Чувствую самую жгучую самую смертную связь средство выразительности

Чувствую самую жгучую самую смертную связь средство выразительности

3.1. Как Вы думаете, почему свою связь с родиной лирический герой называет «жгучей», «смертной»?

3.2. Какую роль в приведённом стихотворении играет повтор слов «тихий», «тихо»?

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задание 3.1 или 3.2, а также задание 4.

Тихая моя родина

Тихая моя родина!

Ивы, река, соловьи.

Мать моя здесь похоронена

В детские годы мои.

— Где тут погост? Вы не видели?

Сам я найти не могу. —

Тихо ответили жители:

— Это на том берегу.

Тихо ответили жители,

Тихо проехал обоз.

Купол церковной обители

Яркой травою зарос.

Там, где я плавал за рыбами,

Сено гребут в сеновал:

Между речными изгибами

Вырыли люди канал.

Тина теперь и болотина

Там, где купаться любил.

Тихая моя родина,

Я ничего не забыл.

Новый забор перед школою,

Тот же зелёный простор.

Словно ворона весёлая,

Сяду опять на забор!

Школа моя деревянная.

Время придёт уезжать —

Речка за мною туманная

Будет бежать и бежать.

С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

Н. М. Рубцов, 1964

Сопоставьте стихотворение Н.М. Рубцова «Тихая моя родина» с приведённым стихотворением С.А. Есенина «Гой ты, Русь, моя родная…». Какие мотивы и образы сближают эти произведения?

Объединяющей два стихотворения темой стала тема Родины. И Н. Рубцов, и С. Есенин без Родины не мыслят себя, жизни, счастья. Для Рубцова Родина — это деревянная школа, речка, изба, «ивы, река, соловьи». Для Есенина Родина — это «хаты — в ризах образа», околицы, деревенская церковь. Очень похожие картины. Родина для обоих поэтов — это отчий дом, место, где родился и куда хочется возвращаться.

3.1. Любовь к Родине — святое для Рубцова чувство. Без Родины он не мыслит своей жизни, потому что здесь его корни: здесь он вырос, здесь могила его матери. Поэт настолько привязан к своим корням, что без них не может жить. Вот почему и называет он эту связь «смертной», «жгучей».

3.2. Повтор — средство художественной выразительности речи. С помощью повтора акцентируется внимание читателя на каких-то моментах повествования, размышлениях, образах. Стихотворении Н. Рубцова «Тихая моя Родина» повторяются слова «тихий», «тихо». Это наполняет стихотворение особым лиризмом, нацеливает читателя на доверительный разговор о самом дорогом для автора — его Родине:

Тихая моя родина!

Тихо ответили жители:

— Это на том берегу.

Тихо ответили жители,

Тихо проехал обоз.

Родина «тихая», потому что все здесь идет своим чередом, нет ненужной суеты, ничто здесь не мешает встретиться с детством и самим собой, вернувшись к истокам.

Источник

Чувствую самую жгучую самую смертную связь средство выразительности

1.1.1. Каковы причины сердечного выбора Софьи, раскрывающиеся в разговоре с Лизой?

1.2.1. Как Вы думаете, почему свою связь с родиной лирический герой называет «жгучей», «смертной»?

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1.—1.1.2.

Как все московские, ваш батюшка таков:

Желал бы зятя он с звездами, да с чинами,

А при звездах не все богаты, между нами;

Ну, разумеется, к тому б

И деньги, чтоб пожить, чтоб мог давать он балы;

Вот, например, полковник Скалозуб:

И золотой мешок, и метит в генералы.

Куда как мил! и весело мне страх

Выслушивать о фрунте 1 и рядах;

Он слова умного не выговорил сроду, —

Мне всё равно, что за него, что в воду.

Да-с, так сказать речист, а больно не хитёр;

Но будь военный, будь он статский, 2

Читайте также:  Стресс факторы у педагогов

Кто так чувствителен, и весел, и остёр,

Как Александр Андреич Чацкий!

Не для того, чтоб вас смутить;

Давно прошло, не воротить,

Что помнится? Он славно

Пересмеять умеет всех;

Болтает, шутит, мне забавно;

Делить со всяким можно смех.

