного может быть покрыто так называемыми «укусами аиста» или «поцелуями ангела» — красными пятнами, которые исчезают через несколько месяцев. Кисти и стопы новорожденного могут иметь синеватый оттенок. Все это абсолютно нормально.
Через несколько дней кожа разгладится, головка станет более круглой, а первородная смазка (творожистое белое вещество, защищавшее кожу ребенка в утробе) исчезнет. Смывать смазку не нужно — это естественный увлажнитель.
В первые несколько дней нужно мыть только голову, попку и половые органы ребенка (если, конечно, он не перепачкался содержимым подгузника с ног до головы!). Купать малыша целиком не требуется.
Мыть ребенка может Ваш партнер — для него это будет прекрасным способом наладить эмоциональную связь с малышом и принять участие в уходе за ним, если малыш находится полностью на грудном вскармливании. Остаток пуповины у ребенка обычно отпадает в течение пары недель. Выглядит он не слишком симпатично, но главное держать его в чистоте и сухости — тогда все будет в порядке.
Зрительный контакт с ребенком
Новорожденные различают только черный, белый и серый цвета
(цветовой спектр расширяется примерно к трем месяцам), 7 а их взгляд может фокусироваться на предметах не далее 25 см (9,8 дюйма). Этого достаточно, чтобы малыш мог видеть Ваше лицо во время кормления. Он даже может ненадолго установить с Вами зрительный контакт. В первые дни Вам предстоит кормить ребенка очень часто, поэтому у Вас будет возможность наслаждаться этой зрительной близостью несколько раз в день.
Формирование эмоциональной связи с помощью голоса
У доношенных младенцев хорошо развит слух. Плод реагирует на звуки уже начиная с 19-й недели беременности. 8 Доказано, что новорожденные предпочитают голос матери 9 всем остальным и даже узнают мелодии, которые слышали, пока находились в утробе. 10
Негромко разговаривая с малышом, Вы формируете двустороннюю связь, что важно для развития социальных навыков ребенка в будущем. 11 Говорить можно о гостях, о виде из окна — о чем угодно. Новорожденные — очень благодарные слушатели.
«Гуляя с Айрис в первые дни, я рассказывала ей, что вижу — деревья, цветы, играющих детей», — вспоминает Анна, мама из Великобритании.
Пение — еще один прекрасный способ сформировать эмоциональную связь, 12 при этом совершенно неважно, есть ли у Вас голос. «Пока моя дочка Лени была совсем маленькой, я пела ей песенки, когда меняла подгузники, — рассказывает Шарлотта, мама из Великобритании, — Сейчас ей уже 18 месяцев, а я по-прежнему пою ей те же песенки, обычно на ночь. Она очень это любит — знакомые мелодии ее успокаивают».
Сила прикосновения
Прикосновения имеют огромное значение для ребенка. Объятия, поглаживание, покачивание и другие ласки — прекрасный способ успокоить малыша и дать ему ощущение безопасности, 13 а также стимулировать выделение окситоцина. Кстати, знаете ли Вы, что у малыша уже развит хватательный рефлекс? Попробуйте потрогать его ладошки или погладить ступни и посмотрите, что будет.
«Пока Вивьен и Маркус были совсем малышами, им нравилось, когда им массировали ступни. Сейчас я продолжаю это делать перед сном. Я старалась брать их на руки как можно чаще — это было прекрасным способом наладить с ними эмоциональную связь», — рассказывает Рашель, мама из Австралии.
Ди, маме из ЮАР, понравилось носить малыша в слинге-шарфе. По ее мнению, это не только позволяет установить эмоциональную связь с ребенком: «Это очень помогло нам наладить грудное вскармливание. Сейчас дочери 17 месяцев, но она по-прежнему любит, когда я ношу ее в слинге».
Привлекательный мамин запах
У новорожденных хорошо развито обоняние, и это играет ключевую роль в установлении эмоциональной связи между мамой и ребенком. Новорожденного привлекает запах материнской груди. Ученые объясняют это тем, что железы Монтгомери (небольшие бугорки на ареолах — темных участках кожи вокруг сосков) выделяют секрет, который похож по запаху на околоплодные воды. 14
Кроме того, ребенок узнает запах матери и даже может отличить по запаху ее грудное молоко от молока другой женщины. 15 А когда мама и малыш обнимаются и чувствуют запах друг друга, происходит выброс окситоцина, который, как уже говорилось, помогает установить эмоциональную связь и наладить грудное вскармливание.
