Чувствует ли ребенок что его не хотят

Первые признаки аутизма

Как правило, родители начинают волноваться по поводу развития своего ребенка, когда его возраст приближается к двум годам. До этого любые отставания и отклонения можно объяснить индивидуальными особенностями малыша, и можно надеяться, что они постепенно сгладятся. К двухлетнему же возрасту обычный ребенок, как правило, овладевает простейшими навыками, но даже когда этого не происходит, он все-таки понимает, чего от него хотят взрослые. То же самое и с языком: если и не говорит еще сам, то понимает обращенную к нему речь вполне прилично, о чем можно судить по его реакциям.

Попытаемся перечислить странности в развитии и поведении ребенка, вызывающие у родителей опасения:

  • ребенок не смотрит в глаза;
  • говорит о себе в третьем (он) или во втором (ты) лице;
  • все время повторяет слова, фразы;
  • ребенок начинал говорить первые слова, но речь пропала;
  • не произносит слова, мычит;
  • не интересуется игрушками;
  • не интересуется ровесниками, не играет с другими детьми;
  • ребенок отстранен, игнорирует маму, не реагирует на просьбы, не откликается на свое имя;
  • трясет головой, руками, раскачивается;
  • ходит на носочках;
  • грызет пальцы, руки;
  • бьет себя по лицу;
  • у ребенка истерики, приступы агрессии;
  • боится незнакомых/ чужих;
  • пугается звуков, вздрагивает.

Если какие-то из этих черт присущи вашему ребенку, это совсем не обязательно аутизм. Однако озаботиться стоит. Пройдите скрининговый тест на аутизм M-CHAT. Также вы можете посмотреть видеозаписи признаков аутизма в поведении детей — Видео — Признаки аутизма.

Есть такой короткий диагностический тест, состоящий из трех вопросов:

  • Смотрит ли ваш ребенок в ту же сторону, что и вы, когда вы пытаетесь привлечь его внимание к чему-то интересному?
  • Указывает ли ребенок на что-то, чтобы привлечь ваше внимание, но не с целью получить желаемое, а для того, чтобы разделить с вами интерес к предмету?
  • Играет ли он с игрушками, имитируя действия взрослых? (Наливает чай в игрушечную чашечку, укладывает куклу спать, не просто катает машинку туда-сюда, а везет в грузовике кубики на стройку).

Если на все три вопроса ответ отрицательный, у родителей 2–3-летнего ребенка есть основания показать его специалисту. Если же наоборот, положительный, то, скорее всего, задержка в развитии речи и освоении навыков имеет другую причину, не аутизм.

Поведение маленького аутиста

Аутизм – это прежде всего нарушение коммуникативной функции, контакта ребенка с окружающими его людьми. Ребенок живет в мире зрительных образов, звуков, тактильных ощущений, но при этом впечатления для него самоценны, он не стремится поделиться ими с мамой или папой, которые выполняют для него исключительно инструментальную функцию, являясь источниками пищи, тепла, комфорта. Для таких детей характерны повторяющиеся, навязчивые действия: кто-то часами крутит все попадающиеся под руку вертящиеся предметы, от маленького мячика до крышки большой кастрюли, наблюдает за льющейся из крана водой, кто-то выстраивает в ряд машинки или кубики, кто-то играет с ниточкой, накручивая ее на палец или тряся ею перед глазами. Они могут долго кружиться на одном месте или кругами ходить по комнате на цыпочках.

Часто маленькие аутисты чрезвычайно музыкальны: они получают явное наслаждение от любимых музыкальных произведений, мелодий и даже отдельных звуков. Трехлетний ребенок может совершенно равнодушно пройти мимо ровесника с дистанционно управляемой машинкой, но прийти в неописуемый восторг при звуке боя часов на соборе.

Маленький аутист выглядит уверенным и независимым. Гуляя, он идет один, сопротивляется попытке взять его за руку, и только испугавшись чего-то, например, большой собаки, прячется за взрослого. Но и страхи его не всегда объяснимы с точки зрения обычной логики: он боится пылесоса, его пугают шумные, людные места, но, как правило, он не осознает опасности, связанной с высотой или с движением транспорта, может выскочить на проезжую часть и даже улечься поперек.

