Чувствуют ли младенцы запах молока

20 удивительных фактов о грудном молоке, грудном вскармливании и детях

Материнское грудное молоко — идеальный старт для младенца. Оно содержит все питательные вещества в нужном количестве и буквально напичкано антителами для борьбы с болезнями. Молоко бесплатно, не нуждается в подготовке и доступно везде, где находится мама, и в любой момент, когда бы ребенку ни потребовалась еда.

Малыш сам скажет вам, когда захочет есть. Основные признаки — звуки сосания, руки, которые он тянет в рот, поисковые движения в сторону груди. Все дети разные. Некоторые находятся у каждой груди по 10-20мин. Тем не менее, по возможности лучше всего кормить ребенка тогда, когда он голоден, независимо от того, как долго он пребывает у груди.

Поднимите ноги, подложите подушки себе под руки и под голову. Самое главное — оставаться расслабленной. Малыши чувствуют тревогу и волнение матери.

Вот несколько интересных фактов о грудном молоке, грудном вскармливании и детях, которые мы находим увлекательными.

  1. Ваш малыш чувствует ваш запах. У новорожденных очень сильно развито обоняние и они знают уникальный запах вашего грудного молока. Вот почему ребенок поворачивает к вам головку, когда голоден.
  2. Достаточно ли ему молока? До тех пор, пока ваш ребенок выглядит довольным после кормления, веселым во время бодрствования, хорошо набирает вес в первые недели жизни, регулярно кушает и мочит минимум шесть подгузников в сутки, вероятнее всего, ваш малыш получает столько молока, сколько ему требуется. Если вы о чем-то беспокоитесь, проконсультируйтесь с вашим педиатром. (В росийской действительности лучше консультироваться с консультантом по грудному вскармливанию, так как педиатры редко разбираются в лактационной медицине, их этому просто не учат. — прим.ред.)
  3. Ваш ребенок видит вас только с очень близкого расстояния. Дети рождаются чрезвычайно близорукими. Это означает, что малыш хорошо видит на расстоянии не более 20-40см. Именно на таком расстоянии должно быть ваше лицо и лицо вашего ребенка в момент кормления грудью. Момент, когда вы встречаетесь взглядами с малышом, — время установления настоящей привязанности между вами.
  4. Лучшее, что вы можете сделать для выработки молока, — ухаживать за ребенком. Грудное молоко очень легко и быстро переваривается, поэтому новорожденный хочет кушать 10-12 раз в сутки. Средний интервал — пара часов, но для детей кормления каждый час днем или вечером тоже являются нормой.
  5. Грудное вскармливание позволяет вашему организму быстрее оправиться от беременности и родов. Гормоны, высвобождаемые при кормлении грудью, заставляют матку сокращаться до добеременного размера.
  6. Грудное вскармливание открывает мир новых вкусов для вашего малыша. У смеси вкус всегда один и тот же, в то время как грудное молоко имеет привкус того, что вы едите, хоть и косвенно. Впоследствии это облегчит введение прикорма.
  7. Грудное вскармливание помогает сбросить вес. Матери, которые кормят исключительно грудью, сжигают до 600кКал/день, что помогает вам вернуться в добеременную форму как можно скорее.
  8. Ваше тело готовится к грудному вскармливанию еще во время беременности. После родов мозг получает сигнал о производстве молока, которого вырабатывается больше, чем необходимо одному младенцу. Почему? Ваше тело не знает, сколько малышей ему придется кормить, — одного, двух или даже трех. Со временем количество молока регулируется потребностями ребенка.
  9. До прихода молока в первые дни после родов, ваша грудь производит густую, вязкую, желтоватую жидкость, которую иногда называют «жидким золотом». Это молозиво, в его состав входят кальций, калий, белки, минералы и антитела так необходимые вашему ребенку. Младенцу нужно всего несколько чайных ложек, чтобы чувствовать себя сытым и оставаться здоровым до тех пор, пока количество молока не увеличится через два-пять дней после родов.
  10. Грудное молоко меняется в процессе кормления. Когда младенец только прикладывается к груди, молоко легкое, нежирное, утоляет жажду. К концу кормления молоко становится гуще, жирнее, дает малышу необходимые калории для здорового роста и развития.
