Чувствует ли запахи грудничок

Ваш малыш узнает Вас по запаху.

Запах мамы

Еще когда ребенок находится внутри своей мамы, его обоняние начинает работать задолго до его рождения. Уже с 7ми месяцев плод может распознавать запах околоплодных вод, который «окрашен» индивидуальным запахом его матери.

Самые первые запахи, которые чувствует новорожденный малыш — это запах мамы, запах маминых рук, запах первых капель грудного молока. С первых дней ребенок по запаху молока матери может отличить свою маму — он будет поворачиваться к бюстгалтерной прокладке своей мамы и игнорировать прокладки других кормящих женщин. А во время сна начинает делать сосательные движения, лишь только почувствует запах материнского молока. Этот факт объясняется выработкой феромонов специальными потовыми железами вокруг сосков (бугорками Монтгомери). Именно эта способность помогает малышу соориентироваться в нужном направлении тогда, когда возникнет чувство голода. А если Вы оставите рядом с Вашим спящим малышом вещь, которую носите постоянно, и он будет спокоен так как рядом будет «свой» запах.

Уже в возрасте нескольких дней новорожденный начинает дифферинцировать запахи. Например, когда подносишь пузырек с запахом ванили, банана, он начинает глубоко вдыхать, поворачивать голову в сторону пузырька. И наоборот, реагируют неудовольствием (смыкают веки, морщит личико, начинает плакать, и даже учащается пульс и дыхание на резкие неприятные запахи. На 4-ом месяце жизни ребенок начинает отличать приятные запахи от неприятных и отвечать на них адекватной эмоционально-двигательной реакцией.

Небольшие советы, с чего можно начинать развивать обоняние.

Оставьте в кроватке ребенка одежду или маленький платок, который вы носили. Пропитанный вашим запахом, он будет оказывать на ребенка успокаивающее действие.

Не меняйте духи, мыло или лосьон, которыми вы пользуетесь, хотя бы в первые месяцы жизни ребенка, чтобы его не волновать.

Во время прогулки, во время приготовления пищи попросите ребенка понюхать цветы, воздух, напоенный ароматами, пищу, которая вкусно пахнет. Пусть он запомнит запах свежей земляники, сирени, сдобы, свежего хлеба, грибного супа и т.п.

Некоторые игрушки (книги, карандаши) также источают запахи. Они могут заставить ребенка связать воедино содержание интересной книжки и ее запах.

И небольшая история, связанная с нашим обонянием.

В апрельском номере британского еженедельника The Lancet (https://www.thelancet.com/journals/lancet/article/PII..) в 1989 г. появилась небольшая заметка об одном необычном клиническом случае. В клинику при Королевском колледже Лондона обратилась 44-летняя женщина с желанием осмотреть родинку на бедре. Это было образование размером 1,86 мм в диаметре. При полном клиническом обследовании была выявлена меланома (злокачественная опухоль) на самой ранней стадии. Доктора клиники были удивлены причиной по которой обратилась пациентка к ним. В течении нескольких месяцев собака хозяйки каждый день тщательно обнюхивала эту родинку и скулила. Пес был настолько одержим этой родинкой, что пару раз даже пытался откусить это ненавистное ему место. Поведение животного было необычным и женщина решила показаться врачу.
Доктора Хайвел Уильямс и Андрес Пемброук, которые вели эту женщину предположили, что клетки меланомы выделяли особый белок, который почувствовала собака, а поведение собаки — защитной реакцией, удалить возможную опасность любой ценой

На портале Vikids вы можете:

Источник

Новорожденный: любимые запахи и полезные ощущения

Обоняние и осязание новорожденного: что может сделать мама

Завершаем серию статей психолога Екатерины Бурмистровой об эмоциональном, сенсорном и физическом развитии младенца в первые сорок дней. В прошлый раз мы говорили о развитии слуха, полезных и вредных слуховых впечатлениях. Сегодня — о том, какие запахи и тактильные ощущения полезны малышу первых месяцев жизни.

Обоняние новорожденного

Обоняние — огромный источник информации для младенца. Этого не осознают многие взрослые, потому что мы через обоняние получаем довольно мало информации в нашей культуре. Младенец получает через обоняние информации в первый месяц жизни больше, чем через зрение. И естественно точкой комфорта, местом покоя является запах мамы, запах материнского молока.

Под запахом мамы имеется в виду не тот парфюм, который мама использует, а именно запах самой мамы. Запах мамы — это запах тела мамы, который состоит из тех же химических компонентов, что и околоплодная жидкость.