И только? будто бы? — Слезами обливался,

Я помню, бедный он, как с вами расставался. —

Что, сударь, плачете? живите-ка смеясь.

А он в ответ: — «Недаром, Лиза, плачу:

Кому известно, что найду я воротясь?

И сколько, может быть, утрачу!» —

Бедняжка будто знал, что года через три.

Послушай, вольности ты лишней не бери.

Я очень ветрено, быть может, поступила,

И знаю, и винюсь; но где же изменила?

Кому? чтоб укорять неверностью могли.

Да, с Чацким, правда, мы воспитаны, росли:

Привычка вместе быть день каждый неразлучно

Связала детскою нас дружбой; но потом

Он съехал, уж у нас ему казалось скучно,

И редко посещал наш дом;

Потом опять прикинулся влюблённым,

Взыскательным и огорчённым.

Остёр, умен, красноречив,

В друзьях особенно счастлив,

Вот об себе задумал он высоко.

Охота странствовать напала на него,

Ах! если любит кто кого,

Зачем ума искать и ездить так далёко?

Где носится? в каких краях?

Лечился, говорят, на кислых он водах,

Не от болезни, чай, от скуки, — повольнее.

И, верно, счастлив там, где люди посмешнее.

Кого люблю я, не таков:

Молчалин, за других себя забыть готов,

Враг дерзости, всегда застенчиво, несмело

Ночь целую с кем можно так провесть!

Сидим, а на дворе давно уж побелело,

Как думаешь? чем заняты?

Сударыня, моё ли это дело?

Возьмёт он руку, к сердцу жмёт,

Из глубины души вздохнёт,

Ни слова вольного, и так вся ночь проходит,

Рука с рукой, и глаз с меня не сводит. –

Смеёшься! можно ли! чем повод подала

Тебе я к хохоту такому!

Мне-с. ваша тётушка на ум теперь пришла,

Как молодой француз сбежал у ней из дому.

Голубушка! хотела схоронить

Свою досаду, не сумела:

Забыла волосы чернить

И через три дни поседела.

Вот так же обо мне потом заговорят.

Простите, право, как Бог свят,

Хотела я, чтоб этот смех дурацкий

Вас несколько развеселить помог.

А. С. Грибоедов. «Горе от ума»

1 О фронте, строе войск, солдат

2 Штатский, гражданский

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задание 1.2.1.—1.2.2.

Тихая моя родина

Тихая моя родина!

Ивы, река, соловьи.

Мать моя здесь похоронена

В детские годы мои.

— Где тут погост? Вы не видели?

Сам я найти не могу. —

Тихо ответили жители:

— Это на том берегу.

Тихо ответили жители,

Тихо проехал обоз.

Купол церковной обители

Яркой травою зарос.

Там, где я плавал за рыбами,

Сено гребут в сеновал:

Между речными изгибами

Вырыли люди канал.

Тина теперь и болотина

Там, где купаться любил.

Тихая моя родина,

Я ничего не забыл.

Новый забор перед школою,

Тот же зелёный простор.

Словно ворона весёлая,

Сяду опять на забор!

Школа моя деревянная.

Время придёт уезжать —

Речка за мною туманная

Будет бежать и бежать.

С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

Н. М. Рубцов, 1964

1.1.2. Какие выразительные средства помогают автору показать, что Лиза симпатизирует и сочувствует Чацкому?

1.2.2. Какую роль в приведённом стихотворении играет повтор слов «тихий», «тихо»?

1.1.2. В создании характеристики героя, его образа одна из первых ролей принадлежит эпитету. В словах Лизы о Чацком их немало:

Я помню, бедный он, как с вами расставался.

Далее следуют не менее выразительные определения:

Кто так чувствителен, и весел, и остёр,

Как Александр Андреич Чацкий!

Совершенно явно Лиза симпатизирует Чацкому, именно поэтому в ее характеристике Чацкий наделен большим количеством положительных качеств.