  11. Грудное молоко лечит. В его состав входят специальные компоненты, которые предназначены для борьбы с инфекциями и уменьшения воспаления груди. Таким образом, если ваши груди болят в первые несколько дней, мягко втирая небольшое количество молока в соски вы можете облегчить боль и ускорить выздоровление.
  12. Как только ребенок научится правильно сосать, грудное вскармливание перестанет быть болезненным. Всегда давайте соскам просохнуть, прежде чем одеться, а тонкий слой белого мягкого парафина или чистого ланолина поможет при любых трещинах или кровоточивости. Также ношение хлопкового бюстгальтера помогает груди дышать. Если болезненность сохраняется, обратитесь за советом к вашей акушерке.
  13. Младенцы пьют молоко до тех пор, пока не почувствуют себя сытыми, а не пока грудь полностью опорожнится. В среднем дети потребляют 67% молока, которое есть у мамы.
  14. Ваше тело постоянно продуцирует идеальное молоко для ребенка. По мере роста малыша молоко меняет свой состав (молоко для 3месячного ребенка отличается от молока для 9месячного малыша). Оно даже может меняться день ото дня — например, содержание воды может увеличиваться во время жары или болезни ребенка, чтобы обеспечить дополнительную жидкость.
  15. Ваша правая грудь производит больше молока. Почти 75% всех мам производят больше молока в своей правой груди, независимо от того, правши они или левши.
  16. Человеческое молоко содержит вещества, которые помогают ребенку заснуть и успокоиться. Грудное вскармливание также успокаивает и вас и помогает установить крепкую эмоциональную связь с малышом.
  17. Грудное вскармливание не является причиной обвисания груди. Гормоны беременности могут растягивать связки, поддерживающие грудь, поэтому обязательно носите поддерживающий бюстгальтер во время беременности.
  18. Груднички обычно болеют меньше. Грудное молоко повышает иммунитет и помогает бороться с вирусными, бактериальными и паразитарными инфекциями, включая ушные инфекции, диарею и проблемы с желудком.
  19. Дети на грудном вскармливании по мере роста реже болеют определенными заболеваниями. У детей, которых не кормят грудью, более высокие риски астмы, диабета, детского ожирения.
  20. Вы можете кормить ребенка грудью, даже если заболеете. На самом деле, это полезно вашему ребенку. Когда вы заболеваете, ваше тело начинает бороться с болезнью, продуцируя антитела, которые передаются вашему малышу. У вас только проявляются симптомы болезни, а ваш ребенок уже подвергся воздействию вируса или бактерии, что повышает его иммунитет. Продолжая кормить грудью вы не только обеспечиваете себе достаточный запас молока, но и защищаете ребенка от болезни в будущем.
Читайте также:  Таблица виды эмоциональных состояний

Источник

Установление контакта между матерью и ребенком при грудном, смешанном и искусственном вскармливании

Грудное вскармливание обеспечивает возможность гармоничного развития, которое определяется не только составом женского молока, но и контактом между матерью и ребенком (визуальным, тактильным, вербальным), являющимся важной составляющей процесса грудного вскармливания. Именно поэтому грудное вскармливание является продолжением связи между матерью и ребенком, установившейся во время беременности и прерванной в процессе родов. Сформированный в процессе вскармливания грудью контакт между матерью и ребенком оказывает влияние на развитие материнско-детских отношений в дальнейшие возрастные периоды.

Связь матери и ребенка начинает формироваться еще во внутриутробный период: на 3–5 месяце гестации появляется амниотрофное питание [1]. В третьем триместре беременности неродившиеся младенцы пьют от 15 до 40 мл амниотической жидкости в час [2]. Именно амниотрофное питание является механизмом адаптации к постнатальному лактотрофному питанию. Запах околоплодной жидкости сходен с запахом секрета желез ареолы материнской груди, что позволяет ребенку узнавать свою биологическую мать [2].

