- Неврозы у подростков. Что это такое, почему возникают и что делать?
- Невроз ⎯ это заболевание, которое возникает на фоне психоэмоционального напряжения и проявляется в виде:
- Так чувствуют себя дети, страдающие неврозами:
- Предпосылки для возникновения психоэмоционального напряжения и формирования неврозов у подростков в современном обществе:
- Три часто встречающихся пути формирования неврозов у подростков на фоне психоэмоционального напряжения и симптомов ВСД:
- Как помочь подростку?
- Неадекватное поведение человека
- Варианты неадекватного поведения
- Немотивированные вспышки агрессии
- Галлюцинации
- Не соответствующее ситуации (неадекватное) поведение
- Признаки
- Моторная (двигательная) заторможенность
- Моторное возбуждение
- Вербальная (речевая) заторможенность
- Стереотипные движения (стереотипии)
- Транс
- Демонстративное поведение
- Суицидоопасное поведение
- Суицидальное (суицидное) поведение
- Агрессивное поведение
- Основания для оказания помощи
Неврозы у подростков. Что это такое, почему возникают и что делать?
Порой детям на уроках становится вовсе не до учебы, а на улице ⎯ вовсе не до прогулки. Они могут выглядеть диковатыми, напряженными, недовольными, крайне медлительными, неспособными связать и двух слов в простых ситуациях.
Дополнительный колорит картине под названием «Несостоятельность в расцвете» могут добавлять обкусанные ногти, расцарапанные руки и прочие следы снятия скопившегося напряжения. Порой даже у интеллигентного родителя через какое-то количество по-доброму проведенных разговоров сдают нервы и вырывается: «Что ты за человек такой? Сколько можно? Все люди как люди, а ты…».
Но хотим предостеречь вас от несправедливых порицаний. Дети попали в сложную ситуацию! 50 % людей в разные периоды жизни страдают неврозами и часто эти неврозы дебютируют в подростковом возрасте.
Невроз ⎯ это заболевание, которое возникает на фоне психоэмоционального напряжения и проявляется в виде:
- «Неадекватного» поведения в какой-то из представленных форм:
- выраженное избегание внимания со стороны окружающих и страх перед таким вниманием из-за боязни «сказать глупость» или выглядеть странно из-за проявления признаков волнения;
- избегание посещения мест, которые сложно быстро покинуть (классная комната, театр, транспорт, кресло стоматолога и т.п), и напряженность в таких ситуациях;
- навязчивые действия и ритуалы ⎯ обкусывание ногтей, вырывание волос, многочисленные перепроверки и совершение однообразных действий четное или нечетное количество раз или «пока не покажется, что всё хорошо» и т.п.;
- озабоченность своим здоровьем и чрезмерное оберегание себя.
- Телесных симптомов:
- вегетососудистая дистония ⎯ сердцебиение, ощущение нехватки воздуха, головокружение, потливость и т.п.;
- усталость, утомляемость, раздражительная слабость и т.п.
Существуют разные формы неврозов. Развитие той или иной формы невроза зависит от личностных особенностей подростка и значимости для него имеющихся психотравмирующих событий.
Так чувствуют себя дети, страдающие неврозами:
- Алина, 15 лет (социофобия): «Ходить в школу для меня пытка. На уроках я чувствую, что напряжена так, что дрожат руки и немеет шея. Я боюсь, что меня спросят и весь класс увидит, что я какая-то странная, психически больная. Я боюсь, что у меня начнет дрожать голова от напряжения, что я перестану контролировать себя. Еще я краснею, потею, мне всё время надо изворачиваться, чтобы никто не заметил моих красных, мокрых рук. Я ненавижу себя в таких состояниях! Приходя из школы, я всё время плачу».
- Марина, 14 лет (панические атаки): «Я боюсь ездить в метро, боюсь сидеть на уроках, боюсь ситуаций, из которых сложно сразу выйти. У меня начинает сильно биться сердце, немеют руки, я задыхаюсь. Я боюсь, что со мной что-то случится, что я упаду, потеряю сознание, еще и странно при этом буду выглядеть. Я боюсь потерять контроль над собой».
- Павел, 14 лет (обсессивно-компульсивное расстройство, ОКР): «Я ненавижу свою жизнь, я ненавижу делать уроки. Я боюсь, что я пропущу что-то важное, делая уроки или проживая свой день, и поэтому я должен в голове многократно повторять информацию, пока не почувствую, что всё уже точно понял. На это уходит много времени, я устаю от этого и раздражаюсь на себя. Открывая учебник, я должен быть уверен, что не помял страницу, иначе мне нужно её несколько раз погладить после этого. Иногда я не замечаю, как при этом всём вырываю у себя волосы. И это не всё…».
