Тест с ответами по теме: «Пунктуация сложного предложения»
1. Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска ставится двоеточие.
а) Дунул ветер_ все дрогнуло, ожило и зашумело.
б) Прошел дождь_ зашумели деревья в лесу.
в) Хвалы приманчивы_ как их не пожелать?+
2. Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска ставится тире.
а) Знайте_ он опасный человек.
б) Любишь кататься_ люби и саночки возить.+
в) Заранее предупреждаю_ удобств на пути не будет.
3. В каком предложении на месте пропуска ставится тире?
а) Не сули журавля в небе_ дай синицу в руку.
б) Доверие_ всегда самый дорогой подарок.
в) Так хотелось бы знать_ куда еще занесет судьба?+
4. В каком предложении нужно поставить двоеточие (знаки препинания в предложениях не расставлены)?
а) Мой костер в тумане светит искры гаснут на лету.
б) Со мной был чугунный чайник единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу.+
в) Море порт город гора все превратилось в глухую порывистую от ветра тьму.
5. В каком предложении на месте пропуска нужно поставить тире?
а) Я доверяю любящим_ они великодушны.
б) Земля кругла_ на ней не скроешь тайны.+
в) Люблю веселое искусство природы_ цветы, бабочек, тропические растения, водопады, фонтаны.
6. Отметьте полное и правильное объяснение пунктуации в предложении.
Теперь (1) когда машины повернули к перевалу (2) море осталось позади.
а) Предложение сложное, сложноподчиненное. Запятая (2) ставится между частями сложного предложения.+
б) Предложение сложное, сложноподчиненное. Придаточное предложение выделяется запятыми (1) и (2).
в) Предложение простое, имеет уточняющее обстоятельство времени, которое выделяется запятыми (1) и (2).
7. Отметьте полное и правильное объяснение пунктуации в предложении.
Сонечка писала (1) что настроение тяжелое (2) но чтобы он о них не беспокоился.
а) Предложение сложное, сложноподчиненное, состоит из трех частей. Запятые (1) и (2) ставятся между частями сложного предложения.+
б) Предложение сложное, состоит из двух частей, запятая ставится между частями сложного предложения.
в) Предложение сложное, состоит из двух частей, запятая (1) ставится между частями сложного предложения. Запятая (2) ставится между однородными членами, которые имеются в придаточном.
8. Отметьте полное и правильное объяснение пунктуации в предложении.
Снег был глубокий (1) но твердый (2) лыжи не проваливались.
а) Предложение сложное, состоит из двух частей. Между частями сложного предложения ставится запятая (2).
б) Предложение сложное, бессоюзное. Между частями предложения ставится тире (2). В первой части имеются однородные определения, между которыми ставится запятая (1).
в) Предложение сложное, бессоюзное, между частями предложения ставится двоеточие. В первой части имеются однородные определения, между которыми ставится запятая.+
9. Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска ставится запятая.
а) Когда началась гроза, игра прекратилась_ и дети бросились бежать домой.+
б) В такую бурю волк не рыщет_ и медведь не вылезает из берлоги.
в) От долгого сидения у него затекли ноги_ и заболела спина.
10. Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска запятая не ставится.
а) Солнце пекло невыносимо_ и дул теплый ветер.
б) Кто из нас не был молод_ и кто не увлекался?
в) В доме все окна были закрыты_ дверь же была распахнута настежь.+
11. Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска ставится запятая.
а) Она сказала ему, что_ если он болен, то надо лечиться.
б) Он раздражителен_ и когда здоров, и когда болен.
в) Яков встал рано утром, когда солнце не палило так жарко_ и с моря веяло бодрой свежестью.+
12. Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска запятая не ставится.
а) Чтобы отбить, отбросить вражий вал_ такие вынес город испытания, каких еще ни разу не знавал за двести сорок лет существования.
б) У костра остался проводник, который_ пока путешественники охотились, приготовил ужин.+
в) Пушкин не скрывал, что_ если бы во время восстания он находился в Петербурге, то был бы вместе с декабристами.
13. Отметьте номер предложения с пунктуационной ошибкой.
а) Кругом стало совершенно темно – луна зашла за облака.
б) Я взглянул в окно: на безоблачном небе разгорались звезды.+
в) Стояла невыносимая жара – улицы были пустынны.
14. Отметьте номер предложений с пунктуационной ошибкой.
а) После завтрака экскурсанты пошли к морю, которое, хотя ветра не было, гулко шумело и плескалось.
б) Так как приближалась ночь, мы остались в селении, которое находилось в пятнадцати километрах от железной дороги.
в) В жизни каждого человека бывают случаи, которые никогда потом не забываются, и надолго определяют его биографию.+
15. Отметьте номер предложения с пунктуационной ошибкой.
а) Неприятель решил, что здесь нет защитников, и полез выше в гору.+
б) Вечером, когда немного утихло, мы пошли на мол, чтобы посмотреть, как придет пароход.
в) Поздно вечером раздался протяжный свисток и показался сияющий огнями паровоз.
16. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в данном предложении?
Чаадаев без посторонних рассуждений просто сравнил (1) то (2) что есть в России (3) с тем (4) что есть в Европе (5) и это как раз потрясло больше всего.
а) 2, 3, 4;+
б) 2, 4, 5;
в) 1, 3, 5;
17. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в данном предложении?
Собрались было плыть дальше (1) но (2) когда поднялся ветер (3) и пошла больше волна (4) то повернули к берегу.
а) 1, 2, 4;+
б) 1, 4;
в) 1, 3, 4;
18. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в данном предложении?
Я совершенно уверен (1) что у этого лорда есть что-то очень смешное (2) чего он стыдится (3) что тайно мучает его (4) и (5) отчего он так злобно пишет свои книги.
а) 1, 2, 3, 4;
б) 2, 3, 4, 5;
в)1, 3, 4.+
19. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку знаков препинания в данном предложении?
Прирученные и специально обученные беркуты ловят на охоте зайцев (1) ломают спину лисицам (2) и (3) если с малолетства приучить (4) даже и волка останавливают.
а) 1, 2;
б) 1, 3, 4;
в) 1, 2, 3, 4.+
20. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в данном предложении?
Я люблю подмосковные леса (1) и (2) когда они весело шелестят при летнем ветерке (3) и (4) когда они (5) заснеженные (6) спокойно спят под холодным светом луны.
а) 1, 3;
б) 2, 4, 5;
в) 3, 5, 6.+
21. Знаки препинания расставлены правильно в следующих предложениях:
а) Моему приятелю отвели сарайчик в конце сада и заставили его таскать волынку всякий раз, как он брался за свои упражнения.+
б) Иван Семенович подумал, что если бы этот человек был на самом деле невиновен, это сразу бы почувствовалось.
в) Обычно в картине существует некий центр, в котором находятся ее главные герои и где происходит основное событие.+
г) Несмотря на то что с утра шел дождь и дул сильный ветер, мы отправились на экскурсию в замок.+
д) Чувствуется, что он все делает с удовольствием и вкусом, что предстоящая работа ему приятна и что жизнь для него радостна и что замечаешь в себе какой-то подъем.
22. Запятая ставится на месте пропусков:
Князь Андрей любил танцевать_ и _ желая поскорее отделаться от умных разговоров _с которыми все обращались к нему _ подошел танцевать и выбрал Наташу _ потому что на нее указал ему Пьер _ и потому что она была первая хорошенькая женщина _ попавшая ему на глаза.
а) 2,3,4,5,7+
б) 3,4,5
в) 1,2,3,4,5,6,7
23. Двоеточие на месте пропуска ставится в следующих предложениях:
а) И теперь я знаю точно _ так будет всегда, что бы не происходило с людьми.+
б) Снега налетят _ не отыщешь и зернышка, морозом заря разгорится…
в) Понапрасну всматривались мы вдаль _ навстречу нам поднимался туман.+
г) Посмотришь вниз и увидишь _тот же сыпучий снег разрывают полозья, и ветер упорно поднимает и уносит все в одну сторону.+
24. Тире ставится на месте пропусков в следующих предложениях:
а) Ивановский достал часы _ было половина десятого.
б) Дальше следовало подождать, может, передохнуть даже, залечь _ с вершины холма их могли уже заметить немцы.
в) Входишь в лес _ тишина и покой охватывают тебя.+
Источник
Чувствуется что мальчики не твердо знают дорогу
После долгого молчания Егорушка спросил:
Щеки незнакомца еще больше распухли; он прижался спиной к камню, выпучил глаза, пошевелил губами и ответил сиплым басом:
Больше мальчики не сказали друг другу ни слова. Помолчав еще немного и не отрывая глаз от Егорушки, таинственный Тит задрал вверх одну ногу, нащупал пяткой точку опоры и взобрался на камень; отсюда он, пятясь назад и глядя в упор на Егорушку, точно боясь, чтобы тот не ударил его сзади, поднялся на следующий камень и так поднимался до тех пор, пока совсем не исчез за верхушкой бугра.
