Что чувствует ребёнок в утробе мамы
Все будущие мамы разговаривают со своими детишками. Но слышат ли они нас?
На экране ультразвукового монитора хорошо видно: малыш прикрыл глазки и задумчиво посасывает большой пальчик. Издалека до него доносится приглушенный мамин голос, крошке уютно и спокойно. Движения его постепенно замедляются, он засыпает.
Шесть месяцев прошло с того момента, как в вас зародилась новая жизнь. Пройдёт ещё три, и ребёнок, которого вы носите сейчас под сердцем, родится на свет.
С четвертого месяца вы уже чувствуете движения своего малыша — сначала лёгкие, почти незаметные дуновения, потом — более сильные, и через пару месяцев вам уже кажется, что внутри поселился неутомимый боксер. Но крошка не только двигается, он чувствует, слышит, видит. Это совсем не досужая выдумка — современная медицина занимается исследованиями способностей ещё не родившихся малышей, открывая всё новые и новые удивительные факты.
Слышит ли ребенок в утробе мамы
Начиная со второй половины беременности, малыш уже реагирует на слуховые раздражители и отвечает на них учащением сердцебиения или изменением ритма движений. Орган слуха развивается стремительно, с 26-й недели (а по данным некоторых авторов, с 22-й недели) ребёнок уже может дифференцировать различные звуки. До рождения слух играет ведущую роль в познании малышом внешнего мира. Мозг крохи уже работает вовсю, и работа эта изначально заключается в реакции на слуховые раздражители. Но восприятие звуковой информации — сложный процесс и часто зависит от положения, которое ребёнок занимает в матке. Например, у восьмимесячного плода в головном предлежании (в этом случае малыш как бы висит вниз головой) будет больше возможностей для получения информации извне. На этом сроке его среднее ухо вполне созрело для «внешнего» пользования и реально воспринимает звуки окружающего мира. Другое дело — тазовое предлежание: из-за близости органов слуха плода к сердцу и лёгким мамы ребёнок будет, прежде всего, воспринимать их ритм, а не звуки извне.
Сейчас малыш слышит звуковые сигналы из двух миров: внешнего и внутреннего. Не думайте, что внутри матки тихо, как в банковском сейфе, — шумит кровь, бегущая по артериям, стучит сердце, работает пищеварительный тракт, а ведь мама ещё и говорит. Начиная с последнего триместра беременности, кроха может слышать голоса других людей, музыку, различные шумы. При этом у него формируются свои пристрастия: классическая музыка его успокаивает, ритмичная — вызывает желание немного помаршировать. Это неудивительно, ведь гармония произведений Моцарта и Вивальди близка к альфа-ритмам головного мозга. Кстати, некоторые учёные считают, что будущая мама, регулярно устраивая себе сеансы музыкотерапии, может не только привить малышу любовь к классическим мелодиям на всю оставшуюся жизнь, но и сформировать у него прекрасный музыкальный слух. Поэтому сядьте спокойно, расслабьтесь, настройтесь на общение с ребёнком. Положите под ноги подушечку, включите музыку и думайте о приятном.
Правда, количество звуков, доходящих до ушек разных малышей, неодинаковое. Это зависит и от того, насколько вес будущей мамы близок к идеальному (как правило, жировые излишки откладываются именно на передней брюшной стенке, создавая для крохи надёжный шумовой заслон), а также от количества околоплодных вод (чем их больше, тем глуше звуки). Понять, что именно слышит ребёнок, можно, произведя в домашних условиях нехитрый эксперимент. Нырнув в на-полненную ванну с головой, попросите кого-нибудь произнести пару слов прямо в воду. Теперь вы знаете, как воспринимает малыш мир внешних звуков.
Малыш чувствует вкус в животе мамы
Да, по сравнению с мамой и папой малыш сейчас — настоящий гурман. Дело
в том, что между пятым и седьмым месяцем во рту у ребёнка имеется значительно больше особых клеточек, воспринимающих тончайшие вкусовые нюансы, чем у взрослого человека. После рождения их количество резко сократится. Чтобы объяснить этот обратный процесс, учёные предложили оригинальную гипотезу — возможно, в будущем человеку и вовсе не понадобится богатая гамма вкусовых ощущений и вкусовые рецепторы во рту просто. исчезнут. К счастью, пока до этого далеко.
