Чувствует ли малыш запахи

Новорожденный: любимые запахи и полезные ощущения

Обоняние и осязание новорожденного: что может сделать мама

Завершаем серию статей психолога Екатерины Бурмистровой об эмоциональном, сенсорном и физическом развитии младенца в первые сорок дней. В прошлый раз мы говорили о развитии слуха, полезных и вредных слуховых впечатлениях. Сегодня — о том, какие запахи и тактильные ощущения полезны малышу первых месяцев жизни.

Обоняние новорожденного

Обоняние — огромный источник информации для младенца. Этого не осознают многие взрослые, потому что мы через обоняние получаем довольно мало информации в нашей культуре. Младенец получает через обоняние информации в первый месяц жизни больше, чем через зрение. И естественно точкой комфорта, местом покоя является запах мамы, запах материнского молока.

Под запахом мамы имеется в виду не тот парфюм, который мама использует, а именно запах самой мамы. Запах мамы — это запах тела мамы, который состоит из тех же химических компонентов, что и околоплодная жидкость.

Как раз на химические запахи, на парфюмерные запахи у многих детей может быть неоднозначная реакция, особенно у детей, склонных к аллергии, с отягощенным анамнезом аллергическим. С парфюмерией нужно быть очень аккуратным и использовать не аэрозольные средства, а средства твердые — менее летучие.

Маме надо включить интуицию, понимая, что родные человеческие запахи ребенку полезны, а химические запахи скорее вредны и могут восприниматься как агрессивные. Есть такое направление — ароматерапия, когда лечат ароматами, т.е. веществами содержащимися в воздухе в малом количестве. Так вот ароматерапию до двух месяцев применять запрещено.

Касается все сказанное и курения. Но есть очень существенный момент, когда курящие папы, которые не могут расстаться с этой привычкой, подвергаются невероятному остракизму со стороны жен. Конечно же, нельзя курить в комнате, где находится ребенок. Но если у мужа нет цели или нет возможности расстаться с этой привычкой — это не повод его отгонять от малыша. Будет больше ущерба, если папа отдалится от новорожденного.

С обонянием малыша связан и один секрет, который может помочь молодым семьям: если вам нужно ненадолго отойти от малыша, он будет гораздо спокойнее спать, если вы оставите около его колыбели. в коляске или в кроватке футболку или рубашку, которую вы поносили. Точно так же ребенок должен быть знаком с запахом папы, и тогда он будет реагировать на него, как на привычный, надежный, комфортный. Если папа в первые недели жизни младенца мало берет его на руки, не возникнет этой связи через обоняние.

Обоняние является очень большим по объему источником информации. Запах обволакивает малыша. И если вы идете в гости, вам тоже стоит взять с собой не только одеялко или подстилку для него, но и что-то такое, что будет издавать сильный запах дома — плед или вашу одежду, которую вы носили.

Те запахи, которые на него обрушатся в новом месте, будут слишком сильной информацией. Маленькие дети часто очень беспокойно спят в гостях у бабушки или, скажем, в машине, пока не привыкнут, — именно потому, что они еще ничего там не видят. То, что они видят, похоже на домашнее — тот же белый потолок у бабушки. Но запах другой. Поход в поликлинику именно обилием своих запахов — довольно большой стресс для малыша первых месяцев жизни. Если по-другому пахнет, значит, это другое пространство.

Мы привыкли отбивать у себя привычку реагировать на запах. Это культурно заложено. Не в каждой культуре это так, но в нашей культуре это так. Мама может немножко помочь себе настроиться на эту длину волны с младенцем, вспоминая, как все пахло в первый триместр беременности. Обычно первый триместр беременности — это обострение запахов и чувствительности, и женщина помнит, насколько неприятен был для нее, например, запах из холодильника. Так вот, обоняние новорожденного еще сильнее, чем обоняние беременной женщины в первом триместре. Вспомните свое состояние — и вы лучше почувствуете состояние малыша. Так что избегайте чужеродных запахов, химических запахов и каких-то специальных запахов.

