Чувствую себя богом танца
Танец — древняя форма магии. Танцор вовлекается в бытие и обретает сверхнормальные силы. Его личность в танце изменена. Как и йога, танец вызывает транс, экстаз, провидческий опыт, раскрытие внутренней сущности человека и в конце концов слияние с Божеством. По этой причине танец в Индии развивался параллельно суровой аскезе и дыхательным практикам, полным погружения в себя. Танец — это акт творения. Он создает вокруг новое пространство и вызывает в танцоре новую более высокую индивидуальность. Танец может стать космогоничным, если он пробуждает в человеке дремлющие в нем эволюционные энергии.
Шива в космическом танце (Индия)
В индийском искусстве, в живописи, в скульптуре и архитектуре ничто не существует бесцельно, случайно. Даже самый маленький листочек имеет свое духовное содержание. То же самое можно сказать и о скульптурных формах индуистских богов и богинь. Каждое божество занято чем-то, что исполнено глубоким космическим символизмом. Особенно выделяется в этой связи портретизация танцующего Бога Шивы как Натараджи, или Владыки танца. Шива — один из верховных богов ведического индуизма, входящий вместе с Брахмой и Вишну в божественную троицу (тримурти), где он выступает как бог, уничтожающий в конце каждого периода миры и создающий их заново. Натараджа — это одна из форм представления Бога Шивы. Согласно священным текстам Шива является мастером танца и музыки, а также превосходным танцором и музыкантом (винахаром). В «Натья Шастре» Бхараты упоминается 108 танцевальных поз и танец «тандава лакшан». Все они фигурируют на портале храма Чидамбарама, посвященного танцующему Шиве, в южной Индии.
Шива именуется Космическим Танцором, так как его миссия реализуется в процессе танца: исполняя его, Бог уничтожает во Вселенной все старое и одновременно открывает новый цикл жизни. Шива Натараджа изображается стоящим на одной, чуть согнутой в колене правой ноге. Его левая нога грациозно выставлена вперед в танцевальной позе. У Шивы четыре руки, жест каждой из них имеет смысл. Шива держит в правой верхней руке барабанчик Дамару в форме песочных часов — символ космического ритма и звука. Считается, что все ритмы Космоса можно извлечь из этого барабанчика. В другой руке (левой верхней) держит язычок пламени. В равновесии рук проявлен противовес творения и разрушения в игре космического танца. Созидающий звук против разрушающего пламени! Две нижние руки замерли в мудрах (особом расположении пальцев и кистей рук). Нижняя правая рука с поднятой открытой кистью замерла в мудре, означающей защиту и благословения бесстрашия для преодоления страха смерти, а мудра левой нижней руки (опущенная кисть с выпрямленными пальцами) — указывает на поднятую левую ногу и означает вожможность для человека спасения от его иллюзорного восприятия реальности (майа). Голову Шивы украшает корона с черепом — знак победы над смертью. Фигура Бога часто заключена в бронзовый ореол с язычками пламени, олицетворяющего Вселенную, в которой танцует Великий Бог — разрушитель и созидатель одновременно, создающий в Космосе своим танцем динамическое эволюционное равновесие. Символизм, заложенный в этом космическом танце Шивы, разъясняется в индийской школе философии шайва сиддханта. Образ Натараджи является мощным ритмическим средством, постоянно занятым 5-ю вечными видами деятельности: созидания, сохранения, уничтожения, абстракции и благословения. Вездесущий и Всемогущий Шива в своем танце одновременно осуществляет эти аспекты деятельности. Его поза воплощает в себе взаимодействие трех вечных первородных сущностей — Бога, души и неволи — открывающее путь к освобождению всем жаждущим душам.
Согласно древним текстам майя (иллюзия) толкает нас на ошибочное принятие преходящих удовольствий мира за постоянные, в то время как только духовное причастие может помочь человеку избавиться от иллюзий. Самолюбие считается одним из самых пагубных зол. Только Он (Всевышний) держит под контролем все души. Это символизируется актом растаптывания демона.
Образы Натараджи можно встретить по всей Индии. Они могут быть выполнены из камня и из бронзы. На севере Индии его изображения украшают стены храмов. Эта традиция продолжается здесь со времен правления династии Гуптов. На юге страны самые ранние образы Космического танцора относятся к YI веку, начиная со времен династии Чалукиев. Иконы Натараджи являются воплощением радости жизни, экстаза ритмичного движения, идеального баланса, симметрии, грации и гармонии. Великий французский скульптур Огюст Роден когда-то сказал, что Шива Натараджа — это самая гениальная скульптура, созданная человеком.