Как раз на химические запахи, на парфюмерные запахи у многих детей может быть неоднозначная реакция, особенно у детей, склонных к аллергии, с отягощенным анамнезом аллергическим. С парфюмерией нужно быть очень аккуратным и использовать не аэрозольные средства, а средства твердые — менее летучие.

Маме надо включить интуицию, понимая, что родные человеческие запахи ребенку полезны, а химические запахи скорее вредны и могут восприниматься как агрессивные. Есть такое направление — ароматерапия, когда лечат ароматами, т.е. веществами содержащимися в воздухе в малом количестве. Так вот ароматерапию до двух месяцев применять запрещено.

Касается все сказанное и курения. Но есть очень существенный момент, когда курящие папы, которые не могут расстаться с этой привычкой, подвергаются невероятному остракизму со стороны жен. Конечно же, нельзя курить в комнате, где находится ребенок. Но если у мужа нет цели или нет возможности расстаться с этой привычкой — это не повод его отгонять от малыша. Будет больше ущерба, если папа отдалится от новорожденного.

С обонянием малыша связан и один секрет, который может помочь молодым семьям: если вам нужно ненадолго отойти от малыша, он будет гораздо спокойнее спать, если вы оставите около его колыбели. в коляске или в кроватке футболку или рубашку, которую вы поносили. Точно так же ребенок должен быть знаком с запахом папы, и тогда он будет реагировать на него, как на привычный, надежный, комфортный. Если папа в первые недели жизни младенца мало берет его на руки, не возникнет этой связи через обоняние.

Обоняние является очень большим по объему источником информации. Запах обволакивает малыша. И если вы идете в гости, вам тоже стоит взять с собой не только одеялко или подстилку для него, но и что-то такое, что будет издавать сильный запах дома — плед или вашу одежду, которую вы носили.

Те запахи, которые на него обрушатся в новом месте, будут слишком сильной информацией. Маленькие дети часто очень беспокойно спят в гостях у бабушки или, скажем, в машине, пока не привыкнут, — именно потому, что они еще ничего там не видят. То, что они видят, похоже на домашнее — тот же белый потолок у бабушки. Но запах другой. Поход в поликлинику именно обилием своих запахов — довольно большой стресс для малыша первых месяцев жизни. Если по-другому пахнет, значит, это другое пространство.

Мы привыкли отбивать у себя привычку реагировать на запах. Это культурно заложено. Не в каждой культуре это так, но в нашей культуре это так. Мама может немножко помочь себе настроиться на эту длину волны с младенцем, вспоминая, как все пахло в первый триместр беременности. Обычно первый триместр беременности — это обострение запахов и чувствительности, и женщина помнит, насколько неприятен был для нее, например, запах из холодильника. Так вот, обоняние новорожденного еще сильнее, чем обоняние беременной женщины в первом триместре. Вспомните свое состояние — и вы лучше почувствуете состояние малыша. Так что избегайте чужеродных запахов, химических запахов и каких-то специальных запахов.

Развитие осязания

Обоняние тесно связано с осязанием. Осязание — еще одно из чувств, и через него новорожденный получает максимум информации в первый месяц жизни. 80% информации исходит от впечатлений, связанных с осязанием.

Чтобы понять, что его окружает, малышу нужно соприкоснуться с этим кожей. Еще не работает как следует зрение. А осязание, видимо, работает потому, что ребенку полезно сначала воспринять информацию о том, что имеет отношение непосредственно к нему, с чем он соприкасается. Потом с помощью зрения и других чувств он будет исследовать большее пространство.

Очень важно, с чем соприкасается ребенок, и что соприкасается с ним. Прежде всего, это, конечно же, ткани. Ни для кого не секрет, что только натуральные ткани, из натуральных волокон должны использоваться в уходе за совсем маленьким ребенком. Нужно избегать синтетики, даже примеси синтетики в пеленках. Кроме того, пеленки для новорожденного должны быть несколько раз постираны и прокипячены, потому что совсем новая ткань, даже натуральная, может быть очень грубой для кожи ребенка, вплоть до того, что оставлять отпечатки на очень нежной и тонкой коже новорожденного.

Читайте также:  При беременности от стресса поднялось давление

Нужно ли гладить пеленки? Это спорный момент. Наши мамы традиционно гладили — считалось, что это необходимо для соблюдения режима стерильности. Сейчас, по новым исследованиям, глажение вызывает образование слоя положительно заряженных ионов на пеленке, и это не полезно для кожного баланса ребенка. Поэтому если вы стирали их при высокой температуре, сушили в нормальной обстановке, глажение не считается обязательным. Но если вам нравится, если ваши эстетические чувства коробятся при виде неглаженых пеленок, тогда гладьте.

