Старшая дочь или «синдром старшей сестры»
Экология жизни. Дети: Порой можно услышать, как родители говорят о своих детях: «Такие разные, как будто не в одной семье растут.». Действительно, почему же довольно часто дети, выросшие в одной семье, бывают такими разными, хотя, со слов родителей, росли они в одинаковых условиях? Конечно, формирование характера происходит под влиянием многих факторов. Но очень важное значение имеет порядок рождения ребенка (старший, младший, средний).
Порой можно услышать, как родители говорят о своих детях: «Такие разные, как будто не в одной семье растут.».
Действительно, почему же довольно часто дети, выросшие в одной семье, бывают такими разными, хотя, со слов родителей, росли они в одинаковых условиях?
Конечно, формирование характера происходит под влиянием многих факторов. Но очень важное значение имеет порядок рождения ребенка (старший, младший, средний).
Первый ребенок в семье чаще всего ощущает себя центром вселенной, но с появлением братика или сестренки он начинает понимать, что центр сместился, и он уже не является самым, самым, самым…. Но если бы только это!
С появлением второго ребенка, особенно, если первый ребенок девочка, а появился долгожданный мальчик, большинство родителей перекладывает ответственность за младшего на плечи старшего ребенка, совершая тем самым серьезную ошибку. Кстати, к мальчикам это относится в меньшей степени, поскольку их вовлекают в уход за младшим ребенком не так активно.
Старшая дочка сразу, как-будто, перестает быть ребенком. У нее с рождением брата или сестры сразу появляется множество обязанностей, причем ошибки, совершенные при уходе за младшим, вызывают множество нареканий.
С завидной регулярностью можно услышать: «Ну ты же старшая!» Старшей дочке постоянно внушают, что она обязана играть с младшим, помогать, уступать (он же маленький!), всем делиться. В результате у старшей дочки формируется так называемый «синдром старшей сестры».
Она привыкает в ущерб себе ставить интересы другого – младшего – выше своих. На «зло» (раскиданные игрушки, одежду) отвечать «добром» – делать вместо младшего, убирать за ним, уступать во всем. Ведь в этом случае ее могут похвалить и она будет чувствовать, что ее тоже любят.
Все отрицательные эмоции, которые испытывает при этом старшая сестра, – ревность, внутренняя агрессия, обида, внутреннее сопротивление, злость на несправедливость – все это подавляется и пресекается в корне вместо того, чтобы понять ее состояние и научить ребенка выражать их в приемлемой форме.
В результате девочка привыкает к самопожертвованию – привыкает, игнорируя собственные желания и потребности, жалеть, терпеть, прощать, угождать, причем сначала младшему брату или сестре, а потом всем, кто находится рядом, так как такое поведение становится чертой характера.
Женщина с «синдромом старшей сестры» никогда не возьмет со стола лучший кусок, что-то купит себе в последнюю очередь, да и то зачастую потом будет испытывать чувство вины.
Такое поведение, как показывает жизнь, мало у кого вызывает благодарность, любовь или сочувствие. Чаще всего окружающие будут использовать такого человека в своих корыстных целях.
Вот почему мне бы хотелось обратиться к мамам, у которых старший ребенок в семье девочка.
Пожалуйста, постарайтесь всегда помнить о том, что ваша старшая дочка, хоть и старшая, но тоже ребенок. Конечно, она должна вам помогать, но не нужно перекладывать на ее плечи большую часть родительских обязанностей, не лишайте ее детства, не делайте из нее бесплатную няню, не заставляйте взрослеть раньше времени, чтобы девочка не обрастала комплексами, и в будущем у нее не возникало проблем с личной жизнью.
Это Вам будет интересно:
Постарайтесь подружить ваших детей, вырастить их действительно родными людьми, постарайтесь одинаково любить своих детей, хотя понимаю, что невозможно заставить любить по заказу. Но по крайней мере, постарайтесь хотя бы внешне относиться к ним одинаково.