Развитие осязания

Обоняние тесно связано с осязанием. Осязание — еще одно из чувств, и через него новорожденный получает максимум информации в первый месяц жизни. 80% информации исходит от впечатлений, связанных с осязанием.

Чтобы понять, что его окружает, малышу нужно соприкоснуться с этим кожей. Еще не работает как следует зрение. А осязание, видимо, работает потому, что ребенку полезно сначала воспринять информацию о том, что имеет отношение непосредственно к нему, с чем он соприкасается. Потом с помощью зрения и других чувств он будет исследовать большее пространство.

Очень важно, с чем соприкасается ребенок, и что соприкасается с ним. Прежде всего, это, конечно же, ткани. Ни для кого не секрет, что только натуральные ткани, из натуральных волокон должны использоваться в уходе за совсем маленьким ребенком. Нужно избегать синтетики, даже примеси синтетики в пеленках. Кроме того, пеленки для новорожденного должны быть несколько раз постираны и прокипячены, потому что совсем новая ткань, даже натуральная, может быть очень грубой для кожи ребенка, вплоть до того, что оставлять отпечатки на очень нежной и тонкой коже новорожденного.

Нужно ли гладить пеленки? Это спорный момент. Наши мамы традиционно гладили — считалось, что это необходимо для соблюдения режима стерильности. Сейчас, по новым исследованиям, глажение вызывает образование слоя положительно заряженных ионов на пеленке, и это не полезно для кожного баланса ребенка. Поэтому если вы стирали их при высокой температуре, сушили в нормальной обстановке, глажение не считается обязательным. Но если вам нравится, если ваши эстетические чувства коробятся при виде неглаженых пеленок, тогда гладьте.

Читайте также:  Признание чувств бывшей девушке

Если вы привыкли гладить все. Представьте, что женщина, которая привыкла гладить все: постельное белье, нижнее белье, наволочки, всю одежду — как она может не погладить ребенку? И если это не в ущерб вашему здоровью: иногда на глажку уходит остаток сил молодой мамы, и это обидно.

Еще один вопрос, связанный с осязанием: варежки, так называемые «царапки», которые надевают малышам на ручки, — мешают ли они осязанию? Тормозят ли развитие?

Я противник варежек всем, кроме детей очень нервных, потому что обычно как раз в первые сорок дней ладони, на которых сосредоточена основная рецепторная поверхность, закрыты, и ребенок сильно поцарапать себя не может закрытым кулачком. И если надевать варежки — это совсем сократит приток впечатлений к рецепторам.

Говоря об осязании, нельзя не сказать о контакте «кожа к коже» и контакте со спокойными руками мамы и папы. Ребенок чувствует состояние взрослого, который его держит, непосредственно через тактильное ощущение. Он чувствует настрой взрослого по тонусу мышц. Если руки напряженные, деревянные, немножко потные — ребенок чувствует тревогу, начинает вести себя беспокойно. Вот, скажем, дают ребенка папе, который его до этого мало держал, ему не доверяли: руки скованные, положение не то — ребенок плачет. И папа пугается и говорит: «Он у меня плачет, забери». То, что ребенок начинает плакать на руках у кого-то из близких, — сигнал, что нужно этому человеку учиться его держать, а не прерывать контакт.

Так что осязание — мощнейший источник информации. И очень полезно овладеть простыми навыками массажа, так называемый материнский массаж освоить — это поможет сделать руки материнские и отцовские более уверенными, а для ребенка обеспечит хороший приток осязательных впечатлений.

По медицинским вопросам обязательно предварительно проконсультируйтесь с врачом

Источник

Как видит и чувствует мир ребенок до года

Как развивается у новорожденного зрение, вкусовые и тактильные ощущения? Что важно для его комфорта и развития в первые недели и месяцы жизни?

Малыш родился на свет. Как он видит, слышит и чувствует? Как развивается с возрастом его зрение, вкусовые и тактильные ощущения? А главное — что важно для его комфорта и развития в первые недели и месяцы жизни? Расскажем в нашей статье.