- Лариса, 13 лет (социофобия): «Мне стыдно, и я не знаю, что мне может помочь. Я боюсь ситуаций, из которых нельзя быстро выйти. В классе, в транспорте я начинаю хотеть в туалет, боюсь, что не выдержу, потеряю контроль и у меня всё произойдет при всех. Я всё время напряжена, я потею от напряжения, мне неудобно ходить с кругами под мышками. Подкладываю туда салфетки, чтобы их не было не заметно. Я сижу на уроках и отсчитываю минуты. Чем ближе к концу, тем легче. Перед школой я много раз хожу в туалет, чтобы надеяться, что в школе не захочу, но это не помогает. Родители, видя это, раздражаются на меня. Я чувствую себя ненормальной. Я никому не могу об этом рассказать».
Предпосылки для возникновения психоэмоционального напряжения и формирования неврозов у подростков в современном обществе:
- Подростковый возраст отличается мощными гормональными изменениями, которые в психологической сфере проявляются в виде повышенной тревожности, раздражительности или склонности к тоскливому настроению, а в физической сфере ⎯ симптомами вегетососудистой дистонии (ВСД).
- В подростковом возрасте формируется набор личных ценностей и целей, которые призваны стать опорой в будущей жизни. Но, к сожалению, в современном обществе становление личности вынуждено происходить в условиях противоречивости, двойственности и непоследовательности представленной ценностной идеологии. Шуточный пример тому: «Конечно же у тебя должно быть своё мнение, и сейчас я тебе его расскажу!» Это приводит к внутренним и внешним конфликтам и, соответственно, к эмоциональным расстройствам и часто к симптомам ВСД.
- Современное общество отличается высоким уровнем нетерпимости. Встречается большой процент людей с тревогой, раздражительностью, депрессивностью вследствие несбалансированности, неустроенности своей жизни или нелеченых эмоциональных болезней, что и приводит к состоянию нетерпимости. Подростки, соответственно, легко награждаются от взрослых уничижительными определениями, что способствует возникновению межличностных конфликтов и формированию у детей уязвимой самооценки. Кроме того, в такой атмосфере, глядя на недовольных и тревожных взрослых, подростки считывают подспудную информацию, что мир опасен. И снова результат ⎯ эмоциональные расстройства и симптомы ВСД.
- Дети всё чаще и больше проводят время за гаджетами, меньше гуляют и общаются. Это с одной стороны является предпосылкой ВСД (эмоции не реализуются в достаточной двигательной активности, возникает дисбаланс вегетативной нервной системы), а с другой ⎯ приводит к недостаточной практике общения, в результате чего обычная коммуникация со сверстниками в реальной жизни начинает вызывать тревогу.
Три часто встречающихся пути формирования неврозов у подростков на фоне психоэмоционального напряжения и симптомов ВСД:
- Психоэмоциональное напряжение может проявиться симптомами ВСД ⎯ напряженностью в мышцах, дрожью в теле, головокружением, комом в горле, сбивчивым дыханием, потливостью, частым стулом, позывами на мочеиспускание и другими симптомами. Если на этом фоне ребенок станет бояться за своё здоровье, то у него сформируются ПАНИЧЕСКИЕ АТАКИ или ИПОХОНДРИЧЕСКИЙ НЕВРОЗ. Если ребенок начнет беспокоится о том, как он при этом выглядит, то у него сформируется СОЦИОФОБИЯ.
- Жизнь в условиях хронических межличностных или внутриличностных конфликтов, для которых у подростков нет решения, может привести к тому, что психика найдет выход успокаиваться, совершая понятные для неё действия. Это называется смещенной активностью: в безвыходной ситуации человек может начинать совершать понятное для него действие, но не имеющее отношение к текущей ситуации. Так образуются навязчивости и разнообразные ритуалы, то есть ОБСЕССИВНО-КОМПУЛЬСИВНОЕ РАССТРОЙСТВО или ОКР.
- Истощение нервной системы на фоне психоэмоционального напряжения проявляется симптомами ВСД и раздражительной слабостью, усталостью, головными болями, нарушением сна. Появляется повышенная чувствительность к яркому свету и громким звукам. Так формируется НЕВРАСТЕНИЧЕСКИЙ НЕВРОЗ.
Как помочь подростку?