От этого выиграют все дети, ведь и младшему, привыкшему к исключительному положению в семье, в будущем придется несладко – он будет ждать подобного особого отношения от других людей и, не получая его, искренне возмущаться и переживать. опубликовано econet.ru
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
Источник
Психологические заметки И.М. Сергиенко
четверг, 28 марта 2013 г.
Комплекс старшей сестры (тема — сиблинги)
Наконец, подобрался материал для описания психологических особенностей формирования личности старшей сестры. В этом посте опишу «комплекс старшей сестры» по аналогии с названием, которое ранее дала для системы психологических особенностей личности старшего брата — «Комплекс старшего брата (для младшей сестры)» и личности младшей сестры, воспитывающейся в семье, где есть старший брат — «Комплекс младшей сестры (рядом со страшим братом)». Данные «комплексы» (в значении совокупности взаимосвязанных личностных качеств и системы взаимодействия с близкими и другими людьми, свойственных описываемой личности)раскрыты в предыдущих постах моего блога.
Система психологических характеристик роли старшей сестры (и для младшей сестры и для младшего брата) была исследована по ходу психодраматической работы с клиентами, обратившимися ко мне в частный психологический кабинет за психотерапевтической и психологической помощью. Встретилось несколько случаев, из которых я выбрала для анализа такие: старшая сестра (54 года) для младшего брата (47 лет),разница — 7 лет (обратилась дочь старшей сестры — Л. 28 лет);
старшая сестра (47 лет) для младшей сестры (было бы 44 года, но умерла в 36 лет), разница в 3 года (обратилась старшая
сестра и ее дочь А. 27 лет);
старшая сестра (29 лет) для трех младших детей — сестер и брата с разницей между всеми ними по 1 — 1.5 году (обратилась сама старшая сестра Д.);
старшая сестра (76 лет) для двух младших сестер с разницей между ними по 3-3,5 года (обратилась дочь старшей сестры И. — 52 лет).
Общие черты,которые присущи всем старшим сестрам из анализируемых случаев, где они уже стали взрослыми людьми:
* высокий уровень ответственности за других людей и за себя, склонность в отношениях с другими людьми взваливать на себя большую часть ответственности подобно детскому опыту, когда на старшую сестру возложили роль «матери» (в функции заботы о питании, одежде и др.), а часто и «отца» (в виде функция защиты) для младших детей в семье;
*амбивалентные эмоциональные состояния, связанные с уровнем развития детской психики, эмоциональными потребностями ребенка и чувством гордости, связанным с «причастностью» к миру взрослых в виде родительского поручения исполнять «Взрослую!» роль, то есть между чувством удовлетворения от такой «причастности» к миру Взрослых и потребностью в свободном и естественном развитии своей личности, что во взрослом состоянии может приводить к немотивированным перепадам настроения;
* высокий уровень тревожности, связанный с чрезмерно ранним заданием для ребенка (возраста 1.5 — 7 лет) отвечать за жизнь и целостность младших детей, что проявляется также в виде болезней в сфере сердечно-сосудистой системы — высокому давлению, проблемах в работе сердца и т.д.;
* многочисленные страхи или чрезмерная смелость; часто под внешней смелостью скрывается страх и неуверенность в себе;
*тенденция к гиперопеке по отношению к своим детям и внукам, близким людям и окружающим;
*склонность к перфекционизму (потребность быть «идеалом» во всем, быть «лучшей» в работе, в домашних делах и т.д.), идеализация себя, как следствие этого;
*потребность «быть примером» для других людей — подобно тому, как в детстве девочке говорили: «Ты — старшая, поэтому должна быть примером для младших детей);
*значительная неосознанная зависимость от социума, что выражается в наличии большого количества отстаиваемых социальных стереотипов, принимаемых личностью без критики (социальная конформность и социальная адаптивность);