После рождения ребенка связь мать–плод, осуществляемая через пуповину, обрывается, что обозначается в настоящее время в психологии термином «кризис рождения». Этот кризис связан с тем, что после рождения и перевязывания пуповины ребенок получает свободу, но физиологически «теряет» мать [3]. Ребенок попадает в среду, отличающуюся от среды обитания во внутриутробный период. Меняется все: привычная водная среда — на воздушную, которая отличается температурой, влажностью, освещенностью, концентрацией свободного кислорода, микробной и антигенной нагрузкой, наличием прямого сенсорного воздействия. На ребенка действует сила тяжести. Непривычно интенсивными становятся тактильные, зрительные, слуховые ощущения. Ощущение тепла матери, ее запаха, голоса, биения сердца связывает новорожденного с прежней внутриутробной жизнью и делает рождение не травмирующим [3, 4]. Постнатальным эквивалентом плаценты является грудное вскармливание [5, 6].

Имеются данные, что от того, сколько времени проводит ребенок в контакте с матерью после родов и в первые дни жизни, а также от качества этого контакта зависит частота его плача в первые два года, привязанность к матери и некоторые психологические проблемы в старшем возрасте [7]. Следует подчеркнуть, что телесный контакт присущ только млекопитающим. В последние годы большое внимание психологи и педиатры уделяют контакту «кожа к коже» [4, 8, 9]. Нахождение ребенка рядом с матерью помогает ему регулировать температуру собственного тела, метаболические процессы, уровень ферментов и гормонов, частоту сердечных сокращений и дыхательных движений.

Полагают, что тесная связь c матерью начинает формироваться с первых минут, с первого взгляда. Это положение о важности бондинга (связывания) впервые высказано педиатрами Marshall Klaus и John Kennell [10]. Эти исследователи указывают, что плач ребенка увеличивает приток крови к груди матери. Разделение матерей и младенцев Д. Чемберлен [10] рассматривает как эмоциональное испытание.

Читайте также:  Как справиться с чувством собственничества после расставания

Согласно новым перинатальным технологиям по поддержке грудного вскармливания первый контакт матери и ребенка должен быть не менее 30 минут. При этом ребенка не следует сразу прикладывать к соску матери. Ребенка следует выложить на живот матери, после этого у него проявляется поисковый рефлекс: новорожденный находит сосок, начинает сосать и дает старт лактации [4, 11].

Считается, что именно первый час жизни ребенка имеет решающее значение для фенотипической реализации материнского чувства и полноценной, длительной лактации. Это связано с тем, что состояние наибольшей активности головного мозга новорожденного приходится на вторые полчаса жизни. Состояние матери после родов, характеризуемое как стрессовое по интенсивности эмоций, однако переживаемое как эйфория, высокий уровень возбуждения ребенка являются физиологической основой возникновения между матерью и новорожденным сильной эмоциональной связи. Чрезвычайно важным для ребенка является также восприятие биологической матери, которое дает старт чувству привязанности к матери, что оказывает несомненное влияние на гармоничное развитие ребенка [7]. Грудное вскармливание имеет большое значение для психического развития ребенка, поскольку оно является формой общения матери и ребенка. Это одна из отличительных черт грудного вскармливания.

Несмотря на все неоспоримые преимущества грудного вскармливания, к шести месяцам на грудном вскармливании находится, в среднем по России, чуть более половины детей. По нашим данным 4% детей с рождения начинают получать искусственные смеси [12]. Имеют также место случаи, когда младенцы при сохраненной лактации отказываются от груди матери; в этих случаях прибегают к вскармливанию сцеженным молоком из бутылочки. Однако грудное вскармливание является формой общения матери и ребенка [13], и это одно из принципиальных отличий вскармливания из бутылочки (даже если это сцеженное грудное молоко). При вскармливании младенца сцеженным грудным молоком из бутылочки ребенок получает все необходимые пищевые вещества и защитные факторы, но может лишиться возможности общения с матерью во время кормления, если сцеженным молоком кормит ребенка бабушка, папа, няня, а не мама.