Конечно, находясь в мамином животе, малыш сам ничего не ест — его питание осуществляется через пуповину и полностью лежит «на маминых плечах». Однако ребёнок активно пробует на вкус околоплодные воды, которые окружают его, начиная с 12-й недели жизни. Но кроха не только пьёт, но и. писает. В околоплодных водах определяется и присутствие мочевины. Такие пробные глоточки и выделения нужны для тренировки лёгких и почек ребёнка. В околоплодных водах содержится ещё много различных веществ, в том числе соль и сахар. Последний больше нравится малышу. Как об этом узнали? После проведения оригинального (и абсолютно безвредного как для мамы, так и для ребёнка) эксперимента: околоплодные воды искусственно насыщались слабыми растворами соли и сахара. При этом солёненькую воду крошка пробовал неохотно, а вот сладкая привела его просто в восторг. Кстати, будущие мамы, не забывайте, что ароматы некоторых пищевых продуктов (пряности, чеснок, спаржа) также проникают в околоплодные воды и вполне могут повлиять на вкусовые пристрастия малыша после рождения.
Ребенок видит в животе мамы
В полости матки, конечно, особо рассматривать нечего. Тем более что брюшная стенка маминого живота в сочетании с одеждой полностью защищает глазки малыша от света. Даже если будущая мама подставила свой живот под прямые солнечные лучи, кроха может только различить свет тёмно-красного цвета. Правда, прямой бьющий луч яркого света ему не очень нравится, на мониторе ультразвукового аппарата видно, что он отворачивается и меняет положение тела. Глазки ребёнка почти все время прикрыты, и хотя к окончанию девятого месяца этот орган чувств уже развит, понастоящему он заработает только после рождения.
Однако, начиная с 16-й недели беременности, приборы фиксируют движения глазных яблок, причём с 23-й недели эти движения становятся более интенсивными, а с 26-й недели малыш на короткое время уже приоткрывает свои крошечные веки.
Малыш осязает в утробе матери
Уже с 10-й недели беременности малыш ощущает прикосновения к самому себе. Вскоре после этого он начинает совершать первые движения и активно интересоваться своим телом. Этот процесс, достигающий пика между 12-й и 24-й неделями, можно наблюдать при проведении ультразвукового исследования: детишки дотрагиваются до своего лица, сгибают и разгибают ручки и ножки. Они также с удовольствием сосут большой пальчик руки или играют с пуповиной. А ещё растущий крошка очень любознателен. Когда во время проведения амниоцентеза на исследование берут околоплодные воды, малыш часто приближается к игле, пытаясь схватить её маленькими ручками и разобраться, что же это за предмет.
При ультразвуковых исследованиях у женщин, ожидающих двойню, на мониторе хорошо видно, что близнецы не только часто гладят друг друга по головке, но иногда и боксируют. Поэтому, если сомневаетесь в способностях малыша чувствовать, что происходит в окружающем мире, просто положите руку на свой округлившийся живот, погладьте его. Кроха тут же ответит вам метким ударом ножки или ручки (если, конечно, в этот момент он не спит).
Ребенок чувствует боль в животе мамы
Действительно, начиная с 24-й недели беременности, ребёнок уже может ощущать боль. Поэтому при проведении операций на ещё не рожденных детях (да, и такое бывает, и даже в нашей стране) им обязательно делают внутривенный наркоз, вводя препараты через сосуды пуповины.
После 40-й недели малыш рождается на свет и теперь уже может в полной мере исследовать свою маму (к обоюдному удовольствию) с помощью всех органов чувств — он слышит её голос, пробует молоко на вкус, вдыхает родной запах, внимательно вглядывается в лицо, ощущает нежные прикосновения ласковых рук. Какое же это счастье!
Источник
10 причин, почему нельзя нервничать беременным
Беременность – прекрасное время, когда мама готовится ко встрече с будущим малышом. Однако именно в этот момент женщина часто находится в состоянии повышенной эмоциональности, когда даже пустяк может вызвать слезы и истерику. Учеными доказано, что частые и продолжительные стрессы во время беременности могут нанести вред будущей маме и ее крохе. Почему беременные часто нервничают и чем это опасно? Как справиться со стрессом? Об этом должна знать каждая женщина, готовящаяся к материнству.