Проводив его глазами, Егорушка обнял колени руками и склонил голову. Горячие лучи жгли ему затылок, шею и спину. Заунывная песня то замирала, то опять проносилась в стоячем, душном воздухе, ручей монотонно журчал, лошади жевали, а время тянулось бесконечно, точно и оно застыло и остановилось. Казалось, что с утра прошло уже сто лет. Не хотел ли бог, чтобы Егорушка, бричка и лошади замерли в этом воздухе и, как холмы, окаменели бы и остались навеки на одном месте?
Егорушка поднял голову и посоловевшими глазами поглядел вперед себя; лиловая даль, бывшая до сих пор неподвижною, закачалась и вместе с небом понеслась куда-то еще дальше. Она потянула за собою бурую траву, осоку, и Егорушка понесся с необычайною быстротою за убегавшею далью. Какая-то сила бесшумно влекла его куда-то, а за ним вдогонку неслись зной и томительная песня. Егорушка склонил голову и закрыл глаза.
Первый проснулся Дениска. Его что-то укусило, потому что он вскочил, быстро почесал плечо и проговорил:
— Анафема идолова, нет на тебя погибели!
Затем он подошел к ручью, напился и долго умывался. Его фырканье и плеск воды вывели Егорушку из забытья. Мальчик поглядел на его мокрое лицо, покрытое каплями и крупными веснушками, которые делали лицо похожим на мрамор, и спросил:
Дениска поглядел, как высоко стоит солнце, и ответил:
Он вытерся подолом рубахи и, сделав очень серьезное лицо, запрыгал на одной ноге.
— А ну-ка, кто скорей доскачет до осоки! -сказал он.
Егорушка был изнеможен зноем и полусном, но все-таки поскакал за ним. Дениске было уже около 20-ти лет, служил он в кучерах и собирался жениться, но не перестал еще быть маленьким. Он очень любил пускать змеи, гонять голубей, играть в бабки, бегать вдогонки и всегда вмешивался в детские игры и ссоры. Нужно было только хозяевам уйти или уснуть, чтобы он занялся чем-нибудь вроде прыганья на одной ножке или подбрасыванья камешков. Всякому взрослому, при виде того искреннего увлечения, с каким он резвился в обществе малолетков, трудно было удержаться, чтобы не проговорить: «Этакая дубина!» Дети же во вторжении большого кучера в их область не видели ничего странного: пусть играет, лишь бы не дрался! Точно так маленькие собаки не видят ничего странного, когда в их компанию затесывается какой-нибудь большой, искренний пес и начинает играть с ними.
Дениска перегнал Егорушку и, по-видимому, остался этим очень доволен. Он подмигнул глазом и, чтобы показать, что он может проскакать на одной ножке какое угодно пространство, предложил Егорушке, не хочет ли тот проскакать с ним по дороге и оттуда, не отдыхая, назад к бричке? Егорушка отклонил это предложение, потому что очень запыхался и ослабел.
Вдруг Дениска сделал очень серьезное лицо, какого он не делал, даже когда Кузьмичов распекал его или замахивался на него палкой; прислушиваясь, он тихо опустился на одно колено, и на лице его показалось выражение строгости и страха, какое бывает у людей, слышащих ересь. Он нацелился на одну точку глазами, медленно поднял вверх кисть руки, сложенную лодочкой, и вдруг упал животом на землю и хлопнул лодочкой по траве.
— Есть! -прохрипел он торжествующе и, вставши, поднес к глазам Егорушки большого кузнечика.
Думая, что это приятно кузнечику, Егорушка и Дениска погладили его пальцами по широкой зеленой спине и потрогали его усики. Потом Дениска поймал жирную муху, насосавшуюся крови, и предложил ее кузнечику. Тот очень равнодушно, точно давно уже был знаком с Дениской, задвигал своими большими, похожими на забрало челюстями и отъел мухе живот. Его выпустили, он сверкнул розовой подкладкой своих крыльев и, опустившись в траву, тотчас же затрещал свою песню. Выпустили и муху; она расправила крылья и без живота полетела к лошадям.
Из-под брички послышался глубокий вздох. Это проснулся Кузьмичов. Он быстро поднял голову, беспокойно поглядел вдаль, и по этому взгляду, безучастно скользнувшему мимо Егорушки и Дениски, видно было, что, проснувшись, он думал о шерсти и Варламове.
— Отец Христофор, вставайте, пора! — заговорил он встревоженно. — Будет спать, и так уж дело проспали! Дениска, запрягай!
О. Христофор проснулся с такою же улыбкою, с какою уснул. Лицо его от сна помялось, поморщилось и, казалось, стало вдвое меньше. Умывшись и одевшись, он не спеша вытащил из кармана маленький засаленный псалтирь и, став лицом к востоку, начал шJпотом читать и креститься.
— Отец Христофор! — сказал укоризненно Кузьмичов. — Пора ехать, уж лошади готовы, а вы ей-богу.
— Сейчас, сейчас. — забормотал о. Христофор.
— Кафизмы почитать надо. Не читал еще нынче.
— Можно и после с кафизмами.
— Иван Иваныч, на каждый день у меня положение. Нельзя.
— Бог не взыскал бы.
Целую четверть часа о. Христофор стоял неподвижно лицом к востоку и шевелил губами, а Кузьмичов почти с ненавистью глядел на него и нетерпеливо пожимал плечами. Особенно его сердило, когда о. Христофор после каждой «славы» втягивал в себя воздух, быстро крестился и намеренно громко, чтоб другие крестились, говорил трижды:
— Аллилуя, аллилуя, аллилуя, слава тебе, боже!
Наконец он улыбнулся, поглядел вверх на небо и, кладя псалтирь в карман, сказал:
Через минуту бричка тронулась в путь. Точно она ехала назад, а не дальше, путники видели то же самое, что и до полудня. Холмы всJ еще тонули в лиловой дали, и не было видно их конца; мелькал бурьян, булыжник, проносились сжатые полосы, и всJ те же грачи да коршун, солидно взмахивающий крыльями, летали над степью. Воздух всJ больше застывал от зноя и тишины, покорная природа цепенела в молчании. Ни ветра, ни бодрого, свежего звука, ни облачка.
Источник
Ответы к тестам по русскому языку 8 класс 1534135 (Часть 1)
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ
♦ ВАРИАНТ I
1. Укажите неверное утверждение.
A. Словосочетание состоит из главного и зависимого слова.
Б. Словосочетание может выражать законченную мысль.
B. В зависимости от отношений между словами выделяются 3 типа словосочетаний.
Г. Словосочетания делятся на простые и сложные в зависимости от количества зависимых слов.
2. Найдите словосочетание, соответствующее схеме «глаг. + сущ. в вин. п.»:
а) относится по-товарищески;
б) рубить топором;
в) увидев озеро;
г) преодолеть препятствие;
д) звонит телефон;
е) бежать по дорожке.
3. Укажите словосочетание со значением «действие и его признак»:
а) пасмурно по-осеннему;
б) аплодировать артистам;
в) произвести расчет;
г) одеться по-зимнему;
д) летящий шар.
4. Найдите словосочетания, в которых допущена ошибка в употреблении предлога и падежа существительного:
а) ругать за беспечность;
б) вопреки угрозы;
в) согласно предписанию;
г) оплатить за квартиру;
д) радоваться успехам;
е) осудить на казнь.
5. Укажите способ связи в словосочетании — управление:
а) разговаривал улыбаясь;
б) о шести книгах;
в) стану космонавтом;
г) освоение космоса;
д) стройная береза;
е) настойчиво просить.
6. Найдите неверное утверждение.
A. Предложение выражает законченную мысль. Б. В предложении обязательно должно быть подлежащее и сказуемое.
B. Восклицательным может быть любое по цели высказывания предложение.
Г. В простом предложении может быть больше одного подлежащего.
Д. В предложении связь между его членами может быть и подчинительной, и сочинительной.
7. Укажите повествовательные предложения.
A. Не оставь меня, кум милый!
Б. До чего красиво в весеннюю пору в березовой роще!
B. Что ты поникла, зеленая ивушка?
Г. Спой, светик, не стыдись.
Д. Зазеленел, зашелестел столетний дуб.
Е. Почему же ты молчишь?!
8. Найдите простые предложения.
А. Вечереет, небо на западе порозовело.
Б. Как сказать о России, о земле, давшей тебе жизнь и вскормившей тебя; о народе, давшем тебе прекрасный язык и право быть самим собой?
В. Капитан остановил пароход, и все стали проситься погулять.
Г. Мы шли и говорили, что самое безмолвное время суток на земле всегда бывает перед рассветом.