Как правило, он пресекает попытки матери успокоить его, приласкать, обнять, отпихивая ее от себя. Что и говорить о физических контактах с посторонними людьми, врачом или парикмахером, например. Медицинский осмотр или стрижка становятся стрессом для всех участников процесса из-за бурного сопротивления. Накормить – тоже проблема. Ребенок настолько избирателен в еде, что порой его рацион состоит всего из трех-четырех блюд (например, творог, каша, банан), все остальное безоговорочно отвергается.

Маленького аутиста очень сложно уговорить прервать занятие, если он чем-то увлечен, убедить попробовать что-то новое, а родительские волевые действия (снять с качелей, увести домой с прогулки, накормить, усадить на горшок) вызывают бурную истерику, а порой и агрессию.

Нейротипичные (то есть не имеющие отклонений в развитии) дети с удовольствием имитируют действия взрослых. Девочка берет расческу и проводит ею по голове; глядя на маму, после еды вытирает рот салфеткой, снимает трубку телефона и что-то говорит. Трехлетний мальчик крутится возле делающего уроки брата-первоклассника, и если дать ему карандаш и бумагу, с удовольствием начнет чиркать. Вслед за мамой годовалый ребенок гладит упавшего с дивана плюшевого мишку, жалея его сначала лишь формально, но постепенно проникаясь эмоциональным содержанием действия. Имитация – это эволюционный механизм, лежащий в основе обучения социально-необходимым навыкам и социальной поддержке. Имитируя, ребенок подает нам сигнал готовности к усвоению навыков, формальных действий, которые постепенно наполняются социально-значимым содержанием.

Аутичные дети и их родители оказываются в замкнутом круге: ребенок не имитирует порой даже самых простых, обычных действий, мама не получает сигнала готовности, навык не развивается. Когда родители спохватываются и начинают срочно учить ребенка тому, что его ровесники уже давно освоили (есть ложкой, пользоваться горшком, надевать носки), их волевые действия, как правило, вызывают у ребенка активное неприятие: во-первых, у него отсутствует мотив (стандартная система поощрений/наказаний с таким ребенком не работает); во-вторых, он хочет как можно скорее вернуться к занятию, приносящему ему глубокое удовлетворение – например, открывать и закрывать ящики письменного стола или шкафа, хлопать дверьми, в сотый раз рассматривать картинки в любимой книжке.

Речь у аутистов появляется, как правило, позже обычных сроков, но дело даже не столько в сроках, сколько в ее специфике. Первым словом аутичного ребенка, как правило, бывает не «мама», «папа», или «дай» (традиционная триада нейротипичного ребенка), а, например, «газонокосилка», то есть название объекта, который по каким-то причинам произвел особенное впечатление, и чаще всего это предмет неживой (в скобках заметим, что различать живое и неживое аутисты учатся позже нейротипиков). Когда маленький аутист переходит от отдельных слов к предложениям, они тоже носят скорее назывной характер. Ребенку нравится повторять названия, куски текста из стихов или рекламы, часто он не понимает смысла произносимых предложений. Зная нужные слова, он не может обратиться с просьбой и не всегда понимает просьбы, обращенные к нему. Встречая нового человека, он долго рассматривает его внешность и в это время совершенно не воспринимает обращенные к нему слова.

Маленький аутист не умеет общаться в диалоге. Не задает вопросов сам, не может ответить на вопрос, повторяя его за собеседником. «Как тебя зовут?» – «Как тебя зовут?» – «Ты не повторяй, ты отвечай!» — «Ты не повторяй, ты отвечай!» и так далее. Такое явление называется эхолалией. Ребенок не употребляет местоимение «я», говоря о себе «не хочешь ехать на трамвае» или «он будет смотреть мультик». Речь, как правило, развивается, и эхолалия может пройти к 4–5, иногда к 7–8 годам, но может задержаться всерьез и надолго.