Причины повышенной нервозности беременных
Физиологические:
- изменение гормонального фона, которое провоцирует излишнюю эмоциональность, раздражительность, плаксивость;
- проявления токсикоза: тошнота, изменение вкусовых предпочтений;
- неприятные физические ощущения, особенно в последнем триместре беременности.
Психологические:
- неуверенность в завтрашнем дне, финансовые проблемы, отношения с отцом ребенка;
- волнения, связанные с протеканием беременности и приближающимися родами.
Очевидно, что поводов для беспокойства у будущих мамочек предостаточно. Но специалисты предостерегают, что беременным нужно постараться как можно меньше нервничать. Чем опасны стрессы во время беременности?
10 причин избегать стрессов в период беременности
- Сильные нервные переживания могут привести к выкидышу. Негативные эмоции влияют на гормональный фон женщины, что чревато гипертонусом матки. В первом триместре это может спровоцировать выкидыш, в последнем – преждевременные роды.
- Стрессы и нервы во время беременности ослабляют иммунитет, что увеличивает частоту простудных заболеваний, способствует обострению хронических болезней.
- У женщин, постоянно нервничающих во время беременности, дети с пороками развития рождаются чаще.
- Чрезмерная раздражительность и тревожность будущей мамы может быть причиной проблем со сном у новорожденного.
- Адреналин, выбрасывающийся в кровь во время стресса, сужает сосуды, что приводит к гипоксии плода (нехватке кислорода). Хроническая гипоксия может вызвать патологии органов, неврологические проблемы, задержку внутриутробного развития.
- Нервозность беременной женщины вызывает повышение уровня «гормона стресса» (кортизола) и в организме плода. Это увеличивает риск развития заболеваний сердечно-сосудистой системы будущего малыша.
- Постоянные стрессы во время беременности вызывают асимметрию в расположении ушей, пальцев, конечностей плода.
- Раздражительность и нервозность будущей мамы часто приводит к нарушениям в формировании нервной системы эмбриона, отчего в будущем страдают такие функции мозга, как мышление, память, восприятие, внимание.
- Отрицательные переживания передаются крохе, находящемуся в утробе, отчего он может родиться чрезмерно возбудимым и импульсивным, или, наоборот, боязливым, робким, инертным.
10. Неуравновешенное эмоциональное состояние может вызвать изменения в предлежании плода, что вызывает трудности в процессе родов, вплоть до необходимости кесарева сечения.
Стрессы, испытываемые мамой, могут иметь различные последствия для младенцев в зависимости от пола. Для девочек это может обернуться стремительным протеканием родовой деятельности и отсутствием рефлекторного крика, а для мальчиков – преждевременным излитием околоплодных вод и началом родов.
Профилактика и борьба со стрессом
Что же делать, чтобы успокоиться и перестать нервничать по пустякам, тем самым нанося вред здоровью будущего малыша? Назовем несколько простых и действенных средств:
- Дыхательные упражнения. Для успокоения нужно использовать глубокое, размеренное дыхание. Благодаря ему происходит обогащение кислородом мышц и органов всего тела. Это приводит к нормализации артериального давления, снятию мышечного и эмоционального напряжения.
- Фитотерапия. Расслабляющим действием обладают мелисса, мята, валериана, пустырник. Можно приготовить чай из этих трав, добавить отвар в ванну.
- Ароматерапия. Успокоиться беременной женщине помогут эфирные масла хвои, цитрусов, сандала.
- Посильная физическая нагрузка. Это может быть комплекс упражнений для беременных, или просто пешие прогулки на свежем воздухе.
- Медитация и аутотренинг — способы управления своим физическим и психологическим состоянием, основанные на технике самовнушения. Чтобы научиться расслабляться и настраивать себя на позитивный лад, хватит 10-15 минут в день.
- Массаж. Будущей маме можно делать массаж шеи, головы, ушей, рук, ног. Это приносит успокаивающий эффект, помогает снять напряжение.
- Правильное питание. Часто повышенная нервозность во время беременности вызвана нехваткой витамина В. Необходимо регулярно употреблять продукты, богатые этим витамином: молоко, сыр, творог, пророщенные зерна, бобовые, печень, зелень, овощи.