Танец тысячерукой богини Гуаньинь (Китай)
Имя Гуаньинь, или Гуань Ши Инь, значит – «Внимающая звукам мира». Как говорят буддисты, Гуаньинь слышит все людские мольбы и помогает всем, кто к ней обращается. Одним из воплощений Гуаньинь на земле считают китайскую принцессу Мяо Шань. Она отказалась выходить замуж и удалилась в монастырь. Ее отец разгневался на дочь за такое непослушание и приказал сжечь храм, но она смогла потушить его волшебным способом. Когда ее отец заболел, то она смогла приготовить лекарство, пожертвовав свои глаза. Тронутый этим поступком, отец отказался от престола и со всей семьей переселился в горы, чтобы вести жизнь подвижника. Гуаньинь – это одно из воплощений Бодхисаттвы Авалокитешвары, который родился из света, исходящего из глаз Будды Амитабхи. По преданиям, Авалокитешвара достиг нирваны и мог бы выйти из колеса сансары, чтобы наслаждаться вечным блаженством, но остановился на пороге рая. Он дал обет помочь всем живым существам достичь просветления. А когда понял, какую задачу он избрал, то голова его раскололась на одиннадцать частей. Будда Амитабха помог ему и теперь на многих изображениях Авалокитешвара нарисован с одиннадцатью головами. Самый популярный образ Гуаньинь – в виде прекрасной женщины в белой одежде с покрывалом на голове. В одной руке она держит ветку ивы, а в другой – кувшинчик с волшебным эликсиром. В классическом китайском романе «Путешествие на Запад» рассказывается, откуда у Гуаньинь эти атрибуты. Сунь Укун, Царь обезьян, во время своего путешествия с Танским монахом, в очередной раз нахулиганил. В монастыре, где они остановились, Сунь Укун рассердился на хозяев и выкорчевал волшебное дерево, которое давало плоды жизни – к аждый, кто съест их мог жить невероятно долго. Когда пришло время исправлять свои ошибки, выяснилось, что никто не может оживить дерево. Тогда Гуаньинь, которая помогала Танскому монаху и его спутникам, принесла из Небесного Дворца волшебный эликсир жизни. Чтобы проверить его, она взяла ветку ивы и опустила ее в огонь. Потом она полила обугленную ветку эликсиром, и та вновь зазеленела. Тогда волшебным эликсиром полили засохшее волшебное дерево и оно вновь ожило и дало плоды. Еще один популярный образ – это Тысячерукая Гуаньинь. На каждой руке изображен глаз, что символизирует готовность прийти на помощь каждому, кто об этом попросит и кого Гуаньинь увидит. Изображения Гуаньинь есть не только в буддистских, но и в даосских монастырях, где она почитается как заступница всех слабых. Исполняет группа из двадцати глухонемых девушек под руководством глухонемой солистки Тай Лихуа, ученицы знаменитой танцовщицы Ян Липин. Грациозный танец множества рук, кажущихся неправдоподобно длинными из-за накладных ногтей, олицетворяет буддийскую тысячерукую богиню милосердия Гуаньинь. Исполненный на церемонии закрытия афинской Олимпиады танец «Тысячерукая Гуаньинь» потряс зрителей во всем мире.
Танец богини Солнца Амэ-но Удзумэ (Япония)
В японской мифологии богиня, играющая главную роль в извлечении Аматэрасу из грота. Известен миф о ее одержимом танце на перевернутом чане у входа в убежище богини солнца. После того как богиня солнца Аматэрасу укрылась в гроте, оставив мир во мраке, боги пошли на хитрость. Они нашли петуха, пение которого возвещает рассвет, и изготовили зеркало, украшенное драгоценными камнями. По их просьбе богиня Амэ-но Удзумэ плясала на перевернутом чане, и это напоминало звук боевого барабана. Петух кричал, и танец богини становился все возбужденнее. В экстазе она сбросила свои одежды, и боги начали смеяться. Удивленная Аматэрасу выглянула из грота и, увидев свое отражение в зеркале, не в силах была удержаться от желания созерцать свою красоту, и мир снова озарился солнцем. Что и требовалось богам, которые хотели вернуть на землю солнечный свет и тепло.