Читайте также:  Как сейчас себя чувствует люда кузина

Если вас что-то беспокоит в поведении вашего ребенка:

— Обратитесь к участковому педиатру, неврологу;

Источник

Чувствует ли ребенок что его не хотят

В медицине принято делить беременность на триместры:
1-й триместр — с 1-го по 3-й месяц беременности, в этот период у ребенка развиваются органы и структуры тела;
2-й триместр — с 3-го по 6-й месяц, формируются сердце, легкие и головной мозг до уровня, необходимого для выживания;
3-й триместр — с 6-го по 9-й месяц, происходит подготовка к работе всех систем и органов, то есть адаптация малыша.

Все люди знают, что ребенок в животе связан с мамой пуповиной, через которое получает необходимое ему питание. Беременной женщине все советуют хорошо питаться и быть спокойной, испытывая исключительно положительные эмоции. И это совершенно правильно, ведь беременность это гормональный процесс, а все эмоциональные реакции человека связаны с гормонами. При стрессах и испугах у каждого человека в организме вырабатывается адреналин, который возбуждает нервную систему, а у беременной и нервную систему ребенка в утробе матери. При сильном стрессе огромные дозы адреналина могут привести к постоянной необходимости его получать, отсюда и рождение неспокойных возбудимых детей, которые плохо спят и едят, принося большие беспокойства родителям. Многих пап интересует вопрос, а чувствует ли ребенок что-нибудь в утробе матери и слышит ли он его речь? К концу шестого месяца или в начале третьего триместра беременности женщины малыш начинает реагировать на звуки.

К концу этого месяца вес ребенка составляет от 700 до 750 гр., а рост его всего 30 см. В это время формируются ногти на руках и веки, волосы на голове у ребенка становятся гуще, оформляются контуры лица. Также у ребенка раскрываются ноздри и начинают формироваться альвеолярные мешочки легких. Ученые пришли к выводу, что начиная с этого периода, тесное общение с родителями для ребенка очень важно. Ребенок в животе должен чувствовать прикосновение родителей через животик и слышать их голос.

Современные исследования американских ученых показали, что начиная уже с четвертого месяца беременности, ребенок в утробе матери чувствует, слышит и по-своему понимает, что происходит. Вот какие интересные факты обнаружили ученые в процессе исследований:

1. Ребенок дублирует действия и настроение матери. Он дремлет тогда, когда мать спит и пробуждается вместе с ней. Когда мать спокойна, то и ребенок ведет себя спокойно.

2. Ребенок реагирует на свет. Происходит это к концу шестого — началу седьмого месяца. Несмотря на то, что зрение почти не востребовано до рождения, в матке ребёнок видит свет. Если лампу направить на живот матери, то ребенок стремиться к бегству. Он смыкает веки и переворачивается в животе.

3. Ребенок запоминает слова и целые выражения. Он слышит звук маминого голоса и отличает его от остальных звуков. Если папа часто разговаривает с ребенком через животик, то звук его голоса он хорошо запоминает и сразу узнает после рождения. Американские ученые приводят такой факт: беременная женщина посещала курсы будущих матерей и делала гимнастику под команду «вдох-выдох», спустя два года после рождения дочери она была сильно удивлена, услышав, как дочь повторяет ту же команду: «вдох-выдох».

4. Ребенок слушает, как разговаривают родители и реагируют на интонацию их голоса. Когда к нему обращается отец или мать, он успокаиваются, ритм его сердца ровный и спокойный. Ссоры родителей заставляют сердце ребенка сильно биться. Если родители оптимисты, то и ребенок наследуют уже в утробе эти качества характера.

5. Ребенок обладает чувством вкуса и любит сладкое. Ученые установили, что после введения глюкозы в околоплодные воды у ребенка усиливаются глотательные движения, а впрыскивание йода замедляет их. От неприятного вкуса йода ребенок кривится от отвращения.