Д. Офицер, ехавший верхом, натянул поводья, остановился на секунду и обернулся.
Е. Он сел у окна, в котором виднелся холодный красный закат.
9. Укажите односоставные предложения.
A. Оттуда несло запахом свежескошенной травы.
Б. Белая береза под моим окном принакрылась
снегом точно серебром.
B. Мелькают по сторонам сосны, березы, лиственницы.
Г. Волга — красивейшая река России.
Д. Всем поскорее хотелось устроить привал и отдохнуть.
10. Найдите нераспространенные предложения.
A. Здравствуй, моя дорогая и любимая бабушка!
Б. Весело сияет месяц над селом.
B. Скучная картина!
Г. С запада надвигалась грозовая туча.
Д. Мне радостно.
Е. Ребята бегали, прыгали и кувыркались.
11. Укажите предложение, в котором связь между его членами
только подчинительная.
А. Осенью птицы и звери готовятся к зиме.
Б. То справа, то слева слышался гул падающих стволов.
В. Мы басней никого обидеть не хотели.
Г. Как вчера, так и сегодня стоит теплая погода. Д. Мал золотник, да дорог.
14. Укажите правильный ответ.
A. Хороша развесистая, береза.
Б. Хороша развесистая, береза.
B. Хороша развесистая, береза.
Г. Хороша развесистая, береза.
белоствольная, белоствольная, белоствольная, белоствольная,
веселая
веселая
веселая
12. Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в словах буквам:
а) б) в) г)
легендарный е и и е
делегат и и е е
ст..пендиат е и е и
ОбеЛИСК и и е е
Секретарь и е е е
Найдите правильный разбор слова по составу:
♦ Оценки
За 19—20 правильных ответов — «5»; за 16—18 — «4»; за 12—15 — «3».
1. Укажите неверное утверждение.
A. Между словами в словосочетании есть грамматическая и смысловая связь.
Б. Словосочетаниями считаются только сочетания слов с подчинительной связью.
B. Подлежащее и сказуемое не могут образовывать словосочетание.
Г. При согласовании зависимым словом может быть любая часть речи.
Д. Словосочетания, разные по строению, но близкие по грамматическому значению, называют синонимичными.
2. Найдите словосочетание, соответствующее схеме «глаг. + нареч.»:
а) спрашивать совета;
б) стучать кулаком;
в) веровать во что-то;
г) ехать шагом;
д) собираться потанцевать;
е) очень темно.
3. Укажите словосочетание со значением «действие и предмет, на который оно переходит»:
а) работают школьники;
б) жить припеваючи;
в) рубить топором;
г) уметь рисовать;
д) подъемный кран.
4. Найдите словосочетания, в которых допущена ошибка в употреблении предлога и падежа существительного:
а) отказал в дружбе;
б) не откликнулся к зову;
в) вдуматься над вопросом;
г) радоваться за друга;
д) краснеть от волнения;
е) уплатить за квартиру.
5. Укажите способ связи в словосочетании — согласование:
а) каждому труженику;
б) поиск неизведанного;
в) стоял молча;
г) первые препятствия;
д) думал уйти;
е) участвовать в походе.
6. Найдите неверное утверждение.
A. В предложении обязательно должно быть сказуемое.
Б. Распространенным считается предложение, в котором есть хотя бы один второстепенный член.
B. Двусоставное предложение обязательно содержит и подлежащее и сказуемое.
Г. Предложение выражает законченную мысль. Д. По цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные и побудительные.
7. Укажите побудительные предложения.
A. Куда так, кумушка, бежишь ты без оглядки? Б. Кто смеет говорить столь нагло и надменно!
B. Забудем прошлое, уставим общий лад!
Г. Ночи были ясные и по-весеннему теплые.
Д. Не говорите мне о ней.
Е. Вам понравилось отдыхать в горах?
8. Найдите сложные предложения.
А. В белой мгле, на широких лугах, на пустынных речных берегах только черный засохший камыш да верхушки ракит различишь.
Б. Как, милый петушок, поешь ты громко, важно!
В. В сентябре лес реже и светлее и птичьи голоса тише.
Г. Доля художника — трудная доля.
Д. Внезапно подул ветер и сорвал с прохожих шляпы.
Е. Погода стояла прекрасная: белые, крупные облака высоко и тихо неслись над нами, ясно отражаясь в воде.
9. Укажите двусоставные предложения.
A. В густой пшенице или ржи не увидишь даже самого беспечного и самоуверенного мышонка.
Б. Стоит посмотреть как-нибудь в сумерки совиную охоту.
B. Приветствую тебя, пустынный уголок!
Г. Ночь тиха.
Д. Катя, посмотри этот рисунок.
Е. Лишь самые выносливые смогли одолеть подъем на снежную вершину.
10. Найдите распространенное предложение.
A. Мелькают сосны, березы, лиственницы.
Б. Надо научиться ждать.
B. Зима в этом году снежная.
Г. Росла репка, росла и выросла.
Д. Прощайте, скалистые горы!
11. Укажите, в каком предложении связь между его членами и
сочинительная, и подчинительная.
A. И дрова, и солома быстро прогорели.
Б. В этом ночном дожде было что-то жуткое.
B. Вскоре ветер перешел в ураган.
Г. Выбравшись на чистую воду, утка поплыла вдоль залива.
Д. Митя, взобравшись на дерево, посмотрел вокруг.
12. Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в словах буквам:
а) б) в) г)
ф..нтазия а О а о
талантливый а О а О
традиция о а а а
кандидат а о а а
..ттестат о о а а
Найдите правильный разбор слова по составу:
a) y^e^Hfejibii; ый 9 в) ^бе^ительн ый
б) у’бё^й^ельй ый 9 г) ^бедй^ельн ый
14. Укажите правильный ответ.
A. На освещеннь^ полянах краснеют гроздья рябины.
Б. На освещенных солнцем полянах краснеют гроздья рябины.
B. Н аосвеще нных_солнцем_поля на xL краснеют гроздья рябины.
Г. На освещен^ полянах краснеют
гроздья рябины.
♦ Оценки
За 19 правильных ответов — «5»; за 15—18 — «4»; за 11—14 — «3».
1. Укажите неверное утверждение.
A. Словосочетаниями считаются только сочетания слов с подчинительной связью.
Б. При согласовании зависимым словом может быть любая именная часть речи, которая имеет род, число и падеж, как и главное слово.
B. При примыкании зависимое слово всегда является неизменяемым.
Г. При примыкании главное слово должно быть неизменяемым.
2. Найдите, в каких предложениях выделенные слова являются словосочетаниями.
A. Несмотря на занятость, помогал другу.
Б. Вследствие дождей дорогу размыло.
B. В заключении статьи был сделан интересный вывод.
Г. Играл, не смотря на клавиши.
Д. В течение всей дороги он молчал.
Е. В продолжение дня он был задумчив.
3. Укажите словосочетание со значением «действие и предмет, на который оно переходит»:
а) чувствуется море;
б) растет город;
в) листать тетрадь;
г) зависимость от условий;
д) надвигающаяся гроза.
4. Найдите словосочетания, в которых допущена ошибка в употреблении предлога и падежа существительного:
а) поступать согласно желанию;
б) благодаря принятого решения;
в) по прибытии на станцию;
г) по окончанию школы;
д) уверенность в справедливости;
е) уплатить за проезд.
5. Укажите способ связи в словосочетании — примыкание:
а) добросовестно выполнять;
б) участвовать в поиске;
в) бег на месте;
г) быть молчаливым;
д) верные друзья;
е) мой друг.
6. Найдите неверное утверждение.
A. В грамматической основе выражаются грамматические значения предложения.
Б. По цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные.
B. В предложении может быть одна или несколько грамматических основ.
Г. Помимо подчинительных связей, в предложении бывает сочинительная связь.
Д. Главным средством выражения цели высказывания и восклицания является интонация.
7. Укажите предложения, которые могут быть и повествовательными и вопросительными (знаки препинания не расставлены).
A. Кто там поет на заре Б. Жди меня
B. Приходите завтра вы Г. Могу побыть с тобой Д. Который час
Е. Возьмем с собой гитару
8. Найдите простые предложения.
А. Пройдя через густые камышовые заросли, пробравшись сквозь чащобу ивняка, я вышел на берег хорошо знакомой мне речонки и быстро отыскал свою лодку, которую в шутку прозвали «китайской джонкой».
Б. Отъехав от берега, я опустил весла, и меня понесло по течению.
В. Я знаю, что нужно сделать, но не знаю как.
Г. Боец-пехотинец, громадного роста, с большими черными, как сковороды, руками, запыхавшись, выбился из задних рядов колонны, держа в руке какие-то тяжелые предметы, завернутые в тряпку.
Д. Я вышел на поляну, освещенную солнцем, и остановился, глядя вокруг.