Что чувствует новорожденный

Едва родившись, ребенок испытывает массу потрясений, удар по всем органам чувств. Резкое изменение температуры с привычных 37 градусов до 22–25. Гравитационный удар — ведь раньше он жил в амниотических водах и не чувствовал своего веса. Его нежная кожа впервые ощущает шероховатые и твердые поверхности — до сих пор он касался только мягких слизистых оболочек. Он слышит резкие громкие звуки — прежде все они были приглушены и доходили к малышу через ткани материнского организма. Зато он впервые не слышит успокаивающего биения сердца своей мамы и побулькиваний ее кишечника. Он впервые видит яркий свет, который кажется ему ослепляющим, — до рождения кроха сидел в полумраке утробы. А еще теперь малыш может делать размашистые движения — прежде он был нежно спеленут стенками матки. Также ребенок дышит сам, ему приходится самостоятельно есть и трудиться для этого, его кишечник начинает работать… В общем, родившегося человека ожидает масса сюрпризов.

Как смягчить ему переход в новый мир? Прежде всего, помните: природа дала ребенку огромный запас прочности, чтобы он спокойно приспосабливался к жизни «снаружи». Но можно сделать, чтобы детка чувствовал себя в безопасности и лучше развивался. , медики давно признали, что выкладывание родившегося малыша на живот маме очень полезно и для ребенка, и для мамы, которая получает сигнал «роды прошли успешно». А , после родов чаще носите малыша на руках, укладывайте его спать на своей груди или животе, чтобы он чувствовал привычное тепло, запах и звуки вашего сердца. Разговаривайте с ним негромко, пойте песенки, которые пели еще до рождения. Многим новорожденным приятно быть легко спеленутыми — не свитыми «полешком», а мягко завернутыми в теплую ткань, как в кокон. Для этого подойдет тонкий вязаный платок или слинг. До рождения малыши упираются головкой в тазовые кости, поэтому после рождения многим детям тоже нравится ощущение, когда головка во упирается, так они лучше засыпают.

Диспансерное наблюдение ребенка до года

Какие специалисты должны осматривать малыша, какие исследования необходимо пройти и в каком возрасте, а главное — с какой целью.

Первый месяц жизни

Зрение

На кроху буквально обрушиваются зрительные стимулы, и зрение начинает быстро развиваться. Но в первые недели малыш видит только крупные предметы поблизости от себя. Природа будто оберегает его от избытка впечатлений и помогает выделить из огромного многообразия мира самое главное: лицо мамы или того человека, который постоянно заботится о нем. Так что окружающее пространство в глазах ребенка словно покрыто сероватым туманом, из которого иногда проступает мамино лицо, похожее на смайлик: овал, глаза и рот. Малыш еще не различает цвета. Также считается, что он видит все вокруг перевернутым — но пока это совершенно неважно для него. Уже со второй недели жизни кроха может ненадолго фиксировать взгляд на лице взрослого или яркой игрушке. Не перегружайте его зрительными стимулами в это время, просто чаще берите его на ручки.

Орган слуха настраивается весь первый месяц. Сначала малыш может не реагировать на шум, но уже к концу первого месяца он замирает в ответ на громкие звуки, прислушивается к голосу папы или мамы, своему имени или просто приятной музыке. Разговаривайте с деткой, ясно и медленно произносите слова, растягивайте звуки.

Вкус и запах

В животике мамы ребенок уже различал вкус, и если мама ела пряную пищу, чеснок, тропические фрукты, малыш это чувствовал. Когда мама ест те же самые продукты после его рождения, они дают привкус молоку, и кроха может с удовольствием пить его. Хотя многие малыши отказываются от молока с резким привкусом, и маме на всякий случай стоит аккуратно вводить в свой рацион продукты со специфическим вкусом. Запах мамы очень важен для деток в этом возрасте. Они успокаиваются на руках у мамы или рядом с нею в кровати.