6. Ребенок реагирует на внешние раздражители. Он двигает головкой, если животик мамы погладить рукой. А если на живот матери полить холодную воду он бьет ножками, выражая свое недовольство и гнев.
7. Ребенок слышит музыку. Оказалось, дети в утробе не любят рок и им очень нравится классическая музыка. Спокойная музыка Бетховена и Вивальди усыпляет их.

8. Ребенок ненавидит курение. Ребенку не нравиться даже то, когда мама думает о курении. Его сердце начинает учащенно биться уже тогда, когда мама думает о том, не затянуться ли ей очередной сигаретой.
9. Уже двухмесячный ребенок в утробе матери реагирует на физические травмы матери. Если мать нечаянно удариться животом, то ребенок как бы прячется, ища спасения.

— Вернуться в оглавление раздела «Акушерство.»

Источник

Контакт мамы и новорожденного

Формирование эмоциональной близости между мамой и малышом, и как это способствует развитию ребенка.

Когда возникает эмоциональная связь с малышом

Тесная эмоциональная связь между родителями и ребенком начинает складываться сразу после появления малыша на свет — с первого взгляда, прикосновения, поглаживания.

Но у женщины все начинается еще раньше, во время беременности, когда будущая мама приходит к осознанию величия момента — зарождения внутри нее новой жизни. Вынашивая малыша, она ведет мысленный диалог со своим сыночком или дочуркой, придумывает имя, разговаривает, читает книги, слушает музыку. Правильно питаясь и поддерживая позитивный настрой, мама передает малышу крепкое здоровье и оптимистичное отношение к жизни. Готовить вещи для новорожденного, обустраивать детскую комнату — это тоже канал общения с ребенком, который еще не появился на свет, но уже всецело занимает мысли будущих родителей.

И наконец, рождение ребенка закрепляет эмоциональную связь, делает ее реальной.

Установление контакта после рождения — это возврат к тому единству, которое было у женщины и будущего ребенка в их общей вселенной. В «прежней» жизни малыш получал питание от мамы через пуповину; теперь, после того как она перерезана, в «этой» жизни мама начинает давать ему молоко, заботу, уход и все свое внимание.

Общение с малышом сразу после рождения

В результате десятков исследований в разных странах ученые пришли к выводу, что для малыша и мамы крайне важно контактировать в первые часы после родов. В рамках эксперимента одних детей сразу после рождения выкладывали на мамин живот, других уносили для проведения традиционных послеродовых манипуляций.

В первой группе малыши вели себя одинаково: лежа на животе у роженицы, они открывали глаза, двигали руками, дотрагиваясь до мамы и до своего рта, искали грудь, высовывали язык и пытались приложиться к ней, наконец начинали активно сосать, когда в процессе своих поисков добирались до цели.

Реакцией мам на такое поведение было резкое возрастание уровня окситоцина (гормона привязанности и удовольствия). Исследователи сделали вывод, что новорожденные используют доступные им двигательные навыки для стимуляции выработки окситоцина у матери и, как следствие, для налаживания первого контакта. Поскольку окситоцин отвечает за эмоциональное состояние, после родов он позволяет женщине расслабиться и отдать молоко, которое начинает вырабатываться под воздействием другого гормона — пролактина, выделяющегося, когда малыш сосет грудь. Окситоцин также вызывает сокращения матки и уменьшает послеродовое кровотечение, что ускоряет наступление восстановительного послеродового периода.

Более половины малышей из другой группы после возвращения к маме не демонстрировали поискового поведения, долго не могли приложиться к груди и начать сосать.

Зачем нужен телесный контакт после родов

Налаживаем контакт сразу после родов

Что можно сделать, чтобы первое знакомство родителей и малыша прошло успешно и контакт был установлен?

