Обычно ностальгию принято считать сильным чувством тоски или привязанности к прошлому. Будь то воспоминания детства, песня или запах… ностальгия – это неотъемлемая часть жизни многих людей. И все же большинство людей не совсем понимают, что это такое и почему это происходит. Итак, приведем 10 фактов о ностальгии, которые помогут ответить на многие вопросы.
Большинство людей считают ностальгию связью с хорошими воспоминаниями о прошлом. Однако ученые утверждают, что ностальгия имеет мало общего с самими воспоминаниями. Она на самом деле связана с эмоциональными состояниями, а не с воспоминаниями. Ум человека связывает различные эмоции с периодами времени и местами из нашего прошлого, что заставляет скучать по этому опыту прошлого. Например, иногда вспоминается, как в детстве играли в парке. Хотя ребенок, возможно, на самом деле испытал много негативных эмоций во время этой поездки в парк, ум заблокирует весь негатив, оставив только счастливые воспоминания об этом опыте. Сами мысли являются основой, которую ум может использовать для связи с эмоциями. Но разум – не настолько надежный источник, как может показаться. Он меняет наши воспоминания таким образом, что мы чувствуем, что настоящее никогда не бывает таким же хорошим, как прошлое.
Хотя ностальгия считается обычным чувством, в прошлом все было гораздо хуже. Термин был введен в 1688 году швейцарским врачом Йоханнесом Хофером. В медицинском заключении он написал, что ностальгия является неизлечимой смертельной болезнью. Еще до этого ностальгию ассоциировали со швейцарскими солдатами, которые легко страдали от этой болезни. Фактически, швейцарская песня под названием «Khue-Reyen» вызывала настолько сильную ностальгию, что она была запрещена под страхом смертной казни. После доклада Хофера как грибы после дождя начали появляться теории о том, как можно вылечить ностальгию. Что только не применяли – пиявки, очищение желудка и другие еще более жуткие процедуры. После гражданской войны американский военный доктор Теодор Кэлхун даже предложил запугивание в качестве решения проблемы. Он считал, что солдаты, которые страдали от ностальгии, были слабыми, и что их нужно было просто хорошенько припугнуть.
Со временем отношение к ностальгии улучшилось. В настоящее время считается, что она имеет много положительных последствий для психики. Профессор психологии Кристин Батчо обнаружила, что ностальгия может повышать позитивность и креативность. Успокаивающее чувство ностальгии также может уменьшить стресс. Ностальгия может даже помочь с депрессией, поскольку воспоминания могут предотвратить чувства одиночества и беспокойства. И более того, ностальгия также помогает укреплять социальные навыки и личные отношения.
Хотя ностальгия может показаться не более чем странным чувством, повышающим настроение, она на самом деле сильно влияет на процесс принятия решений. Размышляя о счастливых воспоминаниях о прошлом, люди хотят воспроизвести эти воспоминания в настоящем. Однако это связано с определенными проблемами. Поскольку ностальгия является «улучшенной» версией прошлого, все плохие вещи того времени отвергаются в пользу сильного чувства тоски. Это приводит к тому, что люди повторяют хорошие привычки, потому что это заставляет их чувствовать себя хорошо. Однако это также может привести к появлению вредных привычек. Вот почему многие дети, которые выросли в неблагополучных семьях, потом сами сочетаются браком с «неблагополучным» человеком. Несмотря на то, что они осознают, что это плохо, люди подсознательно отдают предпочтение вещам, которые напоминают нам о нашем прошлом, хорошее оно или плохое.
Интересно, что ностальгия может быть вызвана не только общими вещами, такими как прослушивание старой песни или посещение места, которое напоминает о детстве. На самом деле обоняние гораздо важнее для развития ностальгии, чем любое другое чувство. Связь между запахом и эмоциями установил в начале 1900-х годов известный невролог Зигмунд Фрейд. Нос соединяется с обонятельной долей, частью мозга, которая играет роль в возникновении эмоций. В результате запахи могут оказывать более сильное влияние на эмоции, чем любое другое чувство. Это явление, известное как феномен Пруста, является причиной того, что в пекарнях специально распространяют запах свежеиспеченного хлеба, ведь он часто вызывает сильное чувство ностальгии и подсознательно «заставляет» купить хлеб.
