- Цифровые ароматы: запись, восстановление и передача запахов
- Передача и синтез запахов
- Долговременное хранение запахов
- Телепортация запахов
- Реальное применение
- Все за сегодня
- Политика
- Экономика
- Наука
- Война и ВПК
- Общество
- ИноБлоги
- Подкасты
- Мультимедиа
- Наука
- Вкус и запах в виртуальном пространстве: технологии, которые изменят наше представление о рекламе (NoonPost, Египет)
- Контекст
- Project Syndicate: как защитить журналистов от кибер-харассмента
- Delfi: школа онлайн — чрезвычайная ситуация или лучше навсегда?
- Ars Technica: как работает интернет
- The Times: вы говорите на интернет-новоязе? Найдите свое онлайн-племя
- Khorasan: 5G в России – использование для секретных и военных нужд
Цифровые ароматы: запись, восстановление и передача запахов
На 7-й Московской международной биеннале современного искусства мы приняли активное участие в создании «Аромата интернета». Сделать запах, который ассоциировался бы с интернетом, по нашему заказу взялась Сиссель Толаас — норвежская художница, химик по образованию. Ее коллекция, одна из крупнейших в мире, насчитывает тысячи ароматов, среди которых можно найти запахи городов, человеческих эмоций и знаковых исторических событий.
Запах интернета состоит из частиц озона, металла и обычного воздуха. Распробовать тонкий сетевой аромат можно на выставке в Государственной Третьяковской галерее до 18 января 2018 года. О том, как он появился, о подлинном смысле запахов и передачи информации с помощью благовоний расскажем далее.
Один лишь запах жареного мяса может вызвать у вас слюноотделение и заставит мозг нарисовать соблазнительный образ стейка
В повседневной жизни мы почти не уделяем внимание запахам. Если вы не охотничий пёс, то львиную долю информации об окружающем мире получаете с помощью зрения. Однако запах остается мощным инструментом воздействия на наше подсознание. Запах меняет поведение, вызывает негативные или положительные эмоции, пробуждает воспоминания.
Уже создан гаджет (в Японии), который может использоваться для измерения запаха ног человека
Наша реакция на запах может быть мгновенной, однако никто не рождается с записанной в ДНК программой реакции на запахи. У нас нет генов, которые говорят нам, какой запах хороший, а какой — грязные носки под кроватью, вонь сточной канавы или пары бензина. Восприятие запахов в первую очередь определяется воспитанием и культурой.
За тысячелетия эволюции запах не поддавался нашим способам фиксации и передачи информации. Даже понять или представить незнакомый запах оказалось трудно. Задача решается с легкостью только синестетиками, особыми людьми, способными «видеть» запахи и умозрительно складывать из них новые сочетания.
Карта, показывающая местоположение запахов общественного транспорта, растений, цветов и деревьев в Барселоне. Часть ароматической карты 25 городов City SmellScape
Сиссель Толаас — не синестетик и даже не парфюмер, но она исследует важность запахов в различных областях науки и искусства. Она самостоятельно разработала «архив запахов», созданный на основе более чем 7000 воздухонепроницаемых пробирок SuperSense.
В коллекцию исследовательницы входят запахи со всего мира. На их основе она строит «запаховые карты» многих городов мира. Сиссель собирает образцы запахов в различных районах города, а затем тщательно отмечает, в каком месте и при каких условиях ее поразил тот или иной аромат. Руководствуясь картой Сиссель можно заново открыть для себя давно знакомые улицы — изучить их на новом уровне восприятия.
Один из крупнейших в мире частных архивов запахов непрерывно пополняется с 1990 года
Проекты City SmellScape или SuperSense можно отнести к экзотической области исследований, но их нельзя считать уникальными. По всему миру исследователи, изобретатели и ученые ведут работы с запахами. Появляются высокотехнологичные стартапы, ставящие перед собой цель обогатить наш опыт восприятия реальности с помощью пахучих веществ. Мы уже научились собирать и синтезировать запахи, но еще предстоит много работы по оцифровке и передаче через каналы связи эссенций пахучести.