Если вы привыкли гладить все. Представьте, что женщина, которая привыкла гладить все: постельное белье, нижнее белье, наволочки, всю одежду — как она может не погладить ребенку? И если это не в ущерб вашему здоровью: иногда на глажку уходит остаток сил молодой мамы, и это обидно.

Еще один вопрос, связанный с осязанием: варежки, так называемые «царапки», которые надевают малышам на ручки, — мешают ли они осязанию? Тормозят ли развитие?

Я противник варежек всем, кроме детей очень нервных, потому что обычно как раз в первые сорок дней ладони, на которых сосредоточена основная рецепторная поверхность, закрыты, и ребенок сильно поцарапать себя не может закрытым кулачком. И если надевать варежки — это совсем сократит приток впечатлений к рецепторам.

Говоря об осязании, нельзя не сказать о контакте «кожа к коже» и контакте со спокойными руками мамы и папы. Ребенок чувствует состояние взрослого, который его держит, непосредственно через тактильное ощущение. Он чувствует настрой взрослого по тонусу мышц. Если руки напряженные, деревянные, немножко потные — ребенок чувствует тревогу, начинает вести себя беспокойно. Вот, скажем, дают ребенка папе, который его до этого мало держал, ему не доверяли: руки скованные, положение не то — ребенок плачет. И папа пугается и говорит: «Он у меня плачет, забери». То, что ребенок начинает плакать на руках у кого-то из близких, — сигнал, что нужно этому человеку учиться его держать, а не прерывать контакт.

Так что осязание — мощнейший источник информации. И очень полезно овладеть простыми навыками массажа, так называемый материнский массаж освоить — это поможет сделать руки материнские и отцовские более уверенными, а для ребенка обеспечит хороший приток осязательных впечатлений.

По медицинским вопросам обязательно предварительно проконсультируйтесь с врачом

Источник

Лекция 1. Психология новорожденного ребенка.

Сегодня я сначала хочу поговорить об особенностях новорожденного ребенка, о том, что ему полезно и вредно, что можно вынести из научных исследований и из опыта, доставшегося нам от старинных обычаев, традиций.

Что чувствует новорожденный малыш? Как он воспринимает мир?
Представим себе роды с точки зрения ребенка. Всю свою жизнь он находился в безопасном убежище, почти в темноте, звуки доносились до него приглушенно, но ярко слышны были успокаивающий равномерный стук маминого сердца, тихие шорохи организма — шум крови в сосудах, урчание в животе и тому подобное. Поэтому когда мама прижимает ребенка к сердцу, н слышит знакомые звуки и успокаивается. Недаром все женщины инстинктивно предпочитают держать ребенка на левой руке, головой к сердцу. Ребенок слышал приглушенно голоса матери, отца, других близких, поэтому эти же голоса и после рождения будут ему привычны.
Внутри матки ребенок находился в почти невесомом состоянии — он плавал во внутриутробной жидкости. При ходьбе матери он ощущал покачивания в определенном ритме, привык к ним.

Ему было все время тепло, его окружали мягкие нежные оболочки, не сравнимые с тканью, в которую после рождения мы завернули или одели малыша.