Тактильные ощущения

Малыши чувствуют тепло, холод и боль, а еще — интенсивный телесный контакт: поглаживание, ношение на руках. Такой контакт успокаивает детей, способствует образованию гормонов, которые влияют на рост и умственное развитие. Так что ношение на руках жизненно необходимо ребенку. В первые недели жизни малыш «ощупывает» мир с помощью рта: тактильные ощущения сильнее всего проявляются на губах и языке. Пальчики присоединятся позже.

Эмоции

Сразу после рождения кроха улыбается неосознанно в ответ на приятные ощущения. Ему тепло, сухо, он сыт — и губки растягиваются в улыбку, которая не обращена ни к кому конкретно.

Звуки, речь

В первый месяц жизни малыш только плачет и кряхтит. Других звуков от новорожденного вы не услышите.

От месяца до трех

Зрение

На месяце жизни ребенок видит лицо мамы гораздо четче. К тому же теперь он различает лица даже на фотографиях и интересуется ими. Еще он начинает различать мамин силуэт. В два месяца видит размыто предметы вдалеке — на расстоянии 2–3 метров от него. Теперь он может подолгу фиксировать взгляд на игрушках, своих пальчиках, мамином лице. У малыша появляется бинокулярная фиксация взора: он видит предмет сразу двумя глазами. Движения глаз к третьему месяцу становятся координированными, исчезает эпизодическое «косоглазие» (если нет — обратитесь к врачу). Размещайте игрушки и крупные яркие картинки на расстоянии 40–50 см от глаз малыша.

Ребенок слышит больше звуков, придает им значение. По мимике месячного малыша можно понять, услышал ли он шум. На третьем месяце ребенок обязательно повернет глазки в сторону источника звука. Говорите с малышом, называйте его по имени, рассказывайте ему об окружающих предметах с разными интонациями.

Вкус и запах

Дети на грудном вскармливании знакомятся с разными вкусами по материнскому молоку: когда мама съедает необычный продукт, крохе «перепадает» немного новых вкусовых ощущений. У малышей на искусственном вскармливании такой возможности нет, ведь смесь всегда одинакова. Но с началом прикорма они наверстают свои знания о мире вкусов. Для детей важен мамин запах. Маленький секрет: оставьте рядом со спящим малышом свою футболку, которую вы носили до этого, и он будет спокоен.

Тактильные ощущения

Ребенок продолжает ощупывать мир ртом: главным образом тактильная информация поступает через губы и язык. Но он уже начинает использовать кончики пальцев, которыми затрагивает людей и предметы для их чувства и узнавания. Правда, координация движений еще не позволяет малышу как следует ощупать предмет пальцами или донести его до рта, которым можно изучить каждый пупырышек и ворсинку, но скоро и это случится. А пока вы можете вкладывать в ручку крохи разные предметы, гладить его ладошкой разные поверхности.

Эмоции

Ребенок активнее прислушивается к речи мамы или папы. Он ведет себя активнее, если речь ускоряется, а монотонный, медленный разговор его успокаивает. Интонация тоже важна: ласковое обращение радует кроху, а резкие и грубые слова вызывают плач. Малыш учится узнавать маму и папу. Он запоминает, что их появление всегда вызывает приятные чувства: тебя накормят, переоденут и возьмут на ручки. Поэтому появление мамы или папы начинает вызывать улыбку, и эта улыбка уже точно обращена ко взрослым. Обычно это случается в 6–8 недель, но «неврологическая норма» размыта — от 5 до 12 недель. Улыбка — это первое средство общения крохи. Так он показывает, что ему хорошо и интересно жить с вами. В возрасте от полутора до четырех месяцев к улыбке добавляется «комплекс оживления»: малыш не только улыбается близкому человеку, но и начинает махать ручками и ножками, произносить разные звуки.