Передача и синтез запахов
Meta Cookie – экспериментальный гаджет, который пытается модифицировать восприятие вкуса, изменяя внешний вид пищевого продукта и маскируя его истинный запах другим (смоделированным) запахом. Это действительно причудливый прибор сочетает в себе дополненную реальность с системой испускания запахов перед носом пользователя
Попытки передать дополнительную информацию с помощью запахов и технологий предпринимались за десятки лет до эпохи интернета. В конце 50-х и начале 60-х годов в некоторых американских кинотеатрах распрыскивали духи, чтобы придать картинам дополнительный эффект погружения.
Были представлены две системы имитации запахов — Smell-O-Vision Ханса Лаубе и AromaRama Чарльза Вейса. Обе системы использовали системы кондиционирования кинотеатров для создания ароматического сопровождения кинофильмов. Эксперимент потерпел неудачу, поскольку публика волновалась и отвлекалась от просмотра, реагируя на необычные для кинозала запахи.
В 2000 году компания TriSenx показала концепт устройства FirstSENX, которое распознавало код, обозначающий, в каком соотношении нужно смешивать вкусовые ингредиенты для получения того или иного вкуса или запаха. Вкусовые ингредиенты на водной основе могли наноситься на съедобный носитель (пресную лепешку) и на обычную бумагу. Проект не покинул стенд единственной выставки, на которой был представлен.
Гораздо ближе к реализации задумки оказалась компания DigiScents, выпустившая устройство синтеза запахов iSmell в 2001 году. iSmell или iSmell Personal Scent Synthesizer подключался к ПК и начинал пахнуть, как только пользователь посещал сайт или открывал электронное письмо со встроенным кодом активации. Устройство содержало картридж со 128 «основами ароматов», которые можно было смешивать для создания различных запахов.
В 2006 году iSmell был назван одним из «25 наихудших технических продуктов всех времен». Несмотря на 20 миллионов долларов инвестиций, пользователей не удалось заинтересовать проектом. Возможно, задумка просто опередила свое время.
В 2007 году стартап Scentcom начал работу в области внедрения сенсорного опыта в различных областях (игры, телевидение, автомобили, смартфоны) с использованием гаджета, заменяющего ароматические палочки для дома. Компания применяет технологию ультразвуковых микроизлучателей, которые направляют распыляемые вещества в поток воздуха за пределами устройства, управляемого с помощью мобильного приложения. Удивительно, но проект жив спустя 10 лет после появления.
В 2008 году Nokia показала прототип телефона, который мог определять, передавать и воспроизводить полученные запахи. Аналогичные проекты замечены у израильского стартапа Scent2you.
А на другом конце света в 2008 году японский сотовый оператор NTT DoCoMo тестировал устройство с картриджами базовых ароматов, позволявшее создавать различные ароматические смеси.
Похоже, что передача запахов является одной из тех навязчивых идей, что никогда не отпустит человечество. Будут ли достигнуты успехи на этом поприще?
Долговременное хранение запахов
Все началось с устройства, которое придумали дизайнеры Эми Рэдклиф и Хелен Комбал-Уэйс. Мы привыкли, что дизайнеры массово генерируют различные концептуальные работы, многие из которых не выдерживают критики с точки зрения инженерии и логики. Однако в данном случае дизайнеры проявили себя настоящими изобретателями и создали камеру, которая запечатляет запахи для их последующего воспроизведения.
Источник запаха помещается под купол устройства. Воздушный насос засасывает запах в специальную колбу, которая затем отправляется в лабораторию, где молекулярная структура запаха расшифровывается с помощью газовой хроматографии и масс-спектрометрии. Выделив молекулы отдельных пахучих веществ, их смешивают с жидкостью и помещают во флакон, который можно всегда носить с собой.