*потребность заботиться о ком-то, кто «слабее», поэтому неосознанное блокирование личностного развития своих детей на этапе перехода их ко взрослости из-за страха потерять объект опеки, поскольку роль старшей сестры часто приобретает для подсознания данных личностей значение смысла жизни;
*конфликты с собственными детьми в период отделения их от родителей, трудность отпускания их во взрослую жизнь, манипулятивное удержание взрослых детей «при себе»;
*тенденция сохранять более «высокую» позицию в общении со своими взрослыми сестрами, братьями, взрослыми детьми, а также другими людьми,как позицию, изначально присущую роли «Старшей сестры»;
* склонность к авторитаризму или попустительству в воспитании собственных детей,а также резкому переходу из одного стиля общения в другой;
*трудности с умением реализовывать демократический стиль общения со своими детьми и другими людьми;
*эмоциональная дистанцированность от младших сестер и братьев, связанная с особой значимостью своей «Взрослой!» роли «Старшей сестры», которая приближает старшего ребенка к позиции «Взрослых родителей»;
* неудовлетворенная потребность в детских состояниях свободы, игры, творчества, спонтанности,снятии груза «взрослой ответственности за кого-то», личной субъектности без самоограничений в виде задачи «служения» другому ребенку и т.д.;
*потребность в жизни своих детей реализовать то, что было вытеснено и не реализовано в своем детстве, из-за выполнения роли «Старшей сестры»;
* потребность в компенсаторной благодарности со стороны родителей и младших детей в семье за «подвиг самоотвержения себя» из любви к родителям и младшим детям в семье;
* склонность к депрессивным состояниям на фоне общей неудовлетворенности жизнью в связи с неудовлетворенностью ряда детских эмоциональных потребностей;
* трудности в заботе о себе и сосредоточении внимания на собственных интересах, чувствах и потребностях,неспособность жить своей жизнью;
* тенденция вмешиваться в жизнь своих младших, но уже взрослых сестер и братьев, поучать их, воспитывать, неосознанно воспринимая их как маленьких и «глупых», как это было в детстве;
* трудность психологического отделения от своих младших сестер и братьев, когда они выросли и живут своей жизнью;
* тенденция к психосоматическим способам реагирования на потерю эмоциональных связей с близкими людьми;
* трудности, связанные с принятием своей сексуальности и её счастливой реализацией во взрослой жизни, поскольку психика старших сестер часто застревает в детском возрасте, не получив возможность «пройти полноценно» детство и «дорасти» до взрослости, когда сексуальность естественно станет частью жизни взрослого человека.
Психодрама в работе со «старшими сестрами» направлена на постепенную проработку каждой из этих проблем, начиная с тех, которые наиболее актуальны для личности в момент обращения за помощью.
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
- вопросы (3074)
- дела любовные (2337)
- хочу высказаться (1306)
- семья, брак (722)
- интересные статьи (715)
- друзья и дружба (567)
- Прием психолога (506)
- Дискуссии (436)
- родители и дети (435)
- работа и учёба (335)
- школьные отношения (327)
- депрессия (248)
- мнения и голосования (242)
- пожелания (235)
- ссылки (204)
- Методики и тесты (158)
- секс (64)
- знакомство (36)
—Метки
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
Синдром старшей сестры
Я — старшая сестра в семье. Как-то я себе дала диагноз в одном из поступков «синдром старшей сестры», а потом обнаружила, что такой синдром действительно есть. А вот нашла в жж такое литературное 🙂 описание этого синдрома. Лучше бы у меня не получилось. В точку, так сказать.
«Синдром Старшей Сестры
Синдром Старшей Сестры – патологические и зачастую несовместимые с нормальной жизнью психологические изменения, возникающие в сознании девочки, имеющей сестру (реже брата), младше на 2 — 3 года (реже больше). © Большая Медицинская Энциклопедия, раздел «Психиатрия и Психопатология».
Старшая Сестра рождается двенадцатилетней. Не знаю, как это физиологически получается, но именно так – ей сразу 12 лет. Она не успевает запомнить себя единственной дочкой, единственным ребенком – у нее всегда была Младшая Сестра.