- Позитивное окружение. Чтобы не возникало лишних поводов для стрессов, постарайтесь больше общаться с позитивными, доброжелательными людьми.
- Благотворно действует занятие любимым делом, хобби. Если такового нет, можно научиться рукодельничать, шить, вязать. Повторяющиеся движения позволяют сконцентрироваться, отвлечься от неприятных переживаний.
Ожидание ребенка – один их самых прекрасных моментов в жизни женщины. Постарайтесь абстрагироваться от негативных переживаний и полностью насладиться тем, как растет новая жизнь.
Если вам сложно справиться самостоятельно с негативными эмоциональными переживаниями, страхами и тревогами о предстоящих родах или вы испытываете слишком сильные перепады настроения, вы можете обратиться за профессиональной помощью к перинатальному психологу. Для этого в Клинике «За Рождение» принимает опытный специалист, психолог, арт-терапевт и опытная мама Грибина Екатерина Сергеевна. На свой выбор вы можете обратиться за индивидуальной консультацией, либо присоединиться к группе подготовке к родам и Материнству «Мамина Школа». Обретя внутреннее равновесие, вы сможете в еще большей степени насладиться этим приятным периодом в вашей жизни – беременностью и сохранить здоровье вашего малыша.
Счастливая и спокойная мама – залог рождения здорового малыша!
Источник
Эмбрион чувствует боль
Доктор медицинских наук Морин Кондик (Maureen CondicPh.D.) , адъюнкт-профессор нейробиологии и анатомии Университета медицины штата Юта в Солт-Лейк Сити (США), приезжала в Москву в июле 2015 года для участия в с импозиуме «Фундаментальные представления современной науки о начале человеческой жизни», посвященном научным, правовым, демографическим, социально-политическим, медицинским, этическим и прочим аспектам жизни человека в период от зачатия до рождения. Ее доклад «Способность ребенка ощущать боль до рождения» стал одним из важнейших на симпозиуме, прошедшем в рамках фестиваля «За жизнь». Нейробиолог рассказала о последних научных открытиях, опровергающих утверждение о том, что ребенок внутри утробы матери может полноценно воспринимать болевые ощущения только в тот период, когда кора головного мозга полностью сформирована. Когда в интервью Морин еще раз привела медицинские свидетельства способности нерожденного ребенка чувствовать боль на раннем этапе внутриутробного развития, переводчик Таисия неожиданно для себя расплакалась, впервые осознав, что ее старший брат, видимо, расплачивается своей болезнью за аборт, совершенный их матерью. Морин Кондик, мама четверых детей, помимо науки, много сил и времени отдает общественной деятельности, рассказывая людям правду о том, что эмбрион ощущает боль в утробе матери точно так же, как и взрослый человек. Она уверена, что долг ученого – озвучивать данные научных исследований не только в кругу коллег, но и для широкой общественности, оправдывающей аборт тем, что «эмбрион еще не чувствует боли, не являясь полноценным человеческим существом». Теперь религиозно-этические соображения противников аборта подкреплены научными данными. По мнению Морин Кондик, все люди должны знать, какие ужасные муки претерпевает малыш во время процедуры аборта.
— Морин, на основе исследований вашего соотечественника Бернарда Натансона в 1984 году был снят до кументальный фильм «Безмолвный крик», который шокирует. По признанию Натансона, как акушер-гинеколог он сделал более 60-ти тысяч абортов. Увидев с помощью ультразвукового исследования, как плод кричит от боли во время аборта, Натансон понял, что это убийство, и стал активным сторонником запрета абортов. Критикуя фильм, некоторые медики говорят, что в действительности плод на сроке беременности в 12 недель не способен чувствовать боль, и происходящее в фильме не может быть криком. Вот почему так важны последние исследования о болевых ощущениях плода. Расскажите, пожалуйста, о вашей работе.