В 1991 году исследователи провели эксперимент с участием случайно выбранных участников в торговом центре Water Tower Place в Чикаго. Цель состояла в том, чтобы определить, как ностальгия затрагивает людей разных возрастов. В ходе эксперимента 989 человек опросили, какие ароматы напоминают им о детстве. Выяснилось, что почти 87 процентов субъектов, родившихся в 1930 году или позже, имели признаки обонятельной памяти, в то время среди родившихся до 1930 года таких только 61 процент. Т.е. молодые люди, как правило, испытывают больше ностальгических чувств, вызванных запахом, чем пожилые люди.
Это имеет смысл, потому что обоняние человека обычно ухудшается с возрастом. Более интересна разница между ответами пожилых и молодых людей. Субъекты, родившиеся до 1930 года, обычно говорили, что запахи, такие как сосна, дуб и луговые травы, вызывают чувство ностальгии. С другой стороны, те, кто родился в 1930 году или позже, говорили, что у них подобное вызывает запах таких вещей, как пластик, авиатопливо и маркеры на спиртовой основе. Эти результаты предполагают, что пожилые люди более ностальгируют по природным ароматам, в то время как молодые люди испытывают ностальгию по искусственным запахам.
Люди также могут испытывать ностальгию по вещам, происходящим в настоящем. Это явление, известное как «упреждающая ностальгия», происходит, когда человек начинает чувствовать тоску по определенным моментам из настоящего, прежде чем они исчезнут в будущем. Данная версия ностальгии имеет много негативных последствий для ума. Жизнь в данный момент обычно ассоциируется с такими чертами, как снижение стресса и положительные эмоциональные состояния. Однако в случае упреждающей ностальгии мы вырываемся из настоящего, живем в фальшивой версии будущего и тоскуем по прошлому. Это ведет к ухудшению отношений и социальных навыков.
В последнее десятилетие ностальгия стала чрезвычайно важной для общества, в основном из-за психолога по имени Константин Седикидес. Он чувствовал ностальгию после переезда из Северной Каролины в Англию, но вскоре обнаружил, что ностальгия заставляет его чувствовать себя счастливым и оптимистичным по поводу своего будущего. Это вдохновило психолога на дальнейшее исследование ностальгии, и вскоре другие университеты начали делать то же самое. Ностальгия стала новой областью изучения для психологов, и о ней написали сотни научных статей по всему миру. В настоящее время подтверждено, что ностальгия оказывает влияние на население 18 стран на пяти континентах.
9. Это чувство можно использовать для добра
По мере роста количества исследований ностальгии, ученые начали работать над тем, чтобы использовать положительные эмоции, полученные от ностальгии, для групповой терапии. К примеру, при болезни Альцгеймера и депрессии, сегодня могут помочь с помощью терапии, основанной на ностальгии. Тим Вильдсхут, партнер психолога Константина Седикидеса, считает, что ностальгия может быть использована для того, чтобы помочь жертвам каких-то ужасных событий оправиться от моральных травм. В ходе эксперимента было обнаружено, что ностальгические чувства, вызванные воспоминаниями, привели к улучшению отношения к людям с избыточным весом. Тот же результат был зафиксирован в случае людей с ограниченными возможностями.
Несмотря на всю позитивность, которую может принести ностальгия, ее также можно использовать для манипуляции людьми. Подобно тому, как запах свежего хлеба в магазине может побудить людей купить хлеб, ностальгия используется в повседневном маркетинге. В течение многих лет рекламодатели исследовали то, как лучше всего рекламировать товары для миллениалов (людей, рожденных после 2000 года). Они наконец пришли к выводу, что ностальгия является наиболее эффективной тактикой. Используя вещи из детства миллениалов для продвижения разнообразных продуктов, компании стараются заставить людей почувствовать эмоциональную привязанность ко всему, что рекламируется, побуждая покупать это.
Вот почему так много брендов одежды выпускают продукцию, продвигающую 90-е годы, и почему во многих фирменных логотипах используется старомодный дизайн. Хотя это по своей сути не плохо, это, безусловно, способ манипулировать потребителями, обращаясь к их подсознательным чувствам. Также ностальгия может быть использована для содействия позитивному отношению к меньшинствам.
Источник
Я не знаю, как остальные,
но я чувствую жесточайшую
не по прошлому ностальгию —
ностальгию по настоящему.