- Повлиять на предпосылки формирования невроза. Важно, чтобы соблюдалась гигиена жизни ребенка: чтобы после напряжения ребенок имел возможность восстанавливаться, чтобы достаточно спал и питался, чтобы было достаточно двигательной активности, чтобы время, проведенное за гаджетами, было ограничено. Важно, чтобы ребенок рос в миролюбивой обстановке хотя бы в семье. Важно быть последовательными в предложении и демонстрации добрых ценностных ориентиров, быть терпимыми. Никуда не деться, но родителям будет очень полезно сбалансировать свою жизнь и решить свои вопросы, чтобы быть довольными своей жизнью. Надеемся, что здоровье вашего ребенка может стать достойным мотивом, чтобы выделить для себя время и прочие ресурсы, чтобы решить вопросы собственного настроения.
- Обратиться к специалисту для решения возникшего у ребенка невроза. У нас вы сможете получить помощь в форме индивидуальных консультаций, а также специально для подростков у нас разработана групповая программа. Так отзываются о помощи, полученной в нашем центре.
Помимо неврозов в подростковом возрасте могут наблюдаться и другие расстройства невротического уровня: другие эмоциональные расстройства и нарушения адаптации и декомпенсации личностных особенностей в виде различного психопатического поведения.
Источник
Неадекватное поведение человека
В нашей повседневной жизни можно часто услышать словосочетание « неадекватное поведение». Это словосочетание мы, как правило, связываем с поведением, отличным от того, что мы считаем нормальным. Какой должна быть наша реакция на неадекватное поведение: бить тревогу или ждать, что все пройдет самостоятельно?
Главное, что нужно знать: неадекватное поведение может возникать у человека при появляющихся или уже имеющихся психических заболеваниях.
Варианты неадекватного поведения
Немотивированные вспышки агрессии
Наиболее часто встречается агрессивность — проявление агрессии в различных ее формах. Это может проявляться крайней раздражительностью, когда человек « срывает зло» на близких, или чрезмерной конфликтностью. В крайних случаях дело доходит до рукоприкладства и асоциального поведения.
Агрессия может привести к разрушению личности, отношений с близкими и друзьями. Приступам агрессии очень подвержены подростки. В отдельных случаях, они как бы провоцируют взрослых на скандалы. Это проявление нездоровой агрессии, свидетельствующей о психическом неблагополучии, возможно, депрессии. В данной ситуации важно правильное поведение взрослых, выражающееся в достаточном внимании к проблемам подростка, а также своевременном обращении за квалифицированной помощью. Это поможет предотвратить развитие патологических изменений психики и сохранить личность человека.
Также под неадекватным поведением понимаются различные бредовые идеи. При наличии бреда человек далеко не всегда высказывает его, но изменения в его поведении могут сигнализировать о психическом расстройстве. Это может проявляться в мягких формах, например, когда человеку кажется, что за его спиной другие люди его осуждают. В этом случае он может разорвать все контакты с людьми, попавшими под подозрение, без объяснения причин. Существуют и более серьёзные признаки, к примеру, если человек перестаёт водить машину, потому что ему кажется, что автомобиль повредили злоумышленники. Он может перестать пользоваться компьютером и телефоном, опасаясь прослушивания спецслужбами.
Также стоит насторожиться при внезапно и необъяснимо появившемся увлечении мистикой, экстрасенсорикой или религией. Это может быть признаком бреда или галлюцинаций, о которых больной предпочитает молчать. Патологическая увлеченность мистикой и религией отличается от мышления и поведения обычных верующих людей. Мысли заболевшего возвращаются к бредовым идеям постоянно, он начинает планировать какие-то действия, связанные с содержанием бреда. Это состояние психоза, которое необходимо срочно лечить в стационаре!
Не стоит недооценивать опасность бреда. Заболевший может быть опасен: он может защищаться от мнимых преследователей или персонифицировать в ком-то « бесов». Например, убийство священника отца Адельгейма было совершено человеком в состоянии психоза.
Галлюцинации
При слуховых галлюцинациях заболевший может говорить, шептать что-то при отсутствии собеседника, смеяться без причины, прислушиваться. Голоса при звуковых галлюцинациях в большинстве случаев незнакомые, но иногда они воспринимаются как голоса родственников или друзей. Появившиеся галлюцинации могут натолкнуть заболевшего на поиск объяснения явления через религиозные или мистические учения.
| Узнайте подробнее о методах диагностики психических расстройств в нашей клинике |
При подозрении на наличие у человека бреда или галлюцинаций необходимо как можно быстрее обратиться за медицинской помощью. Следует помнить, что в случае раннего обращения к психиатру заболевание намного лучше поддается лечению.
Проконсультироваться по симптомам заболевания в клинике « Психическое здоровье» можно дистанционно, по скайпу или позвонить по телефону +7 499 793-45-15.