  • Ответственно отнеситесь к выбору роддома: узнайте, практикуется ли в этом учреждении пребывание мамы и ребенка в одной палате, возможны ли совместные роды с мужем, если вы в этом заинтересованы, насколько уважительно персонал относится к желанию мамы проводить максимальное количество времени вместе с малышом.
  • Поскольку в нашей стране это пока не принято, стоит заранее договориться с врачом-акушером о том, чтобы малыш как можно скорее после родов был выложен вам на живот. Все традиционные процедуры по уходу за только что родившимся ребенком могут быть отложены на некоторое время (кроме мер экстренной помощи): это можно сделать после того, как кроха приложился к груди.
  • После рождения, когда малыш выложен вам на живот, постарайтесь установить контакт глаз: загляните ему в глаза и дайте ребенку разглядеть вас. Прикоснитесь к малышу, погладьте его.
  • Дайте ребенку отдохнуть и начать самостоятельную поисковую активность. Когда он нашел вашу грудь, помогите ему правильно взять сосок. Несколько капель молозива обеспечат иммунную защиту, а контакт «кожа к коже» позволит малышу безопасно заселить свой организм вашими бактериями.
  • Постарайтесь находиться в одной палате с малышом до самой выписки. Только мама под воздействием гормонов может вовремя реагировать на сигналы со стороны малыша. Помимо этого, отделение новорожденного от матери сразу после родов вызывает у него сильный стресс, и это может сказаться на общей стабильности его здоровья: такие дети хуже сосут, у них наблюдаются более значительные потери в весе в первое время после рождения.
  • Попросите медицинский персонал обучить вас уходу за новорожденным. Поначалу делать это не так сложно: он только ест, спит и пачкает подгузники. С первых дней возьмите ответственность по уходу за малышом на себя: без постоянной опоры на медицинский персонал вы быстрее овладеете всеми необходимыми навыками и обеспечите себе легкое вхождение в совместную с малышом жизнь дома.

Последствиями отделения новорожденного от мамы сразу после родов могут быть: выброс большого количества гормонов стресса в кровь, возбужденное состояние малыша, плач, непродолжительный сон, снижение уровня глюкозы в крови, понижение температуры тела, проблемы с грудным вскармливанием (неправильное сосание, болезненность сосков), снижение объема выпиваемого молока и, как следствие, потеря в весе в первое время после рождения.

Грудное вскармливание как способ наладить контакт

Значение грудного вскармливания куда шире, чем банальное удовлетворение естественной потребности ребенка в пище. Оно еще и является продолжением связи между мамой и ребенком, начавшейся внутриутробно. Установленный сейчас контакт окажет влияние на все последующее формирование детско-родительских отношений, поможет выстраиванию доверительности и эмоциональной близости взрослого и ребенка.

Читайте также:  Фраза малфоя когда он чувствует себя оскорбленным

Грудное вскармливание укрепляет тесный эмоциональный контакт между мамой и малышом, дает ребенку утешение и чувство защищенности, а мама испытывает удовлетворение от выполнения этой важной миссии.

Если по каким-то причинам грудное вскармливание невозможно, это не значит, что связь с малышом будет утеряна. Иногда у мам, которые не могут кормить ребенка грудью, появляется чувство вины перед малышом. Задача близких людей — убедить маму, что она не виновата в сложившейся ситуации, что ее любовь, забота и общение с ребенком сохранят контакт с ним.

Что делать для налаживания контакта при искусственном вскармливании? Нужно изменить технику кормления. Замечено, что «прием пищи» из бутылочки длится значительно меньше, чем сеанс грудного вскармливания: 10 минут против 30 – 40. Более того, иногда ребенка кормят прямо в кроватке, не беря его на руки. При возможности мама поручает эту функцию отцу ребенка, бабушке или няне. И если задача накормить голодного малыша таким образом выполняется, то задача налаживания и поддержания тесного эмоционального контакта — совсем нет.

Как проводить кормление из бутылочки и поддерживать контакт с малышом:

  • Возьмите ребенка на руки;
  • Во время кормления нежно поглаживайте малыша;
  • Оставьте его руки свободными, чтобы он мог прикасаться к вам;
  • Поддерживайте контакт глаз;
  • Поговорите с малышом после кормления, если он не уснул.