Божественный танец павлина
Сияющая слава, бессмертие, величие, неподкупность, гордость символизирует образ этой птицы. Сверкающее великолепие хвоста самца павлина – причина сравнения его с бессмертными богами, а следовательно, с бессмертием. В религиях павлин связан с астральной символикой и может выступать как олицетворение космоса, звездного неба, круга солнца или луны (благодаря форме и расцветке хвоста). Солнечная птица Индии, птица многих богов. Рисунок его хвоста, напоминающий многочисленные глаза, воспринимается в индийской мифологии как картина звездного неба. В чередовании времени дня павлин соответствует сумеркам. В исламском декоративном искусстве раскрытый во всей красе хвост павлина означал либо универсум, либо полную Луну или Солнце в зените. Вероятно, из древней Персии происходит парное симметричное изображение павлинов по обеим сторонам Мирового Древа, олицетворяющее двойственность (в контексте общей символики близнецов) и превосходящее ее единство (солнце в зените рядом с полной луной), кроме того, это подчеркивает символику изобилия и плодородия. В древних культурах Индии и позже в Иране этот великолепный хвост стал символом всевидящего солнца и вечных космических циклов. Существует немало легенд о павлинах. Павлины убивают змей, принося немалую пользу человеческим поселениям. Так как змеи в иранской символике считались врагами солнца, полагали, что павлин убивает змей, чтобы использовать их яд для создания радужных бронзово-зеленых и сине-золотых «глаз» на перьях своего хвоста. Красотой оперения павлин обязан своей способности трансформировать яд пораженной им змеи. Со змеей в клюве павлин обозначает победу света над тьмой. К этой легенде добавлялась идея, что мясо павлина не поддается разложению. Когда известность этой птицы достигла Средиземноморья, она стала эмблемой не только воскрешения (как в раннехристианской иконографии), но также и звездного небесного свода и, как следствие, всеединства и взаимосвязанности. В античном мире павлин считался священной птицей древнегреческой богини Геры (в римской мифологии Юноны), супруги Зевса, которая, согласно легенде, подарила ему тысячу глаз погибшего Аргуса Паноптея, Всевидящего, считавшегося олицетворением звездного «тысячеглазого» неба. Т.к. пятна на хвосте павлина соотносились с глазами, отсюда павлину приписывалось самосозерцание, любование; с другой стороны, мотив «многоглазия» (как и любая форма множественности в целом) приобретал негативный смысл и связывался с «дурным глазом» и несчастьем. Павлину приписываются такие качества, как царственность и красота, а также нетленность, бесстрашие, выносливость. Павлин связывается с плодородием и бессмертием. Павлины широко известны как эмблема величия, королевских полномочий, духовного превосходства, идеального создания. В Древнем Риме павлин считался эмблемой императрицы и ее дочерей, тогда как орел был птицей императора. В Персии шахский двор назывался «трон Павлина»; павлин также ассоциировался с троном индуистского бога Индры Амитабхи (который, согласно китайской традиции, является главным в буддийском раю) и с крыльями херувимов, которые поддерживают трон Иеговы. В Индии и Византии павлин считался царской птицей и содержался в дворцовых зверинцах. Вообще, в Индии павлин считается священным животным, символом всеобщей гармонии и посвящен богу Кришне. Именно поэтому он присутствует на многих изображениях этого индуистского божества, не только за красоту, но и за немалые заслуги. Павлин сопровождает некоторых индуистских богов, например, Сарасвати (богиню мудрости, музыки и поэзии), Каму (богиню сексуальных желаний) и бога войны Сканда (который также мог превращать яд в эликсир бессмертия). Как буддийская эмблема Авалокитешвары (Гуань-инь в Китае) (Авалокитешвара – один из главных бодхисатв в буддийской мифологии, олицетворение сострадания) павлин символизирует сострадательную предусмотрительность. В индуистской мифологии он связывался с солярной символикой. В ирано-суфийском мифе бог сотворил мировой дух в образе Павлина и дал ему посмотреть на его собственное отражение в чудесном зеркале, отчего Павлин, потрясённый величием увиденного, пролил капельки пота, из которых произошли все остальные существа. Сходное значение эта эмблема имеет в христианской церкви. Павлины иногда появляются в христианском искусстве в сценах Рождества или пьющими из кубка – в обоих случаях как символ бессмертия, вечной жизни и нетленной души. С другой стороны, христианская доктрина смиренной жизни привела к тому, что грехи гордости, роскоши и тщеславия стали отождествлять с образом павлина (эта традиция берет начало в текстах II в. н. э. «Психологус»). Поэтому в западном искусстве павлин чаще всего является персонификацией Гордости. В других же культурах эта птица имеет позитивный символизм, особенно в Китае, где она служит эмблемой династии Минь. В Юго-Восточной Азии «танец павлина» отражает оригинальную идею о солнечном символизме этой птицы, ее образная «смерть» должна вызывать дождь.
