- Как избавиться от ощущения беспомощности
- Как преодолеть приобретенную беспомощность
- «Не могу ничего изменить» – что такое выученная беспомощность
- Собаки научились тому, что удара избежать невозможно
- Когда человек чувствует, что ничего сделать нельзя
- Как перерасти «слезы тщетности»
- Когда условия изменились, а я – нет
- В состоянии выученной беспомощности мы находимся в позиции бессильного ребенка, а варианты видны из позиции взрослого, который знает, как устроена эта реальность, кто и что в ней может.
- «Мы сделаем все для вашего счастья»
- У нас есть маленькая пенсия и идея, что государство обо всем позаботится
- Главный вопрос, который здесь стоит задать – чувствует ли человек, что от него что-то зависит? Не преуменьшает ли он значимость своих действий? Где есть маленькие возможности, которыми можно воспользоваться, маленькие ситуации, на которые он может повлиять?
- Не беспомощность, а взрослое решение
- От малых выборов – к проактивности
Как избавиться от ощущения беспомощности
В статье рассказывается о причинах возникновения беспомощности. Это явление довольно опасно. Оно приводит к параличу воли и депрессии. Беспомощность возникает, когда человек не может управлять ситуацией, которая сложилась не в его пользу. Предлагаю способы справиться с этим состоянием, повысить самооценку, научиться контролировать сложные ситуации.
У великого физиолога Павлова много последователей в различных областях науки. Одним из них стал Мартин Селигман. Методы Павлова позволили ему получить подтверждение одной из теорий. В эксперименте американский психолог прибег не к поощрению, а к наказанию животных. После звонка собаки получали довольно болезненный удар током. Никто не станет терпеть боль добровольно. Поэтому собак удерживали на месте, используя специальную упряжь. Исследователь создавал у собак рефлекс страха, связанный со звуком.
В следующем этапе эксперимента собак перевели в другой вольер. Стенки в нем были довольно невысокими и серьезной преграды для животных не представляли. После звонка и болевого стимула собаки начали скулить, но не сдвинулись с места. В вольер поместили собаку, которая ничего не знала ни об ударах тока, ни о звонках. Как только к ней применили болевой стимул, она тут же перепрыгнула через барьер вольера.
Оказывается, беспомощности можно обучиться. К этому выводу пришел Селигман. Открытие принесло ему награду Американской психологической ассоциации. Знаменательное событие произошло в 1972 году. Чувство беспомощности рождается в случае, когда мы не можем управлять ситуацией, складывающейся не в нашу пользу.
Человек старается выполнить задуманное, но его усилия приводят к краху надежд. Ему приходится сталкиваться с обстоятельствами, против которых он бессилен. Человек попадает в зыбкие ситуации с невнятными правилами, которые регулярно меняются. Любая попытка вмешательства приводит к порицанию. Вышеперечисленные условия приводят к тому, что человек теряет волю. Он отказывается действовать, впадает в апатию. Заключительным аккордом звучит депрессия.
Метафорами поводка и удара током для человека могут служить неудачные поиски работы, неуравновешенность партнера, несправедливо назначенные штрафы на работе.
Окружающие не видят в этом проблем. Они убеждены, что довольно просто всё исправить. Достаточно грамотно написать резюме, и шансы найти работу на порядок увеличатся. С партнером, который обижает вас, надо расстаться. У несправедливого руководителя обязательно есть начальник, которому можно пожаловаться. Подобно собаке из опытов Селигмана человек, которого удерживает ошейник беспомощности, не в состоянии перешагнуть через барьер. Он покорно переносит боль и скулит.
Иногда можно обойтись без крайностей. В одном из корейских университетов двум группам студентов на занятии английским языком профессор предложил несколько наборов букв, из которых нужно было сложить название стран. В последнем задании речь шла о Швеции. Из первой контрольной группы в десять человек с последним заданием справилось только двое. Вторая группа полностью справилась с тестами. Фишка заключалась в том, что студентам первой группы выдавали неправильный набор букв. Они просто не могли справиться с заданием. И лишь последнее задание содержало верный набор букв, но заряженные неудачей студенты в большинстве не справились с ним. Они сдались.