Е. Проснулся: в широкие щели сарая глядятся веселого солнца лучи.
9. Укажите односоставные предложения.
A. Васька — безотказный труженик.
Б. Он ловкий и быстрый.
B. Хорошо было вокруг!
Г. Учиться — всегда пригодится.
Д. Продлись, продлись, очарованье!
10. Найдите распространенное предложение.
A. Я буду летать.
Б. Приезжайте, мои юные друзья.
B. Раздался не то треск, не то свист.
Г. Раскаялся поздно.
Д. Она была прекрасна и строга.
11. Укажите, в каком предложении связь между его членами только
подчинительная.
А. Умен да пригож, да на дело негож.
Б. Смех и песни сливались в нестройную музыку.
В. В саду, не умолкая ни на минуту, пели птицы. Г. Две белки уселись на сучке и, глядя на меня, затараторили.
Д. То ли чурка, то ли бочка проплывает по реке.
ть
а) нес5разме^6бстьП^
б) нёс5разме^нбс[ть1;
в) нес^раз‘ме^йбстьП>
г) нёс^раз1ие^н6с
12. Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в словах буквам:
а) б) в) г)
привилегия е и и е
президент е е е и
преследовать и е е и
приоритет и е и е
пр.. данность и е е е
Найдите правильный разбор слова по составу:
14. Укажите правильный ответ.
A. Стоящая внизу челядь покатывалась со^ сме^ ху,_гля^я на эту картину.
Б. Стоящая^внизу челядь покатывалась со смеху, глядя на эту картину.
B. Стоящая^внизу челядь покатывалась со смеху, глядя^на эту картину.
Г. Стоящая мизу челядь покатывалась со смеху, глядя_на картину.
♦ Оценки
За 19 правильных ответов — «5»; за 15—18 — «4»; за 11—14 — «3».
ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
♦ ВАРИАНТ I
1. Укажите неверное утверждение.
A. Двусоставное предложение обязательно содержит оба главных члена предложения.
Б. Все определения согласовываются с главным словом.
B. Прямые дополнения относятся к переходным глаголам.
Г. Приложение — особый вид определения.
Д. Обстоятельства поясняют сказуемое или другие члены предложения.
2. Найдите предложение, в котором подлежащее выражено словосочетанием.
A. Маленькая гостиная была неуютной.
Б. Наше завтра будет прекрасно.
B. Мы с Аликом принялись за работу.
Г. Прямо к станции летит тройка удалая.
3. Укажите предложение с простым глагольным сказуемым.
A. Он собирается заниматься в новой спортивной школе.
Б. Стану сказывать я сказку.
B. Я буду учителем в вашей школе.
Г. Я буду строить новый дом.
4. Найдите предложение с составным именным сказуемым.
A. Он был высокого роста.
Б. Я готов с вами поспорить.
B. Я был рад помочь вам.
Г. Вы должны трудиться.
5. Укажите неверное утверждение.
Тире между подлежащим и сказуемым при нулевой связке:
а) ставится, если перед сказуемым стоят слова это, значит, вот;
б) не ставится, если перед сказуемым стоят слова будто, словно, как;
в) ставится, если перед сказуемым стоит частица не;
г) может ставиться, если подлежащее — личное местоимение.
6. Найдите предложения, в которых нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым.
A. Жизнь прекрасна и удивительна.
Б. Жизнь прожить не поле перейти.
B. Жизнь как сон.
Г. Сердце не камень.
Д. Читать это не только узнавать факты.
Е. У сильного всегда бессильный виноват.
7. Укажите, в каких предложениях выделенное слово является дополнением.
A. Мастер чинит телефон.
Б. Ветер поднимает тучи пыли.
B. Буря мглою небо кроет.
Г. Встретить ночь готовится природа.
8. Найдите предложение с прямым дополнением.
A. Хозяйка жарко натопила печь.
Б. Книги лежали на столе.
B. Живу, горжусь сынами.
Г. Лесник шагнул через порог. ‘
9. Укажите предложение, в котором дополнение выражено глаголом в неопределенной форме.
A. Я начал разыскивать потерянную клюшку.
Б. С самого утра мы решили заняться любимым
делом.
B. Врач запретил мне читать лежа.
Г. Не стану описывать мое состояние.
10. Найдите предложение с согласованным определением.
A. На горизонте неожиданно показалась лодка с парусом.
Б. Поездку домой ожидали все.
B. На фотографии изображен человек лет тридцати.
Г. Деревенские улицы тонули в зелени.
11. Укажите предложение, в котором нет приложения (знаки препинания не расставлены).
A. Мы мальчишки собирались иногда группами и шли в лес.
Б. Страстный охотник глубоко чувствовал природу-
B. Мы были в музее А.С. Пушкина великого русского писателя.
Г. Мне понравилась повесть Н. В. Гоголя Вий.
12. Найдите предложение с обстоятельством времени.
A. Мы очень устали.
Б. Кругом кричали коростели.
B. Вчера я приехал в Тамбов.
Г. Он изменился до неузнаваемости.
13. Укажите предложения, в которых обстоятельство не обособляется (знаки препинания не расставлены).
А. Как парус чайка там белеет в высоте.
Б. Прилетев на место гуси шумно опускаются на воду.
В. Опытный шахматист сделав неудачный ход сдался.
Г. Последний рисунок был выполнен учеником очень небрежно.
Д. Поезд шел не останавливаясь.
Е. Внизу как зеркало стальное синеют озера струи.
14. Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в словах буквам:
а) б) в) г)
режи..ер СС с с СС
конгре.. с с сс СС
коми..ИЯ с сс с сс
реставрация с с сс с
пье..а сс с сс с
15. Укажите правильный разбор слова по составу:
а) ^адбстй[о1 (петь); в) )ждбст^[] (петь);
б) ^адбст^ю, (петь); г) ^адост1^, (петь).
16. Найдите правильный ответ.
A. Он, думая о своем, попросил нас зайти. Б. Он, думая о своем, попросил нас зайти.
B. Он, думая о своем, попросил нас зайти. Г. Он, думая о своем, попросил нас зайти.
♦ Оценки
За 19 правильных ответов — «5»; за 15—18 — «4»; за 11—14 — «3».
1. Укажите неверное утверждение.
A. Подлежащее может выражаться различными частями речи.
Б. Сказуемое выражает грамматическое значение одного из наклонений.
B. Прямое дополнение может относиться только к глаголам и выражается только винительным падежом.
Г. Классификация обстоятельств в основном совпадает с классификацией наречий.
2. Найдите предложение, в котором подлежащее выражено наречием.
A. Пять не делится на два.
Б. Далече грянуло «ура».
B. Наше завтра будет прекрасно.
Г. Лучший из учеников был награжден грамотой.
Д. Вчера произошло нечто странное.
3. Укажите предложение с составным глагольным сказуемым.
A. Дом будут строить каменщики.
Б. Сирень начинает отцветать в начале лета.
B. Он казался всесторонне образованным человеком.
Г. В путешествии мы узнали очень много интересного.
Д. Мы предложили ему поиграть с нами.
4. Найдите предложение с составным именным сказуемым.
A. Ребята будут купаться в реке.
Б. Он не станет со мной дружить.
B. Ей туфли впору будут.
Г. Я должен был признать свои ошибки.
5. Укажите неверное утверждение.
Тире между подлежащим и сказуемым:
а) ставится только тогда, когда опущена связка;
б) ставится, если подлежащее и сказуемое выражены одной и той же частью речи;
в) не ставится при наличии частицы не перед именной частью сказуемого;
г) не ставится, если перед сказуемым стоит сравнительный союз.
6. Найдите предложения, в которых нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым.
A. Знание это сила.
Б. Умный смех как прекрасный источник энергии.
B. Эти равнины словно бескрайнее море.
Г. Бедность не порок.
Д. Я всем чужой.
Е. Байкал самое глубокое озеро на планете.
7. Укажите предложение, в котором выделенное слово является дополнением.
A. Конек режет лед.
Б. Отец подарил мне мяч.
B. Портной сшил костюм.
Г. Туча закрыла полнеба.
8. Найдите предложение с косвенным дополнением.
A. Я сегодня поймал было рыбку.
Б. Старуха пряла свою пряжу.
B. У коменданта я нашел Швабрина.
Г. Я выпил немного воды.
9. Укажите предложение, в котором дополнение выражено глаголом в неопределенной форме.
А. Маленьким птичкам и маленьким деткам спать наступила пора.
Б. Он наконец научил сына по часам узнавать время.
В. Почти все жители сбежались смотреть на редких гостей.
Г. Для меня жить — значит работать.
10. Найдите предложение с несогласованным определением.
A. Березы подмосковные шумели вдалеке.
Б. Стояла осень в солнце и туманах.