И вдруг все меняется.
Начались схватки — вдруг его сдавливает со всех сторон, потом отпускает, и снова сдавливает, опять отпускает. Периодически становится меньше кислорода. Он пугается.
Потом — потуги — малыша не просто давит — его выпихивают с огромной силой, его головка протискивается через твердое костяное кольцо — таз матери — с такой силой, что слегка деформируется. Ребенок в панике, у него учащается сердцебиение, происходит выброс гормонов, это шок для него. В то же время он получает и поддержку от матери, поток эндорфинов — гормонов, выделяемых при схватках, которые воздействуют на опиоидные рецепторы в мозгу и помогают пережить родовой стресс, боль и страх. В это время с ребенком происходит так называемый
И четвертая стадия — ребенок родился. Он совершенно в новом мире. Он испытывает массу потрясений, удар по всем органам чувств. Скачок температуры — с привычных ему 37 градусов Цельсия, до 20-25. Гравитационный удар — он раньше был в воде, которая заметно облегчала массу тела, почти в невесомости, и вдруг почувствовал свой вес.
Его нежная кожа касается и ощущает шероховатую ткань, в которую его завернули, руки, которые его держат. Эти ощущения пришли на смену нежным касаниям плодных оболочек — таких же слизистых, как те, что покрывают например, наш рот изнутри, нежному касанию теплых околоплодных вод. Если внутри матки малыш был как-бы нежно спеленут — он мог шевелиться, но ограничено, он не мог делать размашистых движений, то теперь его ручки и ножки ничто не связывает и он получает множество новых мышечных ощущений от новых движений.
Малыш теперь дышит сам — сперва он делает вдох — и раскрываются до этого сжатые легкие, это ощущение сродни ожогу, считается, что кричит ребенок именно от этих ощущений.
Он слышит много новых звуков — очень резких с непривычки. Если только специально не позаботились о том, чтобы вокруг малыша звучало все приглушенно, тихо. И он не слышит — в первый раз за свою жизнь — успокаивающих звуков маминого организма — стука сердца, ритма дыхания.
Он впервые видит яркий свет — а после жизни внутри любой свет ему кажется ярким, а особенно — если это яркий свет в медицинском кабинете.
Ясно теперь, что малышу приходится очень нелегко, ведь после стресса родов он попал в такие новые и некомфортные по сравнению с прежними, условия. Поэтому детки родившись, сразу обессилено засыпают на несколько часов, иногда даже на сутки.
И конечно нам хочется смягчить для него этот переход. Сейчас существуют «комфортные по отношению к ребенку» родильные залы, можно договориться с врачом об этом. В палате приглушенный свет, говорят тихо, без нужды ребенка не тормошат. Это же происходит и при домашних родах. И, конечно, он сразу попадает в самое для него важное и спокойное место — к маме на грудь. Контакт кожа к коже — малыша голеньким кладут маме на живот, — наиболее похож на то, что он чувствовал внутри. Он чувствует и тепло матери, слышит ее сердце, ее запах, и это успокаивает его. Если ребенок рожден в воду, то переход делается еще более плавным, такие дети часто не засыпают в первые часы жизни, а внимательно осматриваются.
Не менее важен этот первый контакт и для мамы — от первого касания, от контакта кожа к коже организм получает сигнал — роды прошли успешно, выделяется окситоцин — матка сокращается и сильно уменьшается риск послеродовых кровотечений. Быстрее отделяется плацента. Запускается лактация. Весь организм матери настраивается на ребенка.
Исследования показали, что даже если женщина планировала отказаться от ребенка, то если она рожала естественно, кормила малыша сразу после родов, то чаще возникает привязанность и она оставляет ребенка и растит его.
Реже случается послеродовая депрессия, лучше налаживается лактация.

То же самое происходит и с папой. Известно, что если вскоре после родов отец берет малыша на руки и провидит с ним некоторое время, то такой папа потом чувствует себя с ребенком уверенно, ощущает его истинно своим.

Этот контакт настолько важен, что сейчас уже официально признан во многих клиниках. Замечено, и подтверждено исследованиями, что недоношенные детки, которых много держат на руках, намного лучше развиваются, у них быстрее растет вес, они лучше налаживают дыхание — подстраивают его под ритм дыхания взрослого, который их носит на ручках. Этот метод выхаживания недоношенных получил название «метод кенгуру». Младенца, часто голенького, привязывают к маме на грудь, сверху укрывают теплым платком, чтобы он не терял тепло. Дети чаще и лучше сосут, лучше усваивают молоко, Такие дети намного быстрее входят в норму, чем те, что лежат в обогреваемых кювезах.

Из сказанного понятно, что самое главное для малыша в первые часы, дни — контакт с мамой, а яркие игрушки, особенно музыкальные, громко звенящие — еще неуместны.

Многим деткам приятно бывает оказаться легко спеленутым — не свитым «полешком» по руками и ногам, а мягко завернуть в теплую ткань. Лучше всего для этого подходит вязаный платок — он тонкий, легкий, но теплый. Малыша можно завернуть в один или несколько слоев, и этот мягкий кокон не стягивает ручки и ножки, не выпрямляет их, как старались сделать раньше, опасаясь, что если не выпрямлять ручки и ножки ребенка, то они будут кривыми. На самом деле, физиологичная поза — именно с согнутыми ручками и ножками, так ребенок чувствует себя спокойно и привычно — опять же, так он жил внутри мамы большую, пока что, часть жизни. В то же время, ребенок еще не умеет осознанно управлять ручками, часто невольно ударяет себя по лицу, может от этого напугаться, будит сам себя, поэтому мягкое пеленание не дает полной свободы, но, в то же время, и не связывает, а создает уютное защищенное пространство.