Вырисовывается пугающая картина. Можно и не заметить, как выученная беспомощность овладевает разумом. Как переломить ситуацию и расстаться со знанием, отравляющим жизнь?
Первое средство для спасения — это деятельность, действие. Что именно делать? Неважно. В этом случае главным является само действие. Бруно Беттельгейм выжил в концлагере. Он был психологом и смог разработать методу противостояния политике непрерывного хаоса. Она была простой и действенной. Руководство лагеря генерировало абсурдные запреты для заключенных. Люди были дезориентированы. Как выполнять противоречивые запреты, если за нарушение любого из них жестоко наказывают? Люди были морально повержены. Бетельгейм придумал способ, помогающий сохранить силу духа. Психолог предложил совершать действия, которые не попадали под запрет. Можешь делать гимнастику перед сном. Можешь делать вычисления в уме. Речь идет не о тренировке памяти или мускулов. Человек возвращает себе субъективный контроль над обстоятельствами. Эту возможность дает наличие выбора. Человек может принимать самостоятельные решения и тут же выполнять их. Воля к действию больше не парализована.
О методике Беттельгейма не забыли. Вновь к ней вернулись в семидесятых годах. Психологи Джудит Роден и Эллен Лангер провели эксперимент. Они выбрали респондентов в тюрьме, приюте для бездомных и доме престарелых. Люди в этих местах наиболее ограничены в свободе. Им предложили определенные возможности: выбрать программы по телевидению, изменить обстановку в комнате по своему усмотрению. У всех респондентов улучшилось состояние здоровья. У заключенных минимизировалась агрессия. У пожилых людей, находящихся на попечении, замедлилась деградация памяти. Бездомные, у которых появилась возможность выбрать меню, активизировались в поиске работы. Их усилия были довольно успешны.
Человек, попавший в ловушку беспомощности, может тоже начать с перестановки мебели в комнате, хотя у него гораздо больше возможностей, чем у заключенных или бездомных: навести порядок в столе, выбросить ненужные вещи, приобрести абонемент в бассейн, заняться рисованием, сшить мешок. Все эти действия являются точками контроля ситуации. Это будет ваше решение. И вы реализуете его. Воля к действию уже присутствует. Вера в себя потихоньку восстанавливается. Если вы смогли совершить намеченные действия, то сможете выполнить и другие операции.
Низкая самооценка создается из частных эпизодов. Создавая представление о себе, мы выбираем отдельные истории, затем соединяем их в одно целое. Опыт избирательно подгоняет негативные истории в дополнение к уже имеющимся. Что мешает изменить представление о себе? Достаточно выбрать позитивные истории, характеризующие вас, и также сшить их между собой в образ деятельного человека.
Поройтесь в памяти, найдите случаи, когда вы были успешны. Вы удивитесь, обнаружив, что их достаточно много. Опирайтесь на них. Если вы смогли раньше быть успешным, сможете стать таким и теперь. Уверенность в себе вернут даже незначительные действия. Составьте каталог книг в своей библиотеке, наведите порядок среди файлов в компьютере. Двигайтесь дальше: утренняя гимнастика, лепка из пластилина. Ежедневно запоминайте несколько иностранных слов. Потихоньку запускается механизм действия.
Поощряйте себя, зафиксируйте свои маленькие победы. Наверняка у вас есть солидное количество мелких дел, которые вы откладывали на будущее. Составьте план. Пусть вас не смущает, что цели, указанные в нем, не сопоставимы с созданием оперы или строительством моста. Навести порядок в кладовке или на балконе в данной ситуации для вас не менее важно, чем совершить кругосветное путешествие на плоту. Отмечайте достигнутые цели. Можете даже отпраздновать. Перечитывайте список. Напоминайте себе о своих достижениях. Скоро вы заметите, что стали ставить перед собой более значимые цели. Вы не просто нянчитесь с собой. Вы создаёте историю своих побед, иначе говоря, успешного и энергичного человека.