Будто послушник хочет к господу,
ну а доступ лишь к настоятелю —
так и я умоляю доступа
без посредников к настоящему.
Будто сделал я что-то чуждое,
или даже не я — другие.
Упаду на поляну — чувствую
по живой земле ностальгию.
Нас с тобой никто не расколет.
Но когда тебя обнимаю —
обнимаю с такой тоскою,
будто кто-то тебя отнимает.
Одиночества не искупит
в сад распахнутая столярка.
Я тоскую не по искусству,
задыхаюсь по настоящему.
Когда слышу тирады подленькие
оступившегося товарища,
я ищу не подобья — подлинника,
по нему грущу, настоящему.
Все из пластика, даже рубища.
Надоело жить очерково.
Нас с тобою не будет в будущем,
а церковка…
И когда мне хохочет в рожу
идиотствующая мафия,
говорю: «Идиоты — в прошлом.
В настоящем рост понимания».
Хлещет черная вода из крана,
хлещет рыжая, настоявшаяся,
хлещет ржавая вода из крана.
Я дождусь — пойдет настоящая.
Что прошло, то прошло. К лучшему.
Но прикусываю, как тайну,
ностальгию по-настоящему.
Что настанет. Да не застану.
Стихи «Ностальгия по настоящему» Андрея Андреевича Вознесенского – призыв жить не в воспоминаниях или миражах будущего, а здесь и сейчас.
Стихотворение относится к сборнику «Витражных дел мастер» 1976 года (за эту книгу автор получит впоследствии Государственную премию). В эту пору поэту исполнилось 43 года, он активно выступает как в СССР, так и в США и Европе, регулярно выходят его новые книги, кипит творческая работа с Театром на Таганке. В жанровом отношении – философская лирика, рифмовка перекрестная, есть и тавтологическая (из крана), и омофонная (подленькие – подлинника), в целом, много оригинальных неточных рифм. Стихи состоят из 10 строф. С первой же строки – отрицание. Поэт согласен остаться в одиночестве со своим мнением. В названии заключен оксюморон, более того, само понятие ностальгии обычно относят к тоске по Родине. Здесь же лирический герой измучился эрзацами, подделками, посредниками между собой и миром, временем, людьми. Во втором четверостишии сравнение, которое когда-то было трудно представить в советской поэзии: «послушник хочет к Господу». Герой хотел бы утолить жажду подлинной реальности. «Настоящее» ускользает, как песок сквозь пальцы. За условностями, правилами, гласными и негласными, за фасадом массовых ценностей, идей, мыслей для всех он пытается удержать неповторимый момент собственного бытия.
Он чувствует себя отверженным, заблудившимся, но еще помнит о нерасторжимой связи с «живой землей». Обретенная любовь не кружит голову, а сжимает сердце тревогой: «кто-то тебя отнимает», соблазняет суетой, толкает разменять золото чувств на глиняные черепки. «Не по искусству»: не по абстракции, фантазии. Готов отказаться от вымышленного мира ради уже существующего. «Тирады оступившегося товарища»: самооправдания человека, обличаемого совестью. И в такой момент герой за искаженным подобием ищет в чертах, быть может, уже бывшего друга, первообраз. «Из пластика рубища»: игра в жизнь, в убеждения во взятом напрокат реквизите. В этой строфе – умолчание, обрыв строки («а церковка»). Храм здесь – как якорь, маяк в житейском море суррогатов. Восьмой катрен – об «идиотах», которые и сами ничего не понимают, а еще берутся быть поводырями других. В предпоследнем четверостишии метафора: «пойдет настоящая» (беспримесная, утоляющая жажду). В финале оптимизм парадоксально соединяется с поражением: «да не застану». Эпитет: жесточайшую (еще и экспрессивный увеличительный суффикс в слове). Звукопись (аллитерация). Метафоричность, контрастность. Сравнение: как тайну. Анафоры (хлещет, будто), перечисления, ряд усиливающих эмоциональность тире, лексика разговорная, яркая.
Один из лейтмотивов лирики А. Вознесенского – обращение к размышлениям о ценностях истинных и ложных.
Источник
Наша дочь считает, что публикации в блоге должны не только представлять мысли автора, но и сообщать читателю о других достойных текстах , тонущих в безумном океане интернета. Первая такая «подсказка» — статья Ирины Плотниковой.
