Чувствуют ли новорожденные вкус

Вкусовые нарушения у детей

Содержание

Вкусовые ощущения играют огромную роль в жизни ребенка. За них отвечают чувствительные сосочки, которые располагаются на поверхности языка.

Система вкусового восприятия тесно связана с обонянием. При нарушении вкуса у ребенка обычно страдает и обоняние. Источник:
Котова И.Б., Канаркевич О. С.
Психология вкусовых ощущений и восприятия // Гуманизация образования

К моменту рождения у малыша уже хорошо развита периферическая часть анализатора вкуса. Вкусовые рецепторы у новорожденного расположены на более широкой поверхности, чем у взрослого. Кроме языка и задней стенки носоглотки, они находятся на внутренней поверхности щек, твердом небе, слизистой оболочке губ. У малыша порог вкусовых ощущений выше, чем у взрослого человека. При введении в пищу незнакомой еды ребенок может отказаться есть из-за непривычных ощущений. В возрасте двух месяцев дети уже различают 4 основных вкуса, а трехмесячный малыш способен отличать концентрации вкусовых раздражителей. По мере роста дети учатся более тонко анализировать оттенки вкуса.

Диагностика вкусовых нарушений у детей

При подозрении на вкусовые нарушения следует обратиться к профильному специалисту. Родителей должен насторожить отказ от привычной и любимой пищи, а в более сознательном возрасте – жалобы ребенка. Также малыш может начать употреблять в пищу то, что для этого не предназначено (следует отметить, что в определенном возрасте дети все «тащат в рот» с целью исследования окружающего мира, и это абсолютно нормально).

Диагностировать вкусовые нарушения у детей дошкольного возраста достаточно сложно, так как малыши не всегда могут четко рассказать об ощущениях. При проведении обследования соответствующую сторону языка смачивают поочередно сладким, кислым и горьким раствором при помощи пипеток. После каждого сеанса рот тщательно полощут. У грудных детей врач обращает внимание на общую двигательную и мимическую реакцию. Дети старше двух лет чаще всего могут осознанно рассказать о своих ощущениях. Источник:
Е.В. Павловская
Избирательный аппетит у детей // Вопросы современной педиатрии /2013/ Том 12/ № 6

Причины вкусовых нарушений у детей

Потеря или искажение вкуса у ребенка могут быть обусловлены различными причинами.

    Простуда, грипп, ОРВИ. Зачастую после перенесенных заболеваний у ребенка на фоне повышения температуры и общей слабости не только на время пропадает аппетит, но и вкусовые ощущения. Обусловлено это отеком носоглоточной области и наличием в ней огромного количества болезнетворных бактерий. Этот процесс обратим, и ощущения быстро восстанавливаются в полном объеме. Если же родители заметили, что вкусовое восприятие у ребенка после болезни не восстанавливается, это является поводом для обращения к врачу. Источник:
    http://articles.komarovskiy.net/ya-kushat-ne-xochu.html
    Е.О. Комаровский
    Я кушать не хочу …
    18.01.2007

  • Кандидоз, или молочница, которая поразила слизистые оболочки рта. Является довольно распространенным заболеванием у детей. Возбудителем является грибок. На языке появляется белый налет, ребенок ощущает жжение во рту. При своевременном обращении к врачу прогноз вполне благоприятный.
  • Поражение лицевого нерва. Данное заболевание вызывает полный или частичный паралич лицевых мышц, а также потерю вкусового восприятия на кончике языка. Наблюдается повышенное слюноотделение и слезоточивость.
  • Черепно-мозговая травма. Если ребенок перед появлением нарушений вкуса падал и ударялся головой, это серьезный повод показаться врачу. При поражении мозговых оболочек ребенок может различать базовые вкусы, но не способен дифференцировать их сложные сочетания.
  • Так называемый географический язык – воспаление сосочков, которое приводит к появлению на языке пятен, напоминающих карту.
  • Раковые заболевания ротовой полости. Одним из ранних симптомов опухоли в тканях ротовой полости ребенка может являться сначала искажение, а потом полная потеря вкусовых ощущений, поэтому при малейших нарушениях не следует заниматься лечением самостоятельно, а необходимо в кратчайшие сроки показать малыша педиатру. Врач назначит комплекс анализов и по их результатам направит к профильному специалисту.
  • Острый вирусный гепатит. Одним из симптомов «желтухи» является искажение вкусового восприятия.
  • Синдром Шегрена. Данное заболевание имеет генетическую природу.
  • Недостаток в организме ребенка витаминов группы В, а также цинка.
  • Прием некоторых лекарственных препаратов. После отмены лекарств вкус полностью восстанавливается.
  • Специалисты медицинского центра «СМ-клиника» окажут грамотную помощь Вашему ребенку при расстройствах вкуса. У нас можно быстро пройти все необходимые обследования и начать лечение.