Делом жизни Селигмана стало решение проблемы беспомощности. Одно из важных открытий, совершенных им, гласит, что животные могут сопротивляться парализующему воздействию беспомощности в случае, если у них есть навыки выбираться из затруднительного положения. Если собаку научить выключать ток, используя панель или рычаг, животное будет пытаться переломить ситуацию в свою пользу, несмотря на фиксацию. Что же Селигман, отдавший исследованиям двадцать лет, может сказать о человеке? На решение человека бороться с обстоятельствами или пасовать перед ними влияет оценка происходящего, сделанная им. Люди, убежденные, что априори виновны во всех неудачах, значительно чаще впадают в депрессию. Люди противоположных взглядов успешнее выбираются из проблемных ситуаций.
Ученый, понявший суть проблемы, наверняка должен был предложить путь к спасению. Такой рецепт существует. Схема, предложенная Селигманом, содержит методы пересматривания опыта и реконструкцию восприятия. Выберите ситуацию, которая стала символом вашей беспомощности. Допустим, существует шкала, по которой вы будете оценивать катастрофичность ситуаций. Она содержит десять значений. Начинающим безопаснее выбирать случай, соответствующий отметке «5». Изложите историю в письменном виде. Оцените её. Опишите ваше поведение, вспомните чувства, сопровождавшие обстоятельства вашей личной катастрофы. Опровергните ваши пессимистические мысли. Опишите ваши новые чувства по этому поводу. Дневник станет вашим помощником в переработке негатива. Сложные ситуации не исчезнут из вашей жизни. Вы научитесь справляться с ними.
Эту схему не следует считать панацеей. Можно считать её одним из способов противостояния беспомощности. Иногда человек не в состоянии выбраться из этой ловушки сам. Тогда имеет смысл обратиться к специалисту. Сигналом, что это следует сделать, может стать депрессия. Если тяжесть ваших переживаний приближается к отметке «10» на упомянутой выше шкале, то это повод для тревоги.
Будьте снисходительны к себе. Не казните себя за прошлые ошибки. Считайте их просто опытом. Выберите действие, а не оцепенение. Вы можете.
Источник
Как преодолеть приобретенную беспомощность
Соавтор(ы): Natalia S. David, PsyD. Доктор Дэвид — преподаватель психологии в Юго-Западном медицинском центре Техасского университета и консультант по психиатрии в университетских больницах Клементса и Зейла Липши. Является членом Совета по поведенческой медицине сна, Академии интегративной терапии боли и отделения медицинской психологии Американской психологической ассоциации. В 2017 году получила премию и стипендию Исследовательского института Бейлора Скотта и Уайта. Имеет степень по психологии, полученную в 2017 году в Международном университете Аллиант, со специализацией на медицинской психологии.
Количество источников, использованных в этой статье: 14. Вы найдете их список внизу страницы.
Количество просмотров этой статьи: 1017.
Приобретенная беспомощность — психологическая концепция, согласно которой человек после многократного переживания негативных неконтролируемых событий начинает считать себя «беспомощным». Как следствие, человек перестает ожидать позитивных изменений и начинает воспринимать негативные события как свой статус-кво. [1] X Источник информации При этом у человека пропадает желание делать что-либо, способствующее переменам к лучшему. Если у вас выработалась приобретенная беспомощность, необязательно зацикливаться на этом состоянии. Вы можете преодолеть его, определив причину своей беспомощности. Далее, необходимо поработать над заменой тех убеждений, которые удерживают вас в этом состоянии, и вновь обрести контроль над собственной жизнью.
Источник
«Не могу ничего изменить» – что такое выученная беспомощность
Ей 37 лет, и она ничего не может изменить в своей жизни. «Я какая-то безвольная» – виновато говорит она. Подруги меняют работу, а она работает там, куда пришла после вуза, хотя там никаких карьерных перспектив и сплошные придирки и сверхурочные, работа не нравится ей настолько, что она даже стала плохо спать и подумывает о том, чтобы обратиться к врачу, может быть, он выпишет какие-то таблетки. С личной жизнью у нее тоже беда, она не раз регистрировалась на сайте знакомств, но общение с потенциальными женихами дальше бесед о погоде в чате не заходило.
Однажды она решилась на встречу с симпатичным врачом, но в последний момент испугалась и никуда не пошла. «Я боюсь, что меня обидят и бросят» – говорит она. Она уже всерьез думает, что у нее какой-то дефект воли, что она не может, просто не может то, что с легкостью дается другим. Не может ничего изменить в своей жизни.