НОСТАЛЬГИЯ ПО НАСТОЯЩЕМУ
Я не знаю, как остальные,
Но я чувствую жесточайшую
Не по прошлому ностальгию –
Ностальгию по настоящему!
Андрей Вознесенский
Что со мной? Кажется, я влюблена!
Вот уже пятый месяц влюблена в чужую любовь. И это глубоко на пятом десятке, когда о свежести чувств мечтать, вроде бы, уже не положено. Когда все эмоции давно и без остатка съедены работой, семейными бедами, бытовыми неурядицами.
А вот поди ж ты! Влюблена! И облегчения не предвидится.
А ещё я, кажется, влюблена в нашу культуру. Которую не смогли вытравить из нас двадцать пять лет безвременья. Которая всё ещё жива и способна «чувства добрые в нас лирой пробуждать».
О чем это я? Да всё об «Анне Детективъ».
Феноменальный эффект сериала, который позиционировался как мистический детектив, напоминает выстрел из кремнёвого пистолета в крюйт-камеру: фрегат на воздух, а вместе с ним всю эскадру в клочья разметало. И горящие обломки продолжают падать на головы выжившим. Ожидал ли кто-нибудь, что произведение, созданное на стыке нескольких «легких» жанров, в формате, который до сих пор не рождал ничего, кроме «мыла», само окажется фактом искусства, да ещё и вытащит на божий свет фундаментальные основы и ценности отечественной культуры? Едва ли. А если ожидали, то это явная диверсия под существующую телеиндустрию бездумного потребления. И диверсантам хочется аплодировать стоя!
Все, кто испытал магию сериала, в один голос говорят о том, что потеряли способность смотреть дальше современное телевидение. Не идёт оно совсем после «Аннушки». Органы чувств, ошеломлённые небывалым по яркости букетом, отказываются воспринимать более слабые раздражители и откровенные суррогаты. А ведь смотрели — много лет смотрели всё ту же продукцию, и она не вызывала отторжения, хоть и не насыщала духовно. Притерпелись, привыкли, ничего особенного не ждали и не требовали. И вдруг…
7 ноября 2016 года кинокомпания «Стар-Медиа» и канал ТВ-3 неожиданно преподнесли зрителю царский подарок — 56-серийный сериал «Анна Детективъ», в котором обещано было все: девятнадцатый век, детектив, спиритизм, немного любви и много приключений. Народ сел к экранам, как садился обычно – жуя бутерброд после работы, разложив на коленях вязание. Что-то сейчас на экране фоном пойдёт.
Ага, как же! Бутерброд проглотили, забыв прожевать. Вязание забыто на последней петле, которая была сделана под вступительные кадры. Зато сериал засмотрен на сто рядов, разобран на микропланы, смонтирован в десятки клипов. Споры о судьбе героев, мотивах их поведения, нюансах актёрской игры не утихают на форумах. Созданы группы фанатов сериала в социальных сетях. Женщины изучают дамские наряды конца девятнадцатого столетия и правила этикета, мужчины погрязли в обсуждении систем револьверов, боевых орденов, особенностей обмундирования и вооружения городовых. Повторена история Крымской и русско-турецкой войны. Изучена табель о рангах. Разобраны особенности и поражающие свойства боевых отравляющих веществ. Обсуждены психология Наташи Ростовой и Евгения Базарова, поступки декабристов и их жён. Зрители вспомнили «Метель» Пушкина и «Яму» Куприна. Заодно перечитали Чехова: «Чайку» и всё остальное. Написаны десятки прозаических и поэтических произведений по мотивам сериала – так называемых фанфиков. И читатели фанфиков, безнадежно отравленные сериалом требуют – подумать только! – психологической достоверности поступков, сочности и стильности русского языка. На каждый свежий фанфик в сутки набрасывается в среднем около двух с половиной тысяч человек.
А шестнадцатилетние мальчики до хрипоты спорят, порядочно ли предлагать любимой девушке добрачные отношения, если ты не уверен в том, что сможешь обеспечить её будущее. Откуда вы взялись, мальчики? Где вы были всё это время? Почему нам понадобилась «Анна Детективъ», чтобы мы увидели, что вы ещё существуете?
Вы можете вспомнить, когда в последний раз с нами было подобное? Я – нет.