Техника установления контакта с ребенком при вскармливании сцеженным женским молоком

Что же делать, если мать хочет кормить грудью, но грудное вскармливание либо не состоялось, либо состоялось, но не той продолжительности, как бы этого хотелось матери, либо имеет место бутылочное вскармливание сцеженным женским молоком? Нередко у этих матерей развивается «чувство вины» перед ребенком, т. к., по их мнению, будет потеряна связь с малышом. Врачи должны убедить мать, что она не виновата в сложившейся ситуации, а любовь, общение с ребенком способны сохранить контакт с ним. Следует изменить технику вскармливания ребенка. В исследованиях [14] было показано, что частота кормлений новорожденных, вскармливаемых по требованию, к концу первого месяца составляла в среднем 8,0 ± 2,7 раза в сутки. Средняя продолжительность кормления грудью в период новорожденности может составлять 30–40 минут и более, затем сокращается до 15–20 минут на втором-третьем месяце жизни ребенка, а время кормления ребенка из бутылочки нередко бывает менее 10 мин. Таким образом, при грудном вскармливании ребенок имеет возможность общаться с мамой только во время дневных кормлений около 7–8 часов в период новорожденности и около трех часов в первые месяцы жизни, а при искусственном вскармливании — немногим более часа.

Традиционно техника вскармливания из бутылочки состоит в том, что ребенок берется на руки и ему дают бутылку с соской или же кормят ребенка, не вынимая его из кроватки. Как показывают наблюдения, очень часто кормление ребенка из бутылочки мать поручает няне, бабушке, отцу. Так решается поставленная задача — накормить ребенка. Но вскармливание ребенка первого года жизни имеет не только нутритивное значение. Это было уже отмечено как общение матери и ребенка. Следует отметить, что среди аксессуаров для грудного вскармливания уже в 80?е годы ХХ века было предложено специальное приспособление (SNS (Supplementary Nutrition System) — дополнительная система кормления, разработанная швейцарской компанией Medela для докорма ребенка сцеженным женским молоком или заменителями женского молока [15, 16].

Это приспособление представляет собой градуированную емкость для смеси/сцеженного молока и мягкие капилляры. В комплект входят капилляры трех различных размеров.

Один из капилляров дается ребенку во время кормления грудью. Ребенок сосет из груди матери и получает докорм либо смесью, либо сцеженным женским молоком. Поильник оснащен шейным шнурком с регулируемой длиной, что позволяет контролировать поток молока, располагая бутылочку выше или ниже сосков. Дополнительная система может использоваться не только в случае недостатка молока, но и в период становления или восстановления лактации, при кормлении незрелых детей со слабым сосательным рефлексом или даже при кормлении приемных детей.

Читайте также:  Проявление эмоционального интеллекта у детей

К сожалению, этот способ докорма редко используется из-за отсутствия информации, как у кормящих матерей, так и у медицинских работников.

В последние годы общепризнанным является докорм детей сцеженным грудным молоком с помощью ложки. Мягкие ложечки SoftCup для докорма используются как альтернатива бутылочке с соской [16]. Мягкая нижняя ложкообразная часть обеспечивает лучшее дозирование, чем при использовании кружечки или поильника, — ложечка заполняется автоматически при сжатии резервуара. В начале кормления малышу не нужно втягивать воздух, так как между бутылочкой и наконечником расположен мембранный клапан, который также не допускает проливания молока.

Этот способ является профилактикой отказа ребенка от груди и наиболее подходящим для докорма сцеженным грудным молоком или смесью. Приспособление с успехом используется также при кормлении недоношенных детей, детей с различными расстройствами сосания, с челюстно-лицевыми (расщелины верхней губы и мягкого неба) патологиями.