B. Чьи-то кони стояли у двора.
Г. Пахнул в лицо мне воздух чистый.
11. Укажите предложение, в котором нет приложения (знаки препинания не расставлены).
A. Дорога шла вдоль реки Цна.
Б. Среди старых книг он нашел роман Спартак.
B. Ласточки звезды катятся вниз.
Г. Первое условие для дружеского сближения искренность.
12. Найдите предложение с обстоятельством цели.
А. Он был направлен в московский госпиталь на излечение.
Б. Ученик по болезни освобожден от уроков физкультуры.
,В. При старании вы можете добиться больших успехов.
Г. Звонко кукушка вдали куковала.
13. Укажите предложение, в котором обстоятельство обособляется
(знаки препинания не расставлены).
А. Плавание по реке было опасно вследствие быстроты течения.
Б. При малейшей удаче он необыкновенно обод-рялся •
В. Угрожающе рокочет море.
Г. Внизу как зеркало стальное синеют озера струи.
14. Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в словах буквам:
а) б) в) г)
реставрация е е и е
Д..ВИЗ и и е е
резолюция е и и е
р..петиция и е и е
п..йзаж е и е е
Укажите правильный разбор слова по составу:
а) (помещение) не’при£од6[о| (для жилья);
б) (помещение) не’при^годйо, (для жилья);
в) (помещение) нйфигщ^о] (для жилья);
г) (помещение) не^игодйо (для жилья).
16. Найдите правильный ответ.
A. Проводив туристов до нужной им_ тропки, лесник вернулся в дом.
Б. Проводи ВТ у р и ст ов донужнойим тропки, лесник вернулся в дом.
B. Проводив туристов ДО_НуЖНОЙ_ИМ ^POnjCH, лесник вернулся в дом.
Г. Проводив туристов до нужной им тропки, лесник вернулся в^дом.
♦ Оценки
За 17 правильных ответов — «5»; за 13—16 — «4»; за
9—12 — «3».
1. Укажите верное утверждение.
A. В предложении обязательно должно быть подлежащее и сказуемое.
Б. Прямое дополнение может выражаться только именем существительным.
B. Все определения согласовываются с главным словом.
Г. Однородность — неоднородность определений зависит от значения.
2. Найдите предложение, в котором неверно выделено подлежащее.
A. Опоздавшие пассажиры спешили занять свои места.
Б. Мы с тобой поедем к морю.
B. У этого мастера золотые руки.
Г. Город Тамбов расположен на реке Цна.
3. Укажите предложение, в котором неверно выделено сказуемое.
A. Он был охотник повеселиться.
Б. Погода была хорошая.
B. Он просил приехать нас завтра.
Г. Я долго не мог с ними встретиться.
4. Найдите предложение с составным глагольным сказуемым.
A. Я не мог думать об этом.
Б. Я буду ходить в бассейн.
B. Я поехал бы в город.
Г. Он был тверже стали.
5. Укажите верные утверждения.
Тире между подлежащим и сказуемым при нулевой связке не ставится:
а) если подлежащее выражено существительным в им. п., а сказуемое — словосочетанием числительного в им. п. с существительным в род. п.;
б) если подлежащее выражено личным местоимением, а сказуемое — существительным;
в) при наличии частицы не перед сказуемым;
г) если подлежащее и сказуемое выражены неопределенной формой глагола.
6. Найдите предложение, в котором нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым.
A. Красота есть обещание счастья.
Б. Познание и жизнь неотделимы.
B. Жизнь прожить не поле перейти.
Г. Волк коню не товарищ.
Д. Голова без ума что фонарь без света.
7. В каком предложении неверно подчеркнуты подлежащее и сказуемое?
A. Уметь слушать — это великое искусство.
Б. Дежурный сегодня Семенов.
B. Это против нашего закона — поминать старое. Г. Первый долг человека в жизни — передавать
другим свое ремесло.
Д. Стать художником — мечта моего сына.
8. Укажите предложение, в котором дополнение выражено глаголом в неопределенной форме.
A. Мать велела поставить чайник.
Б. Мы решили укрыться от дождя.
B. Желание учиться овладело мальчиком.
Г. Помнить — значит предвидеть.
9. Найдите предложение с несогласованным определением.
А. Мужчины постарше собирались на охоту.
Б. На третий день снегопад прекратился.
В. Дети наблюдали за летящим в небе самолетом. Г. Твой путь будет тернист.
10. В каком предложении нужно обособить определение, выраженное причастным оборотом?
A. Ютившаяся под деревьями полутьма была полна запахов позднего лета.
Б. Можно было видеть лежавший в широкой излучине город.
B. Верблюды навьюченные тяжелыми тюками то и дело падали.
Г. Он шел по извивавшейся между деревьями тропинке.
11. Укажите предложение, в котором выделенное слово не является приложением.
A. Чижа захлопнула злодейка-з&пгцщя.
Б. Он воспитывался учителем-французом.
B. Ночевала тучка золотая на груди утеса-вели-кана.
Г. Нам улыбнулся сторож-старик.
12. Найдите предложение с обстоятельством меры.
A. При желании вы увидите.
Б. Мы ехали шагом.
B. Мы прошли с километр.
Г. Он сделал это назло.
13. Укажите предложение, в котором обстоятельство выражено сравнительным оборотом (знаки препинания не расставлены).
A. Как увижу ее я и сам не свой.
Б. Он слаб и гибок как тростник.
B. Делай сам как знаешь.
Г. Злой язык как стрела.
14. Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в словах буквам:
а) б) в) г)
репетиция е е е и
большинство и и е и
вопл..тить а О о а
пост, .новление а а о а
фестиваль е и и е
Укажите правильный разбор слова по составу:
а) .неза’слуя^бннс) (наградить);
в) небаслуженшз (наградить);
г) н^баслуя^енн[о1 (наградить).
16. Найдите правильный ответ.
A. Она была в тени, просила помочь ей в на; дежде быть неузнанной.
Б. Она была в тени, просила помочь ей :в надежде^ быть^неузналной.
B. Она была в тени, просила помочь ей надежде^ бь1тъ_неузнанной.
Г. Она была в тени, просила помочь ей в на-дежде быть неузнанной.
Д. Она была в_тени_, просила полночь ей в^на-дежде быть неузнанной.
♦ Оценки
За 17 правильных ответов — «5»; за 13—16 — «4»; за 9—12 — «3».
ОДНОСОСТАВНЫЕ И НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
♦ ВАРИАНТ I
1. Укажите неверное утверждение.
A. В односоставных предложениях грамматическая основа состоит из одного главного члена.
Б. Односоставные предложения могут быть распространенными.
B. Неполные предложения те, в которых пропущен главный член.
Г. Пропуск члена предложения в произношении может быть выражен паузой.
2. Найдите односоставные предложения.
A. День ясен.
Б. С утра морозит.
B. Что бы это значило?
Г. Мне нездоровится.
Д. Ряд телеграфных столбов.
3. Укажите определенно-личные предложения.
A. Выберите себе книгу по вкусу.
Б. Не из Москвы ли будешь?
B. В доме шумят.
Г. Цыплят по осени считают.
Д. Быть грозе великой.
4. Найдите неопределенно-личные предложения.
A. Вот парадный подъезд.
Б. Люблю грозу в начале мая.
B. В дверь постучали.
Г. Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Д. Будут долго вспоминать его рассказы.
5. Укажите безличные предложения.
A. Бездонную бочку водой не наполнишь.
Б. Скоро светать будет.
B. Приготовьтесь к уроку.
Г. Зажгло грозою дерево.
6. Найдите обобщенно-личные предложения.
A. Вам не видать таких сражений.
Б. Вечерами работалось особенно хорошо.
B. Каких только птиц не увидишь в лесу!
Г. Любишь кататься — люби и саночки возить.
7. Укажите назывные предложения.
A. Мне холодно.
Б. Вот заводская улица.
B. Это домик под толевой крышей.
Г. Третий час дня.
Д. Вода немного коричневатая.
8. Найдите примеры, в которых есть неполные предложения.
A. Летом светает рано, а зимой — поздно.
Б. Ум — это сила.
B. В избе жарко натоплено.
Г. Уходим завтра в море.
Д. «Как тебя зовут?» — «Меня Анной».
9. В каких примерах неверно расставлены знаки препинания?
A. На пригорке то сыро, то жарко.
Б. Вот море: вот пермские дремучие леса.
B. Светло на улице, и виден сад насквозь.
Г. Нигде не дышится вольней, родных лугов, родных полей.
♦ Оценки
За 18 правильных ответов — «5»; за 14—17 — «4»; за 10—13 — «3».
1. Укажите неверное утверждение.
A. В односоставном предложении второй главный член не нужен для понимания смысла предложения.
Б. В определенно-личных предложениях сказуемое стоит только в форме 2-го лица.