Устройство «Scentography» послужило основной для создания гаджета «Madeleine», сохраняющего в памяти ароматный след любого человека, объекта или места. «Madeleine» работает на основе метода, предложенного в 1975 году швейцарским химиком и парфюмером Романом Кайзером.
Кайзер оказал значительное влияние на анализ натуральных продуктов. Он стал одним из пионеров метода анализа воздуха с помощью газовой хроматографии и многие из восстановленных им природных ароматов нашли применение во всемирно известных духах. Кайзер сейчас занимается восстановлением ароматов исчезающих видов растений, а его изобретения живут своей жизнью.
В «Madeleine» запах обрабатывается практически тем же образом, что и в опытах швейцарского парфюмера 40 лет назад: на объект направляется воронка прибора, включается насос, воздух прокачивается через стеклянную трубку с картриджем, который содержит адсорбент. Разница в том, что современные методы позволяют делать адсорбент из различных новых материалов — например, из пористой ионообменной смолы на основе 2,6-дифенилфенола. Этот материал устойчив к воздействию атмосферной влаги и высоких температур, а средний диаметр пор 200 нм обеспечивает высокую емкость.
Картридж с пробой воздуха проходит обработку в лаборатории, где молекулам природных запахов находят максимально точные пахучие аналоги — восстанавливают запах. Зная химический состав пробы воздуха, мы можем в лаборатории воспроизвести любой запах и делать это столько раз, сколько потребуется.
Телепортация запахов
Группа ученых из Национального Университета Сингапура (NUS) и Университета Кейо, Япония, с 2013 года ведет работу над новой методикой, позволяющей оцифровать вкус и цвет. Перед испытуемым ставили прозрачный стакан с дистиллированной водой. В стакане активировали светодиодную подсветку, повторяющую цвет лимонада. Встроенные в верхнюю часть стакана электроды раздражали вкусовые рецепторы языка, имитируя у дегустатора такие же вкусовые ощущения, как при питье лимонада.
Прототип устройства мог воспроизводить лишь четыре базовых вкуса: сладкий, горький, соленый и кислый (поэтому опыт ставили на лимонаде). Ученые планируют добавить к вкусовым ощущениям запахи, чтобы сделать продукты более реалистичными.
Ученые из университета Йорка (Канада) и университета Варвика (Великобритания) первыми в мире смогли передать текстовое сообщение с помощью запаха. Текст вводился на плате Arduino Uno в двоичном коде. Затем подключенный к Arduino пульверизатор распылял пары изопропилового спирта в сторону приемника. Присутствие паров в воздухе соответствует единице, отсутствие — нулю.
На стороне приемника находился еще один микроконтроллер Arduino Uno с тремя сенсорами для разных веществ. Контроллер декодирует сообщение, распознавая увеличение паров спирта как единицу, а уменьшение — как ноль.
Ставятся и другие эксперименты, цель которых — сохранение запаха и быстрая передача его на расстояние. Но возникает вопрос, какова конечная цель всех изысканий — наука ради науки или создание реального востребованного на рынке продукта?
Реальное применение
Вещь, которая выглядит как первоапрельская шутка. Ученые из Токийского аграрно-технического университета изобрели «пахнущий экран». Запах исходит из конкретной области на экране, соответствующей источнику аромата — например, когда появляется изображение персика, именно этот угол экрана пахнет фруктом.
Из нагреваемых сублимированных гелевых гранул запах попадает в четыре воздушных потока. Система меняет положение вентиляторов, установленных по углам экрана, таким образом, чтобы запах в воздушном потоке следовал в какое-то конкретное место и согласовывался с изображением на экране.
На данный момент система может производить только один запах, но исследователи говорят, что следующая модель будет оснащаться картриджем для получения десятков различных ароматов.
Технология средств «доставки» запахов, соответствующих картинке на экране, может значительно усилить восприятие зрителей. Представьте, что вы смотрите серию «Игры престолов», в которой герои смачно поедают жареную курицу. И ваша гостиная наполняется ароматом мяса и специй.