    Источник

    Чувствуют ли новорожденные вкус

    С давних времен считалось, что новорожденный ничего не чувствует, не видит и не слышит, несмотря на то, что ребенок имеет все органы чувств. В настоящее время эта гипотеза опровергнута в результате многочисленных научных исследований, которые доказали.

    Вот какие способности имеет новорожденный:
    1. Обоняние. Обоняние новорожденного ребенка функционирует на подсознательном уровне и при даче резких запахов, например, нашатырный спирт — он сразу даст адекватную реакцию.

    2. Осязание. Новорожденный ребенок чувствует, как к нему обращаются, как родители разговаривают друг с другом. Если мама гладит его по головке, он успокаивается и засыпает. Но если родители ругаются, он напрягается и отказывается спать. Дети, чьи родители часто ругаются, более подвержены болезням. Исследования показали, что новорожденный больше реагирует на голос мамы, чем на голос отца. В первом случае, его сердцебиение замедлялось, а во втором — оставалось без изменений. Посредством осязания малыш может ощущать нежные прикосновения мамы, тепло, холод и боль. Поэтому новорожденному ребенку очень важно интенсивный телесный контакт с родителями, не бойтесь его брать на руки. Поглаживания, ношения на руках особенно важны в первое время, так как способствуют здоровому развитию ребенка. Исследования показали, что дети, которых родители постоянно брали на руки, интеллектуально более развитые и опережают своих сверстников в росте. Оказалось, что нежные прикосновения родителей способствуют образованию гормонов, которые влияют на рост и умственное развитие ребенка.

    3. Зрение. Малыш видит с самого рождения, просто его зрение в 20 раз хуже, чем у взрослых. Он видит только очертания предметов, находящихся на расстоянии от его глаз на 25-30 см. Ребенок четко реагирует на слишком яркий свет, испытывает при этом неудобство, моргает или закрывает глаза. Также он различает блестящие и красные предметы, может следить за движением красной погремушки. Результаты исследований показали, что малыша больше привлекают предметы с овальной формой, так как они наиболее соответствуют человеческому лицу. Однако новорожденный еще не узнает людей, окружающих его. Также ученые выяснили, что новорожденного больше интересуют сложные рисунки, чем простые. Для этого новорожденному ребенку показали два листа бумаги — один в черно-белую клетку, а другой — серый. Малыш смотрел на лист с черно-белым рисунком.

    4. Слух. У ребенка слух развит больше, чем зрение. Уже в утробе матери малыш слышит и привыкает к шуму. Именно поэтому он не вздрагивает, когда раздается сильный шум или хлопает дверь. Он уже в утробе научился различать, откуда идет шум. Если шум близкий и тихий, то даже когда спит, он начинает ворочаться и моргать. Если же тихий разговор продолжается, то он просыпается. Новорожденный малыш узнает человеческую речь, он более чувствителен к более высоким звукам, поэтому слышит лучше голос мамы. Исследования ученых выявили интересную особенность, когда вокруг ребенка шумно, ребенок изолирует себя от окружающей среды, как будто «затыкает уши».

    Читайте также:  Любимые люди чувствуют друг друга

    5. Вкус. Новорожденный ребенок различает сладкое, кислое, соленое и горькое. Сладкий вкус успокаивает его, а кислый и горький раздражает. Если капнуть новорожденному на губы сладкой воды, то малыш остается довольным и делает губами сосательные движения, а если намочить губы лимонным соком, то он делает гримасу. Кормящая мама должна учитывать вкусовые предпочтения малыша и стараться улучшить качество молока. Так если в пищу добавлять укроп, зеленый анис или тмин, то ребенок с удовольствием сосет такое молоко.