Читайте также:  Как выразить радость смайликом

1.2.2. Повтор — средство художественной выразительности речи. С помощью повтора акцентируется внимание читателя на каких-то моментах повествования, размышлениях, образах. С тихотворении Н. Рубцова «Тихая моя Родина» повторяются слова «тихий», «тихо». Это наполняет стихотворение особым лиризмом, нацеливает читателя на доверительный разговор о самом дорогом для автора — его Родине:

Тихая моя родина!

Тихо ответили жители:

— Это на том берегу.

Тихо ответили жители,

Тихо проехал обоз.

Родина «тихая», потому что все здесь идет своим чередом, нет ненужной суеты, ничто здесь не мешает втсретиться с детством и самим собой, вернувшись к истокам.

1.1.1 Софья предпочла Молчалина Чацкому. В чем причина такого выбора? Не следует забывать, что Софья, хоть и умна, воспитывалась в соответствии с принятыми в фамусовском обществе принципами. Поскольку она выделяется из общей массы, ей явно не хватает внимания, удовлетворения запросов натуры чувственной, готовой любить и желающей быть любимой. Софье «удобнее» с Молчалиным, нежели с Чацким, она ослеплена своей влюбленностью.

1.2.1. Любовь к Родине — святое для Рубцова чувство. Без Родины он не мыслит своей жизни, потому что здесь его корни: здесь он вырос, здесь могила его матери. Поэт настолько привязан к своим корням, что без них не может жить. Вот почему и называет он эту связь «смертной», «жгучей».

Источник

Чувствую самую жгучую самую смертную связь средство выразительности

1.1.2. Какие выразительные средства помогают автору показать, что Лиза симпатизирует и сочувствует Чацкому?

1.2.2. Какую роль в приведённом стихотворении играет повтор слов «тихий», «тихо»?

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1.—1.1.2.

Как все московские, ваш батюшка таков:

Желал бы зятя он с звездами, да с чинами,

А при звездах не все богаты, между нами;

Ну, разумеется, к тому б

И деньги, чтоб пожить, чтоб мог давать он балы;

Вот, например, полковник Скалозуб:

И золотой мешок, и метит в генералы.

Куда как мил! и весело мне страх

Выслушивать о фрунте 1 и рядах;

Он слова умного не выговорил сроду, —

Мне всё равно, что за него, что в воду.

Да-с, так сказать речист, а больно не хитёр;

Но будь военный, будь он статский, 2

Кто так чувствителен, и весел, и остёр,

Как Александр Андреич Чацкий!

Не для того, чтоб вас смутить;

Давно прошло, не воротить,

Что помнится? Он славно

Пересмеять умеет всех;

Болтает, шутит, мне забавно;

Делить со всяким можно смех.

И только? будто бы? — Слезами обливался,

Я помню, бедный он, как с вами расставался. —

Что, сударь, плачете? живите-ка смеясь.

А он в ответ: — «Недаром, Лиза, плачу:

Кому известно, что найду я воротясь?

И сколько, может быть, утрачу!» —

Бедняжка будто знал, что года через три.

Послушай, вольности ты лишней не бери.

Я очень ветрено, быть может, поступила,

И знаю, и винюсь; но где же изменила?

Кому? чтоб укорять неверностью могли.

Да, с Чацким, правда, мы воспитаны, росли:

Привычка вместе быть день каждый неразлучно

Связала детскою нас дружбой; но потом

Он съехал, уж у нас ему казалось скучно,

И редко посещал наш дом;

Потом опять прикинулся влюблённым,

Взыскательным и огорчённым.

Остёр, умен, красноречив,

В друзьях особенно счастлив,

Вот об себе задумал он высоко.

Охота странствовать напала на него,

Ах! если любит кто кого,

Зачем ума искать и ездить так далёко?

Где носится? в каких краях?

Лечился, говорят, на кислых он водах,

Не от болезни, чай, от скуки, — повольнее.

И, верно, счастлив там, где люди посмешнее.

Кого люблю я, не таков:

Молчалин, за других себя забыть готов,

Читайте также:  Как себя чувствуешь при снятии порчи

Враг дерзости, всегда застенчиво, несмело

Ночь целую с кем можно так провесть!