Возможность передавать запахи на расстояние (или только саму информацию о запахах), очевидно, найдет применение во многих областях: игры, маркетинг, медицина, туризм. Для виртуальной реальности искусственный запах — это еще один способ полного погружения человека в цифровой мир.
В повседневной жизни мы не придаем особого значения запаху. Приятно пахнет? Можно есть или просто нюхать. Чувствуете отвратительную вонь? Значит, надо держаться подальше. Для большинства людей эти базовые установки — единственные.
Каждый может вспомнить пример, когда запах служил дополнительным источником информации — сотрудник полиции просит вас дыхнуть, а ревнивая жена мгновенно учует запах чужих духов на пиджаке мужа — однако большинство запахов мимолетны для нашего сознания. В зале кинотеатра запах сладкого попкорна лишь приятно дополняет атмосферу, а запах моря у побережья вряд ли надолго сфокусирует ваше восприятие. Однако ученые из медицинского института Говарда Хьюза и университета Рокфеллера, протестировав добровольцев с использованием «палитры» различных сложных запахов, определили, что наше обоняние способно распознавать как минимум триллион (!) запахов.
В это трудно поверить, но ученые заявляют, что не ошиблись в расчетах. Для сравнения — человеческий глаз способен увидеть до 10 миллионов оттенков, а ухо слышит до 350 000 звуковых частот. Получается, что нос даст нам гораздо больше информации об окружающем мире — если бы мы сами того захотели и развивали соответствующие навыки.
Мы еще только в самом начале пути по развитию сенсорного восприятия мира. Трудно предположить, какие еще данные о запахах узнает наука и как люди смогут распорядиться полученной информацией. Возможно, что благодаря технологиям мы научимся полнее «видеть» и «чувствовать» окружающее пространство — независимо от того, будем ли мы находиться в реальности или VR-мире.
Источник
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
Наука
Вкус и запах в виртуальном пространстве: технологии, которые изменят наше представление о рекламе (NoonPost, Египет)
Реклама блюд из ресторанов на различных интернет-площадках вызывала ли у вас когда-либо аппетит? Или, может, вы желали вдохнуть аромат нового парфюма одного из известных брендов? Тогда представьте, что сможете пробовать еду, тестировать духи и даже обнимать друзей дистанционно, то есть онлайн!
В этой публикации мы хотим рассказать о новейших технологиях, разрабатываемых для дистанционной передачи ощущений, что изменит концепцию рекламы и процесс онлайн тестирования продукта — через осязание, вкус и обоняние.
Осязание в виртуальном мире
Мы способны к тактильным ощущениям благодаря коже, состоящей из нескольких слоев и множества рецепторов. Получение информации кожей происходит через сложный механизм, и человек способен различать самые разные ощущения, начиная от прикосновения пера и заканчивая железом.
В 1980-х годах в воображении ученых возникла идея об осязании в виртуальной реальности. Первые попытки реализовать ее были предприняты в рамках Лаборатории виртуальной реальности NASA. Затем американское агентство добавило физическое пространство, что позволило привнести некоторую чувствительность в виртуальной реальности, в которой оказывается обучаемый.
Блуждая в виртуальной комнате, человек касается специальные датчиков, генерирующих электрические импульсы. Именно они позволяют осязать созданную перед ним картинку. В результате NASA не смогло полностью реализовать задумку ученых в данной области, но оказалась близко к созданию того, что сегодня именуют смешанной, или гибридной реальностью.
Концепцию осязаемой виртуальной реальности начала также развивать компания Microsoft. В 2016 году она представила соответствующий проект: один из добровольцев надел костюм для погружения в виртуальную реальность, и во время прогулки на экране появилась женщина. Мужчина обнял ее и испытывал те же чувства, как если бы она была реальной.