Читайте также:  Чувство изжоги может быть обусловлено

Успокаивает ребенка и ношеная одежда мамы или папы, которую можно положить к нему в колыбель. Мамин запах успокаивает, утешает, даже когда ее нет рядом.
Мой сын, например, спать любит в папиной футболке, отвергая все красивые пижамы, причем он, когда достает себе футболку, то не хочет брать из шкафа чистую, он ее нюхает и говорит, что чистая майка не пахнет папой.
Поскольку ребенок в последний месяц внутриутробной жизни находился вниз головой, упершись головкой в тазовые кости, то ощущение, когда головка упирается во что-то, многим детям тоже нравится. Бывает, что дети намного лучше засыпают, если им положить около головы валик из одеяла.

Хочу еще остановиться на совместном сне.
Сон человека не всегда одинаков. Мы все видели, что иногда человек спит спокойно, иногда — ворочается, стонет, разговаривает, двигает глазными яблоками под веками, меняется ритм и глубина дыхания. Это — различные фазы сна. В общем, можно сказать что существует фаза быстрого сна и фаза медленного сна. В «медленной фазе» происходит полное расслабление, в «быстрой» — наблюдается повышенная активность мозга. Если лишить человека одной из фаз. Например частыми пробуждениями, то даже при большой длительности сна отдыха и восстановления не происходит.
У малыша цикл сна — примерно 40 минут. После этого времени ребенок может начать ворочаться, кряхтеть, хныкать. Но он еще не выспался, он просто вошел в фазу «быстрого сна». Если его чуть-чуть покачать, погладить, побаюкать — он уснет снова крепко. А если взять на руки, начать переодевать, кормить — то он проснется, но будет не выспавшимся, в плохом настроении, снова скоро заснет, может плохо поесть.
Если ребенок спит с мамой рядом, то в течение нескольких дней фазы сна у них синхронизируются, и проснуться маме в то время, когда она нужна малышу — легче. Кроме того, очень скоро мама приспосабливается кормить ребенка, почти не просыпаясь. Таким образом, мама высыпается.
Ночные кормления очень важны и для спокойствия ребенка, и для хорошей лактации — известно, что пролактин — гормон, отвечающий за выделение молока — больше всего вырабатывается гипофизом именно ночью, во время кормлений от 2 до 8 часов утра. Причем лучше он вырабатывается в полусонном, расслабленном состоянии. Недаром при кормлении маму часто тянет в сон.
Существуют и мнения психологов о том, что совместный сон вреден. В первую очередь — это мнение психоаналитиков.
Но это скорее теоретические рассуждения.
Кроме того, некоторые врачи считают, что совместный сон — это негигиенично. Однако, все врачи сходятся, что соблюдение полной стерильности вредно для ребенка. А микрофлора матери — самое естественное для него. Совместный сон рекомендован и ВОЗ.
Малыш успокаивается от маминого дыхания, от ее тепла. Чувствует себя в безопасности.
Можно, если вам не подходит спать с малышом в одной кровати, поставить его кроватку рядом с родительской, и снять одну стенку, так что мама легко может не вставая погладить ребенка, если она заворочался, беспокоится. Может, не вставая, взять и покормить его.

Мой опыт, и опыт многих знакомых мам, говорит, что это в первую очередь — удобно. Я не высыпалась ночью только с первым ребенком, который спал в своей кроватке. Приходилось просыпаться, вставать к нему.

Поговорим теперь подробнее об органах чувств новорожденного.

Младенец может все, что воспринимает своими органами зрения, связывать воедино, упорядочивать и реагировать на это. Сразу после первого дыхания новорожденный ребенок начинает пользоваться своими органами чувств, чтобы познавать мир, в который он пришел. Новорожденный малыш не только использует навыки, полученные в утробе матери, за короткое время он быстро учится всему новому. У него есть огромные потенциальные возможности многое усваивать. Современные исследования дают ответ, что же именно видит и чувствует новорожденный ребенок сразу после рождения.

Зрение новорожденного ребенка.

Если новорожденный ребенок рождается в помещении с приглушенным светом, он широко открывает глаза и начинает оглядываться вокруг. Если новорожденный рождается в родильной комнате с ярким освещением, то плотно смыкает глаза: он делает так, чтобы не ослепнуть в первый момент. Сразу после рождения новорожденный ребенок ищет зрительный контакт с мамой. Эволюция предоставила младенцу идеальное зрение для выживания. Лучше новорожденный ребенок видит на расстоянии 20см. Он может в пределах 20-30см сосредоточивать зрение на любом объекте.