Сидим, а на дворе давно уж побелело,

Как думаешь? чем заняты?

Сударыня, моё ли это дело?

Возьмёт он руку, к сердцу жмёт,

Из глубины души вздохнёт,

Ни слова вольного, и так вся ночь проходит,

Рука с рукой, и глаз с меня не сводит. –

Смеёшься! можно ли! чем повод подала

Тебе я к хохоту такому!

Мне-с. ваша тётушка на ум теперь пришла,

Как молодой француз сбежал у ней из дому.

Голубушка! хотела схоронить

Свою досаду, не сумела:

Забыла волосы чернить

И через три дни поседела.

Вот так же обо мне потом заговорят.

Простите, право, как Бог свят,

Хотела я, чтоб этот смех дурацкий

Вас несколько развеселить помог.

А. С. Грибоедов. «Горе от ума»

1 О фронте, строе войск, солдат

2 Штатский, гражданский

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задание 1.2.1.—1.2.2.

Тихая моя родина

Тихая моя родина!

Ивы, река, соловьи.

Мать моя здесь похоронена

В детские годы мои.

— Где тут погост? Вы не видели?

Сам я найти не могу. —

Тихо ответили жители:

— Это на том берегу.

Тихо ответили жители,

Тихо проехал обоз.

Купол церковной обители

Яркой травою зарос.

Там, где я плавал за рыбами,

Сено гребут в сеновал:

Между речными изгибами

Вырыли люди канал.

Тина теперь и болотина

Там, где купаться любил.

Тихая моя родина,

Я ничего не забыл.

Новый забор перед школою,

Тот же зелёный простор.

Словно ворона весёлая,

Сяду опять на забор!

Школа моя деревянная.

Время придёт уезжать —

Речка за мною туманная

Будет бежать и бежать.

С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

Н. М. Рубцов, 1964

1.1.1. Каковы причины сердечного выбора Софьи, раскрывающиеся в разговоре с Лизой?

1.2.1. Как Вы думаете, почему свою связь с родиной лирический герой называет «жгучей», «смертной»?

1.1.1 Софья предпочла Молчалина Чацкому. В чем причина такого выбора? Не следует забывать, что Софья, хоть и умна, воспитывалась в соответствии с принятыми в фамусовском обществе принципами. Поскольку она выделяется из общей массы, ей явно не хватает внимания, удовлетворения запросов натуры чувственной, готовой любить и желающей быть любимой. Софье «удобнее» с Молчалиным, нежели с Чацким, она ослеплена своей влюбленностью.

1.2.1. Любовь к Родине — святое для Рубцова чувство. Без Родины он не мыслит своей жизни, потому что здесь его корни: здесь он вырос, здесь могила его матери. Поэт настолько привязан к своим корням, что без них не может жить. Вот почему и называет он эту связь «смертной», «жгучей».

1.1.2. В создании характеристики героя, его образа одна из первых ролей принадлежит эпитету. В словах Лизы о Чацком их немало:

Я помню, бедный он, как с вами расставался.

Далее следуют не менее выразительные определения:

Кто так чувствителен, и весел, и остёр,

Как Александр Андреич Чацкий!

Совершенно явно Лиза симпатизирует Чацкому, именно поэтому в ее характеристике Чацкий наделен большим количеством положительных качеств.

1.2.2. Повтор — средство художественной выразительности речи. С помощью повтора акцентируется внимание читателя на каких-то моментах повествования, размышлениях, образах. С тихотворении Н. Рубцова «Тихая моя Родина» повторяются слова «тихий», «тихо». Это наполняет стихотворение особым лиризмом, нацеливает читателя на доверительный разговор о самом дорогом для автора — его Родине:

Тихая моя родина!

Тихо ответили жители:

— Это на том берегу.

Тихо ответили жители,

Тихо проехал обоз.

Родина «тихая», потому что все здесь идет своим чередом, нет ненужной суеты, ничто здесь не мешает втсретиться с детством и самим собой, вернувшись к истокам.

Источник

Оцените статью