    Не смотря на то, что у нее грудное молоко будет иметь привкус этих веществ, новорожденный ребенок будет с аппетитом потреблять то, к чему он привык в утробе мамы.

    — Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология отношений»

    Источник

    9 невероятных фактов о новорожденных

    В первые 28 дней после рождения дети адаптируются к жизни вне материнской утробы. Журнал Reader`s Digest собрал несколько малоизвестных фактов, подтверждающих, что новорожденный — действительно странное, удивительное существо, практически инопланетянин, прилетевший к нам из далекой-далекой галактики.

    Новорожденные не ощущают соленый вкус
    Малыши рождаются с хорошо развитыми вкусовыми рецепторами, причем, как показывают некоторые исследования, их у новорожденных даже больше, чем у взрослых людей. Младенцы отлично различают сладкий, горький и кислый вкусы, но не способны чувствовать вкус соли. Эта способность развивается примерно к четырем месяцам.

    Новорожденные плачут без слез
    Их слезные железы еще дозревают и начинают выделять слезы где-то между третьей и двенадцатой неделями после рождения.

    У новорожденных «нет» коленных чашечек
    Если сделать рентгеновский снимок ножек младенца, там, где должны быть коленные чашечки, вы или вообще ничего не увидите, или заметите маленькие размытые пятнышки. Дело в том, что все кости нашего организма первоначально были мягкими хрящами, которые постепенно затвердели. Для окончательного формирования и окостенения коленных чашечек требуется от трех до пяти лет. И это даже хорошо, потому что когда ребенок начнет ползать, а потом ходить и часто падать, ему будет не так больно, так как «мягкие» коленки будут служить амортизаторами.

    У новорожденных больше костей, чем у взрослых
    У них их около 300, а у нас — 206. Причина примерно та же, что и у отсутствия у новорожденных твердых коленных чашечек. В процессе окостенения, который может продолжаться месяцы и годы после рождения, некоторые кости срастаются вместе. Например, кости черепа у новорожденных представляют отдельные костные участки, которые соединяются примерно к двум годам.

    У новорожденных бывает менструация
    Находясь в матке, плод подвергается воздействию женского полового гормона эстрогена. После родов уровень эстрогена в организме новорожденного начинает быстро падать. Это приводит к тому, что у девочек может начаться псевдоменструация — небольшие кровянистые выделения из половых органов. Мамы, не подозревающие об этом феномене, обычно приходят в ужас при виде крови на памперсе дочки, но ничего страшного в этом нет.
    Псевдоменструация в первые семь дней жизни бывает примерно у четверти новорожденных девочек.

    У новорожденных бывает лактация
    Падение уровня эстрогена вызывает не только псевдоменструацию, но и галакторею — у новорожденных набухают молочные железы, а из сосков начинает выделяться молоко, конечно, в минимальных количествах. Такое может случиться как с девочками, так и с мальчиками. Как и в случае псевдоменструации, это нормально и не опасно.

    Галакторея встречается примерно у пяти процентов новорожденных и может продолжаться до двух месяцев. Кстати, в старом европейском фольклоре молоко, выделяющееся из молочных желез новорожденных, называли «молоком ведьм», считалось, что оно обладает магическими свойствами.

    Новорожденные помнят, что они пробовали, пока были в утробе
    Плод способен чувствовать разные вкусы, исключая соленый, уже начиная с четырех-пяти месяцев беременности. В околоплодные воды попадают химические вещества, определяющие вкус того, что ест будущая мама, поэтому пищевые предпочтения ребенка начинают формироваться еще до рождения.

    К примеру, если беременная часто ест блюда, сдобренные чесноком, у амниотической жидкость появляется чесночный привкус, поэтому шансы на то, что ребенок, став старше, будет любить чеснок, довольно высоки. Исходя из этого, ученые советуют беременным питаться как можно разнообразнее, заранее знакомя малыша с разными вкусами.

    Новорожденные пили собственную мочу
    Плод начинает выделять мочу уже через несколько месяцев после зачатия. Она смешивается с амниотической жидкостью, которая окружает плод в матке. В третьем триместре беременности плод регулярно пьет амниотическую жидкость и, соответственно, собственную мочу, проглатывая до литра в течение дня. Так как плод не нуждается ни в жидкости, ни в пище (все необходимые питательные вещества поступают в его организм через пуповину), специалисты считают, что он просто практикуется в глотании и переваривании.