Почему? Для чего? Неужели мы всё это помним? Неужели нам всё это надо?
Оказалось, что надо. Вопреки убеждению всех теленачальников и шоуменов, оказалось, что мы народ, а не «пипл». И что мы «хавали» попкорн, потому что нечего было есть. А теперь мы требуем вкусной и здоровой пищи. Зритель требует продолжения «Анны Детективъ».
Сериал, вышедший на канале, который, честно говоря, мало кто смотрел в силу вопиющей несерьёзности контента, состоящего из «Гадалок» и «Дневников экстрасенса», завоевал не только сумасшедшую любовь зрителей, но и профессиональную премию Ассоциации продюсеров кино и телевидения. По итогам 2016 года он признан лучшим отечественным сериалом протяжённостью более 24 серий.
В чём же секрет успеха? В профессионализме, как бы банально это ни звучало. Сценарная группа написала увлекательное действо, снабдив его «вкусными» и остроумными диалогами, давно уже разобранными на цитаты. Художники, осветители и операторы выстроили кадр таким чудесным образом, что иной раз его просто бери и в раму вставляй. Режиссёры построили действие так, что сердце замирает в ожидании новой сцены, новой серии. А уж что сотворили актёры!
Об актёрах хочется сказать особо. «Анна Детективъ» с самого начала поразила отсутствием «раскрученных лиц» на экране. Возможно, поэтому главные герои, сыгранные Александрой Никифоровой и Дмитрием Фридом, сразу стали восприниматься нами не как киношные персонажи, а как реальные люди, которыми мы вначале заинтересовались, потом прониклись симпатией, а уж потом, увидев их человеческие слабости, влюбились в них, и стали переживать, как за близких и добрых друзей.
Молодая актриса Александра Никифорова – исполнительница заглавной роли – сразу поразила абсолютной искренностью, естественностью, чистотой. Как же не похожа она на раскрашенных гламурных красавиц, которых мы привыкли лицезреть на экране! А её героиня Анна Миронова, которая рвётся помогать людям, невзирая на то, что это будет стоить ей самой, так не похожа на эгоистичных «героинь нашего времени», которые убеждали нас много лет в том, что женщина должна быть стервой, что цель оправдывает средства, а для достижения личного счастья можно всё.
Таким же неожиданным выглядит детектив Яков Штольман в изумительном исполнении Дмитрия Фрида. Начнём с того, что это настоящий мужчина, от которого мы тоже успели отвыкнуть. Мужчина, а не отлакированный красавчик-метросексуал. Мужчина-трудоголик, выполняющий грязную и трудную работу полицейского – «собачью работу», как было сказано в одной из серий. Да, нам напомнили, что настоящий мужчина должен быть трудягой, смельчаком, человеком чести, но при этом – верным и нежным. Удивительно целомудренно выглядят отношения главных героев. И взгляды, мимика, жесты, всё это магическое «слегка соприкоснувшись рукавами» рождает бурю эмоций у зрителя, давно приученного, что любовь – это постельная сцена в первой же серии.
«Анна Детективъ» напомнила нам о чистоте человеческих отношений, о верности идеалам, о прочности семьи, об ответственности за близкого человека – в общем, о том, без чего немыслима нормальная жизнь, но что нам так редко показывают в фильмах в последние годы.
Практически все персонажи – первого ли, десятого ли плана — сыграны ярко и вкусно, реплики переливаются оттенками. Оказывается, на нашем телевидении есть ещё люди, которые умеют играть, а не просто монотонно проговаривать текст с деревянным выражением лица. «Как хорошоооо!», «Неизвестность напрягает», «Наслаждайтесь!» становятся такими же крылатыми, как знаменитое «Овсянка, сэр!» — просто потому, что произнесены с бесподобной, неповторимой актёрской интонацией.
За это зритель охотно прощает все ляпы и огрехи в матчасти. Какая разница, стоит ли на столе у Штольмана керосиновая или электрическая лампа, если сам сыщик подкупает своей человеческой достоверностью? А как изумительна сцена женской психологической дуэли, сыгранная Александрой Никифоровой и Еленой Поляковой в пустом зале на фоне одинокого дверного доводчика! Доводчик заметили, посмеялись над этим. Но правда искусства в очередной раз победила правду жизни.