Многие люди на ранних стадиях психического расстройства опасаются обращаться в психиатрическую клинику. Это происходит из-за негативного имиджа этой области медицины, которую окружают многочисленные мифы. Кроме того, до сих пор психические заболевания считаются чем-то постыдным, о чем не принято говорить.
На самом деле, по статистике каждый седьмой человек на планете страдает или страдал психическим расстройством, а психиатрия стала современным и быстро развивающимся разделом медицины.
Источник
Не соответствующее ситуации (неадекватное) поведение
Признаки
Расстройства поведения — пожалуй, самый обширный класс симптомов. Неправильное поведение может возникать у людей с самыми различными проблемами. Объединяет все эти проявление неспособность человека критически контролировать свое поведение. Также смотри тут.
Моторная (двигательная) заторможенность
замедленность движений, заметная для окружающих. Как правило, наблюдается при расстройствах депрессивного спектра или тяжелых соматических заболеваниях.
Моторное возбуждение
симптом, сопровождающий патологию от помраченного сознания до панических расстройств или депрессивного (меланхолического) раптуса. Больные возбуждены, активно двигают руками и ногами, куда-то бегут, с кем-то борются и представляют непосредственную опасность как для себя, так и для окружающих.
Вербальная (речевая) заторможенность
чаще всего признак наличия депрессивного расстройства. Может возникнуть также после эпилептического приступа.
Вербальное возбуждение: многоречивость, поток слов, иногда бессвязных, сопровождающихся моторным возбуждением или нет. Речевой поток может носить характер эмоционально окрашенного или монотонного. Возникает при самых различных психических расстройствах.
Стереотипные движения (стереотипии)
серия однотипных движений головой или конечностями, производимых человеком через различные (обычно небольшие) промежутки времени. Для окружающих такое поведение выглядит неестественным. В основе может содержать как «голоса» или эпилептическую симптоматику, так и «сознательное» воспроизведение неких ритуалов для облегчения тревоги или напряжения.
Транс
состояние, когда сознание сужено, таким образом человек не может в полной мере отдавать себе отчет в своих действиях. Может быть следствием астении, усталости, а также серьезных психических нарушений. В трансе человек выглядит как бы «застывшим», отрешенным. Если транс сопровождается активным передвижением, такое состояние носит название амбулаторного транса и является одним из видов помрачения сознания при органических и эпилептических психозах.
Демонстративное поведение
имеет целью привлечь к себе внимание. Ведущие себя демонстративно лица могут вычурно, броско одеваться, громко разговаривать, жестикулировать, употреблять нецензурные выражения там, где это не принято, быть чрезмерно возбужденными, плаксивыми, терять сознание или получать травмы (впрочем, чаще всего неопасные) в местах большого скопления людей; или напротив, выделяться среди окружающих необычайной угрюмостью, «обреченностью», рассказами о том, как у них «все плохо», как им «никто не помогает», и так далее. Чаще всего входит в истерический симптомокомплекс.
Суицидоопасное поведение
поведение, не имеющее целью самоубийство, но могущее им закончиться. Если сочетается с демонстративным поведением — частый признак истерического расстройства личности. Если сопровождается сумеречным расстройством сознания — может быть признаком эпилепсии, сомнамбулизма или органического психоза. Если сопровождается обманами восприятия — может являться признаком императивных обманов восприятия («голосов»).
Суицидальное (суицидное) поведение
комплекс действий, производимых с целью самоубийства. Часто суицидальное поведение является следствием далеко зашедшей депрессии, а также биполярного аффективного расстройства или шизофрении.
Агрессивное поведение
может быть признаком самой разной психической патологии — начиная от нарушений личности или последствий тяжелой психической травмы до тяжелых психических расстройств. Если Вы столкнулись с агрессией, постарайтесь как можно скорее вызвать сотрудников полиции.
Основания для оказания помощи
Статья 29 «Закона о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» приводит непосредственную опасность для себя или окружающих в качестве первого критерия для оказания психиатрической помощи в недобровольном порядке. Однако следует обратить внимание на то, что для этого психическое расстройство должно являться тяжелым.
Если Вы имеете дело с человеком, у которого наблюдаются нарушения поведения, лучше всего получить консультацию психиатра для обеспечения вашей (и его) безопасности.
Все материалы на сайте представлены в ознакомительном порядке, одобрены дипломированным врачом Васильевым Михаилом диплом серия 064834, согласно лицензии № ЛО-77-005297 от 17 сентября 2012 г., сертифицированным специалистом в сфере психиатрия номер сертификата 0177241425770.
Источник