С точки зрения выживания, таким объектом является его мать и еда, а все остальное на этой стадии развития может лишь привести новорожденного ребенка к панике. Поэтому острота зрения у новорожденного ребенка на расстоянии еще в 20-30 раз слабее, чем у взрослого, а глаза еще не способны настраиваться на дальние и близкие объекты. Блаженное неведенье новорожденного малыша позволяет ему оставаться спокойным и одновременно идеально восприимчивым к сигнала, поступающего от его защитницы. Ребенок пока не воспринимает детали.

Привлекают новорожденного ребенка лица — большой круг, на котором есть два маленьких круга и горизонтальная и вертикальная полосы носа и рта. Ему нравится все, что движется и излучает эмоции. Вы можете заметить, что движения обоих глаз еще недостаточно скоординированы, однако, это не косоглазие. Диагноз косоглазия у ребенка устанавливается до третьего месяца жизни, когда зрительный нерв почти полностью сформирован. В этот период новорожденный ребенок может лучше приводить взгляд на окружающие предметы, более четко их видеть, дольше на них сосредоточиваться. Предметы, которые двигаются, он будет провожать глазами. Новорожденного все больше начинает интересовать окружающее. Примерно с 6 месяцев он начинает различать лица других людей, кроме мамы и папы. Одновременно включается реакция беспокойства и тревоги на незнакомый раздражитель. Хотя полностью зрение формируется лишь до 4 лет, до года большинство взрослых реакций на внешний зрительный раздражитель уже сформирован. Годовалый ребенок уже вполне визуально адаптирован.

При этом, младенец настроен на восприятие эмоциональной информации. Показано, что если предлагать различные зрительные стимулы, то ребенок предпочтет куклу, а не погремушку, а между куклой и живым человеческим лицом выберет лицо.

Слух новорожденного ребенка.

Слух новорожденного ребенка также натренированный еще с внутриутробной жизни. Там новорожденный слышал биение сердца матери, пуповины, различные звуки извне. Хотя слуховой нерв полностью развивается лишь к концу первого года, у новорожденного ребенка ярко выражена способность слышать с периода новорожденности. Он сразу отличает знакомые голоса от чужих.

Больше слух новорожденного ребенка настроен на голос мамы, и это неудивительно, ведь он привык уже к ее голосу. Сразу после рождения и на протяжении еще нескольких дней внутреннее ухо новорожденного ребенка заполнено жидкостью, смягчая восприятие невероятного количества разнообразных звуков, которые обрушиваются на новорожденного ребенка после появления на свет.

Ребенок поворачивает голову в направлении, откуда доносится звук. Установлено, что новорожденному ребенку больше нравятся высокие частоты, чем басы. Многие взрослые люди инстинктивно изменяют тембр голоса на более высокий при разговоре с ребенком, ведь такой голос ему нравится больше. Мама, разговаривая с ребенком, воркуя над ним, делает ему неоценимую услугу.

У человека слух в прямом сочетании с уникальной функцией, которой не владеет более никакое существо на Земле, — способностью к понятию языка. Способность новорожденного к восприятию и различию звуков идеальна. Начиная со стадии полового созревания, эта способность начинает угасать. Ирония заключается в том, что до того момента, когда человек сможет воспользоваться дорогой стереосистемой, он уже не сумеет ее по-настоящему оценить.

Понятно, поэтому, что в первое время самыми лучшими звуками для малыша будут спокойные голоса родных, к звучанию которых он уже привык.

Органы обоняния новорожденного ребенка.
В мире взрослых зрение безраздельно господствует над обонянием, однако, в жизни новорожденного ребенка его нос играет очень важную роль. Новорожденный ребенок сразу после рождения различает запахи, он сразу узнает свою мать по специфическому запаху ее кожи. Новорожденный различает запах молока. Привлеченный запахом молока, новорожденный ребенок сразу стремится сосать грудь. По запаху он может отличить свою маму от другой женщины. Удивительно, но и мать может по запаху узнать своего ребенка без каких-либо других подсказок. Из всех чувств запах и вкус для новорожденного ребенка играют важнейшую роль. Новорожденный ребенок накладывает свой запах на материнскую грудь, на свои игрушки и пеленки.