Собаки научились тому, что удара избежать невозможно
Понятие выученной беспомощности было введено пятьдесят лет назад Мартином Селигманом. Он поставил эксперимент: у собак в закрытой клетке вырабатывали условный рефлекс на звук, после которого собаки испытывали удар током.
Ожидалось, что после открытия клетки собаки, услышав звук, будут выскакивать из нее. Однако они скулили, ложились и не пытались спастись бегством. Это навело Селигмана на мысль, что собаки «научились» не тому, что от удара током, следующего за звуком, надо спасаться, а тому, что удара избежать невозможно.
Исследователь уточнил эксперимент, он взял три группы собак: у первой группы не было возможности избежать удара током, собаки второй группы могли нажать носом на специальную панель, чтобы спастись от удара, третья группа была контрольная, ее током не били.
Когда потом собак поместили в вольер с низкими стенками, которые легко перескочить – предположения подтвердились. При подаче тока через стенки перепрыгивали собаки из 2-й и 3-й группы. Собаки из первой группы оставались в клетке, не пытались спастись.
Исследователь сделал важный вывод: в формировании выученной беспомощности основную роль играет возможность или невозможность повлиять на неприятные события, другими словами, то, контролирует субъект ситуацию или нет.
Когда человек чувствует, что ничего сделать нельзя
– Как ситуации выученной беспомощности можно определить в жизни?
– Люди ничего не делают в ситуации, когда могли бы что-то сделать. Просто не предпринимают никаких попыток. Причем сторонний наблюдатель видит, что выход есть и даже не один, а человек, который, казалось бы, должен быть заинтересован в том, чтобы найти выход, ничего не делает.
Но если смотреть на ситуацию изнутри, то вариантов – не видно, или они не кажутся вариантами. Не видно и ресурсов, с помощью которых можно что-то сделать, не видно точек влияния, которые есть. Ты чувствуешь, что ничего не сработает, и сделать с этим ничего нельзя.
– Это состояние похоже на страх неудачи?
– Думаю, в большей степени это похоже на чувство безнадежности. Ощущение пассивности на телесном и эмоциональном уровне: такое всеобъемлющее чувство: «все плохо» и отсутствие импульса что-то сделать на уровне тела.
Важно еще и то, что у человека в этом состоянии отсутствует реакция на изменение ситуации. Почему? Это – важный и интересный вопрос. Чисто теоретически, если человека привязали за ногу и он делал попытки освободиться, то в момент, когда его отвязали, он просто возьмет и уйдет.
А при выученной беспомощности нет ощущения, что нога уже не привязана. Почему с непривязанной ногой человек продолжает жить так же, как с привязанной? Что с человеком происходит такого, что он перестает замечать изменение контекста? Мне кажется, что в этом и есть самое интересное.
– Насколько такие ситуации встречаются в вашей практике?
– Достаточно часто. Мне кажется, что почти любой человек в каких-то областях своей жизни чувствует, что ничего сделать нельзя. Это может касаться чего угодно, отношений с родителями, поисков работы, каких-то личных отношений, возможности выйти замуж, похудеть, выучить английский, сделать карьерный рывок. Я бы не стала излишне обобщать, но думаю, что достаточное количество людей в отдельных ситуациях думают, что ничего не могут сделать.
Как перерасти «слезы тщетности»
– Собак в эксперименте Селигмана били током. А отчего подобная модель поведения может возникнуть у людей? В чем причины?
– Из экспериментов видно, что основная причина выученной беспомощности – долгое пребывание в ситуации, когда человек (ребенок или взрослый) не может ни на что повлиять. Выбрать еду, одежду, занятие, получить поддержку в своем выборе, вернуть хорошее отношение и т.д. С другой стороны, очевидно, что никто в этой жизни не получает абсолютно все, что он хочет, и контролируем мы далеко не все, если называть вещи своими именами.
В течении «Альфа-родительства» (к нему по-разному относятся, но некоторые вещи нам сейчас пригодятся) есть понятие «слезы тщетности». Речь идет о том моменте в жизни ребенка, когда он что-то хочет, а ему этого не дают. Например, потому, что работающий миксер или горячая кастрюля – неподходящая игрушка для ребенка. Это состояние мы переживаем примерно в 2-3-летнем возрасте. И это – настоящая трагедия.