Звуки и речь

В начале второго месяца младенец начинает пробовать свой голос и произносит гласные звуки, это называют «агуканьем». Малыш может долго следить за звуками, а потом пытаться их повторить. Постепенно он начинает использовать звуки для общения — в ответ на появление взрослого или при рассматривании игрушек. Ближе к двум месяцам в звуках появляются согласные, малыш начинает «гулить», произнося забавные «гы», «кхы», «гу». Повторяйте за малышом эти звуки «для поддержания беседы», разговаривайте с ним, рассказывайте ему стихи, ясно и медленно проговаривая слова: детишки любят следить за ртом и мимикой взрослого и слушать обращенную к ним речь, это важно для развития их собственных эмоций и речи.

От трех до шести

Зрение

В три месяца малыш видит лица достаточно четко, а свои ручки и пальчики различает отлично и с удовольствием подносит их к глазкам и ротику. В четыре месяца отдаленные предметы становятся все более четкими. К этому времени ребенок начинает различать цвета. Можно развесить картинки с цветными рисунками и простыми геометрическими узорами возле его кроватки или над столиком, где вы переодеваете малыша.

К концу третьего месяца малыш уже точно узнает мамин голос, начинает поворачивать голову в сторону шума. Он разделяет звуки на любимые и нет: некоторые звуки могут вызывать смех, другие — плач. Но увлекшись любимой погремушкой, новорожденный может не слышать ничего вокруг. Разговаривайте с малышом, ставьте ему спокойные музыкальные композиции.

Вкус и запах

До введения педприкорма в этой сфере мало что меняется. Но после трех месяцев детка учится тянуть в рот руки, игрушки и с удовольствием жует все подряд, так что представления о вкусе у него расширяются. Мойте игрушки чаще, ведь вкус и запах пыли или грязи — это не то, с чем стоит знакомить ребенка.

Тактильные ощущения

В трехмесячном возрасте дети «находят» свои ручки, и с этого момента начинается развитие мелкой моторики. Появляется игра: донести ручки до рта, схватить игрушку и тоже донести ее до рта, ведь ртом интереснее ощупывать предметы. И, конечно, нужно донести до рта ноги, пеленку, мамины бусы и многое другое. Давайте ребенку игрушки и предметы из разных материалов, все это поможет развитию мелкой моторики, а еще — речи и интеллекта.

Эмоции

Малыш все ярче реагирует на окружающий мир: он не просто улыбается, а начинает смеяться! Его может развеселить всё, что угодно: от смешного звука до пролетевшей рядом пушинки. От смеха ребенок может начать икать — не пугайтесь, это нормально. Чтобы помочь детке развить понимание разных эмоций, показывайте ему разные выражения лица, при этом беседуйте с ним разными голосами — грустным, веселым, сердитым, можно строить рожицы. Малыш попытается копировать и перенимать вашу мимику, так он учится управлять мышцами лица и понимает, какое выражение лица и какой голос подходит к каждому из настроений.

Звуки и речь

Дети соединяют глухие согласные с гласными, гулят и произносят смешные звуки «кха», «гы», поют настоящие протяжные «песенки». Этот этап длится до месяцев. Затем малыш пытается произносить слоги. В его арсенале появляются губные звуки: «б», «м», «п», и к полугоду он может «выстреливать» слогами: «ба», «ма—ма», «пы». Это еще не слова, и не стоит думать о гениальности младенца, который произнес «мама» в полгода. Кроха учится выражать свои желания и эмоции слогами. Из них постепенно сформируется то, что логопеды называют «детским лепетом», а чуть позже — настоящие слова.

Развитие речи у ребенка до года

Что влияет на формирование речи у ребенка и как ее правильно развивать.

От шести до двенадцати

Зрение

В полгода малыш хорошо видит близкие и отдаленные предметы. В восемь месяцев он различает своих и чужих людей и может пугаться незнакомцев, хмуриться в ответ на их улыбку. К 10–11 месяцам ребенок начинает отслеживать предметы в динамике: с удовольствием смотреть на движущиеся игрушки, животных или мультики на экране телевизора. К году дети лучше видят вдаль, хорошо различают мелкие предметы. Они начинают видеть вещи «объемно» и оценивать расстояние до них. Для полноценного развития зрения детям нужна смена впечатлений. Гуляйте в разных местах, читайте ребенку книжки с картинками, катайте друг другу машинки и мячик.