Читайте также:  Тест есть ли у меня чувство любви

В лоне матери новорожденный ребенок уже различал вкус. Во рту у новорожденного на тысячу больше вкусовых рецепторов, чем у взрослого человека, некоторые из них находятся даже за щеками. Все они направлены только на одно — на восприятие материнского молока.

Многочисленные проведенные эксперименты с подслащиванием и подсоливанием околоплодной жидкости показывают, что ребенку разнообразные вкусовые ощущения были неравнодушны. Существуют четыре основных вкуса: сладкое, кислое, соленое и горькое, которые в сочетании дают всю ту гамму вкусовых ощущений, которыми наслаждаемся мы, взрослые. Но у новорожденного ребенка работает другая динамика.

Раствор сахара вызывает сильный сосательный рефлекс, а раствор соли — совершенно иную реакцию. Эти механизмы обеспечивают ребенку соблюдение строгой молочной диеты. Не случайно взрослые в момент сильного душевного волнения ищут успокоение в чашке сладкого чая или горячего шоколада, так они регрессируют в состояние детства. Вкусовые пристрастия, по мнению ученых, формируются еще с периода внутриутробной жизни. Если во время беременности Вы употребляли чеснок, лук или пряности, Вы можете использовать их и во время грудного вскармливания. Хотя молоко будет иметь запах этих веществ, новорожденный ребенок будет с аппетитом потреблять то, к чему он привыкла.

Чувство прикосновения новорожденного ребенка.

С помощью прикосновения младенцы могут чувствовать тепло, холод и боль. Это тоже развито со времени пребывания в утробе матери. Интенсивный телесный контакт, поглаживание, ношение на руках особенно важны в начале потому, что способствуют лучшему здоровому развитию новорожденного ребенка и является необходимым компонентом для развития органов чувств.

Они также способствуют образованию определенных гормонов, влияющих на рост и умственное развитие ребенка. Поэтому то, что маленький ребенок просится на руки — не прихоть, а жизненно важная для нее необходимость. Новорожденный ребенок начинает исследовать мир с помощью рта. Тактильное ощущение в этот период жизни сильнее всего проявляется на губах и языке. Позже ребенок использует кончики пальцев, которыми он затрагивает людей и предметы для их чувства и узнавания.

Способность мыслить новорожденного ребенка.

Часто спрашивают, умный ли новорожденный ребенок. Строго говоря — нет. Ум — это способность сопоставлять возникшие проблемы с опытом прошлого. Младенец слишком мало жил в этом мире, чтобы иметь любой опыт прошлого. Однако у него есть способности к обучению. Как губка, новорожденный собирает впечатления, поступающие к нему от всех органов чувств. Мозг здорового ребенка к моменту начала ходьбы буквально начинен впечатлениями. У нас нет уверенности, что скучное детство ведет к отставанию в развитии, но стоит ли рисковать.

Развитие органов восприятия новорожденного ребенка.
Для правильного развития необходимо раздражение органов чувств: игрушки, движущихся перед глазами ребенка, песенка, что поет мама, прикосновения, забавы с ребенком, массаж, гимнастика, ношение на руках так же жизненно необходимы, как и кормления. Это эмоциональная пища для полноценного развития ребенка. Ребенок нуждается в информации.

Сытый и здоровый ребенок в отсутствии внешних стимулов может начать плакать. Было проведено множество опытов, которые показали, что без разнообразных впечатлений животные вырастают глупыми, плохо способными к обучению. Разнообразная же стимулирующая внешняя среда, — игрушки, много пространства, общение со сверстниками — дает развернуться заложенным способностям. Но в то же время, ребенка не нужно перевозбуждать.

На избыток раздражения он реагирует верчением головы, гримасами, недовольством и плачем. Если после длительного общения и игры у ребенка появляются эти реакции, значит, ему нужен отдых и сон.

Хочу предложить вам представить себе, что Вы легли спать, а перед Вами висит яркий предмет, прямо пред лицом. Или изголовье кровати раскрашено яркими черно-белыми узорами. Уютно ли вам будет? Спокойно ли?

Поэтому, мне кажется, что подвешивать игрушки перед малышом можно ненадолго, не слишком ярких и кричащих цветов, следить за его реакцией на них.