Привязанность мамы и ребенка

Психологи давно изучают психологию связи ребенка и мамы, ее значение для дальнейшей жизни человека. Ребенку для его психологического благополучия очень важно испытывать привязанность к маме. Качество и наполненность этой связи определяет все дальнейшее психическое развитие и закладывает основы психологического портрета личности ребенка — его способности устанавливать здоровые и доверительные отношения с окружающими. Привязанность создается постепенно.

  • Вначале младенец обращен к любому контактирующему с ним лицу: он гулит и дарит улыбку каждому, кто вступает с ним в ласковый разговор и контакт глаз.
  • Далее ребенок выделяет одного определенного человека и сосредотачивается на нем (обычно это мама).
  • Затем он начинает исследовать мир и его законы, взаимодействуя с этим избранным взрослым; цель такого взаимодействия — чувство защищенности, стабильности и удовлетворения, которое он находит, получая должный уход за собой и теплое эмоциональное общение.
  • Наконец, в возрасте раннего детства ребенок дорастает до установления партнерских отношений с взрослым.

Психологам известно, что для полноценного развития в младенчестве ребенку недостаточно только удовлетворения его жизненно важных физических потребностей. Для налаживания контакта с внешней средой крохе нужен проводник в мир эмоциональных связей и социальных ролей.

Выступая таким проводником, мама формирует будущую модель взаимодействия ее ребенка с миром. И от качества и характера ее контакта с малышом зависит то, с каким настроением и ожиданиями малыш обратится к миру.

Для чего нужна привязанность к маме

Малыш откликается не просто на ухаживание за ним, а на эмоциональный контакт, игру, разговор в процессе этого ухаживания. Мама, дарящая заботу, внимание, улыбки, теплоту голоса и рук, дарит не просто себя и свое время, но и свою любовь. Если мама и ребенок обоюдно получают удовольствие от общения и если мама открыто это демонстрирует, малыш учится принимать самого себя как объект, достойный любви.

  • Обращение мамы с малышом, в котором проявляются ее чувства к нему, таким образом, является базой для закладки не только их взаимоотношений, но и восприятия ребенком самого себя и окружающего мира.
  • По некоторым данным, существует зависимость между тем, сколько времени ребенок проводит в контакте с мамой, и частотой его плача в последующие два года, а также некоторыми проблемами психологического порядка в подростковом и старшем возрасте.
  • Дети с глубокой привязанностью к маме (если это чувство взаимно) успешнее социализируются в будущем, демонстрируют более высокие показатели по сравнению со своими сверстниками, если сравнить такие аспекты, как успеваемость в школе, познавательная активность в раннем детстве, интеллектуальное развитие в подростковом возрасте.

Дети мам, не внимательных к потребностям своего ребенка, склонных к эмоциональной холодности, в школьный период бросают все свои силы на восполнение дефицита внимания и привязанности через установление более тесного контакта с учителем. Бывает и обратная реакция: дети, отвергаемые своими матерями, не уверены в себе, теряют познавательный интерес к окружающему миру, игнорируют учителей и других взрослых.

Диалог мамы и малыша

Замечено, что мама ведет себя с младенцем иначе, чем с другими людьми.

При ухаживании за малышом у мамы появляется особая манера говорения: речь становится замедленной, с паузами, с простыми словами и короткими предложениями, меняется ее ритмика, повышается высота голоса, появляется «певучесть».

Между мамой и малышом устанавливается своеобразная коммуникация, первое время представляющая собой постоянный монолог мамы: она задает вопросы, делает паузу и от имени ребенка сама на них отвечает.

Такой необычный формат общения имеет большое значение для психического развития ребенка. Уже через месяц-другой в одну из таких пауз малыш откликнется агуканьем и гулением. Мама подхватит его отклик и продолжит коммуникацию, побуждая малыша к ответным реакциям. Ребенок, получая позитивный опыт общения, будет и дальше откликаться на приглашение самого главного собеседника в его жизни «поговорить». Со временем монолог мамы перейдет в гармоничный диалог с малышом.