Ребенку нужно пережить отчаянье, фрустрацию и всю мировую боль из-за того, что ему никто не даст желаемое прямо сейчас. Пережив этот аффект при поддержке родителя, он успокаивается и переключается. Он принимает отказ как свершившийся факт. Ключевой момент – что он «закрывает» внутри себя ситуацию и переключается, делает что-то другое, т.е. не «остается в клетке».
У взрослого человека, пережившего «момент тщетности» и понявшего, что он желаемого не получит, по идее, должен включаться какой-то креативный механизм, переключающий его желания и стремления на что-то другое. На мой взгляд, этот механизм – противоположность выученной беспомощности. Здесь взрослый человек выгодно отличается от ребенка.
Он может утереть слезы тщетности и подумать, что можно сделать, чтобы получить желаемый результат, например, сменить тактику, провести ревизию инструментов и ресурсов, попросить помощи, а может быть – отказаться от этого проекта и начать другой. Но проделать все это можно, только «выйдя из клетки».
Фото: Michał Biegański / cargocollective.com/kamera (фрагмент)
Когда условия изменились, а я – нет
– В экспериментах с собаками травмирующая ситуация повторялась много раз, прежде чем выработалось пассивно-депрессивное поведение. Неужели в нашей жизни бывают такие стрессы?
– Конечно. Многим людям, особенно тем, кто постарше, будет близок пример с изучением иностранного языка. Выучить его в очень средней советской школе было практически невозможно, несмотря на то, что человек ходил на уроки, выполнял домашние задания и писал контрольные, а с учителями-самородками и энтузиастами везло не всем.
Многие люди, уже став взрослыми, даже не пытаются выучить язык, зная, что это – «бесполезно». Они считают себя «неспособными к языкам», «тупыми», «с плохой памятью» и т.д.
Но если внимательно посмотреть на себя и вокруг, выяснится, что условия задачи давно изменились: вы уже не пятиклассник, который боится идти на «инглиш», потому что учительница кричит, а взрослый человек со своими достижениями, в которых проявили и ум, и способности, и хорошую память, который может позволить себе нанять квалифицированного и доброго преподавателя. Но из позиции: «Со мной все плохо, я не способен к языкам» эти возможности увидеть нереально.
– А в отношениях между людьми выученная беспомощность может проявляться?
– Бывает, что человек «застревает» в отношениях с другими людьми и каждый раз в определенной ситуации испытывает беспомощность. Например, у женщины проблема со свекровью: как только наступает погожий летний день и вся семья собирается погулять в парке, звонит свекровь и требует, чтобы сын немедленно поехал с ней на дачу (отвез ее в магазин, кино и т.д.). Ситуация повторяется, женщина относится к ней как к обстоятельствам непреодолимой силы: «Свекровь снова сорвала нам выходной. Что я могу сделать? Такой уж она человек».
Для того чтобы увидеть варианты, нужно изменить представление о себе.
В состоянии выученной беспомощности мы находимся в позиции бессильного ребенка, а варианты видны из позиции взрослого, который знает, как устроена эта реальность, кто и что в ней может.
Если наша героиня перестанет воспринимать свекровь как тайфун, а себя – как пострадавшую от стихии, то вполне сможет придумать какую-то тактику. Но для начала героине нужно понять: она – субъект этих отношений, и услышав, что ее муж обязан прибыть к маме, может ответить: «Мы не договаривались на сегодня», «Давайте на следующей неделе», вообще то, что посчитает нужным, а не только: «Да». Может даже сработать на опережение, позвонив свекрови заранее. Но это уже – высший пилотаж.
Конечно, не с любой свекровью (мамой, братом) можно построить теплые дружеские отношения. Тут важно понять, что будет для вас хорошим вариантом в этих отношениях, может быть, это – правильная дистанция, а может быть, ясность, что ничего сделать нельзя и нужно просто не вкладывать в это энергию, обеспечить себе психологическую безопасность. Ситуация и расстановка сил в отношениях может измениться со временем, и умение заметить, что теперь что-то по-другому – тоже противоположность выученной беспомощности.