    Новорожденные покрыты волосами
    Во внутриутробный период тельце плода покрыто тонким слоем волосков — пушком, который называют лануго. По мнению специалистов, лануго помогает регулировать температуру тела.

    Если ваш новорожденный похож на оборотня, не пугайтесь, это абсолютно нормально.

    Пушок постепенно и незаметно выпадет сам по себе в первые недели жизни малыша. А если новорожденный родился без лануго, значит, пушок выпал еще в матке, в конце беременности, и плод съел его, когда пил амниотическую жидкость.

    Источник

    Как видит и чувствует мир ребенок до года

    Как развивается у новорожденного зрение, вкусовые и тактильные ощущения? Что важно для его комфорта и развития в первые недели и месяцы жизни?

    Малыш родился на свет. Как он видит, слышит и чувствует? Как развивается с возрастом его зрение, вкусовые и тактильные ощущения? А главное — что важно для его комфорта и развития в первые недели и месяцы жизни? Расскажем в нашей статье.

    Что чувствует новорожденный

    Едва родившись, ребенок испытывает массу потрясений, удар по всем органам чувств. Резкое изменение температуры с привычных 37 градусов до 22–25. Гравитационный удар — ведь раньше он жил в амниотических водах и не чувствовал своего веса. Его нежная кожа впервые ощущает шероховатые и твердые поверхности — до сих пор он касался только мягких слизистых оболочек. Он слышит резкие громкие звуки — прежде все они были приглушены и доходили к малышу через ткани материнского организма. Зато он впервые не слышит успокаивающего биения сердца своей мамы и побулькиваний ее кишечника. Он впервые видит яркий свет, который кажется ему ослепляющим, — до рождения кроха сидел в полумраке утробы. А еще теперь малыш может делать размашистые движения — прежде он был нежно спеленут стенками матки. Также ребенок дышит сам, ему приходится самостоятельно есть и трудиться для этого, его кишечник начинает работать… В общем, родившегося человека ожидает масса сюрпризов.

    Как смягчить ему переход в новый мир? Прежде всего, помните: природа дала ребенку огромный запас прочности, чтобы он спокойно приспосабливался к жизни «снаружи». Но можно сделать, чтобы детка чувствовал себя в безопасности и лучше развивался. , медики давно признали, что выкладывание родившегося малыша на живот маме очень полезно и для ребенка, и для мамы, которая получает сигнал «роды прошли успешно». А , после родов чаще носите малыша на руках, укладывайте его спать на своей груди или животе, чтобы он чувствовал привычное тепло, запах и звуки вашего сердца. Разговаривайте с ним негромко, пойте песенки, которые пели еще до рождения. Многим новорожденным приятно быть легко спеленутыми — не свитыми «полешком», а мягко завернутыми в теплую ткань, как в кокон. Для этого подойдет тонкий вязаный платок или слинг. До рождения малыши упираются головкой в тазовые кости, поэтому после рождения многим детям тоже нравится ощущение, когда головка во упирается, так они лучше засыпают.

    Читайте также:  Эмоциональный шок чрезмерно сильное

    Диспансерное наблюдение ребенка до года

    Какие специалисты должны осматривать малыша, какие исследования необходимо пройти и в каком возрасте, а главное — с какой целью.

    Первый месяц жизни

    Зрение

    На кроху буквально обрушиваются зрительные стимулы, и зрение начинает быстро развиваться. Но в первые недели малыш видит только крупные предметы поблизости от себя. Природа будто оберегает его от избытка впечатлений и помогает выделить из огромного многообразия мира самое главное: лицо мамы или того человека, который постоянно заботится о нем. Так что окружающее пространство в глазах ребенка словно покрыто сероватым туманом, из которого иногда проступает мамино лицо, похожее на смайлик: овал, глаза и рот. Малыш еще не различает цвета. Также считается, что он видит все вокруг перевернутым — но пока это совершенно неважно для него. Уже со второй недели жизни кроха может ненадолго фиксировать взгляд на лице взрослого или яркой игрушке. Не перегружайте его зрительными стимулами в это время, просто чаще берите его на ручки.