Источник
Танец как духовная практика. Интуитивные танцы и танцевальная медитация — путь к естественности
Здравствуйте, дорогие читатели этой статьи. Сегодня я отвечаю на вопросы о том, что же такое интуитивное танцевание, и чем оно могло бы быть полезно именно вам.
Есть древняя аюрведическая поговорка, звучащая особенно уместно в наши дни. Она гласит: «Если хочешь знать, что занимало твой ум в прошлом, посмотри на своё тело в настоящем. А если хочешь знать, как твоё тело будет выглядеть в будущем, обрати внимание на то, о чём думаешь сейчас».
Как говорится, если не будешь управлять своим телом — со временем оно начнёт управлять тобой. Это факт. С телом нужно дружить. То же самое можно сказать и о психике, мозге. Тренируя мозг, друзья, не забывайте о теле. Занимаясь духовными практиками, не забывайте о своём теле. Оно должно быть готово воспринимать и удерживать те высокие вибрации, которые вы нарабатываете. Да прибудет с вами гармония!
Современный человек накапливает стресс, что ведёт к энергетическому застою. Танец был первым из искусств — лечебным искусством, которое шаманы всех континентов, от Австралии до Мексики, от Индии до Африки, использовали как средство расширения границ сознания.
Интуитивное танцевание и танцевальная медитация — это отличный способ научиться танцевать Телом, Сердцем и Душой. Найти контакт со своим телом, подружиться с ним. Полюбить Себя. Научиться быть Собой. Познавать Себя, танцуя. Научиться танцевать красиво и легко в считанные часы. Перечислять все бонусы можно долго. Они могут проявляться как неожиданные приятные сюрпризы. Главное здесь — то состояние гармонии, свободы и внутренней целостности, которое возникает в процессе танца. Вы сможете открыть много нового в себе через своё тело.
Главные задачи интуитивного танцевания:
- Проработать каждую клеточку тела (а Вы это непременно прочувствуете).
- Направить энергию в те места, где когда-то были застои (ведь если где-то в теле есть дискомфорт — значит, туда не проходит энергия).
- Убрать телесные блоки и зажимы.
- Гармонизировать (восстановить, выровнять) своё энергетическое поле.
- Прислушаться к телу и позволить ему танцевать то, что оно истинно хочет.
- Больше прочувствовать своё тело и подружиться с ним.
- И всё это через движение, танец, медитации, безусловную любовь.
Смысл танца заключается не только в исполнении человеком конкретных телесных движений и техник. На самом деле, глубокий смысл танца состоит в способности выразить настроение танца всем вашим существом. Чудесно, когда человек способен выразить мелодию движением, и если он изучает определённые танцевальные техники, эта способность, несомненно, оттачивается. Но мы говорим не о профессиональном танце. Человек может и не быть профессиональным танцором, но танцевать так завораживающе красиво, что глаз не отвести. Это и есть та самая естественность, о которой я расскажу чуть позже. И здесь, в интуитивном танцевании, задача тренера состоит не в том, чтобы научить вас правильным движениям, а в том, чтобы научить вас танцевать. Уметь танцевать, в привычном понимании этой фразы, не обязательно. Ваша задача — расслабиться и довериться своему телу и подсознанию. Оно знает больше, чем вы думаете, ведь движение — это первый язык, который мы осваиваем после рождения. И биение сердца — это тоже музыка. Сначала люди учатся двигаться и танцевать, а потом говорить. Мы всё знаем от рождения. А потом забываем. В каждой религии существуют свои танцы: народные, ритуальные, и танец здесь — это разговор человека с Природой, с Богом, со Вселенной, с Собой, назовите, как хотите.