То же самое относится к музыкальным игрушкам. Лучший звук для младенца — мамин голос, ее пение. Даже если у мамы нет слуха и голоса, для развития слуха ребенка ее пение дает больше всего. Мама неосознанно подстроит свое пение к состоянию малыша — споет потише и помедленнее, когда он устал, более весело, громко, когда малыш добрый и хочет активной жизни. Мам поет именно своему ребенку, а заводная игрушка или музыкальная запись играет всем и никому.
Утверждение, что для правильного развития грудным детям необходимы специально продуманные игрушки — слишком категорично. Прежде всего, дети осваивают и играют с пальчиками на руках и ногах, пробуют перевернуться, ощупывают и проверяют на вкус простыню и одеяло, дергают за рукава одежды.
Когда мама или папа берут ребенка на руки, жизнь его становится необычайно богатой. Ведь можно подергать за волосы или сунуть палец в родительский нос, а чего стоит смешное круглое отверстие, полное твердых, блестящих белых предметов, оно то открывается, то закрывается, оттуда веет ветерком, и доносится множество странных, забавных звуков!

Есть глаза, которые открываются и закрываются, движутся, есть руки, которые держат то тут то там, ласкают, похлопывают…

Кроме того, этот человек постоянно меняет одежду, пуговицы, браслеты, шарфик — всегда что-то новое.

Только когда малыш находится в стерильных условиях, ему нужны для развлечения подвесные игрушки.

Однако нам хочется дать малышу игрушку. Детская индустрия предлагает массу вариантов. Не все они подходят ребенку, как мы уже обсудили. Я предлагаю сейчас сделать игрушку самим — она будет предназначена именно вашему малышу, нести мамино тепло. Давайте вспомним, с чем играли дети раньше, и попробуем что-нибудь сделать своими руками.

C давних пор первыми игрушками малышей были погремушки, правда, изготовлены они были из природных материалов: бересты, лозы, дерева, кости.

В Древней Руси считалось, что совсем маленькому человечку необходимы неброские, негромкие игрушки. Так в первые месяцы малышей забавляли так называемыми шаркунками или шуршунками — погремушками из бересты или лозы. Ребенок подрастал — и у него появлялись другие игрушки из дерева, кости, ниток, лоскутков. В отличие от покупных игрушек, изделия из природных материалов чрезвычайно интересны для исследования, и приятны для детских ладошек. Подобные самодельные игрушки незаменимы как по фактуре, так и по своей сути: не являясь строго функциональными, они пробуждают фантазию, развивают и поддерживают в малыше умение играть.

Какие же игрушки можно предложить малышу в течение первых полутора-двух месяцев жизни? В первый месяц после рождения малыш адаптируется в новом для него мире. Из игрушек для него сейчас лучше всего подойдет самодельный мобиль, а также игрушки-погремушки самых простых форм, интересной фактуры, которые можно было бы вкладывать в маленькую ручку.

Начнем с мобиля. В магазинах вы можете купить вращающиеся мобили, крепящиеся к бортику кроватки. Эти подвески равномерно вращаются и исполняют какую-нибудь мелодию. Самодельные мобили вызывают гораздо больший интерес у малышей. Такие подвески приходят в движение от малейшего колебания воздуха, а игрушки на них можно менять.

Сделать такой мобиль можно из легких реечек (например, пластиковых или деревянных линеек) или пялец для вышивания, которые нужно обшить неяркой тканью. К такому каркасу на липучках прикрепляются 3—5 полосочек из той же ткани, на которые вешаются любые выбранные вами предметы, которые должны быть легкими, небьющимися и достаточно яркими. Этими предметами могут быть погремушки, ленточки, бантики, бубенчики или колокольчики, самодельные игрушки из папиросной бумаги, помпончики из ниток и так далее. Очень красиво смотрится мобиль, к которому подвешены проглаженные осенние листья. Позже, когда малыш подрастает, чтобы проживать с ним вместе ритм года, можно подвешивать к мобилю что-то, что напоминает о том, что сейчас за окном, о сезонных праздниках. Осенью это могут быть веточки рябины, «носики» клена, листья, шишки, колоски. Зимой на мобиле появляются бумажные снежинки, звездочки из соломы, из золотой бумаги, может быть, бумажные фигурки ангелов, еловые веточки, высушенные кружочки-ломтики мандаринов или лимонов, позолоченные шишки, и т.д. Весной — бабочки из креповой бумаги, цветы, веточки вербы с пушистыми почками. Можно сделать пахучий мобиль — подвесить палочки корицы, кусочки мандариновой кожуры, звездочки бадьяна, засушенный цветы. Здесь есть безграничный простор для вашей фантазии.

Лекции Екатерины Бурмистровой «Первый год жизни ребенка», 2002-2005 гг.

Источник

Оцените статью