  • «Перенастраиваются» под особый тип общения и невербальные каналы коммуникации: на лице теперь неизменная теплая улыбка, глаза широко открываются, брови приподнимаются вверх — каждая мимическая черта излучает свет и любовь; движения рук становятся плавными, мягкими, легкими.
  • Так начнется полноценное общение, в процессе которого мама и младенец будут узнавать друг друга и подстраиваться под «собеседника», научатся читать сигналы к началу и окончанию взаимодействия: гуление, улыбка малыша — приглашение к общению; если ребенок отворачивает голову, зевает — это знак того, что он хочет избежать контакта, чувствует эмоциональную перегруженность.
  • Для того чтобы диалог был взаимно полезным, маме необходимо научиться читать такие сигналы, относиться к ним с пониманием. Не нужно настаивать на продолжении контакта, когда малыш уже устал, и, наоборот, оставаться эмоционально холодной, когда кроха вызывает ее на контакт.

Процесс узнавания друг друга, привыкания друг к другу — взаимный, малыш не является пассивным объектом манипуляций мамы. Своими реакциями он регулирует материнское поведение — инициируя контакт, поддерживая его или прекращая. Можно говорить о том, что не только мама социализирует младенца, но и младенец обучает и воспитывает маму.

Контакт папы и новорожденного

Хорошо, если папа будущего ребенка присутствовал на родах, помогал жене, массировал ей спину, держал за руку, перерезал пуповину. Все это эмоционально вовлекало его в происходящее, заранее настраивало на встречу с малышом, готовило морально.

Читайте также:  Мне нужны все эмоции потому что

Отцы имеют свой собственный, уникальный подход к общению с ребенком. Установление контакта с малышом после рождения пробуждает в папе чувствительность. Она другая, чем у мам, равно как и чувство защищенности, которое отцы дарят своим детям, иное, нежели то, что дает ребенку мама. Заботливое участие отца в уходе за новорожденным, как и сама отцовская любовь, важно ребенку не меньше, чем материнская забота.

  • Заботьтесь о малыше: кормите из бутылочки (если это актуально для вашей семьи), купайте, переодевайте, выходите на прогулку.
  • Поддерживайте тактильный контакт, при каждом удобном случае гладьте малыша, берите его на руки, дайте поспать у вас на груди.
  • Проводите время наедине с малышом, когда присутствие третьих лиц не мешает вам выражать открыто свои эмоции.

Любой папа может стать таким же заботливым, как и мама. Несмотря на то, что у отцов гормональная связь не такая крепкая, как у матерей, и они способны на установление сильной привязанности к своим детям в период новорожденности.

Трудности с установлением контакта

Несмотря на все усилия будущих родителей, иногда установление первого контакта может быть отсрочено по разным причинам. Что это за причины?

  • Образ реального ребенка не совпал с образом ангелочка из ваших фантазий, сформировавшимся во время томительного ожидания малыша. Он не розовощекий, совсем не похож ни на одного из вас, у него вытянутая голова, и он вовсе не так мил. Родители, терпение! После жизни в водной среде и путешествия по родовым путям малыш действительно может не обладать ангельской внешностью, но щеки — дело наживное, а родные черты будут узнаваться, когда кроха начнет улыбаться или хмуриться в ответ на ваше к нему обращение.
  • У мамы гормональная буря или послеродовая депрессия. Уход за ребенком, прикладывание его к груди, совместное пребывание помогут привести эмоциональный фон в порядок.
  • Процесс родов отнял у мамы огромное количество сил и энергии. Ей нужно отдохнуть, хорошо, если на это время заботу о малыше возьмет на себя папа. Важно, тем не менее, чтобы ребенку был обеспечен телесный контакт с мамой и прикладывание к груди. Последнее необходимо для слаженной работы гормонов, способствующих лактации и установлению крепкой эмоциональной связи.
  • Новорожденному потребовался специальный медицинский уход, и он находится в палате интенсивной терапии. Ничего важнее родительской поддержки для него сейчас нет, поэтому старайтесь как можно больше находиться рядом с малышом, гладьте его, берите на руки, разговаривайте с ним, смотрите на него: это успокоит младенца и сделает ваш контакт более близким.