B. Назывные предложения имеют один главный член — подлежащее.
Г. В неполных предложениях может быть пропущен любой член предложения.
2. Найдите односоставные предложения.
А. За дверью бегают.
Б. Сестра — врач.
. В. Ночь темна.
Г. Мне не хватает нежности твоей.
Д. Его звали Григором.
3. Укажите определенно-личное предложение.
A. Иду по улице нарядной.
Б. Не слышно волков завыванье.
B. В воздухе пахнет сосновой смолой.
Г. Будем вместе служить.
Д. Около шести часов в луга носили завтрак.
4. Найдите неопределенно-личные предложения.
A. Вдруг неожиданно все зажглось солнечными лучами.
Б. Травы скашивают рано утром.
B. Детей учили рисованию.
Г. Выберите себе книгу по вкусу.
Д. Не по словам судят, а по делам.
5. Укажите безличные предложения.
A. Уже совсем рассвело.
Б. И в переулках пахнет морем.
B. Слышу шум падающей листвы.
Г. Расскажу тебе сказку.
6. Найдите обобщенно-личное предложение.
A. Не спешите отправляться в путь.
Б. Нет дыма без огня.
B. Егорушке дали ложку.
Г. В книге ищи не буквы, а мысли.
7. Укажите назывные предложения.
A. Темнеет.
Б. Поговори со мною, мама.
B. Хлеб-соль ешь, а правду режь.
Г. Третье декабря тысяча девятисотого года.
Д. Зима.
8. Найдите примеры, в которых есть неполные предложения.
A. Необходимо быть дома.
Б. Вам с лимоном или с вареньем?
B. Февраль.
Г. Оставайтесь дома.
Д. «Видите дым?» — «Теперь вижу».
9. В каком примере неверно расставлены знаки препинания?
A. Летом светает рано, а зимой — поздно.
Б. Ей — шел восьмой год.
B. Гроза была обложная, и гремело отовсюду.
Г. Спела бы рыбка песенку, да голоса нет.
♦ Оценки
За 16 правильных ответов — «5»; за 12—15 — «4»; за 8—11 — «3».
1. Укажите неверное утверждение.
A. Неполные предложения те, в которых нет какого-либо необходимого члена.
Б. Односоставные предложения могут быть неполными.
B. Неполные предложения могут быть только нераспространенными.
Г. Односоставные предложения могут быть нераспространенными.
2. Найдите односоставные предложения.
A. Кто морю возвратит тепло и свет?
Б. Не страшны нам ничуть расстояния.
B. Дай припасть к руке твоей, Россия!
Г. Гармонист, сыграй!
Д. Четверть роты скосило.
3. Укажите определенно-личное предложение.
A. Без грамматики никоему нельзя обойтись.
Б. Горит в сердцах у нас любовь к земле родной.
B. Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
Г. Зимним холодом пахнуло на поля и на леса. Д. Так забудь же про свою тревогу.
4. Найдите неопределенно-личное предложение.
A. Друга узнают в несчастье.
Б. Встань, весь край мой поруганный, на врага.
B. Цыплят по осени считают.
Г. Единою солдатскою судьбою нас фронт и тыл спаяли навсегда.
5. Укажите безличные предложения.
A. Земля омыта летними дождями.
Б. Что же мне так больно и так трудно?
B. Нет уз святее товарищества.
Г. Красуйся, град Петров!
Д. Вечерние сумерки.
Е. Светло и чисто небо в мае.
6. Найдите обобщенно-личные предложения.
A. Штили, а не бури — ужас для парусных судов. Б. Береги платье снову.
B. Дни поздней осени бранят обыкновенно.
Г. Потом его в степи без чувств нашли.
Д. Ведут ко мне коня.
Е. Что посеешь, то и пожнешь.
7. Укажите назывные предложения.
A. Ни ветерка.
Б. Только что смерклось.
B. Мне не до смеху!
Г. Второй час дня.
Д. Уральский хребет.
Е. Вишневый сад теперь мой.
8. Найдите примеры, в которых есть неполные предложения.
A. Восхищаешься чугунным узором оград.
Б. Литературу люблю до самозабвенья.
B. Даже в пустяках надо быть правдивым.
Г. Над могилою героя ночная звезда.
Д. Перед нами небывалые пути.
9. В каком примере неверно расставлены знаки препинания?
A. После ливня — ни грозы, ни ветерка.
Б. Летом светает рано, а зимой — поздно.
B. Вся жизнь день радости и счастья.
Г. Люблю твой строгий, стройный вид.
♦ Оценки
За 17 правильных ответов — «5»; за 13—16 — «4»; за 9—12 — «3».
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ
♦ ВАРИАНТ I
1. Укажите неверное утверждение.
A. Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос.
Б. Однородные члены равноправны по отношению друг к другу.
B. Однородными членами могут быть слова только одной части речи.
Г. Обобщающее слово всегда является тем же членом предложения, что и однородные члены.
2. Найдите предложения с однородными определениями (знаки
препинания не расставлены).
A. Ласковый ветер трепал непослушные Морозкины кудри.
Б. Девочка постелила на стол чистую суровую скатерть.
B. Я буду тогда обладать истиной вечной несомненной.
Г. Последние два дня дул крепкий штормовой ветер.
Д. Снег скрипел под ее маленькими черными ботинками.
Е. Солнечный сосновый бор манил нас своей красотой.
3. Укажите, в каких предложениях выделенные слова являются
однородными определениями.
А. Крив, сложен, извилист путь к намеченной вершине.
Б. Подлинное, большое искусство возвышает ум и душу.
В. Это была смелая, виртуозная работа щедрого мастера.
Г. Тембр голоса у него был глухой, отдаленный, спокойный.
Д. Дни стоят синеватые, пасмурные.
Е. Этот мир казался таким обыденным, заурядным, даже скучным.
4. Найдите предложения, в которых однородные члены связываются соединительными союзами.
A. Он приезжал домой пообедать да переночевать.
Б. Он походил на мастера или на управляющего.
B. Олег прислушался, но услышал только толчки своего сердца.
Г. Нигде ни садика, ни длинного забора.
Д. Обнялись облака и уснули без грусти.
Е. Он жил настоящим мгновением, зато уж жил вполне.
5. Укажите, в каком примере нужна запятая перед союзом да.
A. Учился читать да писать, а выучился петь да плясать.
Б. Мал золотник да дорог.
B. Ученье да труд к славе ведут.
Г. Земляникой да костяникой в Зауралье полны леса.
6. Найдите, в каком примере нужны запятые перед союзами и.
A. Смех и песни сливались в нестройную музыку.
Б. Снег лежал на крыше и на балконе и на деревьях.
B. Человек всегда найдет простор, дело и цель для мечтаний.
Г. Туча росла и захватывала запад и восток.
Д. Расскажите об однозначных и многозначных словах.
7. Укажите, в каких предложениях с однородными членами неверно расставлены знаки препинания.
A. В поэзии Некрасова есть и злоба, и сарказм, и нежность, и надежда.
Б. Несутся клубы, не то тумана, не то мелких брызг.
B. Этот край богат торфом и лесом, молоком, и ягодами.
Г. Умен да пригож, да на дело негож.
Д. Он коллекционировал как марки, так и открытки.
8. Найдите предложение с обобщающим словом при однородных
членах (знаки препинания не расставлены).
A. Распоряжения его всегда были быстры точны отчетливы.
Б. Люди несли на базар овощи хлеб птицу фрукты молоко.
B. Подушка эта была мягкая теплая битком набитая снами.
Г. В мешке дорожном простые вещи консервы да хлеб.
Д. Куртина клумба для цветов или других растений.
9. Укажите, в каких предложениях с обобщающими словами при
однородных членах неверно расставлены знаки препинания.
A. Нет, ничего откладывать нельзя: ни праздник, ни прогулку.
Б. На деревьях, стогах, домах — везде лежал снег.
B. Все: деревья, трава, песок и даже одежда подернулось инеем.
Г. Юные деревья ель и сосна, клен и вяз — все растут дружно.
Д. Везде: на полях и в лесных просеках — пар поднимался от земли.
Е. Лесная ягода: малина и земляника — раньше поспевает на полянах.
10. Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в словах буквам:
а) б) в) г)
арти..ерия лл л лл л
кава..ерия лл л л лл
га..ерея л л л лл
иску..тво с с сс сс
иску..ный сс с с сс
Найдите правильный разбор слова по составу:
а) ,невнимательнее[
| (читать);
б) П(ПёИИтельн[ёё1 (читать);
в) пНни^тельнН, (читать);.
(читать).
12. Укажите правильный ответ.
A. В_человеке все должно быть прекрасно: и лице», и _одежда,_ и душа,_ и_ мысли.
Б. человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и оДежда, и душа, и мысли.
B. В человеке все должно быть прекрасно:и лицо, и одежда, и душа, и мысли.
Г. В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.