— В настоящее время ученые доказали, что боль опознается нервной системой. Невозможно оспорить доказанные наукой факты о развитии способности нервной системы чувствовать боль и реагировать на неё. Помимо опубликованной мною научной работы о развитии эмбриона, было много разных публикаций, обращающихся к широкой публике. В них я говорю о боли, которую чувствует эмбрион. Всеми признанные результаты научных исследований показали, что человеческий плод различает болевые стимулы и реагирует на них уже через 8 недель от момента зачатия. Схема таламического восприятия и реагирования на боль развивается уже с 18-й недели после оплодотворения и остаётся в таком виде на протяжении жизни человека. Долговременные же синаптические связи в коре головного мозга образуются позже, между 22 и 24 неделями внутриутробного развития. Нет работ, в которых была бы продемонстрирована необходимость участия коры головного мозга для полноценного болевого восприятия. Оно может быть оспорено иными научными фактами. На этот счет нет точных данных.
— Почему все же так важно для общества открытие о том, что плод чувствует боль уже на восьмой неделе своего развития?
— В Соединенных Штатах мы с ужасом воспринимаем случаи, ко гда детей убивают убийцы, которых за это судят. Но при этом мы толерантно относимся к жестокости по отношению к детям, достигшим 20-ти недель внутриутробного развития. Начиная с восьми недель, плод реагирует на боль. Он воспринимает ее точно так же, как мы. Нам нужно решить, что выберет наше общество – причинение боли плоду или нет, будем ли мы это игнорировать или нет. Мы считаем, что жестоко не только причинять боль любому живому существу, которое способно ее воспринимать, но и игнорировать эту боль, зная о ней. Очень важно, чтобы люди знали, что когда они убивают человеческое существо в утробе матери, оно страдает. Нет ни одного научного свидетельства в поддержку абортов. Говоря о переживании боли ребенком в утробе матери, мы представляем всему человечеству научное свидетельство в защиту нерожденных младенцев.
— Морин, расскажите, пожалуйста, о себе и своей семье.
— Я родилась в штате Иллинойс. Сначала училась в университете в Чикаго, а потом в Калифорнии защищала диссертацию. У меня есть семья, четверо детей. Я считаю, что ребенок – это свободная личность, которая может самостоятельно выбирать свой путь. Мои дети много спорят со мной на самые разные темы, по многим вопросам. Мы проводили очень большую работу, объясняя им, что, конечно, у них есть право игнорировать какие-то факты, не принимать их во внимание, но по каким-то базовым, важным, ключевым вещам они уважают мое мнение.
— Думаю, что они разделяют Ваше мнение о ценности жизни нерожденного ребенка. Как Вы пришли к теме защиты жизни ребенка в утробе матери?
— Как ученый я начала с того, что изучала развитие нервной системы. Сейчас я занимаюсь изучением эмбриона. Я придерживалась той точки зрения, что аборт – это убийство человека. При изучении эмбриона вас просто шокирует тот факт, что с самого начала перед вами человек. Я всегда это знала в теории, но никогда не пыталась обращаться к общественности с этим вопросом.
— А что Вас подтолкнуло к публичным выступлениям на эту тему?
— Я работала с человеком, который попал в очень сложную ситуацию. Это был взрослый человек. Он оказался жертвой политиков, которые пытались повлиять на то, чтобы он изменил законодательство. И в результате этого изменения пострадали люди. У него случилось нервное потрясение, была поражена нервная система, он находился в полном замешательстве. Общаясь с ним, я поняла, что этот человек так много страдал, что нужно обратиться к другим людям, выйти на публику. Так я стала обращаться к широкой общественности.
— Морин, насколько широко в вашей стране движение в защиту жизни?
— Соединенные Штаты – это неоднозначная страна. Движение в защиту жизни достаточно большое, но в кругу ученых или медицинских работников как-то не вяжется представление о том, что ученый должен делать такие вещи. Так что в достаточно большой степени я чувствую негатив вокруг себя среди тех людей, с которыми работаю.
— Расскажите, пожалуйста, о сути вашего исследования на основе прочитанного в Москве доклада.
— И в США, и в других странах мира идут дебаты о том, что плод испытывает боль на 20-й неделе, насколько эта боль обнаруживается, не страдает ли при этом плод. В некоторых публикациях утверждается, что плод испытывает боль, но при этом не страдает. В 2005 году в еженедельном международном журнале Американской медицинской ассоциации « JAMA » ( TheJournaloftheAmericanMedicalAssociation ) , издаваемом American Medical Association более чем на 20 языках, была опубликована статья, утверждающая, что плод не испытывает боли. Американская медицинская ассоциация (AMA), основанная в 1847 году, является самой большой ассоциацией врачей и студентов в США (http://www.medcom.spb.ru/publ/info/932), а «JAMA» – самым читаемым медицинским журналом в мире.