«Мы сделаем все для вашего счастья»
В 1976 году в США психологи Эллен Джейн Лангер и Джудит Роден, продолжая исследования выученной беспомощности, поставили эксперимент, участниками которого стали жители двух этажей дома престарелых «Арден-Хауз». Жителям четвертого этажа дали возможность делать выбор и нести за себя ответственность, а жители второго этажа вели обычный для дома престарелых образ жизни.
Жителям четвертого этажа вручили такое письмо от дирекции: «Вы сами должны решить, как будет выглядеть ваша комната: если хотите, можете оставить все как есть, а если решите переставить мебель, вам помогут наши служащие. Вы сами должны сообщить нам свои пожелания, рассказать, что именно вы бы хотели изменить в своей жизни. Кроме того, я хочу вручить каждому из вас подарок от “Арден-Хауза”. Если вы решите, что хотите завести растение, можете выбрать из ящика то, которое вам понравится. Эти растения ваши, вы должны содержать их и заботиться о них так, как считаете нужным».
А так выглядела инструкция для жителей второго этажа: «Мы хотим, чтобы ваши комнаты выглядели как можно уютнее, и постараемся все для этого сделать. Мы хотим, чтобы вы чувствовали себя здесь счастливыми, и считаем себя ответственными за то, чтобы вы могли гордиться нашим домом престарелых и быть здесь счастливы. Мы сделаем все, что в наших силах, чтобы помочь вам. Я хочу вручить каждому из вас подарок от “Арден-Хауза” (служащая обошла всех и вручила каждому пациенту по растению), теперь это ваши растения, они будут стоять у вас в комнате, медсестры будут поливать их и заботиться о них».
Таким образом, жители четвертого этажа могли сами выбирать и контролировать различные обстоятельства своей жизни, а жители второго этажа были поставлены перед фактом, что решения, касающиеся их жизни, будет принимать руководство.
Через три недели исследователи провели в доме престарелых подробное анкетирование. Оказалось, что большинство жителей четвертого этажа оценивают свою жизнь как более счастливую, у них улучшилось состояние, они были более общительны и активны, показывали лучшие результаты при оценке памяти, умственных способностей и физического тонуса.
В то время как жители второго этажа хуже чувствовали себя физически, у них снижались когнитивные функции, настроение. Некоторые из них отказывались от еды и лекарств – предположительно потому, что это был единственный выбор, который им был доступен.
У нас есть маленькая пенсия и идея, что государство обо всем позаботится
– Могут ли традиции семьи влиять на стратегии поведения, которые мы выбираем?
– Поколения наших родителей и бабушек жили в условиях ограниченного выбора, это касалось многих вещей – от одежды до жизненного сценария. Личная инициатива не поддерживалась. Я слышала о человеке, который 19 лет патентовал свое изобретение, все время получал отказы. Он, правда, беспомощным не стал в итоге, а своего добился, но это скорее исключение, чем правило.
Государственные пенсии, минимальные зарплаты и идея, что государство о нас позаботится, создали очень специфический паттерн поведения, когда предпочтительнее сидеть и ждать, когда кто-то придет и решит проблемы, а импульс что-то сделать самому отсутствует, он попросту блокирован. Мне кажется, что история о бедных пенсионерах – отсюда.
Огромное количество вполне дееспособных людей, которые многое могут, отказываются от какой-либо деятельности и живут на маленькую пенсию. Продажа цветов у метро – это уже высокая проактивность. Эта модель поведения – результат системных обстоятельств.
Главный вопрос, который здесь стоит задать – чувствует ли человек, что от него что-то зависит? Не преуменьшает ли он значимость своих действий? Где есть маленькие возможности, которыми можно воспользоваться, маленькие ситуации, на которые он может повлиять?
Еще одна «засада» подстерегает на пути реализации необычных или нетипичных для вашего окружения проектов. Человек этого не осознает, но пассивное сопротивление, проявляющееся в виде выученной беспомощности, может быть связано именно с этим. Он боится что-то начать, потому что может встретиться с осуждением близких, мнение которых ему дорого. То есть в каких-то ситуациях беспомощность может поддерживаться системно.
Проактивные люди, которые что-то делают, большей частью происходят из проактивной среды. Если вы – не из такой, вам будет сложнее, вам придется многое преодолевать, а образцов, на которые можно ориентироваться – не будет. В таких случаях даже саму мысль о том, что в этой ситуации можно как-то пошевелиться, можно назвать революционной.