♦ Оценки
За 18 правильных ответов — «5»; за 14—17 — «4»; за 10—13 — «3».
1. Укажите неверное утверждение.
A. Однородные члены могут быть выражены словами разных частей речи.
Б. В предложении может быть несколько рядов однородных членов.
B. Если однородные члены соединяются союзами, то запятая между ними не ставится.
Г. Обобщающие слова стоят или впереди однородных членов, или после них.
2. Найдите предложения с неоднородными определениями (знаки препинания не расставлены).
A. На узких извилистых улицах стояла странная тишина.
Б. Теплая летняя ночь трепетала бесчисленными звездами.
B. Наступила дождливая грязная темная осень. Г. По дороге зимней скучной тройка борзая бежит. Д. Золотой голосок малиновки звучит невинной
болтливой радостью.
Е. Профессор жил в большом одиноком доме на краю парка.
3. Укажите, в каких предложениях выделенные слова являются однородными определениями.
A. Небо было горячее, ветреное, яркое, как синька. Б. Вдруг на пути нашем явилась довольно большая
желтая река.
B. Дождь был короткий, сильный, холодный.
Г. Лес стоит радостный, праздничный.
Д. Вот сидит Оля. Она румяная, круглолицая и кудрявая.
Е. И очи синие, бездонные цветут на дальнем берегу.
4. Найдите предложения, в которых однородные члены связываются разделительными союзами.
A. Там, где живут ежи, нет ни мышей, ни крыс.
Б. Стоят угрюмых гор вершины и дремлют в вечной тишине.
B. Зарево распространилось не только над городом, * но и далеко вокруг.
Г. Что-то ярко горело: не то состав, не то станция.
Д. Самозванец или не расслышал сказанное, или пренебрег неуместным намеком.
Е. Дождь шел порывами, переходя то в ливень, то в изморось.
5. Укажите, в каких примерах не нужна запятая перед союзом
да.
A. Отсталый да ленивый всегда позади.
Б. Снайпер бьет редко да метко.
B. Много прочел да мало учел.
Г. Щи да каша — пища наша.
6. Найдите, в каком примере неправильно поставлена запятая
перед союзом и.
A. Он хладнокровно встречал и удачу, и неудачу.
Б. Еще я высыпал на стол много белых грибов, и
подберезовиков, и подосиновиков.
B. В старом саду дорожки и грядки заросли лопухами, и укропом.
Г. В этом возгласе было и восхищение, и благодарность, и любовь.
Д. Он услышал звон кольчуги, и крик, и ржанье, и глухой топот.
7. Укажите, в каких предложениях с однородными членами неверно расставлены знаки препинания.
A. И стар да весел, и молод да угрюм.
Б. Ветер гонял колючие, прерывистые, душные тучи строительной пыли.
B. Дорога то подымалась на взгорье, то упиралась в скалу.
Г. Хаты, поля и леса проступали все яснее и яснее.
Д. Странный звук подплывал все ближе и ближе, и рос в своей силе.
8. Найдите предложения с обобщающим словом при однородных членах (знаки препинания не расставлены).
A. Всюду видится родное и знакомое.
Б. На прилавке красовались свежие овощи красные помидоры зеленые огурцы.
B. Митраша выучился делать деревянную посуду бочонки лохани шайки.
Г. Чистый звучный басистый звук колокольчика звенел вокруг.
Д. Слышалось там и пенье и смех и ворчанье.
9. Укажите, в каких предложениях с обобщающими словами при однородных членах неверно расставлены знаки препинания.
A. Восход осыпал все: сосну, утес, реку, облака потоками золотой пыли.
Б. И палисадник, и сад, и лук на грядках — все это вместе было дом.
B. Все было серо, холодно и мокро и земля, и небо, и тощая трава.
Г. Рассуждали о всякой всячине: о погоде, ценах, музыке, машинах.
Д. Всюду: сверху и снизу — все смешалось. Е. Все в тающей дымке: холмы, перелески.
10. Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в словах буквам:
а) б) в) г)
м..нтаж а а о О
проф..ль е и е и
гал..рея е е и е
д.. стоинство о а а о
п..стамент о о а о
Найдите правильный разбор слова по составу:
в) ,пред5т*бра^1 ить |;
г) предЬт’крат*и[ть1.
а) предбтврат* ить
б) пред&тврат^ ^ть
12. Укажите правильный ответ.
A. Нигде нет огней: ни на площади, ни на стоянке автомобилей.
Б. Нище, нет огней: ни ща_ площади, ни настоящее антюмобилей.
B. Нигде нет огней: ьш ща^ пл ощади ,_н и н а_с то -янке автомобилей.
Г. Нигде нет огней: ни Jia_ площади,_ни насто-янке автюмобилей.
Д. Нигде нет огней: ни на площади, ни на сто-янке автомобилей.
♦ Оценки
За 19—20 правильных ответов — «5»; за 16—18 — «4»; за 12—15 — «3».
1. Укажите неверное утверждение.
A. Однородные члены могут быть любыми членами предложения.
Б. В предложении может быть два обобщающих слова.
B. Если в предложении два ряда однородных членов, то знаки препинания в каждом ряду ставятся независимо.
Г. Если однородные члены соединены повторяющимися союзами, то запятая ставится всегда перед всеми однородными членами.
2. Найдите предложения с неоднородными определениями (знаки
препинания не расставлены).
A. Кузнечики подняли свою торопливую сухую трескотню.
Б. Солнце низвергало на землю золотые сияющие потоки света.
B. Косые иглы закатного солнца рассекали холодноватый чистый хрусталь весеннего неба.
Г. Поезд тащился сквозь оттепельную мартовскую ночь.
Д. Какая неприятная пронизывающая погода!
Е. Откуда-то доносился странный прерывистый протяжный звук.
3. Укажите, в каком предложении выделенные слова являются
однородными определениями.
A. Сегодня утро вышло серое, теплое, в лужах.
Б. Тонкий лимонный лунный свет.
B. Шумная, веселая, весенняя Москва.
Г. Дом был большой, двухэтажный.
Д. Эта работа была огромная, смелая, виртуозная.
Е. Он казался заурядным, обыкновенным.
4. Найдите предложения, в которых однородные члены связываются соединительными союзами.
A. Он мал, зато удал.
Б. Как жить, так и читать вприпрыжку не следует.
B. Хороши-то хороши, да разборчивы ерши.
Г. Послышался глуховатый звон не то колокола, не то чего-то другого.
Д. Солнце дремлет: то глянет, то опять уснет.
Е. Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.
5. Укажите, в каком примере не нужна запятая перед союзом да.
A. Я видел только бой да вместо песен слышал канонаду.
Б. Ум имей хоть маленький да свой.
B. Но это был не городской да и не сельский звук.
Г. Ждал я вас на покос этим летом да так и не
дождался.
6. Найдите, в каких примерах неверно расставлены знаки препинания в предложениях с союзом и.
A. Березка мила и при солнце, и в самый серый день, и при дожде.
Б. Мы оглянулись и с трудом узнали знакомые и милые места.
B. И ветер затих и туча росла, мигала молниями, и глухо ворчала.
Г. И день и ночь скакали мы вперед.
Д. И стар и млад пришли к нему на помощь.
7. Укажите, в каких предложениях с однородными членами неверно расставлены знаки препинания.
A. Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину, и ночь, и звезды, и луну.
Б. Весь вечер Ленский был рассеян, то молчалив, то весел вновь.
B. Заболтал ногою и забежал с другой стороны, и снова отскочил, и снова отдернул руку.
Г. Пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат.
Д. Бабушка связала варежки, большие неуклюжие, зато теплые.
8. Найдите предложение с обобщающим словом при однородных
членах (знаки препинания не расставлены).
A. Ни горы ни ущелья ни быстрые реки не помешали прокладке газопровода.
Б. Запах черемухи чувствовался всеми в саду в доме на улице.
B. Все и лес и поле и цветущий луг залито солнцем.
Г. Бычков Сергеев Корнеенко победители соревнования.
9. Укажите, в каком предложении неверно расставлены знаки
препинания.
A. В холод и зной: утром и днем, вечером и ночью метеорологи непрерывно ведут свои наблюдения.
Б. И все мне дико, мрачно стало: родная куща, тень дубов, веселы игры пастухов — ничто тоски не утешало.
B. На совещании присутствовали: директор, завуч и все классные руководители.
Г. Шум, говор и толпа людей — все это было как-то непривычно.
Д. Ни ты, ни она — вы не забудете того, что случилось.
10. Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в словах буквам:
а) б) в) г)
достопр. .мечательность и е е и
артиллерия е и е и
декларировать а о а а
эксперимент и е е е
конференция е е и е
11. Найдите правильный разбор наречия по составу:
а) безвозмездна,; в) без’бозме^т^о,;
б) без’возмез^н^П? г) .без^юзмезй&Д.