Скажу об основных этапах или вехах в развитии ощущения боли плодом. Уже на седьмой неделе беременности формируется синапс, и начинается формирование коры головного мозга ребенка. Самый ранний этап развития плода, когда он начинает испытывать боль и реагировать на нее, – это 8-10 недель, когда у плода формируется нейронная сеть, которая необходима для зрелого ощущения. В течение этого периода нейроны получают проекцию в центрах мозга. «Зрелое» восприятие боли плодом возникает к 12-18 неделям, когда формируются спиноталамические пути, и плод в состоянии испытывать боль точно так же, как испытываем ее мы, взрослые зрелые люди. Плод начинает реагировать на боль. Это очень важно, потому что многие не могут оценить, насколько хорошо формируется и развивается плод к 18 неделе. Полностью сформирована мозговая структура, которая необходима для восприятия боли. На 20 неделе после оплодотворения плод уже может выживать. Недавно в Англии в журнале появились данные о том, что при необходимой медицинской помощи, даже в столь раннем возрасте плод может выжить без серьезных медицинских последствий и проблем. Между 22 и 24 неделями формируются проекционные участки коры, но мозг продолжает развиваться в течение долгого времени – до 25-летнего возраста человека.
Факты в отношении развития мозга не оспариваются и являются общепринятыми (в частности, не оспаривается, что кора головного мозга очень важна для высших мозговых функций). Журнал «JAMA» настаивает на том, что плод не страдает от боли, потому что структура коры головного мозга, которая отвечает за ощущение боли, развивается позднее. Журнал принимает без всяких научных доказательств утверждение, что кора необходима для способности испытывать страдания. Но есть большое количество научных доказательств, которые противоречат заключению, выдвинутому «JAMA».
— Вы могли бы назвать некоторые из них?
— Назову четыре из них. Первое доказательство. Хотя опыт животных и людей, конечно, не одинаков, всем понятно, что животные испытывают боль и могут страдать. Членистоногие (либо насекомые, раки), все виды рыб и амфибии не имеют тех структур, которые, как настаивает «JAMA», необходимы для ощущения страдания. Но фермеры убивают рыбу или птицу быстро и гуманно, потому что не хотят, чтобы животные мучились.
Второе доказательство – это то, что существуют люди, которые рождены вообще без коры головного мозга и которые тоже могут испытывать боль. На симпозиуме я показывала фотографию такой пациентки и ее МРТ. Эта девочка обладает небольшим количеством мозговых структур. На фото желтая звездочка показывает отсутствие коры, которая, как утверждает «JAMA», необходима для того, чтобы испытывать физическую боль. Синяя звездочка указывает на таламус – среднюю структуру мозга, которая развивается у плода в течение первых 18-ти недель. На самом деле именно она ответственна за ощущение боли. Эта девочка без коры способна испытывать боль, и она реагирует на нее так же, как реагируют и другие дети. Она может убегать, визжать.
Третье доказательство . Ясно, что нервные пути, которые, как утверждает «JAMA», необходимы для ощущения боли, развиваются в течение последнего триместра беременности или первых месяцев после рождения. На фото красным цветом обозначены незрелые структуры, которые развиваются в течение длительного времени, а синим – зрелые, сложные структуры. Для восприятия боли не требуется дорсолатеральная, префронтальная кора.
После рождения рост и развитие продолжаются с 5-летнего до 25-летнего возраста. Мозг становится все более зрелым, мозговые сети становятся более сложными. В соответствии с выводами «JAMA» эти структуры не являются зрелыми для страдания до 25 лет. Но наш личный опыт страдания очень похож и в детстве, и во взрослом состоянии.