    Орган слуха настраивается весь первый месяц. Сначала малыш может не реагировать на шум, но уже к концу первого месяца он замирает в ответ на громкие звуки, прислушивается к голосу папы или мамы, своему имени или просто приятной музыке. Разговаривайте с деткой, ясно и медленно произносите слова, растягивайте звуки.

    Вкус и запах

    В животике мамы ребенок уже различал вкус, и если мама ела пряную пищу, чеснок, тропические фрукты, малыш это чувствовал. Когда мама ест те же самые продукты после его рождения, они дают привкус молоку, и кроха может с удовольствием пить его. Хотя многие малыши отказываются от молока с резким привкусом, и маме на всякий случай стоит аккуратно вводить в свой рацион продукты со специфическим вкусом. Запах мамы очень важен для деток в этом возрасте. Они успокаиваются на руках у мамы или рядом с нею в кровати.

    Тактильные ощущения

    Малыши чувствуют тепло, холод и боль, а еще — интенсивный телесный контакт: поглаживание, ношение на руках. Такой контакт успокаивает детей, способствует образованию гормонов, которые влияют на рост и умственное развитие. Так что ношение на руках жизненно необходимо ребенку. В первые недели жизни малыш «ощупывает» мир с помощью рта: тактильные ощущения сильнее всего проявляются на губах и языке. Пальчики присоединятся позже.

    Эмоции

    Сразу после рождения кроха улыбается неосознанно в ответ на приятные ощущения. Ему тепло, сухо, он сыт — и губки растягиваются в улыбку, которая не обращена ни к кому конкретно.

    Звуки, речь

    В первый месяц жизни малыш только плачет и кряхтит. Других звуков от новорожденного вы не услышите.

    От месяца до трех

    Зрение

    На месяце жизни ребенок видит лицо мамы гораздо четче. К тому же теперь он различает лица даже на фотографиях и интересуется ими. Еще он начинает различать мамин силуэт. В два месяца видит размыто предметы вдалеке — на расстоянии 2–3 метров от него. Теперь он может подолгу фиксировать взгляд на игрушках, своих пальчиках, мамином лице. У малыша появляется бинокулярная фиксация взора: он видит предмет сразу двумя глазами. Движения глаз к третьему месяцу становятся координированными, исчезает эпизодическое «косоглазие» (если нет — обратитесь к врачу). Размещайте игрушки и крупные яркие картинки на расстоянии 40–50 см от глаз малыша.

    Ребенок слышит больше звуков, придает им значение. По мимике месячного малыша можно понять, услышал ли он шум. На третьем месяце ребенок обязательно повернет глазки в сторону источника звука. Говорите с малышом, называйте его по имени, рассказывайте ему об окружающих предметах с разными интонациями.

    Вкус и запах

    Дети на грудном вскармливании знакомятся с разными вкусами по материнскому молоку: когда мама съедает необычный продукт, крохе «перепадает» немного новых вкусовых ощущений. У малышей на искусственном вскармливании такой возможности нет, ведь смесь всегда одинакова. Но с началом прикорма они наверстают свои знания о мире вкусов. Для детей важен мамин запах. Маленький секрет: оставьте рядом со спящим малышом свою футболку, которую вы носили до этого, и он будет спокоен.

    Тактильные ощущения

    Ребенок продолжает ощупывать мир ртом: главным образом тактильная информация поступает через губы и язык. Но он уже начинает использовать кончики пальцев, которыми затрагивает людей и предметы для их чувства и узнавания. Правда, координация движений еще не позволяет малышу как следует ощупать предмет пальцами или донести его до рта, которым можно изучить каждый пупырышек и ворсинку, но скоро и это случится. А пока вы можете вкладывать в ручку крохи разные предметы, гладить его ладошкой разные поверхности.

    Эмоции

    Ребенок активнее прислушивается к речи мамы или папы. Он ведет себя активнее, если речь ускоряется, а монотонный, медленный разговор его успокаивает. Интонация тоже важна: ласковое обращение радует кроху, а резкие и грубые слова вызывают плач. Малыш учится узнавать маму и папу. Он запоминает, что их появление всегда вызывает приятные чувства: тебя накормят, переоденут и возьмут на ручки. Поэтому появление мамы или папы начинает вызывать улыбку, и эта улыбка уже точно обращена ко взрослым. Обычно это случается в 6–8 недель, но «неврологическая норма» размыта — от 5 до 12 недель. Улыбка — это первое средство общения крохи. Так он показывает, что ему хорошо и интересно жить с вами. В возрасте от полутора до четырех месяцев к улыбке добавляется «комплекс оживления»: малыш не только улыбается близкому человеку, но и начинает махать ручками и ножками, произносить разные звуки.