Какова бы ни была причина, важно поскорее определить проблему и устранить ее. Обратитесь за помощью к родственникам, медицинскому персоналу в роддоме или другим специалистам — неонатологу и психологу. Поддержка и добрый совет помогут вам наладить связь с вашим ребенком.

Контакт установлен

Новорожденные начинают реагировать на людей, как только появились на свет. Уже в первые часы после рождения малыш может сосредоточенно рассматривать лицо человека, если оно находится в 20 – 25 см от его глаз. На таком расстоянии он видит лицо матери, когда она кормит ребенка.

Малыш может одарить вас рефлекторной улыбкой, которая вызывается легким прикосновением к его щеке.

К концу первого месяца жизни ребенок начинает откликаться на голоса, поворачивая голову в сторону, откуда они раздаются, учится устанавливать контакт глаз.

Социальная улыбка, адресованная взрослому в ответ на его ласковое обращение, появляется у младенцев на втором месяце и достигает своего расцвета в три месяца, когда малыш охотно улыбается любому человеку. К этому же возрасту ребенок начинает гулить, особенно в минуты ласкового общения с ним. Социальная улыбка и гуление — важные вехи в психическом развитии младенца, так как они сигнализируют о начале настоящей коммуникации между малышом и взрослым.

Как понять, что у малыша формируются контакты с людьми:

  • Смотрит в глаза взрослому (примерно к концу третьей недели жизни), выражая интерес и давая понять, что настроен на коммуникацию;
  • Отвечает улыбкой на действия взрослого (в конце первого месяца жизни), демонстрируя удовольствие от общения;
  • Оживляется, чтобы привлечь внимание взрослого (на третьем месяце жизни);
  • Гулит, вокализирует в паузах между обращенными к нему репликами взрослого.

Поддерживаем контакт

Что нужно делать для поддержания эмоциональной связи после контакта, который установился в первые дни и недели после рождения?

  • Безусловный отклик. Берите малыша на руки, когда он плачет. Не бойтесь избаловать ребенка своим вниманием: оно не ваша любезность или самопожертвование, а необходимое условие для развития здоровой, уверенной в себе личности. Ребенок, на призывы которого не отвечают, вырастает с отсутствием мотивации проявить себя, поскольку с раннего детства привыкает к тому, что его желания и потребности не находят удовлетворения.
  • Кормление по требованию. Кормите малыша тогда, когда он голоден. Ребенок ничего не знает о режиме дня, о котором вы вычитали в книге по уходу за младенцами. Своим криком он просто сообщает вам о своей потребности, которую нужно удовлетворить, а не тренировать. Следовать режиму дня во многих случаях разумно, но не тогда, когда малышу отказывают в жизненно важном для него удовлетворении физиологических потребностей.
  • Грудное вскармливание. Постарайтесь сохранить грудное вскармливание как можно дольше, хотя бы до возраста 6 месяцев.
  • Грудное молоко — идеальная пища для младенца. Оно является источником гормонов роста и необходимых для крепкого иммунитета антител. Грудное вскармливание также и способ поддержания эмоциональной привязанности.
  • Неразлучность. Попробуйте носить малыша в слинге (перевязь) или кенгуру. Это изменит и концепцию вашего общения, и ваш образ жизни. Вы перестанете метаться между кроваткой и необходимостью сделать что-то по дому, сходить в магазин или просто недолго пройтись без громоздкой коляски и утомительного приготовления к прогулке. Дети, которых носят в слинге, спокойно и крепко спят, слыша биение сердца мамы, чувствуя тепло ее тела, запах ее кожи, слыша сквозь сон ее голос.

Надеемся, теперь вы узнали все, что вам необходимо, чтобы создать крепкую эмоциональную связь с ребенком. Приятного контакта с вашим малышом!

Источник

Оцените статью