Интуитивный танец связан с силами природы, животными, растениями, душой человека и естественностью, которая должна проявляться во всём. Это способ единения сердца человека с природой, со всеми её стихиями: надёжностью земли, текучестью и глубиной воды, страстью и творчеством огня, свободой и лёгкостью ветра, спокойствием и тишиной эфира. Танец — это жизнь в данный момент, здесь и сейчас. Это связь между небом и землёй; праздник жизни в каждой клетке. Танец — это лучшая форма медитации в движении, которую современный человек может позволить себе, чтобы обнаружить Творца внутри себя и активизировать свои дремлющие способности.
Теперь о естественности. В наше мегаскоростное время люди, к сожалению, каждый день потихоньку и незаметно утрачивают естественность в проявлении и выражении себя. В этой постоянной гонке на естественность просто не остаётся времени, а потом возникает неприятное, мягко говоря, чувство неудовлетворённости, как будто чего-то не хватает. Ответ прост — не хватает себя. Иногда мы, такие собранные, умные, красивые, умудряемся терять себя. Как-то незаметно это происходит. И если появляется эта дискомфортная неудовлетворённость — стоит обратить внимание, а где же Я истинный, не потерялся ли. И возвращать себя родимого себе. Даже танцы в наше время утрачивают связь с естеством.
Что же такое интуитивное танцевание? Давайте разберём.
Это телесная практика, через которую Вы можете познать себя истинного. Это сама естественность. Это импровизация, экспромт, спонтанность, в которой тело само выбирает тот бесподобный танец, через который выражается Ваше настроение, состояние души. Движения льются сами по себе. В интуитивном танцевании нет чёткой схемы движений, в нём есть чувства, настроение, вдохновение, в нём есть Вы истинный. В нём Вы сами — Творец.
Это больше, чем просто танец. Это не есть танец с определённым набором техник и движений. Здесь много импровизации и спонтанности. Через этот танец Вы можете найти точку опоры внутри Себя. Точку тишины. Вы почувствуете своё тело по-новому, как никогда его не чувствовали до этого. Оно само знает, как ему двигаться красиво, а Ваша задача — позволить ему это. Тело само подскажет, где у него блоки, если они есть, а энергия танца эти блоки растворит. Вы ощутите, насколько свободными и приятными могут быть движения. И насколько сильно и мощно можно наполниться энергией, бодростью и вдохновением во время танца.
Я неслучайно использую слово Танцевание. Это процесс. Здесь и сейчас. Нет прошлого, нет будущего, есть только этот момент. В английском языке есть идеально подходящее к описанию процесса время Continious — Продолженное. Мне как-то понравилось у Ошо: Жизнь или житие? Связь или процесс отношений? Песня или пение? Есть разница. Танец — это нечто завершённое, нечто законченное, точка. Танцевание — это процесс. Поймите эту разницу, почувствуйте этот вкус.
Через интуитивное танцевание вы можете достичь разных целей. В любом случае, вы ощутите вкус естественности через тело, наполнение энергией, снятие блоков и зажатостей, доверие телу, обретение спокойствия, глубокое чувствование себя и своего тела, открытие нового себя.
На выходе после тренинга будет ощущение внутренней опоры и в то же время лёгкости, новая походка, уверенность в себе, отличное настроение, обновление состояния ума и тела, перезагрузка, новое видение танца, решение волнующего вопроса, ведь прорабатываются зажимы и блоки, притом без «поднятия грязного белья», а в красивом процессе танцевания. Из моего личного опыта — у одной из участниц моего тренинга улучшилось зрение. Она сначала не могла понять, что не так, а потом говорит: «Я поняла! Я лучше видеть стала!»
Никогда точно не знаешь, в каких областях жизни после этого тренинга начнутся открытия, новшества, трансформации, волшебство, если хотите. Это тренинг-перезагрузка.
Вы научитесь открывать и использовать неизвестный вам ранее потенциал энергии, позволяющий чувствовать и выражать себя на все сто и привносить эту красоту и лёгкость в повседневную жизнь, превращая её в красивый процесс.
Резюме: интуитивное танцевание — это приятно, полезно и красиво.
Сначала Будьте Собой — и Вы сможете Быть с другими!
Натанцуйте себе естественность! Красоты вам, здоровья, лёгкости, любви и радости!
Источник