12. Укажите правильный ответ.
A. Мы с_удовольствием пили чай из^трав с ли^ моном.
Б. Мы с удовольствием пили чай моном.
B. Мы с удовольствием пили чай из^трав с ли^ моном.
Г. Мы с „удовольствием пили чай_ из трав ели; моном.
Д. Мы с удовольствием пили чай из трав с лимоном.
♦ Оценки
За 15 правильных ответов — «5»; за 12—14 — «4»; за 8—11 — «3».
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБРАЩЕНИЯМИ, ВВОДНЫМИ СЛОВАМИ И МЕЖДОМЕТИЯМИ
♦ ВАРИАНТ I
1. Укажите неверное утверждение.
A. Обращение — это слова или сочетания слов, называющие того, к кому обращаются с речью.
Б. Обращения могут быть распространенными и нераспространенными.
B. В предложении обращения могут быть главными членами.
Г. Обращение может стоять в любой части предложения.
2. Найдите предложения с обращением (знаки препинания не расставлены).
A. Платком взмахнула у ворот моя любимая.
Б. Я вернусь к тебе Россия.
B. С чего начинается Родина?
Г. Жизнь моя по-прежнему теки!
Д. Мой друг гостей своих с улыбкою встречает. Е. Любимый город может спать спокойно.
Ж. Утоли мою жажду каплей росы.
3. Укажите предложения с нераспространенным обращением (знаки препинания не расставлены).
A. Друзья мои прекрасен наш союз.
Б. Товарищ верь ты победишь.
B. Отъезжающие в лагерь пройдите в автобус.
Г. Ты помнишь Алеша дороги Смоленщины?
Д. Здравствуйте мои дорогие!
Е. Здравствуй красавица Волга!
Ж. Как хорошо ты о море ночное!
4. Найдите предложения, в которых неверно расставлены знаки
препинания.
A. Здравствуйте, сосновые леса, солнечные, чистые, сухие!
Б. Для тебя единственная, ласковая я нашел хорошие слова.
B. Сибирь, страна прозрачных рек, окрепла ты в борьбе.
Г. Мы с тобою, ветер!
Д. Спой мне иволга песню пустынную, песню жизни моей.
Е. Сыпь ты, черемуха, снегом, пойте вы, птахи, в лесу.
5. Укажите неверное утверждение.
A. При помощи вводных слов говорящий выражает свое отношение к тому, что он сообщает.
Б. Вводные слова не являются членами предложения.
B. Вводные слова и предложения на письме выделяются только запятыми.
Г. Междометия могут употребляться в качестве самостоятельных предложений.
6. Найдите предложения, в которых выделенные слова являются
вводными (знаки препинания не расставлены).
A. Словом можно убить словом можно спасти.
Б. Словом Гаврика терзали сомнения.
B. Наоборот прочтите «ропот» и обозначится «топор».
Г. Кстати бывает только то что остроумно.
Д. И в береженый глаз бывает подчас пылинка попадает.
Е. Разговор принял как будто бы самый мирный оборот.
7. Укажите примеры, в которых неверно расставлены знаки препинания.
A. Работа над повестью идет медленно, и кажется, верно.
Б. Почему же, однако, и вымыслу нельзя быть красивым?
B. Весь день собирался дождь, и, наконец, к вечеру тучи рассеялись.
Г. Тарантас прыгал, визжал и казалось, рыдал.
Д. Может быть, и донные снега хранят мой одинокий след.
Е. По народному поверью, аист стережет счастье.
8. Найдите предложения, в которых есть междометия (знаки
препинания не расставлены).
A. Тишина ах какая стоит тишина!
Б. Ах какая стоит тишина!
B. О сколько солнца в детстве я познал!
Г. О камень стукает копытом проголодавшийся олень.
Д. О как мне этот тихий воздух мил!
Е. О камни плещется зеленая вода.
9. Укажите примеры, в которых слова да и нет являются самостоятельными предложениями и требуют обособления.
A. Нет мало в России родиться, чтоб русским считаться по праву.
Б. Да здравствует день сегодняшний, грядущее отворяющий!
B. В его лице было выражение силы да именно силы.
Г. Да разве так бывает, чтобы все сразу удалось!
Д. Нет героев не поставить на колени.
Е. Ничего нет в мире милее для меня, чем мой народ.
10. Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в словах буквам:
а) б) в) г)
с..зон е и е и
д..бют е е е и
лауреат и е е и
с..мфония е и и и
11. Укажите правильный разбор слова по составу:
12. Укажите правильный ответ.
A. Следов^ельно, зеленые заслоны отделяют жилища от пыли.
Б. Следовательно, зеленые заслоны отделяют жилища от пыли.
B. Следовательно, зелетме заслоны отделяют жилища от пыли.
Г. Следовательно, зеленые заслоны отделяют жилища от пыли.
Д. Следовательно, зеленые заслоны отделяют жилища от пыли.
♦ Оценки
За 21—22 правильных ответа — «5»; за 16—20 — «4»; за 12—15 — «3».
ти
]
б) рбрес[ти1;
в) ббрест[и1;
д) дбрес’щП;
е) обреет [и];
1. Укажите неверное утверждение.
A. Обращения произносятся с особой звательной интонацией.
Б. Обращения имеют форму именительного падежа.
B. Обращения могут быть только одушевленными именами существительными.
Г. Обращения могут выделяться запятыми и восклицательным знаком.
2. Найдите предложения с Обращением (знаки препинания не расставлены).
A. Жизнь моя ничуть не стала тише.
Б. Поклон-привет тебе он шлет моя любимая.
B. Тополи скорей идите во поле.
Г. Ясени родную степь украсили.
Д. Дорога нас в дальние дали зовет.
Е. Куда меня знакомая дороженька ведет?
Ж. Пожелай мне доброго пути.
3. Укажите предложения с распространенным обращением (знаки препинания не расставлены).
A. О жизнь моя как ты мне дорога!
Б. Сыпь ты черемуха снегом.
B. Распахни мне объятья свои густолистый развесистый лес!
Г. Мы старые друзья с тобою ветер.
Д. Пой гармоника вьюге назло.
Е. Откуда ж приятель песня твоя?
Ж. Про родимый край баян сыграй.
4. Найдите предложения, в которых неверно расставлены знаки препинания.
А. Люди мира, на минуту встаньте!
Б. Ты прощай любимый, уходи хороший, по дороге длинной.
В. Хорошая, любимая, родная, мы друг от друга далеко живем.
Г. Не улетай, лебедушка, не отцветай, черемуха.
Д. Сыны снегов, сыны славян, зачем вы мужеством упали?
Е. Милый, мой друг, добрый, мой друг, людям так хочется мира!
5. Укажите неверное утверждение.
A. Вводные слова не являются членами предложения.
Б. Вводные слова могут выделяться скобками или тире.
B. Вводные предложения могут выделяться запятыми.
Г. Междометия могут выделяться запятыми с двух сторон.
6. Найдите примеры, в которых выделенные слова являются
вводными (знаки препинания не расставлены).
A. Ночью весь мир огромный кажется проще.
Б. Правда с годами мои стихи делались менее
нарядными.
B. Правда на свете одна только истинная.
Г. К счастью на берегу никого не было.
Д. Лежали тихие снега. Вдруг как пошла крутить пурга!
Е. Одни только звезды как будто радовались первому морозу.
7. Укажите примеры, в которых неверно расставлены знаки препинания.
А. Лес с каждой минутой менял краски, и, наконец, стемнело.
Б. Мы простимся с тобой у порога, и быть может навсегда.
В. Здесь возможны, а может быть, и неизбежны всякие чудеса.
Г. Ночью вероятно было прохладно, и окна отпотели.
Д. В сущности, я так мало написал в своей жизни.
Е. Призыв твой, стало быть, пал на почву, всегда взрыхленную.
8. Найдите предложения, в которых есть междометия (знаки
препинания не расставлены).
A. О камни плещется зеленая вода.
Б. О как в предвиденье разлуки взор обостряется у нас.
B. О дорожные камни изранены ноги босые.
Г. О какая суровая, какая длинная зима.
Д. О я хочу безумно жить.
Е. О людях говорить при жизни надо.
Ж. О нашей любви говорить мы не будем.
9. Укажите примеры, в которых слова да и нет являются самостоятельными предложениями и требуют обособления.
A. Мы — гуманисты да!
Б. Нет не по книгам мы узнавали твои, История, дела.
B. Отмечен был огнем да гарью суровый сорок первый год.
Г. Да здравствует счастье человека на земле!
Д. Нет счастья вне родины, каждый пускает корни в родную землю.
Е. Нет не забудет никто никогда школьные годы.
Ж. Нет я был слишком счастлив.
Источник