Важно понимать, что все мамы и малыши разные, и может потребоваться время, чтобы вы привыкли друг к другу. Если у Вас появились вопросы или Вас что-то беспокоит, обратитесь за советом и помощью к своему лечащему врачу.
1 Klaus M. Mother and infant: early emotional ties. Pediatrics. 1998;102(E1):1244-1246. — Клаус М., «Мать и дитя: зарождение эмоцинальных уз». Педиатрикс (Педиатрия). 1998;102(E1):1244-1246.
2 Gómez AP et al. Kangaroo method in delivery room for full-term babies. An Esp Pediatr. 1998;48(6):631-633. — Гомез А.П. и соавторы, «Применение метода кенгуру для доношенных детей в родильной палате». Ан Эсп Педиатр. 1998;48(6):631-633.
3 Crenshaw JT. Healthy birth practice #6: Keep mother and baby together—It’s best for mother, baby, and breastfeeding. J Perinat Educ. 2014;23(4):211-217. — Креншо Дж.Т., «Физиологичные практики родовспоможения №6: Мать и ребенок должны быть вместе — так лучше для матери, для ребенка и для грудного вскармливания». Ж Перинат Эдюк (Перинатальное образование). 2014;23(4):211-217.
4 Britton JR et al. Breastfeeding, sensitivity, and attachment. Pediatrics. 2006;118(5):e1436-1443. — Бриттон Дж.Р. и соавторы, «Грудное вскармливание, чувствительность и привязанность». Педиатрикс (Педиатрия). 2006;118(5):e1436-1443.
5 Kim S et al. Oxytocin and postpartum depression: delivering on what’s known and what’s not. Brain Res. 2014;1580:219-232. — Ким С. и соавторы, «Окситоцин и послеродовая депрессия: что мы знаем и чего не знаем». Брейн Рес. 2014;1580:219-232.
6 Uvänas-Moberg K, Prime DK. Oxytocin effects in mothers and infants during breastfeeding. Infant. 2013;9(6):201-206.- Увёнас-Моберг К., Прайм Д.К., «Воздействие окситоцина на мать и ребенка в процессе грудного вскармливания». Инфант. 2013;9(6):201-206.
7 Franklin A, Davies IR. New evidence for infant colour categories. Br J Dev Psychol. 2004;22(3):349-377.http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.456.5409&rep=rep1&type=pdf — Франклин А., Дэвис И.Р., «Новые данные о цветовом восприятии у младенцев». Бр Ж Дев Сайкол. 2004;22(3):349-377.
9 Lee GY, Kisilevsky BS. Fetuses respond to father’s voice but prefer mother’s voice after birth. Dev Psychobiol. 2014;56(1):1-11. — Ли Дж. И., Кисилевски Б.С., «Плод реагирует на отцовский голос, но после рождения предпочитает голос матери». Дев Сайкобиол. 2014;56(1):1-11.
10 Partanen E et al. Prenatal music exposure induces long-term neural effects. PLoS One. 2013;8(10):e78946. — Партанен И. и соавторы, «Прослушивание музыки в пренатальном периоде оказывает долгосрочное влияние на мозг». ПЛоС Уан. 2013;8(10):e78946.
11 Kirk E et al. A longitudinal investigation of the relationship between maternal mind‐mindedness and theory of mind. Br J Dev Psychol. 2015;33(4):434-445. — Кирк И. и соавторы, «Лонгитюдное исследование взаимосвязи между ориентацией матери на развитие интеллекта и моделью психического состояния ребенка». Бр Ж Дев Психол. 2015;33(4):434-445.
12 de l’Etoile SK. Infant behavioral responses to infant-directed singing and other maternal interactions. Infant Behav Dev. 2006;29(3):456-470. — де л’Этуаль С.К., «Младенческая поведенческая реакция на пение и другие виды взаимодействия с матерью». Инфант Бехейв Дев. 2006;29(3):456-470.
13 Moore ER et al. Early skin-to-skin contact for mothers and their healthy newborn infants. Cochrane Database Syst Rev. 2012;5(3). — Мур И.Р. и соавторы, «Ранний контакт «кожа к коже» и его влияние на матерей и здоровых новорожденных». Кокрейн Датабейз Сист Рев. Rev. 2012;5(3).
Источник