Тактильные (хаптические) устройства для виртуальной реальности
Возможно, первыми устройствами, разработанными для обеспечения осязаемости в виртуальном пространстве, являются хаптические устройства. Они могут иметь разные формы, например, форму компьютерной мыши или наконечника, который надевается на палец.
Несмотря на многочисленные виды таких устройств, они все работают по одному принципу — генерируют электрический импульс, который передается коже, и подобен тому импульсу, что генерируется при соприкосновении с той или иной вещью.
Дистанционные устройства управления
Новая британская компания Ultrahaptics разработала небольшой набор устройств, состоящий из 64 ультразвуковых преобразователей, которые позволяют людям осязать виртуальные предметы.
Касаясь волн в воздухе, пользователь чувствует, как касается устройства, точнее того, что имитирует текстуру взятого за основу реального устройства.
Костюм, симулирующий объятия
Адриан Чеок, профессор компьютерных наук Городского университета Лондона, создал особый костюм — надев его, вы сможете обнять кого-то на расстоянии.
Обоняние в виртуальном пространстве
Ученые разработали несколько способов передачи запахов на расстоянии. Первым из таких нововведений было устройство под названием Scentee. Это небольшой девайс, который подсоединяется к телефону через обычный разъем и действует через приложение. Кроме того, он содержит картриджи с различными ароматами.
Если вы хотите почувствовать определенный запах, эти картриджи выделяют аналогичное вещество, но есть одна проблема — устройство сложно использовать, и необходимо заменять картриджи всякий раз, когда в них заканчиваются содержимые вещества.
Эти устройства продаются в Японии — продажи достигают 10 тысяч единиц товара в месяц — и содержат ароматы многих известных цветов или духов.
В то же время разработчики пытаются найти способы более простой передачи запахов на расстоянии и увеличить их количество. Так, французский нейробиолог Оливье Оллиер создал устройство, которое может стимулировать ваше обоняние посредством магнитного механизма, когда обонятельная луковица получает информацию о запахе за счет стимуляции рецепторов в полости носа.
Дистанционная передача вкусовых качеств
Разработчики использовали самые разные методы передачи вкуса на расстоянии, первым из которых является «электронная стимуляция» языка. Так, был создан гаджет, который генерирует электромагнитные волны на любой вкус.
Как известно, когда вы чувствуете какой-либо аромат, информация о нем поступает в мозг через электрический импульс. Ученые симулировали этот импульс с помощью небольшого устройства.
Второй способ передачи вкусовых ощущений был найден исследователями из Университета Мэйдзи в Японии. Гаджет представляет собой металлический цилиндр с цветными гелевыми контактами, каждый из которых активизирует один из пяти основных вкусов: сладкий, горький, соленый, кислый и умами — приятный острый вкус, добавленный Японией в 1990 году.
Контекст
Project Syndicate: как защитить журналистов от кибер-харассмента
Delfi: школа онлайн — чрезвычайная ситуация или лучше навсегда?
Ars Technica: как работает интернет
The Times: вы говорите на интернет-новоязе? Найдите свое онлайн-племя
Khorasan: 5G в России – использование для секретных и военных нужд
При появлении изображения конкретного продукта на экране создается электрический импульс, стимулирующий его вкусовые качества. Когда пользователь прикасается языком к металлическому цилиндру, он чувствует вкус пищи, например, знаменитого японского блюда — «суши».
Аналогичная работа ведется и в Национальном университете Сингапура, где команда исследователей работает над созданием «цифрового леденца», благодаря которому человек сможет ощутить сладкий, соленый, кислый или горький вкусы.
По прогнозам разработчиков, эти технологии будут широко использоваться в области рекламы и маркетинга. Любой владелец ресторана сможет создать техническую команду, в задачи которой будет входить симуляция вкусов блюд для всех клиентов, кто желает попробовать их на расстоянии, с помощью тех или иных технологий в этой области. Кроме того, ожидается широкое внедрение устройств для обоняния и осязания в виртуальном и смешанном пространстве.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Источник