Ребенок начинает различать разные голоса: узнает близких по голосу и настораживается, если слышит незнакомую речь. Он хорошо знает свое имя и отзывается на него, улыбается, тянется к маме или папе. Подражает звукам и даже может подпевать знакомым мелодиям, попадая в ноту. Понимает обращенную к нему речь.

Вкус и запах

Во втором полугодии мамы активно вводят прикорм, и вкус ребенка развивается стремительно. У него появляются предпочтения: например, он выплевывает пюре из цветной капусты или кабачка, а вот сладенькую рисовую кашку ест с удовольствием. Мамы ухитряются смешивать продукты так, чтобы угостить детку даже нелюбимой брокколи. Но многие малыши все равно очень настойчивы в своих пристрастиях, и в этом проявляется их характер. Ясно одно: дети любят сладенькое — это остаточный рефлекс, который побуждает новорожденного пить сладковатое материнское молоко и выплевывать любую другую пищу, и этот рефлекс остается с нами на всю жизнь.

Тактильные ощущения

Ребенок осваивает ручки, они становятся главным инструментом тактильных впечатлений, забирая эту функцию у губ и языка. Игры с предметами становятся сложнее. Ребенок пытается строить башенки, разделять игрушки на части, бросать и сжимать вещи. К году он может брать пальчиками крупные и довольно мелкие предметы. Чтобы помочь развитию мелкой моторики, интеллекта и речи, позаботьтесь, чтобы у малыша были игрушки разной фактуры и формы. Играйте с ним в игры, в которых нужно перемещать небольшие предметы, гонять бусинки по струнам, ощупывать разные поверхности. Называйте цвета и фактуры: гладкий, колючий, пушистый.

Эмоции

После полугода эмоции ребенка становятся более сложными. Малыш может сердиться, грустить, радоваться, беспокоиться. К 7–8 месяцам у него появляется «социальная ссылка»: в незнакомой ситуации малыш внимательно наблюдает за эмоциональной реакцией мамы или других значимых взрослых — и копирует ее. Поэтому особенно важно следить за своим отношением к событиям в это время. Ребенок пытается понять эмоциональное состояние взрослых, их отношение к происходящему и к нему самому. Так малыш постепенно формирует образ самого себя: например, я хороший, нужный, любимый. После 7 месяцев появляется «страх расставания» — грусть или испуг, если мама вдруг исчезает из поля зрения. Малыши начинают преследовать мам и не дают им даже принять ванну или сходить в туалет. Что поможет? — разговаривайте с малышом через дверь или из другой комнаты, чтобы он не беспокоился.

Звуки и речь

В восемь месяцев дети уверенно говорят слогами: «ма—» или . К 10–11 месяцам появляются устойчивые пара слогов и первые слова: «мама», «ляля». К году малыш может говорить 3–5 или больше двусложных слов. Он понимает обращенную к нему речь, выполняет просьбы — например, отнести на место пирамидку или мячик, понимает слово «нельзя». Словарный запас будет зависеть от особенностей нервной системы малыша, а еще, конечно, от того, как с ним общались весь первый год его жизни. Но чаще всего к году сынок или доченька порадуют вас долгожданным словом «мама». Малыши подражают речи взрослых, копируют интонацию, активно помогают себе жестами. Еще — и с ними будет можно поговорить.

За год ребенок проделывает огромный путь. После рождения для него главными были тактильные ощущения, запахи и вкус, а к году на первое место выходят зрение, слух, мелкая и крупная моторика, эмоции и речь. И на каждом этапе развития важно поддерживать малыша на понятном ему «языке»: новорожденного носить на ручках у сердца, а с годовалым ребенком больше разговаривать и играть в интересные и доступные игры.

Источник

Читайте также:  Как избежать эмоциональный стресс
Оцените статью