    Звуки и речь

    В начале второго месяца младенец начинает пробовать свой голос и произносит гласные звуки, это называют «агуканьем». Малыш может долго следить за звуками, а потом пытаться их повторить. Постепенно он начинает использовать звуки для общения — в ответ на появление взрослого или при рассматривании игрушек. Ближе к двум месяцам в звуках появляются согласные, малыш начинает «гулить», произнося забавные «гы», «кхы», «гу». Повторяйте за малышом эти звуки «для поддержания беседы», разговаривайте с ним, рассказывайте ему стихи, ясно и медленно проговаривая слова: детишки любят следить за ртом и мимикой взрослого и слушать обращенную к ним речь, это важно для развития их собственных эмоций и речи.

    От трех до шести

    Зрение

    В три месяца малыш видит лица достаточно четко, а свои ручки и пальчики различает отлично и с удовольствием подносит их к глазкам и ротику. В четыре месяца отдаленные предметы становятся все более четкими. К этому времени ребенок начинает различать цвета. Можно развесить картинки с цветными рисунками и простыми геометрическими узорами возле его кроватки или над столиком, где вы переодеваете малыша.

    К концу третьего месяца малыш уже точно узнает мамин голос, начинает поворачивать голову в сторону шума. Он разделяет звуки на любимые и нет: некоторые звуки могут вызывать смех, другие — плач. Но увлекшись любимой погремушкой, новорожденный может не слышать ничего вокруг. Разговаривайте с малышом, ставьте ему спокойные музыкальные композиции.

    Вкус и запах

    До введения педприкорма в этой сфере мало что меняется. Но после трех месяцев детка учится тянуть в рот руки, игрушки и с удовольствием жует все подряд, так что представления о вкусе у него расширяются. Мойте игрушки чаще, ведь вкус и запах пыли или грязи — это не то, с чем стоит знакомить ребенка.

    Тактильные ощущения

    В трехмесячном возрасте дети «находят» свои ручки, и с этого момента начинается развитие мелкой моторики. Появляется игра: донести ручки до рта, схватить игрушку и тоже донести ее до рта, ведь ртом интереснее ощупывать предметы. И, конечно, нужно донести до рта ноги, пеленку, мамины бусы и многое другое. Давайте ребенку игрушки и предметы из разных материалов, все это поможет развитию мелкой моторики, а еще — речи и интеллекта.

    Эмоции

    Малыш все ярче реагирует на окружающий мир: он не просто улыбается, а начинает смеяться! Его может развеселить всё, что угодно: от смешного звука до пролетевшей рядом пушинки. От смеха ребенок может начать икать — не пугайтесь, это нормально. Чтобы помочь детке развить понимание разных эмоций, показывайте ему разные выражения лица, при этом беседуйте с ним разными голосами — грустным, веселым, сердитым, можно строить рожицы. Малыш попытается копировать и перенимать вашу мимику, так он учится управлять мышцами лица и понимает, какое выражение лица и какой голос подходит к каждому из настроений.

    Звуки и речь

    Дети соединяют глухие согласные с гласными, гулят и произносят смешные звуки «кха», «гы», поют настоящие протяжные «песенки». Этот этап длится до месяцев. Затем малыш пытается произносить слоги. В его арсенале появляются губные звуки: «б», «м», «п», и к полугоду он может «выстреливать» слогами: «ба», «ма—ма», «пы». Это еще не слова, и не стоит думать о гениальности младенца, который произнес «мама» в полгода. Кроха учится выражать свои желания и эмоции слогами. Из них постепенно сформируется то, что логопеды называют «детским лепетом», а чуть позже — настоящие слова.

    Развитие речи у ребенка до года

    Что влияет на формирование речи у ребенка и как ее правильно развивать.