Что это было? Откуда это взялось?
Наверное, секрет успеха «Анны Детективъ» в том, что она сложена из фундаментальных блоков нашего культурного кода: широкой эрудиции и уважения к своей истории, богатого и яркого русского языка, богатства отечественной литературы, впитанных с молоком матери представлениях о взаимоотношениях полов, о семейных ценностях, общественном долге.
Тем обиднее, что сериал, ставший любимым для многих тысяч людей, оказался прерван на полуслове. Драматичное окончание первого сезона создавало мощный задел для продолжения. Но тут произошло неожиданное. Коммерция встала на пути искусства. Канал ТВ-3 отказался от продолжения полюбившейся всем истории. На канале произошла смена руководства, была заявлена переориентация канала на новую аудиторию, а прежняя обидно удостоилась наименования «старушки с фиолетовыми волосами». Отказ от продолжения, мотивированный «низкими, неуклонно падавшими рейтингами», был воспринят зрителями, как оскорбление. В соцсетях бушует буря возмущения, пишутся критические комментарии, составляются письма ко всем, кто может быть причастен к дальнейшей судьбе сериала. Под одним из таких писем зрители начали подписываться, указывая свой возраст, род занятий и цвет волос – в пику руководителям ТВ-3, огульно охаявшим всех поклонников сериала.
Читая эти комментарии, поражаешься, насколько обширна территория, захваченная сериалом: Россия от Калининграда до Сахалина, Украина и Донбасс, Узбекистан, Казахстан, Германия, Канада, Израиль. А ещё обнаружилось, что популярность «Анны Детективъ» — еще и поколенческий феномен. Примерно половина подписей оставлена поколением сорокалетних — людей с высшим и специальным образованием, давно состоявшихся в жизни, занятых и не склонных проводить часы у телевизора.
В чём же дело? Почему нас так захлестнула любовь к этому «несерьёзному зрелищу», что мы готовы писать петиции, ломать копья на форумах, сочинять фанфики и монтировать клипы?
Не потому ли, что время когда-то лишило нас права на эмоции? Это ведь мы, романтики, советские школьники, вскормленные всем богатством отечественной и мировой культуры в «самой читающей стране», подготовленные совсем к иной жизни, оказались в лихие девяностые выброшенными в дикий капитализм, где каждый выживает, как может. Это мы были вынуждены отказываться от любимой работы и мечты, потому что надо было прокормить детей. Это нас приучили пахать, забывая о себе и никому не жалуясь, потому что в этом времени никому не интересны наши духовные запросы. Мы привыкли к этому, мы приняли это, как должное, замкнули на замок свои чувства и сами забыли, что они у нас существуют. А очаровательная Анна Миронова пробудила их в нас, как пробудила чувства в уставшем полицейском сыщике Якове Штольмане.
Вот потому мы и не можем успокоиться. Мы вспомнили о том, что мы есть! Мы существуем не только для бесконечной пахоты, истощающей наши эмоции. Мы тоже хотим видеть на экране «своё» кино, основанное на наших ценностях и нашей культуре. А телеиндустрия продолжает совать нам полупереваренную жвачку, созданную на основе импортных образцов. Либо вообще делает вид, что этого поколения нет, что оно не заслуживает своего контента. Хочется воскликнуть вслед за героиней сериала: «Я ошибка мироздания! Меня не должно быть!»
Увы, ровесники, если судить по эфирной политике нашего телевидения, нас с вами, действительно, не должно быть. Но мы есть! И мы требуем продолжения банкета. Мы хотим продолжения «Анны Детективъ» — сериала, созданного для нас. Мы почему-то уверены, что если бы таких фильмов больше было на экране, то и молодая аудитория у них неминуемо появилась бы. Ведь молодёжь восприимчива. Её просто приучили есть гадость вместо духовной пищи. А ведь всё могло бы быть иначе.
«И все-таки, что ж это было? Чего так хочется и жаль?»
Если «Анна Детективъ» рождает такую бурю эмоций, если страсти по ней только разгораются со временем, не значит ли это, что время меняется? Быть может, мы начинаем просыпаться от двадцатипятилетнего тяжкого сна и испытывать ностальгию. Ностальгию по тому, какие мы были. По тому, какие мы есть на самом деле.
Ностальгию по настоящему!
Источник