Образцов того, как люди ничего не преодолевают и остаются пассивными, у нас у всех перед глазами гораздо больше, и надо ценить каждый маленький шаг, который вы делаете в свою сторону.
Не беспомощность, а взрослое решение
– А всегда ли нам нужно то, из-за чего мы так страдаем в ситуации выученной беспомощности?
– Тут хочется поставить вопрос так: всегда ли, когда мы что-то не делаем – это выученная беспомощность? И добавить, что мы можем не делать именно потому, что нам это не надо, но мы не отдаем себе в этом отчета. Бывает, что цель, к которой человек стремится – это вовсе не его цель. Женщина не любит мыть полы и варить варенье и страдает оттого, что она плохая хозяйка. Но если разобраться, окажется, что, с одной стороны, лично для нее это совсем не важно, а с другой – она отлично справляется с работой, творчеством и другими более ценными для себя областями.
Мы можем чего-то не делать потому, что трезво оценили свои силы и отказались от намерения; потому что передумали; потому что подвернулось что-то более интересное; потому что прошел удобный момент – масса вполне разумных причин. Это можно назвать взрослым решением. Разница во внутреннем состоянии: «Я подумал и решил, что не буду браться», или «Все так безнадежно, что я даже не начну».
– Так что же делать тому, кто с детства «бился головой о стеклянную стену»?
– Вспоминается мультфильм «Король Лев», где герой, будучи львом, был вскормлен на окраине червяками, в компании пары маргиналов. Если бы я работала с такой темой, как психолог, то я старалась бы вернуть льву ощущение того, что он лев. Что он силен, гибок, у него крепкие зубы, он смел и великодушен. Вообще, если людям не нравится их беспомощность, вероятно, что-то внутри у них против этого протестует, они боятся не реализовать какую-то часть своей личности.
Выученная беспомощность возникает, когда среда не подтверждает наши ресурсы, наши сильные стороны. Мы чувствуем себя беспомощными, когда самое сильное в нас не активизировано, а задвинуто в дальний угол. Вспомнить и почувствовать свою силу, заметить, как мы влияем на жизнь – а мы влияем, даже если не видим этого – не всегда просто, но возможно.
От малых выборов – к проактивности
– Что делать человеку, который увидел у себя признаки этой самой выученной беспомощности?
– Мне кажется, если человек у себя их видит – это уже очень много. Знаете, что меня больше всего поразило в эксперименте в доме престарелых? То, что право выбора пожилым людям было дано извне. Пришли экспериментаторы и совершенно произвольно решили – вот у вас выбор будет, а у вас нет. И люди жили с этим как с данностью. Никто из них (или мы не знаем) не жил с установкой, что он и сам, без эксперимента, может поменять мебель в своей комнате. Или возразить против навязанных растений.
Мне кажется, просто мысль о том, что я сейчас переживаю беспомощность и это неправильно, подразумевает идею, что вообще-то выбор есть и я могу на что-то повлиять. Даже если сию минуту этого не вижу и не очень-то в это верю.
Практика самых малых выборов – могу же я выбрать между кексом и слойкой? Пройти пешком две остановки или проехать на автобусе? Взять синюю ручку или черную? Тренировка на безопасном материале может привести к тому, что я смогу выбрать: брать телефонную трубку или я сейчас не хочу разговаривать с этим человеком? Выполнять просьбу или отказаться? Выбираю я сейчас сделать то, что я хочу, или, пожалуй, побоюсь? И масштаб выборов постепенно будет нарастать: уволиться с работы или остаться? Пойти учиться другой профессии или придумать что-то в имеющейся? Рискнуть заговорить с человеком, который нравится, или придумать способ, чтобы он сам это сделал?
Это не будет просто, и хорошо бы иметь в этом процессе поддержку – или профессиональную, или просто понимающего человека, который за вас. Потому что будут откаты, и не все выборы будут удачными, и не всегда будут силы и решимость их делать – тут важно не позволить беспомощности загнать себя обратно в угол.
Но выученная беспомощность, по своей сути – привычка. И если совсем обобщать и упрощать – надо просто заменить эту вредную привычку на полезную – привычку к проактивности.
Источник