    От шести до двенадцати

    Зрение

    В полгода малыш хорошо видит близкие и отдаленные предметы. В восемь месяцев он различает своих и чужих людей и может пугаться незнакомцев, хмуриться в ответ на их улыбку. К 10–11 месяцам ребенок начинает отслеживать предметы в динамике: с удовольствием смотреть на движущиеся игрушки, животных или мультики на экране телевизора. К году дети лучше видят вдаль, хорошо различают мелкие предметы. Они начинают видеть вещи «объемно» и оценивать расстояние до них. Для полноценного развития зрения детям нужна смена впечатлений. Гуляйте в разных местах, читайте ребенку книжки с картинками, катайте друг другу машинки и мячик.

    Ребенок начинает различать разные голоса: узнает близких по голосу и настораживается, если слышит незнакомую речь. Он хорошо знает свое имя и отзывается на него, улыбается, тянется к маме или папе. Подражает звукам и даже может подпевать знакомым мелодиям, попадая в ноту. Понимает обращенную к нему речь.

    Вкус и запах

    Во втором полугодии мамы активно вводят прикорм, и вкус ребенка развивается стремительно. У него появляются предпочтения: например, он выплевывает пюре из цветной капусты или кабачка, а вот сладенькую рисовую кашку ест с удовольствием. Мамы ухитряются смешивать продукты так, чтобы угостить детку даже нелюбимой брокколи. Но многие малыши все равно очень настойчивы в своих пристрастиях, и в этом проявляется их характер. Ясно одно: дети любят сладенькое — это остаточный рефлекс, который побуждает новорожденного пить сладковатое материнское молоко и выплевывать любую другую пищу, и этот рефлекс остается с нами на всю жизнь.

    Тактильные ощущения

    Ребенок осваивает ручки, они становятся главным инструментом тактильных впечатлений, забирая эту функцию у губ и языка. Игры с предметами становятся сложнее. Ребенок пытается строить башенки, разделять игрушки на части, бросать и сжимать вещи. К году он может брать пальчиками крупные и довольно мелкие предметы. Чтобы помочь развитию мелкой моторики, интеллекта и речи, позаботьтесь, чтобы у малыша были игрушки разной фактуры и формы. Играйте с ним в игры, в которых нужно перемещать небольшие предметы, гонять бусинки по струнам, ощупывать разные поверхности. Называйте цвета и фактуры: гладкий, колючий, пушистый.

    Эмоции

    После полугода эмоции ребенка становятся более сложными. Малыш может сердиться, грустить, радоваться, беспокоиться. К 7–8 месяцам у него появляется «социальная ссылка»: в незнакомой ситуации малыш внимательно наблюдает за эмоциональной реакцией мамы или других значимых взрослых — и копирует ее. Поэтому особенно важно следить за своим отношением к событиям в это время. Ребенок пытается понять эмоциональное состояние взрослых, их отношение к происходящему и к нему самому. Так малыш постепенно формирует образ самого себя: например, я хороший, нужный, любимый. После 7 месяцев появляется «страх расставания» — грусть или испуг, если мама вдруг исчезает из поля зрения. Малыши начинают преследовать мам и не дают им даже принять ванну или сходить в туалет. Что поможет? — разговаривайте с малышом через дверь или из другой комнаты, чтобы он не беспокоился.

    Звуки и речь

    В восемь месяцев дети уверенно говорят слогами: «ма—» или . К 10–11 месяцам появляются устойчивые пара слогов и первые слова: «мама», «ляля». К году малыш может говорить 3–5 или больше двусложных слов. Он понимает обращенную к нему речь, выполняет просьбы — например, отнести на место пирамидку или мячик, понимает слово «нельзя». Словарный запас будет зависеть от особенностей нервной системы малыша, а еще, конечно, от того, как с ним общались весь первый год его жизни. Но чаще всего к году сынок или доченька порадуют вас долгожданным словом «мама». Малыши подражают речи взрослых, копируют интонацию, активно помогают себе жестами. Еще — и с ними будет можно поговорить.

    За год ребенок проделывает огромный путь. После рождения для него главными были тактильные ощущения, запахи и вкус, а к году на первое место выходят зрение, слух, мелкая и крупная моторика, эмоции и речь. И на каждом этапе развития важно поддерживать малыша на понятном ему «языке»: новорожденного носить на ручках у сердца, а с годовалым ребенком больше разговаривать и играть в интересные и доступные игры.

    Источник

    Читайте также:  Какое успокоительное выпить при сильном стрессе
    Оцените статью