Техника установления контакта с ребенком при искусственном вскармливании

Если мать кормит ребенка смесью, задача педиатра состоит в том, чтобы обучить мать технике искусственного вскармливания. Это позволит компенсировать возможный дефицит внимания матери. Какова же должна быть техника вскармливания из бутылочки? Вскармливание ребенка из бутылочки необходимо проводить матери. Для кормления мать берет ребенка на руки. При этом ей следует поглаживать ребенка. Руки ребенка должны быть свободными, чтобы он мог прикасаться к матери. Очень важен контакт «глаза в глаза». После кормления, если ребенок не заснул, его следует подержать на руках, разговаривать с ним. Время контакта матери и ребенка при таком подходе будет составлять не менее 20–30 минут. Такой способ вскармливания особенно показан матерям, которые очень хотели кормить ребенка, но по независящим от нее причинам вынуждены были перевести его на искусственное вскармливание. «Чувство вины» у матерей может быть снято посредством общения с ребенком и использованием кормления для общения с ним.

Таким образом, грудное вскармливание имеет не только нутритивное значение, не только способствует гармоничному развитию ребенка, но, что очень важно, является продолжением контакта между матерью и ребенком, истоком которого является внутри­утробный период. Контакт, сформированный в период грудного вскармливания, несомненно, оказывает влияние на формирование родительских отношений в последующие возрастные периоды и является предметом исследования психологов.

Литература

  1. Воронцов И. М. Питание беременных и кормящих женщин // Вопросы детской диетологии. 2004, т. 2, № 1, с. 11–13.
  2. Демин В. Ф., Ключников С. О., Мухина Ю. Г. Лекции по педиатрии. Т. 7. Диетология и нутрициология. М., 2007. 396 с.
  3. Смирнова Е. О. Психология ребенка. М., 1997. С. 110–168.
  4. Фатеева Е. М., Коваленко Н. П. Перинатальная психология как новое направление исследований в системе поддержки грудного вскармливания // Вопросы детской диетологии. 2005, т. 3, № 6, с. 52–57.
  5. Гаппаров М. М., Левачев М. М. Питание детей первого года жизни: взгляд нутрициолога // Вопросы питания. 2001, № 4, с. 23–27.
  6. Антропология. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. 272 с.
  7. Филиппова Г. Г. Психология материнства. М.: Институт психотерапии, 2002. 239 с.
  8. Воронцов И. М., Фатеева Е. М., Хазенсон Л. Б. Естественное вскармливание детей. СПб: ППМИ, 1993. 200 с.
  9. Moore E., Anderson G., Bergman N. Early skin-to-skin contact for mothers and their healthy newborn infants // Cochrane Database Syst. Rev. 2007. V. 18, № 3. CD003519.
  10. Чемберлен Д. Разум вашего ребенка. М.: Независимая фирма «Класс», 2005. 224 с.
  11. Фатеева Е. М. Первые капли молозива сразу после родов — залог здоровья ребенка и успешной лактации // Вопросы детской диетологии. 2007, т. 5, № 2, с. 47–50.
  12. Конь И. Я., Гмошинская М. В.. Боровик Т. Э., Булатова Е. М., Джумангазиев А. А. и др. Результаты мультицентрового исследования особенностей вскармливания детей в основных регионах Российской Федерации. Сообщение 1. Распространенность грудного вскармливания и факторы, влияющие на продолжительность лактации // Вопросы детской диетологии. 2006, т. 4, № 2, с. 5–8.
  13. Винникот Д. В. Маленькие дети и их матери (пер. с англ.). М.: Класс, 1998. 80 с.
  14. Diaz S. et al. Breast-feeding duration and growth of fully breast-fed infants in a poor urban Chilean population // American journal of clinical nutrition. 1995. Vol. 62. P. 371–376.
  15. Jelliffe D. B., Jelliffe E. F. P. Human milk in the modern World: psychological, nutritional and economic significance. Oxford. 1978. 560 р.
  16. www.medela-russia.ru.

М. В. Гмошинская, доктор медицинских наук

НИИ питания РАМН, Москва

Источник

Оцените статью