И четвертое. Большое количество экспериментальных данных показывает, что участок мозга, который по утверждению «JAMA» необходим для того, чтобы была способность испытывать боль, на самом деле, не кодирует информацию о боли. Ученые проанализировали ответ на стимуляцию кортикальной зоны коры головного мозга и выяснили, что ответ был очень редким: сознательное осознание боли через кору является очень редким, а на самом деле все это происходит через таламус, который на 12-18 неделе внутриутробного развития уже достаточно зрелый.
аким образом, приходим к заключению, что мы не можем сказать, что плоду не хватает тех структур, которые ответственны за восприятие боли. У преждевременно рожденных детей уже существует поведение, которое ассоциировано с проявлениями боли. На фото можно видеть разные выражения лица у ребенка, рожденного на 23-й неделе. Эти наблюдения сделаны теми, кто ухаживал за ребенком, рожденным так рано.
Также у преждевременно рожденных детей есть гормональный ответ на боль. Например, когда у них внутриутробно берут кровь, у них увеличивается уровень гормонов, ассоциированный с болью. И эти ответы одинаковы и у 20-недельного плода, и у новорожденного. Конечно, эти увеличения концентрации гормонов негативно влияют на развитие. Есть доказательства подсознательного влияния боли на неврологическое развитие и пластичность.
Со второго триместра, с 12-ти недель внутриутробного развития и старше, плод реагирует на боль, и это может приводить к досрочным последствиям. Это привело к консенсусу у анестезиологов. Понимая необходимость предупреждать страдание плода во время внутриутробного развития, рекомендуется обеспечивать анестезию, проводя потенциально болезненные процедуры. И в то же время мы остаемся толерантными к абортам на этой стадии развития.
— Приходилось ли Вам участвовать во Всемирном конгрессе семей?
— Я не участвовала в нем, но слышала много хорошего про этот конгресс. Я часто принимаю участие в подобных мероприятиях по всему миру. Мне очень понравилась широкая проблематика симпозиума в Москве: о защите жизни нерожденного ребенка говорили с точки зрения юриспруденции, психологии, социологии, истории, с точки зрения социальных проблем.
— Что лично Вам показалось наиболее интересным и важным?
— Так или иначе были взаимосвязаны все затронутые темы. Когда мы говорим об этих вещах, все обсуждения очень тесно связаны с эмоциями, все идет на эмоциональном уровне. Когда люди слышат какие-то научные данные, эти сухие голые медицинские факты не могут будоражить людей изнутри так, как будоражат какие-то эмоциональные вещи. Это относится, в том числе, к людям, которые разрабатывают законы. То есть они тоже через себя пропускают эти эмоциональные составляющие. Конечно, я понимаю, что мне как человеку медицины важно доносить до людей какие-то медицинские факты, но еще более важно, мне кажется, пытаться достучаться до людских душ и сердец.
— Часто удается достучаться?
— Расскажу историю, как эти две вещи соприкасаются. Я разговаривала с адвокатом, который выступал против прав эмбриона. Он больше склонялся в сторону принятия закона, разрешающего аборты. Но он обратился ко мне, потому что вел дело, в ходе которого ему пришлось занять другую позицию. По долгу службы ему пришлось защищать права эмбриона. Я у него спросила: «Что заставило тебя изменить свою точку зрения?». Он сказал, что когда забеременела его жена, они делали УЗИ. И он меня с большим удивлением спросил, знаю ли я о том, что на 20-й неделе у плода есть пальчики. Я рассмеялась, потому что я эмбриолог и, конечно, знаю о таких вещах. А он, несмотря на то, что занимался этими вещами, никогда об этом не знал. Вот пример того, когда факты и эмоции, чувства соединились для него в одно. Поэтому, мне кажется, нужен комплексный подход, чтобы затронуть душевные человеческие струны. Мы должны использовать все ресурсы, которые у нас есть, включая научные данные, музыку и визуальные вещи.
— Знаете ли Вы примеры, когда аборт ломал женщине, ее родным, ее детям жизнь?
— Я не могу судить о том, наказывает ли Бог за аборт. Я не вправе эту тему обсуждать. Но я знаю очень много случаев, когда женщины испытывали большие страдания и большие сожаления из-за сделанных ими абортов. Мне они говорили о том, что на тот момент просто не понимали последствий и не осознавали фактов, когда делали это.
— Нужно ли начинать профилактику абортов со школьной скамьи, чтобы потом не приходилось прибегать к психологическому консультированию женщин, решившихся на аборт?