Старшая Сестра всегда знает, что она должна. Список её обязанностей – на день, на неделю, на год – висит на дверце холодильника, лежит под стеклом на письменном столе, вытатуирован на плече, намертво вбит в голову.
У Младшей Сестры с годами, разумеется, тоже появляются обязанности, но она имеет право ими пренебрегать: Старшая все равно сделает все за нее.
Старшая Сестра не имеет своих вещей. Все, что у нее есть, принадлежит и Младшей. Поэтому Старшая не может позволить себе, допустим, проспать: иначе она обнаружит, что Младшая уже ушла в ее юбке, туфлях и с ее сумкой. Да что там в туфлях – можно и нижнее белье позаимствовать, если что. В этом смысле Младшая не брезглива.
Старшая Сестра празднует день рождения один раз в год, Младшая – два. По крайней мере, в день рождения Старшей Сестры Младшая без подарков не остается – зачем обижать малышку?
Старшая Сестра берет Младшую с собой, куда бы ни шла – в гости к подруге, в кино, на каток, на день рождения к однокласснику, на свидание, наконец. При этом она должна щедро делиться с Младшей этими самыми подругами, друзьями, знакомыми и голубоглазыми мальчиками. Старшая Сестра – девочка с хвостиком, с этим приходится считаться.
Старшая Сестра отвечает за Младшую головой. Она отводит ее за руку в школу, в кружок, на танцы, в поликлинику и приводит обратно – класса до седьмого, хотя сама научилась в одиночку возвращаться домой уже первоклашкой. Младшая может позволить себе переходить улицу, не глядя по сторонам (если из-за поворота выскочит машина, Старшая схватит за локоть и вернет на тротуар), или забывать коньки в школьной раздевалке (Старшая сходит и найдет, а если не найдет – отдаст свои).
Старшая Сестра видит себя в Младшей как в зеркале – ее слова, жесты, манеры старательно копируются. Прибавьте к этому общие вещи, одежду, косметику – сестры иногда напоминают близняшек, причем Младшей это нравится, а Старшую раздражает. Младшая, кстати, легко может скопировать даже интересы и увлечения. Не удивляйтесь, если она будет слушать исключительно джаз, или начнет играть в теннис, или поступит на романо-германскую филологию, не имея к этому никаких склонностей. Просто идти по проторенному пути легче.
Старшая Сестра не ропщет на жизнь. Любые попытки бунта пресекаются возмущенным родительским: «Ну ты же СТАРШАЯ!» Любые жалобы отметаются изумленным: «Ну вы же СЕСТРЁНКИ!»
Старшая Сестра тайком ненавидит Младшую. Когда родителей нет рядом, они дерутся. Причем Младшая дерется от души, а Старшая осторожно – ведь за каждую царапинку на теле Младшей спросят именно с нее. Поэтому Младшая может позволить себе впиться зубами в палец Старшей, а Старшая – самое большее – легонько долбануть Младшую по голове замороженной курицей.
Старшая Сестра рано или поздно вырывается из-под гнета собственной гиперответственности – и вот тут очень здорово, если как раз к этому моменту сестры начнут жить врозь. Тогда нормальные человеческие отношения восстановятся и Старшая будет опекать Младшую с удовольствием и очень искренне, и, честно, вы не найдете людей ближе и роднее, чем две сестры с разницей в пару лет. В противном случае последствия предсказуемы и печальны.
Старшую Сестру очень легко узнать. Пожалуйтесь ей, что вы голодны, — и она тут же отдаст вам свой бутерброд. Расскажите ей, что вам нахамили на работе, — и она пойдет разбираться. Чихните в ее присутствии – и она снимет с себя свитер и выпросит у кого-нибудь шарф для вас. Серьезно, сходите проверьте. Если она окажется не Старшей Сестрой – значит, либо врач, либо в вас тайно влюблена.»
Рубрики: | семья, брак |
Метки: синдром старшей сестры
Процитировано 11 раз
Понравилось: 1 пользователю
Источник