— Я считаю, что это важно – проводить беседы с девочками, с девушками. Но это, конечно, не решение проблемы полностью, потому что есть еще мальчики. Мне кажется, будет хорошо, если дети, подростки будут больше узнавать о проблеме нерожденных детей, об абортах еще до того, как они начнут вступать в сексуальные отношения друг с другом. В Америке детям очень много рассказывают о том, как предотвратить беременность, но не рассказывают об эмбрионе. И, конечно, в их головах складывается такая картинка, что аборт – это просто возможность «уладить» беременность.
— В православном греческом лагере, где отдыхали дети от 6-ти до 18-ти лет, архимандрит Нектарий (Антонопулос) (ныне митрополит Арголидский) регулярно проводил с ребятами беседы о взаимоотношении полов и, в частности, обсуждал с ними «Дневник нерожденного ребенка» ( http://www.pravoslavie.ru/47558.html). Именно там я впервые узнала про этот дневник. Можно ли читать его маленьким детям?
— Это очень сильно зависит от семейных традиций. Некоторые родители с самого раннего возраста начинают объяснять детишкам, как появляются дети, а другие считают, что это надо делать позже. Поэтому, наверное, для маленьких детей нужно все-таки согласие родителей.
— Из-за болезни брата-диабетика, который посвятил жизнь медицине, меня начала волновать тема «наука и религия». Я поняла, что вера и медицина – это как два крыла, что храм – это «врачебница» для души, а больница – «лечебница» для тела. Что Вы думаете по этому поводу?
— Все люди по-разному реагируют на разные вещи. То есть у кого-то это идет через голову, а у кого-то – через сердце. Поэтому сказать, что есть какой-то один механизм, когда религия и наука соединяются воедино, – нельзя. Для разных людей по-разному. Я занимаюсь наукой, потому что очень серьезно уважаю правду, факты. Я религиозна, потому что я в это верю. Я хотела бы увидеть в России православные церкви, потому что они отличаются от церквей в Штатах. Но если бы когда-нибудь в моей жизни произошел некий конфликт между религией и наукой, то я бы выбрала науку. То есть я бы поставила науку на первое место. Для других людей это по-другому. Для некоторых вера сильнее, а какие-то научные вещи и доказательства имеют меньшее значение. И я думаю, что эти люди в лучшем положении, чем я.
— Знаете ли Вы о святителе Луке (Войно-Ясенецком), архиепископе Симферопольском и Крымском, который был профессором, ученым с мировым именем, практикующим хирургом и в то же время архипастырем? Он сумел соединить медицину и религию, помогал людям и как врач, и как священнослужитель.
— Конкретно о нем я не слышала, но знаю много примеров, когда у людей происходит такое сочетание, когда они занимаются научными вещами и при этом очень верующие.
— Для меня один из наиболее удивительных моментов при обсуждении вопроса абортов – это то, насколько извращены эти простые факты, которые не противоречат друг другу. Биологам очень давно (десятки лет) известно, что человеческая жизнь начинается со слияния сперматозоида с яйцеклеткой, и эта научная точка зрения не обсуждается. Момент слияния сперматозоида и яйцеклетки – это буквально одна секунда, в результате чего формируется эмбрион, который ведет себя так же, как и целое существо. Из человеческой клетки появляется новый человек, которой должен стать зрелой индивидуальностью. Требуется некоторое время, прежде чем эмбрион достигает той стадии, когда он может переживать боль, но это занимает не так много времени, как может показаться на первый взгляд. И мы имеем научное свидетельство, что структура нервной системы, которая требуется для восприятия боли, уже существует в период от восьми до десяти недель с момента слияния клеток. Это может произойти еще до того, как женщина поймет, что она беременна. И, безусловно, зародыш имеет способность реагировать на раздражители болевого плана уже к концу первого триместра, к 12-й неделе своего развития. И он страдает точно так же, как животные и более зрелые человеческие существа. То, что он имеет способность чувствовать боль – это не обсуждаемые факты, это не вопрос мнений, это научное свидетельство.
Беседовала Ирина Ахундова
Фото автора
PS . Благодарю Александра Молчанова за помощь в редакторской правке.
Источник